Что такое культура кратко 4 класс окружающий мир

Обновлено: 02.07.2024

Что такое культура как общественное явление?

Культура имеет некоторые отличительные свойства – преемственность, традиции, новаторство.

Каждое поколение несет в себе опыт культурного освоения мира предыдущих поколений, строит свою преобразующую деятельность на устоявшихся принципах, стилях, направлениях, и, как результат усвоения предшествующих достижений, рвется вперед, развивая, обновляя и совершенствуя окружающий мир.

Составные части культуры – материальная и духовная.

Материальная культура включает все, что связано с предметами и явлениями материального мира, их производством и освоением.

Духовная культура – это совокупность духовных ценностей и деятельности человека по их производству, освоению и применению.

Кроме того, говорят о видах культур. К ним относят:

- элитарную культуру -- создается профессионалами, привелигированной частью общества; не всегда понятна широким слоям общества.

- народную культуру – фольклор -- создается неизвестными авторами, любителями; коллективное творчество.

- массовую культуру – подразумевают концертное, эстрадное искусство, воздействующее через СМИ.

- субкультуру – система ценностей определенной группы, общности.

Что такое культура поведения?

Это понятие определяет совокупность сформированных качеств личности, социально значимых, позволяющих основывать повседневные поступки на нормах нравственности и морали. Усвоение общечеловеческих ценностей позволяет регулировать собственную деятельность в соответствии с требованиями общества.

Например, всего двадцать лет назад гражданский брак и внебрачная сексуальная связь строго осуждалась в российском обществе, а сегодня в некоторых кругах считается уже нормой.

Что такое культура речи?

Культура речи – это соответствие речи нормам литературного языка. Насколько она необходима современному человеку, можно судить о возрастающей популярности учебных курсов. Высокий профессиональный уровень предполагает высокий уровень владения речевыми нормами.

Кроме того, индивидуальный уровень духовной культуры человека соответствует его культуре речи.Красивая, модная, стильная девушка вызывает восхищенные взгляды окружающих. Однако, стоит ей открыть рот, как поток нецензурных выражений обрушивается на слушателей. Духовная культура человека налицо.

Что такое культура общения?

Общение – феномен социального общества. Различают вербальное и невербальное общение. Умение продуктивно общаться, взаимодействовать через общение с окружающими людьми, партнерами, коллегами – социально значимое качество современного успешного человека.

Культура общения подразумевает связь трех компонентов.

Во-первых, общение связано с навыками восприятия другого человека, восприятия вербальной и невербальной информации (перцепция).

Во-вторых, большое значение имеет умение передать информацию, чувства партнеру по общению (коммуникация).

В-третьих, взаимодействие в процессе общения (интеракция) является решающим в оценке эффективности общения.

Культура – многоплановое, сложное понятие, характеризующее определенный уровень развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека.

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс УМК "Начальная школа ХХI века".

ВложениеРазмер
chto_takoe_kultura.ppt 1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Что такое культура ?

Как возникла письменность?

Да дhти мои, или инъ кто, слышавъ сю грамотицю, не посмhйтеся, но ему же люба дhтий моихъ, а приметь е в сердце свое, и не лhнитися начнеть, тако же и тружатися. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Д/З стр. 57 -65 пересказ в печатной тетради стр. 25 №35,36,38 Спасибо за урок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"


Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего.


Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк".


Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям.


- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?".

Основные принципы общения с ребенком.

C:\Users\Ксенья\Desktop\культура.jpg

Культура – понятие обширное. Культура бывает у страны, народа, и даже в огороде растут садовые культуры. Это разнообразие изучают культурологи, философы, антропологи , ботаники и другие ученые. Есть еще культуристы – это люди, соблюдающие культуру тела, следящие за питанием и регулярно занимающиеся в спортзале для создания рельефного тела.

Определений много, но самое общее и простое: культура – это то, что создал человек.

Научный подход

В IXI веке ученые впервые стали различать множество культур, и связано это с изучением новых племен. В то время ее определили, как все то, что помогает людям общаться и лучше понимать друг друга и без помощи слов (музыка, живопись, танцы и пр.).

Люди из разных сред могут плохо друг друга понимать. В Древней Греции были хорошо развиты военное дело и искусство, и традиции воинов не применялись к философам, и наоборот. Среда, в которой вырос человек, то, что он слушал и видел, какие на его родине были праздники и традиции, определяет его культуру.

Официальное определение

ЮНЕСКО в 80-х годах прошлого века признало понятие культуры и дало странам рекомендации по трактовке понятия. В 2010 году в России было дано такое определение культуры: это то, что присуще обществу или группе людей, совокупность их ценностей, традиций и веры, которые выражаются в быте и искусстве.

Как появилась культура

Человечеству около 2 млн. лет, но культура появилась намного позднее.

500 тыс. лет назад культура появилась в неандертальцев. Жили древние люди небольшими группами 30-100 человек, где было несколько мужчин и много матерей с детьми. У них была простой, но понятный язык, они рисовали в пещерах сцены охоты, предположительно для того, чтобы привлечь удачу, то есть имели свои традиции. Неандертальцы шили одежду из шкур, создавали простое оружие и добывали огонь. У них была примитивная, но все же культура.

40 тыс. лет назад человек принял свой окончательный вид , какой имеет сегодняшний человек. В это время небольшие племена объединялись, строили поселения, имели домашних животных для корма и охраны, культурные растения. В это время появлялись приметы, вера, общественный строй. Культура развивалась все быстрее с развитием городов, появлялись первые ученые, агрономы, философы. Людям стало легко добывать пищу и защищаться от животных, у каждого появилось свое дело.

Признаки культуры

Каждый вкладывает свое понятие в этот термин, но есть несколько признаков, по которым можно выявить культуру и отличать ее от других:

  • Массовый характер – она не может быть для одного человека;
  • Ее можно описать через традиции, веру, привычки, ценности;
  • Обусловлена временем, но развивается и постоянно меняется;
  • Может включать в себя собственный язык, искусство, символы, которыми пользуются для понимания друг друга люди;
  • Помогает людям понимать друг друга, видеть положительные качества;
  • Приобретается человеком любой национальности, так как не несет генетических характер;
  • Присуща только человеку;
  • Нельзя изучить с помощью одной науки, только в их совокупности;
  • Обладает границами, но они размыты;
  • Явление коллективное, но носителем культуры может быть один человек;
  • Нельзя никак померить;
  • Выражается в искусстве и в поведении людей.

Это касается нематериальной культуры. Есть материальные: садовые, культуры гигиены и тела. Культура гигиены и тела – это свод правил, как нужно питаться и проводить силовые тренировки, сколько и когда нужно чистить зубы, как и чем умываться. Садовые культуры – это растения, которые создал человек и которые он может выращивать. Растения бывают садовыми, плодовыми, ягодными, овощными, злаковыми и другими культурами.

Культура — это совокупность знаний, результатов творческой деятельности, убеждений, верований, моральных ценностей, традиций, поведенческих привычек, навыков и умений, которые человек приобретает не только в семье, но также в социуме, частью которого он является. Другими словами, в понятие культуры входит как деятельность человека, так и всё то, что было им создано.

В каждой стране — своя культура. Она может меняться под влиянием различных факторов: политических, экономических, социальных и т. д.

Культуру можно понимать как в широком, так и в узком смысле. Можно говорить о культуре страны, народа в целом и культуре отдельного человека.

В русском языке есть такое понятие, как культурный человек, что означает образованный, воспитанный, интеллигентный человек.

Культура России

Культуру России сложно описать двумя словами. В течение многих веков она формировалась и собирала идейно-художественные богатства.

Популярность тех или иных идей и ценностей неразрывно связана с происходящими в стране событиями. Например, в советском союзе большую роль играла цензура, которая была неотъемлемой частью культуры того времени. С распадом союза исчезла и цензура. Русская культура, с одной стороны, стала доступна и известна за рубежом, с другой — на неё стали оказывать влияния западные и восточные культуры.

Одной из непреходящих ценностей русской культуры является её литературное наследство. Русские писатели и поэты известны во всём мире:

  • Николай Васильевич Гоголь ("Мёртвые души"),
  • Александр Сергеевич Пушкин ("Евгений Онегин"),
  • Фёдор Михайлович Достоевский ("Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы"),
  • Лев Николаевич Толстой ("Война и мир", "Анна Каренина"),
  • Анна Андреевна Ахматова ("Реквием"),
  • Антон Павлович Чехов ("Дядя Ваня", "Дама с собачкой", "Каштанка"),
  • Владимир Владимирович Набоков ("Лолита").

Русская культура богата народным творчеством: пословицами и поговорками, анекдотами, баснями, песнями и танцами (пляски, хороводы, кадриль и т. д.).

khorovod

Хоровод — русская народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской

Важное место в культуре России занимает театральное искусство и балет.

Для русского человека характерна щедрость в проявлении эмоций. Не зря в русском языке есть выражение "широкой души человек". Русский человек философски относится к жизни. Подтверждение тому — выражение "авось". Понятие это исконно русское и обозначает надежду человека на удачу, без необходимости предпринимать что-либо со своей стороны.

Кто ввёл понятие культура

Слово культура пришло в русский язык от латинского cultura (лат. возделывание, обработка). Впервые слово употребил древнеримский деятель Марк Порций Катон (234–149 гг. до н. э.) в своём трактате "Земледелие" (de agri cultura). В нём собраны советы, как вести сельское хозяйство. Уделяется внимание отношениям между рабами и хозяевами.

Древнеримский оратор и философ Марк Туллий Цицерон в своей книге "Тускуланские беседы" впервые применил термин cultura в ином смысле. Он говорит о культуре души (лат. cultura animi).

"А возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать – только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай".

В Россию термин культура пришёл в начале 19 века. Русский учёный и философ Данило Михайлович Велланский употребил его в своём сочинении "Основное начертание общей и частной физиологии или физики органического мира".

Культура и философия

В философии под культурой понимаются материальные и духовные ценности человека, а также то, каким образом человек их создаёт, применяет для развития человечества и передаёт потомкам.

Однако культура является предметом изучения не только философии, но и других наук: истории, социологии, юриспруденции, экономики, культурологии и т. д. Каждая наука раскрывает понятие культуры по-своему.

Например, экономическая культура — это ценности, связанные с коммерческой деятельностью человека. Правовая культура — это правовой опыт человека, организаций, государств.

Смотрите также значение Философия.

Виды культуры

Многообразие культур можно классифицировать по-разному. В зависимости от того, кто создаёт культуру, различают массовую, элитарную и народную культуры.

Культура может подразделяться на материальную и духовную в зависимости от результатов деятельности человека.

По вероучению различают христианскую, исламскую, иудейскую, буддийскую культуры. Такая культура присуща определённым религиям и религиозным учениям: христианству, исламу, буддизму.

Смотрите также значение Религия.

По носителю культуры различают мировую и национальную (этническую) культуры. В рамках национальной культуры выделяют отдельные сферы – субкультуры и контркультуры.

Массовая культура

Массовая культура носит развлекательный характер и направлена на получение прибыли. Она проста в изложении и благодаря этому доступна всем. Продукты такой культуры создаются специалистами с учётом востребованности и популярности того или иного явления на данный момент (например, жёлтая пресса, развлекательная литература, поп-музыка, реклама, мода).

Элитарная культура

Для элитарной культуры характерна сложность содержания. Она создаётся представителями высших слоёв общества (элитой) либо по их заказу. Произведения культуры нешаблонные, уникальные и ориентированы на элиту. Такие произведения доступны для понимания преимущественно ценителям, знатокам и высокообразованным людям. Примером могут служить артхаусное кино, высокоинтеллектуальная литература.

Народная культура

Создатели такой культуры неизвестны. Произведения характерны для определённых народов, наций. Они передаются следующим поколениям, как правило, в устной форме (например, фольклор, народные инструменты, народные традиции, народная медицина).

Материальная культура

Под материальной культурой понимаются искусственно созданные человеком предметы, материальные ценности – вещи, изделия, устройства, сооружения. В качестве примера можно привести книги, постройки, украшения, одежду, пищу, орудия труда, картины и т. д.

Духовная культура

Под духовной культурой понимается совокупность нематериальных элементов, созданных человеком. К ним можно отнести религию, нормы, церемонии, ритуалы, язык, мифы, знания, обычаи, мораль, научные теории и т. д.

Мировая культура

Мировая культура – это результаты творческой деятельности всех национальных культур различных народов. По географическому признаку всю мировую культуру можно разделить на европейскую, азиатскую, африканскую, латиноамериканскую, североамериканскую куль­туры.

Национальная (этническая) культура

Национальная или, как её ещё называют, этническая культура представляет — это материальные и духовные ценности одной нации или этнической группы. Такая культура совмещает в себе культуры различных социальных слоёв, этнических групп или наций, характеризуется единством территории, государственностью и общностью экономической жизни.

Субкультура

Субкультура — это культура чётко определённой социальной группы внутри определённого общества. У этой группы свои убеждения, взгляды на жизнь и поведение, отличное от широкой публики. Можно выделить молодёжные (например, эмо, готы, панки), криминальные (например, гопники), религиозные и даже профессиональные субкультуры (присущие определённым религиозным верованиям и профессиям соответственно).

Контркультура

Контркультура обозначает такую особую сферу культуры, которая не просто отличается от господствующей культуры, но находится в конфликте с основными её ценностями, нормами, моралью. Представители контркультур отвергают устоявшиеся принципы и нормы (например, хиппи в США или стиляги в СССР).

Функции культуры

С одной стороны, человек сам создаёт культуру, с другой, по мере своего формирования и развития культура оказывает всё большее влияние на человека, на его поведение и внутренний мир.

Функция освоения и преобразования мира

Эта функция отвечает за потребность человека в пище, орудии труда, а также за потребность в творчестве, в создании чего-то нового. Поэтому человек изучает и изменяет окружающий мир.

Коммуникативная функция

Коммуникативная функция направлена на удовлетворение потребности человека в общении. Чтобы общаться и передавать информацию человек создаёт знаки и символы, языки и закрепляет их в материальном виде (книгах, кино, живописи) или нематериальном виде (идеях, сказаниях, музыке).

Сигнификативная функция

Сигнификативная функция культуры (от лат. significare — давать знать, обнаруживать) состоит в том, чтобы создать для человека понятную картину мира и приписать значение окружающим предметам и явлениям.

Функция накопления и хранения информации

Человек является носителем культуры, он сохраняет её ценности в своей памяти, мифах, легендах и на материальных носителях.

Нормативная функция

Данная функция связана с регулированием общественной и личной деятельности человека. С помощью норм можно закрепить, как человек будет одеваться, как он будет выглядеть и вести себя с другими людьми. К таким нормам можно отнести правила этикета, гигиены, моральные нормы и более узкие, например юридические и медицинские нормы.

Функция проективной разрядки

Функция защиты

Культура предоставляет решения и схемы поведения для сложных ситуаций, в которых может оказаться человек. Продукты культуры помогают человеку выжить (орудия труда, вещи, научные открытия, нормы и т. д.). Культура также ответственна за активность человека, движение, память, за раскрытие талантов человека.

Читайте также: