Что такое декреты в истории франции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Работа над Декларацией велась в рамках Конституцион­ного комитета Учредительного собрания. Однако провозгла­шенные в ней идеи неоднократно озвучивались и до револю­ции. Сначала они получили философское обоснование в тру­дах французских просветителей, а затем воплотились в На­казах избирателей своим депутатам в Генеральных штатах (особую известность получил Наказ третьего сословия Париж­ского округа, содержавший проект декларации прав). Прообразом французской Декларации послужили англий­ский Билль о правах 1689 года, а также Декларация независимости США от 4 июля 1776 года. Среди авторов Декларации были Лафайет, Мирабо, Мунье, предполагавшие, что она станет частью первой Консти­туции страны.

Хотя Декларация в ту пору не являлась юридическим документом прямого правоприменения, а была лишь манифестом, ее значение огромно. Она оказала влияние, как на формирова­ние французского конституционализма, так и демократиче­ского правопорядка других стран мира, по своему влиянию превзойдя предшествовавшую ей Декларацию независи­мости США 1776 года (последняя несла печать английско­го общего права и поэтому не могла получить широкого признания на европейском континенте). Французская Декларация появи­лась в историческом центре Западной Европы и вобрала обще­национальный и всемирно-исторический опыт идейного обо­снования и конституционного закрепления прав и свобод личности[29].

Революционные преобразования в области права и госу­дарственности, произошедшие во Франции в первый период Великой французской революции, были закреплены в тексте Конституции 1791 года. Это была первая в истории страны (вторая в Европе и третья в мире) кон­ституция, ознаменовавшая переход от абсолютной монархии к конституционной. Источниками конституции стали:

42) философско-правовые трактаты английских авторов XVII столетия, где обосновывались концепции обще­ственного договора и естественных прав (Т. Гоббса и Дж. Локка), французских просветителей XVIII века (Монтескье, Руссо, Вольтер, Дидро), которые подверг­ли рационалистической критике устои феодального об­щества и подготовили общественное сознание к воспри­ятию новых ценностей;

44) Декларация прав человека и гражданина 1789 года. У этого документа конституция позаимствовала пере­чень демократических прав и свобод (но существенно его расширила), а также принципы государственности (разделения властей, национального суверенитета, за­конности), уголовно-процессуальные нормы;

45) французское революционное законодательство 1789–1791 годов;

В совокупности эти источники способствовали воплоще­нию в политической практике Франции передовых принци­пов государственности: гражданского равенства; равного до­ступа к общественным должностям; гарантии демократичес­ких прав и свобод; приоритет гражданских прав и свобод; разделения властей, подзаконности королевской власти; на­ционального суверенитета[30].

Первый проект конституции был представлен Учредитель­ному собранию еще в июле 1789 года. В ходе об­суждения возник вопрос о будущем государственном устрой­стве. Предлагались варианты, связанные с отстранением ко­роля от власти. Однако большинство депутатов высказалось за сохранение института монархии, чтобы обеспечить преем­ственность нового и старого устройства.

Высшим органом государственной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Законодательная власть была представлена этим Национальным собранием в количестве 745 представителей, выбранных от 83 департаментов активными гражданами старше 25 лет, постоянно проживающими на одном месте, платящими прямой налог, внесенными в списки национальной гвардии и не находящимися в услужении. Депу­таты наделялись правом неприкосновенности; для преследования их за уголовные преступления требовалось согласие Национального собрания. Исполнительная власть вру­чалась королю, который должен был управлять страной на основе за­кона. Король был не вправе отклонить закон, он мог только отсрочить его принятие (так называемое отлагательное, суспензивное право), не мог распустить Национальное собрание. Судебная власть формировалась из выбранных судей, ут­вержденных королем, и из суда присяжных в количестве 12 человек. Учреждались: Кассационный суд при Национальном собрании, вер­ховное жюри и Верховный национальный суд с правом импичмента. Было установлено, что судьи выбирались на определенный срок и могли быть смещены толь­ко в случаях совершения преступления и в строго установленном по­рядке.

Таким образом, эта Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, утверждения национального суверенитета и представительного правления, закрепляя режим конституционной монархии.

Однако принятие Конституции 1791 года отнюдь не означало окончания по­литической борьбы в стране, т.к. новая система государственных органов отражала лишь временное равновесие. Депутаты от департамента Жи­ронда (жирондисты, представители радикальной торгово-промышленной средней буржуазии) и депутаты, собиравшиеся на политические дис­путы в монастыре Святого Якоба (якобинцы, радикалы, выражавшие интересы средней и мелкой буржуа­зии, ремесленников, крестьянства), требовали свержения монархии. Они спровоцировали новое вос­стание, воспользовавшись началом войны европейских монархий против революционной Франции. В 1792 году в войну с Францией вступили Австрия, Пруссия и Сардиния; в 1793 году – Великобритания, Нидерланды, Испания и др. Измена многих генералов фран­цузской армии облегчила интервентам проникновение на территорию Франции, а затем и наступление на Париж. Король и дворяне – тайные союзники интервентов – связывали с иностранным вторжением свои надежды на будущее. Слухи о заговоре короля подтолкнули народные массы к восстанию 10 августа 1792 года. Мощное восстание свергло монархию и сбросило стоявшую у власти партию крупной буржуазии (фельянов).

Однако авторитет жирондистов начинает постепенно падать. Так, резко ухудшилось экономическое и, в особенности, продовольственное положение Франции, а жирондисты не ставили вопрос об окончательной и полной ликвидации феодальных отношений в деревне. Отменив Конституцию 1791 года, лидеры жирондистов не смогли дать Франции новый республиканский конституционный документ. Около двух третей территории страны оказалось в руках иностранных войск и контрреволюционеров. Поэтому под влиянием лозунгов якобинцев, настаивавших на продолжении революции, в начале июня 1793 года свершилось восстание вооруженных граждан и национальных гвардейцев. Из Конвента были изгнаны и в последующем казнены жирондисты. Власть переходит к якобинцам.

Принципы Декларации были конкретизированы в Конституционном акте 1793 года, устанавливавшем основы государственного строя. Актом торжественно подтверждалось установление республики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу. Избирательное право было всеобщим, а не цензовым, но только для мужчин. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имеющим постоянное место жительства в избирательном округе не менее шести месяцев. В соответствии с Конституционным актом, органом законодательной власти становится постоянно действующий однопалатный Законодательный корпус (Национальное собрание), избиравшийся на один год. По ряду вопросов Национальное собрание могло издавать дек­реты, имеющие окончательную силу. Высшим правительственным органом республики являлся Исполни­тельный совет, на который было возложено руководство деятельнос­тью всех ведомств (министерств). Члены совета избирались Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. Совет нес ответственность перед Нацио­нальным собранием[31]. Однако в связи критическим положением республики Конвент не стал вводить в действие конституционный режим, а заменил его режимом диктатуры.

Лекция 16. Эволюция государственного строя во Франции в Новое время (конец XVIII – конец XIX века)

Вопросы:

1. Франция в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта

2. Вторая республика во Франции.

3. Третья республика во Франции.

1. Франция в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта

По Конституции органами законодательной власти были: Государственный совет, осуществлявший первоначальное редактирование за­конопроектов; Трибунат, обсуждавший их; Законодательный корпус, принимавший или отвергавший законопроекты целиком и без прений; Охранительный сенат, утверждавший законопроекты. Но и эти органы не имели самостоятельного значения, а только маскировали единовластие первого консула, без одобрения которым нормативного акта последний просто не принимался.

Первый плебисцит в истории Франции 1802 года сделал должность первого консула Франции пожизненной с правом назначения преемника, что означало, по сути, возоб­новление монархии. Таким образом, уже на том этапе Наполеон полнос­тью сосредоточил в своих руках исполнительную и законодательную власть. День рождения Бонапарта был объявлен национальным праздником, а с 1803 года изображение Бонапарта стали чеканить на монетах. Очень быстро Франция de facto превратилась в империю. Идее империи было отдано предпочтение перед королевской властью, потому что она напоминала о временах Рима и Карла Великого.

Органический сенатус-консульт 1804 года легализовал империю, а в мае 1804 года Бо­напарта короновал папа Римский, и он стал императором Наполеоном I. В руках Наполеона сосредоточивается не только исполнитель­ная, но и законодательная власть. Во главе с ним стал формироваться слой новой аристократии за счет закона об амнистии, вернувшего дворян и практику пожалования дворянских титулов (с 1808 по 1814 гг. было пожаловано 3600 титулов). Но главной опорой императора стала огромная армия, с помощью которой он впоследствии завоевал всю Европу. Армия превратилась к моменту образования империи в профессиональную, включала в себя привилегированные войска (императорскую гвардию) и приобрела огромное влияние на политическую жизнь стра­ны. Очень важную роль играла и полицейская система, развитию и укреплению которой Наполеон уде­лял особое внимание. При министерстве полиции была создана система политического сыска и шпионажа. Генеральные комиссары и комисса­ры полиции в округах и городах формально подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции Фуше и действовали под его руководством. Императору помогали также бюрократия и церковь.

Общество с переходом Франции к империи внешне приобрело стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания рево­люции. Так, правительством запрещались публичные собрания и манифестации, устанавливалась жесткая цензура над прессой, преследовались республиканцы. Конец империи был предопределен военными поражениями Франции. В 1812 году наполеоновские армии вторглись в Россию и, в ходе освободи­тельной войны, были разгромлены. В 1814 году русские войска совместно с войсками союзников вступили во Францию. Окон­чательный разгром армии Наполеона в июне 1815 года при Ватерлоо привел к падению милитаристского режима во Франции и предопределил конец Первой империи. Венский конгресс держав–победительниц определил дальнейшую судьбу Наполеона Бонапарта, приговорив императора к ссылке.

Декре́т (лат. decretum постановление от decernere — постановить) — правовой акт, постановление органа власти или должностного лица.

В обиходе декретом называется отпуск по беременности и родам (эллипсис от декретный отпуск). Это значение слова не является терминологическим.

Содержание

Древний Рим

В Древнем Риме декретом назывались акты коллегиального органа власти, в частности сената и постановления претора по судебным делам. В императорский период так назывались акты императора.

Франция

Во Франции после Великой французской революции название декретов получили акты Конвента и других законодательных органов Французской республики. Известны Вантозские декреты.

Впоследствии декретами стали называться указы, издаваемые исполнительной властью (главой государства) в порядке управления и в разъяснение исполнения закона. Обычно обладают силой закона и часто его заменяют.

Советское государство

Конституция СССР 1924 года предоставляла право издания декретов ЦИК СССР, Президиуму ЦИК СССР и СНК СССР.

Конституция СССР 1936 года не предусматривала издания законодательных актов, именуемых декретами.

Страны Восточной Европы

В некоторых странах Восточной Европы в период так называемой народной демократии декретами назывались правовые акты высших органов государственной власти.

В частности, в Польской Народной Республике декретами назывались акты Государственного совета.

Современное состояние

Во многих странах декрет — правовой акт, равносильный закону, который издаёт глава государства или правительство без подтверждения парламентом. Декрет как акт главы государства предусмотрен конституциями ряда государств Африки, где была воспринята французская система права.

Такой декрет может заменять собой закон. Многие конституции допускают принятие декретов в определённых ситуациях (например при чрезвычайном положении).

См. также

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Декрет" в других словарях:

декрет — а, м. décret m. <, лат. decretum. 1. Повеление, решение; приговор. Сл. 17. Декрет, конечный ответ осужденному. Алф. 61. 17 в. Сл. 17. Решение суда, приговор. Сл. 18. Судьи к подъячему .. приказывают писть декрет, то есть вершение делу и указ.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДЕКРЕТ — (лат. decretum, от decernere определять, решать). Приговор, постановление, указ верховной власти, имеющие силу закона. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕКРЕТ лат. decretum. Правительственное… … Словарь иностранных слов русского языка

декрет — указ, постановление, манифест, акт, распоряжение, решение; отпуск (по беременности и родам, декретный) Словарь русских синонимов. декрет 1. см. решение 2. 2. см … Словарь синонимов

ДЕКРЕТ — ДЕКРЕТ, декрета, муж. (франц. decret) (офиц.). Постановление центральной власти, имеющее силу закона. Декрет Совнаркома. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДЕКРЕТ — (от лат. decretum указ, постановление) наименование нормативного акта общего или частного характера. Впервые термин Д. появился в Древнем Риме. В бывшем СССР до 1936 г. название наиболее важных актов высших органов государственной власти (ВЦИК,… … Юридический словарь

Декрет — постановление властей государства, имеющее силу закона. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ДЕКРЕТ — (от лат. decretum постановление) в ряде государств нормативный акт, изданный главой государства или правительства … Большой Энциклопедический словарь

ДЕКРЕТ — ДЕКРЕТ, а, муж. 1. Постановление верховной власти. Д. о мире. Д. о земле. 2. В нек рых сочетаниях: то же, что декретный отпуск (разг.). Уйти в д. Выйти из декрета. Быть в декрете. | прил. декретный, ая, ое. • Декретный отпуск отпуск по… … Толковый словарь Ожегова

ДЕКРЕТ — муж., франц. указ, наказ, постановленье, приговор, определение. Декретировать, постановить, установить, повелеть. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

декрет — декрет. Произношение [дэкрет] устарело … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Во Франции , указ является закрепленным актом общей или индивидуальной рамки , принятый Президентом Республики или по премьеру - министру , который осуществляет распорядительную власть ( ст. 21 и ст. 37 из Конституции ).

Резюме

Под Ancien Régime

При Ancien Régime указ был частью уголовно-процессуального словаря. Итак, есть три вида указов:

  1. приказ о вызове
  2. персональный указ об отсрочке, эквивалент действующего ордера на арест .
  3. постановление о взятии тела, эквивалентное сегодняшнему ордеру на арест .

Под революцией

От Правления

Временное правительство 1848 использует его снова за действия , которые он принимает коллегиально. Он принимает на себя Учредительное собрание для текстов, которые оно принимает в силу закона. После обнародования Конституции 1848 года он окончательно обретает нынешнее значение.

До конца Третьей республики только Глава государства может издавать указы. В Четвертой и Пятой республиках эта власть также признается главой правительства ( президентом Совета, затем премьер-министром ).

Указ во французском правопорядке

В иерархии норм декрет находится ниже законов, которым он должен обязательно соответствовать (за исключением применения статьи 37 Конституции), но выше указов .

Вступление в силу указов

Как и все тексты законодательного или нормативного характера, указы должны публиковаться после подписания и, возможно, скрепления подписью в Официальном вестнике Французской Республики, чтобы, с одной стороны, быть доведенными до всеобщего сведения, но также и для того, чтобы их можно было оспорить. .

Конституционные основы указов

Только статьи 13, 19, 36 и 37 Конституции предусматривают, что некоторые нормативные акты должны приниматься указом:

« Президент республики подписывает указы и указы, принятые на заседании Совета министров . Он назначает на гражданские и военные должности в государстве.
Государственные советники, Великий канцлер Почетного легиона, послы и чрезвычайные посланники, главные советники Счетной палаты , префекты , представители государства в зарубежных сообществах, регулируемых статьей 74, и в Новой Каледонии, генеральные офицеры, ректоры академий , руководители центральных администраций назначаются Советом министров. Органический закон определяет другие должности , к которым она заполнена в Совете министров, а также условия , при которых власть назначения Президента Республики может быть делегированы им быть осуществлено в его имени. "

« Осадное является постановление Совета Министров. Его продление более чем на двенадцать дней может быть санкционировано только парламентом . "

«Вопросы, не относящиеся к сфере действия закона, носят нормативный характер. Тексты законодательной формы, регулирующие эти вопросы, могут быть изменены постановлениями, принимаемыми после заключения Государственного совета . Те из этих текстов, которые вступят в силу после вступления в силу настоящей Конституции, не могут быть изменены декретом, если Конституционный совет не объявил, что они имеют регулирующий характер в силу предыдущего параграфа. "

Разные категории указов

Существует три категории нормативных постановлений: простые указы, постановления Государственного совета и постановления Совета министров, причем уточняется, что последние также могут быть постановлениями Государственного совета.

Простой указ

Постановление в Совете Министров

Постановление Государственного совета

Общие правила составления постановлений

Принимая во внимание заключение министерского объединенного технического комитета, размещенного при премьер-министре 10 ноября 2005 г .;

Заслушав Совет министров,

Доминик де Вильпен

Государственный министр, министр внутренних дел и регионального планирования,

Министр занятости, социальной сплоченности и жилищного строительства,

Министр экономики, финансов и промышленности,

Министр национального образования, высшего образования и науки,

Министр транспорта, оборудования, туризма и моря,

Министр сельского хозяйства и рыболовства Доминик Бюссеро

Министр экологии и устойчивого развития,

Министр регионального планирования,

Репортер

В начале указа указывается член правительства, который отчитался перед премьер-министром или президентом республики для подписания указа.

Затем указываются текст и консультационная виза.

Подписи

Указы подписываются Президентом Республики или Премьер-министром.

Акты Президента Республики, не подлежащие контрподписи

Они предусмотрены статьей 19 Конституции и очень ограничены:

Кроме того, есть акты, касающиеся управления делами президента республики.

С другой стороны, поскольку премьер-министр является обычным обладателем регулирующих полномочий в соответствии со статьей 21 , президенту республики не требуется издавать нормативный указ . Следовательно, a contrario, нормативный указ, подписанный президентом, но без обсуждения в Совете министров, считается принятым некомпетентным органом. Таким образом, он подлежит аннулированию за незаконность. Однако, если премьер-министр также поставил свою подпись под указанным указом, то он считается автором, а подпись президента в этом случае считается излишней.

  • назначения ( статья 13 );
  • помилование ( статья 17 );
  • вызов Парламента на внеочередную сессию и закрытие этих сессий ( статья 30 );
  • указ в совете министров

Они имеют форму указа, подписанного президентом Республики, премьер-министром и министром иностранных дел.

Акты Премьер-министра, поданные на встречную подпись министрам, ответственным за их исполнение.

от лат. decretum - постановление, решение) 1. В древнем Риме - постановление императора, консула, сената. 2. Во Франции - законодательные постановления высших органов французской революции 1789-1794 гг. и 1871 г. 3. В первые годы Советской власти - название наиболее важных постановлений правительства (например, Декрет о земле). 4. В ряде стран (Польша, Румыния) - название постановлений высших органов государственного управления. 5. В некоторых странах правительственный акт, издаваемый в порядке исполнения, управления, в противоположность актам законодательным.

Смотреть что такое ДЕКРЕТ в других словарях:

ДЕКРЕТ

(лат. Decretum) — в древнем Риме называлось так постановление или мнение подлежащей власти, преимущественно коллегиальной: decretum augurum — мнение ко. смотреть

ДЕКРЕТ

(от лат. decretum — указ, постановление) наименование правового акта. В Древнем Риме Д. назывались акты сената, а затем императора. После Велико. смотреть

ДЕКРЕТ

ДЕКРЕТ, -а, м. 1. Постановление верховной власти. Д. о мире. Д. оземле. 2. В нек-рых сочетаниях: то же, что декретный отпуск (разг.). Уйти вд. Выйти из декрета. Быть в декрете. II прил. декретный, -ая, -ое. *Декретный отпуск - отпуск по беременности и родам. смотреть

ДЕКРЕТ

декрет м. 1) Постановление верховной власти государства, имеющее силу закона. 2) Акт высших органов государственной власти и управления (в СССР до 1936 г.). 3) разг. Отпуск по беременности и родам.

ДЕКРЕТ

декрет м.decree, edict декрет о мире ист. — the Decree on Peace декрет о земле ист. — the Decree on Land

ДЕКРЕТ

декрет указ, постановление, манифест, акт, распоряжение, решение; отпуск (по беременности и родам, декретный) Словарь русских синонимов. декрет 1. см. решение 2. 2. см. декретный отпуск Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. декрет сущ., кол-во синонимов: 11 • акт (21) • декретный (3) • декретный отпуск (4) • манифест (3) • отпуск (19) • отпуск по беременности и родам (4) • постановление (12) • распоряжение (36) • решение (36) • сенатус-консульт (1) • указ (20) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: акт, декретный, декретный отпуск, манифест, отпуск, отпуск по беременности и родам, постановление, распоряжение, решение, указ. смотреть

ДЕКРЕТ

ДЕКРЕТ (от лат. decretum - указ, постановление), наименование правового акта. В Др. Риме Д. наз. акты сената, а затем императора. После Великой франц. смотреть

ДЕКРЕТ

Декрет (лат. Decretum) — в древнем Риме называлось так постановление или мнение подлежащей власти, преимущественно коллегиальной: decretum augurum — мнение коллегии авгуров о правильности или неправильности хода ауспиций; decretum pontificum — мнение коллегии жрецов по спорному или сомнительному делу; d. gentilicium — постановление рода, имевшее частный характер и обязательный лишь для его членов; d. senatus — каждая статья постановления сената (senatus-consultus), подвергнутая голосованию отдельно (относительно точного смысла термина senatus decretum существуют различные мнения); d. decurionum — постановление муниципального сената. Синонимом слова Д. была sententia; но эти два термина различались по отношению к судебным местам. Д. называлось решение дела самим претором, постановленное без направления сторон, как это обыкновенно делалось, к специально назначенному для их дела судье (judex), a sententia — решение такого судьи. Впоследствии Д. назывался приговор императора по судебному делу (d. principis или principale); толкование закона, изложенное в императорском Д., считалось обязательным в аналогичных случаях. В Германии Д. назывались преимущественно судебные решения (до введения общеимперского устава гражд. судопроизводства 1877), причем существовали различные виды Д.; затем Д. называется там всякое волеизъявление государственной власти и ее органов, в особенности указы об определении на должность и увольнении с нее. Особое значение термин Д. (décret) получил во Франции с прошлого столетия. В своем Contrat social Руссо разграничивает области законодательства и управления (см. Закон). Всякое определение, относящееся к отдельному, конкретному случаю, Руссо признает не законом, а декретом даже тогда, когда оно исходит от верховной власти. Самодержавный народ может и управлять; но тогда он, как и всякое правительство, связан законами, и его правительственные акты хоть и издаются в том же порядке, как и законы, но все же они не законы, а лишь декреты. Учение Руссо не осталось без влияния на положительное законодательство. Конституция 1791 г., именуя все постановления законодательного корпуса законами (lois), различает, однако, между ними такие, при издании которых законодательная власть связана известными нормами: законодательный корпус, как представитель суверенитета, мог устанавливать начала, обязательные для него как власти правительственной. Право издавать распоряжения (arrêtés) было предоставлено не королю и не органам, от него зависимым, а учреждениям муниципальным. По неосуществившейся конституции 1793 г. все распоряжения общего свойства должны были исходить от законодательного корпуса в форме lois и décrets (различие между ними не совсем соответствовало схеме Руссо). Конституция III года облекла директорию значительной долей самостоятельной распорядительной власти. Консульская конституция VIII года предоставила правительству право издавать "règlements d‘administration publique". Центром распорядительной деятельности сделался вновь созданный государственный совет (см.); но наряду с règlements, рассмотренными в государственном совете, стояли décrets и arrêtés, изданные по единоличному усмотрению главы государства; этим Д. подчинено было, между прочим, и все местное управление. Хартия Людовика XVIII предоставила королю право издания общих распоряжений ("règlements et ordonnances pour l‘exécution des lois et la sûreté de l‘Etat"); по ныне действующему во Франции законодательству все постановления и распоряжения, исходящие от главы государства или министров, называются общим именем "décrets", тогда как местным распоряжениям префектов и общин присвоено наименование "arrêtée réglementaires". Распоряжения, изданные во исполнение закона, называются "décrets réglementaires", когда они исходят от министров, и "décrets portant règlement d‘administration publique", когда они по рассмотрении в государственном совете утверждаются главой государства. В дополнение закона могут быть изданы распоряжения, когда закон к этому уполномочивает исполнительную власть; такие распоряжения ммеют значение специальных законов. Отсюда их название "lois secondaires" или "actes de législation secondaire". Литература указана у Jellinek, "Gesetz und Verordnung" (1887, гл. III-VI). А. Я.

ДЕКРЕТ

ДЕКРЕТ(лат. decretum, от decernere - определять, решать). Приговор, постановление, указ верховной власти, имеющие силу закона.Словарь иностранных слов. смотреть

1) в Древ­нем Ри­ме - по­ста­нов­ле­ние им­пе­ра­то­ра, се­на­та, кон­су­ла.

2) Акт осо­бой юри­дической си­лы, из­да­вае­мый обыч­но в чрез­вы­чай­ных ус­ло­ви­ях (например, ре­во­люционные дек­ре­ты) или в осо­бом по­ряд­ке (например, дек­ре­ты-за­ко­ны, из­да­вае­мые на ос­но­ве де­ле­ги­ро­ва­ния за­ко­но­дательных пол­но­мо­чий). Так, в Рос­сии в пер­вые го­ды советской вла­сти Декретами на­зы­ва­лись наи­бо­лее важ­ные по­ста­нов­ле­ния государственной вла­сти (например, Дек­рет о зем­ле); во Фран­ции Декретами име­но­ва­лись за­ко­но­дательные по­ста­нов­ле­ния выс­ших ор­га­нов, соз­дан­ных во вре­мя Французской ре­во­лю­ции XVIII века, а так­же в пе­ри­од Па­риж­ской ком­му­ны 1871 года. Декреты при­ни­ма­лись во­енными и ре­во­люционными со­ве­та­ми по­сле государственных пе­ре­во­ро­тов в раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах, ими при­ос­та­нав­ли­ва­лись кон­сти­ту­ции, уп­разд­ня­лись выс­шие ор­га­ны го­су­дар­ст­ва и т. д.

3) В современном пра­ве - акт ис­пол­нительной вла­сти, обыч­но из­да­вае­мый пре­зи­ден­том или пра­ви­тель­ст­вом.

Читайте также: