Звуко буквенный анализ слов в начальной школе особенности обучения дипломная работа

Обновлено: 07.07.2024

Во II, в III и IV классах знания по фонетике и графике обобщаются и систематизируются. Школьники учатся различать звуковую оболочку и лексическое значение омофонов (пруд — прут, грусть — груздь), омографов (спала и спала, кружки и кружки) и омоформ (степи — степи, горы — горы, реки — реки, попугай сущ. — попугай глаг.). Умение распознавать мягкость и твердость, звонкость и глухость согласных звуков позволяет ученикам не смешивать разные слова, например: лук — люк, угол — уголь, кора — гора, плоты — плоды. Звуковой анализ слов необходим для правильного употребления таких слов, как эскалатор, бидон, бетон, трамвай, трамплин и т. д.

Рассмотрим основные методы формирования фонетических и графических понятий в начальной школе: метод наблюдения над звучащей речью, фонетический (звуковой) анализ, фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ, сопоставление звучащей и письменной речи, совершенствование устной речи.

Метод наблюдения над звучащей речью предполагает использование следующих приемов:

  • артикулирование звуков для определения способа их образования (при помощи зеркала, словесного описания и др.);
  • воспроизведение звуков, их сочетаний для модулирования тембра, силы, громкости и других качеств;
  • воспроизведение интонации чтеца (диктора) для определения семантики высказывания;
  • чтение текста с различной интонацией для отработки семантических типов высказывания;
  • чтение стихотворного текста с ассонансами и аллитерациями, восстанавливающих звуковую консигуацию произведения.

Метод языкового разбора — звукового (фонетического) и звуко-буквенного (фонетико-графического) анализа — помогает при решении орфографических и словообразовательных задач. Во II-IV классах порядок фонетического разбора выглядит следующим образом.

1. Произносим (или слушаем) слово: береза (бе-ре-за), определяем ударный слог, количество слогов.

2. Рисуем звуковую схему слова.

3. Слушаем каждый звук и выписываем его в транскрипционных скобках.

4. Артикулируем звук, определяем способ и место его образования и даем (записываем) его характеристику:

  • [б'] — согласный, парный звонкий, мягкий;
  • [иэ] — гласный, безударный;
  • [р'] — согласный, непарный, мягкий;
  • [о] — гласный, ударный;
  • [з] — согласный, парный, твердый;
  • [а] — гласный, безударный.

5. Подсчитываем количество звуков и слогов: шесть звуков, три слога-слияния.

Статья "Звуковой и буквенный анализ слова как современный метод обучения грамоте"

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

Ремизова Светлана Геннадьевна, ГБОУ СОШ №285 Санкт- Петербурга.

Основной задачей обучения грамоте всегда было формирование умений по чтению и письму. Для обучения существуют различные методы. Исторически их можно свести к четырём основным:

  • Буквослагательному;
  • Слоговому;
  • Звуковому;
  • Методу целых слов.

Наиболее ранний метод- буквослагательный. Он появился в России в 16 в.. Каждая выделенная буква связывалась со звуком, считалось, что звуков столько же, сколько и букв. Главным методом обучения было заучивание букв и составление слогов путём их механического соединения.

В сороковых годах 19 в. В России появился аналитический звуковой метод. Обучение происходило от целого к части: давалось целое предложение, которое расчленялось на слова. Слова делились на звуки, их приходилось запоминать.

В 20 в. в России появился метод целых слов. Сущность его в том, что происходило запоминание большого количества слов и их графического изображения без расчленения их на звуки и буквы.

Создателем наиболее совершенного варианта звукового метода обучения грамоте в России был К.Д.Ушинский. Он рекомендовал начинать обучение грамоте с различения на слух звуков, выделения отдельных, сопоставления звуков и сочетаний в словах. Система его звуковой аналитико- синтетической работы над словом лежит в основе современной системы обучения грамоте.

В настоящее время обучение грамоте проводится звуковым аналитико- синтетическим методом.

Его главные особенности заключаются в том, что:

  • Анализ и синтез взаимосвязаны;
  • Обучение чтению основано на слоговом принципе;
  • Обучение чтению и письму идут параллельно и одновременно;
  • Усвоение детьми грамоты является предпосылкой развития устной и письменной речи.

Основополагающим приёмом работы на этапе обучения грамоте является звуко- буквенный анализ слова. Он начинается с выделения из слов отдельного звука. Если звук длительный (гласные э, а, о, у, ы, и, согласные м, н, ш, р, л, с, х, в, з, ж, ф ), можно выделить его в начале или в конце слова протяжным произношением: шшшар, жжжук, стуллл.

Звонкие согласные в конце слов оглушаются, поэтому их лучше выделять в начале слова; сонорные согласные р, л, м, н выделяют в начале и в конце слова.

Гласные звуки выделяют из начала слова, когда они составляют слог: о-сы, а- ист, и- ва.

Глухие согласные легко выделить в конце слова: мак- к, кот- т, звонкие- в начале слов со стечением согласных, например: брат- б, двор- д.

Учащиеся узнают основные признаки гласных- они произносятся голосом, без помехи, их можно тянуть, петь, согласных звуков- произносятся несвободно, встречая преграды.

О звуках ученики должны знать, что их произносят и слышат, о буквах- что они обозначают звуки речи, их пишут и видят.

Дети учатся дифференцировать согласные на твёрдые и мягкие, парные и непарные по глухости- звонкости, а гласные –на ударные и безударные.

Для установления последовательности согласных и гласных в словах применяются графические схемы слого- звуковой структуры слов.

Учащийся произносит слово, выделяя произношением протяжно каждый звук слова, и отмечает его в схеме слова. Для обучения чтению важно научить детей выделять в слове слияние( прямой слог) и примыкающие к нему согласные звуки.

Очень важно научить детей слышать звуки в составе слияния, обозначаемого на письме йотированными гласными я, ё, ю, е, например: ели- [й`эл`и], ёжик- [й`ожык], юла- [й`ула]. При этом нужно обратить внимание на слитное произношение этих слогов- слияний и на то, что записываются они с помощью одной буквы.

Процесс чтения по своим механизмам противоположен звуковому анализу, последовательности звуков в словах. Ориентирами здесь выступают графические средства письменной речи: гласные и согласные буквы, их сочетания. Мягкий и твёрдый знаки, пробелы между словами и знаки препинания.

Для прочтения согласных букв в составе слова нужно знать, какие гласные буквы за ним следуют: гласные э, а, о, у, ы- показатели твёрдости согласных, и, е, ю, я, ё- показатели мягкости согласных.

Если после согласной буквы следует согласная, то нужно ориентироваться на последующие буквы и прочтение всех согласных стечения вместе, например: стрижи, стройка.

Необходимо учить детей видеть слияния в словах, ориентироваться на гласные и на ударения. Ударный слог в слове произносится громче, чем безударный.

Хочется обратить внимание на то, что читать ребёнка мы учим по частям, а не по слогам, например: миш-ка, с-тул.

Дошкольник, поступая в школу, должен для успешного обучения чтению обладать следующими знаниями и умениями:

  • Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков;
  • Уметь отличать букву от звука;
  • Уметь выделять звуки в словах;
  • Уметь определять место звука в слове;
  • Уметь подбирать слова с заданным звуком.

В заключении хочу отметить, что звуко- буквенный анализ слов необходим не только при обучении чтению, но и для грамотного письма. Он служит основой фонетического разбора слова, который дети выполняют на уроках русского языка на протяжении всего обучения в средней школе и который входит в ЕГ.

М.: Просвещение, 1979.

Сторожева Н.А. Обучение грамоте.- Мн., 1996.-96с.

Коробейников , В.Н. О некоторых приемах обучения чтению// Начальная школа.- 2007.-№ 11.-С.31-36

Авторы: Винокурова Саргылана Владимировна, Саргылана Владимировна Винокурова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Хатынг-Сысы, Нюрбинский район, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Звуко — буквенный анализ слов в начальной школе, особенности обучения
Раздел: начальное образование

Выполнила: студентка 4 курса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

з/о группа С41 Карточкина Надежда Петровна

Руководитель: Винокурова С.В.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Звуко — буквенный анализ слов в

начальной школе, особенности

ГЛАВА 1. Лингвометодические основы организации фонетической работы на

уроках русского языка в начальной школе

1.1. Основные понятия и компоненты процесса формирования фонетических

компетенций в начальной школе

1.2 Методические основы фонетической работы на уроках русского языка в

1.3 Изучение фонетики на уроках русского языка в начальной школе в практике

современного филологического образования в соответствии с ФГОС НОО

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию фонетических

компетенций у учащихся начальной школы

2.1. Уровни, критерии и показатели сформированности фонетических

компетенций у учащихся начальной школы

2.2. Система упражнений по развитию фонетических компетенций в начальной

2.3. Анализ результатов опытно экспериментальной работы по формированию

фонетических компетенций у учащихся начальной школы

В настоящее время общество предъявляет высокие требования к личности гражданина страны во всех областях общественной жизни, науки, образовании, экономике, промышленности, медицине и т.д. Особую

актуальность приобретают коммуникативные качества, не только содержательная часть речи, но и ее качественное звучание, четкое произношение звуков, слов, интонирование, правильное написание слов,

словосочетаний и предложений. Высокообразованная личность не существует без устной и письменной речи, умения четко и правильно выражать свои мысли. Основным периодом для становления фонетически

грамотной речи и ее написания является младший школьный возраст.

Воспитание интереса к изучению родной речи, русского языка, желания говорить правильно, начинается в дошкольном учреждении и продолжается в начальной и средней школе, где приобретает все более

Младший школьник при изучении фонетики русского языка сталкивается с определенными трудностями при выделении звуков, их характеристике, произношении звуков, написании слов русского языка. Задача

учителя вовремя заметить и преодолеть возникающие сложности для формирования правильной устной и письменной речи учащегося, иметь представления о специфике фонетической работы в начальной школе,

что и обусловило актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.

Объектом исследования является процесс изучения и освоения младшим

школьником современного русского языка и речи.

Предмет исследования: специфика учебно-познавательной деятельности учеников

по формированию фонетических компетенций на уроках русского языка в

Цель выпускной квалификационной работы создание и апробация в

экспериментальной работе системы упражнений для совершенствования

фонетической работы на уроках русского языка в начальной школе.

- рассмотреть фундаментальные для образовательного процесса понятия из

области фонетики и компоненты формирования фонетических компетенций в

- исследовать методические основы фонетической работы на уроках русского языка

в начальной школе.

- проанализировать изучение фонетики русского языка на уроках в начальной

школе в теории и практике современного филологического образования в

соответствии с ФГОС.

- определить уровни, критерии и показатели сформированности фонетических

компетенций у учащихся младших классов начальной школы

- разработать и апробировать систему упражнений по развитию фонетических

компетенций в начальной школе.

Гипотеза работы: эффективность развития фонетических компетенций

зависит от соблюдения определенных условий, определяющих специфику

работы в начальной школе:

- проводимая фонетическая работа, развитие речи обучающихся должны

отвечать специфическим особенностям учебного предмета, возрастным

возможностям учащихся и дидактическим целям, сформулированным

- чередование видов деятельности форм работ, в том числе

использование новых педагогических технологий в урочной и внеурочной

деятельности повышает результативность усвоения учебного материала;

- использование личностно ориентированного подхода с акцентом на

развитие самостоятельности ребенка, мотивации, опирающейся на

личный интерес, является актуальным и существенным.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения

полученных результатов учителями начальной школы.

Новизна работы состоит в создании системы упражнений для

модернизации фонетической работы на уроках русского языка в

Выше обозначенные цели и задачи нашли отражение в структуре выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, теоретической главы, в которой рассматривается основная терминология и

компоненты формирования фонетических компетенций в начальной школе, методические основы фонетической работы и изучение фонетики на уроках русского языка в начальной школе в теории и

практике современного филологического образования в соответствии с ФГОС НОО.

Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по формированию фонетических компетенций у учащихся начальной школы, определены уровни, критерии и показатели сформированности

фонетических компетенций у учащихся младших классов начальной школы, разработана и апробирована система упражнений по развитию фонетических компетенций в начальной школе.

Заключение представляет основные выводы по теме исследования. Приложение содержит таблицы звуков, сравнительную таблицу с алфавитом, перечень учебных пособий для начальной школы по разным

системам, конспекты уроков и т. д .

Апробация результатов исследования осуществлялась на базе МКОУ ООШ с. Мурья, Ленского района.

Для проведения эксперимента были определены случайным выбором 2 группы

учащихся- 2 класса экспериментальный и контрольный учащиеся 1 А и Б класса

обучения, один из родителей каждого учащегося и 7 преподавателей начальной

школы и воспитателей группы продленного дня.

Констатирующий этап эксперимента был проведен в конце обучения в конце

учебного года в 1 классе, формирующий - в начале учебного года во 2 классе.

Дипломная на заказ в FastFine: грамотное написание в короткие сроки

Написание дипломной работы на тему Звуко — буквенный анализ слов в начальной школе, особенности обучения – заключительный этап на пути к получению диплома о высшем образовании.

Эта работа служит доказательством, что врем, проведенное вами в вузе, не прошло даром. Этот труд призван продемонстрировать аттестационной комиссии ваши знания и навыки. Поэтому выполнить его нужно максимально качественно.

Но не всегда так уж просто найти время на то, чтобы заняться написанием дипломной работы. У каждого к этапу завершения учебы в Москве находятся более важные и срочные дела. У некоторых уже есть полноценная работа, кто-то занялся своими проектами, есть и такие, кто успел завести семью и ждет пополнения. В таких обстоятельствах дипломная работа на тему Звуко — буквенный анализ слов в начальной школе, особенности обучения дело десятое. Как же быть?

Хорошо, что сегодня можно легко заказать дипломную работу у специалистов FastFine.

Дипломная на тему Звуко — буквенный анализ слов в начальной школе, особенности обучения на заказ: где найти помощь

Предложений много, и не так уж просто определить, какое выбрать.

Ряд авторов предлагает свои услуги по очень низкой цене. Тому есть свои причины: большое желание заработать хоть какие-то деньги, недостаточный опыт работы, а может быть и самый банальный обман. Клюнув на низкую цену, вы рискуете очень многим. Поэтому не стоит экономить на собственных нервах, лучше обращайтесь к тем, чья компетентность и порядочность доказана много раз.

Обращаясь к нам, вы получаете огромное количество плюсов:

  • Компетентную помощь. Мы поручаем заказы только тем авторам, в ком уверены на 100%.
  • Любые сроки. Даже самые короткие. Только помните: чем больше времени вы даете нам на выполнение заказа, тем ниже будет цена.
  • Сопровождение и консультирование от первого до последнего дня работы над заказом.
  • Написание всей работы от и до или выполнение отдельных ее этапов: проверка, оформление по ГОСТам, повышение процента уникальности текста и т.д.
  • Гарантированная анонимность. Вы имеете полное право остаться инкогнито.
  • Только уникальные тексты. Никакого копипаста и рерайта.

Кроме всего, наши цены вас приятно удивят, ведь мы ориентированы на возможности студенческого кошелька.

Сколько стоит заказать диплом в Москве

Мы имеем четкую цель: помочь выпускникам получить диплом без лишних нервов. С нами вы сможете спокойно заниматься действительно важными жизненными вопросами. И такая помощь не обойдется вам слишком дорого.

Цена дипломной работы на тему Звуко — буквенный анализ слов в начальной школе, особенности обучения формируется в зависимости от некоторых условий, среди которых:

  • Дедлайн.
  • Уровень сложности и редкость темы.
  • Необходимый процент уникальности.

Даже если стоимость вашей работы совсем невысока, мы обеспечим максимальный уровень качества. Вы получите грамотный текст, оформленный согласно всем правилам и требованиям.

Как заказать дипломную работу на тему Звуко — буквенный анализ слов в начальной школе, особенности обучения

Не ждите слишком долго, сделайте это уже сейчас.

  • заполните анкету на главной странице;
  • дождитесь связи с менеджером, который озвучит окончательную цену;
  • оплатите заказ.

И просто спокойно живите своей жизнью. Ваш дипломный проект в надежных руках и нет никаких поводов для переживаний. В нужный срок вы получите свой заказ, и вам останется только как следует подготовиться к защите.

FastFine также оказывают поддержку в сборе материалов для дипломного проекта. Так что не тяните, обращайтесь за помощью и занимайтесь важными делами.

Читайте также: