Что такое этика 5 класс кратко

Обновлено: 08.07.2024

Данная методическая разработка предназначена для учителей работающих в 5 классе по предмету обществознание и служит пособием при разработке и проведении урока по теме "Что такое этика"Работа на уроке построена на основании проблемно-диалоговой технологии..Представленные понятие расматриваются обучающимися на основе поведения героев русских-народных сказок и жизнееных ситуаций

.Задача , которую перед собой ставит учитель -знакомя детей с различными источниками, раскрывает понятия норм морали, нравственноти, этики, подвести их к пониманию нравственног выбора в своем поведении.

На уроке используется как индивидуальная, парная и фронтальные формы работы.Учащиеся учатся выделять главную мысль из редложенных источников и формулируют свое отношение к заданной проблеме, проецируя на свой жизненный опыт.Разнообразие источников позволяет создать наиболее полное представление о понятии.

ВложениеРазмер
konspekt_urokaword_3.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Цели урока в соответствии с линиями развития

1.Умение понимать связи между людьми в обществе - осознание неоднозначности трактовок добра и зла , представление о науке, которая помогает в этом разобраться.

2 . Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми- понимание того, чем важна этика в жизни общества и отдельного человека.

3 . Умение действовать в рамках закона и нравственных норм - признание важности моральных норм для действий каждого человека.

Элементы необходимого минимума содержания

Формируемые и используемые учебные действия

Этика помогает людям разобраться в нормах морали, правильно вести себя в жизненных ситуациях, где человеку нужно сделать нравственный выбор

1.Выделение главного и определение смысла текста.

2.Систематизация и обобщение информации.

3.Определение своего отношения к моральным нормам .

Вспомним сказки русские-народные сказки, где есть Баба –Яга

Работа в парах. Окончание работы покажите сигнальными картами.

Результат работы характеристика бабы яги. Баба Яга добрая и злая. Как вы определили что 1 поступок добрый, другой злой. Оказывается этой проблемой заинтересовались люди около 2,5 тысяч лет назад.( как определить что является злом, а что добром) А оказывается есть такая наука, которая помогает отличить добро от зла- Этика

Проблема – как этика помогает различить добро и зло.

А что нужно сделать для того, чтобы решить эту проблему.

1.Дать определение этики.

3.Стадия осмысления содержания- работа с новой информацией

2.И подумать как этика помогает в жизни людям.

2.Составляем определение этики. Из слов представленных на парте.

Задания для исследователей. Найти определение нравственности и морали.

Давайте сравним ваше определение с определением в словаре.

3. Давайте теперь попробуем с помощью понятия этики определить в тексте на странице 51.

Как поступил Игорь хорошо или плохо.

С помощью чего вы определили что поступок плохой или хороший, почему? А можно использовать для этого некоторые слова из определения этика. Какие слова в определении нам могут отделить добро от зла, хорошее от плохого.

А мы можем сказать , что сделать приятное маме это общечеловеческая ценность- мораль.

А какие еще общечеловеческие ценности вы знаете , как смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенств добра, красоты, истины и веры

4.Стадия рефлексии, домашнее задание

Выполните задание представленные на листах. Обратите внимание , что задания двух уровней необходимый и дифферинцированный.

В конце задания у вас таблица самооценки.

Домашнее задание. Посоветуйтесь со своими родителями правильно ли вы сделали это задание.И сравните как вы оценили свю работу с той оценкой которую дали родители

Задание 1, стр 55.

Задание 2, стр. 55

Задание 3, стр 57

Ситуация из школьной жизни

Необходимый уровень . Выпиши из текста две общечеловеческие ценности и добавь к ним еще одну, которую ты считаешь важной для всех людей, подчеркни ее.

Повышенный уровень . Озаглавь схему, опираясь на прочитанный текст.

Все воспитанные люди живут в соответствии с нормами морали

Настоящим человеком признается тот, кто уважает другого человека

Только тот человек достоин уважения, который живет в соответствии со всеми правилами, принятыми в этом обществе.

Подчеркни в схеме ключевые слова и выражения, которые подтверждают предложенное тобой название.

Вспомни сказки, литературные произведения , изученные на уроках и прочитанные тобой самостоятельно и приведи пример, где люди поступали не в соответствии с общечеловеческим ценностями и нормами морали и к каким последствиям это привело.

Я выполнил задание на необходимом
уровне

Я выполнил задание на необходимом
уровне, но сомневаюсь в правильности

Я выполнил задание на повышенном
уровне

Я выполнил задание на повышенном
уровне, но сомневаюсь в правильности


1. Философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания и как вид общественных отношений. Гегелевская этика. Материалистическая этика.— Я вот теперь много думаю и читаю по этике, стараюсь философски обосновать мораль. Вересаев, На повороте.

2. Нормы поведения, мораль человека какого-л. класса, общественной или профессиональной группы. Врачебная этика. Коммунистическая этика.Мораль, или этика, существует с начала образования человеческого общества. М. Калинин, О коммунистическом воспитании. Между атлетами существует своеобразная этика, в силу которой считается предосудительным глядеть на упражнения своего противника. Куприн, В цирке.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее. Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.

Э'ТИКА, и, мн. нет, ж. [от греч. ēthos — обычай]. 1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Э. стоиков. Идеалистическая э. Канта. Материалистическая э. 2. Нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-н. общества, какой-н. общественной группы, профессии. Партийная э. Врачебная э. Физкультурная э. Буржуазная э. Пролетарская э.

э́тика

1. раздел философии, наука, изучающая мораль, нравственность как форму общественного сознания и как вид общественных отношений ◆ Этика стоиков. ◆ Идеалистическая этика Канта. ◆ Материалистическая этика.

2. нормы поведения, мораль человека или какого-либо класса людей ◆ Врачебная этика. ◆ Физкультурная этика. ◆ Этика учёного.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: талый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Чтобы мирно уживаться, человечество придумало некие правила и законы, регулирующие взаимодействие между индивидами.

Этика

Исследованием отношений человека и общества занимается этика – это наука, изучающая ценности и моральные принципы, лежащие в основе поведения людей.

Определение — что это такое

Книги

То есть человек с этическим характером – это личность, чье поведение ориентировано на созидание добра.

В настоящее же время наука этика – это раздел философии, наука, предметом изучения которой является общественная мораль и нравственность (что это такое?).

Под моралью понимают нормы и правила, установленные людьми для более комфортного общения (то, что требует от вас общество). Нравственность – это те же нормы поведения, но исходящие изнутри – ваши личные, заложенные с детства ( ваши требования к себе и окружающим — это мораль через призму личности).

Так как в обществе существует разные группы и подгруппы (партии, коллективы на предприятии, сообщества), в каждой из них существует свой этический кодекс.

Этика — это регулятор поведения людей. Но в отличии, например, от юриспруденции, в этике регуляция поведения осуществляется личностью самостоятельно на основе доброй воли.

То есть если правила некой группы не соответствуют вашим внутренним убеждениям и ценностям, то вы можете отказаться от их принятия и исполнения. Например, я никогда не буду работать на фирме, где корпоративная этика допускает жестокое отношение сотрудников по отношению друг к другу.

Разделы этики

Известные личности

  1. Теоретическая часть изучает различные аспекты морали и нравственности: их исторический фактор, как они возникли, как развиваются, их функционирование, связанность между собой. Методологией теоретической части этики являются знания, полученные в сфере психологии, социологии, логики и лингвистики.
  2. Нормативная этика ищет и задает принципы, которые лежат или будут лежать в основе поведения. Ее целью является поддержание моральных и нравственных ценностей, норм и правил через доводы, аргументы и доказательства, используемые при формировании новых убеждений и ценностей.

Это не занудное чтение морали, а логические споры, вовлекающие в себя даже критично мыслящих индивидов. Одним из инструментов нормативной этики является наделение принципов и положений либо мистическим (божественным), либо естественным смыслами.

  1. медицинский;
  2. профессиональный;
  3. компьютерный;
  4. деловой;
  5. политический;
  6. экологический;
  7. юридический;
  8. социальный;
  9. биоэтика.

Этические категории

Народ и совесть

Также данное учение имеет свои категории, через призму которых она изучает человеческие мораль и нравственность. Всего их семь:

  1. Добро и зло. Первое – это все, что касается благости, второе – то, что ей противоречит;
  2. Долг – свод обязанностей индивида по отношению к представителям общества;
  3. Совесть – внутренний контролер поведения человека, цензор, личный самосуд. Совесть (что это такое?) считается одним из самых сильных чувств, наличие которого свидетельствует о высоком уровне нравственности и осознанности личности;
  4. Личное достоинство, уровень которого напрямую связан с уровнем самореализации индивида в обществе. Оценивается как самим человеком, так и людьми;
  5. Честь – формируется человеком в связи со связанностью с некой группой. Коллективная честь становится не только профессиональной, но и личной;
  6. Свобода (что это?) – отражает спектр осознанных, добровольных выборов и возможностей;
  7. Ответственность – осознанное предвидение последствий своих действий и добровольное их принятие.

Например, сделав что-то плохое – выбрав категорию зла, осознающий себя человек будет мучиться угрызениями совести, так как ощутит потерю личного достоинства. Возможно, он захочет реабилитироваться в глазах людей, примет ответственность за происходящее и постарается изменить ситуацию, а возможно, что и нет (свобода опять же).

Этические ценности

Данная дисциплина имеет два вида ценностей, сквозь которые она изучает свой предмет:

Этические ценности

  1. Позитивные – это идеалы, которые лежат в основе благодатного поведения. Сюда входят добро, совесть, честь, чувство стыда, справедливости и т. д. По сути, эти понятия являются абсолютами, то есть достичь их на 100% невозможно, но стремление к этому поощряется религией и обществом.
  2. Негативные ценности представляют собой обратную сторону медали – антипод позитивным. К ним относятся зло, циничность, эгоизм, зависть и другие. Эти пороки порицаемы общественностью: человек, который ими руководствуется по жизни, осуждается людьми.

Эти ценности – и хорошие, и плохие, являются добровольным выбором каждого человека и лежат в основе его поступков. Какие из них он будет использовать на своем пути, а какие отбросит в сторону, зависит от уровня его нравственности, воспитания, привитого значимыми взрослыми.

И если мировоззрение личности разнится с общественными моральными устоями, то ей будет сложно уживаться среди людей (это прямой путь в социопаты).

Что такое этикет

Этикет – это система знаков, основанных на моральных принципах, которые используют люди при взаимодействии в обществе.

Место в автобусе

Правила этикета отличаются от разных показателей, таких как:

  1. страна;
  2. национальность;
  3. религиозные убеждения и другие.

В нашей стране существуют следующие нормы этикета:

  1. если в помещение входит женщина, то находящиеся в нем мужчины должны встать (исключением будет деловая встреча);
  2. мужчина открывает даме дверь, но заходит первым, если помещение незнакомое, и вторым, если они заходят в знакомое пространство;
  3. представляясь другому человеку, нужно встать (если вы сидели);
  4. некрасиво себя хвалить;
  5. младший должен уступать место старшему;
  6. нельзя перебивать собеседника;
  7. в компании нескольких человек нельзя шептаться;
  8. принято здороваться при встрече и прощаться при расставании;
  9. нельзя говорить с набитым ртом;
  10. нельзя обсуждать внешний вид собеседника, говорить о вкусах и личных мнениях.

Это лишь малая часть правил и норм приличия, соблюдая которые люди смогут общаться более приятно и эффективно. Чтобы вырастить из ребенка достойного взрослого, с малых лет необходимо объяснять ему, что такое этика и зачем она нужна.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Думаю, крайне важно закладывать этические ценности с раннего детства, от этого во многом зависит то, каким он станет человеком.

Ну и зачем нужна этика, чтоб верхом на мне катались?

Вот еду я уставший с работы, ехать далеко, сижу, заходит бабка, почему я должен ей уступить? Так она всего две станции проехала и вышла, а мне ещё десять ехать, а вены в ногах гудят. К тому же я оплатил свой проезд, вот с какого я должен?

Самое забавное, что и в детстве я должен был уступать место, так мне говорили, теперь мне говорят, что детям я тоже должен место уступать, что это вообще такое?

А если я бабульке место уступлю без её просьбы, разве это будет этично? Ведь я своим поступком намекну всем о её возрасте.


Мораль, этика, нравственность

Раздел ЕГЭ: 1.1.3. Мораль | Раздел ОГЭ: 2.5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕ и МОРАЛИ

Мораль выступает в качестве регулятора поведения человека в обществе. Понятие морали становится актуальным при оценке поступков индивида по отношению к природе и другим живым существам. Мoрaль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт.

Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом.

Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение: этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии.

В процессе формирования понятие морали прошло несколько ступеней.

  • Табу— религиозный запрет, налагающийся на совершение какого-либо действия.
  • Обычай— повторение каких-либо действий, основанное на поведении предков или сложившейся социальной группы.
  • Традиция — комплекс обрядов, привычек и действий, передающихся в течение нескольких поколений.
  • Моральные нормы — устоявшиеся представления о поведении личности.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ

  • Регулятивная. Мораль выступает в качестве нравственного координатора поведения человека.
  • Воспитательная. Мoраль служит средством воспитания, предоставляя понятия об идеальном поведении.
  • Коммуникативная. Морaль обеспечивает комфортное общение людей.
  • Ценностно-ориентационная. Мoраль служит ориентиром для человека.
  • Познавательная. Морaль помогает человеку постигать мир путём различия понятий добра и зла.
  • Мотивационная. Соблюдение моральных принципов стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию.
  • Гуманизирующая. Принципы морали основываются на человеколюбии, что содействует налаживанию отношений между людьми.

ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ

Существует несколько точек зрения, трактующих наличие морали.

  • Натуралистический подход. Наличие морали объясняется естественной природой человека. Возникновение морали связано с биологическим развитием человека.
  • Теологический подход. Мораль была дарована человеку высшими силами, Богом.
  • Социологический подход. Появление морали связано с процессом исторического развития общества и напрямую зависит от изменения социально-экономических потребностей людей.
  • Культурологический подход. Мораль выступает в качестве культурной составляющей, регулирующей социальное поведение людей, и не связана с политической, экономической и другими составляющими.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам.

Таким образом, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь.

Этапы формирования нравственности. Формирование нравственности происходит с изменением мыслей человека о себе и своих поступках.

  • Конвенциональный этап. (Что обо мне подумают другие люди?)
  • Элементарный этап. (Что со мной будут делать?)
  • Автономный этап. (Что я буду думать сам о себе?)

Читайте также: