Что такое двоеверие инициал миниатюра летопись икона фреска мозаика кратко

Обновлено: 04.07.2024

Живописные каноны , созданные религиозными философами и теоретиками христианского искусства, распространялись на все виды живописи, существовавшей в Византии:

  • монумента́льной- представленной мозаикой и фреской;
  • ста́нко́вой - в виде икон и книжных миниатюр.

Отличались они только лишь техникой их создания.

Моза́ика.

Самый развитый и любимый в Византии вид живописи, доставшийся ей по наследству от античного Рима . Суть создания мозаичной картины состоит в том, что изображение собирается из отдельных небольших цветных камней или сма́льты – непрозрачного цветного стекла, изготавливаемого специально.

Мозаики украшали стены и императорских дворцов, и общественных сооружений в Византии, но наибольшее их количество всё-таки находилось в храмах, церквях и соборах.

Неувядающий, не блекнущий от времени цвет смальты, её таинственное мерцание, игра бликов при свете церковных свечей и лампад делали мозаичные картины завораживающими, подобными фантастическому видению.

Из всего наследия византийского искусства, особенно прославленными являются мозаики, украшающие храмы города Равве́ны.

Фре́ска.

Фреска - изображение, нанесённое на стену здания по сырой штукатурке. Такая техника весьма сложна и трудоёмка, но зато фрески представляют собой долговечную живопись (как и мозаика), поскольку краски, проникнув непосредственно в структуру стены, становились практически неподвластными влиянию времени.

Шедевры фресковой христианской живописи украшают церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря Хора в Константинополе , которая сегодня носит название Кахрие́-Джами́ (Стамбул. Турция).

Ико́на.

Иконами называются картины религиозного содержания, создаваемые на деревянной основе (досках) натуральными (энкаустическими, минеральными и темперными) красками. Они чаще всего предназначались для домашнего обихода, поэтому их размеры, как правило, невелики.

Книжная миниатю́ра

Книжная миниатюра - иллюстрации, украшающие страницы книг, рукописных свитков и т.п. В Византии существовала как религиозная, так и светская книжная миниатюра. Развитие она получила благодаря высокому уровню грамотности в государстве, существованию монастырских книжных мастерских (скрипто́риев) и библиотек.

В Византии впервые стал использоваться новый тип оформления (и создания) письменного документа – вместо античного свитка теперь появилась собственно книга ( ко́декс ), состоящая из отдельных листов. В качестве материала для изготовления страниц использовалась специально обработанная кожа телят или ягнят, называемая перга́ментом .

В средние века книга была предметом роскоши, что отражалось в её оформлении - рисунки в книгах, как правило, выполнялись яркими, насыщенными цветами, с добавлением большого количества золота и серебра. Каждая картинка была законченным произведением, соответствовала тексту данной страницы, и, зачастую, превалировала над ним.

В течение ряда веков в Византии появилось несколько художественных школ – мастерских, специализирующихся на оформлении книги вообще, и создании книжной миниатюры, в частности. Каждая из них обладала узнаваемым набором выразительных средств, однако все они придерживались одинаковых строгих канонов, разработанных теоретиками византийского искусства.

Таким образом, каноничность, высокая духовность, оторванность от сиюминутного, обыденного, проходящего, стала определяющей чертой византийской живописи, впрочем, как и всей византийской культуры.

Больше о культуре Византии читайте в публикациях на моём канале:

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

История России, 6 класс

Тема: Древнерусская культура (урок 2)

Цель: Сформировать знания обучающихся о развитии культуры в Древнерусском государстве, ее особенности и направления.

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами, обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

Воспитывать интерес к истории и культуре своей страны.

Основные понятия : икона, двоеверие, инициал, мозаика, фреска, миниатюра, летопись.

Тип урока : комбинированный.

Организационный момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку, позитивны настрой на урок.

Проверка домашнего задания.

= Что такое духовная культура? (Культура, объектами которой являются идеология, мораль, духовное общение, художественное творчество (искусство) и религия).

= Как вы думаете, о чем были первые книги на Руси? (религиозные, богослужебные. В первых книгах описывались житие святых, рассказы о библейских персонажах и событиях, античные произведения).

= Какова была потребность в богослужебных книгах в Древней Руси после принятия христианства? (Очень мало знали о Боге, об Иисусе Христе и других святых. Узнать о них можно было в книгах. Также нужно было выучить разные молитвы, правила ведения церковных обрядов).

= Назовите известные вам первые книги, которые были написаны в древнерусском государстве. (1056-1057 годы – Остромирово Евангелие

= Расскажите об искусстве рукописной книги, используя понятия инициалы, миниатюры. (Книги писались вручную, отсюда название – рукопись. Каждая буква выводилась, особенно красиво прописывали первые буквы. Их называли инициалы. Рукописи украшались небольшими изящными рисунками – миниатюры)

= Кому была доступна книжная грамотность в Древнерусском государстве? (Только обеспеченным людям: боярам, князьям. А также их детям. Обучали специально и монахов в монастырях).

Учитель: Итак, читать и писать могли только избранные люди, а как же узнавали о Боге, познавали религиозные ценности другие люди? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

Тема: Древнерусская культура. Изобразительное искусство и зодчество Древней Руси.

= Узнать, как развивалось изобразительное искусство и зодчество в Древнерусском государстве.

Изложение новой темы.

Учитель: Итак, с принятием христианства необходимо было построить новые церкви, украсить их. Как же украшались церкви?

Работа с учебником, стр. 83, прочитать.

Запись в тетрадь.

Икона – изображение Иисуса Христа, Богоматери и других святых.

= Кто писал иконы? (иконописец)

= Как писались иконы? (на деревянных досках, по определенным правилам, канону – цвет, композиция, сюжет, жесты)

Фреска – изображение красками на сырой штукатурке.

= Что украшалось фресками? (Стены в храмах)

Мозаика – изображения выкладывались разноцветными камнями и кусками цветного стекла – смальты.

Работа с учебником, стр. 84, познакомится с творчеством иконописца Алимпия.

= Почему иконописцы не ставили своих имен под созданной работой? (Потому что они верили, что иконы писать им помогают ангелы, что их труд ничтожен, их руку ведут ангелы)

= Сделайте вывод, как, по вашему мнению, развивалось изобразительное искусство Древней Руси? (Масштабное строительство храмов, требовало большого количества мастеров-художников. Из живописи развивалась иконопись и картины на религиозные темы в виде мозаик и фресок)

Учитель: Мы уже с вами сказали, что на Руси строится много церквей и храмов. В первые годы христианства на Руси строились в основном деревянные храмы. Но затем из Византии на русскую землю пришла традиция каменного церковного зодчества. Зодчество – это архитектура.

Работа с учебником, стр. 84.

= Назовите первый каменный храм, построенный в Древнерусском государстве? (Храм Пресвятой Богородицы – Десятинная церковь, построена в 996 году)

Зачитать, как и где она была построена.

= Почему она получила название Десятинная? (Построена на 10-ю часть от доходов населения).

= Какие храмы были построены при Ярославе Мудром? Софийские храмы в Киеве и Новгороде)

= Почему храмы богато украшались? (Чтобы привлечь людей. Приобщить их к новой религии, а по изображениям на стенах, по иконам простые неграмотные люди знакомились с жизнью святых)

Работа с документом, стр. 86,87, прочитать, рассмотреть иллюстрации храмов.

Закрепление.

= Что такое иконы, по каким правилам писались иконы, кто самый известный иконописец Киевской Руси?

= Что такое фрески, как они писались?

= Что такое мозаика? Как ее изготавливали? Приведите примеры мозаики.

= Что вам известно о Десятинной церкви, где она построена?

= Чем являлись церкви и монастыри в Киевской Руси? (центр духовной и культурно жизни, место приобщения к христианской религии, центр книгописания).

= Каковы были особенности культуры Древнерусского государства? (самобытная культура, основанная на язычестве и тесно переплетенная с христианской верой)

= Каково было влияние христианства на древнерусскую культуру? (Очень большое, постепенно она вытеснила языческую культуру)

Проблемный вопрос: Способствовало ли принятие христианства расцвету материальной и духовной культуры Древней Руси, смогла ли новая вера быстро изменить народную культуру?

Стр. 86, правильный ответ В

Домашнее задание § 11-12 Творческое задание: составить кроссворд, викторину

Культура Древней Руси

Самобытная, красочная

Воспитывает, изображает, развивается

Культура – основа жизни славян

Тест Культура Древней Руси

1. Славянскую письменность на основе греческой азбуки создали:

1) Борис и Глеб 2) Герман, Савватий и Зосима

3) Кирилл и Мефодий 4) Игорь и Ольга

2. Картина из разноцветных камешков и кусочков непрозрачного стекла:

1) Фреска 2) Мозаика 3) Витраж 4) Икона

3. О широком распространении грамотности на Руси свидетельствует большое количество:

1) Архивных документов 2) Надписей на стенах церквей

3) Берестяных грамот 4) Надписей на вещах

1) Монах Нестор 2) Князь Владимир Мономах

3) Митрополит Илларион 4) Князь Ярослав Мудрый

5. Укажите материал, используемый для изготовления древнерусских книг:

1) Папирус 2) Пергамент 3) Бумага 4) Береста

6. Укажите какой из храмов Древней Руси дошел до наших дней почти без изменений:

1) Святого Ильи в Киеве 2) Софийский собор в Новгороде

3) Десятинная церковь в Киеве 4) Софийский собор в Киеве

Тест Культура Древней Руси

1. Славянскую письменность на основе греческой азбуки создали:

1) Борис и Глеб 2) Герман, Савватий и Зосима

3) Кирилл и Мефодий 4) Игорь и Ольга

2. Картина из разноцветных камешков и кусочков непрозрачного стекла:

1) Фреска 2) Мозаика 3) Витраж 4) Икона

3. О широком распространении грамотности на Руси свидетельствует большое количество:

1) Архивных документов 2) Надписей на стенах церквей

3) Берестяных грамот 4) Надписей на вещах

1) Монах Нестор 2) Князь Владимир Мономах

3) Митрополит Илларион 4) Князь Ярослав Мудрый

5. Укажите материал, используемый для изготовления древнерусских книг:

1) Папирус 2) Пергамент 3) Бумага 4) Береста

6. Укажите какой из храмов Древней Руси дошел до наших дней почти без изменений:

1) Святого Ильи в Киеве 2) Софийский собор в Новгороде

3) Десятинная церковь в Киеве 4) Софийский собор в Киеве

Ключ: 1-3 2-2 3-3 4-3 5-2 6-3

Дополнительный материал

Происхождение славянской письменности связано с деятельностью византийских миссионеров – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 863 году святые братья разработали для западных славян азбуку и перевели на славянский язык ряд богослужебных книг. Благодаря ученикам и последователям Кирилла и Мефодия эта азбука распространилась среди южных славян (в Болгарии и Сербии), а позднее проникла на территорию Руси.

На Русь книги пришли вместе с официальным принятием христианства в 988 году. До этого наши предки для различных нужд использовали примитивные письменные знаки, которые, конечно, были непригодны для перевода глубоких по смыслу и содержанию богослужебных книг.

В то время книги создавались путем переписывания, поэтому труд писца был самым важным в этом деле. Монастыри на Руси стали центрами русской учености, где переводились и писались первые книги. Как правило, при монастырях содержался целый штат писцов, среди которых были и мастера своего дела, и подмастерья. Над одной книгой трудилось несколько человек: доброписец чернописный создавал основной текст; статейный писец выделял киноварью (яркой красной краской, составленной на основе ртути и серы) самые важные места; заставочный писец рисовал заставки и буквицы; живописециконный создавал миниатюры; златописец наносил золото на заставки и отдельные части миниатюр; три мастера – златокузнец, среброкузнец и сканный – оформляли оклад книги.

Все рукописные книги и грамоты на Руси написаны одним из трех типов почерков – уставом, полууставом и скорописью.

Устав – самый древний тип почерка, каким писали рукописи в XI – XIV веках. Под уставом понимается торжественное письмо, в котором все элементы букв написаны исключительно правильно и четко. В XIV веке устав стал вытесняться другим видом почерка – полууставом. В нем появилась большая, чем в уставе, небрежность. Буквы полуустава покруглее и помельче устава, они уже не вписываются в квадрат. Скорее, они могли бы поместиться в прямоугольник: их высота всегда преобладает над шириной. Оказался допустимым и наклон, и наличие лигатур (связного написания двух стоящих рядом букв).

Грамоты уже с XV века стали писаться скорописью. Скоропись – это такой тип почерка, который рассчитан на значительное ускорение процесса письма. Своим появлением она обязана большому объему работ писцов в государственных учреждениях.

Одна из особенностей древнерусских рукописей – применение вязи. Вязь – это декоративное письмо, для которого были характерны сокращение деталей букв, лигатуры, буквенные и межбуквенные украшения. Вязью писали заголовки. Название книги или главы писцы старались уместить на одной строке, поэтому буквы вязи высокие и узкие.

Самым древним орнаментом в русских рукописях был так называемый старовизантийский или геометрический. Он состоял из кругов, прямоугольников, треугольников. Иногда в геометрические фигуры вписывались изображения растений – трилистник, цветок, ветка, почки. Заставка помещалась в прямоугольной рамке. Краски применялись белые, голубые, розовые, зеленые.

В XIV веке появляется тератологический или звериный орнамент, когда в заставке и инициалах изображались фантастические животные.

Необходимо сказать о материалах, на которых и которыми писали рукописные книги.

К книгам, в которых излагалось христианское вероучение, русские люди относились особенно благоговейно. Эти книги являлись для них зримым олицетворением Откровения Божия. Всякий переписчик, а тем более скорописец, пользовался большим уважением.

Культура — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений человека,

Фольклор - произведения русского народного творчества (былины, сказки, частушки, пословицы, поговорки).

ИЗБОРНИК, (събор, соборник, сборник) один из самых исконных и преобладающих видов древне-русской письменности и литературы на протяжении от XI до конца XVII века.

Ле́топись (или летопи́сец) — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Житие (греч. βιος, лат. vita) — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации.

ИКО́НА, ИКО́НОПИСЬ (греч. eikona от eikon — "изображение, образ") — в христианском искусстве изображение лиц Священной истории: Христа, Богоматери, библейских персонажей и сюжетов, жития святых.

Моза́ика — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Фре́ска — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому).

Культура — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений человека,

Фольклор - произведения русского народного творчества (былины, сказки, частушки, пословицы, поговорки).

ИЗБОРНИК, (събор, соборник, сборник) один из самых исконных и преобладающих видов древне-русской письменности и литературы на протяжении от XI до конца XVII века.

Ле́топись (или летопи́сец) — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Житие (греч. βιος, лат. vita) — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации.

ИКО́НА, ИКО́НОПИСЬ (греч. eikona от eikon — "изображение, образ") — в христианском искусстве изображение лиц Священной истории: Христа, Богоматери, библейских персонажей и сюжетов, жития святых.

Моза́ика — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Фре́ска — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому).

Читайте также: