Что такое фабула кратко

Обновлено: 04.07.2024

Стоит признать, что в литературоведении много смутных и малопонятных терминов, в которых часто теряются сами литературоведы. Например, довольно сложно понять, что такое жанр или стиль текста. У математиков всё чётче, но я математикой не занимаюсь. И сегодня попробую разобраться в одном из таких смутных литературоведческих понятий.

Что такое фабула

Датского короля убивает его брат Клавдий и, захватив престол, берёт замуж вдову убитого им правителя Гертруду. Призрак короля является к сыну Гамлету и сообщает о причине и обстоятельствах смерти. Гамлет хочет отомстить за смерть отца, но погибает на дуэли.

Фабула и сюжет: в чём отличия

Фабула, как и сюжет, является описанием содержания художественного произведения, причём описанием более кратким. Но основные отличия не в этом.

  1. События в фабуле излагаются в хронологической последовательности, а не так, как о них рассказывает автор. В сюжете повествование может иметь предысторию, начинаться после каких-то ключевых событий, о которых герои и читатель узнают где-нибудь к середине, а то и к концу книги.
  2. Фабула — это факты и ничего, кроме фактов. В ней не затрагиваются чувства героев, их внутренние конфликты, проблема выбора, нравственные терзания. То есть всё то, что наполняет художественное произведение жизнью. Но для того чтобы понять, о чём книга или рассказ, всё это не нужно.

3. В фабуле отсутствует интрига, загадки, неясности, которые придают привлекательность и остроту сюжету. Фабула детектива может выглядеть так:

Желающий отомстить за своё разорение Джон Смит устраивается садовником к банкиру Вольфу. На большом званом вечере в честь помолвки дочери банкира Смит убивает Вольфа. Это преступление успешно расследует детектив Уильям Кастл.

Ну, что тут можно сказать? Никогда не читайте фабулы детективов, чтобы не убить свой интерес к ним. Зачем же тогда нужна фабула? Наверное, она нужна для редакторов и сценаристов, для тех, кто хочет в максимально кратком пересказе понять, о чём это произведение. Тогда как при пересказе сюжета часто на первое место ставятся не события, а чувства героев, что мешает понять суть.

Фабульное и бесфабульное произведение

Такие бесфабульные произведения встречаются в модернистской литературе, например, у М. Пруста или у более современного Михаила Бутова. И эти книги вполне могут вызвать интерес. Есть любители такого рода литературы, гурманы и эстеты. Но основной массе читателей всё же более интересны события, развитие сюжета и отношений героев, а бесфабульные произведения навевают скуку и воспринимаются как самолюбование автора.

Поэтому сюжет, несомненно, важен и нужен, писать без него и без фабулы могут только единицы. А у остальных получается скучная и нудная заумь, понятная только самому автору.

Да, комментариях ставят вопрос: чем фабула отличается от синопсиса? Меня это удивило, потому что фабула никоим образом не синопсис. Поэтому даю здесь ссылку на свою статью о том, что такое синопсис и как его написать.

Фабула — хронологически правильное представление сюжета текста, отображающее причинно-следственные связи и фактическое содержание.

Отличие фабулы от сюжета в том, что второе — видоизмененная по желанию автора фабула, которая создана с целью решения какой-либо проблемы (например, повлиять на восприятие читателя).

История появления термина

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Составляющие элементы фабулы

В литературе фабула обычно делится на части, различные по смыслу и применению:

Завязка (православ. vęzъ) — событие, дающее начало действию: оно обнаруживает или создает конфликт, вокруг которого построена история.

Основное действие — все события, развивающие повествование.

Развязка (православ. vęzъ) — логическое завершение повествования, заключительная часть литературного произведения. Все сюжетные линии логически приходят к завершению, определяются судьбы героев.

В произведение могут быть включены художественные приемы, которые являются основой действия:

Задачи фабулы

Основная задача фабулы — создать для читателя четкую картину описываемых событий, установить последовательность для лучшего понимания сюжета.

Произвольное повествование

В современной терминологии произвольным повествованием называют сюжет. Ход, время и порядок повествования автор определяет сам.

Характерные черты произвольного повествования:

  • нарушенная хронология;
  • последовательное описание событий, происходящих в разных местах, но в одно время;
  • нарушение изложения причинно-следственных связей.

Существуют множество способов организации повествования, поэтому принято делить сюжеты по типам композиции:

  • линейная (другие названия — прямая, последовательная) — полностью совпадает с фабулой, все действия расставлены хронологически правильно;
  • кольцевая — начало и конец сюжета имеют сходства, завершение отсылается на начало;
  • зеркальная — в определенный момент одна часть произведения начинает полностью противопоставляться другой части;
  • рамочная (рассказ в рассказе) — в одно повествование включается другое.

Примеры

Фабула

Пример фабулы

Определение фабулы в других сферах


ФА́БУЛА, -ы, ж. Лит. Сюжетная схема событий, поступков героев и т. п. в художественном произведении.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Фа́була — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

ФА'БУЛА, ы, ж. [латин. fabula — басня, сказка] (лит.). Содержание событий, изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи, сюжетная схема, канва литературного произведения. Интересная ф. Главная ф. Побочная ф. Ф. романа взята из жизни.

фа́була

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: импортёр — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?


Понятие фабулы

В современном понимании фабула – это простейший из возможных пересказов истории.

Этот пересказ должен быть в хронологическом порядке и без художественных изысков.

Под фабулой понимается сама суть рассказа. Только факты и события. Основные точки, без которых история перестанет быть собой.

Когда один человек пересказывает какой-либо фильм другому, скорее всего он, по сути, пересказывает ему фабулу.

Такой упрощенный пересказ и есть фабула произведения. И да, это очень похоже на логлайн или короткую аннотацию.

Вот основные черты, по которым можно понять, что перед вами фабула:

  • Четкая передача сути истории
  • Относительная краткость рассказа
  • Хронологический порядок событий
  • Понятная причинно-следственная связь
  • Отсутствие художественных приемов
  • Опускаемые детали

Еще раз хочется заострить внимание. Одна из основных характеристик фабулы в том, что в ней не используются никакие художественные средства. Нет литературных описаний, нелинейного повествования, не создается интрига, нет никаких композиционных решений.

Примеры фабул

Вот еще несколько примеров фабул всем известных фильмов

  • Юная дочь английского вельможи Элизабет по пути на Карибы, помогает спасти из воды плавающего на обломках корабля мальчика Уилла. Оказывая ему помощь, она находит на его шее пиратский амулет. И чтобы спасти мальчишку от казни забирает себе.

Выросший к тому моменту Уилл, тайно влюбленный в Элизабет, отправляется на ее поиски. А в помощь берет себе плененного недавно пиратского капитана Джека Воробья. Джек заинтересован, потому что хочет забрать себе жемчужину.

Вместе они угоняют английский корабль. Нанимают команду на Тортуги и находят пиратов, как раза когда те понимают, что Элизабет не настоящий владелец амулета. В итоге Уилла берут в плен, а Элизабет и Джека оставляют умирать на необитаемом острове.

К счастью оттуда их спасают английские корабли.

Элизабет уговаривает английского капитана атаковать проклятых пиратов и спасти Уилла, в обмен обещая выйти за него замуж.

В результате все действующие лица встречаются в тайном гроте полном пиратских сокровищ, где с пиратов, наконец, снимают проклятье, Уилла спасают, а капитана Джека Воробья арестовывают.

В финале Джека приговаривают к смерти, а Уилл, наконец, признается в своих чувствах Элизабет, после чего срывает казнь. Джек сбегает, а английский командор, поняв, что Элизабет любит Уилла освобождает ее от данного слова.

В итоге оставшаяся одна Рипли решает сбежать с корабля на челноке. Но Чужой следует за ней. И только там Эллен удается вытолкнуть существо за борт и сжечь корабельными двигателями.

Тогда Рипли возвращается на корабль и продолжает путь на землю в одиночестве.

Что такое сюжет?

В противовес фабуле, сюжет – это как раз художественное переосмысление истории.

Если рассказывать какой-то фильм, но уже с наведением интриги, использованием прыжков во времени, описанием мыслей и чувств героя, и даже просто с литературным описанием некоторых сцен, пересказ фабулы превращается в пересказ сюжета.

В сюжете, те же самые события истории преподносятся в соответствии с драматическими правилами. Задача сюжета, не только донести историю до слушателя/зрителя/читателя, а сделать это интересно, вызвав какую-то эмоциональную реакцию.

Отличия сюжета и фабулы

Если посмотреть внимательней, то разницу в сюжете и фабуле очень легко увидеть:

  • Фабула – сообщает о событиях в истории.
  • Сюжет – описывает события в истории.

То есть фабула – это что происходит. А сюжет – как это происходит.

Чтобы увидеть полную разницу между фабулой и сюжетом, можно, например сравнить логлайн какого-нибудь фильма и его сценарий.

Только так будет виден весь спектр различий. Но для этого материала, давайте приведем конкретный пример.

Такая закольцовка композиции – художественный прием. А значит, вставив ее, мы превратим фабулу в сюжет.

Фильмы без фабулы и фильмы без сюжета

Обязательно стоит отметить, что бывают фильмы, где нет одного из этих компонентов.

На сценарном уровне, эта фабула почти никак не перерабатывается в сюжет. Минимум диалогов, примитивная мотивация. Все эмоциональное подключение зрителя идет за счет режиссерских ходов. Так что, вполне можно сказать, что это фильм с фабулой, но без внятного сюжета.

Обратные примеры можно найти в авторском кино. Обычно это истории о внутренних переживаниях, рефлексии и прочих тонких материях. С точки зрения сюжета, в таких фильмах много всего происходит. Персонажи, переживают, думают, внутренне меняются.

Типы сюжета по характеру событий и структуре

Так как сюжет подчиняется драматическим законам, история в сюжетном пересказе всегда структурирована и поделена на четкие элементы.

В зависимости от исходного признака, в сюжетах можно найти признаки актовой структуры, композиционной, временной и т.д. Подробнее о структурах сюжета мы рассказывали в предыдущих материалах.

В фабуле такие элементы могут быть маловыражены или вообще стерты. И как мы уже говорили выше: в некоторых случаях хронологический буквальный пересказ событий и вовсе может терять драматическую целостность. Например, в авторском кино.

Зачем сценаристу фабула

Работа над сценарием делится на несколько этапов. И в большинстве из них, сценарист использует именно фабулу.

Мы уже определили, что именно фабула лежит в основе логлайна. Но также ее используют при написании заявки (идеи). Именно фабулу истории в первую очередь ищут отборщики просматривая синопсис. БитШит, поэпизодник, аутлайн – везде в основе лижет фабула.

Сюжет же, по сути, возникает только на этапе написания диалогов.

Точно также, именно короткий хронологический пересказ сути фильма лежит в основе питчинга перед продюсером, инвестором или режиссером.

В качестве аннотации будущего проекта, скорее всего, тоже будет использоваться именно фабула.

Нужно ли знать виды фабул

Термин фабула широко используется как в кино, так и в литературоведении. И как раз литературные теоретики зачастую пытаются создать классификацию фабул по какому-нибудь признаку, выделить виды или типы фабул.

Например, привязав фабулу к жанру произведения, можно выделить историческую фабулу, детективную фабулу, фантастическую фабулу и так далее.

По нашему мнению практической пользы в какой-либо классификации нет. Никакая структуризация не поможет автору написать хронологическую последовательность будущего сценария.

Дело в том, что фабула напрямую завязана только на историю. А истории, даже внутри одного жанра совершенно разные.

Понимание, к какой категории (по жанру, длительности, тональности и т.д.) будет относиться ваш будущий проект, безусловно, поможет написать историю. Но для того, чтобы сформулировать на ее основе фабулу, такие трудности ни к чему.

Читайте также: