Защита проектов в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Цель занятия: создание условий для развития адекватной самооценки учащихся при защите творческих работ и проектов. Повторение алгоритма выполнения проекта.

  • Развивающие – расширение знаний о проектах, развитие творческой активности, навыка самопрезентации, через защиту творческой работы или проекта.
  • Обучающие – знакомство с рекомендациями по защите творческих работ и проектов.
  • Воспитательные – формирование межпредметных связей, воспитание интереса к творческим проектам.

Тип занятия – комбинированное.

Оборудование: компьютер с проектором и экраном, творческие работы учащихся.

План и ход урока:

1. Организационная часть – 2 мин.
2. Закрепление пройденного материала – 5 мин.
3. Объяснение нового материала – 10 мин.
3.1. Разминка – 1 мин.
4. Объяснение нового материала – 5 мин.
4.1. Дискуссия – 2 мин.
4.2.Самостоятельная работа учащихся – 5 мин.
4.3. Тренинг
5. Объяснение нового материала – 1 мин.
5.1. Самостоятельная работа учащихся – 4 мин.
6. Завершение урока и задание на дом – 10 мин. Рефлексия

  • Приветствие учащихся и гостей.
  • Проверка готовности учащихся к уроку.
  • Тема занятия. Начальный этап подготовки к защите творческих работ и проектов.

На ваших столах лежат папки с рабочими материалами по теме урока.

2. Закрепление пройденного материала (5 мин.)

– Давайте вспомним, что такое творческий проект?
– Из каких частей он состоит? Сколько человек могут выполнять проект?

Ответы учеников:

Творческий проект – это самостоятельная итоговая работа. Он состоит из отдельных частей: эскиза, рисунка, чертежей, разработки технологического процессаи т.д. Варианты могут быть самые разные. Проект может выполняться индивидуально и группой.

– Как вы считаете, какие положительные качества человека развиваются при выполнении проекта?

Ответы учеников: Самостоятельность. Принятие решения.

– Кто назовёт этапы выполнения проекта? Посмотрите в своих папках.

3. Объяснение нового материала (10 мин.)

– Итак, мы с вами вспомнили все этапы выполнения творческого проекта. Этапы выполнения творческого проекта:

А) Подготовительный
Б) Технологический
В) Заключительный

  • Выбор темы проекта (при выборе, необходимо учесть): потребность в изделии; возможность изготовления в условиях мастерской; наличие необходимых материалов, инструментов, соответствие технологическим возможностям.
  • Письменное обоснование, на основе которого была выбрана данная тема.
  • Выбор и анализ конструкции изделия с учётом оригинальности, доступности, безопасности, эстетичности.
  • Разработка нескольких вариантов конструкции, а затем выбор лучшей. (Альтернативной)
  • Разработка технологии изделия:

– составление технологической карты;
– описание процесса обработки и сборки изделия;
– указание применяемых материалов;
– перечисление необходимых инструментов и оборудования.

Технологический этап – выполнение операций, предусмотренных технологическим процессом. (Выполнение последовательности операций и правила безопасной работы), самоконтроль качества.

  • Определение затрат на изготовление изделия
  • Оценка качества выполнения проекта:

– анализ результатов выполненного проекта;
– оформление проекта;
– защита проекта.

На последнем пункте я бы хотела остановиться поподробнее.

Перед каждым выступающим возникает проблема соблюдения регламента. (Посмотрите значение этого слова в глоссарии) Приложение 1

Регламент – принципиальные правила, регулирующие порядок и время выступления, выделение 10 минут ставит нас в одни рамки, тридцати минут – в другие.
Необходимо заранее просчитать время выступления и самим его контролировать.

Существуют три модели представления результатов работы: классическая, индивидуальная и творческая.

Классическая модель (сосредоточение внимания на принципиальных вопросах работы)

  • тема, её актуальность;
  • круг изученных источников и основные подходы к проблеме;
  • новизна работы (выдвижение новых идей, версий, подходов к решению проблемы).

Индивидуальная модель (раскрытие личностных аспектов работы над проектом)

  • обоснование выбора темы проекта;
  • способы работы над проектом;
  • оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты работы над проектом;
  • личный вклад в проделанную работу над проектом;
  • перспектива работы по данной теме.

Творческая модель

  • оформление стенда с документальными и иллюстративными материалами по теме проекта, комментарии к ним;
  • демонстрация слайдов, видеозаписей, прослушивание аудио-записей, сделанных в процессе работы над проектом;
  • яркое, оригинальное представление фрагментов основной части проекта.

Если вы собрали фото-коллекцию, отображающую процесс работы над проектом, процесс создания нового продукта, то вам желательно это показать.
Можно создать небольшую презентацию или ролик, они будут сопровождать ваш доклад. Во время демонстрации вы будете комментировать ход вашего проекта. Уместно, чтобы на экране появлялось изображение того, о чём вы говорите.

Не совершайте ошибок: не пишите тот же текст, который вы говорите, на слайде презентации или кадре ролика. Если результатом вашего проекта является презентация, то её надо успеть представить во время доклада, хотя бы частично.

Отведите для этого часть времени вашего доклада, при этом расскажите, как вы её создавали и обоснуйте все принятые вами решения при её создании.

Поясню: презентация может быть создана как результат проектной работы, для определённой цели проекта; как способ представления проекта на защите, тогда в ней содержится тема проекта, цель проекта и представляются его этапы и результат. То, что трудно объяснить словами, лучше показывать наглядно изображениями. Компьютерная презентация (далее КП) даёт ряд преимуществ перед обычной, бумажно-плакатной. КП позволяет использовать её как легальную шпаргалку, а с другой стороны, даёт возможность членам комиссии одновременно изучать проектную работу и контролировать ваше выступление .
Перед созданием слайдовой презентации ознакомьтесь с рекомендациями.

1. Начните её создание с титульного листа.
2. Каждый слайд должен содержать ограниченное количество информации.
3. Текст должен содержать только основные идеи. Не нужно переполнять презентацию текстом, вы его можете рассказать устно.
4. Завершите итоговым слайдом: в нём разместите благодарность руководителю.
5. Оформление презентации выполняйте в соответствии с требованиями.
6. Не злоупотребляйте анимацией. Визуальное восприятие слайда занимает от 2 до 5 секунд, в то время как продолжительность некоторых видов анимации может превышать 20 секунд.
7. Презентация легко поможет вам провести доклад, но она не должна его заменить. Если вы только читаете текст слайдов, то для комиссии это сигнал о том, что вы не ориентируетесь в содержании. Но если вы растерялись, то прочтение презентации будет единственным вашим спасением.
8. Подготовьте к каждому слайду заметки по докладу и используйте при подготовке или на самой презентации.

Когда Ваш доклад готов, необходимо подготовиться к публичному выступлению.

  • Начинайте готовиться к выступлению заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие;
  • Если очень трудно собраться с силами и мыслями, постарайтесь запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходить к трудному;

Ежедневно выполняйте упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения и усталости:
В период подготовки сильно увеличивается нагрузка на глаза, а если устали глаза, то устал и весь организм в целом и ему может не хватить сил для выступления. Поэтому нужно сделать так, чтобы ваши глаза отдохнули. Для этого выполните два любых упражнения из предложенных:
Упражнения лучше выполнять под музыку релакс. Приложение 3

  • Посмотрите попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево-вправо (25 секунд);
  • Напишите глазами свое имя и фамилию;
  • Смотрите на кончик носа (3секунды), потом в даль (3секунды);
  • Нарисуйте квадрат, треугольник глазами – сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

4. Объяснение нового материала (5 мин.)

  • Повторяйте материал по частям;
  • Читая доклад, выделяйте для себя главные мысли – это опорные пункты ответа;
  • Попробуйте составить план ответа на предполагаемые вопросы, которые могут возникнуть у аудитории.
  • Потренируйтесь, почитайте свой доклад родителям, друзьям, знакомым и попросите задать, возникшие у них вопросы. Таким образом, вы сможете доработать свой доклад, чтобы не возникало подобных вопросов на защите.
  • Накануне выступления постарайтесь ничего не делать. Отдыхайте, развлекайтесь, постарайтесь не вспоминать о выступлении.
  • Самое главное – это выспаться. Если есть возможность, начните утро с контрастного душа, который тонизирует организм и приводит в норму кровообращение; если нет – подставьте руки под струю воды, чередуя холодную и горячую.
  • Плотно позавтракайте, это позволит пополнить запасы энергии, необходимой для умственной работы, и поможет вашему организму выдержать эмоциональную нагрузку.
  • Чтобы мозг продуктивно работал, позаботьтесь о питании, насыщенном витаминами и микроэлементами. (курага, мясо курицы, грецкие орехи, апельсины, бананы, шоколад)

4.1. Дискуссия (2 мин.)

– Скажите, влияет ли внешний вид на мнение окружающих?
Ответы учеников: Да.
– Что может во внешнем виде вызвать неприятные ощущения?
Ответы учеников: Неприятный запах, грязная обувь, неухоженные руки и др.
– Поэтому при выборе одежды перед публичным выступлением постарайтесь избежать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не вызвать волну раздражения у людей, перед которыми предстоит выступать.
– Для закрепления этой информации вы самостоятельно выполните

– Молодцы. Вы справились.
– Следующий момент – время на дорогу к месту выступления. Когда человек куда-то торопиться, то начинает сильно нервничать. Чтобы не опоздать на ответственное мероприятие, выходите из дома пораньше.

4.3. Тренинг

– Что такое самопрезентация? Кто знает? Ответы детей…
Прежде всего – это то, как Вы выглядите. Затем, как и что Вы говорите, в том числе о себе. И, наконец, материалы, описывающие Вас и Ваше дело. Например, Ваш доклад, Ваши проекты, предложения, умения. Кто сможет рассказать о себе? Можно быстро составить примерный план, 2-3 пункта.

5.1. Самостоятельная работа

6. Подведение итога урока (10 мин.)

1. Вашему вниманию хочу представить презентацию проекта нашей ученицы, выполненной с помощью компьютерной программы Power Point. (Презентация)
2. Рефлексия (задаются вопросы для обсуждения)

Вопросы:

– Скажите, какая модель защиты была представлена?
– Появились ли у вас новые знания?
– Чему вы научились на этом занятии?

Оформление текстового варианта проектной работы.

Несмотря на наблюдаемое разнообразие проектов, все они в своем завершенном виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определенным общим требованиям.

Структура проектной работы:

1. Информационный раздел.

2. Описание работы.

3. Рефлексия деятельности.

Информационный раздел включает:

  • Название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа).
  • Название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру).
  • Область научных знаний, рассмотренных проекте.
  • Данные об авторе (Ф.И. – полностью, класс, школа).
  • Данные о руководителе.
  • Web-адрес, по которому размещена работа (если таковой имеется).
  • Название населенного пункта и год написания (внизу по центру ).

Описание работы.

Задачи, поставленные дл реализации проекта.

Обоснование актуальности темы с позиции ее недостаточной разработанности, объективной сложности изучения, информационной ценности имеющегося материала, а также в связи с многочисленными дискуссиями, возникающими вокруг нее, доказательство того, что тема может представлять научный интерес и практическое значение.

План (содержание работы) работы.

2. Описание проектной работы и ее результатов:

Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты)

Возможны рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы.

Список использованной литературы, электронные адреса.

Литература располагается в алфавитной последовательности все официальные источники информации, использованные при написании реферата (Ф.И.О. автора, название, место издания, название издательства, год издания и желательно используемые страницы). Список должно содержать не менее четырех наименований литературы.

3. Назначение и применение проекта.

Оценивание степени достижения поставленных целей.

Оценивание качества результатов.

Приобретенные умения, знания, навыки.

1. Над чем мы работали? (Вопрос помогает вспомнить весь ход проекта).

2. Как мы работали? (Вопрос способствует анализу задач и методов их решения, оценить интересные находки и спонтанные решения, трудности и неудачи).

3. Для чего мы это делали? (Вопрос побуждает оценить цели проекта, пользу и значимость отдельных заданий и проекта в целом).

4. Какие знания и умения нам пригодились? (Вопрос помогает оценить не только языковые знания, но и организаторские умения, умение работать в команде).

5. Какой опыт мы приобрели? ( Вопрос помогает оценить выполнение ролей, взаимопомощь и поддержку).

6. Что можно было бы сделать иначе? (Вопрос побуждает к критической оценке процесса проекта и к конструктивным выводам).

Формы защиты проекта.


Ученическая презентация проекта – это итог работы. Основное требование - презентация должна соответствовать цели проекта. Рассмотрим возможные формы защиты проектов – виды презентаций:

— Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий;

Целью моего проекта было расширений знаний о мире растений.

Задача моего проекта - найти дополнительную информацию об удивительных видах растений.

На нашей планете существует огромное количество всевозможных растений, увидев которые можно только удивляться тому, как природа смогла придумать нечто подобное.

Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что во время работы над данным проектом, я многое узнал о мире растений, предоставил подробную классификацию об удивительных видах растений.

Я считаю, мой проект заслуживает 5 баллов.

Спасибо за внимание!

Целью моего проекта было расширений знаний о мире растений.

Задача моего проекта - найти дополнительную информацию об удивительных видах растений.

На нашей планете существует огромное количество всевозможных растений, увидев которые можно только удивляться тому, как природа смогла придумать нечто подобное.

Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что во время работы над данным проектом, я многое узнал о мире растений, предоставил подробную классификацию об удивительных видах растений.

Я считаю, мой проект заслуживает 5 баллов.

Спасибо за внимание!

ЗАЩИТА ПРОЕКТА

3.Назвать цель проекта

(начинайте со слов:

Целью моего проекта было создание / разработка / исследование / расширений знаний о. )

4. Назвать задачи проекта

(что сделано для того, чтобы достичь цели, начинайте со слов:

Задача моего проекта - организовать / создать / провести / найти/ разработать. )

5. Раскрыть содержание проекта

6. Сделать вывод (Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что. )

7. Оценить свою работу (Я считаю, мой проект заслуживает . баллов)

Во время защиты лучше рассказывать, а не читать.

ЗАЩИТА ПРОЕКТА

3.Назвать цель проекта

(начинайте со слов:

Целью моего проекта было создание / разработка / исследование / расширений знаний о. )

4. Назвать задачи проекта

(что сделано для того, чтобы достичь цели, начинайте со слов:

Задача моего проекта - организовать / создать / провести / найти/ разработать. )

5. Раскрыть содержание проекта

6. Сделать вывод (Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что. )

7. Оценить свою работу (Я считаю, мой проект заслуживает . баллов)

Во время защиты лучше рассказывать, а не читать.

Целью моего проекта было расширений знаний о мире растений.

Задача моего проекта - найти дополнительную информацию об удивительных видах растений.

На нашей планете существует огромное количество всевозможных растений, увидев которые можно только удивляться тому, как природа смогла придумать нечто подобное.

Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что во время работы над данным проектом, я многое узнал о мире растений, предоставил подробную классификацию об удивительных видах растений.

Я считаю, мой проект заслуживает 5 баллов.

Спасибо за внимание!

Целью моего проекта было расширений знаний о мире растений.

Задача моего проекта - найти дополнительную информацию об удивительных видах растений.

На нашей планете существует огромное количество всевозможных растений, увидев которые можно только удивляться тому, как природа смогла придумать нечто подобное.

Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что во время работы над данным проектом, я многое узнал о мире растений, предоставил подробную классификацию об удивительных видах растений.

На странице представлены примеры готовых творческих исследовательских проектов учащихся 1, 2, 3, 4 классов начальной школы, которые представляют собой работу по самостоятельному исследованию детей во внеурочное время по школьным предметам русский язык и математика, окружающий мир и физкультура, а также на общеразвивающие тематики, направленные на расширение кругозора детей. В творческих проектах и исследовательских работах учащихся начальных классов школы определяются полезные и вредные свойства продуктов питания и напитков, выявляется состав и свойства воды, определяется зависимость прорастания семян от воздействия на них внешних факторов, осуществляется наблюдение и уход за домашними питомцами и т.п.

Читайте также: