Что такое экономика детский сад

Обновлено: 30.06.2024










Автор проекта: Нигматуллина Ф.С.

Содержание

Глава 1.

Цель и задачи проекта

Глава 2.

Методологическая и теоретическая основа проекта

Принципы реализации проекта

Методы и приемы

Глава 3. Основное содержание проекта

Организация работы с воспитанниками

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с социальными партнерами проекта

Глава 4.

Ожидаемые результаты проекта и социальный эффект

Глава 5.

Беверли Ноер Фельдмана: "Ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу"

Глава 1.

Актуальность. Условия современной жизни требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных проблем. Поэтому необходимо формировать основы финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте.

Очевидно, необходимо знакомить детей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.

В рамках работы с детьми в детском саду можно научить ребенка азам финансовой грамотности в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок может попробовать себя в различных социальных ролях (продавец, кассир, покупатель, кондуктор и прочее). Чтение художественной литературы о профессиях способствует развитию финансово-экономических представлений дошкольников.

1.2.Новизна.

Новизна идеи состоит в том, что проект решает задачи по-новому подойти к отдельным вопросам математики, развития речи, театрализованной и изобразительной деятельности и трудового воспитания через обогащение привычных видов детской игровой деятельности, учитывая при этом, что развитие ребенка тесно связано с особенностями его чувств и переживаний.

Эта социальная проблема может быть решена только при взаимодействии с родителями и педагогическими коллективами уже начиная с дошкольных учреждений; наконец эти старания помогут расширить понятия нравственного воспитания в экономике.

Деятельностный подход предполагает постоянную включенность педагога и ребенка в деятельность, их активную позицию, сотрудничество; помогает находить такие способы (пути взаимодействия), которые обеспечивают наилучший вариант(путь) достижения общей цели при минимальном использовании энергии и информации ( ребенок самостоятельно проводит некоторые части занятия).

1.3. Цель и задачи проекта

Цель: создание системы работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
  2. Создать педагогические условия для формирования элементарных экономических знаний через проектную деятельность.
  3. Разработать и реализовать модель экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
  4. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в экономическом воспитании детей дошкольного возраста.
  5. Провести мониторинг с целью определения уровня экономического воспитания дошкольников через проектную деятельность.

Глава2.

Методологическая и теоретическая основа проекта.

В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый внимание уделить на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях новой рыночной экономики, представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто сводятся в сторону вседозволенности, корыстности , эгоизма и стремления нажить капитал любой ценой.

Основываясь на исследование И. И. Пидкасистого, под экономически воспитывающей средой понимается совокупность окружающих ребенка явлений, событий, влияющих на его личностное развитие.

По утверждению А. С. Белкина, необходимо помнить, что нравственные представления формируются в его сознании на основе определенной последовательности умело направленных поступков.

Огромную роль в экономическом воспитании играет трудовое воспитание подрастающего поколения. Как отмечают И. А. Сасова, А. Д. Шатова и др., чем младше дети, тем теснее взаимосвязь этих сторон воспитания. Нравственность, перенятая из поучений, остается теоретической нравственностью. Без повседневного участия в нравственном деле, поддержанного социально ценным продуктом, ребенок не научится ценить труд других людей, не приобщится к пониманию того, что значит трудовое усилие, упорство, добросовестность, удовлетворенность и довольство от полученных результатов. В конечном счете, не удастся воспитать деятельного человека, способного жить и эффективно работать в соответствии с морально-правовыми нормами.

В дошкольном возрасте труд имеет свою уникальность: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения - продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

Таким образом, период старшего дошкольного возраста является важным для нравственного становления личности. А так как нравственные аспекты присущи всем видам деятельности, можно утверждать, что экономическое воспитание по-настоящему эффективно только при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения, не сформированные в этот период, в дальнейшем сформировать будет гораздо сложнее.

2.2. Принципы реализации проекта.

Деятельность по экономическому воспитанию дошкольников построена с учетом следующих принципов:

  1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
  2. Гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
  3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
  4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
  5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, развитие способностей, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
  6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

2.3.Технологии

В рамках реализации проекта используются следующие технологии:

  • · Технология проектной деятельности. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Кроме того, проектная деятельность стимулирует мотивацию детей на приобретение знаний, включает всех воспитанников в режим самостоятельной работы, развивает умения применять знания к жизненным ситуациям, способности к аналитическому, исследовательскому, критическому и творческому мышлению. Концептуальные позиции проектной технологии представлены принципами заинтересованности ребенка, сотрудничества ребенка и взрослого, уважения к иной точке зрения, использования окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
  • · Личностно-ориентированная технология. Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в образовательном процессе строится на личностно-ориентированной основе, использовании дифференцированного подхода к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности; личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
  • Игровая технология. Чтобы процесс формирования экономических качеств через игровую деятельность был результативным, организовывать процесс обучения в игровой форме, так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
  • Информационно – коммуникационные технологии. Использование презентаций по ознакомлению с окружающей действительностью, организовывать просмотр видео роликов, обеспечивают получение необходимой информации, общение со сверстниками .
  • Здоровьесберегающая технология. Здоровьесбережение реализуется через соблюдение гигиенических критериев рациональной организации образовательной деятельности: плотность занятия, число видов учебной деятельности, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности, частота чередования различных видов учебной деятельности, наличие эмоциональных разрядок, создание благоприятного психологического климата.

2.4. Методы и приемы

В образовательной деятельности по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность, используются как традиционные, так и современные интерактивные методы.

Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей действительности.

Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и труд вместе со взрослыми. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

Словесные методы. Это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экономическим содержанием, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к окружающей действительности.

Современные интерактивные методы.

Задачи по формированию основ финансовой грамотности через проектную деятельность реализуется с помощью таких методов как:

  • марафоны, викторины, КВН;
  • акции, особенно совместно с родителями;
  • выставки и экспозиции;
  • создание музеев; тренинги;
  • экономические праздники;
  • коллекционирование;
  • инсценировки и театрализации на темы экономического воспитания;
  • совместно с родителями экскурсии ..;
  • участие вместе с родителями в проведении выставок, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Глава 3. Основное содержание проекта

3.1. Организация работы с воспитанниками

Экономическое воспитание через проектную деятельность позволяет решать следующие задачи:

  • научить понимать и ценить окружающий предметный мир, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением;
  • развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.;
  • воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

3.2. Взаимодействие с родителями

Проведение интерактивных площадок позволяют родителям овладевать способами практического осуществления различных видов детской деятельности, осознать свою значимость в процессе развития ребенка и приобрести новый опыт семейного воспитания.

3.3. Взаимодействие с партнерами проекта

Читайте также: