Художественно творческая деятельность в доу

Обновлено: 07.07.2024

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Моей главной задачей было раскрыть творческие способности и талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.

ВложениеРазмер
opyt_raboty.docx 39.78 КБ
metody_i_priemy_netradicionnogo_risovaniya.docx 267.6 КБ

Предварительный просмотр:

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Моей главной задачей было раскрыть творческие способности и талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.

В работе по художественно творческой деятельности я старалась создать положительный эмоциональный настрой на работу, учитывать индивидуальные способности каждого ребенка, побуждать его к созданию новых композиций. Для меня важно воспитать в каждом ребенке эстетический вкус, желание заниматься художественной деятельностью. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на специально - организованной деятельности я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятель ности:

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусствен ных материалов, с разными инструментами, а также с основ ными приемами их применения. В их числе: листовые мате риалы (бумага, картон, цветной и прозрачный пластик, фольга, калька), текстиль (ткани, нитки), дерево и разновидности шпо на, проволока, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох), краски (гуашь, темпера, акварель), кисти разной формы и толщины, тушь, сангина, уголь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы, крупы (рис, манка, гречка ,кукуруза и т.д.)

Основные задачи обучения художественному творчеству:

  1. развивать эстетическое восприятие мира, природы, худо жественного творчества детей, воображение, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
  2. развивать умение видеть и наблюдать;
  3. обучение приемам изображения;
  4. привлекать детей к работе с разнообразными материала ми, учить создавать грамотные и красивые работы;

В процессе реализации поставленных задач я столкнулась с проблемой поиска наиболее эффективных способов достижения результатов, проблемой выбора методов и форм развития ребенка. Наиболее близкими опыту этой работы я считаю использование традиционных и нетрадиционных педагогических методов и принципов обучения:

Все вышеизложенные принципы могут быть реализованы только во взаимодействии.

Развитие практических навыков в изодеятельности обеспечивается рядом методических приемов:

1) Словесный метод. Приемы: 1. Беседа. 2. Пояснение. 3. Напоминание. 4. Поощрение. 5. Художественное слово. Рассматривание произведения искусств сопровождается словом, обогащается словарь детей, они учатся рассуждать, знакомятся с различными видами искусств.

2) Наглядный метод. Приемы: 1. Использование натуры. 2. Рассматривание предметов. 3. Использование образца. 4. Рассматривание картин. 5. Показ воспитателем приемов работы. 6. Наблюдения. Это целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира, видеть его красоту и передавать это в своих работах. Окружающая действительность – основа творческого процесса ребенка. 7. Анализ детских работ. Основная цель наглядного метода – формирование ясного представления о свойствах предмета, которые будут отражены в рисунке или лепке, аппликации.

3) Игровой метод. Внесение игры в сюжетное рисование, аппликацию и лепку развивает воображение, активизирует поиски выразительных средств изображения.

4) Практический метод. Приемы: 1. Упражнения (на бумаге, в воздухе). 2. Показ способов изображения. Это не только простое обучение действиям руками, но и развитие у ребенка различных сторон его личности. Показ облегчает детям понимание того как действовать. Но чем старше дети и чем лучше они обучены приемам по художественно творческой деятельности , тем реже нужен показ.

5) Эвристический метод. Приемы: 1. Игра. 2. Ситуация. 3. Поиск .

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Новизна опыта заключается в том, что работа над художественно

творческой деятельностью позволяет создать условия для творческого взаимодействия детей и взрослых. В ситуации равноправного партнерства, новизна опыта отражена возможностью сосредоточить внимание детей на выразительности работ по рисованию, лепке, аппликации, умению ребенка по-своему передать их содержание, развивает их фантазию, инициативу. Накопленный опыт явился итогом многолетней работы.

Художественно творческая деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Я знакомлю дошкольников с различными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, декоративно-прикладными искусством. Это позволяет мне углубленно и систематически формировать у детей интерес и любовь к прекрасному, развивать эстетические чувства, творческое воображение. Знакомлю детей с различными жанрами и видами искусства: например, они узнают, что картина может быть пейзажной, сюжетной или натюрмортом, что скульптура бывает малых форм, монументальная и др., что есть дымковская игрушка, филимоновская, хохломская посуда, вологодские кружева и т.д.

В концепции дошкольного воспитания говорится о необходимости развития у детей чувства прекрасного, формирования эстетического вкуса, желания выражать себя в художественной деятельности.

Для решения задач нравственно-эстетического воспитания, мы создали в детском саду такие условия, где эстетическое, художественное воспитание являлось фоном общевоспитательной работы. Чтобы ребенок, переступая порог детского сада, попадал в обстановку, способствующую развитию эстетического вкуса, и мог бы заниматься художественной деятельностью.

Я считаю, что основная задача обучения художественному творчеству - помочь детям познать окружающую действительность, развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, формировать творческие способности детей в создании выразительных образов в рисунках детей различными изобразительными средствами.

Принцип построения программного материала от простого к сложному - один из основных дидактических принципов. При обучении детей рисованию, лепке, конструированию обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей.

Человек, воспитанный искус ством, способен жить в гармо нии с окружающим миром, по знавать и совершенствовать этот мир. Именно такими людьми мы хотим видеть детей в будущем.

Художественно творческая деятель ность, и в частности рисова ние, — вид деятельности, без ко торого немыслимо полноценное развитие личности. Однако здесь важно не навязывать детям сте реотипные представления, кото рые не возбуждают их фантазию, а надоедают им, закрепощают и не стимулируют развитие творческих способностей.

Размышляя над этими вопро сами, я пришла к выводу, что при таком подходе мы лишаем воспитанников возможности проявить фантазию, самостоятельность, права выбора. В итоге дети демон стрируют нам одинаковые, слов но отксерокопированные работы. Подтверждение своего вывода я нашла в работах психологов и педагогов, посвященных вопро сам развития детского изобрази тельного творчества. Анализ рабо ты по традиционной методике изобразительной деятельности заставил меня глубоко задуматься над тем, способствует ли она раз витию художественного творчества у дошкольников. С этой це лью изучила детские рисунки, ко торые, как правило, мало чем отличались друг от друга, не отра жали индивидуального отноше ния ребенка к создаваемому об разу. Все это свидетельствовало об отсутствии творчества в работах детей.

Учитывая, что каждый ребе нок обладает определенным по тенциалом художественного развития, поставила перед собой цель: обеспечить необходимые условия для раскрытия творчес кого потенциала детей. Опираясь на психолого-педагогические принципы, попыталась выстро ить систему работы с детьми по рисованию. В своей работе я часто использую нетрадиционные способы ри сования. Выбор этот не случаен. Название говорит само за себя: здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в ра боте отойти от условных рамок, ограничений и тем самым выз вать интерес у детей. Опыт показывает, что рисование необычными материалами и оригинальной техникой, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Я использую такие нетрадиционные способы как рисование пальцами, печатками, кляксография, монотипия (в основном в младших группах). В старших группах монотипия с продвижением, солью, пластилином, разбрызгиванием, мыльными пузырями, сухой кистью, с добавлением клейстера.

Таким образом, обучение технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, обогатит их рисунки. Я создаю условия для реализации творческих способностей в мире искусств.

Исходя из того, что важным условием детского художествен ного творчества служит эстети ческая среда в детском саду. Особое внимание я удели ла созданию условий для самостоятельной изобразительной деятельности детей, предоставив им как можно больше самого разнообразного материала.

Учитывая, что на формирова ние образа влияют художествен ное слово, музыка, попыталась обогатить содержание соответ ствующих уголков, изготовила дидактические игры, пособия, которые использовала в предварительной работе. Подготовила серии репродукций с картин художников, книги для детей об искусстве. Погруже ние их в такую разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, украшений для группы позволя ло прививать им чувство пре красного.

Я понимала, что прежде чем ребенок приступит к непосред ственному изображению какого-либо объекта или явления, выра жая при этом свое личное отно шение к нему, у него должен сложиться его конкретный образ. Эти представления дошкольник получает из окружающей дей ствительности в процессе наблю дения, общения, исследования. Поэтому прогулки и совместную деятельность с детьми выделила в отдельное направление в системе своей работы, определив их как формы предварительной работы. При этом важно было поставить каждого ребенка в ак тивную позицию, пробуждаю щую в нем исследовательское отношение к окружающему. Кроме того, использовала такие формы предварительной работы, как рассматривание репродук ций картин и беседы по карти не. Много внимания уделяла тому, чтобы вызвать у детей эмо циональный отклик на содержа ние произведений изобрази тельного искусства, желание знакомиться с творчеством ху дожников. Использование ли тературных и музыкальных произведений о природе с од новременным рассматривани ем картин способствовало фор мированию образов в сознании детей. Они возникали благодаря таким психическим процессам, как восприятие, мышление, воображение, которые лежат в ос нове творческой деятельности. Созданию образов помогало ис пользование дидактических игр, игровых заданий, игр-драматизаций, психологических этюдов. Предлагая детям передать образ какого-либо предмета или явле ния, старалась не ограничивать их возможности, помня о том, что определенный образ должен вы ражать их собственное пережива ние. Поэтому образы всегда были индивидуальными. Постоянно об ращала внимание детей на орга ничную связь между внутренним состоянием живых существ и их внешним выражением.

На специально - организованной деятельности, когда дети пыта лись реализовать в рисунке свой замысел, я не торопилась навя зывать способы передачи образа. Давала возможность свободно изобразить задуманное. Однако при этом столкнулась с тем, что детям сложно было выбрать ин дивидуальный способ изображе ния, который мог удачно отра зить задуманный образ. Возника ла проблемная ситуация: ребенок хотел изобразить одно, а получал другое. Чтобы помочь детям решить эту проблему, стала упраж нять детей в выборе наиболее удачного способа изображения характерной особенности того или иного объекта. Знакомила юных художников с различны ми средствами выразительности и возможностями их использо вания.

Особое значение придавала освоению детьми культуры цвета, так как он - наиболее вырази тельное средство в живописи. Поэтому в самом начале работы применяла игровые задания, спе циально вводящие ребенка в мир красок. Обращала внимание на то, что искусство их смешивания позволяет художнику получить разнообразный спектр оттенков. С помощью игровых упражне ний создавала условия для того, чтобы каждый ребенок осознал выразительную силу цвета и на учился пользоваться ею в соответствии с собственной индиви дуальностью, отказавшись от привычных цветовых стереоти пов. Основой таких упражнений стало рассматривание объектов природы, в процессе, которого дети открывали многоцветность реального мира.

Кроме того, подводила их к использованию таких вырази тельных средств, как линия, фор ма, композиционное расположе ние при создании рисунка. На занятиях в процессе заниматель ных упражнений дети наглядно знакомились с различным ха рактером линий, располагали фигуры на листе несколькими способами, осваивали значение ритма, создавая свои элементар ные узоры и орнаменты. Таким образом, работа по ознакомле нию с выразительными средствами изображения подводила их к пониманию возможности использования цвета, линии, формы, движения для выраже ния своих замыслов, своего от ношения к изображаемому. Большую роль в создание неповторимых образов детьми иг рало использование нетради ционных средств и способов рисования. Знакомство с ними проходило в процессе решения проблемных ситуаций, где дети изучали изобразительные материалы и инструменты, пробо вали с ними экспериментировать. У них возникал естественный интерес к необычным материа лам и желание их использовать в разных видах рисования. В даль нейшем дети в свободной дея тельности пользовались данными материалами при изображении различных объектов.

По мере освоения все новых и новых способов они открывали для себя, что определенный об раз можно выразить не одним, а несколькими способами. В по следующей работе предлагала детям творческие задания. При этом каждый ребенок самосто ятельно отбирал к специально - организованной деятельности все необходимое в соответствии со своим замыслом. Так как у детей уже имелись знания и навыки работы в разной технике рисо вания, от них уже требовалась не репродуктивная деятельность, а демонстрация умения творчес ки применить освоенные способы работы для выражения инди видуального замысла.

Для меня важно было про следить, как развивались умения детей применять известные способы работы с различными материалами для отражения собственного понимания и от ношения к окружающему. Про веденная диагностика показала: значительно выросло количе ство воспитанников, использу ющих нетрадиционные сред ства и способы рисования.

Показатели диагностики проявле ния творчества в рисунках:

  1. к деятельности (активность, самостоятель ность, заинтересованность), быстрое вхождение в вообра жаемую ситуацию;
  2. отношение умелое использование знако мого материала в различных видах художественной деятельности, в других условиях;
  3. умение самостоятельно нахо дить свои оригинальные спо собы изображения;
  4. проявление самостоятельно сти в планировании, воплоще нии, получении результата;
  5. подражание образцу педагога, но использование его при создании нового образа.

На основе анализа изобрази тельных рисунков детей, из бесед с ними убедилась в том, что у них развивается новое эстети ческое отношение к окружаю щему миру. Дети постепенно научились воплощать это отно шение в творческой практике освоенными средствами и спосо бами изображения, о чем свиде тельствуют детские работы, кото рые отличаются индивидуальностью, неповторимостью образов.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №7г.Курганинск муниципального образования Курганинский район

Творчество – ключик к познанию и развитию человека любого возраста. Тем более, такого маленького, который еще не ходит в школу. Не зря психологи, чтобы лучше понять ребенка, просят его нарисовать сюжетный рисунок. Художественная деятельность дошкольников является увлекательным развивающим занятием, а также служит доступным средством выразить свои интересы, переживания.

Художественное творчество в деятельности дошкольников

Творчество тесно связано с воображением. Этот психический процесс стремительно развивается в дошкольном возрасте, позволяя детям фантазировать и оригинальничать везде, за что бы они не взялись.

Художественная деятельность

Творческий подход предоставляет возможность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Свои идеи дети также пытаются проверить или воплотить в деятельности.

Простор для фантазии открывается как в игре, так и в рисовании, создании аппликаций, придумывании историй, восприятии музыки, в танцевальных движениях. Деятельность дошкольников, непосредственно связанная с различными видами искусств, называется художественно эстетической.

К миру художеств дети причастны двояко. С одной стороны, они как зрители и слушатели познают изобразительное, литературное, театральное искусство. Ребенок слушает сказки, рассматривает картины, посещает детские представления, благодаря чему получает опыт эстетических впечатлений. Все это расширяет познание окружающего мира, приносит новые знания, воздействует на зарождающиеся эстетические чувства.

С другой стороны, дошкольник, как по собственной инициативе, так и при помощи взрослого систематически вовлекается в художественную деятельность. Первые рисунки, постижение цветовой гаммы, лепка незамысловатых фигурок, декламация стишков и проигрывание сюжетов – неполный перечень того, что формирует опыт эстетических умений малыша.

Развитие художественной деятельности дошкольников, начиная с первых лет жизни, является необходимым условием формирования гармоничной личности.

Виды художественной деятельности дошкольников

Художественная и творческая деятельность применительно к дошкольному возрасту подразумевает практически одни и те же виды занятий. Ранее других творческих попыток малыш приобщается к рисованию. Следом идет конструирование различных фигур. С расширением словарного запаса дошкольник не желает оставаться пассивным слушателем детских произведений, а пробует свои силы в изменении сюжета или в исполнении роли понравившегося героя.

Следовательно, среди разнообразия творческой деятельности в дошкольный период наибольший удельный вес имеют:

  • Изобразительная
  • Конструктивная
  • Художественно-речевая
  • Музыкально-ритмичная

В перечисленных основных видах художественной деятельности дошкольник может практиковаться, ориентируясь исключительно на образец. Но не следует видеть в этом элементарное подражание и отсутствие творческого компонента. Умения и навыки развиваются благодаря тренировкам. Рассмотрим краткую характеристику данных видов деятельности с точки зрения условий для развития детского творчества.

Изобразительное творчество

В рисунках ребенок воспроизводит действительность, как он ее представляет. Не беда, что окружающие зачастую не способны понять его замысел. Дошкольник представляет, что он хотел нарисовать, и находит подходящие способы выразить свои фантазии.

Главные художественные средства в детском рисунке – линия и цвет.

У дошкольника обязательно есть предпочитаемые цвета, которыми он изображает то, к чему испытывает симпатию и расположение. Как правило, это красный, желтый, зеленый. Малыш ни за что не нарисует злого колдуна красным или оранжевым. Для отрицательных персонажей у него предусмотрены черные, серые, коричневые оттенки.

Рисование с детьми 3 4 лет подразумевает знакомство с цветовым разнообразием, изображение простейших форм. С каждым годом дошкольник более тщательно прорисовывает образы. Особенно, если они изображают положительных героев. Формируется ручная умелость, развивается восприятие цветовых оттенков. Дети, способные к этому виду творчества, выдают гармоничные рисунки с соблюдением пропорций и цветовой композиции.

Не забываем, что создание образов на бумаге – только один из способов проявлять себя в изобразительном искусстве. Существует лепка, аппликация, декоративное творчество. Их достоинства в том, что ребенок осязательно воспринимает свойства предметов (форму, размер, структуру) и пытается создать, по сути, объемную проекцию.

Изготавливая образ из пластилина, дошкольнику не сразу удается получить то, что задумывалось. Но сколько открытий ожидает ребенка в процессе работы! Пытаясь вылепить горшочек, он продемонстрирует, какая у него получается лепешка, тарелка, бублик… Увидеть новый образ в комке пластилина — заслуга творческого воображения малыша.

Создание образов в конструировании

В конструктивной деятельности творчество проявляется на этапе зарождения замысла и в его реализации. Детей часто увлекает сам процесс сборки, особенно с появлением таких габаритных деталей как LEGO. Интересно соединять детали, обнаруживать похожесть с реальными предметами (например, мебелью), обустраивать пространство для игры, иначе использовать уже знакомые образы.

Конструирование образов

Творческие дети любят конструировать не по образцу, а в соответствии с собственным замыслом. Старшие дошкольники с интересом ищут новые способы воплощения своих замыслов.

Идеи исходят от детей, без вмешательства взрослых. В этом возрасте конструирование больше проявляется как самостоятельная творческая деятельность дошкольников.

Художественное конструирование из бумаги, наоборот, реализуется не только по инициативе взрослого, но и при его активном участии. Создание любой бумажной модели – это творчество по образцу. Причем, повторяется каждое действие. Только так получится соответствующий результат. Придумывание характера образов — что получилось, как использовать, — способствует развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Художественно-речевая деятельность

От пассивного слушания сказок и стихов в младшем дошкольном возрасте ребенок переходит к активному включению в художественно-речевую деятельность.

Родителям следует иметь в виду, что развивается этот вид деятельности благодаря целенаправленным занятиям. Взрослый просит ребенка рассказать, что происходило с главным героем сказки, или передать содержание прослушанного произведения. С подачи взрослого выстраивается диалог, приучающий ребенка выслушивать вопросы и отвечать на них.

Слушание и пересказ

Пересказ – самая простая форма художественной речи. Задача для дошкольника усложняется, когда ему нужно придумать историю, самостоятельно выбрав героев сюжета.

Придумывая свои сказки, дети опираются на известные им сюжеты. Их герои кого-то догоняют, сражаются, подвергаются волшебным превращениям.

Отдельной и ценной практикой в художественно-речевой деятельности являются театрализованные игры. Средние дошкольники нуждаются в руководстве взрослого, который распределяет роли, подсказывает, что и как нужно говорить маленькому артисту. В старшем дошкольном возрасте дети не только самостоятельно проводят театрализованные игры, но и значительно обогащают стандартные сюжеты.

Идеально, если подобные театрализованные представления становятся совместной творческой деятельностью родителей и детей. Создается дружеская атмосфера, развивающая речевые и творческие способности, усиливающая взаимопонимание между взрослыми и детьми.

Танцевально-музыкальные занятия

Первые творческие элементы появляются в то время, когда ребенок, услышав музыку, пытается двигаться в такт. Однако подобная чувствительность к музыкальному ритму наблюдается не у всех детей. Не всем даны от природы музыкальные способности. Тем более танцевально-музыкальная деятельность важна для каждого дошкольника.

Эмоциональную отзывчивость на музыку можно и нужно воспитывать. В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно регулировать состояние детей.

Музыка растормошит вялого ребенка и успокоит слишком темпераментного. Ритмические упражнения организовывают движения ребенка и пробуждают интерес к деятельности вообще.

Слушание музыкальных произведений помогает ребенку войти в соответствующее состояние. С помощью взрослого дошкольник подбирает ассоциации и образы, вызванные звучанием мелодии. Полезно побуждать детей рассказывать, какие впечатления у них вызывает музыкальное произведение, предложить изобразить ассоциации на рисунке.

Важность художественного развития в дошкольном возрасте

Художественно эстетическая деятельность дошкольников изменяет содержательный аспект такого важнейшего познавательного процесса как восприятие. В раннем возрасте главная функция восприятия заключается в том, чтобы получать и передавать сенсорные сигналы (как выглядит предмет, какой на вкус, на цвет, как звучит).

В дошкольном возрасте восприятие становится отдельной познавательной деятельностью. Развивается художественное восприятие произведений искусства, литературы, музыкальных композиций.

Однако такое обогащение восприятия произойдет только при условии развития личности ребенка, его вовлечении в творческую деятельность.

Развитие эстетических чувств

Эффективность художественной деятельности дошкольников определяется формированием эстетических чувств в 6-7-летнем возрасте.

Формирование эстетических чувств

Восприятие цветовой гаммы позволяет юному зрителю понять настроение картины. Дети охотно определяют, какие эмоции передает живопись. В чем-то они ошибаются, но такие полярные чувства как грусть и радость улавливают безошибочно.

Слушая музыкальные произведения, дошкольники сначала с подачи взрослого, а затем и самостоятельно, отыскивают аналогии со звуками природы: капельки дождя, шум ручейка, завывание ветра. Также выделяют настроение музыки: успокаивающая, веселая, бодрая.

В литературных произведениях старшие дети интересуются не только сюжетом и развитием событий. Их интересуют мотивы поступков героев. Они оценивают их с позиции нравственности, восхищаются или осуждают.

Таким образом, все виды художественной деятельности вносят свой вклад в развитие личности дошкольника. Происходит формирование эстетического вкуса, воспитание эстетических чувств, развиваются творческие способности, закрепляются нравственные нормы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественая деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания. Специфика занятий художественным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

1. Художественное творчество в деятельности дошкольников……. ….4

2. Виды художественной деятельности дошкольников…………. ……..7

3. Важность художественного развития в дошкольном возрасте….…..11

Практическая деятельность ребенка — игра, занятия, выполнение определенных обязанностей — имеет важное значение для его эстетического развития. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. И особое место в этой практической деятельности занимает то, что мы можем назвать художественной деятельностью ребенка.

Художественая деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания. Специфика занятий художественным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий художественным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

1. Художественное творчество в деятельности дошкольников

Творчество тесно связано с воображением. Этот психический процесс стремительно развивается в дошкольном возрасте, позволяя детям фантазировать и оригинальничать везде, за что бы они не взялись.

Творческий подход предоставляет возможность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Свои идеи дети также пытаются проверить или воплотить в деятельности.

Простор для фантазии открывается как в игре, так и в рисовании, создании аппликаций, придумывании историй, восприятии музыки, в танцевальных движениях. Деятельность дошкольников, непосредственно связанная с различными видами искусств, называется художественно эстетической.

К миру художеств дети причастны двояко. С одной стороны, они как зрители и слушатели познают изобразительное, литературное, театральное искусство. Ребенок слушает сказки, рассматривает картины, посещает детские представления, благодаря чему получает опыт эстетических впечатлений. Все это расширяет познание окружающего мира, приносит новые знания, воздействует на зарождающиеся эстетические чувства.

С другой стороны, дошкольник, как по собственной инициативе, так и при помощи взрослого систематически вовлекается в художественную деятельность. Первые рисунки, постижение цветовой гаммы, лепка незамысловатых фигурок, декламация стишков и проигрывание сюжетов – неполный перечень того, что формирует опыт эстетических умений малыша.

Развитие художественной деятельности дошкольников, начиная с первых лет жизни, является необходимым условием формирования гармоничной личности.

Творчество дошкольника имеет свои особенности.

Дети делают множество открытий и создают интересный, по­рой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, сти­хотворения и т. п. (Е. А. Флёрина, Г. В. Лабунская, М. П. Сакулина, К. И. Чуковский, Дж. Родари, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это пер­вая важная особенность детского творчества.

При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отли­чается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, О. А. Христ и др.). И это - вторая особен­ность детского творчества.

Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осозна­ние, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрос­лого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто при­водит к положительным результатам (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Пара­монова, Г. В. Урадовских). И даже в музыкальном творчестве ре­бенка наблюдается одновременность сочинительства и исполне­ния (К. В. Тарасова). И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особен­но со второй.

Указанные выше особенности детского творчества демонстри­руют определенную степень несовершенства психических процес­сов ребенка, что естественно в этом возрасте. И учет этих особен­ностей необходим в организации развивающего обучения детей.

В формировании творчества особая роль отводится воображе­нию (Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов, О. М. Дья­ченко, В. Т. Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое вооб­ражение порождает новые образы, составляющие основу твор­чества.

Э. В. Ильенков рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку всегда и проявляющуюся в разных видах деятельности независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. В качестве особого механизма воображения он видел перекомбинирование образов, прежде всего такое, ког­да признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности.

В. В. Давыдов, развивая эту мысль, указывает на то, что пере­несенное свойство выступает как некая главенствующая часть, влияющая на изменение других частей, что собственно и позво­ляет получить новые целостности.

2. Виды художественной деятельности дошкольников

Художественная и творческая деятельность применительно к дошкольному возрасту подразумевает практически одни и те же виды занятий. Ранее других творческих попыток малыш приобщается к рисованию. Следом идет конструирование различных фигур. С расширением словарного запаса дошкольник не желает оставаться пассивным слушателем детских произведений, а пробует свои силы в изменении сюжета или в исполнении роли понравившегося героя.

Следовательно, среди разнообразия творческой деятельности в дошкольный период наибольший удельный вес имеют:

В перечисленных основных видах художественной деятельности дошкольник может практиковаться, ориентируясь исключительно на образец. Но не следует видеть в этом элементарное подражание и отсутствие творческого компонента. Умения и навыки развиваются благодаря тренировкам. Рассмотрим краткую характеристику данных видов деятельности с точки зрения условий для развития детского творчества.

В рисунках ребенок воспроизводит действительность, как он ее представляет. Не беда, что окружающие зачастую не способны понять его замысел. Дошкольник представляет, что он хотел нарисовать, и находит подходящие способы выразить свои фантазии.

Главные художественные средства в детском рисунке – линия и цвет.

У дошкольника обязательно есть предпочитаемые цвета, которыми он изображает то, к чему испытывает симпатию и расположение. Как правило, это красный, желтый, зеленый. Малыш ни за что не нарисует злого колдуна красным или оранжевым. Для отрицательных персонажей у него предусмотрены черные, серые, коричневые оттенки.

С каждым годом дошкольник более тщательно прорисовывает образы. Особенно, если они изображают положительных героев. Формируется ручная умелость, развивается восприятие цветовых оттенков. Дети, способные к этому виду творчества, выдают гармоничные рисунки с соблюдением пропорций и цветовой композиции.

Не забываем, что создание образов на бумаге – только один из способов проявлять себя в изобразительном искусстве. Существует лепка, аппликация, декоративное творчество. Их достоинства в том, что ребенок осязательно воспринимает свойства предметов (форму, размер, структуру) и пытается создать, по сути, объемную проекцию.

Изготавливая образ из пластилина, дошкольнику не сразу удается получить то, что задумывалось. Но сколько открытий ожидает ребенка в процессе работы! Пытаясь вылепить горшочек, он продемонстрирует, какая у него получается лепешка, тарелка, бублик… Увидеть новый образ в комке пластилина — заслуга творческого воображения малыша.

- создание образов в конструировании

В конструктивной деятельности творчество проявляется на этапе зарождения замысла и в его реализации. Детей часто увлекает сам процесс сборки, особенно с появлением таких габаритных деталей как LEGO. Интересно соединять детали, обнаруживать похожесть с реальными предметами (например, мебелью), обустраивать пространство для игры, иначе использовать уже знакомые образы.

Творческие дети любят конструировать не по образцу, а в соответствии с собственным замыслом. Старшие дошкольники с интересом ищут новые способы воплощения своих замыслов.

Идеи исходят от детей, без вмешательства взрослых. В этом возрасте конструирование больше проявляется как самостоятельная творческая деятельность дошкольников.

Художественное конструирование из бумаги, наоборот, реализуется не только по инициативе взрослого, но и при его активном участии. Создание любой бумажной модели – это творчество по образцу. Причем, повторяется каждое действие. Только так получится соответствующий результат. В этом виде деятельности дошкольник развивает творческие способности, придумывая характер образов: что получилось, как использовать.

От пассивного слушания сказок и стихов в младшем дошкольном возрасте ребенок переходит к активному включению в художественно-речевую деятельность.

Родителям следует иметь в виду, что развивается этот вид деятельности благодаря целенаправленным занятиям. Взрослый просит ребенка рассказать, что происходило с главным героем сказки, или передать содержание прослушанного произведения. С подачи взрослого выстраивается диалог, приучающий ребенка выслушивать вопросы и отвечать на них.

Пересказ – самая простая форма художественной речи. Задача для дошкольника усложняется, когда ему нужно придумать историю, самостоятельно выбрав героев сюжета.

Придумывая свои сказки, дети опираются на известные им сюжеты. Их герои кого-то догоняют, сражаются, подвергаются волшебным превращениям.

Отдельной и ценной практикой в художественно-речевой деятельности являются театрализованные игры. Средние дошкольники нуждаются в руководстве взрослого, который распределяет роли, подсказывает, что и как нужно говорить маленькому артисту. В старшем дошкольном возрасте дети не только самостоятельно проводят театрализованные игры, но и значительно обогащают стандартные сюжеты.

Идеально, если подобные театрализованные представления становятся совместной творческой деятельностью родителей и детей. Создается дружеская атмосфера, развивающая речевые и творческие способности, усиливающая взаимопонимание между взрослыми и детьми.

Первые творческие элементы появляются в то время, когда ребенок, услышав музыку, пытается двигаться в такт. Однако подобная чувствительность к музыкальному ритму наблюдается не у всех детей. Не всем даны от природы музыкальные способности. Тем более танцевально-музыкальная деятельность важна для каждого дошкольника.

Эмоциональную отзывчивость на музыку можно и нужно воспитывать. В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно регулировать состояние детей.

Музыка растормошит вялого ребенка и успокоит слишком темпераментного. Ритмические упражнения организовывают движения ребенка и пробуждают интерес к деятельности вообще.

Слушание музыкальных произведений помогает ребенку войти в соответствующее состояние. С помощью взрослого дошкольник подбирает ассоциации и образы, вызванные звучанием мелодии. Полезно побуждать детей рассказывать, какие впечатления у них вызывает музыкальное произведение, предложить изобразить ассоциации на рисунке.

3. Важность художественного развития в дошкольном возрасте

Художественно эстетическая деятельность дошкольников изменяет содержательный аспект такого важнейшего познавательного процесса как восприятие. В раннем возрасте главная функция восприятия заключается в том, чтобы получать и передавать сенсорные сигналы (как выглядит предмет, какой на вкус, на цвет, как звучит).

В дошкольном возрасте восприятие становится отдельной познавательной деятельностью. Развивается художественное восприятие произведений искусства, литературы, музыкальных композиций.

Однако такое обогащение восприятия произойдет только при условии развития личности ребенка, его вовлечении в творческую деятельность.

Эффективность художественной деятельности дошкольников определяется формированием эстетических чувств в 6-7-летнем возрасте.

Восприятие цветовой гаммы позволяет юному зрителю понять настроение картины. Дети охотно определяют, какие эмоции передает живопись. В чем-то они ошибаются, но такие полярные чувства как грусть и радость улавливают безошибочно.

Слушая музыкальные произведения, дошкольники сначала с подачи взрослого, а затем и самостоятельно, отыскивают аналогии со звуками природы: капельки дождя, шум ручейка, завывание ветра. Также выделяют настроение музыки: успокаивающая, веселая, бодрая.

В литературных произведениях старшие дети интересуются не только сюжетом и развитием событий. Их интересуют мотивы поступков героев. Они оценивают их с позиции нравственности, восхищаются или осуждают.

Таким образом, все виды художественной деятельности вносят свой вклад в развитие личности дошкольника. Происходит формирование эстетического вкуса, воспитание эстетических чувств, развиваются творческие способности, закрепляются нравственные нормы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественно – творческая деятельность у детей дошкольного возраста способствует вхождению ребенка в мир литературы, танца, театра, мир музыки и изобразительного искусства. Искусство – является одной из областей духовной жизни человека; можно сказать, что искусство важнейшая область способствующая развитию художественного творчества. В искусстве объединяется все познание мира в художественных образах, создание различных изображений, воплощение духовных качеств, содержание в слове, движениях, пространстве, звуках, во времени. На мой взгляд, именно посредством искусства осуществляется передача духовного опыта человека, восстанавливается связь между поколениями.

Художественное творчество в детском саду имеет очень большое значение для полноценного развития детей. Многочисленные исследования показывают, что именно в дошкольном возрасте начинают формироваться творческие способности ребенка. Поэтому очень важно в таком возрасте не упустить момент и воспользоваться им. Ведь творческая деятельность ребенка имеет очень большое значение для его развития, в частности для интеллектуального развития. Именно поэтому необходимо стараться всячески поощрять инициативу ребенка заниматься творчеством. Творческое начало каждого ребенка проявляется в играх. Ребенок начинает активно рисовать, а также у него появляется желание попробовать себя в других видах творческой деятельности. Этому ни в коем случае нельзя мешать, и наоборот это нужно использовать для того, чтобы развивать полноценную личность. В этот момент воспитателю необходимо сформировать у ребенка желание заниматься творчеством целенаправленно. Дело в том, что когда ребенок начинает рисовать или заниматься любым другим творчеством, он делает это не целенаправленно, то есть он не желает добиться какого-либо результата, не планирует его. И задачей воспитателя является помощь ребенку в том, чтобы начать творить осознанно. И только после того, как ребенок начинает осознанно заниматься творчеством, ставить цели и добиваться их, он начнёт по-другому воспринимают окружающие мир. В частности исследования показывают, что когда ребёнок начинает заниматься творчеством осознанно, меняется его мышление. Ребенок совершенно по-другому воспринимает те же сказки, теперь он видит в них смысл, и может их понять. Именно поэтому очень важно начинать развитие творческого начала ребенка с самых ранних лет. И наиболее вероятно, что период активного развития творческих способностей ребенка придется именно на его дошкольное детство. Поэтому эта задача ложится на плечи воспитателя. Хотя, безусловно, участие родителей в данном процессе играет очень большую роль.

НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Основой детского творчества является подражание. Ведь наверняка каждый замечал, что ребенок в раннем детстве пытается постоянно кого-то копировать. Именно поэтому воспитатель и родители должны стать для ребенка хорошим примером для подражания. И в случае с развитием творческих способностей, они должны всячески прививать ребенку любовь к искусству. Творческая деятельность в столь раннем возрасте дает возможность развивать в человеке необходимые ему качества. Ведь именно развивая ребенка творчески, мы можем научить его ставить цели и добиваться их. Да и вообще творческая деятельность детей прививает им любовь к искусству, что также очень важно для правильного развития маленького человека. Однако следует учитывать возрастные особенности детей во время развития их творческого начала. Дело в том, что подход для разных возрастных категорий несколько отличается. Развитие творчества детей младшего возраста, возраст которых от 2 до 3 лет, необходимо реализовывать исключительно играя. Ведь именно с помощью игры ребенок может научиться ставить цели. Самым простым примером являются игры с различными конструкторами. Воспитателю необходимо поставить перед ребятами задачу создать какую-то фигуру из конструктора. Это побуждает детей к творческой деятельности, а также вырабатывает у них в привычку ставить определенную цель и достигать ее. И уже даже в таком возрасте ребенка можно научить осознанно подходить к выполнению любой задачи, что является целью творческой деятельности в детском саду. У детей в возрасте до четырех лет также с помощью игры необходимо развивать творческие способности. Необходимо в этом возрасте обучать детей коллективной творческой работе. Поскольку к этому возрасту они уже, скорее всего, научились ставить цель, однако необходимо постараться научить их реализовывать задуманное коллективно.

Что необходимо для развития творческих способностей у ребенка?

В первую очередь для развития творческих способностей ребенка необходимо обеспечить его правильными игрушками. В случае с детьми дошкольного возраста игрушки должны быть максимально направленными на развитие интеллекта и творческих способностей. Это такие игрушки, как различные конструкторы, кубики, игры с яркими карточками, и другие игры, которые позволяют ребенку развивать интеллект. На развитие творческих способностей детей влияет детский театр. Такое творчество в детском саду идет лишь на пользу, развивает воображения у детей, а значит, и их творческие способности в целом. Сегодня такое детское творчество в детском саду очень распространено. И не зря, ведь театр позволяет ребенку максимально развиваться во всех направлениях. Это могут быть совершенно различные варианты детского театра. Самым маленьким детям можно начать прививать любовь к такому виду искусства как кукольный театр. Он отлично подойдет для развития творческих способностей, ведь дети будут играть со своими любимыми игрушками, и при этом следовать сюжету или придумывать его. Воспитателю в данном случае необходимо сделать так, чтобы у детей появилась цель. Например, можно попросить ребенка уложить спать какую-то куклу. И постепенно необходимо подключать к такой работе весь коллектив, таким образом, сюжет наполняется смыслом, а дети учиться играть осознанно. Для того чтобы максимально повлиять на развитие творческих способностей у ребенка необходимо организовать для него правильную окружающую среду. В частности можно создать в детском саду уголок творчества, в котором будут все необходимое для развития творческого начала элементы. Это могут быть различные куклы, также игры и другой материал, который каким-либо образом может поспособствовать развитию. Сегодня такие уголки являются необходимостью в детских садах. Именно с их помощью дети могут самостоятельно научиться развивать свои творческие способности.

Мотивация к творчеству в детском саду

Необходимо всячески мотивировать детей к творчеству. Можно проводить различные конкурсы, прививать любовь к искусству детям различными методами. Отличной идеей для этого является неделя творчества. Это может быть неделя, в течении которой дети должны максимально проявить свои творческие способности и подготовит например спектакль. Конечно, такая деятельность подойдет не всем детям, поскольку самые маленькие, скорее всего, еще не готовы к такого рода экспериментам. И им просто необходимо начинать с чего-то более простого, уголок творчества в этом отлично поможет. Изначально необходимо поработать над развитием творческих способностей у каждого ребенка, а уже затем начинать процесс развития коллективного творчества в группе детского сада.

Rodina foto2

Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Родина Наталия Николаевна, воспитатель по изобразительной деятельности МБУ прогимназии № 208 г. Тольятти Самарской области, с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по формированию личности ребенка через развитие у него творческих способностей. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье от Наталии Николаевны:

Увлекательного чтения…

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Творчество - высшая форма психической активности, самостоятельности, способности создавать нечто новое, оригинальное. Масштаб творчества может быть различен, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская).

А.Н. Леонтьев, изучая сущность детского творчества, отмечал, что творчество – один из существенных показателей развития личности, а воображение – основа творческой деятельности.

Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, В.П.Зинченко, А.В. Запорожец в своих исследованиях показали, что творчество является постоянным спутником детского развития. Творчество художника стимулируется глубиной чувств. Образы воображения строятся из элементов, взятых из опыта человека, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого. С другой стороны отсутствие опыта снимает ограничения сознания, стимулирующие репродуктивные образы. Воображение развивается у человека всю жизнь, но к концу дошкольного возраста его развитие достигает такого уровня, что ребенок хочет и может изобразить что-то доступное пониманию других людей.

Общей характеристикой творческого потенциала детей дошкольного возраста выступают познавательные потребности, которые проявляются в форме исследовательской поисковой активности, а также в готовности и способности ребенка к самостоятельной творческой деятельности. Так, исследования Н.Н. Поддъякова и А.И.Савенкова показывают, что начало самостоятельного творчества ребенка лежит в стихийном экспериментировании и поисковой деятельности, которая направлена на преодоление неопределенности проблемной ситуации. Н.Н. Поддъяков, анализируя различные виды творчества детей, приходят к выводу, что ядром творчества в дошкольном возрасте выступает именно поисковая деятельность, в которой проявляется природная любознательность, активность, творческая трансформация ребенком новых знаний и опыта.

Н.П. Саккулина определила, что творчество проявляется на всех этапах изобразительной деятельности. Именно занятия по художественному творчеству подчинены в основном реализации задач, ориентированных на самостоятельную работу детей, поиск нестандартных решений. Одним из способов познания мира является рисование. Все то, что дети видят вокруг себя, они передают в своих рисунках.

Когда же возникает у детей интерес к рисованию?

Маленькие дети испытывают огромную потребность в движении. Движения разные и следы этих движений разные. Постучал пальцем по стеклу - получил точку, провел в сторону – линию, пошлепал ладошкой – большой отпечаток – пятно. А рисовать можно чем угодно: куском мела, угля, кирпича, карандашом, фломастером, авторучкой, гуашью, акварелью, сангиной, пастелью, восковыми мелками, тушью, даже пухом тополя и камыша, ягодами, пластилином, зубной щеткой, разбрызгивая краску, поролоном, пальцами, ладонью, палочкой, с помощью компьютера и даже лучом света!

Всякое открытие чего – то нового, необычного приносят детям раскованность и дают толчок к творчеству. Рисование детей интуитивно. Они не знают как правильно и как не правильно. Они рисуют, как сами думают.

Детское рисование – это феномен творческой активности детей от 1 – 2 лет до 10 – 11 лет, имеющих двигательно – зрительную основу и реализующих многие психические функции, важные для целостного личностного развития ребенка.

Таким образом детское рисование – оптимальная форма реализация личности ребенка, которое со временем отступит на второй план. Необходимо не упустить этот момент (с 1-2 до 10-11 лет), а развивать художественные способности детей.

Рисование влияет на развитие ребенка в целом, как личности, раскрепощает его, формирует эстетический вкус, развивает его творчество.

Работа с детьми предусматривает раскрытие и реализацию неисчерпаемых творческих возможностей детей через ознакомление и применение ими нетрадиционных художественных техник рисования и повышение интереса детей к художественному творчеству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Здесь нет жесткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.

Методику работы с детьми необходимо строить таким образом, чтобы средствами искусства и детской изобразительной деятельности формировать у ребенка такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческую активность, позволяющие самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности, снижать закомплексованность, скованность.

Дети любят экспериментировать. Именно исследовательское поведение является одним из важнейших условий развития интеллектуально-творческого потенциала детей. Чем разнообразнее, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможностей получить в конечном итоге новый результат, а оригинальность – это показатель творчества.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребенок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании. Детям необходимо предоставлять возможность самостоятельного выбора и применения большого количества разнообразного материала для создания выразительных образов в нетрадиционной технике рисования, использование элементов ТРИЗ и творческих заданий, максимально способствующих развитию творческого потенциала детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Особое внимание этой проблеме уделяла Т.С. Комарова, которая не только подчеркивала необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорила о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.

Использование разных способов рисования дарят ребенку радость творчества, осознание авторского голоса. При этом дети могут быть не только разного возраста, но и иметь разные стартовые способности. Дошкольник – прирожденный исследователь. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в творческих поисках.

С учетом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Игровая деятельность – поистине удивительный феномен детского периода жизни. Она является средством познания окружающего мира, обучения, развития творчества и отдыха детей.

Игровые технологии позволяют реализовать принцип активного участия детей, который даёт дошкольникам возможность мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы и механизмы саморазвития. Игра рождает переживания связанные с пробой собственных сил и самоутверждением, поэтому, несмотря на условность игровой ситуации, она является эффективным средством обогащения жизненного опыта.

Летняя пора не обходится без традиционных и любимых игр детей с влажным и жидким песком – строительство сложных и крупных построек: городов, дворцов, бассейнов и многое другое. Очень любят играть дети с водой на участке, ветряными вертушками, в подвижные, сюжетно – ролевые игры.

Экспериментирование – основа творческой фантазии детей. Для этого создаются условия работы с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками. В процессе деятельности используются самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, зубные щетки, расчески, поролон, парафиновые свечи, ватные палочки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.

Родители нашей группы принимают активное участие в организации интересного отдыха детей. Вот и пригодились старые обои. И на участке появилась дорожка из отпечатков рук и ног детей. Добавим фантазии и наши отпечатки стали превращаться в деревья, животных, птиц, бабочек, рыбок и т.д. В своей деятельности дети используют ватные палочки, поролон, пластилин, остатки самоклеющей бумаги, фигурки для печатания и вот получилась интересная необычная страна. Затем дети обыгрывают то, что нарисовали. Получилась интересная сказка! Движениями дети изображают животных и птиц, мимикой – добро и зло. Получилась необычная игра – импровизация, которую мы придумали с детьми вместе. Такие игры развивают фантазию и творчество детей, их артистические способности, пластику.

А вы пробовали рисовать водой? Фантазия детей безгранична. Брызгались водой из пластиковых бутылочек и вдруг… дети стали рисовать круги, овалы, простые формы, которые перешли в более сложные изображения: птиц, зверей, людей, машин и т.д. Но вода на асфальте быстро высыхает и рисунок исчезает. Решили в воду добавить краску. В одну бутылочку – красную, в другую – желтую и так далее (используем старую засохшую гуашь). И вот рисунок стал разноцветным и дольше сохранился.

Играем на асфальте, а солнце отбрасывает тени. Они особенно хорошо видны в солнечный летний день. Мы не обращаем на тень внимания, она серая и незаметная, всегда рядом с тобой, то впереди, то сзади, то сбоку. Но ведь и с ней можно играть! Сделать её яркой, веселой, озорной!

Детям очень интересно обрисовывать тени и придумывать разные позы. А что если соединить две разные тени? Ух, ты…получилась коллективная работа, а если добавить несколько деталей, то получится целая картина.

Предлагаем вам перечень некоторых игр на участке с детьми:

Такие игры и развлечения способствуют развитию творчества и фантазии детей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что творчество влияет на формирование личности ребенка и тесно связано с развитием таких психических процессов, как воображение, восприятие, мышление. В основе самостоятельного творчества ребенка лежит экспериментирование и поисковая деятельность, которые направлены на преодоление проблемных ситуаций. Художественное творчество в дошкольном возрасте – создание ребенком субъективно нового, значимого для него продукта.

Но для реализации творческих возможностей детей необходимо создать материальную базу, специальные условия, развивающую предметно – пространственную среду. Ребенок должен почувствовать значимость, уникальность своих и чужих творческих свершений. При правильном, чутком руководстве творческая деятельность детей может дать новые, высокие результаты.

Непрерывный рост знаний человечества требует от подрастающего поколения непременного их усвоения, а также обновления. В наше время необходимы люди умственного и творческого труда, так как творческие личности определяют прогресс человечества. Именно они, имея тонкое художественное восприятие мира, изменяют и улучшают жизнь во всех её областях.

Использованная литература:

1. Аллаярова И.Е. Симфония красок. – М., 2007

2. Асмолкова В., Чернова Т. Рисуем песком. Для старшего дошкольного возраста// Дошкольное воспитание.- 2013 - №5 – с. 79.

3. Белоскова С. Коллективные композиции с использованием разных техник// Дошкольное воспитание.- 2013 - № 6 – с.65.

5. Бутенко Н. Полихудожественные проекты как форма сотворчества педагога и ребенка// Дошкольное воспитание. – 2013 - № 11 – с. 35.

6. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала у старших дошкольников. // Одаренный ребенок. –2008. – № 5. – С. 36.

7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. – М., 2007.

8. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности.// Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3. – С. 21.

10. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. Нетрадиционные техники.- М., 2008.

11. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М., Мозаика-Синтез, 2005.

12. Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Минск, 2000

13. Крылов Е. Школа творческой личности. // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 5. С. 44; № 10. – С. 28

14. Кудрявцев В. Феномен детской креативности. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 71.

15. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности. – М., 2009.

16. Лыкова И.А. Летняя мастерская. Время развивать воображение. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 7. – С. 79–88.

17. Лыкова И.А. Цветные ладошки. Рисуем без кисточки. – М., 1996.

19. Лыкова И.А. Экспериментирование в детском художественном творчестве. – М., 2003.

20. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М., АСТ; СПб. Сова, 2006.

21. Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов на/Д., 2005.

22. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М., 2007.

Читайте также: