Что такое диагностика в школе 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

Московский центр качества образования (далее — Центр) был создан в 2004 году. Виды его деятельности:

  • мониторинг качества образования в столице (обязательные и добровольные диагностики),
  • организация итоговых аттестаций школьников на территории Москвы,
  • пробные ОГЭ и ЕГЭ,
  • аттестация московских педагогов,
  • лицензирование и аккредитация образовательных программ,
  • экзамены для иностранных граждан по русскому языку и истории России.

Мониторинг и диагностика МЦКО

Центр мониторинга занимается тем, что даёт независимую оценку учебных достижений школьников, а также проводит национальные и международные исследования качества образования. МЦКО смотрит, как школьники в разных учреждениях справляются с тестами, и делает выводы на основе результатов. В центре хотят знать, справляются ли педагоги со своими профессиональными задачами — иначе говоря, чему и как научили детей. Для этого и проводят диагностики МЦКО.

Что такое диагностические работы МЦКО

Еcли ваш ребёнок когда-либо учился в столице, скорее всего, вы часто сталкивались с тестированиями МЦКО в школе. Обычно учителя нервничают перед каждой проверкой, и страх передаётся детям. На самом деле в диагностической работе нет ничего страшного. По сути, это проверка педагогов, а не учеников. Давайте подробнее рассмотрим, как проходят диагностики.

Кого и как проверяет МЦКО

Школы-участницы, как и предметы обязательной диагностики, выбираются путём независимой жеребьёвки. Она проводится непосредственно перед проведением диагностических работ, и о её результатах можно узнать не ранее, чем за три дня до самой проверки. Попасть под такую проверку может любая образовательная организация города Москвы. Учащиеся школы, оказавшейся под прицелом МЦКО, обязаны выполнить контрольные работы, которые предложит Центр.

Диагностика МЦКО касается школьников с московской регистрацией, вне зависимости от их фактического места проживания. Однако написание проверочной работы требует очного присутствия — на диагностике могут присутствовать представители МЦКО для надзора за соблюдением правил.

Существуют также добровольные проверки, которые инициируют школы. В этом случае учебные заведения сами решают, по каким предметам и для каких классов проводить диагностику. Ученики, находящиеся в контингенте школы, инициировавшей самопроверку, тоже обязаны выполнить работы МЦКО.

Диагностика по одному предмету, как правило, занимает один урок.

Вот примеры дат проведения независимых обязательных диагностик Центра качества образования Москвы в 2019 году:

Диагностика Центра качества образования Москвы

Зачем нужны проверки Центра качества образования

Центру нужны объективные данные об уровне образования столичных школьников. Предполагается, что диагностика демонстрирует пробелы в знаниях учеников и тем самым выявляет точки роста для учебных заведений. Василий Левченко, председатель Ассоциации по управлению качеством образования, охарактеризовал это так:

Получается, проверяют педагогов, но через знания обучающихся.

Как часто проходят проверки МЦКО

График проведения обязательных и добровольных диагностик устанавливается ежегодно и размещается на сайте МЦКО.

Школы перед началом учебного года обычно знакомятся с годовым планом диагностик и включают их в свой мониторинг качества обучения.

МЦКО и хоумскулинг

Распространяется или нет диагностика на ребёнка, который учится дома, зависит от того, на какой форме обучения он находится юридически:

  • Семейное образование. Ребёнок зачисляется в контингент школы только для прохождения промежуточной и/или итоговой аттестации и не обязан участвовать в мониторингах качества её образовательных услуг.
  • Заочное обучение. Это одна из форм обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Ребёнок хоть и не ходит в школу каждый день, но находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам.

Если ребёнок находится на заочном обучении и имеет московскую регистрацию, участие в проверках МЦКО для него обязательно. Будь то добровольная (администрация школы сама приняла решение об участии) или обязательная (администрации школы сообщили сверху, что нужно участвовать) диагностика.

Проверочные работы МЦКО в онлайн-школах

Большинство учеников онлайн-школ находятся на семейном образовании. Но есть и те, кто предпочитает заочную форму.

Как готовиться к диагностике МЦКО

Главное — не бояться! Диагностика МЦКО — это отличная возможность продемонстрировать свои знания или понять, что нужно подтянуть. Такой самопроверки хоумскулерам часто не хватает.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Когда я был маленьким, у нас жила собака. Она была очень умная и любила маму. Собака всегда поджидала, когда мама придет с работы. Она узнавала по шагам, хорошее у мамы настроение или плохое. Если хорошее, собака радовалась и бежала к ней. А если плохое, то уходила на своё место, за шкаф, и там тихо сидела.

Сейчас я понимаю, что, когда человек устал, нужно ему помочь.

Б) Тест на осмысление.

- В рассказе говорится о:

o бабушке, маме, папе

o мальчике, маме, собаке

o собаке, маме, девочке

-Кто принёс тапочки маме?

- Какая была собака?

В) Выпиши только девятое предложение и поставь вопросы к словам.

Отметь предложение, в конце которого надо поставить вопросительный знак.

Выберите один ответ:

a. Как тебя зовут

b. Меня зовут Миша

c. Я учусь в третьем классе

1. Отметь слово, которое обозначает предмет

Выберите один ответ:

2. Выбери слово, обозначающее признак

Выберите один ответ:

3. Укажи слово, которое обозначает действие

Выберите один ответ:

Определи время по часам.

Выберите один ответ:

a. 14 часов 55 мин

c. 15 часов 55 мин

Выбери выражение, первым действием которого надо выполнить вычитание.

Выберите один ответ:

b. (11 + 2) – 9

Задание № 6 Познавательные

Отметь на картинке предметы неживой природы.

Выберите один ответ:

a. лес, ёлка, берёза

b. ель, береза, трава

c. небо, солнце, река

d. солнце, река, ёлки

Определи животное по описанию:

Это дикое животное. Живет в лесу. Питается ветками деревьев и кустарников. Зимой шерсть у него белая, а летом – серая.

Выберите один ответ:

Отметь правильный ответ.

Какая сельскохозяйственная машина изображена на картинке?

Выберите один ответ:

Задание № 9 Регулятивные

Выберите один ответ:

1. Птицам голодно зимой

2. Маша повесила кормушку и принесла крошки хлеба.

3. Птицы клюют корм.

1. Маша повесила кормушку и принесла крошки хлеба.

2. Птицы клюют корм.

3. Птицам голодно зимой

1. Птицы клюют корм.

2. Птицам голодно зимой.

3. Маша повесила кормушку и принесла крошки хлеба.

Задание № 11 Личностные

Выберите один ответ:

Какие правила важны для тебя, а какие - нет?

А. Важно Б. Не важно

o Кататься на велосипеде.

o Уважать старших.

o Каждый вечер смотреть телевизор.

o Вешать одежду на вешалку.

o Помогать родителям.

o Не обманывать.

o Приходить на помощь другу.

Диагностика по математике по окончанию 1 класса Диагностическая работа по математике на конец 1 класса Фамилия Имя ___ Класс___ Вариант 1 1.

Оформление портфолио ученика начальной школы

Оформление портфолио ученика начальной школы Все мы знаем, что каждому нужно портфолио. Портфолио – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются.

Каждый учитель мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки. Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ стремительно усложняется. При этом в самом трудном положении оказывается учитель. Обычно в его среднестатистическом классе общеобразовательной школы учиться, примерно, четверть хорошистов, среди которых иногда встречается 1 – 2 отличника, две четверти троечников, а четверть учащихся принадлежит к так называемой “группе риска”. Эти дети с трудом усваивают государственный образовательный стандарт по всем предметам, а их основными оценками становятся двойки. Вот и стоит учитель перед неразрешимой проблемой “Как научить каждого, ведь они такие разные?”

В классе должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. А учитель должен быстро и гибко реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, уметь спланировать учебный материал для каждого ученика, проанализировать результаты, продумать перспективные задачи развития ученика и учителя.

В настоящее время широкое распространение получила школьная диагностика. Иногда это необходимо для психолога, для учителя – исследователя, который проверяет свою концепцию, для третьих она как дань моде.

Мне как учителю тоже пришлось научиться пользоваться диагностическими методами, так как с помощью школьной диагностики можно разрешить следующие задачи:

во-первых, анализ процессов и результатов развития школьников, (то есть готовность к школьному образованию, темпы созревания психических функций, достигнутых сдвигов)

во-вторых, анализ процессов и результатов обучения, (то есть объем и глубина обученности, умение использовать накопленные знания, навыки, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности)

в-третьих, анализ процессов и достигнутых результатов воспитания, (то есть уровень воспитанности, глубина и сила нравственных убеждений, сформированность нравственных убеждений).

С всё возрастающей гуманизацией учебно-воспитательного процесса и связан пересмотр традиционных методов контролирования. В чем же отличие форм контроля от диагностики? Если в условиях авторитарного воспитания и обучения объектом анализа, контроля и оценки был труд ученика, то в новых условиях анализируется совместный труд ученика и учителя, их общий результат.

Диагностика изучает результат вместе с процессом: труд ученика она не отделяет от труда учителя, процесс учения школьника рассматривает вместе с его возможностями, способностями и склонностями. Процесс деятельности педагога она тоже анализирует вместе с возможностями, условиями. Контроль не признает детской воли – ответа “не хочу” для него не существует. А диагностика считает ее даже весьма уважительной причиной и занимается, если такой факт обнаружен, уже далее не тем, как бы еще сильнее ущемить ребенка, а тем, как найти способы вызвать желание и поставить его на место отрицания. Например, с помощью контроля установлено, что ученица третьего класса выполнила все задания правильно. Учительница выставила отличную оценку, похвалила девочку. Но только диагностика показала, что отличная оценка ученицы – результат хорошей памяти, а не развитости интеллектуальной сферы, сформированности умственной деятельности. Работы в этой области непочатый край. Учитель быстро сообразит, как перестроить работу с ученицей, чтобы восполнить выявленный пробел. Значит, в диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний и умений. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, динамику, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Шаги диагностирования делаются во многих образовательных учреждениях, в том числе и в средней общеобразовательной школе № 9. Я как учитель данной школы хочу поделиться своими наработками в области применения диагностики.

В 1 классе, используя данные психолога по исследованию интеллектуального развития (методика МЭДИС), провожу индивидуальную работу по восполнению выявленных пробелов. Стараюсь включить в урок коррекцию процессов мыслительных операций: анализа, синтеза, классификаций, обобщения, сравнения для этих учащихся. Данные первого класса сравниваем с данными выпускного – четвертого по методике ГИТ. Уже наглядно можно видеть рост развития отдельных учащихся и класса в целом. Диагностика показывает, что количество детей с высоким уровнем развития возрастает с 15 % до 46 %, а с низким уменьшается с 13 % до 0 %. Это научно доказывает правильность выбранных приемов и методов обучения, а также значимость проводимой работы.

На начальном этапе проводится и другой вид диагностики – социально-педагогической адаптации (методика Э. М. Александровской). Сравниваем сентябрь, январь 1 класса и сентябрь, январь 5 класса. Данная методика исследования позволяет узнать дезадаптированных учащихся, выявить причины неполной адаптации и дезадаптации, спланировать учебную и социальную деятельность отдельных учеников. Например, провести игры коммуникации на формирование произвольных форм поведения тех или иных учащихся, продумать индивидуальную работу по восполнению пробелов в знаниях учеников. В результате этой работы мы видим, что к концу года обучения нет дезадапторованных учащихся и большинство детей - с высоким уровнем социально-педагогической адаптации.

Проведенные исследования работоспособности каждого учащегося дают возможность учитывать тип нервной системы, индивидуальные особенности личности в ходе урока.

В моем классе пять леворуких детей, они медлительны, 9 человек с низкой работоспособностью, следовательно, у них быстрая утомляемость. Значит, мне как учителю необходимо продумать программу дальнейшего развития этих учеников. Все эти исследования я учитывала:

во-первых, при объяснении нового материала;

во-вторых, при выполнении самостоятельной, индивидуальной работы;

в-третьих, при дифференцированном подходе к домашнему заданию. Данные исследования не являются только констатацией фактов. Далее учителя среднего звена продолжили работу с детьми по обретению необходимой работоспособности.

В работе над научно-методической темой “Формирование речеведческих понятий младшего школьника для развития коммуникативных навыков и умений, литературного творчества” мне необходимо было знать уровень словарного запаса и уровень развития речи учеников по годам обучения. Проанализировав полученные результаты, я в своих методических рекомендациях указала, как развивать речь учащихся от класса к классу, предложила методику работы над словом, предложением, текстом, методику написания сочинения. Правильность выбора данных методик, заметный рост развития речи учеников подтверждается не только моими наблюдениями, но и диагностическими данными.

Анализ межличностных отношений и выявление особенностей направленности личности (методика “Социаметрия”, “Цветик – семицветик”), правильная спланированная внеклассная и воспитательная работа помогут ребенку максимально проявить свои личностные качества.

На протяжении всех лет обучения можно определить уровень учебной успешности, сформированность компонентов учебной деятельности (методика Г. В. Репкина) ученика и класса. Все исследования оформляются на каждого ученика в виде так называемого “портфолио”, что позволяет отследить достижения по годам обучения.

Любой учитель, занимающийся исследовательской работой, может быть представлен в трёх ипостасях. Это – учитель – психолог, учитель – экспериментатор, учитель – воспитатель. Все исследования используются:

первое, при анализе работы по годам обучения, так как видно продвижение ребенка по отношению к самому себе;

второе, при постановке задач ближайшего развития ученика.

Это все ценно как для учителя, так и для родителей. Особенно в работе с родителями помогает диагностика. Мои требования не остаются голословными. Есть о чем говорить с родителями. Общение становиться убедительным, весомым.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод: если вся работа была спланирована с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка, то коэффициент усвоения учебных знаний, формируемых умений будет максимально высок для каждого конкретного ученика. А эффекта можно добиться в том случае, если диагностика будет проводиться в системе, то есть будет вестись целенаправленное отслеживание развития ребенка. В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:

во-первых, достигается ли цель образовательного процесса;

во-вторых, существует ли динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;

в-третьих, существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя;

в-четвертых, соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося.

Кроме того, мониторинг формирует у преподавателя способность к рефлексии, умению прогнозировать результаты, делать корректировку самим преподавателем собственного практического опыта. И, наверное, он может помочь решить, казалось бы, неразрешимую проблему “Как научить каждого?”.

Задания для педагогической диагностики 3 класс (1 – 4)

Первое диагностическое обследование ( сентябрь), второе диагностическое обследование 3 класс (1-4) (декабрь-январь) по русскому языку и математике. Материал предназначен для учителей начальных классов, занимающихся с учащимися по программе "Школа России". С помощью этих тестовых заданий учитель определяет базовый, низкий и высокий уровень усвоения знаний детьми.Диагностическое обследование 3 класс (1-4)

Задания для педагогической диагностики 3 класс (1 – 4)

Первое диагностическое обследование ( сентябрь )

а) 3 звука, 3 буквы

б) 5 звуков, 3 буквы

в) 4 звука, 3 буквы

г) 4 звука, 4 буквы

2. Отметь слова, в которых все согласные звуки мягкие.

3. Выбери и подчеркни правильный ответ. Может ли в слове быть:

а) 1 слог, 2 согласных и 2 гласных звука? ( да, нет )

б) 2 слога, 2 гласных и 2 согласных звука? ( да, нет )

в) 0 слогов, 1 гласный и 2 согласных звука? ( да, нет )

г) 2 слога, 1 гласный и звук й ( да, нет )

4. Отметь знаком правильные схемы.

2) _________

5. Отметь слова, которые соответствуют схеме

а) перелесок

7. Отметь знаком только те слова, которые правильно разобраны по составу:

1) осенний

2) лип ов ый

3) переход

4) ус м е ш к а

8. Укажи знаком правильное объяснение.

9. Можно ли эти слова назвать однокоренными? Выбери и подчеркни правильный ответ.

а) сила, силач, спортсмен, сильный ( да, нет )

б) лень, ленивый, лодырь, лентяй ( да, нет )

в) снег, снежинка, снегурочка, снегирь ( да, нет)

10. Отметь знаком только предложения.

1) Быстро летело время.

3) По серые небу тучи плывут

4) От инея побелели берёзки и осинки.

5) Вода река потемнеть

11. Определи, сколько побудительных предложений: 1, 2, 3, 4, 0.

Наступил вечер

Разве уже вечер

Какой чудный вечер

Сегодня холодно

Вам не холодно

Ой, как холодно

Задания для педагогической диагностики 3 класс (1 – 4)

Первое диагностическое обследование ( сентябрь )

Математика

1. Какую цифру надо поставить в рамочку, чтобы вычисление было проведено верно? Подчеркни правильный вариант ответа.

а) 0 б) 6 в) 4 г) 3

2. Подчеркни правильное решение задачи.

В бидоне было несколько литров молока. Когда из бидона отлили 5 литров, в нём осталось 12 литров молока. Сколько литров молока было в бидоне?

в) (12 – 5) + 12 = 19 (л)

3. Таня сделала пирожков, а Катя – 5 пирожков. Известно, что Таня сделала пирожков больше, чем Катя. Подчеркни число, которое можно поставить в? .

а) 3 б) 8 в) 4 г) 5

4. Обведи кружком букву около рисунка, на котором дана правильная схема задачи:

Длина аллеи 70 метров. Два мальчика пошли на лыжах навстречу друг другу с разных концов аллеи. Один прошёл до встречи 27 метров. Сколько метров прошёл до встречи другой мальчик?

5. Представь однозначное число в виде суммы, удобной для вычисления.

54 + 8 = 54 + ( + ) 42 – 6 = 42 – ( + )

76 + 9 = 76 + ( + ) 93 – 7 = 93 - ( + )

6. В записи чисел вместо некоторых цифр поставлены условные значки. Запиши ответы с помощью этих значков и цифр.

7. На тарелках лежат орехи. Оказалось, что их удобно сосчитать так: 4 * 3. Подчеркни правильный вариант ответа.

8. Умножение П * 4 = Y заменили сложением. Подчеркни правильный ответ.

в) Y + Y + Y + Y = П

9. Сравни произведения, не вычисляя их значений. На сколько одно произведение больше или меньше другого? Подчеркни правильный ответ.

9 * 8 ________________________, чем 9 * 7, на _______________________.

а) 9 * 8 меньше, чем 9 * 7, на 9

б) 9 * 8 больше, чем 9 * 7, на 8

в) 9 * 8 больше, чем 9 * 7, на 7

г) 9 * 8 больше, чем 9 * 7, на 9

10. В каждой схеме подчеркни ту клеточку, в которой должно стоять самое большое число.

11. Сравни двузначные числа, в записи которых вместо некоторых цифр поставлены буквы. Обычные цифры подчёркнуты.

12. Квадрат разрезали на 8 треугольников и сложили из них шестиугольник. Дорисуй карандашом линии, которые покажут, как все эти треугольники разместились в шестиугольнике.

13. Часть большого квадрата разбита на маленькие квадраты. На сколько таких маленьких квадратов можно разбить закрашенную часть большого квадрата? Подчеркни правильный ответ: а) 8 б) 4 в) 9 г) 6

Второе диагностическое обследование 3 класс (1 - 4)

1. Вставь пропущенные цифры:

2. Известно, что произведение 25 и 6 равно 150. Подчеркни выражение, которое показывает, как найти произведение 25 * 7, не выполняя умножения.

а) 150 + 6 б) 150 + 7 в) 150 + 25

3. Рассмотри запись П : 5 = 14. Какое из следующих равенств верно? Подчеркни его.

а) 14 : П = 5 б) 5 * П = 14 в) 14 * 5 = П

4. Рассмотри запись П* 9 = 72. Какое из следующих равенств верно? Подчеркни его.

а) 9 : П = 72 б) 72 : П = 9 в) П : 72 = 9

5. Подчеркни действие, которое следует выполнять последним, например 42 + 8 * 5 : 2.

6 * 4 + 3 * 7 ( 7 + 2 ) * 4 – 22 25 + ( 87 – 67 ) : 5

6. Обведи кружком букву около рисунка, на котором дана правильная схема задачи:

Два мальчика плыли навстречу друг другу. Один проплыл до встречи 27 метров, а другой в 3 раза меньше. Какое расстояние было между ними сначала?

? в 3 раза меньше

б) ? в 3 раза меньше

27 м ? в 3 раза меньше

7. Подчеркни верно выполненный чертёж к следующему условию.

С горки на санках катались 18 ребят, а на лыжах в 3 раза меньше.

8. Подчеркни правильное решение задачи: В детский сад привезли апельсины. После того как дней расходовали по кг в день, осталось кг апельсинов. Сколько килограммов апельсинов привезли в детский сад?

9. Подчеркни правильное решение задачи: НА аллее посадили 36 деревьев, из них 27 клёнов, а остальные берёзы. Во сколько раз больше посадили клёнов, чем берёз?

а) 1) 36 – 27 = 9 (б.) б) 1) 36 + 27 = 63 (б.)

2) 36 : 9 = 4 ( в 4 раза) 2) 63 : 9 = 7 ( в 7 раз)

в) 1) 36 – 27 = 9 (б.)

2) 27 : 9 = 3 ( в 3 раза)

а) Никаких данных не нужно. в) Число мест в одной кабинке.

11. Квадрат, изображённый на листе клетчатой бумаги, разрезали на 3 части. Эти части изображены правее квадрата. Дорисуй в квадрате линии, показывающие, как был разрезан квадрат.

Читайте также: