Что такое дуга у лошади кратко

Обновлено: 02.07.2024


Рис. В.С. Давыдова Одноконная дуговая упряжь: 1 – удила; 2 – узда (2а – суголовный ремень; 2б – налобный ремень; 2в – подголовный ремень; 2г – наносный ремень); 3 – хомут; 4 &n.

У́ПРЯЖЬ, сна­ря­же­ние, на­де­вае­мое на ло­шадь для за­пряж­ки в по­воз­ку или с.-х. ору­дие. В за­ви­си­мо­сти от ти­па за­пряж­ки раз­ли­ча­ют од­но- и па­ро­кон­ную, ду­го­вую или без­ду­го­вую У. В од­но­кон­ную ду­го­вую У. вхо­дят: уз­да с вож­жа­ми; хо­мут (ошей­ник из па­ры де­рев. кле­щей, стя­ги­вае­мых су­по­нью) с гу­жа­ми; ду­га, со­еди­няю­щая хо­мут с ог­лоб­ля­ми по­сред­ст­вом гу­жей и пре­до­хра­няю­щая пле­чи ло­ша­ди от толч­ков, вы­зван­ных не­ров­но­стя­ми до­ро­ги; се­дёл­к а, удер­жи­вае­мая на спи­не ло­ша­ди под­пру­гой (пред­на­зна­че­на для пе­ре­да­чи час­ти тяг­ло­во­го уси­лия с плеч на спи­ну жи­вот­но­го); че­рес­се­дель­ник – ре­мень, кре­пя­щий ог­лоб­ли к се­дёл­ке; шлея, со­стоя­щая из нес­коль­ких рем­ней (про­доль­но­го, обо­до­во­го, 2–3 по­пе­реч­ных, 2 от­кос­ных и 2 моч­ко­вых, со­еди­няю­щих шлею с ог­лоб­ля­ми).



Однако в более поздние времена дуга употреблялась лишь на территории России и стран, имевших с ней в разное время тесные связи (например, в Польше, Прибалтике). Даже на Западной Украине и в южнорусских степях привычнее дышловая запряжка. В общем, дуга стала чисто русской национальной особенностью, и с ней связан целый пласт народной культуры: ведь, к примеру, изготовить хорошую дугу – целая наука. Часто этим занимались особые мастера-дужники, и выходили из-под их рук порой настоящие произведения искусства.


Над коренником этой тройки – расписная дуга XIX века из удмуртского села Большая Уча. Фото Ольги Порошиной

Дуга моя в лесу растет.

Сырье для дуг заготавливают весной, во время сокодвижения, выбирая деревья, растущие в низком, сыром месте. Заготовка изначально должна быть пропитана влагой (соками) изнутри, тогда она будет хорошо гнуться. Не всякая порода подойдет для дуги: древесина должна быть достаточно прочной и вместе с тем достаточно пластичной, чтобы не сломаться при изгибании. Из пород деревьев, растущих в европейской части России, этими качествами обладают ветла, вяз, дуб, черемуха. Однако у каждой из них есть свои особенности, порой усложняющие работу дужника. К примеру, черемуха превосходно гнется, но имеет свойство во время оттепели набирать в себя влагу, а когда вслед за оттепелью ударит мороз, эта влага, замерзнув, может разорвать дугу. Так что для климата с сильными морозами черемуха не очень подходит.


Приспособление для гнутья дуги после варки

Заготовка материала и гнутье – две важнейших составляющих качества и долговечности дуги. Плохая дуга быстро ломалась и могла подвести своего владельца в экстренной ситуации, а хорошая добротная дуга служила десятки, а то и сотни лет и передавалась по наследству от отца к сыну.

Понятно, что такие дуги берегли для торжественных случаев. Расписная дуга висела на почетном месте в сенях как знак богатства и статуса хозяина. В XIX и даже начале XX века такие дуги чаще всего подписывались. Писали, как правило, имя владельца дуги, год ее изготовления, реже – имя мастера-дужника.

Золото ямщиков

По назначению, а соответственно, и по своим рабочим характеристикам и виду упряжь делилась на ломовую, ямскую, полуямскую и городскую. Ломовые телеги были грузовым транспортом того времени. Ломовики перевозили тяжелые грузы по городу, трелевали лес; соответственно, нагрузки на ломовую упряжь были самые большие и потому ломовые дуги были самыми толстыми и массивными. Городская упряжь предназначалась для легких колясок, рассчитанных на кучера и одного-двух пассажиров. Она была самой легкой и изящной, и часто дуги для городской упряжи делались не колотыми, а из цельных заготовок. Ямская упряжь – троечная, это уже грузопассажирский транспорт. Обычно почтовая тройка (а до упразднения почтовой гоньбы большинство троек были именно почтовыми) везла несколько человек и их багаж. Соответственно и дуги в ямских запряжках были заметно легче ломовых, но массивнее городских. Полуямская запряжка отличается от ямской тем, что пристяжных в ней не две, а одна, так что в отношении дуги здесь различий нет; в старых каталогах дуги для ямских и полуямских запряжек назывались одинаково полуямскими. Полуямские дуги использовали и в одноконных запряжках.


Дуга из экспозиции Музея истории художественных промыслов Нижегородской области, 1853 год


В конце XIX века необъятные просторы нашей страны были стянуты воедино железной дорогой, а по улицам городов уже громыхали трамваи и разъезжали первые автомобили. Ушли в небытие ямские станции и лихие почтовые тройки, но в городах еще оставался частный конный извоз. В это время тяжелая дуга заменяется более тонкой – на ней остается меньше места для резьбы и росписи. Появилась мода изображать золотые, серебряные и пестрые натуралистические букеты цветов вместе с травами и виноградом. Разноцветные краски и мелкий рисунок резали глаз своей пестротой, и в конце концов дуги стали окрашивать в один цвет. Одноцветные дуги иногда перевивали цветными лентами.


Эта дуга несет характерные черты периода НЭПа: роспись по дореволюционным мотивам, но не на черном, а на вишневом фоне, железная оковка концов дуги, чеканная зга.

Давно ушло в прошлое то время, когда по российским дорогам носились лихие тройки с золочеными и расписными дугами. Но рано еще списывать со счетов дугу и дуговую упряжь, ведь в этих предметах воплощен многовековой опыт русской езды. Дуга определяет ширину оглобель, сохраняет баланс хода и перераспределяет нагрузки; в русской упряжи лошадь может работать дольше и выполнять более тяжелую работу с меньшими затратами сил. Зга, маленькое колечко, закрепленное в верхней части дуги, вместе с пристегивающимся к трензельным кольцам уздечки поводком или поводковым прибором представляют собой не что иное, как русский аналог чека, удерживающих голову рысака в определенном положении. А старинные дуги – образец для современных мастеров.



Сбруя — конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми. Другой термин — конская амуниция.

Главный элемент сбруи верховых лошадей — седло.


Запряжка подразделяются на одноконную и пароконную , дуговую и бездуговую.

Предметы одноконной дуговой упряжи:

Предметы одноконной бездуговой упряжи:

  • хомут с гужевыми мочками, за которые крепят постромки,
  • ремённые горты (вместо гужей), скрепляющие хомут с оглоблями.
  • Предметы пароконной упряжи:
  • хомуты (иногда заменяемые шорками),
  • нагрудные ремни,
  • постромки,
  • шлеи, уздечек с удилами и парных вожжей.


Узда с удилами служит для управления лошадью . Состоит из ремней — суголовного, щечного, налобного, подбородного, намордного; удил с двумя кольцами и грызлами и поводьев с темляком. Сельскохозяйственные узды изготовляют четырех номеров.

Удила - это приспособление для взнуздывания лошади. Является одним из элементов управления лошадью. К удилам относятся: Трензель, Мундштук, Пелям.

Предназначение: физическим воздействием на беззубый край рта с одной стороны заставляет животное сгибать голову и поворачивать в эту сторону. Воздействием с двух сторон одновременно — останавливаться. Применяется как при верховой езде (управление поводьями), так и в упряжке (управление вожжами).

Впервые Удила появились в бронзовом веке.

В настоящее время Удила подразделяются на:

  • Трензель или Трензельное железо — это один из видов "удил", состоящих из грызла и двух колец, за которые трензель крепят к щечным ремням уздечки. Трензельное железо различается по материалам исполнения грызла, по количеству и форме составных частей грызла, а также по форме колец.
  • Мундштук - удила с боковыми "щечками", оказывающими усиленное воздействие на рот лошади. Мундштуки усиливают мундштучной цепочкой, которая пристёгивается за крючочки, имеющиеся на верхних кольцах и охватывает нижнюю челюсть лошади. Используются при манежной езде, для более точного и тонкого управления лошадью.
  • Пелям - мундштук с подвижным грызлом. По силе воздействия на рот лошади занимает промежуточное положение между трензелем и мундштуком. При взнуздывании на пелям трензель не употребляют.

Ногавки — это снаряжение лошади, предназначенное для защиты конечностей лошади от механических повреждений. Ногавки бывают рабочие и Транспортировочные. Рабочие ногавки используются в тренировочном процессе и на выступлениях. Транспортировочные ногавки используются при транспортировке лошади.

Попона — это покрывало для лошади, которое предохраняет ее от простуды, мух (сеточные попоны). Делятся на зимние (изготовляются из шерсти, флиса, синтепона и пр.) и летние (изготавливаются из хлопка, сетки и прочих легких материалов). Большие попоны имеют капор для дополнительного закрывания шеи.

Вальтрап - Покрывало под седло. Основное назначение - защитить спину лошади от повреждения седлом или седёлкой .

В гусарских полках цвет вальтрапа был связан с цветом обмундирования.

Подпруга — широкий прочный ремень, предназначенный для удерживания седла (у упряжных лошадей седелки). Охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков пристегивается к седлу. Бывают из кожи, тесьмы и прочих материалов. Некоторые виды седел имеют по 2-3 подпруги.

Недоуздок — это уздечка без удил , назначение которой — содержание лошади на привязи. Относится к предметам конюшенного обихода и бывает из кожи, тесьмы.

Чомбур — это веревка, с помощью которой привязывают лошадь, когда она находится в недоуздке. Бывают тесьмяные, цепные или веревочные.

Хакамора — это уздечка без железа. Представляет собой кожаный недоуздок с обшитой мехом или кожей металлической дужкой от концов которой идут металлические пластинки для пристегивания поводьев. Эта дужка находится на переносье у лошади и в сочетании с подбородной цепочкой позволяет осуществлять управление лошади с помощью действия поводьев на носовые кости.

Шпрунт (или скользящий повод) — вспомогательный ремень (длиной ~280 см), который прикрепляется одним концом к подпруге, а другим к переносному ремню уздечки. Он не дает лошади задирать голову до горизонтального положения, когда управление становится невозможным, или двигать носом дальше длины шпрунта. Как правило, используется для того, чтобы лошадь прекратила "носить" и сдала голову. Возможны варианты: стандартный тонкий шпрунт или шпрунт с петлей.

Хомут является важной составной частью конской упряжи. Он используется для распределения нагрузки на шею и плечи лошади и передачи усилия по перемещению того или иного сельскохозяйственного орудия, например, сохи, плуга, бороны или повозки. Хомут даёт возможность лошади вкладывать всю свою силу в перемещение груза или другую работу. По существу, он позволяет животному использовать заднюю часть корпуса и задние ноги для толкания груза.



Дуга — элемент сбруи.



Шлея - часть конской упряжи, представляет собой длинный кожаный ремень.


Стре́мя , стремено́ — седельная принадлежность, помогающая всаднику сесть на коня и сохранять равновесие во время езды.

Значение стремени заключалось в том, что оно позволило стабилизировать всадника в седле. Посадка стала намного более надёжной, так как можно было не только упираться ногами, но и маневрировать центром тяжести.

Имея опору на стремя, всадник более не рисковал свалиться при замахе и, вместо привязных сарисс, коротких копий для верхнего удара и кривых мечей, кавалерией стали использоваться длинные копья, наносить удары которыми можно было в любом направлении, тяжёлые топоры и длинные мечи, а позже — и сабли.


Седло — часть снаряжения для езды и перевозки грузов на спине животного.

Главная задача седла для верховой езды заключается не только в создании максимального удобства для всадника, но и в защите спины животного. При езде без седла основной вес всадника приходится на седалищные кости, а седло перераспределяет нагрузку по лавкам седла, общая площадь которых больше площади соприкасающихся со спиной лошади седалищных костей всадника. Таким образом, несмотря на увеличение общей массы на спине лошади, давление на единицу поверхности её спины уменьшается.

Существует несколько классификаций сёдел, одна из которых выглядит следующим образом:

сёдла английского типа - это сёдла для большинства видов классического конного спорта, к которым относятся:

  • выездковое;
  • конкурное;
  • троеборное;
  • универсальное спортивное седло, а также
  • седло для шоу;
  • седло для конного поло;
  • охотничье;
  • скаковое седло;
  • седло для рысистых бегов;

сёдла типа вестерн или пастушьи сёдла такие сёдла используются в вестерне, иногда в туристических походах, поскольку их конструкция такова, что при правильном подборе такого седла лошадь может проводить под ним до 5 часов в день без ущерба для мышц спины;

к пастушьим сёдлам относятся:

  • собственно седло вестерн;
  • австралийское пастушье седло;

сёдла азиатского типа современные азиатские сёдла принято делить на две группы:

  • сёдла Центральной Азии;
  • сёдла Восточной Азии (эта группа делится на несколько типов).



Дамское седло — часть экипировки снаряжения для верховой езды. Главное отличие дамского седла от обыкновенного это наличие двух передних лук с левой стороны. Левая верхняя лука — для обхвата правой ногой, нижняя — для упора левой в случаях необходимости.


Дуга — один из элементов русской оглобельно-дуговой конской упряжи. Считается, что дуги были переняты русским населением в XII–XIII веках от соседей — финнов и карел. Чаще всего предмет использовался для запряжки лошади в сани или колесную повозку.

Дуга заужена по центру и расходится по краям. Внешне большая дуга напоминает коромысло. Такая форма нужна была для того, чтобы при попадании телеги или повозки в яму, оглобли не били лошадь и не натирали ей. Основная функция такой дуги для лошади — амортизация толчков повозки при движении. Помимо амортизации, дуга поддерживала баланс груза и распределяла его равномерно.

Размер дуги зависел от габаритов лошади и повозки. Также различали дуги для одиночной запряжки и для тройки. Экспонат, представленный в коллекции Музея Федора Решетникова, служил для запряжки трех лошадей. Центральная (или коренная) лошадь располагалась непосредственно под дугой. Двух других пристегивали по обеим сторонам к оглоблям.

Изготовление дуги начинали с выбора дерева. Считалось, что больше всего для этой цели подходит ветла или вяз. Вяз отличается прочностью, а ветла — легкостью; если дуга была сделана из ветлы, лошади было легче тянуть повозку. Однако дуги делали также из березы, дуба или лещины. Перед загибанием дуги заготовку из дерева распаривали в парилке или в бане. После ее помещали в специальный станок, где дуга принимала необходимую форму и при этом не ломалась. Загибали дугу при помощи лошадиной силы: силы человека для этого процесса недостаточно.

Читайте также: