Что такое диагностика в школе 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

На главную Психодиагностика психолога в школе Протоколы диагностики, обследований. Рекомендации Протоколы психодиагностического обследования учащихся 2 класса (образцы). Рекомендации педагогам по результатам обследования

Протоколы психодиагностического обследования учащихся 2 класса (образцы). Рекомендации педагогам по результатам обследования
Психодиагностика психолога в школе - Протоколы диагностики, обследований. Рекомендации

Цель диагностики: выявление интересов и склонностей ребенка младшего школьного возраста
Используемая методика: Карта интересов для младших школьников. Вопросы составлены в соответствии с условным деле­нием склонностей ребенка на семь сфер: математика и техника;
* гуманитарная сфера;
* художественная деятельность; физкультура и спорт;
* коммуникативные интересы;
* природа и естествознание;
* домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

На основании результатов данного исследования можно сделать следующие

ВЫВОДЫ:

  1. Использовать индивидуальный подход на уроке, преподносить материал в игровой форме для развития атмосферы творчества и заинтересованности.
  2. информировать ребят о многообразии мира человеческих увлечений.
  3. организовывать игры, занятия, способствующие активизации определенных интересов и склонностей детей.
  4. проводить воспитательные беседы с второклассниками на темы желаний и увлечений и того, как это может повлиять на их будущее.
  5. вовлекать учащихся в классные и внеклассные мероприятия в соответствии с их интересами и способностями.
  6. вовлекать учащихся в кружковую деятельность, способствующую развитию их способностей и интересов.

На основании результатов данного исследования можно сделать следующие
выводы:

Каждый учитель мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки. Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ стремительно усложняется. При этом в самом трудном положении оказывается учитель. Обычно в его среднестатистическом классе общеобразовательной школы учиться, примерно, четверть хорошистов, среди которых иногда встречается 1 – 2 отличника, две четверти троечников, а четверть учащихся принадлежит к так называемой “группе риска”. Эти дети с трудом усваивают государственный образовательный стандарт по всем предметам, а их основными оценками становятся двойки. Вот и стоит учитель перед неразрешимой проблемой “Как научить каждого, ведь они такие разные?”

В классе должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. А учитель должен быстро и гибко реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, уметь спланировать учебный материал для каждого ученика, проанализировать результаты, продумать перспективные задачи развития ученика и учителя.

В настоящее время широкое распространение получила школьная диагностика. Иногда это необходимо для психолога, для учителя – исследователя, который проверяет свою концепцию, для третьих она как дань моде.

Мне как учителю тоже пришлось научиться пользоваться диагностическими методами, так как с помощью школьной диагностики можно разрешить следующие задачи:

во-первых, анализ процессов и результатов развития школьников, (то есть готовность к школьному образованию, темпы созревания психических функций, достигнутых сдвигов)

во-вторых, анализ процессов и результатов обучения, (то есть объем и глубина обученности, умение использовать накопленные знания, навыки, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности)

в-третьих, анализ процессов и достигнутых результатов воспитания, (то есть уровень воспитанности, глубина и сила нравственных убеждений, сформированность нравственных убеждений).

С всё возрастающей гуманизацией учебно-воспитательного процесса и связан пересмотр традиционных методов контролирования. В чем же отличие форм контроля от диагностики? Если в условиях авторитарного воспитания и обучения объектом анализа, контроля и оценки был труд ученика, то в новых условиях анализируется совместный труд ученика и учителя, их общий результат.

Диагностика изучает результат вместе с процессом: труд ученика она не отделяет от труда учителя, процесс учения школьника рассматривает вместе с его возможностями, способностями и склонностями. Процесс деятельности педагога она тоже анализирует вместе с возможностями, условиями. Контроль не признает детской воли – ответа “не хочу” для него не существует. А диагностика считает ее даже весьма уважительной причиной и занимается, если такой факт обнаружен, уже далее не тем, как бы еще сильнее ущемить ребенка, а тем, как найти способы вызвать желание и поставить его на место отрицания. Например, с помощью контроля установлено, что ученица третьего класса выполнила все задания правильно. Учительница выставила отличную оценку, похвалила девочку. Но только диагностика показала, что отличная оценка ученицы – результат хорошей памяти, а не развитости интеллектуальной сферы, сформированности умственной деятельности. Работы в этой области непочатый край. Учитель быстро сообразит, как перестроить работу с ученицей, чтобы восполнить выявленный пробел. Значит, в диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний и умений. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, динамику, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Шаги диагностирования делаются во многих образовательных учреждениях, в том числе и в средней общеобразовательной школе № 9. Я как учитель данной школы хочу поделиться своими наработками в области применения диагностики.

В 1 классе, используя данные психолога по исследованию интеллектуального развития (методика МЭДИС), провожу индивидуальную работу по восполнению выявленных пробелов. Стараюсь включить в урок коррекцию процессов мыслительных операций: анализа, синтеза, классификаций, обобщения, сравнения для этих учащихся. Данные первого класса сравниваем с данными выпускного – четвертого по методике ГИТ. Уже наглядно можно видеть рост развития отдельных учащихся и класса в целом. Диагностика показывает, что количество детей с высоким уровнем развития возрастает с 15 % до 46 %, а с низким уменьшается с 13 % до 0 %. Это научно доказывает правильность выбранных приемов и методов обучения, а также значимость проводимой работы.

На начальном этапе проводится и другой вид диагностики – социально-педагогической адаптации (методика Э. М. Александровской). Сравниваем сентябрь, январь 1 класса и сентябрь, январь 5 класса. Данная методика исследования позволяет узнать дезадаптированных учащихся, выявить причины неполной адаптации и дезадаптации, спланировать учебную и социальную деятельность отдельных учеников. Например, провести игры коммуникации на формирование произвольных форм поведения тех или иных учащихся, продумать индивидуальную работу по восполнению пробелов в знаниях учеников. В результате этой работы мы видим, что к концу года обучения нет дезадапторованных учащихся и большинство детей - с высоким уровнем социально-педагогической адаптации.

Проведенные исследования работоспособности каждого учащегося дают возможность учитывать тип нервной системы, индивидуальные особенности личности в ходе урока.

В моем классе пять леворуких детей, они медлительны, 9 человек с низкой работоспособностью, следовательно, у них быстрая утомляемость. Значит, мне как учителю необходимо продумать программу дальнейшего развития этих учеников. Все эти исследования я учитывала:

во-первых, при объяснении нового материала;

во-вторых, при выполнении самостоятельной, индивидуальной работы;

в-третьих, при дифференцированном подходе к домашнему заданию. Данные исследования не являются только констатацией фактов. Далее учителя среднего звена продолжили работу с детьми по обретению необходимой работоспособности.

В работе над научно-методической темой “Формирование речеведческих понятий младшего школьника для развития коммуникативных навыков и умений, литературного творчества” мне необходимо было знать уровень словарного запаса и уровень развития речи учеников по годам обучения. Проанализировав полученные результаты, я в своих методических рекомендациях указала, как развивать речь учащихся от класса к классу, предложила методику работы над словом, предложением, текстом, методику написания сочинения. Правильность выбора данных методик, заметный рост развития речи учеников подтверждается не только моими наблюдениями, но и диагностическими данными.

Анализ межличностных отношений и выявление особенностей направленности личности (методика “Социаметрия”, “Цветик – семицветик”), правильная спланированная внеклассная и воспитательная работа помогут ребенку максимально проявить свои личностные качества.

На протяжении всех лет обучения можно определить уровень учебной успешности, сформированность компонентов учебной деятельности (методика Г. В. Репкина) ученика и класса. Все исследования оформляются на каждого ученика в виде так называемого “портфолио”, что позволяет отследить достижения по годам обучения.

Любой учитель, занимающийся исследовательской работой, может быть представлен в трёх ипостасях. Это – учитель – психолог, учитель – экспериментатор, учитель – воспитатель. Все исследования используются:

первое, при анализе работы по годам обучения, так как видно продвижение ребенка по отношению к самому себе;

второе, при постановке задач ближайшего развития ученика.

Это все ценно как для учителя, так и для родителей. Особенно в работе с родителями помогает диагностика. Мои требования не остаются голословными. Есть о чем говорить с родителями. Общение становиться убедительным, весомым.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод: если вся работа была спланирована с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка, то коэффициент усвоения учебных знаний, формируемых умений будет максимально высок для каждого конкретного ученика. А эффекта можно добиться в том случае, если диагностика будет проводиться в системе, то есть будет вестись целенаправленное отслеживание развития ребенка. В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:

во-первых, достигается ли цель образовательного процесса;

во-вторых, существует ли динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;

в-третьих, существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя;

в-четвертых, соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося.

Кроме того, мониторинг формирует у преподавателя способность к рефлексии, умению прогнозировать результаты, делать корректировку самим преподавателем собственного практического опыта. И, наверное, он может помочь решить, казалось бы, неразрешимую проблему “Как научить каждого?”.


В – карандашом
Г – пастелью
Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 1

Верно выполнил задание – 1 балл

2. Какими материалами работает скульптор?

Г – камнем
Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 1

Верно выполнил задание – 1 балл

3. Какие цвета являются основными?
А – красный

В – желтый
Г – синий
Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 1

Верно выполнил задание – 1 балл

4. Какие цвета являются составными?

В – оранжевый
Г – синий
Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 1

Верно выполнил задание – 1 балл

5. Что будет с цветом, если смешать его с белой краской?

В – ничего не произойдёт
Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 1

Верно выполнил задание – 1 балл

6. Что будет с цветом, если смешать его с чёрной краской?

В – ничего не произойдёт
Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 1

Верно выполнил задание – 1 балл

7. Какая краска помогает сделать цвет тёплым, солнечным и радостным?

Г – белая
Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 1

Верно выполнил задание – 1 балл

8. Какая краска помогает сделать цвет холодным?

Г – белая
Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 1

Верно выполнил задание – 1 балл

9. Соедини линиями, какие цвета получатся при смешивании
двух красок:
синяя + красная оранжевая
жёлтая + красная зелёная
жёлтая + синяя фиолетовая
Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 3

Верно выполнил задание – 1 балл

Высокий уровень выполнения работы – 9 – 11 балла.

Средний уровень выполнения работы – 6 – 8 баллов.

Низкий уровень выполнения работы – менее 6 баллов.


зелёный цвет (номера заданий, которые мне было выполнить легко)


жёлтый цвет (номера заданий, при выполнении которых у меня возникли сомнения)


красный цвет (номера заданий, которые мне было выполнять трудно)

2 класс

Фамилия, имя ___________________________________________________


зелёный цвет (номера заданий, которые мне было выполнить легко)


жёлтый цвет (номера заданий, при выполнении которых у меня возникли сомнения)


красный цвет (номера заданий, которые мне было выполнять трудно)

1. Чем пишет художник?

В – карандашом
Г – пастелью

2. Какими материалами работает скульптор?

3. Какие цвета являются основными?
А – красный

В – желтый
Г – синий

4. Какие цвета являются составными?

В – оранжевый
Г – синий

5. Что будет с цветом, если смешать его с белой краской?

В – ничего не произойдёт

6. Что будет с цветом, если смешать его с чёрной краской?

В – ничего не произойдёт

7. Какая краска помогает сделать цвет тёплым, солнечным и радостным?

8. Какая краска помогает сделать цвет холодным?

9. Соедини линиями, какие цвета получатся при смешивании
двух красок:
синяя + красная оранжевая
жёлтая + красная зелёная
жёлтая + синяя фиолетовая

Содержимое разработки

2 класс
Фамилия, имя ___________________________________________________


зелёный цвет (номера заданий, которые мне было выполнить легко)


жёлтый цвет (номера заданий, при выполнении которых у меня возникли сомнения)


красный цвет (номера заданий, которые мне было выполнять трудно)

Прочитай текст и выполни задания.

Зимой лосиха с лосёнком ночевали в осиннике. Лес стоял белый под снегом. Иней оседал на ветках, на спине лосихи. Послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Волк мелькнул среди деревьев. Лоси помчались по снегу в лес. За ними погналась стая волков.

Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Лоси чуть не сбили его с ног. Митя выглянул в ворота, а там волки. Митя смело замахнулся лопатой и отогнал волков. Лоси оправились от испуга и ушли обратно в лес. Они всю зиму держались в лесу около сторожки.

Московский центр качества образования (далее — Центр) был создан в 2004 году. Виды его деятельности:

  • мониторинг качества образования в столице (обязательные и добровольные диагностики),
  • организация итоговых аттестаций школьников на территории Москвы,
  • пробные ОГЭ и ЕГЭ,
  • аттестация московских педагогов,
  • лицензирование и аккредитация образовательных программ,
  • экзамены для иностранных граждан по русскому языку и истории России.

Мониторинг и диагностика МЦКО

Центр мониторинга занимается тем, что даёт независимую оценку учебных достижений школьников, а также проводит национальные и международные исследования качества образования. МЦКО смотрит, как школьники в разных учреждениях справляются с тестами, и делает выводы на основе результатов. В центре хотят знать, справляются ли педагоги со своими профессиональными задачами — иначе говоря, чему и как научили детей. Для этого и проводят диагностики МЦКО.

Что такое диагностические работы МЦКО

Еcли ваш ребёнок когда-либо учился в столице, скорее всего, вы часто сталкивались с тестированиями МЦКО в школе. Обычно учителя нервничают перед каждой проверкой, и страх передаётся детям. На самом деле в диагностической работе нет ничего страшного. По сути, это проверка педагогов, а не учеников. Давайте подробнее рассмотрим, как проходят диагностики.

Кого и как проверяет МЦКО

Школы-участницы, как и предметы обязательной диагностики, выбираются путём независимой жеребьёвки. Она проводится непосредственно перед проведением диагностических работ, и о её результатах можно узнать не ранее, чем за три дня до самой проверки. Попасть под такую проверку может любая образовательная организация города Москвы. Учащиеся школы, оказавшейся под прицелом МЦКО, обязаны выполнить контрольные работы, которые предложит Центр.

Диагностика МЦКО касается школьников с московской регистрацией, вне зависимости от их фактического места проживания. Однако написание проверочной работы требует очного присутствия — на диагностике могут присутствовать представители МЦКО для надзора за соблюдением правил.

Существуют также добровольные проверки, которые инициируют школы. В этом случае учебные заведения сами решают, по каким предметам и для каких классов проводить диагностику. Ученики, находящиеся в контингенте школы, инициировавшей самопроверку, тоже обязаны выполнить работы МЦКО.

Диагностика по одному предмету, как правило, занимает один урок.

Вот примеры дат проведения независимых обязательных диагностик Центра качества образования Москвы в 2019 году:

Диагностика Центра качества образования Москвы

Зачем нужны проверки Центра качества образования

Центру нужны объективные данные об уровне образования столичных школьников. Предполагается, что диагностика демонстрирует пробелы в знаниях учеников и тем самым выявляет точки роста для учебных заведений. Василий Левченко, председатель Ассоциации по управлению качеством образования, охарактеризовал это так:

Получается, проверяют педагогов, но через знания обучающихся.

Как часто проходят проверки МЦКО

График проведения обязательных и добровольных диагностик устанавливается ежегодно и размещается на сайте МЦКО.

Школы перед началом учебного года обычно знакомятся с годовым планом диагностик и включают их в свой мониторинг качества обучения.

МЦКО и хоумскулинг

Распространяется или нет диагностика на ребёнка, который учится дома, зависит от того, на какой форме обучения он находится юридически:

  • Семейное образование. Ребёнок зачисляется в контингент школы только для прохождения промежуточной и/или итоговой аттестации и не обязан участвовать в мониторингах качества её образовательных услуг.
  • Заочное обучение. Это одна из форм обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Ребёнок хоть и не ходит в школу каждый день, но находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам.

Если ребёнок находится на заочном обучении и имеет московскую регистрацию, участие в проверках МЦКО для него обязательно. Будь то добровольная (администрация школы сама приняла решение об участии) или обязательная (администрации школы сообщили сверху, что нужно участвовать) диагностика.

Проверочные работы МЦКО в онлайн-школах

Большинство учеников онлайн-школ находятся на семейном образовании. Но есть и те, кто предпочитает заочную форму.

Как готовиться к диагностике МЦКО

Главное — не бояться! Диагностика МЦКО — это отличная возможность продемонстрировать свои знания или понять, что нужно подтянуть. Такой самопроверки хоумскулерам часто не хватает.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Читайте также: