Что такое единая глубоководная система кратко

Обновлено: 05.07.2024

Что такое Единая глубоководная система европейской части России? Какие водные объекты она объединяет?

ЕГТС (аббревиатура понятия) – это система водных путей, находящийся на европейской территории РФ, протяженностью 6.5 тыс. км. Она образована в 1950 г. и с 2000 г. является частью Большого воднотранспортного кольца Европы. Она связывает четыре моря - Каспийское, Азовское, Балтийское и Белое, реки Москву и Волгу с Черным морем. Практически по всей протяженности система имеет глубину 4 м, поэтому по ней могут передвигаться крупногабаритные суда, танкеры и туристические теплоходы. В 2010 г. объем перевозок превысил 70 млн. т. груза.

Единая глубоководная система Европейской части России (ЕГТС) — система внутренних водных путей России протяжённостью 6500 километров, связывающая Белое море, Балтийское море, Онежское и Ладожское озёра, реки Волга, Москва, Кама, Дон, Каспийское и Азовское моря. Образована комплексом из 741 гидротехнического сооружения, входящего в Волжско-Камский каскад ГЭС, каскад гидроузлов реки Дон, Волго-Донской и Волго-Балтийский и Беломорско-Балтийский каналы, которые помимо пропуска судов и выработки электроэнергии, решают комплексные задачи водоснабжения, обводнения рек, поддержания напорного фронта водохранилищ, защиты территории и населения от техногенных катастроф и паводков [1] . Гарантированные глубины на всем протяжении ЕГТС не менее 4,5 метров [2] , что позволяет проходить по ней не только речным судам и судам класса река-море, но и небольшим морским судам, в том числе военным кораблям и подводным лодкам в надводном положении или в док-баржах.

Единая глубоководная система России (ЕГС России) — речная система в европейской части России.

ЕГС в настоящее время обеспечивает около 70 % от общего объёма перевозок по внутренним водным путям России и является частью важнейших международных транспортных путей. [1]

ЕГС в своём современном виде сформировалась к 1950-м годам. Она базируется на реке Волге, и в её состав входят Беломоро-Балтийский канал, канал им. Москвы, Волго-Донской канал и Волго-Балтийский водный путь, которые обеспечивают транспортную связь между Белым, Балтийским, Азовским, Чёрным и Каспийским морями. Кроме того, действует Северо-Двинская шлюзованная система, проходящая по заповедным историческим местам Русского Севера и соединяющая Волго-Балтийский водный путь с реками Сухона и Северная Двина. [2]

В соответствии с Европейским соглашением от 19 января 1996 года, подписанным Россией и ратифицированным в 2000 году, ЕГС протяжённостью 6,5 тыс. км входит в состав важнейших внутренних водных путей международного значения. Это так называемое Большое европейское воднотранспортное кольцо. Трасса кольца протяжённостью более 10 тыс. км проходит по территории 12 стран и вдоль морского побережья ещё 4 стран. [3]

На ЕГС находятся 60 речных портов и пристаней, включённых в Перечень портов общего пользования. [4]

Содержание

На основном протяжении ЕГС, за исключением нескольких участков, установлены гарантированные глубины судового хода 4 м. [5]

Сейчас основным проблемным местом является 40-километровый участок от города Городец до Нижнего Новгорода, где глубины на судовом ходу составляют менее 2,5 м. В связи с этим транспортные суда вынуждены либо недогружаться, либо производить перегрузку на другие виды транспорта, а пассажирский круизный флот — перевозить пассажиров автобусами или ожидать спусков воды из Горьковского водохранилища. Решить эту проблему планируется за счёт строительства Чебоксарской ГЭС, которая даст возможность увеличить наполнение Чебоксарского водохранилища с 63 до 68 м. [7]

Затруднительным для судоходства также является участок от Кочетовского гидроузла до станицы Багаевской — здесь глубины местами не превышают 3,2 м. Таким образом, невозможно использовать на полную загрузку крупнотоннажные суда, на долю которых приходится 80 % объёма перевозок грузов. Это приводит к снижению экономической эффективности работы флота, увеличению нагрузки на автомобильный и железнодорожный транспорт. Строительство низконапорного гидроузла в районе Багаевской позволит урегулировать ситуацию, сложившуюся на этом участке водного пути. [8]

В 2010 году было перевезено почти 70 млн тонн грузов и 12 млн пассажиров, что составляет две трети от общего объёма перевозок по внутренним водным путям России. Через речные порты и пристани общего пользования, находящиеся на ЕГС, было переработано 98 млн тонн грузов, это также две трети от суммарного объёма погрузо-разгрузочных работ всех речных портов России. [9]

Читайте также: