Что такое диагностика в школе 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

Материалы по социально-педагогической диагностике сформированности социально одобряемого поведения у учащихся представленные на Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, являются частью программы социально-педагогического просвещения и коррекции по формированию социально одобряемого поведения “Я и мир вокруг меня”.

В социальной педагогике социум, социальная среда рассматривается, прежде всего, с точки зрения процесса включения и интеграции в нее ребенка через ближайшую социальную среду и общество в целом. Среда – это не просто улицы, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда – это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно. Поэтому необходимо, как можно раньше, подготовить ребенка к соблюдению социальных норм и правил. Для этого была разработана программа социально-педагогического просвещения и коррекции по формированию социально одобряемого поведения у учащихся. Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с детьми 10-12 лет. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой, - с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.

Цель программы: обеспечение посредством развивающих и коррекционных занятий, формирования у учащихся социально одобряемого поведения.

Программа предполагает следующие направления работы:

  • социально-педагогическая диагностика;
  • просвещение;
  • профилактика;
  • индивидуальное и групповое консультирование.

Программа осуществляется с помощью форм и методов работы:

Содержание работы с данными категориями участников программы представлено в приложении 1.

Формы и методы деятельности учащихся и социального педагога могут быть различны и зависят от целей и задач каждого конкретного занятия.

К предполагаемым результатам программы социально-педагогического просвещения относятся:

  • формирование, определенного содержанием программы социально-педагогического просвещения, объема знаний по социально одобряемому поведению;
  • формирование умений и навыков практического применения знаний по самовоспитанию и выполнению ряда социальных ролей;
  • воспитание необходимых для жизни в современном социуме социально одобряемых качеств личности (дисциплинированность, воспитанность, социально одобряемая система отношений).

Социально-педагогическая диагностика как направление работы по выявлению особенностей поведения учащихся включает в себя следующие методики:

  • Социальный паспорт класса;
  • Анализ процесса адаптации учащихся 5-х классов. Социально-педагогический аспект.
  • Оценка воспитанности учащихся;
  • Диагностика склонности к преодолению социальных норм и правил.

На этапе диагностики, для определения социального статуса учащихся была разработана и использована методика “Социальный паспорт класса”, целью которой является сбор и анализ сведений о социальном составе учащихся класса и школы. Классным руководителем каждого класса заполняется регистрационный бланк, который содержит в себе: Ф.И.О. учащегося; число, месяц, год рождения; домашний адрес, сведения о каждом из родителей: Ф.И.О., место работы, должность, образование; категория семьи (см. приложение 2).

По итогам данной методики можно установить параметры, определяющие социальный статус учащихся. Нами были изучены категории семей, в которых воспитываются учащиеся. Этот параметр дает первоначальные представления об уровне семейного воспитания школьников.

Целью методики “Анализ процесса адаптации учащихся 5-х классов” является анализ особенностей процесса адаптации учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в основное звено (см. приложение 3).

Методика включает в себя три аспекта:

Учебный аспект. Проводится классным руководителем по основным учебным предметам: математика, русский язык, чтение, а в 5 классе учителями-предметниками по этим же параметрам.

Психологический аспект. Включает в себя изучение уровня учебной мотивации, уровня тревожности, уровня самооценки. Проводится педагогом-психологом.

Социально-педагогический аспект. Включает в себя изучение уровня воспитанности и особенностей поведения учащихся. Проводится социальным педагогом социальным педагогом.

Данная методика позволяет увидеть динамику учебных, психологических и социальных успехов и трудностей каждого ученика на окончание 4-го, начало и конец 5-го классов.

Социально-педагогический аспект составляется с помощью методики “Оценка воспитанности учащихся” и методики диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил.

Целью методики “Оценка воспитанности учащихся” является определение уровня воспитанности учащихся в классе и в школе (см. приложение 4). Данная методика позволяет определить уровень проявления воспитанности по следующим критериям оценки: внешний вид, прическа, одежда, украшения и пр.; общение, речь; отношение к ребятам; отношение к учителям; отношение к другим сотрудникам школы; дисциплинированность (выполнение указаний учителя); отношение к школьному имуществу, к труду других.

Данная методика предполагает оценку учащихся классными руководителями с помощью наблюдения за учениками в учебно-воспитательном процессе.

Целью методики диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил является выявление предрасположенности отклонению в поведении учащихся (см. приложение 5).

Наблюдение и беседа используются как вспомогательные методики для уточнения, подтверждения или опровержения данных, полученных в результате диагностики.

Социально-педагогическая диагностика проводится в начале учебного года и в конце учебного года, как в 5-ом классе, так и 6-ом классе. По результатам всех использованных методик можно сделать вывод об уровень сформированности социально одобряемого поведения у учащихся 5 – 6-х классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методики для диагностики адаптации учащихся 5 класса.

Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->


-75%

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной и школьной тревожности.

Все это означает, что дети могут испытывать значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что "уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о своих учителях. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Подобные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе:

- Очень много разных учителей.

- Непривычное расписание (новый режим).

- Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены

- Новые дети в классе

- Новый классный руководитель.

- В средней школе они снова – самые маленькие, а в начальной школе были уже большими.

- Проблемы со старшеклассниками.

- Возросший темп работы

- Другие нормы оценок.

- Новые, непривычные требования к оформлению работ.

- Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов:

- Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.

- Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.

- Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

Все психологические особенности постепенно начинают проявляться в возрасте 10-11 лет – при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться непростым.

Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:

1. Интеллектуальная — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.

2. Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность, асоциалъность).

3. Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).

4. Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.

Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического исследования в 5-х классах является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе .

Методы сбора информации:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.
  • Обоснование выбора диагностического инструментария.
  • Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях:
  • – показательность
  • – учет системного характера
  • – учет возрастной специфики

Диагностика адаптационного периода пятиклассников

В соответствии с вышесказанным были выбраны методики для мониторинга адаптации пятиклассников.

Требования к методам, инструментарию и организации оценивания адаптации пятиклассников

  • адекватность методик целям и задачам исследования;
  • теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;
  • адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся;
  • валидность надежность применяемых методик;
  • профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов;
  • этические стандарты деятельности психологов.

Теоретическая обоснованность методик

Смысл данного требования состоит в использовании только таких методик, содержательная сторона которых получила достаточный психологический анализ. В результате в них должна быть четко объективирована диагностическая направленность, а также показатели и критерии оценки исследуемой стороны развития ребенка.

Адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся. Согласно данному требованию, применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей.

Валидность и надежность методик. Валидность методики – это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам.

Профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов. В психологической диагностике принципиальное значение придается требованию, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными специалистами–психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав человека – будь то ребенок или взрослый – от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Для правильного применения диагностического инструментария требуется достаточно длинный период обучения и специальной подготовки. Только квалифицированный психолог может обеспечить необходимые условия для правильной процедуры проведения обследования и последующей правильной интерпретации диагностических оценок.

Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Возможны три основных способа выбора:

1) Количество выборов ограничивается 3 - 5;

2) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

3) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов - третий, Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор. Ниже приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.

Бланк социометрического опроса

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

3. С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

Обработка данных и интерпретация результатов

На основании полученных результатов составляется матрица (таблица 1). Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.



В пятом классе происходит переход из младшего в среднее школьное звено. Для ребенка это — тяжелое время, в течение которого он постоянно находится под действием стрессообразующих факторов. Это ухудшает адаптацию к новым условиям — больше предметов, незнакомые учителя, огромный объем знаний. Чтобы определить, насколько ребенок адаптирован к школе, в конце первого семестра проводится диагностика. Адаптация пятиклассников к школе во многом определяет дальнейшие успехи учащихся.

Низкая организованность, присущая детям в этом возрасте в сочетании с необходимостью усвоить большой объем материала, ведет к снижению интереса к учебе, ухудшению успеваемости. Как следствие, страдает мотивация и самооценка. Согласно статистическим данным, только 10% учащихся после перехода из начальной школы сохраняют высокий уровень мотивации. Это все — признаки дезадаптации.

Диагностика пятиклассников по адаптации

Для того, чтобы выявить дезадаптацию и принять соответствующие меры, используются методики, включающие анкетирование и психологические тесты. При этом тестирование должно проводиться с учетом возрастных особенностей пятиклассников.

Цветное письмо

Для оценки степени тревожности и предварительного выявления когнитивной или социальной дезадаптации используется методика цветного письма.

Для проведения заготовить индивидуальные бланки по количеству учащихся с списком предметов и квадратиками на напротив, обеспечив детей цветными карандашами. По инструкции они должны закрасить квадрат напротив предмета тем цветом, с которым этот предмет ассоциируется. Цветов всего 8: красный, желтый, синий, зеленый, черный, серый, фиолетовый. Они могут повторяться или не использоваться вообще. На основании обработки результатов определяется:

  • общее состояние учащихся в группе и по отдельности;
  • уроки, сопряженные с психологическим дискомфортом для общей массы учеников;
  • характер и степень психологического комфорта на каждом уроке.

Интерпретация выполняется на основе тории цвета и их соответствия психологическому состоянию:

  • синий — спокойствие состояние психологического комфорта и равновесия;
  • зеленый — уверенность в своих силах;
  • красный — стремление активно действовать, отвечать на уроках, принимать участие в обсуждениях и т.д.;
  • желтый — стремление к общению, активная позиция;
  • черный — страх, ощутимый дискомфорт;
  • коричневый — стресс;
  • фиолетовый — тревожность, неуверенность;
  • серый нейтральный цвет, показывающий незаинтересованность в предмете.

Эта методика может применяться и для диагностики социальной дезадаптации в небольших группах.

Опросник Левченко

Для комплексной диагностики дезадаптации пятиклассников применяется методика Левченко, позволяющая определить эмоциональный портрет класса. Так, преобладающий позитивный настрой — серьезный фактор в воспитательной деятельности, влияющий на мотивацию и дальнейшие успехи.

Для проведения опроса потребуется индивидуальный бланк для каждого ученика. Из списка 16 состояний учащимся предлагается выбрать 8, которые они чаще всего испытывают по отношению к школе:

  • спокойствие;
  • усталость;
  • скука;
  • радость;
  • уверенность в себе;
  • беспокойство;
  • неудовлетворенность собой;
  • ответственность;
  • сомнение;
  • обида;
  • чувство унижения;
  • страх;
  • тревога за будущее;
  • благодарность;
  • симпатия к учителям;
  • желание приходить сюда.

Результаты переводятся в процентную величину. При этом для объективной интерпретации имеет смысл учитывать чувства, которые выбрали 45-50% учащихся. Статистически учащиеся в подавляющем большинстве выбирают тревогу. Это связано с переходом в новые условия и неопределенностью, с которой сталкиваются дети.

Диагностика уровня коммуникативной адаптации

Сложности с коммуникативной адаптацией пятиклассников влияют не только на ученика, у которого эта проблема присутствует. Общее настроение в классе и психологическая ситуация будет страдать, т. к. коммуникативная дезадаптация проявляется в комплексе с поведенческой.

Для проведения тестирования нужно раздать учащимся в середине первого семестра листики с просьбой написать, кто с кем хотел бы сидеть на одной стороне, а список тех, с кем не хотели бы сидеть — на другой. По результатам выявляется группа популярных учащихся и группа тех, у кого проблемы с социализацией в коллективе. Дополнительная диагностика позволит выявить факторы, влияющие на обстановку в классе.

Вместо заключения

Работа с уровнем адаптации и коррекция проблем по результатам диагностики должна проводиться учителем совместно с родителями. При выявлении трудностей в той или иной сфере родители должны быть поставлены в известность как можно скорее. Чем эффективнее пройдет адаптация ученика к школе, там выше его шансы на дальнейшее успешное обучение и усвоение материала, положительное отношение к школе и учебе в ней.

Об авторе: Сикарёва Надежда Геннадиевна, учитель английского языка, психолог, переводчик.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: