Что такое диагностика ууд в школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Юсупова Асылзат Уксукбаевна

Организация: МОАУ СОШ №2

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Ясный

Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования стало развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).

Проблему эффективного формирования УУД можно отнести к числу актуальных. Особую актуальность она приобретает применительно начальной школе. Именно в первые школьные годы происходит становление ученика как субъекта нового вида деятельности (учебной), поэтому необходимо формирование общих способов действий, то есть универсальные учебные действия УУД. Данной проблеме посвящено немало работ, в которых описаны особенности различных систем обучения при формировании общеучебных умений и навыков ( В.В. Давыдов, Л.В. Занкав, Г.Ю. Ксензова, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, К.Д.Киррилова и др.).

Возрастает значение и необходимость формирования УУД в начальной школе. Но прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, необходимо определять уровень сформированности УУД у младших школьников. В связи с переходом обучения на стандарты второго поколения очень важной является система мониторинга сформированности предметных компетенций и УУД. Для успешного формирования универсальных учебных действий необходимо проводить мониторинг, который поможет увидеть реальную картину проблем и достижения ученика. Каждый ученик – индивидуальность, поэтому нужно определить сформированный уровень его умений действовать, чтобы составить для него индивидуальную учебную траекторию и программу педагогической помощи. Становится необходимым мониторинг отслеживания результатов освоения основной образовательной программы (ООП) на разных возрастных этапах начального общего образования (НОО) с целью возможной корректировки. В ходе реализации ООП НОО и анализа формирования УУД администрацией школы выявлено, что первоначально разработанная программа по формирования УУД является не достаточно эффективной, не позволяет охватывать весь спектр формируемых универсальных учебных действий. Подвело проблеме создания программы мониторинга уровня сформированности УУД как приложения к ООП НОО. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов второго поколения.

Мониторинг в образовании – система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
  5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
  6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Объекты мониторинга:

  1. Универсальные учебные действия младших школьников;
  2. Психолого- педагогические условия обучения;
  3. Педагогические технологии, используемые в начальной школе.

Условия реализации программы мониторинга банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.

Срок реализации программы 4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

  1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
  3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Методы сбора информации:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

Ожидаемые результаты программы:

  1. повышение уровня качества знаний;
  2. создание условий для разностороннего развития личности;
  3. формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности;
  4. повышение учебной мотивации школьников.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием для выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.

Начинается эта работа с первых дней обучения в школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в школу. Поэтому в начале учебного года в школе проводятся анкетирование родителей и первичная диагностика детей. Она основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе, результатах оценки их предметной готовности к обучению. Благодаря опросу родителей была проведена диагностика одаренности учащихся. Результаты диагностики позволили нам поставить педагогические задачи на адаптационный период. Аналогичная работа, была проведена и на параллели 2-х классов, с целью первичной проверки сформированности УУД.

По итогам диагностик проводится анализ полученных результатов. Эти результаты отражаются в характеристике обучающегося, дают возможность педагогу, родителям и самому ученику видеть уровень его индивидуального развития и степень соответствия на данный период обучения критериям оценки УУД, согласно возрасту, чётко определёнными новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания. Напомню, что включают эти характеристики.

На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год. Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.

Результаты диагностических работ заносятся в Карты индивидуального развития обучающихся, которые вкладываются в Портфолио учащихся.

Внедрение ФГОС второго поколения – новый этап в развитии общего начального образования. Это обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе.

Мониторинг в нашей школе представлен двумя уровнями.

Первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям).

Второй уровень (внутришкольный) осуществляет администрация школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения).

Мониторингу первого уровня мы придаем большое значение, т.к. именно он представляет систему педагогического взаимодействия “учитель-ученик” и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей.

Разработана система критериев и показателей уровня сформированности УУД у учащихся начальной школы;

  • составлены карты наблюдений;
  • выбран диагностический материала для отслеживания сформированности УУД.
  • составлены таблицы обработки результатов диагностик по классу и индивидуальные карты развития УУД для каждого ученика.
  • формируется банк методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
  • сформировано и ведется портфолио учащихся, в котором фиксируются все достижения и результаты мониторинга;

Разработана циклограмма мероприятий, по каждому классу включающая следующие данные: проверяемые УУД, характеристика УУД, инструментарий, методы, периодичность проведения и сроки проведения. Разработана технологическая карта на каждое проверяемое УУД в начальной школе включающий нормативный показатель, уровни сформированности (низкий ,средний, высокий).

По результату мониторинга сформированности УУД у учащихся 1 класса мы получили следующие результаты:

По диаграммам видно, что к окончанию первого класса количество детей со среднем и высоким уровнем сформированности УУД повысилось, а с низким уровнем значительно понизилось.

По результату мониторинга сформированности УУД у учащихся 2 класса мы получили следующие результаты:


По диаграммам видно, что к окончанию второго класса количество детей со среднем и высоким уровнем сформированности УУД остается стабильным (коммуникативные, познавательные УУД), а с низким уровнем понизилось (регулятивные УУД).

По результату мониторинга сформированности УУД у учащихся 2 класса мы получили следующие результаты:



По диаграммам видно, что к окончанию второго класса количество детей со среднем и высоким уровнем сформированности УУД остается стабильным (коммуникативные, познавательные УУД), а с низким уровнем понизилось (регулятивные УУД).

Необходимость мониторинга велика, возможности мониторинга велики, но и требования по его проведению и анализу результатов тоже значительны. Нужно точно воспроизводить инструкции, не нарушая порядка и предложенного регламента, чтобы не исказить процедуру и, соответственно результаты.

Но все эти усилия окупаются. Ведь мы отслеживаем не только продвижение ребёнка по пути развития УУД, но и отслеживаем эффективность собственной работы.

Таким образом, я считаю, что постоянный мониторинг сформированности УУД, обучающихся позволяет грамотно планировать учебно-воспитательный процесс, своевременно корректировать его и снимать образовательные трудности у каждого отдельно взятого ученика и класса в целом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методика позволит провести мониторинг сформированности УУД у первоклассников.

Диагностика УУД

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки.


Обработка результатов:

При анализе полученных данных исходите из следующего:

Ступенька 1 – высокий уровень (завышенная самооценка).

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой.

Ступеньки 2-4 – средний уровень (адекватная самооценка).

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность - это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 5 -7 – низкий уровень (заниженная самооценка).

Дети, ставящие себя на эти ступеньки, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним. Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

Методика №2 Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Обработка результатов:

Отрицательный ответ – 0 баллов;

Нейтральный ответ – 1 балл;

Положительный ответ – 3 балла;

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Уровни школьной мотивации:

25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации;

15–24 балла – средний уровень мотивации;

10–14 баллов – низкий уровень школьной мотивации (ниже 10 баллов – негативное отношение к школе).

Вопросы анкеты:

1. Как ты чувствуешь себя в школе?

1) Мне в школе нравится.

2) Мне в школе не очень нравится.

3) Мне в школе не нравится.

2. С каким настроением ты идешь утром в школу?

1) С хорошим настроением.

2) Бывает по-разному.

3) Чаще хочется остаться дома.

3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

1) Пошел бы в школу.

3) Остался бы дома.

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.

2) Бывает по-разному.

3) Мне нравится, когда отменяют уроки.

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

1) Нет, не хотел бы.

3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.

7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

1) Рассказываю часто.

2) Рассказываю редко.

3) Вообще не рассказываю.

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

1) Мне нравится наш классный руководитель.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9. Есть ли у тебя друзья в классе?

1) У меня много друзей в классе.

2) У меня мало друзей в классе.

3) У меня нет друзей в классе.

10. Как ты относишься к своим одноклассникам?

1) Мне нравятся мои одноклассники.

2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.

3) Мне не нравятся мои одноклассники.

Диагностика регулятивных универсальных учебных действий

Текст поручений:

4. В четвертом квадрате соедините прямой линией правый верхний угол и левый нижний угол квадрата.

5. В пятом квадрате разделите пополам маленький квадрат и на четыре части большой квадрат.

6. В шестом квадрате проведите две горизонтальные линии (показать рукой направление) и две вертикальные линии (также указать рукой направление).

7. В седьмом квадрате поставьте точку в маленьком треугольнике и соедините с точкой в большом треугольнике.

Обработка результатов:

За каждое правильно выполненное поручение присуждается 1 балл.

При выполнении части поручения или незначительном искажении балл не присуждается.

7-8 баллов – высокий уровень;

4-6 баллов – средний уровень;

0–3 балла – низкий уровень.

Диагностика познавательных универсальных учебных действий

Методика №4 Исследование словесно-логического мышления

Осведомленность

Направлен на выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников.

Классификация

Направлен на выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию.

Диагностика проводится как индивидуально, так и фронтально.

Текст инструкции к каждому заданию может зачитываться как самим учителем (психологом), так и детьми про себя в электронном варианте (методика Р. Амтхауэра). Перед предъявлением заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных проб, разобрать специфику выполнения каждого субтеста.

Обработка результатов.

При обработке результатов исследования подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за два субтеста в целом.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Баллы, полученные за каждый субтест, и по методике в целом сравниваются с максимально возможными показателями – 10 баллов за субтест и 20 баллов в целом.

ВЕБИНАР: Психологическая помощь приемным и опекунским семьям

Практика сказочной песочной терапии

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Психологический мониторинг формирования УУД в рамках ФГОС

Автор

/module/item/name

Актуальность проблемы

Проработав в данном направлении уже три года, с ужасом вспоминаю тот ворох бумаг, бланков, опросников, тестов, отчетов, постоянный аврал и чувство неудовлетворенности. Более того, недопонимание с администрацией и всеобщая нервозность привели к увольнению, поскольку в таком режиме работать было невыносимо. Такую нагрузку не каждый организм выдержит.

Работая в этом направлении, я столкнулась с рядом проблем:

  1. Большое количество детей, а психолог один на всю школу. Чрезмерная нагрузка школьного психолога, работа по разным программам сопровождения, работа с дезадаптантами, с детьми с ОВЗ, которых с каждым годом становиться все больше, работа с одаренными детьми (массовая диагностика способностей и склонностей), заполнение карт сопровождения, отчетность каждую четверть, работа в электронном журнале, профилактическая работа, консультативная, просветительская, подготовка к занятиям и родительским лекториям. Помимо этого, профессиональное самосовершенствование и самообразование, работа над портфолио: печать и публикация опыта, участие в конкурсах, выступления на МО, конференциях и т.п.
  2. Работа школы в одну смену.
  3. Негативное отношение учителей к процедуре и необходимости диагностики, поскольку некоторые тесты им предлагалось проводить самостоятельно в удобное для них время, т.к. физически психологу невозможно посетить лично все классы, вести внеурочную деятельность, индивидуальные и групповые коррекционные занятия, развивающие занятия и элективный курс по расписанию.
  4. Катастрофическая нехватка времени, авралы во время всевозможных проверок.
  5. Длительность процедуры проведения диагностики по каждому тесту от 1 до 3 часов.
  6. Ручная обработка некоторых тестов, отсутствие удобных программ компьютерной обработки.
  7. Сложность обработки некоторых тестов.
  8. Большое количество времени на обработку и подсчет статистических данных, поскольку администрацию интересуют только цифры.
  9. Необходимость в слабых классах повторять инструкции к тестовым заданиям по нескольку раз (особенно в классах, где обучаются дети с ОВЗ и дети с двуязычием).
  10. Негативное отношение учеников к процедуре тестирования и к самим заданиям некоторых тестов.
  11. Отказ некоторых родителей от диагностики их детей.
  12. Отсутствие экспресс – методов психодиагностики УУД.
  13. Переизбыток тестов познавательных и личностных УУД и недостаток тестов регулятивных и коммуникативных УУД.
  14. И главная проблема – формальность проведения данного мониторинга, диагностика ради отчета и цифр.

Рождение новой идеи. Все что случается – к лучшему!

К счастью, устройство на работу в новую школу пришло внутренне решение продолжить свои творческие поиски в этом направлении. Но в данном учреждении детей в начальной школе на 4 класса больше и проблема мониторинга формирования УУД также актуальна. К сравнению: на прежнем месте работы было обследовано приблизительно 270 учеников с 1-го по 3-и классы, а на новом месте работы предстояло обследовать примерно 480 учеников с 1-го по 4-й классы.

Поэтому в процессе работы на новом месте была поставлена новая творческая задача – создать такой психодиагностический инструментарий, который должен отвечать следующим требованиям:

  1. Валидностью и надежностью получаемых данных.
  2. Простотой в обработке данных, которая предполагает три уровня оценки формирования УУД: высокий, средний, низкий.
  3. Возможностью создания авторской компьютерной программы экспресс - обработки данных мониторинга и психодиагностики (в программе Excel).
  4. Позитивностью восприятия у детей и учителей.
  5. Простотой и доступностью тестовых заданий для понимания учащимися, легкостью восприятия и предотвращением переутомления.
  6. Экономичностью и компактностью стимульного и бланкового материала.

Профессия психолога - творческая профессия и без креативных решений и идей в современных меняющихся условиях не обойтись. Идея создать экспресс-диагностику формирования УУД, удобную в использовании и экономичную по времени проведения и обработки возникла, опираясь на опыте той диагностической работы, которая методом проб и ошибок была проведена. Общение с коллегами по данной проблеме также способствовало ее развитию. А случайно попавшиеся на глаза, в процессе переезда с одного места работы на другое материалы, привезенные с курсов повышения квалификации ТОИПКРО, позволили воплотить идею в жизнь.

Обоснование выбора методик. Решение проблемы диагностики УУД

Поскольку основная проблема диагностики формирования УУД – это формальное отношение руководства. Другими словами, глубинная диагностика администрацию не интересует, в ней нет острой необходимости и смысла, а отнимает такая диагностика очень большое количество времени. Задача психолога – диагностика исключительно познавательных УУД традиционными методами. Познавательные процессы входят как составная часть в любую деятельность человека. К ним относятся такие психические процессы как: восприятие, внимание, мышление, память, речь как функция мышления. Главным образом, это должна быть диагностика познавательных логических и знаково-символических учебных действий, которые лежат в основе словесно-логического и наглядно-образного компонента мышления. Мышление выступает в исследовании УУД важным показателем умения учиться.

Познавательные логические действия – это выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Проблема диагностики формирования регулятивных, личностных и коммуникативных УУД решается также с помощью анкетирования. Как мы уже писали выше - оптимальные методы диагностики регулятивных и коммуникативных УУД младших школьников просто отсутствуют. Оценка личностных УУД с помощью традиционных методов и тестов очень длительна в обработке и предполагает глубокое психологическое исследование развития личностных и индивидуальных качеств, что как мы уже упоминали не представляет диагностического интереса для руководства. А в условиях массового мониторинга – это пустая трата времени.

Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

Программа открывает уникальные возможности для индивидуализации процесса обучения и достижения каждым ребенком высокого образовательного результата на основании системного, комплексного изучения его продвижения по образовательной траектории.


Мониторинг - наиболее точный инструмент для отслеживания и оценки процесса развития УУД, позволяющий оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Проводить его необходимо раз в год по единой стандартной процедуре.

1. Уровень сформированности УУД показывает степень владения учеником определенными культурно значимыми способами построения деятельности, общения, мышления или оценки. Формирование УУД зависит от того, каким образом организована учебная деятельность ребенка, и происходит в ходе последовательных стадий, характеризующихся определенным уровнем осознания учащимся своей деятельности.

2. Мониторинг осуществляется на основе системы специально разработанных заданий. Сформированность каждого УУД проверяется на материале двух и более учебных предметов.

3. Результаты мониторинга позволяют судить о продвижении к достижению планируемых результатов освоения начального общего образования, определенных стандартом, как отдельного учащегося, так и группы учащихся в целом.


В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированности универсальных учебных действий является уровень выполнения по образцу. В мониторинге уже появляются задания на контроль и оценивание, но они пока не включены в учебную деятельность учащихся. Учащимся предлагается осуществить контроль результата и критериальное оценивание конкретного учебного действия.

С 1 по 4 класс происходит приращение в числе УУД, подлежащих отслеживанию и оценке: в первом классе их 8, во втором 13 и далее – более 20. Важно отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг в 1 или 2 классах, остаются в нем до 4 класса.

1 класс




2 класс



3 класс



4 класс



Каждый ребенок выполняет только один из двух вариантов. В исключительных случаях возможно последовательное выполнение ребенком двух вариантов.

Для повышения мотивации учащихся и целостного восприятия материала все задания мониторинга 1 класса объединены игровым сюжетом о лесной школе. Во 2 классе задания мониторинга объединяют рассказы про второклассников и их учительницу.

Рабочая тетрадь включает:
- вводную часть, которая содержит обращение к учащимся, описание условных обозначений. В тетради для 2 класса содержатся также тренировочные задания;
- диагностические модули для изучения уровня развития метапредметных УУД (для каждого умения разработано по два модуля на разном предметном материале);
- бланк первичной обработки результатов, который необходимо извлечь из тетради до выполнения ребенком мониторинговых заданий (с этим бланком работает только учитель).

Все диагностические модули имеют одинаковую структуру: введение, образец, три диагностических задания (А, Б, В) и дополнительное задание. Каждый элемент диагностического модуля имеет свою специфику и назначение.

Во введении к каждому модулю приводится сюжетно-игровая ситуация, далее следует краткое описание образца и условий выполнения заданий. Каждый диагностический модуль занимает один разворот рабочей тетради.

Мониторинг сформированности УУД проводится в течение всего марта (допустимо завершение в середине мая).


- рабочая тетрадь для 3 класса, в 2 частях (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, М.Р. Битянова,Т.В. Беглова);
- методические рекомендации к рабочей тетради для 3 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова)

- рабочая тетрадь для 4 класса, в 2 частях (авторы Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, М.Р. Битянова,Т.В. Беглова);
- методические рекомендации к рабочей тетради для 4 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова)

Подробная аннотация к пособиям для 1 класса, для 2 класса.

Читайте также: