Что такое диссонанс и консонанс кратко
Обновлено: 01.07.2024
По характеру звучания (фонизму) гармонические интервалы делятся на консонансы и диссонансы. Консонансами называются те интервалы, звуки которых на слух как бы сливаются и образуют мягкое (относительно мягкое) и акустически устойчивое звучание, не требующее разрешения.
Диссонансами называются те интервалы, звуки которых как бы противоречат друг другу и не сливаются в слуховом сознании воедино, требуют разрешения, т.е. перевода в консонанс.
Степень диссонантности или консонантности гармонических интервалов в значительной мере определяется наличием и яркостью звучания биений (периодическое изменение интенсивности колебания источника звука; образуются в результате сложения двух гармонических колебаний с близкими частотами, возникающих между обертонами звуков интервала.
У чистой примы и чистой октавы при точной настройке между слышимыми обертонами их нет. В чистой кварте и чистой квинте биения не воспринимаются человеческим слухом. Терции и сексты дают ощутимые биения (большие – меньше, малые – больше), но они не нарушают консонантности интервала.
Консонансы делятся на:
- абсолютные (весьма совершенные) – ч. 1, ч.8;
- совершенные – ч.5, отчасти ч.4 (в аккорде ч. 4 к басу считается диссонансом);
- несовершенные – б. и м. 3, б. и м. 6.
Восприятие консонансов и диссонансов зависит также от регистра и октавной удалённости звуков интервала. Так, секста в низком регистре звучит не вполне консонантно, так как биения у низких звуков гораздо слышнее, чем у высоких.
В высоком регистре характер звучания интервалов при прочих равных условиях смягчается, проясняется.
Все остальные интервалы – диссонансы (м. и б. 7, м. и б. 2, отчасти ч.4, все увеличенные и уменьшенные интервалы (большая часть из них – ладовые диссонансы)).
4 аспекта кон/диссонирования:
- математический (консонанс – более простое соотношение чисел колебаний, диссонанс – более сложное);
- физический, или акустический (диссонансы имеют более длинные периоды повторяющихся групп колебаний звучащего тела, чем консонансы, и поэтому дают более сильные биения);
- физиологический (консонансы – мягкое звучание, диссонансы – заострённое, раздражающее, беспокойное);
- психологический (консонанс – выражение логической опоры, покоя, отсутствия стремлений, диссонанс – носитель напряжения, направленности к консонансу-устою, фактора движения).
Пифагорейцы относили к консонансам только октаву, квинту и кварту. В 13 веке к консонансам стали относить терцию, а затем и сексту. На рубеже 16-17 веков диссонансы стали вводиться без подготовки консонансами, на рубеже 19-20 веков диссонансы уже необязательно разрешаются в консонансы.
Все музыкальные интервалы можно разделить на две большие группы: консонансы и диссонансы. Их изучение началось ещё во времена Древней Греции.
Консонанс
Консонанс – это те интервалы, звуки которых в восприятии человека как будто сливаются. Они создают мягкое устойчивое приятное звучание. Понятие консонанса не является абсолютной данностью, поэтому многие созвучия меняли свою принадлежность к консонансам на протяжении истории.
Классификация
Базовое разделение консонансов в музыкальной теории:
- абсолютные (прима, октава);
- совершенные (чистая квинта и кварта);
- несовершенные (большая и малая терция, секста).
На их восприятие влияет регистр и октавная удалённость звуков интервала.
Диссонанс
В современной теории диссонанс – это интервалы, звуки которых как будто противоречат друг другу и не сливаются воедино при восприятии на слух. К ним относятся секунды и септимы. Главное, не стоит путать это понятие с какофонией – неблагозвучными и неприятными звуками. Диссонанс выполняет важные эстетические функции.
Созвучия неоднократно меняли свою принадлежность с течением времени. Этот процесс продолжается и теперь.
Различия с консонансом
Явления консонанса и диссонанса противоположны. Их соотношение – важная тема в теории музыки. Основные отличия рассматривают с таких точек зрения:
- математическая (диссонанс представляет собой сложные отношения чисел);
- акустическая (диссонансы имеют больше биений, и они сильнее);
- физиологическая (консонанс звучит спокойнее, мягче);
- психологическая (диссонанс в музыке более напряжённый, неустойчивый, выражающий движение).
Чем отличается консонанс от диссонанса? Их взаимоотношения всегда остаются важным вопросом в теории музыки. Главные различия просматриваются в следующем: консонанс проявляет более простые колебания, а диссонанс – сложные; консонанс чувствуется как уютное звучание, а диссонанс – беспокойное. Первый ассоциируется с умиротворённостью, второй – с напряжением и неустойчивостью.
Научиться различать категории гармонии несложно, достаточно запомнить их характеристики и внимательно слушать интервалы. Помогут в этом упражнения с распознаванием на слух, пение и игра на музыкальном инструменте.
Интервал в музыке – это сочетание двух звуков. Но сочетаться они могут по-разному: их можно сыграть или спеть одновременно или по очереди.
Гармонический интервал – это такой интервал, звуки которого берутся единовременно. Такие интервалы являются основой музыкальной гармонии, именно поэтому они имеют такое название.
Мелодический интервал – это интервал, в котором звуки берутся вразбивку: сначала один, затем второй. Из названия понятно, что такие интервалы рождают мелодии. Ведь любая мелодия представляет собой цепочку, в которой соединены несколько одинаковых или разных интервалов.
Мелодические интервалы могут быть восходящими (шаг от нижнего звука к верхнему) и нисходящими (переход от верхнего звука к более низкому).
Как различать интервалы на слух?
Есть много разных способов, которые помогают запоминать звучание интервалов. Например, с детьми часто практикуют способ ассоциаций, когда звучание интервалов сравнивают с образами животных. Различать гармонические интервалы помогает знание их разделения на консонансы и диссонансы, а мелодические интервалы часто запоминают по начальным звукам известных песен.
Давайте рассмотрим каждый из названных способов отдельно.
Метод ассоциаций (интервалы и образы животных)
Итак, у нас есть восемь основных интервалов. Их звучание нужно как-то охарактеризовать. При этом часто привлекаются образы животных. Причем важными оказываются разные детали образов: то звуки животных, то их внешний вид – размер, цвет и т.д.
Можно предложить сделать эту творческую работу самому ребенку. В этом случае нужно просто сыграть ему все интервалы по порядку и параллельно спрашивать, какое животное можно нарисовать с помощью этих звуков. Допустимо, конечно, дать и готовое решение. Оно может быть примерно следующим (можно придумать что-то другое):
- Прима – это серый зайка, который скачет с кочки на кочку.
- Секунда – ежик, потому что она звучит колюче, как иголки на спинке ежика.
- Терция – кукушка, очень уж ее звучанье напоминает кукование.
- Кварта – орёл, звучит напряженно, серьезно и воинственно.
- Квинта – медуза, звучит пусто, прозрачно.
- Секста – олень, газель, звучит очень красиво, элегантно.
- Септима – жираф, звуки септимы далеко друг от друга, путь от одного до другого длинный, как шея жирафа.
- Октава – птичка, которая только что была на земле, но мгновенно вспорхнула и поднялась высоко на макушку лесной ели.
В дополнение мы предлагаем скачать вам наглядное пособие для занятий с детьми темой интервалов. В приложенном файле вы найдете картинки животных и соседствующие с ними нотные записи звучащих интервалов.
ИНТЕРВАЛЫ И ЖИВОТНЫЕ В КАРТИНКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СКАЧАТЬ
Консонансы и диссонансы в музыке
Все интервалы можно разделить на две большие группы – консонансы и диссонансы. Что это значит? Консонансы – это интервалы, которые звучат слаженно, красиво, звуки в них находятся в гармонии и ладу между собой. Диссонансы – это интервалы, которые, напротив, звучат резко, несогласно, звуки в них мешают друг другу.
Существует три группы консонансов: абсолютные, совершенные и несовершенные. К абсолютным консонансам относятся чистая прима и чистая октава – всего два интервала. Совершенными консонансами являются также два интервала – чистая квинта и чистая кварта. Наконец, к числу несовершенных консонансов принадлежат терции и сексты в своих разновидностях – они бывают малые и большие.
К диссонирующим созвучиям относятся все секунды и септимы, а кроме того некоторые увеличенные и уменьшенные интервалы.
Как же различать интервалы на слух, зная о консонансах и диссонансах? Нужно помнить следующие характеристики и рассуждать логически:
- Прима – это повторение одного и того же звука, узнать ее – не составит труда, а перепутать с чем-то едва ли удастся.
- Секунда – это диссонанс, звуки секунды находятся близко и друг другу мешают. Помните колючего ежика?
- Терция – один из самых благозвучных интервалов. Два звука рядом, звучат вместе просто классно. Терция – любимый интервал маленького Моцарта.
- Кварта – совершенный консонанс, звучит слегка напряженно.
- Квинта – еще один консонанс, звучит все-таки пустовато и одновременно насыщенно, расстояние между звуками становится довольно ощутимым.
- Секста – старший брат терции. Звуки расположены далеко друг от друга, но совместная жизнь их прекрасна.
- Септима – два звука находятся далеко и друг другу мешают. Старший брат секунды.
- Октава – два звука полностью сливаются, звучит все это безмятежно, спокойно.
Запоминаем интервалы по песням
Популярный способ запоминания интервалов – учить их по началу мелодий всем известных песен или произведений классической музыки. При этом не стоит забывать, что интервалы можно брать как вверх, так и вниз. И почти на каждый случай есть какой-нибудь пример. Конечно, не на всякий интервал можно подобрать песню, но для большинства простых интервалов это работает.
Вот, что мы рекомендуем для запоминания интонаций некоторых интервалов вверх и вниз:
Интервал
Чистая прима
Большая секунда
Малая терция
Чистая кварта
Малая секста
Вот такие вот примеры очень могут помочь в освоении мелодических интервалов. С широких интервалов (септим и октав) вокальные мелодии начинаются очень редко, так как они являются неудобными для интонирования. Но их всегда можно распознать по характеру звучания или методом исключения.
ДИССОНА́НС — сочетание 2-х или нескольких звуков, образующих напряженное, как бы “неслитное” созвучие. Из интервалов к диссонансам принято относить секунды (и септимы как обращения секунд) , ноны, а также тритон. Аккорды, содержащие эти интервалы, также относятся к диссонирующим, хотя их диссонантность часто замаскирована другими звуками, как бы приглушающими остроту звучания. В музыке диссонансы являются мощным выразительным средством и, находясь в постоянном сложном взаимодействии с консонансами (см. Консонанс) , образуют живую ткань музыкального произведения.
Консонанс — слияние нескольких тонов в один объединяющий созвук. Мажорный к. (мажорный аккорд) получается при совместном звучании главного тона с его верхней квинтой и верхней терцией, а минорный к. (минорный аккорд) — при совместном звучании главного тона с его нижней квинтой и нижней терцией. Однако, тоны только в том случае дают консонанс, когда в своих взаимоотношениях действительно рассматриваются как составные части одного и того же созвука
Консонанс - благозвучие. В порядке "ухудшения": унисон, октава, квинта, кварта, большая терция, большая секста, малая терция, малая секста. Остальные диссонансы, неблагозвучные.
Консонанс — слияние нескольких тонов в один объединяющий созвук. Мажорный к. (мажорный аккорд) получается при совместном звучании главного тона с его верхней квинтой и верхней терцией, а минорный к. (минорный аккорд) — при совместном звучании главного тона с его нижней квинтой и нижней терцией. Однако, тоны только в том случае дают консонанс, когда в своих взаимоотношениях действительно рассматриваются как составные части одного и того же созвука
ДИССОНА́НС — сочетание 2-х или нескольких звуков, образующих напряженное, как бы “неслитное” созвучие. Из интервалов к диссонансам принято относить секунды (и септимы как обращения секунд) , ноны, а также тритон. Аккорды, содержащие эти интервалы, также относятся к диссонирующим, хотя их диссонантность часто замаскирована другими звуками, как бы приглушающими остроту звучания. В музыке диссонансы являются мощным выразительным средством и, находясь в постоянном сложном взаимодействии с консонансами (см. Консонанс) , образуют живую ткань музыкального произведения.
Консонанс — слияние нескольких тонов в один объединяющий созвук. Мажорный к. (мажорный аккорд) получается при совместном звучании главного тона с его верхней квинтой и верхней терцией, а минорный к. (минорный аккорд) — при совместном звучании главного тона с его нижней квинтой и нижней терцией. Однако, тоны только в том случае дают консонанс, когда в своих взаимоотношениях действительно рассматриваются как составные части одного и того же созвука
Читайте также:
- Уместно ли на рубежах отечества знаменитое выражение не в силе бог а в правде кратко
- Почему воронежу не дали город герой кратко
- Студенческий проект детского сада
- Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса кратко
- Какие факты позволяют говорить о борьбе за существование как проявляется эта борьба в природе кратко