Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации ребенка к детскому саду

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

С поступлением ребенка 2- 3 летнего возраста в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к капризам, страхам, отказам от еды. Но в это время тяжело не только детям, но и родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помочь семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка.

Задачи этой работы:

Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;

Оказать родителям консультацию и помощь по проблемам воспитания и развития ребенка;

Обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Я работаю воспитателем в смешанной ранней группе и контакт с родителями начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту своего ребенка. В индивидуальных беседах обговариваем, что ребенок уже умеет делать, что хорошо получается, а с чем у него возникают трудности или вообще не умеет делать.

Затем родителей и ребенка знакомим с группой. Проводится экскурсия по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируется, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. С родителями каждого ребенка беседа ведется индивидуально, даются рекомендации по улучшению адаптации его к условиям детского сада. А именно:

2. Родителям в домашних условиях нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в ДОУ.

3. Готовиться к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован в посещении ДОУ, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка.

4. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и обговорить, что он там будет делать.

5. Рекомендуется укороченный день. Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период, когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации.

6. Первые несколько дней желательно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т.к. с мамой ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно.

7. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.

8. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.

9. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.

Родительские собрания - организованное ознакомление родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей в детском саду. Тематика их носит определенную направленность: адаптация ребёнка в детском саду; особенности возраста и особенности привыкания детей данной возрастной группы; роль семьи в период привыкания ребёнка к детскому саду.

Индивидуальная беседа - может проходить по запросу родителя или по инициативе воспитателя. Проводится в утренние и вечерние часы, касается в основном самочувствия ребёнка, его настроения, поведения, его достижений или трудностей, в которых ребенку нужно обязательно помочь.

Создание в соцсетях собственной группы позволяет нам, воспитателям, вести диалог с родителями по тем или иным текущим вопросам, давать объявления или обратиться к родителям с какой- то просьбой. Родители имеют возможность наблюдать за тем, чем занимаются в детском саду их дети в течение дня по фотографиям и видео, или задать вопрос воспитателю, если при личной встрече не получилось этого сделать.

Все эти формы направлены на объединение усилий педагогов и родителей, чтобы привыкание ребенка к условиям дошкольного учреждения прошло легко и радостно для ребенка. Сколько времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по разному. Но привыкание к детскому саду – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помочь ему преодолевать трудности.

Цель моей работы — оказать поддержку родителям в преодолении стрессовых состояний в период адаптации детей к детскому саду заинтересовав их в нашей совместной работе, т. е в работе с воспитателем, мотивировать их на взаимопомощь и активное взаимодействие в этот сложный для их детей период.

1. Формирование эмоционального контакта и доверительных отношений между детьми, родителями и сотрудниками группы;

2 Объединение их в одну команду;

3Воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

-Наиболее благоприятную атмосферу для общения с ними на все интересующие темы. –

-Более успешную и легкую адаптацию детей моей группы. Творческий потенциал для работы в этом направлении.

Советы родителям в адаптационный период

Начать водить ребенка в детский сад за 2 месяца до выхода мамы на работу.

2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.

3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации, то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя.

4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.

5. Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.

6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.

7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.

8. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.

9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.

10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.

11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

Памятка для родителей!

1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.

Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой,а также ритуал встречи.

3. По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама,папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.

4. Не обманывайте ребенка,забирайте домой во время,как пообещали.

5. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

6. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.

7. Создайте спокойную,бесконфликтную обстановку в семье.

8. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест,цирка, театра.

10. Уделяйте ребенку больше своего времени,играйте вместе,каждый день читайте малышу.

11. Не скупитесь на похвалу.

12. Эмоционально поддерживайте малыша : чаще обнимайте,поглаживайте, называйте ласковыми именами.

РАДУЙТЕСЬ ПРЕКРАСНЫМ МИНУТАМ ОБЩЕНИЯ СО СВОИМ МАЛЫШОМ!Памятка выдается родителям до поступления детей в детский сад. Адаптация в детском саду –это приспособление к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается,живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т. д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т. е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

-нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)

-нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)

-меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

-повышение температуры тела

-изменения характера стула

-нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т. е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.

Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители :

1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т. е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.

2. Неформальное посещение детского сада. Т. е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.

3. Т. к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).

4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.

5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.

6. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.

7. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.

8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

-до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).

-в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.

-приблизить домашние условия к особенностям д/ с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т. п.

Хочу заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т. е. в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения.

Сразу хочу заметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается.

Анкета для родителей "Давайте познакомимся"

Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.

1. Ф. И. О. ребенка

2. Дата рождения 3. Домашний адрес, телефон

4. Состав семьи; Какой ребенок по счету в семье?

Ф. И. О., год рождения

Место работы, телефон, рабочий телефон

Ф. И. О., год рождения

Место работы, телефон, рабочий телефон

7. С кем проживает ребенок

8. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его воспитании

9 Другие дети в семье (их возраст, взаимоотношения ребенка с ними)

10. Как вы называете своего ребенка (его любимое имя)

11. К кому из членов семьи ребенок больше привязан

12. Часто ли ребенок болеет (причина, какие заболевания, травмы перенёс

13. Основные виды игр и занятий дома

14. Легко ли рассмешить ребенка _

15. Какие игрушки любит, кто их убирает

16. Любимая пища

18. Есть ли у ребёнка аллергия (на что)

19. Как ребенок просыпается утром: (нужное подчеркнуть)

а) активен, в хорошем настроении

20. Часто ли в вашем доме бывают гости (редко, один раз в неделю, один раз в месяц)

21. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо детские развлекательные учреждения

22. Как ребенок взаимодействует с детьми в игре (нужное подчеркнуть)

а) активен, лидер

б) легко присоединяется к играющим

в) испытывает трудности

23. Любимые занятия, интересы:

а) лепка, рисование, конструирование

б) подвижные игры, физическая активность

в) книги, познавательные игры

г) другое 24. Часто ли капризничает ваш ребёнок

25. Что может вызвать гнев у ребёнка

26. Какие меры поощрения вы применяете

27. Кто занимается воспитанием ребёнка

28. Кто гуляет с ребёнком

29. Кто будет забирать ребёнка из детского сада

30. Жилищные условия: квартира, кирпичный дом, деревянный дом, съёмное жильё

31. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т. д.)

32. Что ждёте от детского сада

33. Ваши пожелания

Кто заполнял анкету?

Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации детей к детскому саду Цель: Помочь родителям снять психологические барьеры в общении. Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям. Задачи: Познакомить.

Консультация для педагогов. Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду Поступление ребенка в дошкольное учреждение.

Сказки для адаптации детей в детском саду СКАЗКИ ДЛЯ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ Чтобы адаптация вашего ребенка прошла успешно, необходимо сформировать у малыша положительную установку.

Взаимодействие с родителями как важная составляющая адаптации ребенка в ДОУ Поступление ребенка в детский сад является значительным событием как для родителей, так и для педагогов. От того, как пройдет первая встреча,.


Период адаптации — очень серьезный этап в жизни дошкольника. У ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, игрушек, людей, правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни. Для ребенка это и первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Такой период требует особого внимания со стороны не только педагога, но и родителей.

Наша работа была направлена создание условий для обеспечения успешной адаптации детей раннего возраста через установление партнерских отношений с семьей.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

  1. Определить условия для успешной адаптации.
  2. Разработать планирование совместной деятельности родителей и педагогов для прохождения детьми раннего возраста успешной адаптации к ДОУ.
  3. Разработать рекомендации для родителей по созданию психологического комфорта в семье в период адаптации.

Проведя анализ психолого-педагогических источников, мы пришли к выводу, что на протяжении всего раннего возраста (до трех лет) в общении ребенка со взрослым, как отмечает Е. О. Смирнова, остается главной ситуативно-деловая форма общения. Для нее характерны потребность в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут создать благоприятные условия для его жизни в группе, зависит многое в его поведении, эмоциональном благополучии.

На что же были направлены наши действия:

  1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы вгруппе.

Совместно с родителями формировали у ребенка положительную установку и желание идти в детский сад. Это зависело в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, мы “одомашнили” нашу группу.

  1. Правильная организация вадаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
  2. Работа сродителями. Необходимое условие успешной адаптации — взаимодействие-согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Социальное партнерство — это совместная коллективно распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.

Партнерство предполагает: равноправие сторон, уважение и учет интересов, заинтересованность, свобода выбора при обсуждении вопросов, добровольность принятия на себя сторонами обязательств, реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами, обязательность исполнения договоренностей и соглашений, взаимовыгодность.

Для обеспечения эффективного взаимодействия и установления партнерских отношений нами выделены следующие этапы:

– сбор информации о семье, изучение педагогических возможностей семьи, условий семейного воспитания ребенка

– изучение представлений, ожиданий, запросов родителей, планов относительно сотрудничества с ДОУ, степени готовности к взаимодействию

– актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка и повышении своей педагогической компетентности

– повышение педагогической компетентности родителей: формирование знаний о развитии, воспитании и обучении ребенка, развитие практических педагогических умений

– вовлечение родителей в диалог

– вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс

Реализацию плана работы начали с подбора методического и дидактического материала. С целью прогноза предполагаемой адаптации вместе с педагогом — психологом провели анализ медицинских карт будущих воспитанников.

На первом этапе, в августе, мы провели родительское собрание, на котором не только познакомили родителей с условиями успешной адаптации, но и провели экскурсию по детскому саду. Познакомили с режимом дня для детей данного возраста и порекомендовали придерживаться его дома. Вместе с руководителем составили график очередности начала посещения детей. Провели анкетирование, цель которого — определить факторы, которые могут затруднить адаптацию и выявить сильные стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.

Нас интересовало, знакомы ли родители с условиями успешной адаптации, есть ли волнение и беспокойство по данному вопросу, каков их настрой и ожидания от пребывания ребенка в группе, в детском саду.

Анкетирование показало, что все родители готовы к сотрудничеству и участию в жизни детей в детском саду.

Так же проводили личные беседы об интересах семьи, что помогло, сделать работу с родителями эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Традиционно в период адаптации детей рекомендовали принести любимую игрушку в сад. В группе мы продолжали обыгрывать личные игрушки детей, обговаривали с детьми о том, как игрушке нравится в саду, ей весело играть с детьми и она еще придет в сад.

Благодаря этому были решены следующие задачи:

2.Родители поделились опытом взаимодействия с ребенком в семье во время игр.

Были случаи, когда родители, волнуясь за малыша, стояли под дверью, прислушивались, ходили возле участка. Поэтому мы предложили, приходя за ребенком, не сразу его забирать, а некоторое время провести вместе со всей группой на улице во время прогулки. Благодаря этому непосредственному общению родители, воспитатели и дети ближе познакомились. Так родители могли не только помочь ребенку раскрыться, быть спокойным в детском коллективе, но и наблюдать за нашей работой. Как мы общаемся с детьми. Пребывание мамы рядом с ребенком оказывало положительное влияние на формирование успешных взаимоотношений между детьми, педагогом и родителями. В процессе совместного общения мы получали дополнительную информацию о ребенке. О стиле взаимоотношений между взрослым и ребенком в семье.

Этот метод способствовал решению следующих задач:

1) Выработать оптимальный стиль общения и воспитания для каждого ребенка с учетом стиля воспитания в семье.

2) Приобщить ребенка к образовательным мероприятиям.

  1. Оказание квалифицированной консультационной помощи родителям по вопросам воспитания и адаптации ребенка к ДОУ.
  2. Налаживание партнерских отношений с родителями.

В ходе такой работы, совместными силами, путем установления партнерских отношений с родителями нам удалось сделать адаптационный период наших воспитанников более легким. Дети с удовольствием посещают детский сад, не хотят уходить. Родители довольны, что их дети комфортно себя чувствуют в детском саду. А мы, в свою очередь, отмечаем, что это результат совместной работы.

  1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. — Волгоград: Учитель, 2008. — 188 с.
  2. Данилина, Т. А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т. А. Данилина, Н. М. Степина. — М.: Айрис-Пресс, 2004. — 112

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, родитель, успешная адаптация, ранний возраст, группа, период адаптации, семья, адаптационный период, игровая деятельность.


Как известно, адаптация – это процесс вхождения дошкольника в новую среду, его возможность приспособиться к тем условиям, в которых он оказывается. Повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение его социальных контактов очень существенны для формирования личности ребенка.

Взаимодействие с родителями мы осуществляем на основе следующих принципов:

  • Системность, четкая целенаправленность и плановость;
  • Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями;
  • Возрастной характер взаимодействия с родителями;
  • Открытость и доброжелательность.

Адаптация – длительный процесс, включающий в себя два больших этапа, каждый из которых имеет свои собственные цели и задачи.

Взаимодействие психолога и воспитателей с родителями начиналось ещё до поступления ребёнка в детский сад и происходило с начального совместного ознакомления с данными медицинских карт каждого ребёнка. Разрабатывался график приёма детей. Составлялись консультации и рекомендации в помощь воспитателям по облегчению процесса адаптации детей в детском саду. А также:

Первый этап – подготовительный. Он начинался с первой встречи родителей с воспитателями, которая проводилась ещё до поступления и прихода детей в группу. На этой встрече родители знакомились с ДОУ, с персоналом группы, заведующая и воспитатели им рассказывали о текущих задачах и традициях учреждения. Показывали, как работать с сайтом ДОУ, на котором родители могут получить нужную им информацию о плане проведения мероприятий для вновь поступающих детей в ДОУ: мастер – классах, консультациях, беседах, тренингах, практикумах. Наша работа с родителями нацелена на то, чтобы развить их педагогическую компетентность, помочь семье найти ответы на интересующие их вопросы по воспитанию детей, привлечь родителей к сотрудничеству в плане поиска единых подходов в деле воспитания. Проводилась экскурсия по помещениям ДОУ. А также была проведена совместная с родителями работа по созданию оптимальных условий развития ребёнка, как в группе, так и на участке детского сада: создание новых игр, игрового оборудования, участие в покраске и ремонте старого оборудования, украшение групповой веранды, что помогло познакомиться родителям друг с другом и с воспитателями и способствовало сплочению родительского коллектива.

Далее мы провели родительское собрание.

Конспект родительского собрания

  • Дата проведения: август 2019 г.
  • Участники: родители воспитанников 1-й младшей группы, воспитатели, педагог-психолог.
  • Количество участников: 20 человек.
  • Место проведения: музыкальный зал ДОУ.
  1. Создать условия для знакомства родителей друг с другом, возникновения положительных взаимоотношений между ними.
  2. Выявить ожидания родителей от посещения ребенком детского сада.
  3. Проанализировать уровень адаптации детей в группе. Определить факторы, мешающие успешной адаптации. Дать рекомендации родителям как вести себя в период адаптации.
  4. Способствовать положительным детско-родительским отношениям.

ХОД СОБРАНИЯ.

Я передаю мячик Вам, вы представляетесь, говорите, чьи вы родители и несколько слов о своей семье или ребёнке и передаете мячик дальше.

Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к важным вопросам.

Адаптация ребёнка к детскому саду.

Поступление малыша в детский сад – это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Наша с вами задача сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно.

В настоящее время многие родители очень рано отдают детей в ясельную группу, не понимая, как трудно для некоторых малышей проходить новый этап в своей жизни. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми себе подобными малышами могут стать для ребенка психологической травмой. Очень важно, чтобы переход из дома в детский сад был плавным, мягким, безтравматичным.

Адаптация – это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям на разных уровнях: физиологическом, психологическом.

  • Легкая (кратковременная) – от двух до четырех недель
  • Средняя – от четырех до шести недель.
  • Тяжелая (долговременная) – более шести недель, может продолжаться и до шести-девяти месяцев.

Негативные результаты (стресс).

В возрасте 1-3-х лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется особенной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.

Поэтому поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое кол-во незнакомых людей. Ведь стресс всегда тормозит развитие, как в физиологическом, так и в психологическом плане. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела, давления;
  • снижение иммунитета;
  • изменения характера стула;
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.).

Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо подготавливать ребенка, как на физиологическом уровне, так и на психологическом. Адаптационный период может длиться от 3-4 недель до 6-9 месяцев. Родители, отдавая ребёнка в ДОУ должны учитывать это.

Физиологический уровень адаптации зависит от общего физиологического состояния ребенка (здоровья, иммунитета, от образа жизни, предпочтений в питании).

Надо привыкнуть к:

  1. Невозможности уединения:
  2. Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам;
  3. Новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять требования взрослых)
  4. Необходимости самоограничений.

Психологический уровень адаптации.

Предстоит привыкнуть к:

  1. Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;
  2. Необходимости отстаивать свое личное пространство;
  3. К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы);
  4. Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Факторы, от которых зависит течение адаптации:

  1. возраст ребенка;
  2. состояние здоровья;
  3. уровень здоровья;
  4. умение общаться со сверстниками;
  5. сформированность предметной и игровой деятельности;
  6. приближенность домашнего режима к режиму ДОУ.

Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями и бывают сами не готовы к их преодолению.

Рассмотрим типичные ошибки и способы их преодоления.

  1. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома ребенок соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – это нормальное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
  2. Часто ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От Вас требуется только терпение и помощь. Все что нужно вашему малышу — это адаптироваться к новым условиям.
  3. Еще одна ошибка родителей — это пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Прежде всего, вам нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются. Это состояние передается детям. Следует избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.
  4. Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день — это верный знак того, что он освоился.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:

  • хороший аппетит;
  • спокойный сон;
  • охотное общение с другими детьми;
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
  • нормальное эмоциональное состояние.

Сколько по времени будет длиться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к детскому саду — это так же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.


Советы родителям.

  • Встаньте в круг те, у кого 1 ребёнок,
  • встаньте в круг те, у кого 2 ребёнка,
  • встаньте в круг те, у кого 3 и более ребёнка.

Вот такой большой и дружный у нас получился круг!

А теперь в круге встаньте все:

  • плечо к плечу,
  • локоть к локтю,
  • нога к ноге,
  • колено к колену,
  • ладонь к ладони.

Вот так, взявшись за руки, мы образовали нечто целое – круг, коллектив! И мы хотим, чтобы вы вот так прошагали все эти 5 лет рука об руку и стали одной большой и дружной семьёй!

Всем большое спасибо за внимание и участие!

В течение всего адаптационного периода с родителями проводилась работа в виде групповых и индивидуальных консультаций, бесед, предоставлялась информация на стендах и папках-передвижках.

Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ

Читайте также: