Что такое калам и палетка кратко

Обновлено: 16.05.2024

Произведения искусства, созданные много веков назад, как правило, очень сложно поддаются восприятию зрителем именно как произведения искусства. Мы видим в них артефакты прошлого, они привлекают нас как свидетели тех эпох, которые мы представляем себе исключительно в своих фантазиях. Но очень редко мы, хотя бы, пытаемся оценить то содержание, что заложено в них, или их эстетическую составляющую.

Конечно, на то есть весьма весомые причины. Прежде всего, это те кардинальные отличия в стилистике и содержании знаков, которые используют эти творения. Мы, воспитанные преимущественно на классическом реалистическом искусстве, не сразу оказываемся готовыми воспринять произведения, чьи образы строятся по совершенно другим законам.

Но даже преодолев это затруднение, мы тут же сталкиваемся с ещё большей трудностью. Произведения глубокой древности, зачастую, опираются на комплекс символов, в которых мы ничего не понимаем. И, если античные образы ещё более менее нам знакомы, то даже древнеегипетская система символов может оказаться весьма сложной для понимания, тем более, когда на её основе необходимо интерпретировать визуальные образы.

Тем не менее, далёкое прошлое хранит в себе немало занимательных произведений искусства. И сегодня мне бы хотелось поговорить о некоторых Древнеегипетских палетках, которые составляют часть от тех сокровищ, что дошли до нас ещё с додинастических времён.

Вообще палетки существовали в Египте долго время как исключительно бытовой предмет - на них растирались краски, использовавшиеся в косметических целях. Уже позже стали появляться церемониальные палетки (на которых, по мнению ряда учёных, краска вообще не растиралась), которые располагались в храмах, украшались рельефом разной глубины и функционировали именно как произведения искусства.

Пожалуй самой известной древнеегипетской палеткой является так называемая "Палетка Нармера". Ей посвящено довольно много работ, да и содержание её считывается весьма просто - работа посвящённая победе фараона над его соперниками. Конечно, если углубляться в символы, то мы довольно быстро приходим к тому, что события приобретают конкретность - произведение посвящено победе Верхнего Египта над Нижним. А если обратить внимание на характер отношений друг с другом серпопардов (мифические существа с телом льва и змеиными шеями), то окажется, что произведение посвящено в глобальном смысле диалектики двух частей Египетского королевства, постоянно воюющих друг с другом (оскаленные пасти животных), но при этом сдерживаемых людьми и в соединении создающими нечто новое.

То, что создаётся благодаря соединению серпапардов - это круг, в котором и растираются краски. Этот круг мы увидим на всех палетках как центральный образ, вокруг которого и строится вся композиция. В целом, можно сказать, что визуальные образы палетки призваны раскрыть суть этого круга, механизм его возникновения. Но чем же является этот круг?

В случае с палетками он олицетворяет собой "жизнь" в самом широком смысле этого слова. Связаны такая трактовка с функциональным значением этого круга как места, в котором растирается краска, с которой он оказывается в двусторонних отношениях. Из древнеегипетских текстов известно, что краска - это то, что "оживляло" работы мастеров. Финальный этап в создании скульптуры - покраска её глаз, после чего она становилась живой, способной вместить в себя сущность божества, или фараона, которому она посвящена. Таким образом, круг палетки, будучи связанным с краской, связывается исследователями с жизнью. Ведь в логике древнеегипетского художника - именно через этот круг краска получает свои "оживляющие свойства".

Особый интерес, на мой взгляд представляют палетки, использующие более иносказательный язык. Таковыми, например, являются две, в каком-то смысле схожие работы, известные как "Оксфордская палетка" и "Палетка четырёх гиен".

На обеих палетках изображены животные, что, в купе с гиенами, обрамляющими работы, позволяет трактовать их как палетки с охотничьими сценами, ведь гиены в Додинастическом Египте были покровителями охоты. Тем не менее, в основе этих палеток лежит не просто фиксация охотничьих сцен, но философские представления древних египтян о структуре мира.

Начнём с "Палетки четырёх гиен", поскольку из-за меньшего числа деталей, она гораздо проще поддаётся анализу. В первую очередь обратимся к аверсу, поскольку символика круга универсальна для всех палеток, а её мы уже разобрали. Круг в данном случае выступает именно как центр композиции, сверху от него расположена гиена и птица, как знак мира небесного, под кругом - уже знакомый нам серпопард, здесь являющийся символом мира хтонического. Пантера и серпопард изображены идущими, причём переходящими из одного мира в другой.

Реверс, напротив, выстроен за счёт вертикальной линии пальмы, по которой проходит линия симметрии. Вообще, реверс палетки весь посвящён жизни вертикалей, тянущихся вверх: помимо пальмы - это жирафы тянущиеся вверх. При этом символика жирафа в Древнем Египте вполне простая - это способность и желание дотянуться до чего-то высшего.

И так, мы получаем две стороны палетки - одна посвящена круговороту жизни, другая желанию дотянуться до чего-то высшего. Возникает закономерный вопрос - как они связаны друг с другом? Для того, чтобы ответить на него, нужно понять, в какой последовательности "читаются" стороны.

Для того, чтобы понять это, придётся вспомнить как именно существовало произведение искусства в древних государствах. Искусство в те далёкие времена было сакрализовано, доступно лишь элитарным слоям общества. Сакральные палетки могли демонстрироваться простому народу, но лишь одной стороной. Стороны палетки - это всегда игра со зрителем. Одна из них - загадка, другая ключ. Какая же из сторон является ключом? Очевидно, что наиболее сакральная - та, где изображён круг, сакральный центр палетки.

Таким образом, читая "Палетку четырёх гиен" от реверса к аверсу, мы видим, что данное произведение посвящено основам духовного развития. Желание и возможность достигнуть вершины опирается на знание о круговороте жизни, постоянном движение из жизни в смерть, и обратно.

 QR-КОД сайта:

ГБОУ школа №430
Петродворцового района
Санкт-Петербурга

Рукан Иван, 5в класс 

Сайт создан по материалам исследовательского проекта "История письменности".

Папирусы


Папирусы были основным носителем информации в Египте. Для того чтобы делать записи, в Древнем Египте использовались самые разные материалы. Прежде всего, это были плоские куски известняка, который добывался на западном берегу Нила. Использовались и остраки – это черепки от разбитых глиняных кувшинов. Большой популярностью пользовались и небольшие доски, покрытые слоем гипса. Писцы, которые сопровождали армию во время походов, любили делать свои записи на коже, но, к сожалению, кожаные свитки очень плохо сохраняются. Они до нас почти не дошли. Самым же популярным материалом для письма был папирус. Слово папирус греческого происхождения. Оно обозначает, как название растения, произрастающего на берегах Нила, так и материал для письма, который из этого растения изготавливали. На папирусах писали только с одной стороны.

Какова технология изготовления папируса?


Стебель папируса разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски укладывали на гладкий стол в ряд, одну возле другой. Сверху клали другие полоски, но уже в поперечном направлении. Всю двухслойную кладку прижимали плоским камнем, и тростниковые волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу.

Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивался другой. Книга получалась все длиннее и длиннее. В одном музее хранится папирусный свиток более сорока метров.

Папирус или сыть папирусная

Папирус или сыть папирусная

Как хранили папирусы?

Папирус Харриса Первого в Британском музее

Папирус Харриса Первого в Британском музее

Древнеегипетские папирусы хранили в свитках. Посередине папирус перематывался шнуром, также сделанным из этого растения или изо льна, а узел иногда крепили глиняной печатью. Самые важные свитки обязательно хранили в деревянных коробах. Самые известные папирусы: Папирус Харриса Первого и Папирус Ну, которые хранятся сегодня в Британском музее, нашли именно в таких коробках, а они сами и их кожухи были запечатаны глиняными печатями, на которых изображены скарабеи. Деловые папирусы, письма, документы в Древнем Египте, как правило, хранили в глиняных горшочках.

Свитки с папирусами

Свитки с папирусами

Писцы склеивали листы папируса в длинные свитки. Найден папирус длиной около 4 м. Текст писали узкими столбцами, так чтобы можно было держать весь столбец перед глазами. Папирус - идеальный материал для свитков, но сшить из него книгу нельзя: листы ломаются при перелистывании.

Процесс изготовления папируса. Иллюстрация Пьер Ге.

Процесс изготовления папируса. Иллюстрация Пьер Ге.

Как писали на папирусе?


Писали на папирусах заостренными палочками. Письменный прибор в Древнем Египте выглядел следующим образом. Палетка для красок, тростник для того, чтобы им писать, так называемый калам и горшок с водой для того, чтобы размачивать краски. Палетка – это дощечка длиной 30 - 40 см и шириной 5 - 8 см с двумя углублениями для черной и красной красок. Дело в том, что в Древнем Египте основная часть текста писалась черной краской , а даты и начало абзацев выделялись красной. Процесс написания символов был достаточно трудоемким. Первым делом писец должен был взять тростник-калам, слега пожевать его, превращая в кисточку. После чего обмакнуть эту кисточку в горшок с водой, а дальше уже можно было начинать писать.

Папирус с красной и черной краской

Папирус с красной и черной краской

Часть В – дать определения понятиям, ответить на вопросы.

Часть С – прочитать текст, найти ошибки и несоответствия и выписать их.

г). В дельте реки Нил ме жду вторым и седьмым рукавами;

3 . Двойная корона египетских фараонов символизирует:

а) приспособление, при помощи которого египтяне подавали воду на поля;

6. Служителей древнеегипетских храмов принято называть:

9. Какие правила должны были соблюдать египетские мастера?

б) Мужчин изображали с кожей темного цвета, а женщин – светлого цвета.

в) Мужчин и женщин изображали с одинаковым цветом кожи.

д). Скульптура вельможи из готовляла сь таким образом: вельможа сидит, обе руки перекрещены на

10. В какие страны Тутмос совершил завоевательные походы в 1500 г. до н.э.?

1. Как звали фараона , при котором в Египте были построены самые величественные храмы в

2. Как называется сплав меди и олова, из которого изготовляли оружие .

4. Назовите фамилию французского уче ного, который первый расшифровал египетские

7. Что такое пирамида и для чего она использовалась.

8. Назовите принадлежности для письма, которые использовались в Древнем Египте.

9. Назовите трёх богов Древнего Египта, у каз ать покровителями каких сил эти боги являются.

10. С какой целью фараоны организовывали военные походы?

Часть С. Прочитайте текст и найдите ошибки. Выпишите найденные ош ибки.

Египте: « Когда я попал в эту страну, то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже

несколько лет и изрядно обмелел. В се же остальные реки Египта можно было перейти вброд.

Корабельщики довезли меня по Нил у до первого порога. Я щедро ра сплати лся с ними, взял сдачу –

горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая боль шая из

пирамид, в которой, как и звестно, похоронен фараон Тутанхамон. Едва я направился к п ирамиде, как

хлын у л ливень, и мне пришлось спрятаться от него в ду бовой роще. Переждав дождь, я стал искать

вход в пирамид у . Однако египтяне сказали мне, что гробница Т у танхамона давно разграблена и ни

Часть В – дать определения понятиям, ответить на вопросы.

Часть С – прочитать текст, найти ошибки и несоответствия и выписать их.

а ). В дельте реки Нил м ежду вторым и се дьмым ру кавами;

а) приспособление, при помощи которого египтяне подавали воду на поля;

9. В какие страны Тутмос совершил завоевательные походы в 1500 г. до н.э.?

10. Какие правила должны были соблюдать египетские мастера?

б) Мужчин изображали с кожей темного цвета, а женщин – светлого цвета.

в) Мужчин и женщин изображали с одинаковым цветом кожи.

д). скульптуры изображались таким образом: вельможа с идит, обе р у ки п ерекрещены на гру ди.

1. Назовите фамилию французского уче ного, который первый расшифровал египетские иероглифы .

2. Как назывались предметы, защищавшие от злых духов.

3. Как назывался тростник, который использовали для создания материала для письма .

6. Перечислите защитное снаряжение египетского воина.

8. С какой целью фараоны организовывали военные походы

9. Какими морями омывается территория Древнего Египта

10. Назовите трёх богов Древнего Египта, у казать пок ровителями каких сил эти боги являются.

Часть С. Прочитайте текст и найдите ошибки. Выпишите найденные ош ибки .

Египте: « Когда я попал в эту страну, то узнал, что у египтян большое горе. Ни л не разливался уже

несколько лет и изрядно обмелел. В се же остальные реки Египта можно было пер ейти вброд.

Корабельщики довезли меня по Нил у до первого порога. Я щедро ра сплатился с ними, взял сдачу –

горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая боль шая из

пирамид, в которой, как и звестно, похоронен фараон Тутанх амон. Едва я направился к пирамиде, как

хлын у л ливень, и мне пришлось спрятаться от него в д у бовой роще. Переждав дождь, я стал искать

вход в пирамид у . Однако египтяне сказали мне, что гробница Т у танхамона давно разграблена и ни

начерченная на прозрачной бумаге, стекле или целлулоидной пластинке сетка линий, образующих квадраты известных размеров, при помощи которых определяется площадь участков на плане или карте. Употребляются П. в форме сеток, образованных др. геометрическими линиями, которые выбираются в соответствии с данной конкретной задачей. При помощи П. осуществляется простейший графический способ численного интегрирования.

палетка ж. Прозрачная пластинка с нанесенной на нее сеткой квадратов, служащая для вычисления площадей на планах и картах.

палетка пластинка, сетка, пленка Словарь русских синонимов. палетка сущ., кол-во синонимов: 3 • пластинка (47) • пленка (59) • сетка (33) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: пластинка, пленка, сетка

ПАЛЕТКА (от франц. palette - пластинка, планка), начерченная на прозрачной бумаге, стекле или целлулоидной пластинке сетка линий, образующих квадраты известных размеров, при помощи к-рых определяется площадь участков на плане или карте. Употребляются П. в форме сеток, образованных др. геометрич. линиями, к-рые выбираются в соответствии с данной конкретной задачей. При помощи П. осуществляется простейший графич. способ численного интегрирования.

(фр. palette) прозрачная пластина или бумага, расчерченная на квадраты определенной величины, предназначенная для измерения площадей на плане или карте ср. планиметр).

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

палетки, ж. [ фр. palette ] (спец.). Прозрачная пластинка с нанесенной на нее сеткой квадратов, служащая для вычисления площадей на планах и картах, а также для вычерчивания по ним копий и схем.

и, ж. (фр. palette).
тех. Прозрачная пластинка или бумага, расчерченная на квадраты определенной величины, предназначенная для измерения площадей на плане или карте.
|| Ср. планиметр.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

ПАЛЕТКА и, ж. palette f . пластинка, планка. 1. иск. В искусстве Древнего Египта каменная пластина для растирания красок. П. обтекаемой формы нередко вытачивались в виде гиппопотама, страуса, рыбы либо украшались высоким рельефом. В форме П. создавались победные стелы. Аполлон.

2. Прозрачная пластинка с нанесенной на нее сеткой квадратов, служащая для вычисления площадей на планах и картах. БАС-1. Прибор для скорого и приближенного вычисления площадей. Коренблит 1934 2 910.

3. В обязанности дилера <банкомета> входит: выдача выигрыша и обмен фишек, перетасовка карт и сбор проигранных фишек со стола, перемещение сданных карт по столу при помощи специальной лопатки, называемой "палетта". Орбакас 2003 322.

- един. Лопаточка (мера объема). Blanc de l'impératrice , сухия белила продающиеся втрое дороже чем на вес золота, так крошечная палетка этого притиранья стоит сто франков. Rouge végétal (румяна) высшей марки. Koheil (жидкия сурьмила). Azur de la reine (лазурь). Велутин. Вооружитесь (для наведения поразительного цвета лица) следующими инструментами: батистовым тампоном. Малым тампоном. Лебяжьей щеточкой. Серебряной сеточкой. РВ 1874 9 249. - Лекс. ТЭ: палетка; Уш. 1939: пал е/ тка.

нанесённая на прозрачной основе сетка квадратов определённых размеров, посредством которой определяется площадь участков на плане или карте; при помощи палетки осуществляется простейший графический способ численного интегрирования

(Болгарский язык; Български) — палета

(Чешский язык; Čeština) — harfový [niťový; síťový] planimetr

(Немецкий язык; Deutsch) — Strichplatte

(Монгольский язык) — палетк

(Польский язык; Polska) — siatka planimetryczna

(Румынский язык; Român) — şablon de măsurare grafică a suprafeţelor

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — paletica

(Испанский язык; Español) — escala gráfica cuadriculada

(Английский язык; English) — transparency

(Французский язык; Français) — palette

ПАЛЕТКА - нанесённая на прозрачной основе сетка квадратов определённых размеров, посредством которой определяется площадь участков на плане или карте; при помощи палетки осуществляется простейший графический способ численного интегрирования

Читайте также: