Уместно ли на рубежах отечества знаменитое выражение не в силе бог а в правде кратко

Обновлено: 02.07.2024

С самого раннего детства св. князь принял благословение на ратное служение во Имя Бога на защиту Русской земли. На третьем или четвертом году жизни совершался постриг в воины.

С самого раннего детства св. князь принял благословение на ратное служение во Имя Бога на защиту Русской земли. На третьем или четвертом году жизни совершался постриг в воины.

6 декабря (23 ноября) день памяти святого благоверного князя Александра Невского.

Святой князь Александр Невский родился в 1220 году в Переяславле-Залесском. Отцом его был Ярослав — младший сын Всеволода Большое Гнездо, прадедом — Владимир Мономах. Мать святого князя Александра Феодосия происходила из южно-русских князей и была наследницей их лучших качеств. Прадедом матери был князь Мстислав Храбрый, причисленный к лику святых, мощи которого находятся сейчас в Софийском соборе. Дед матери, Мстислав Мстиславич Удалой в конце своей жизни стал схимником.

С самого раннего детства св. князь принял благословение на ратное служение во Имя Бога на защиту Русской земли. На третьем или четвертом году жизни совершался постриг в воины.


Княжеских сыновей обычно постригали епископы. Обряд происходил в храме. Мальчика ставили перед царскими вратами, и над ним произносилась молитва, в которой испрашивалось благословение Божие. Затем постригались волосы в знак того, что дитя посвящается Богу. После совершения обряда отрока сажали на коня — это означало его будущую самостоятельность. В руки давали оружие, обыкновенно — лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родину от внешних врагов.

Этот обряд был совершен над Александром святителем Симоном, епископом Суздальским, в Спасо-Преображенском соборе города Переяславля, где проходило детство великого князя. С молодых лет князей учили грамоте. При обучении старались ознакомить юношу с книгами Священного Писания, главным образом с Евангелием и Псалтирью.

Юный Александр с юных лет отличался глубоким религиозным настроением и живым чувством долга. Серьезный не по летам характер его не позволял ему предаваться пустым забавам. Кроме чтения священных книг, любил он церковное пение.

Приобретали юные князья и светские знания. Они изучали иностранные языки, преимущественно латинский и греческий, и на этих языках читали античную литературу. Наряду с книжным воспитанием обращалось большое внимание и на воспитание физическое: езда верхом, стрельба из лука, владение другим оружием.

В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячислава Александру. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, а затем она была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом Василием Ярославичем Костромским и перенесена в Кострому.

Но этот надменный вызов не смутил юного князя, хотя у него была только малочисленная дружина. Отдав приказание наличным военным силам быть готовыми к походу, Александр пришел в Софийский собор. Там он вместе со святителем и новгородским народом горячо молился.

Его святое воодушевление передалось дружине и народу. С небольшой дружиной, уповая на Бога, князь сразу же направился навстречу врагу.

За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари-крестоносцы.

В 1240 году немцам удалось захватить Копорье, Псков и Изборск.

Князь Александр пять раз ездил к хану татарскому, кланялся, унижался, вымаливал милость и пощаду. Однажды пришлось святому Александру ехать в самое гнездо татарского царства, в Монголию, к пределам Дальнего Востока, к истокам Амура, среди невыразимых трудностей и опасностей тогдашнего путешествия. Надо было кланяться хану, надо было унижаться и смиряться, надо было переносить потерю независимости русского народа. Много золота и серебра уплатил князь хану, выкупая пленных русских, смягчая его гнев данью и подарками. Одного он не хотел отдать, одним не мог пожертвовать: святою православною верою.

Русский летописей передает нам картину приема ханом князя Александра. У хана Батыя был такой обычай: приезжающих к нему на поклонение сразу не допускали к хану, а отправляли к волхвам, которые заставляли их пройти сквозь огонь, затем надо было поклониться кусту, огню и идолам. Александру Ярославичу также предстояло исполнить эти обряды.

Святой Александр, вдохновляемый верой Христовой, чувствовал великую ответственность пред Богом и историей за судьбу Святой Церкви и своей Родины. В 1261 году стараниями князя Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра Невского.

Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

(значение) — Бог на стороне того, кто прав, а не того, кто сильнее (русская пословица).

Считается, что эти слова, впоследствии ставшие русской пословицей, произнес русский князь Александр Невский (1221 – 1263) перед битвой со шведами в 1240 г. На это указывает Никоновская летопись, 3, 10 , а также Большой толково-фразеологический словарь (1904 г.) Михельсона М. И.

"Бог не в силе, а в правде"

"Не в силе бог, а в правде"

Невская битва и фраза "Не в силе бог, а в правде"

В сражении, состоявшемся 15 июля 1240 года, дружина под командованием князя одержала победу над шведами. Именно за эту победу народ назвал святого Александра Невским.

✍ Примеры

Путин Владимир Владимирович (рожд. 1952 г.)

Обращение Президента Российской Федерации 24 февраля 2022 года по поводу денацификации и демилитаризации Украины:

"Гипсовый трубач, или конец фильма" (2008 г.) - главный герой романа говорит:

С близким значением

Одно слово правды весь мир перетянет
Побеждает только тот, кто твердо знает, за что он сражается, и верит в свое дело

Цитата из романа "Тихий Дон" (1925 – 1940) писателя Шолохова Михаила Александровича (1905 – 1984). Слова Копылова, который развивает мысль Григория Мелехова об успехе в войне (кн. 4, ч. 7 гл. 10).

Решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска.

Цитата из романа "Война и мир" (1863 – 1869 гг.) русского писателя Толстого Льва Николаевича (1828 – 1910). О главнокомандующем русской армией Кутузове Михаиле Илларионовиче (1745 – 1813) во время Бородинской битвы 1812 года (том 3 часть 2, глава 35).

Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть

Цитата из романа "Война и мир" (1863 – 1869 гг.) русского писателя Толстого Льва Николаевича (1828 – 1910), Том 3, часть II, XXV. Слова князя Андрея Болконского, произнесенные накануне Бородинского сражения.

Тринадцатый век — тяжелейшее время. Татарские погромы. Разобщенность, жажда наживы, междоусобицы и предательство. Юный князь Александр в отчаянном положении. Минимум ресурсов, перспективы никакой. Нет денег и людей, чтобы сдвинуть ход истории в свою пользу. Почему Александр не опустил руки. Где нашел правду, как стал святым.

Ситуация подсказывала Александру: поставь на сильного. Так подступил княжий родственник, Данила Галицкий, стал слугой католикам. В союзе с Западом даже в поле бил татар. Только по смерти княжество Даниила растворилось в западной цивилизации.

Древнерусских храмов не осталось. Люди предали веру предков, сами разрушили свои церкви, чтобы не отличаться от новых хозяев. Сегодня эти земли территория Венгрии и Польши.

Кто помог Александру

Александр поставил не на земную силу, стал защитником правды. Бог шел рядом с князем в самых невероятных сражениях, со шведами, с немецкими рыцарями. Не бросал смиренного правителя в Золотой Орде.

Четыре поездки к хану, мудрое княжье руководство соединили русских и татар. Крепло будущее многонациональное государство Российское, которое собрало под омофор нашей церкви все наследие Чингисхана, земли до Тихого океана.

Зачем нам подвиг Невского

Мы разобщены корыстолюбивы и алчны, боимся сильных миродержителей, не ищем правду у Бога. Вера наша врагами не попирается, двери церквей открыты. Только мизерный процент христиан живет духовной жизнь, очищает сердце от греховных наклонностей. Большинство жалеет даже не жизни, а времени помочь ближнему.

А святой князь жизнь свою отдал Родине, и во вражеском плену отстоял храм для соплеменников. В жизни нес море трудностей, жил с надрывом, погиб до старости. И как переживал, молил Бога князь за русичей, сегодня не каждая мать за детей своих столько молится

Искренняя вера и честность стали залогом победы Александра Невского Тернии на пути, только понуждали святого к большей молитве и смирению перед Божиим промыслом. Так и нам следует молиться, чтобы вместо постоянного ропота, с Богом пережить искушения.

Испокон веков народ обращается к Господу. Частое вознесение молитвы приходится на те моменты, когда они больше всего нуждаются в защите и помощи, когда не хватает душевных сил доказать чистоту своих помыслов и правду. Искренние молитвы людей способны привлечь благодать Божью, изменить жизнь в лучшую сторону и сотворить чудо.

Презентация на тему Великий русский князь Александр Невский .

Не в силе Бог, а в правде

Древние философы задолго до нас задавались вопросом и пытались понять — что есть великая правда. Находили неоднозначные ответы и прибегали к разным источникам знаний, которые не утратили своей ценности и в наши дни.

Речь идет о нефальсифицируемом понятии, которое всецело зависит от:

  • уровня воспитанности;
  • внешней окружающей обстановки;
  • сопутствующих жизненных целей.

У каждого индивидуума правота своя. Причем не просто в рассуждениях о правдивости на философском уровне, а когда сталкиваются с ней в обыденной, будничной сутолоке.

Ведь правда — это неодушевленный порядок, который:

  • существует только в словах, у каждого — своя правда;
  • соответствует реальному положению вещей;
  • желает осознать реальную истину;
  • в действительности жить по соображениям совести.

И только Божественная правда справедливо оказывается истинной.

Это также подтверждается давними средневековыми событиями из известной нашим современникам истории 13-го века.

александр невский

Происхождение фразы

В период христианизации Руси происходили чудовищные события — нашествие ордынского ига.

Непременными спутниками периода междоусобной вражды были:

  • вероломные действия;
  • разные посягательства и распри;
  • захват территорий.

Историей выдвигаются многочисленные гипотезы о популяризации процесса учения об Иисусе Христе среди русского народа.

В летописных рукописях средневекового периода почти не упоминаются:

  • маги и гадатели;
  • жрецы языческого культа;
  • искореняются проявления символизма на ювелирных украшениях;
  • быстро распространяется христианская литература.

Богослужители не оставались в стороне и оказывали поддержку правителям, которые не гнушались заручиться ею в условиях частой смены князей. Духовенство проявляло себя как компетентная, влиятельная структура периода государственных перипетий. Под их влиянием в колоссальном темпе происходила модернизация иерархического общества в Древней Руси.

Крылатая фраза напрямую связана с историческими событиями тяжелой для Руси поры:

  • с востока монгольские орды опустошали государство;
  • с запада нависала угроза нашествия германских крестоносцев;
  • скандинавские рыцари покушались на русские земли;
  • стремительно распространялась литовская экспансия.

Происхождение фразы напрямую связано с деятельностью героя русской истории, полководца, новгородского князя родом из Переяслава Залесского. Прожив всего сорок три года, князю Александру Ярославичу, названному Невским, в условиях непростых политических противостояний в борьбе за независимость древнерусского народа удалось в двадцатилетнем возрасте победить шведов в битве на реке Неве. А спустя два года — выиграть в сражении на льду Чудского озера.

Раннее детство Александра проходило в Переяславе. Средневековые былины и летописи научили маленького Александра верить в силу и мужество богатырей, непременное торжество добра и счастливого исхода. Князь рано стал воином — это было предопределено с детства. Часто сопровождал своего отца и княжеских дружинников в рыцарских походах. Самостоятельная политическая жизнь началась после смерти старшего брата Федора, отец передал меч шестнадцатилетнему Александру — символ наместника Новгорода.

Эмоционально-патетичное выражение и одухотворенный клич Невского воодушевил дружину и новгородский люд. Вне всякого сомнения, если правое дело нацелено на победу в такой немыслимой обстановке угрозы порабощения, значит — правда всесильна.

Стремиться к правому благому делу — залог успеха в русской победе над захватчиками-иноземцами.

В редкие месяца отсутствия поползновений врагов Александр — знаток воинских подвигов, смиренно проявлял:

  • долготерпение и невозмутимость;
  • усмирял самолюбие;
  • договаривался о перемирии, чтобы противник не уничтожал русские земли;
  • ежедневно горячо и исступленно молился (в то смутное время запрещалось произносить мольбы открытым способом);
  • веру в силу Создателя и тайно рассчитывал на Божью помощь.

Был искренне предан христианской вере, вселяющей в него бесстрашие, благородство и геройство. Именно благодаря одухотворенному терпению им были совершены судьбоносные подвиги, за что князь канонизирован к лику святости.

Ждать помощи от отца времени не было, так как корабли под предводительством зятя шведского правителя Биргера Магнуссона вероломно вторглись в Неву. С немногочисленным отрядом рыцарей, уповая на Господа, Святой князь смело выдвинулся на врагов.

Талант, решительность и отвага, вера в правоту и будущность русского народа предрешило исход битвы со шведами. Мужественная победа над шведами — блестящая страница истории, но являлась лишь частью благородного дела обороны Руси и подтвердила верность произнесенной князем фразы, сделав ее крылатой.

смысл высказывания не в силе бог но в правде

Об авторстве выражения

Крылатые слова были произнесены православным князем Александром Невским в Новгороде (возле Софийского собора) при получении известия о вторжении шведских войск. Обращены были к новгородцам и русской дружине для поддержки боевого духа и воодушевления на ратные подвиги.

Битва с внезапной тактикой русских войск закончилась их победой на реках Ижоре и Неве . Эту многочасовую битву Святой князь с честью выдержал. Проявил геройские качества не только талантливого полководца, но и государственного мужа.

Толкование смысла

Произнося мотивирующую фразу, святой Александр имел в виду, что враги русского государства были завоевателями, совершали плохие поступки, за что Господь не мог их благословлять и оказывать помощь, а помогал именно русским воинам одержать победу, чтобы восторжествовала справедливость.

Молодой князь Александр считал, что в случае если у противника очевидное превосходство над русскими в силе и оружие, русичи так или иначе должны быть победителями, потому что:

  • сражаются за правое дело;
  • отстаивают свою родную землю;
  • защищают семьи.

В то же время, действуя только силой, заслужить милость Божию любящим Его и благословение как милостивые дары было бы сложно.

Милосердный Бог прощает грехи людские и проявляет милость. Примеров восторжествования правды великое множество. Вспомнить хотя бы гибель фараона-угнетателя, который возомнил себя победителем, во время вывода великим пророком Моисеем людей из Египта. Слава Богу, были ниспосланы людям чудеса Господни. Закончилось все тем, что Моисею удалось провести израильтян по осушенному дну Красного моря, а колесницы с врагами были повержены волнами в пучине морской.

Бескорыстное служение правде и духовный мотив борьбы за правое дело сулят нравственное возрождение и милость Господню.

александр невский

Исторические события

Скандинавские исторические сказания упоминают шведскую флотилию и войско численностью 5 тысяч душ, которые подошли к Неве июльским утром (15 числа) 1240 года. Не сомневаясь в своем успехе, шведский король полагал, что победа будет быстрой и легкой.

Предпосылками битвы являлись:

  • обнищание русичей в боях и совсем недавние огромные материальные потери в сражениях против Батыя;
  • существенное сокращение численности мужского населения в ходе войн;
  • новгородские земли оказались без ощутимой дополнительной поддержки;
  • правление молодого князя, не известного своими воинскими заслугами.

Положение Новгорода и правда было непростое: ожидать помощи было неоткуда, монгольское иго разорило Северо-восточную Русь основательно. Молодой Александр знал об уготовленной ему судьбе отразить атаку шведов.

Противопоставление привлекло к нему сердца новгородских граждан. Наспех собрав отряды, Александр поспешил нанести внезапный удар по шведскому лагерю первым.

Что предстояло выполнить:

  • тщательно осмотреть лагерь врага для подготовки плана;
  • конной дружине ударить вдоль реки Ижоры по направлению к центру расположения вражеских войск;
  • русским пешцам одновременно выступить вдоль реки Невы, уничтожая на своем пути шведские мосты отхода с суши на корабль;
  • процесс соединения должен отбросить врага в воду.

Историческое значение битвы заключалось в следующем:

  • героям-русичам удалось остановить продвижение шведов к Ладоге и Новгороду;
  • была пресечена на ближайшее будущее скоординированность действий Ордена и Швеции;
  • приостановлены захватнические нападки иноземцев на Русь.

Главные победы и боевое крещение молодой полководец получил в молодом возрасте: во время Невской битвы ему едва исполнилось 20 лет, а в свои 22 года — отстаивал будущность русского народа во время побоища на Чудском озере.

не в силе бог а в правде

Значение фразы

Простой фразой, которая сохранилась в Новгородской летописи, святой Александр настроил новгородцев, псковичей, ижорян и карелов на победу в борьбе с рыцарями Ливонского и Тевтонского орденов в устье Невы. Невскую битву русские дружины выиграли, но крестовый поход, объявленный Папой Римским против наших православных предков, на этом не был закончен.

И снова псы-рыцари (так называл Карл Маркс немецких завоевателей) отправились с захватническими целями на русскую землю, облюбовав город Псков. Тогда и пришлось князю стать во главе небольшого, но решительного и сильного духом войска, которое выдвинулось навстречу врагу к Чудскому озеру в 1242 году.

Победа на Ледовом побоище имела большое значение для всех русских народов — освободились от ненавистного иноземного ига и грабительского притеснения немецких правителей, которые нависали над Русью не одно столетие.

В Библии

Фраза, сказанная русским святым Александром Невским, князем, которого мы призываем в молитвах и считаем ангелом-хранителем Санкт-Петербурга, — очень символична. С самого раннего детства Александр проявлял интерес к Библейским сказаниям и слыл набожным княжичем. За что Господь благословил верного стража Православия, которому противостояли враги. Но их попытки были безуспешными.

Произнося искренние молитвы, Александр настраивал своих ратных рыцарей на борьбу против многочисленных вражеских сил, будучи уверенным в своем правом деле.

Несколько примеров (библейских и реальных) с похожим смыслом, которые отражают суть крылатого выражения русского князя:

  1. Из Ветхого Завета известно об истории Давида и Голиафа. В неравной борьбе Давиду, с именем Бога на устах и уповая на Его милосердие, удалось камнем победить великана Голиафа, что доказывало получение помощи от Господа не с помощью меча и копья.
  2. Гедеон стал знаменит тем, что с немногочисленными воинами, благодаря Божьему покровительству, освободил еврейский народ от врагов-мадианитян, угнетавших евреев в течение семи лет. Многочисленные обращения к Богу были нацелены на получение какого-нибудь святого знамения, чтобы заручиться поддержкой, подтвердить свои действия благословением и волей Господа, а не только самовольным решением.
  3. Не зря в Евангелии от Матфея говорится о том, что волосок не упадет с головы человека без ведома Господа.

Божественная сила правды милосердствует, никогда не завидует, не испытывает гордыни, не делает зла и не злорадствует.

Миссия истины — в вере, надежде, любви, долготерпении. Как гласит Священное Писание, любовь — вечна, даже если пророчества и знания упразднятся.

Ради других Отец Небесный готов был следовать на распятие, но Он никого не защищает против воли человека. И каждый самостоятельно выбирает, быть рядом с Господом или нет. Без Создателя вкусить настоящего упоения, жизнерадостности, блаженства и, разумеется, безусловной правды не получится.


В современном мире (как и когда ее употребляют)

Верить или нет в Господа — индивидуальное дело каждого. Но именно вера в давние времена вдохновляла воинов и великих полководцев перед сражениями во имя Руси Великой.

Все верили в Бога и обращались к нему с мольбами о помощи и просили благословения. И молодой герой-защитник не был исключением. Исходя из смысла изречения о правде и силе, невольно поверишь в помощь Сына Божьего, когда малому войску удалось разбить огромные полчища тевтонских рыцарей, как подтверждение торжества справедливости над силой.

Примеры обращения к этим знаменитым словам современных людей в самые тяжелые жизненные ситуации:

смысл высказывания не в силе бог но в правде

Современная действительность подтверждает тот факт, что борцы за правду почему-то оказываются в меньшинстве, но чаще всего, непременно выходят победителями. Считается, что это обнадеживает человека, и не важно, есть ли у тебя сторонники и единомышленники.

Даже если ты одинок в своих убеждениях, но прав, то справедливость непременно будет на стороне правды. Это то, за что боролся при жизни благоверный Александр и ради чего он совершил гражданский и духовный подвиг в деле борьбы с ордынским игом и иноземным порабощением.

Видео о ратных битвах за правду

На видеоролике показаны зарисовки ратных битв за правду и справедливость во имя русской земли и памяти наших предков.

Читайте также: