Звуко буквенный анализ слов в начальной школе особенности обучения дипломная работа
Обновлено: 07.07.2024
Во II, в III и IV классах знания по фонетике и графике обобщаются и систематизируются. Школьники учатся различать звуковую оболочку и лексическое значение омофонов (пруд — прут, грусть — груздь), омографов (спала и спала, кружки и кружки) и омоформ (степи — степи, горы — горы, реки — реки, попугай сущ. — попугай глаг.). Умение распознавать мягкость и твердость, звонкость и глухость согласных звуков позволяет ученикам не смешивать разные слова, например: лук — люк, угол — уголь, кора — гора, плоты — плоды. Звуковой анализ слов необходим для правильного употребления таких слов, как эскалатор, бидон, бетон, трамвай, трамплин и т. д.
Рассмотрим основные методы формирования фонетических и графических понятий в начальной школе: метод наблюдения над звучащей речью, фонетический (звуковой) анализ, фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ, сопоставление звучащей и письменной речи, совершенствование устной речи.
Метод наблюдения над звучащей речью предполагает использование следующих приемов:
- артикулирование звуков для определения способа их образования (при помощи зеркала, словесного описания и др.);
- воспроизведение звуков, их сочетаний для модулирования тембра, силы, громкости и других качеств;
- воспроизведение интонации чтеца (диктора) для определения семантики высказывания;
- чтение текста с различной интонацией для отработки семантических типов высказывания;
- чтение стихотворного текста с ассонансами и аллитерациями, восстанавливающих звуковую консигуацию произведения.
Метод языкового разбора — звукового (фонетического) и звуко-буквенного (фонетико-графического) анализа — помогает при решении орфографических и словообразовательных задач. Во II-IV классах порядок фонетического разбора выглядит следующим образом.
1. Произносим (или слушаем) слово: береза (бе-ре-за), определяем ударный слог, количество слогов.
2. Рисуем звуковую схему слова.
3. Слушаем каждый звук и выписываем его в транскрипционных скобках.
4. Артикулируем звук, определяем способ и место его образования и даем (записываем) его характеристику:
- [б'] — согласный, парный звонкий, мягкий;
- [иэ] — гласный, безударный;
- [р'] — согласный, непарный, мягкий;
- [о] — гласный, ударный;
- [з] — согласный, парный, твердый;
- [а] — гласный, безударный.
5. Подсчитываем количество звуков и слогов: шесть звуков, три слога-слияния.
Статья "Звуковой и буквенный анализ слова как современный метод обучения грамоте"
Ремизова Светлана Геннадьевна, ГБОУ СОШ №285 Санкт- Петербурга.
Основной задачей обучения грамоте всегда было формирование умений по чтению и письму. Для обучения существуют различные методы. Исторически их можно свести к четырём основным:
- Буквослагательному;
- Слоговому;
- Звуковому;
- Методу целых слов.
Наиболее ранний метод- буквослагательный. Он появился в России в 16 в.. Каждая выделенная буква связывалась со звуком, считалось, что звуков столько же, сколько и букв. Главным методом обучения было заучивание букв и составление слогов путём их механического соединения.
В сороковых годах 19 в. В России появился аналитический звуковой метод. Обучение происходило от целого к части: давалось целое предложение, которое расчленялось на слова. Слова делились на звуки, их приходилось запоминать.
В 20 в. в России появился метод целых слов. Сущность его в том, что происходило запоминание большого количества слов и их графического изображения без расчленения их на звуки и буквы.
Создателем наиболее совершенного варианта звукового метода обучения грамоте в России был К.Д.Ушинский. Он рекомендовал начинать обучение грамоте с различения на слух звуков, выделения отдельных, сопоставления звуков и сочетаний в словах. Система его звуковой аналитико- синтетической работы над словом лежит в основе современной системы обучения грамоте.
В настоящее время обучение грамоте проводится звуковым аналитико- синтетическим методом.
Его главные особенности заключаются в том, что:
- Анализ и синтез взаимосвязаны;
- Обучение чтению основано на слоговом принципе;
- Обучение чтению и письму идут параллельно и одновременно;
- Усвоение детьми грамоты является предпосылкой развития устной и письменной речи.
Основополагающим приёмом работы на этапе обучения грамоте является звуко- буквенный анализ слова. Он начинается с выделения из слов отдельного звука. Если звук длительный (гласные э, а, о, у, ы, и, согласные м, н, ш, р, л, с, х, в, з, ж, ф ), можно выделить его в начале или в конце слова протяжным произношением: шшшар, жжжук, стуллл.
Звонкие согласные в конце слов оглушаются, поэтому их лучше выделять в начале слова; сонорные согласные р, л, м, н выделяют в начале и в конце слова.
Гласные звуки выделяют из начала слова, когда они составляют слог: о-сы, а- ист, и- ва.
Глухие согласные легко выделить в конце слова: мак- к, кот- т, звонкие- в начале слов со стечением согласных, например: брат- б, двор- д.
Учащиеся узнают основные признаки гласных- они произносятся голосом, без помехи, их можно тянуть, петь, согласных звуков- произносятся несвободно, встречая преграды.
О звуках ученики должны знать, что их произносят и слышат, о буквах- что они обозначают звуки речи, их пишут и видят.
Дети учатся дифференцировать согласные на твёрдые и мягкие, парные и непарные по глухости- звонкости, а гласные –на ударные и безударные.
Для установления последовательности согласных и гласных в словах применяются графические схемы слого- звуковой структуры слов.
Учащийся произносит слово, выделяя произношением протяжно каждый звук слова, и отмечает его в схеме слова. Для обучения чтению важно научить детей выделять в слове слияние( прямой слог) и примыкающие к нему согласные звуки.
Очень важно научить детей слышать звуки в составе слияния, обозначаемого на письме йотированными гласными я, ё, ю, е, например: ели- [й`эл`и], ёжик- [й`ожык], юла- [й`ула]. При этом нужно обратить внимание на слитное произношение этих слогов- слияний и на то, что записываются они с помощью одной буквы.
Процесс чтения по своим механизмам противоположен звуковому анализу, последовательности звуков в словах. Ориентирами здесь выступают графические средства письменной речи: гласные и согласные буквы, их сочетания. Мягкий и твёрдый знаки, пробелы между словами и знаки препинания.
Для прочтения согласных букв в составе слова нужно знать, какие гласные буквы за ним следуют: гласные э, а, о, у, ы- показатели твёрдости согласных, и, е, ю, я, ё- показатели мягкости согласных.
Если после согласной буквы следует согласная, то нужно ориентироваться на последующие буквы и прочтение всех согласных стечения вместе, например: стрижи, стройка.
Необходимо учить детей видеть слияния в словах, ориентироваться на гласные и на ударения. Ударный слог в слове произносится громче, чем безударный.
Хочется обратить внимание на то, что читать ребёнка мы учим по частям, а не по слогам, например: миш-ка, с-тул.
Дошкольник, поступая в школу, должен для успешного обучения чтению обладать следующими знаниями и умениями:
- Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков;
- Уметь отличать букву от звука;
- Уметь выделять звуки в словах;
- Уметь определять место звука в слове;
- Уметь подбирать слова с заданным звуком.
В заключении хочу отметить, что звуко- буквенный анализ слов необходим не только при обучении чтению, но и для грамотного письма. Он служит основой фонетического разбора слова, который дети выполняют на уроках русского языка на протяжении всего обучения в средней школе и который входит в ЕГ.
М.: Просвещение, 1979.
Сторожева Н.А. Обучение грамоте.- Мн., 1996.-96с.
Коробейников , В.Н. О некоторых приемах обучения чтению// Начальная школа.- 2007.-№ 11.-С.31-36
Авторы: Винокурова Саргылана Владимировна, Саргылана Владимировна Винокурова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Хатынг-Сысы, Нюрбинский район, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Звуко — буквенный анализ слов в начальной школе, особенности обучения
Раздел: начальное образование
Выполнила: студентка 4 курса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
з/о группа С41 Карточкина Надежда Петровна
Руководитель: Винокурова С.В.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Звуко — буквенный анализ слов в
начальной школе, особенности
ГЛАВА 1. Лингвометодические основы организации фонетической работы на
уроках русского языка в начальной школе
1.1. Основные понятия и компоненты процесса формирования фонетических
компетенций в начальной школе
1.2 Методические основы фонетической работы на уроках русского языка в
1.3 Изучение фонетики на уроках русского языка в начальной школе в практике
современного филологического образования в соответствии с ФГОС НОО
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию фонетических
компетенций у учащихся начальной школы
2.1. Уровни, критерии и показатели сформированности фонетических
компетенций у учащихся начальной школы
2.2. Система упражнений по развитию фонетических компетенций в начальной
2.3. Анализ результатов опытно экспериментальной работы по формированию
фонетических компетенций у учащихся начальной школы
В настоящее время общество предъявляет высокие требования к личности гражданина страны во всех областях общественной жизни, науки, образовании, экономике, промышленности, медицине и т.д. Особую
актуальность приобретают коммуникативные качества, не только содержательная часть речи, но и ее качественное звучание, четкое произношение звуков, слов, интонирование, правильное написание слов,
словосочетаний и предложений. Высокообразованная личность не существует без устной и письменной речи, умения четко и правильно выражать свои мысли. Основным периодом для становления фонетически
грамотной речи и ее написания является младший школьный возраст.
Воспитание интереса к изучению родной речи, русского языка, желания говорить правильно, начинается в дошкольном учреждении и продолжается в начальной и средней школе, где приобретает все более
Младший школьник при изучении фонетики русского языка сталкивается с определенными трудностями при выделении звуков, их характеристике, произношении звуков, написании слов русского языка. Задача
учителя вовремя заметить и преодолеть возникающие сложности для формирования правильной устной и письменной речи учащегося, иметь представления о специфике фонетической работы в начальной школе,
что и обусловило актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является процесс изучения и освоения младшим
школьником современного русского языка и речи.
Предмет исследования: специфика учебно-познавательной деятельности учеников
по формированию фонетических компетенций на уроках русского языка в
Цель выпускной квалификационной работы создание и апробация в
экспериментальной работе системы упражнений для совершенствования
фонетической работы на уроках русского языка в начальной школе.
- рассмотреть фундаментальные для образовательного процесса понятия из
области фонетики и компоненты формирования фонетических компетенций в
- исследовать методические основы фонетической работы на уроках русского языка
в начальной школе.
- проанализировать изучение фонетики русского языка на уроках в начальной
школе в теории и практике современного филологического образования в
соответствии с ФГОС.
- определить уровни, критерии и показатели сформированности фонетических
компетенций у учащихся младших классов начальной школы
- разработать и апробировать систему упражнений по развитию фонетических
компетенций в начальной школе.
Гипотеза работы: эффективность развития фонетических компетенций
зависит от соблюдения определенных условий, определяющих специфику
работы в начальной школе:
- проводимая фонетическая работа, развитие речи обучающихся должны
отвечать специфическим особенностям учебного предмета, возрастным
возможностям учащихся и дидактическим целям, сформулированным
- чередование видов деятельности форм работ, в том числе
использование новых педагогических технологий в урочной и внеурочной
деятельности повышает результативность усвоения учебного материала;
- использование личностно ориентированного подхода с акцентом на
развитие самостоятельности ребенка, мотивации, опирающейся на
личный интерес, является актуальным и существенным.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения
полученных результатов учителями начальной школы.
Новизна работы состоит в создании системы упражнений для
модернизации фонетической работы на уроках русского языка в
Выше обозначенные цели и задачи нашли отражение в структуре выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, теоретической главы, в которой рассматривается основная терминология и
компоненты формирования фонетических компетенций в начальной школе, методические основы фонетической работы и изучение фонетики на уроках русского языка в начальной школе в теории и
практике современного филологического образования в соответствии с ФГОС НОО.
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по формированию фонетических компетенций у учащихся начальной школы, определены уровни, критерии и показатели сформированности
фонетических компетенций у учащихся младших классов начальной школы, разработана и апробирована система упражнений по развитию фонетических компетенций в начальной школе.
Заключение представляет основные выводы по теме исследования. Приложение содержит таблицы звуков, сравнительную таблицу с алфавитом, перечень учебных пособий для начальной школы по разным
системам, конспекты уроков и т. д .
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе МКОУ ООШ с. Мурья, Ленского района.
Для проведения эксперимента были определены случайным выбором 2 группы
учащихся- 2 класса экспериментальный и контрольный учащиеся 1 А и Б класса
обучения, один из родителей каждого учащегося и 7 преподавателей начальной
школы и воспитателей группы продленного дня.
Констатирующий этап эксперимента был проведен в конце обучения в конце
учебного года в 1 классе, формирующий - в начале учебного года во 2 классе.
Дипломная на заказ в FastFine: грамотное написание в короткие сроки
Написание дипломной работы на тему Звуко — буквенный анализ слов в начальной школе, особенности обучения – заключительный этап на пути к получению диплома о высшем образовании.
Эта работа служит доказательством, что врем, проведенное вами в вузе, не прошло даром. Этот труд призван продемонстрировать аттестационной комиссии ваши знания и навыки. Поэтому выполнить его нужно максимально качественно.
Но не всегда так уж просто найти время на то, чтобы заняться написанием дипломной работы. У каждого к этапу завершения учебы в Москве находятся более важные и срочные дела. У некоторых уже есть полноценная работа, кто-то занялся своими проектами, есть и такие, кто успел завести семью и ждет пополнения. В таких обстоятельствах дипломная работа на тему Звуко — буквенный анализ слов в начальной школе, особенности обучения дело десятое. Как же быть?
Хорошо, что сегодня можно легко заказать дипломную работу у специалистов FastFine.
Дипломная на тему Звуко — буквенный анализ слов в начальной школе, особенности обучения на заказ: где найти помощь
Предложений много, и не так уж просто определить, какое выбрать.
Ряд авторов предлагает свои услуги по очень низкой цене. Тому есть свои причины: большое желание заработать хоть какие-то деньги, недостаточный опыт работы, а может быть и самый банальный обман. Клюнув на низкую цену, вы рискуете очень многим. Поэтому не стоит экономить на собственных нервах, лучше обращайтесь к тем, чья компетентность и порядочность доказана много раз.
Обращаясь к нам, вы получаете огромное количество плюсов:
- Компетентную помощь. Мы поручаем заказы только тем авторам, в ком уверены на 100%.
- Любые сроки. Даже самые короткие. Только помните: чем больше времени вы даете нам на выполнение заказа, тем ниже будет цена.
- Сопровождение и консультирование от первого до последнего дня работы над заказом.
- Написание всей работы от и до или выполнение отдельных ее этапов: проверка, оформление по ГОСТам, повышение процента уникальности текста и т.д.
- Гарантированная анонимность. Вы имеете полное право остаться инкогнито.
- Только уникальные тексты. Никакого копипаста и рерайта.
Кроме всего, наши цены вас приятно удивят, ведь мы ориентированы на возможности студенческого кошелька.
Сколько стоит заказать диплом в Москве
Мы имеем четкую цель: помочь выпускникам получить диплом без лишних нервов. С нами вы сможете спокойно заниматься действительно важными жизненными вопросами. И такая помощь не обойдется вам слишком дорого.
Цена дипломной работы на тему Звуко — буквенный анализ слов в начальной школе, особенности обучения формируется в зависимости от некоторых условий, среди которых:
- Дедлайн.
- Уровень сложности и редкость темы.
- Необходимый процент уникальности.
Даже если стоимость вашей работы совсем невысока, мы обеспечим максимальный уровень качества. Вы получите грамотный текст, оформленный согласно всем правилам и требованиям.
Как заказать дипломную работу на тему Звуко — буквенный анализ слов в начальной школе, особенности обучения
Не ждите слишком долго, сделайте это уже сейчас.
- заполните анкету на главной странице;
- дождитесь связи с менеджером, который озвучит окончательную цену;
- оплатите заказ.
И просто спокойно живите своей жизнью. Ваш дипломный проект в надежных руках и нет никаких поводов для переживаний. В нужный срок вы получите свой заказ, и вам останется только как следует подготовиться к защите.
FastFine также оказывают поддержку в сборе материалов для дипломного проекта. Так что не тяните, обращайтесь за помощью и занимайтесь важными делами.
Читайте также: