Как называется музыкальное представление в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ.

Значение творческих постановок для развития дошкольника

Прежде всего, следует подчеркнуть, что музыкальная постановка в ДОУ не должна являться самоцелью. Это всего лишь средство, используемое для решения задач, поставленных перед педагогами согласно учебному плану. При этом цели, которые можно реализовать с помощью театральных средств (театральные игры, постановки спектаклей и т.д.), весьма многочисленны — от физического развития и развития речи детей, выработки и закрепления навыков социальной адаптации, морально-нравственных установок.

Из вышесказанного можно сделать несколько парадоксальный и все же вполне обоснованный вывод — музыкальная постановка в ДОУ осуществляется не для зрителя, что в любом профессиональном или любительском театре явилось бы абсурдом и лишило бы смысла само его существование. В детском театре зритель отходит на второй план — он может присутствовать (при необходимости) или отсутствовать, что в данном случае не принципиально. Музыкальная постановка в ДОУ ставится главным образом для его участников — для того, чтобы им было весело или грустно, комфортно или неудобно, чтобы они научились тому, чего еще не умеют, открыли в себе то, что до поры было скрыто от окружающих и от них самих.

Театр близок и понятен детям. Это объясняется двумя причинами. По мнению Л.С. Выготского, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно связывает творчество с личными переживаниями. Драматическая форма переживания впечатлений лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно и независимо от желаний взрослого. Любую мысль ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.

Другой причиной близости драматической формы детям является связь театрализации с игрой — ребята с огромным удовольствием играют в театральных постановках.

Важность театра для дошкольников объясняется следующими факторами:

социально-эмоциональными дети одновременно являются актерами, режиссерами, художниками, музыкантами, что предоставляет им некоторую независимость, возможность творчества, а достигается совокупностью изобразительной, речевой, музыкальной, театрализованной деятельности;

психологическими ребенку предоставляют возможность ощутить чувство внутренней свободы, раскованности, самовыражения;

интеллектуальными в процессе игры дети выполняют разнообразные творческие задания.

Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у детей игровые умения и навыки, но и реализовать очень важные задачи воспитательной работы.

На начальном этапе пребывания ребенка в дошкольном учреждении, когда необходимо решить проблемы адаптации к новым условиям, они способствуют:

— созданию эмоционально положительного фона для пребывания ребенка в детском саду, адаптации его к новым условиям;

— установлению эмоционального, доверительного контакта между педагогом и ребенком в процессе театрализации, обсуждения игровых моментов;

— развитию у детей положительного эмоционального отношения к окружающему миру, взрослым, сверстникам, игре.

Театральная деятельность, будучи ориентированной на потребности и мотивы ребенка, позволяет решать многие проблемы воспитания детей из так называемых групп риска (с нетипичным поведением): излишне застенчивых, агрессивных, социально неуверенных и т.д. Кроме того, театр позволяет организовывать работу и с одаренными детьми.

Постановка спектакля представляет собой своеобразную проектную деятельность поскольку указывает на связь с практикой применения имеющихся знаний, умений и навыков, задействует межпредметные отношения, предусматривает те же этапы, что и в любом проекте: подготовка и планирование, распределение обязанностей, практическое воплощение, презентация результатов.

При этом важно отметить, что основное назначение проектной методики — активизировать самостоятельную деятельность детей

ОТБОР СЦЕНАРИЯ

Одна из наиболее сложных задач — отбор и адаптация сценариев будущей постановки.

Главное условие выбора произведения — интерес детей к нему. Удачным будет подход в том случае, когда педагоги знакомят дошкольников с несколькими произведениями и сообща решается, какое из них интереснее было бы поставить. К этому времени первичный отбор произведений уже фактически произведен взрослыми. Тем не менее, совместно принятое решение не только выявляет заинтересованность детей, но и повышает их социальную уверенность, понимание собственной значимости (этап планирования проекта).

В качестве сценария можно использовать фольклорные и авторские сказки, отрывки из литературных произведений, в том числе поэтических. Однако часто оригинальные тексты сложны, поэтому для сценария необходимо их адаптировать — изменить с учетом уровня подготовки детей.

При отборе сценария для постановки нужно помнить, что в тексте должно быть заложено большое количество действия, которое сопровождало бы речь героев и активизировало речевые навыки детей. Это связано с тем, что на начальном этапе обучения для ребенка важнее действие и его речевое сопровождение, нежели абстрактная речь.

Сценарный текст должен содержать преимущественно знакомый материал, который с детьми отрабатывали на занятиях, либо использовали во внеурочной деятельности.

Желательно также, чтобы в тексте сценария были повторы реплики, в которых используется многократно один и тот же языковой материал. Они облегчают усвоение роли, акцентируют внимание на основные моменты постановки.

Кроме того, сценарий должен почти полностью исключать подтекст, так как передать его (и понять) очень сложно.

Однако возможности для импровизации в дошкольном возрасте по мнению многих педагогов не слишком велики. Чаше всего постановки сводятся к механическому заучиванию жестко запрограммированного текста. Такой подход не только не оправдан как единственно возможный, но даже вреден, так как заучивание тормозит речевое развитие: от ребенка требуется точно воспроизвести готовую фразу, и если у него по каким-то причинам не получается, он чувствует себя некомпетентным в речевом отношении.

Это подтверждается и научными исследованиями. Использование шаблонизированных ролевых оборотов при подготовке спектаклей приводит к тому, что ребенок не приобретает способности мыслить, поскольку мышление блокируется путем механического заучивания.

Поэтому возможности для импровизации должны присутствовать, а задача педагога — мягко указать на них.

Подводя итог проблеме отбора (и подготовки) сценариев можно отметить следующее:

1) тексты сценариев лучше строить на знакомом музыкальном и речевом материале;

2) речь персонажей должна активнее сопровождаться конкретным (а не абстрактным, не связанным напрямую со словом) действием;

3) в сценарный текст необходимо включать возможности для импровизации;

4) сценарий должен отражать социокультурные языковые особенности.

ПОДГОТОВКА К МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ

Прежде чем начать работу над постановкой, педагог получает задание от методиста по образовательным и развивающим задачам и целям, которые будут решаться и достигаться с помощью данной постановки. Приступая к подготовке спектакля, необходимо:

* точно определить тему, идею, сверхзадачу и жанр постановки;

* продумать оформление сценического пространства, декорации, реквизит, костюмы персонажей, характер и техническое решение искусственного освещения и спецэффектов.

Работа над постановкой предусматривает следующие этапы:

* знакомство с произведением;

* распределение ролей и разучивание текста;

* премьера (официальное представление спектакля зрителям: родителям детей, педагогам и всем желающим);

* отчет: устный доклад муз. руководителя педсовету о степени решения задач и достижения целей, поставленных перед ним в учебном плане ДОУ и письменный отчет методисту ДОУ.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

На этом этапе необходимо в как можно более непринужденной обстановке познакомить детей с материалом будущего спектакля (рассказ, сказка и т.д.). Можно прочесть не все произведение сразу (особенно если оно большое), а растянуть процесс на несколько дней. Ориентируясь на реакцию детей, попробуйте включить музыкальное сопровождение — пьесы и песни, отрывки из которых предполагается использовать в будущем спектакле. Если же музыка отвлекает детей, то лучше оставить ее для следующего этапа.

После прочтения очередного отрывка обсудите его с детьми: провоцируйте их на собственные рассуждения о характерах персонажей, их поступках, событиях, происходящих с ними, о том, какой это персонаж, что нравится в произведении, что нет (активизация самостоятельной деятельности на этапе разработки проекта).

Во время обсуждения можно продемонстрировать различия в поведении персонажей. Однако не стоит задерживаться на данном этапе надолго и не обязательно проигрывать спектакль целиком.

После прочтения и обсуждения материала нужно сразу переходить к этапу игр и этюдов.

Игры — первый активный период подготовки, когда можно предложить детям пофантазировать, попытаться изобразить персонажей произведения: как они говорят, ходят (передвигаются в пространстве), едят, спят, одеваются (для этого нужен подручный материал: разноцветные куски тканей, элементы театральных костюмов, сценический реквизит). Здесь уже необходимо включить музыкальное сопровождение.

Особенность этого периода заключается в том, что ребенок действует на площадке один. Если даже на сцене присутствует несколько детей, все они изображают одно и то же и друг с другом не взаимодействуют. Инициатором ситуации является педагог.

Далее следует перейти к так называемой разводке. Это первые репетиции, во время которых исполнители ролей вместе с музыкальным руководителем придумывают мизансцены (расположение актера и необходимого ему реквизита на сцене в определенный момент времени), передвижения, физические действия персонажей.

Можно постепенно вводить в репетиционный процесс хореографические, спортивные и вокальные элементы.

На следующем этапе — отработки — спектакль репетируется полностью от начала до конца, со всеми спецэффектами, хореографическими, спортивными и вокальными элементами. Особенность его заключается в том, что муз. руководитель время от времени может останавливать действия, делать замечания, вносить уточнения, какие-то моменты проигрывать заново.

Дети, ждущие, когда их герой должен появиться на сцене, наблюдают за ходом действия из зрительного зала и отсюда же выходят на площадку, чтобы сыграть в своем эпизоде.

Спецэффекты, освещение, музыкально-шумовое сопровождение должны обеспечивать специально назначенные для этого люди.

Далее наступает этап прогонов. Это репетиции всего спектакля от начала до конца без остановок. Замечания и уточнения делаются музыкальным руководителем в конце действия и реализуются в следующем прогоне.

Дети, не занятые в данный момент в спектакле, находятся за кулисами. С ними обязательно должны быть 2—3 педагога, следящие за порядком и тишиной. Прогонов должно быть не более трех.

Прогон конечного варианта спектакля, на который можно пригласить в качестве зрителей детей из других групп, носит название генеральной репетиции, после которой делается перерыв в один день перед премьерой.

На всех этапах репетиций и самого спектакля дети должны чувствовать значимость своей деятельности. Не нужно забывать и о поощрениях. Небольшие сувениры, похвала за особо хорошо произнесенную реплику и т.д. повышают мотивацию. Однако следует помнить, что основным поощрением будет участие в премьере спектакля и эмоции, реакция зрителей (этап презентации и оценки проекта).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ

Подготовка постановки — дело сложное, требующее усилий не только со стороны детей и со стороны всего персонала, начиная от руководства ДОУ и заканчивая воспитателями. Особая роль здесь принадлежит музыкальному руководителю.

В любом спектакле особые требования всегда предъявляются к музыкальному оформлению. Музыка усиливает впечатление от спектакля, повышает интерес к нему (как со стороны зрителей, так и со стороны участников). Поэтому влияние музыкального руководителя наиболее значимо.

При подготовке спектакля хорошо включать в сценарии знакомые песни, которые разучиваются на занятиях, поскольку они способствуют активизации интонационных навыков и ритма, легки для усвоения.

Музыка к спектаклю должна быть готова до начала репетиций. Под нее можно слушать само произведение (чтение отрывков), на занятиях по музыкальному развитию проводить физминутки, танцевать. Это усиливает эмоциональную основу речи.

Другой важный специалист, участвующий в создании спектакля, — хореограф. К сожалению, условия детского сада не позволяют иметь данного специалиста и музыкальный руководитель совмещает данную работу. Он не просто ставит танцы, разнообразящие спектакль, он помогает в создании образа, постановке выразительности движений.

Воспитатели и зачастую родители является основным оформителем спектакля. Они выполняет эскизы костюмов и декораций. На занятиях по изодеятельности можно, проводя параллель с постановкой, предложить детям нарисовать персонажей, отдельные сцены спектакля.

Однако основной объем работы ложится на плечи воспитателей, которые помогают детям учить текст, по заданию муз. руководителя отрабатывают с ними сцены, реплики, жесты. Кроме того, воспитатели — незаменимые помощники в изготовлении декораций, костюмов и т.д.

Безусловно, слаженность работы всех указанных групп сотрудников ДОУ обеспечивается руководством со стороны администрации и прежде всего заведующего и старшего воспитателя. Чем более ответственно подходят они к своей задаче, чем больше внимания уделяют будущей постановке и маленьким актерам, тем успешнее проходит реализация этого масштабного проекта.

Итак, в плане подготовки важно отметить следующее:

Как можно раньше и активнее включать импровизацию, музыкальное сопровождение, песенки (в том числе знакомые), рифмовки.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.

Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния В конечном счёте театрализованные игры способствуют развитию чувств, глубоких переживаний ребёнка. Он учится сочувствовать персонажам, сопереживать конкретным ситуациям, событиям

Через игру дошкольник учится не только распознавать эмоциональное состояние персонаж по мимике, жесту, интонации, но и передавать помощью выразительных средств разнообразные эмоции.

В процессе освоения театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется её интонационный диапазон.

Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребёнка, средством предупреждения эмоциональных расстройств. При этом необходимо одно условие - наличие активного интереса детей к театрализованным играм, разнообразным по форме, и содержанию.

Использование театрализованных игр не должно сводиться к подготовке выступления. Основная их цель, безусловно, не в этом, хотя некоторые из них вполне можно включать в праздники и развлечения.

Педагоги в театрализованных играх могут выступать в качестве равноправных партнеров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Это помогает лучше узнать детей, их характеры, интересы, желания. Дети же в этом случае станут более естественно и непринужденно включаться в действие, перенимая опыт взрослого.

От игры к игре активность детей будет возрастать, они быстрее начнут запоминать тексты, станут более свободно перевоплощаться, проявлять большую самостоятельность при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа.

Этюды — второй активный период, в котором детям предоставляется большая самостоятельность: им предлагается самим придумать несложные ситуации с персонажами и тут же разыграть их на сцене.

Здесь же начнется работа вспомогательных блоков: хореографического, спортивного и вокального элементов. Согласовав их, педагоги специальных дисциплин ведут параллельные занятия, время от времени показывая режиссеру результаты своей работы.

Желательно, чтобы все дети пробовали исполнять разные роли, благодаря этому спектакль может быть поставлен в нескольких вариантах, а ребята получат максимум возможностей для самовыражения (самостоятельность и творчество в ходе воплощения проекта).

Музыкальные занятия открывают перед детьми удивительный мир звуков, мелодий и песен

Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно. От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения вокальных номеров на выпускном — этап дошкольного образования, частью которого всегда было знакомство с музыкальным искусством. Прослушивание классических композиций и хоровое пение, обучение игре на простых инструментах и исполнение танцевальных движений в такт мелодии — эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление дошкольников.

Музыкальные занятия в детском саду: цели, задачи, виды

Отечественные и иностранные психологи открывают всё большее влияние музыки на формирование личности и развитие интеллекта ребёнка. В период дошкольного детства музыкальные занятия закладывают в детях способность восприятия образа, сотканного из звуков. Навыки пространственного мышления, речевое развитие, активное воображение находятся на высоком уровне у тех дошкольников, с кем регулярно и с раннего возраста проводились музыкальные занятия в разнообразных формах.

Музыкальное занятие с самыми маленькими

Знакомство с музыкальными инструментами и мелодиями является частью концепции бережного развития интеллекта

Подробнее об особенностях организации музыкальных занятий в старшей группе можно узнать из нашей статьи — Музыка с детьми: как провести занятие в старшей группе.

Музыкальное занятие в детском саду

Знакомство с музыкальным искусством осуществляется в рамках образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС

Таблица: задачи музыкального воспитания в детском саду

  • Формирование интереса к прослушиванию мелодий и исполнению песенок;
  • развитие эмоционального отклика на простое музыкальное произведение, фразу;
  • формирование умения воспроизводить эмоциональные впечатления от мелодии через элементарные танцевальные движения;
  • формирование способности извлекать звук из различных музыкальных инструментов.
  • Развитие слухового восприятия;
  • формирование умения определять характер музыки: народной, классической, детской;
  • побуждение к экспериментированию с извлечением звуков из инструментов, возможностями голоса, звукоподражанием;
  • формирование умения подыгрывать на детских инструментах: ксилофон, дудка, бубен, барабан, трещотка, колокольчик;
  • развитие эмоционального восприятия музыкальных образов и воспроизведения характера музыке и её текстового содержания в танце.
  • Обогащение представлений о средствах выразительности в музыкальных произведениях,
  • формирование первоначальных знаний о музыке как особом виде искусства, его особенностях и видах;
  • обучение выразительному пению;
  • формирование слушательской культуры;
  • развитие способности к импровизации: подпевания и подыгрывание, исполнение танцевальных движений;
  • побуждение к творческому самопроявлению: сочинений простых мелодий (колыбельных, маршей);
  • создание мотивации к коллективной деятельности на музыкальных занятиях.
  • Продолжать расширять представления о возможностях музыки, развивать заинтересованность в изучении этого вида искусства;
  • формирование чувства метра и ритма
  • развитие способности передавать настроение через наигрывание мелодии, исполнение песни и танца;
  • расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с композиторами и их произведениями, образцами народной музыки, музыкальными жанрами, современными композициями для детей;
  • стимулирование желания сольного выступления;
  • создание мотивации к хорошему исполнению во время занятий, музыкальных игр, досугов и праздников.
  • Развитие художественного вкуса, интереса к классической и современной музыке;
  • совершенствование различных видов слуха (звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического);
  • расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с творчеством композиторов и исполнителей (певцы, музыканты, танцоры), музыкальными жанрами (опера, полька, тарантелла, инструментальный концерт) и понятиями (октава, ритм, темп, стаккато, нотная грамота);
  • развитие способностей к индивидуальному и коллективному исполнению;
  • побуждение к импровизации, привлечению фантазии в индивидуальное исполнение, создание мотивации к творчеству.

На занятиях формируются представления о разнообразии музыкальных инструментов, их звучании и истории

Виды музыкальных занятий

По предъявляемым задачам образовательного процесса видно, что музыкальные занятия развивают двигательные способности детей (разнообразие движений, координацию), внимательность, речевые навыки (подпевание, включение в активный словарь специальных терминов), умение работать в коллективе. От форм организации музыкального воспитания зависит успешность обучения: степень культуры слушания и исполнения. Музыкальные занятия — главная форма музыкального обучения в детском саду.

Структура типового занятия включает все виды деятельности, в т. ч. ритмико-музыкальные упражнения

Для воспитанников старшей группы доминантные занятия ритмической направленности включают элементы партерной гимнастики

Комплексное музыкальное занятие проводится муз. руководителем и воспитателем

Креативное занятие

Креативные занятия с дошкольниками имеют творческо-музыкальную направленность: музыка стимулирует детскую фантазию

Индивидуализация музыкальных занятий

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в рамках индивидуального и дифференцированного подходов в соответствии с ФГОС ДО. Руководитель наблюдает за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и танцах у каждого воспитанника. Для удобства оценки педагог может провести мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года. Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель музыкального развития, и высокий.

Работа музыкального руководителя с отстающими и одарёнными детьми предполагает создание карт (портфолио), в которых фиксируются данные мониторинга развития и для отстающих — план коррекции, для одарённых — план работы по развитию творческого потенциала. Вне основного расписания организуются дополнительные музыкальные занятия в индивидуальной форме или в подгруппах по 3–4 воспитанника. Такие занятия проводятся и в качестве репетиции сольных номеров к предстоящему празднику.

Пример карточки отстающего воспитанника:

  • Катя Иванова, 5 лет
  • развитие ритмического слуха — 2 (по шкале от 1 до 5)
  • эмоциональный отклик на музыкальные композиции — 3
  • выполнение танцевальных движений — 3
  • способность импровизировать — 1
  • коррекционная работа на ближайшие два месяца: дополнительные занятия в подгруппе, индивидуальные занятия в музыкальном и театрализованном уголках, проведение консультации с родителями по развитию музыкальных способностей ребёнка.

Примеры дифференцированных заданий:

Музыкальное занятие в ДОУ

Индивидуально-личностный подход осуществляется через игру на разный музыкальных интрументах

Основные приёмы на музыкальном занятии

Координационно-подвижная музыкальная игра

Такая игра даёт ощущение музыкальной динамики, темпа и пластического интонирования

Фонопедические упражнения

Такие упражнения являются частым приёмом развития голосовых способностей детей

Использование мнемотаблиц облегчает заучивание песенных текстов

Мотивирующее начало музыкального занятия

Перед музыкальным руководителем стоит задача по созданию заинтересованности детей в изучении музыки как особого вида искусства, мотивации к развитию творческих способностей. Результативность каждого занятия зависит от степени интереса в начале занятия. Для привлечения внимания детей к теме занятия педагог использует разнообразные приёмы:

  • привлечение сказочных персонажей к проведению занятия
  • создание проблемной ситуации
  • включение воспитанников в игровую ситуацию
  • изучение наглядных материалов: иллюстраций, игрушек, объектов мини-выставки
  • использование малых форм устного народного творчества: загадок, частушек, пословиц
  • просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Выставка музыкальных инструментов

Изучение экспонатов музыкальной выставки вызывает интерес к знакомству со звучанием инструментов и способами игры на них

Музыкальное занятие в детском саду

Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю, в музыкальном зале. Музыкальный руководитель определяет тему занятий на неделю в соответствии с календарным планированием, подбирает репертуар для слушания, пения, игре на инструментах, ритмических упражнений.

Таблица: картотека тем

Музыкальные занятия проводятся в первой половине дня и по длительности соответствуют нормам САНПиН:

  • младшие группы — 15 минут
  • средняя группа — 20 минут
  • старшая группа — 25 минут
  • подготовительная группа — 30 минут

Таблица: примерный временной план музыкальных занятий

Этап занятия Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Организационный момент, музыкальное приветствие 1 минута 1 минута 1 минута 1–2 минуты 1–2 минуты
Вводная часть 1–2 минуты 2 минуты 2 минуты 3 минуты 3–4 минуты
Слушание музыки 2 минуты 2 минуты 3 минуты 4 минуты 4 минуты
Ритмико-музыкальное упражнение 2–3 минуты 3–4 минуты 4 минуты 4 минуты 5 минут
Пение 2 минуты 2–3 минуты 4 минуты 5–6 минут 5–7 минут
Музыкальная игра 2 минуты 2 минуты 4 минуты 5 минут 5–7 минут
Подведение итогов занятия 1 минута 1 минута 1 минута 1–2 минуты 1–2 минуты

Таблица: примеры вводного этапа музыкального занятия

  1. Реагировать на смену частей музыки.
  2. Ходить ровным кругом.
  3. Формировать певческие навыки, начинать пение после вступления, петь слаженно в ансамбле, чётко произносить слова песен.
  4. Обучение пению по показу (по руке, по жесту) музыкального руководителя.
  5. Развитие слуха и голоса, чувства метроритма.
  6. Воспитывать любовь к классической музыке, знакомство с творчеством норвежского композитора Э. Грига.
  7. Формировать доброе и бережное отношение к природе, друг к другу.

Музыкальное развлечение и досуг

Досуговые мероприятия содержат в основе развлекательный элемент и призваны расширять кругозор детей, создавать хорошее настроение и укреплять дружеские отношения внутри коллектива. Рекомендуется устраивать развлечения и праздники совместно с родителями и с воспитанниками других групп.

Длительность музыкального досуга:

  • в младших и средней группах — не более 30 минут;
  • в старшей и подготовительной группах — не более 50 минут.

Примеры тем для музыкальных развлечений и досугов:

  1. Развивать музыкальный слух, память и внимание.
  2. Развивать чувство ритма, темпа, тембра, интонационной и двигательной выразительности.
  3. Развивать детскую фантазию, воображение с помощью различных видов искусства.

Открытое музыкальное занятие

Примеры методичеких целей для открытого музыкального занятия:

Интегрированное музыкальное занятие включает в себя рисование ладошкой

Программа музыкального кружка в детском саду

Для развития музыкальной культуры дошкольников организуется кружок дополнительного образования соответствующей направленности. Занятия кружка проводятся в музыкальном зале во второй половине дня один или два раза в неделю (длительность и частота определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников). Для функционирования кружка музыкальный руководитель разрабатывает программу, которая утверждается администрацией ДОУ.

  1. Общие сведения о кружковой работе: какие нормативные документы взяты в основу разработки, кто является руководителем кружка и его обязанности, кто участники кружка, цели и задачи, содержание работы кружка, контроль.
  2. Пояснительная записка: актуальность организации кружка музыкальной деятельности, условия для реализации программы, формы занятий, ожидаемый результат работы музыкального кружка.
  3. Календарно-тематическое планирование.

Функционирование музыкального кружка направлено на расширение представлений о музыкальном искусстве, знакомству с нотной грамотой в т. ч

Примеры музыкального приветствия в детском саду

Анализ музыкального занятия

С целью планирования дальнейшей работы и включение корректировки в образовательном процессе, а также выявления отстающих и одарённых воспитанников музыкальный руководитель проводит анализ занятия по следующим пунктам:

  1. Тема занятия, цель, образовательные, развивающие, воспитательные задачи
  2. Использованное оборудование и наглядные материалы
  3. Структура занятия
  4. Установление обратной связи с воспитанниками
  5. Содержание занятия, форма изложения материала
  6. Методы работы на занятии

Примеры выводов в результате анализа деятельности воспитанников и музыкального руководителя на занятии:

На основании анализа педагог вносит коррективы в конспект этого занятия: расширить материал по инструментам в соответствии с заинтересованностью воспитанников.

Обязанности музыкального руководителя в ДОУ и взаимодействие с воспитателями

  1. Организация и проведение музыкальных занятий различных видов в соответствии с образовательной программой детского сада
  2. Планирование и проведение мастер-классов и консультаций с воспитателями детского сада по развитию музыкальных способностей детей
  3. Взаимодействие с родителями воспитанников: приглашение на открытые занятия, привлечение к оформлению музыкального зала, проведение консультаций по музыкальному воспитанию в кругу семьи
  4. Планирование и организация музыкальных развлечений, досугов и праздников в детском саду
  5. Подготовка к детским утренникам, выпускному
  6. Выявление музыкально одарённых детей, подготовка к участию и сопровождение на конкурсы
  7. Самообразование, повышение исполнительского и педагогического мастерства: публикация методических разработок, проведение открытых занятий, участие в конференциях и семинарах

Постоянное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей способствует результативному проведению занятий и активному развитию музыкальных способностей детей. Воспитатель присутствует на музыкальных занятиях со своей группой и выполняет организаторскую функцию:

  • во время ритмико-музыкальных упражнений выполняет движения вместе с детьми
  • выполняет показ танцевальных движений
  • проводит познавательную или эвристическую беседу при изучении наглядного материала (знакомство с внешним видом инструментов, рассматривание репродукций)
  • во время хорового пения исполняет (по просьбе музыкального руководителя) отдельные фразы или куплет, в которых воспитанники испытывают сложности
  • распределяет роли для музыкальной игры-драматизации, инструменты для оркестровки
  • выбирает ведущего для проведения музыкальной игры

Воспитатель осуществляет преемственность занятий в музыкальном зале с образовательным процессом во всех режимных моментах. Музыкальное сопровождение подбирается воспитателем для утренней гимнастики, подвижных игр, мотивирующего начала занятий НОД. Аудиозаписи включаются фоном во время прослушивания литературных текстов, изготовления поделок, тихих игр и досугов в вечернее время.

Развитие музыкальных способностей ребёнка зависит от степени его вовлечённости в образовательный процесс. Мир звуков, мелодий и песен должен захватывать и звать в сферу прекрасного. Умение эмоционально ощущать музыкальные образы и понимать структуру песенных и танцевальных композиций свидетельствует о высокой степени развития мыслительных способностей ребёнка.

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальные занятия – основная форма организации музыкальной деятельности детей, позволяющая наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребёнка.

Виды и типы музыкальных занятий

По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические (а фронтальные бывают еще и комплексными) в зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности.

В доминантном какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Вариант доминантного занятия-выстраивание его содержания для развития отстающей у ребенка музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды деятельности, которые могут ее развить. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие также может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.

Комплексное занятие содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности. Оно бывает фронтальным, проводится со всей группой детей.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

Типы музыкальных занятий

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные в зависимости от числа участвующих в них детей.

Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятий применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. В них представлены все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид.

Занятия индивидуальные и по подгруппам

Детей принимают в дошкольные учреждения с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих; поэтому музыкальные занятия проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю, продолжительность занятия 5-10 минут.

В 1,5-2 года малыши уже свободно ходят, бегают, начинают овладевать речью, но у них еще нет опыта общения с другими детьми.

Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения).

Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, одновременно он может подпевать взрослому без слов, помахивая в такт музыке игрушкой.

Репертуар содержит народные песенные и плясовые мелодии, произведения современных композиторов (песни, игры, пляски).

Важно вызвать у ребенка радость общения с музыкой, соответствующие ее характеру эмоциональные проявления, внимание, интерес. Повторяемость репертуара помогает этому, так как знакомые мелодии воспринимаются с большим удовольствием. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставление контрастных произведений (например, колыбельная - плясовая).

Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке в этом возрасте широко используются игровые приемы, игрушки, атрибутика.

Ведущий вид музыкальной деятельности, объединяющий занятие, - восприятие музыки, которое включает простейшие движения, игровые действия детей, подпевание.

Как уже говорилось, индивидуальные занятия проводятся не только с детьми раннего возраста, но также во всех возрастных группах. Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развиваются неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны; с другой стороны, спецификой обучения некоторым видам музыкальной деятельности, предполагающим контакт с каждым ребенком в отдельности (игра на музыкальных инструментах, некоторые виды музыкально-ритмических движений).

По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными. Преобладать может не только один из видов деятельности (чтобы подтянуть ребенка или развить его склонности). Занятие может быть направлено на развитие какой-либо музыкальной способности. В этом случае оно включает различные виды музыкальной деятельности.

В младшем возрасте занятия по подгруппам постепенно приобретают более четкую структуру. Отдельные виды музыкальной деятельности начинают выделяться в самостоятельные разделы. По содержанию занятия приближаются к фронтальным. Во второй младшей группе они уже проводятся со всей группой детей и имеют все разновидности фронтальных занятий. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам продолжают проводиться по мере необходимости. В среднем и старшем дошкольном возрасте основными становятся фронтальные занятия. Они делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные.

Установки, которые дает педагог перед слушанием произведений, подводят детей к пониманию содержания музыки. Они приобретают опыт слушания классической музыки, учатся высказываться о ее характере, выражать свои предпочтения, что воспитывает вкус и формирует общие основы музыкальной культуры.

Слушание развивает важнейшую музыкальную способность - эмоциональную отзывчивость на музыку, которая необходима для успешного обучения всем видам музыкальной деятельности.

Фронтальные занятия имеют традиционно сложившуюся в практике работы структуру, но необходимо постоянно варьировать ее.



Музыкально-театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:
1. Инсценировка песен;
3. Развлечения;
4. Фольклорные праздники;




Основная цель, которую я ставлю занимаясь с детьми музыкально- театрализованной деятельностью - это развитие творческих способностей средствами театрального искусства, к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности у детей.
Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром.




Дошкольники обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения организовывается так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Использую игровые приемы и доступный материал для театрального творчества, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Театрализованные и сюжетно-ролевые игры с куклами, инсценировки с игрушками, которые дают возможность в игровой форме обучать детей и закреплять художественно-эстетические приемы.





Читайте также: