Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации ребенка к детскому саду
Обновлено: 05.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
С поступлением ребенка 2- 3 летнего возраста в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к капризам, страхам, отказам от еды. Но в это время тяжело не только детям, но и родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помочь семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Задачи этой работы:
Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;
Оказать родителям консультацию и помощь по проблемам воспитания и развития ребенка;
Обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Я работаю воспитателем в смешанной ранней группе и контакт с родителями начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту своего ребенка. В индивидуальных беседах обговариваем, что ребенок уже умеет делать, что хорошо получается, а с чем у него возникают трудности или вообще не умеет делать.
Затем родителей и ребенка знакомим с группой. Проводится экскурсия по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируется, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. С родителями каждого ребенка беседа ведется индивидуально, даются рекомендации по улучшению адаптации его к условиям детского сада. А именно:
2. Родителям в домашних условиях нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в ДОУ.
3. Готовиться к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован в посещении ДОУ, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка.
4. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и обговорить, что он там будет делать.
5. Рекомендуется укороченный день. Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период, когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации.
6. Первые несколько дней желательно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т.к. с мамой ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно.
7. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.
8. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.
9. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.
Родительские собрания - организованное ознакомление родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей в детском саду. Тематика их носит определенную направленность: адаптация ребёнка в детском саду; особенности возраста и особенности привыкания детей данной возрастной группы; роль семьи в период привыкания ребёнка к детскому саду.
Индивидуальная беседа - может проходить по запросу родителя или по инициативе воспитателя. Проводится в утренние и вечерние часы, касается в основном самочувствия ребёнка, его настроения, поведения, его достижений или трудностей, в которых ребенку нужно обязательно помочь.
Создание в соцсетях собственной группы позволяет нам, воспитателям, вести диалог с родителями по тем или иным текущим вопросам, давать объявления или обратиться к родителям с какой- то просьбой. Родители имеют возможность наблюдать за тем, чем занимаются в детском саду их дети в течение дня по фотографиям и видео, или задать вопрос воспитателю, если при личной встрече не получилось этого сделать.
Все эти формы направлены на объединение усилий педагогов и родителей, чтобы привыкание ребенка к условиям дошкольного учреждения прошло легко и радостно для ребенка. Сколько времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по разному. Но привыкание к детскому саду – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помочь ему преодолевать трудности.
Цель моей работы — оказать поддержку родителям в преодолении стрессовых состояний в период адаптации детей к детскому саду заинтересовав их в нашей совместной работе, т. е в работе с воспитателем, мотивировать их на взаимопомощь и активное взаимодействие в этот сложный для их детей период.
1. Формирование эмоционального контакта и доверительных отношений между детьми, родителями и сотрудниками группы;
2 Объединение их в одну команду;
3Воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
-Наиболее благоприятную атмосферу для общения с ними на все интересующие темы. –
-Более успешную и легкую адаптацию детей моей группы. Творческий потенциал для работы в этом направлении.
Советы родителям в адаптационный период
Начать водить ребенка в детский сад за 2 месяца до выхода мамы на работу.
2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.
3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации, то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя.
4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.
5. Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.
6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.
7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.
8. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.
9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.
10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.
11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
Памятка для родителей!
1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.
Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой,а также ритуал встречи.
3. По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама,папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
4. Не обманывайте ребенка,забирайте домой во время,как пообещали.
5. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
6. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
7. Создайте спокойную,бесконфликтную обстановку в семье.
8. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест,цирка, театра.
10. Уделяйте ребенку больше своего времени,играйте вместе,каждый день читайте малышу.
11. Не скупитесь на похвалу.
12. Эмоционально поддерживайте малыша : чаще обнимайте,поглаживайте, называйте ласковыми именами.
РАДУЙТЕСЬ ПРЕКРАСНЫМ МИНУТАМ ОБЩЕНИЯ СО СВОИМ МАЛЫШОМ!Памятка выдается родителям до поступления детей в детский сад. Адаптация в детском саду –это приспособление к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается,живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т. д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т. е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:
-нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
-нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
-меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
-повышение температуры тела
-изменения характера стула
-нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т. е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.
Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители :
1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т. е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
2. Неформальное посещение детского сада. Т. е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
3. Т. к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
6. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
7. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.
-до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
-в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
-приблизить домашние условия к особенностям д/ с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т. п.
Хочу заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т. е. в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения.
Сразу хочу заметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.
При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается.
Анкета для родителей "Давайте познакомимся"
Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.
1. Ф. И. О. ребенка
2. Дата рождения 3. Домашний адрес, телефон
4. Состав семьи; Какой ребенок по счету в семье?
Ф. И. О., год рождения
Место работы, телефон, рабочий телефон
Ф. И. О., год рождения
Место работы, телефон, рабочий телефон
7. С кем проживает ребенок
8. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его воспитании
9 Другие дети в семье (их возраст, взаимоотношения ребенка с ними)
10. Как вы называете своего ребенка (его любимое имя)
11. К кому из членов семьи ребенок больше привязан
12. Часто ли ребенок болеет (причина, какие заболевания, травмы перенёс
13. Основные виды игр и занятий дома
14. Легко ли рассмешить ребенка _
15. Какие игрушки любит, кто их убирает
16. Любимая пища
18. Есть ли у ребёнка аллергия (на что)
19. Как ребенок просыпается утром: (нужное подчеркнуть)
а) активен, в хорошем настроении
20. Часто ли в вашем доме бывают гости (редко, один раз в неделю, один раз в месяц)
21. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо детские развлекательные учреждения
22. Как ребенок взаимодействует с детьми в игре (нужное подчеркнуть)
а) активен, лидер
б) легко присоединяется к играющим
в) испытывает трудности
23. Любимые занятия, интересы:
а) лепка, рисование, конструирование
б) подвижные игры, физическая активность
в) книги, познавательные игры
г) другое 24. Часто ли капризничает ваш ребёнок
25. Что может вызвать гнев у ребёнка
26. Какие меры поощрения вы применяете
27. Кто занимается воспитанием ребёнка
28. Кто гуляет с ребёнком
29. Кто будет забирать ребёнка из детского сада
30. Жилищные условия: квартира, кирпичный дом, деревянный дом, съёмное жильё
31. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т. д.)
32. Что ждёте от детского сада
33. Ваши пожелания
Кто заполнял анкету?
Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации детей к детскому саду Цель: Помочь родителям снять психологические барьеры в общении. Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям. Задачи: Познакомить.
Консультация для педагогов. Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду Поступление ребенка в дошкольное учреждение.
Сказки для адаптации детей в детском саду СКАЗКИ ДЛЯ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ Чтобы адаптация вашего ребенка прошла успешно, необходимо сформировать у малыша положительную установку.
Взаимодействие с родителями как важная составляющая адаптации ребенка в ДОУ Поступление ребенка в детский сад является значительным событием как для родителей, так и для педагогов. От того, как пройдет первая встреча,.
Период адаптации — очень серьезный этап в жизни дошкольника. У ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, игрушек, людей, правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни. Для ребенка это и первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Такой период требует особого внимания со стороны не только педагога, но и родителей.
Наша работа была направлена создание условий для обеспечения успешной адаптации детей раннего возраста через установление партнерских отношений с семьей.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
- Определить условия для успешной адаптации.
- Разработать планирование совместной деятельности родителей и педагогов для прохождения детьми раннего возраста успешной адаптации к ДОУ.
- Разработать рекомендации для родителей по созданию психологического комфорта в семье в период адаптации.
Проведя анализ психолого-педагогических источников, мы пришли к выводу, что на протяжении всего раннего возраста (до трех лет) в общении ребенка со взрослым, как отмечает Е. О. Смирнова, остается главной ситуативно-деловая форма общения. Для нее характерны потребность в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут создать благоприятные условия для его жизни в группе, зависит многое в его поведении, эмоциональном благополучии.
На что же были направлены наши действия:
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы вгруппе.
Совместно с родителями формировали у ребенка положительную установку и желание идти в детский сад. Это зависело в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, мы “одомашнили” нашу группу.
- Правильная организация вадаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
- Работа сродителями. Необходимое условие успешной адаптации — взаимодействие-согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Социальное партнерство — это совместная коллективно распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
Партнерство предполагает: равноправие сторон, уважение и учет интересов, заинтересованность, свобода выбора при обсуждении вопросов, добровольность принятия на себя сторонами обязательств, реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами, обязательность исполнения договоренностей и соглашений, взаимовыгодность.
Для обеспечения эффективного взаимодействия и установления партнерских отношений нами выделены следующие этапы:
– сбор информации о семье, изучение педагогических возможностей семьи, условий семейного воспитания ребенка
– изучение представлений, ожиданий, запросов родителей, планов относительно сотрудничества с ДОУ, степени готовности к взаимодействию
– актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка и повышении своей педагогической компетентности
– повышение педагогической компетентности родителей: формирование знаний о развитии, воспитании и обучении ребенка, развитие практических педагогических умений
– вовлечение родителей в диалог
– вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс
Реализацию плана работы начали с подбора методического и дидактического материала. С целью прогноза предполагаемой адаптации вместе с педагогом — психологом провели анализ медицинских карт будущих воспитанников.
На первом этапе, в августе, мы провели родительское собрание, на котором не только познакомили родителей с условиями успешной адаптации, но и провели экскурсию по детскому саду. Познакомили с режимом дня для детей данного возраста и порекомендовали придерживаться его дома. Вместе с руководителем составили график очередности начала посещения детей. Провели анкетирование, цель которого — определить факторы, которые могут затруднить адаптацию и выявить сильные стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.
Нас интересовало, знакомы ли родители с условиями успешной адаптации, есть ли волнение и беспокойство по данному вопросу, каков их настрой и ожидания от пребывания ребенка в группе, в детском саду.
Анкетирование показало, что все родители готовы к сотрудничеству и участию в жизни детей в детском саду.
Так же проводили личные беседы об интересах семьи, что помогло, сделать работу с родителями эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Традиционно в период адаптации детей рекомендовали принести любимую игрушку в сад. В группе мы продолжали обыгрывать личные игрушки детей, обговаривали с детьми о том, как игрушке нравится в саду, ей весело играть с детьми и она еще придет в сад.
Благодаря этому были решены следующие задачи:
2.Родители поделились опытом взаимодействия с ребенком в семье во время игр.
Были случаи, когда родители, волнуясь за малыша, стояли под дверью, прислушивались, ходили возле участка. Поэтому мы предложили, приходя за ребенком, не сразу его забирать, а некоторое время провести вместе со всей группой на улице во время прогулки. Благодаря этому непосредственному общению родители, воспитатели и дети ближе познакомились. Так родители могли не только помочь ребенку раскрыться, быть спокойным в детском коллективе, но и наблюдать за нашей работой. Как мы общаемся с детьми. Пребывание мамы рядом с ребенком оказывало положительное влияние на формирование успешных взаимоотношений между детьми, педагогом и родителями. В процессе совместного общения мы получали дополнительную информацию о ребенке. О стиле взаимоотношений между взрослым и ребенком в семье.
Этот метод способствовал решению следующих задач:
1) Выработать оптимальный стиль общения и воспитания для каждого ребенка с учетом стиля воспитания в семье.
2) Приобщить ребенка к образовательным мероприятиям.
- Оказание квалифицированной консультационной помощи родителям по вопросам воспитания и адаптации ребенка к ДОУ.
- Налаживание партнерских отношений с родителями.
В ходе такой работы, совместными силами, путем установления партнерских отношений с родителями нам удалось сделать адаптационный период наших воспитанников более легким. Дети с удовольствием посещают детский сад, не хотят уходить. Родители довольны, что их дети комфортно себя чувствуют в детском саду. А мы, в свою очередь, отмечаем, что это результат совместной работы.
- Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. — Волгоград: Учитель, 2008. — 188 с.
- Данилина, Т. А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т. А. Данилина, Н. М. Степина. — М.: Айрис-Пресс, 2004. — 112
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, родитель, успешная адаптация, ранний возраст, группа, период адаптации, семья, адаптационный период, игровая деятельность.
Как известно, адаптация – это процесс вхождения дошкольника в новую среду, его возможность приспособиться к тем условиям, в которых он оказывается. Повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение его социальных контактов очень существенны для формирования личности ребенка.
Взаимодействие с родителями мы осуществляем на основе следующих принципов:
- Системность, четкая целенаправленность и плановость;
- Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями;
- Возрастной характер взаимодействия с родителями;
- Открытость и доброжелательность.
Адаптация – длительный процесс, включающий в себя два больших этапа, каждый из которых имеет свои собственные цели и задачи.
Взаимодействие психолога и воспитателей с родителями начиналось ещё до поступления ребёнка в детский сад и происходило с начального совместного ознакомления с данными медицинских карт каждого ребёнка. Разрабатывался график приёма детей. Составлялись консультации и рекомендации в помощь воспитателям по облегчению процесса адаптации детей в детском саду. А также:
Первый этап – подготовительный. Он начинался с первой встречи родителей с воспитателями, которая проводилась ещё до поступления и прихода детей в группу. На этой встрече родители знакомились с ДОУ, с персоналом группы, заведующая и воспитатели им рассказывали о текущих задачах и традициях учреждения. Показывали, как работать с сайтом ДОУ, на котором родители могут получить нужную им информацию о плане проведения мероприятий для вновь поступающих детей в ДОУ: мастер – классах, консультациях, беседах, тренингах, практикумах. Наша работа с родителями нацелена на то, чтобы развить их педагогическую компетентность, помочь семье найти ответы на интересующие их вопросы по воспитанию детей, привлечь родителей к сотрудничеству в плане поиска единых подходов в деле воспитания. Проводилась экскурсия по помещениям ДОУ. А также была проведена совместная с родителями работа по созданию оптимальных условий развития ребёнка, как в группе, так и на участке детского сада: создание новых игр, игрового оборудования, участие в покраске и ремонте старого оборудования, украшение групповой веранды, что помогло познакомиться родителям друг с другом и с воспитателями и способствовало сплочению родительского коллектива.
Далее мы провели родительское собрание.
Конспект родительского собрания
- Дата проведения: август 2019 г.
- Участники: родители воспитанников 1-й младшей группы, воспитатели, педагог-психолог.
- Количество участников: 20 человек.
- Место проведения: музыкальный зал ДОУ.
- Создать условия для знакомства родителей друг с другом, возникновения положительных взаимоотношений между ними.
- Выявить ожидания родителей от посещения ребенком детского сада.
- Проанализировать уровень адаптации детей в группе. Определить факторы, мешающие успешной адаптации. Дать рекомендации родителям как вести себя в период адаптации.
- Способствовать положительным детско-родительским отношениям.
ХОД СОБРАНИЯ.
Я передаю мячик Вам, вы представляетесь, говорите, чьи вы родители и несколько слов о своей семье или ребёнке и передаете мячик дальше.
Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к важным вопросам.
Адаптация ребёнка к детскому саду.
Поступление малыша в детский сад – это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Наша с вами задача сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно.
В настоящее время многие родители очень рано отдают детей в ясельную группу, не понимая, как трудно для некоторых малышей проходить новый этап в своей жизни. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми себе подобными малышами могут стать для ребенка психологической травмой. Очень важно, чтобы переход из дома в детский сад был плавным, мягким, безтравматичным.
Адаптация – это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям на разных уровнях: физиологическом, психологическом.
- Легкая (кратковременная) – от двух до четырех недель
- Средняя – от четырех до шести недель.
- Тяжелая (долговременная) – более шести недель, может продолжаться и до шести-девяти месяцев.
Негативные результаты (стресс).
В возрасте 1-3-х лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется особенной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.
Поэтому поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое кол-во незнакомых людей. Ведь стресс всегда тормозит развитие, как в физиологическом, так и в психологическом плане. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:
- нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
- нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
- меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
- повышение температуры тела, давления;
- снижение иммунитета;
- изменения характера стула;
- нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.).
Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо подготавливать ребенка, как на физиологическом уровне, так и на психологическом. Адаптационный период может длиться от 3-4 недель до 6-9 месяцев. Родители, отдавая ребёнка в ДОУ должны учитывать это.
Физиологический уровень адаптации зависит от общего физиологического состояния ребенка (здоровья, иммунитета, от образа жизни, предпочтений в питании).
Надо привыкнуть к:
- Невозможности уединения:
- Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам;
- Новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять требования взрослых)
- Необходимости самоограничений.
Психологический уровень адаптации.
Предстоит привыкнуть к:
- Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;
- Необходимости отстаивать свое личное пространство;
- К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы);
- Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
Факторы, от которых зависит течение адаптации:
- возраст ребенка;
- состояние здоровья;
- уровень здоровья;
- умение общаться со сверстниками;
- сформированность предметной и игровой деятельности;
- приближенность домашнего режима к режиму ДОУ.
Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями и бывают сами не готовы к их преодолению.
Рассмотрим типичные ошибки и способы их преодоления.
- Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома ребенок соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – это нормальное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
- Часто ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От Вас требуется только терпение и помощь. Все что нужно вашему малышу — это адаптироваться к новым условиям.
- Еще одна ошибка родителей — это пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Прежде всего, вам нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются. Это состояние передается детям. Следует избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.
- Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни.
Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день — это верный знак того, что он освоился.
ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:
- хороший аппетит;
- спокойный сон;
- охотное общение с другими детьми;
- адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
- нормальное эмоциональное состояние.
Сколько по времени будет длиться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к детскому саду — это так же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Советы родителям.
- Встаньте в круг те, у кого 1 ребёнок,
- встаньте в круг те, у кого 2 ребёнка,
- встаньте в круг те, у кого 3 и более ребёнка.
Вот такой большой и дружный у нас получился круг!
А теперь в круге встаньте все:
- плечо к плечу,
- локоть к локтю,
- нога к ноге,
- колено к колену,
- ладонь к ладони.
Вот так, взявшись за руки, мы образовали нечто целое – круг, коллектив! И мы хотим, чтобы вы вот так прошагали все эти 5 лет рука об руку и стали одной большой и дружной семьёй!
Всем большое спасибо за внимание и участие!
В течение всего адаптационного периода с родителями проводилась работа в виде групповых и индивидуальных консультаций, бесед, предоставлялась информация на стендах и папках-передвижках.
Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ
Читайте также: