Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе и вид человеческой деятельности

Обновлено: 04.07.2024

Содержимое публикации

Сущность литературного образования в начальной школе

Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей.

В основе новой парадигмы образования - идея открытого общества и идея человека, воспитанного на уважении к культурам мира, а также на чувстве ответственности перед отечественной культурой. Современная образовательная модель требует ориентации не столько на науку, сколько на культуру, на мир ценностей: главным становится не накопление знаний (задача, ставшая нереальной), а осознание их смысла. Мышление современного человека должно стать аксиологическим, ценностным: человек должен чувствовать ответственность за мир и историю, за собственную уникальную судьбу и за судьбу природы и культуры.

Изменения, происходящие в педагогическом пространстве в связи с тем, что образование ориентируется не только и не столько на науку, но на культуру, на мир ценностей, сферу смысла, прямо и непосредственно коснулись начального образования, которое находится в сфере наших интересов. В центр внимания уже с начальной школы выносится общее развитие учащегося, резко возрастает статус гуманитарных предметов.

В федеральном компоненте государственного стандарта литературное образование обозначено как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования младшего школьника. На его изучение отведено 472 часа. В 1–2 классах, когда работа над техникой чтения требует значительных затрат времени, отводится большее число часов в неделю (по 4 часа), уменьшение числа часов в 3–4 классах связано с тем, что к этому времени дети, во-первых, должны приобрести навык беглого чтения, во-вторых, читательские умения становятся общеучебными (дети читают, обсуждают, пересказывают и пр. разные тексты на уроках по всем учебным предметам, в-третьих, возрастает доля самостоятельного внеклассного чтения.

Отличительная черта стандартов по литературному чтению заключается в том, что отобранное содержание обучения позволяет точно определить не только конкретные направления работы, но и представить целостную картину начального литературного образования.

Доказательством этого может служить оценка содержательных линий, представленных в Обязательном минимуме: круг чтения (детская литература во всем объеме жанрово-видовых форм, разнообразия авторов, тематики и др.), техника чтения (развитие механизма чтения и совершенствование навыка чтения); начальное литературное образование (система средств, определяющая квалифицированный подход к анализу произведений), виды речевой деятельности, речевая творческая деятельность на основе чтения и в связи с чтением).

Все содержание стандарта представлено в виде отдельных блоков (модулей), последовательность по годам обучения не зафиксирована, что обеспечивает сохранение вариативности начального образования, возможность каждому разработчику программ, каждому учителю проявлять творчество. Стандарт отказался и от жесткой регламентации номенклатуры произведений, авторов. В тексте Обязательного минимума названы лишь имена авторов классической литературы XVIII–XIХ веков, без знания которых невозможно представить культуру младшего школьника, его круг чтения.

При решении этой задачи учитель должен обратить особое внимание на целесообразный отбор учебного материала с точки зрения художественной ценности произведений, жанрового разнообразия, влияния темы и содержания на развитие чувств детей, их нравственное и эстетическое воспитание. Особенно важно учитывать это при отборе произведений современных авторов. Учитель должен строго анализировать произведения, которые он предлагает для чтения, не допускать чтения произведений, которые прививают дурной вкус, засоряют речь школьника вульгаризмами.

Следуя принципу, заложенному в стандарте по литературному чтению, – ознакомлению детей с текстами разных жанров, учитель может предложить школьникам чтение нехудожественных текстов (писем, воспоминаний, автобиографий писателей и т. п.), а также научно-познавательных произведений. Все это будет расширять кругозор ученика, развивать его эрудицию и общую культуру.

Стандарт предоставляет реальную возможность дифференцировать обучение, то есть предъявить детям с разной успешностью обучения разные по степени трудности задания. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что отдельные содержательные позиции в Обязательном минимуме выделены курсивом, что означает следующее: учитель обязательно знакомит детей с этим материалом, но не требует его полного усвоения всеми.

Примером этого могут служить следующие положения стандарта. Учитель обучает школьников осуществлять выбор вида чтения в соответствии с его целью, то есть целесообразно применять ознакомительное, изучающее, выборочное чтение. Большинство детей успешно справятся с этой обучающей задачей и будут использовать разные виды чтения в самостоятельной читательской деятельности. В то же время в классе найдутся и такие учащиеся, которым подобные задания будут не под силу. Значит, они будут выполнять их с помощью учителя или одноклассников и при этом не получат отрицательной отметки. Такая позиция является выражением личностно ориентированного образования и позволяет создать ситуацию успешности обучения для каждого ученика.

Например, целесообразно применение такой формы организации обучения, как урок-диалог, когда идет живой непосредственный разговор между читателем и автором произведения, между читателем и его сверстниками-читателями, между читателем-учителем и читателем-учеником. На таких уроках педагог играет особую роль – он не навязывает свою читательскую позицию, а привлекает внимание детей к тем признакам текста, на основании анализа которых будут сделаны правильные выводы самими детьми.

Обязательный минимум содержания литературного образования нацеливает учителя на необходимость усиления внимания к решению еще одной задачи – формированию читательской самостоятельности. Уже младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Этот мотив становится основой для развития читательских умений – выбрать книгу, определить ее тему по иллюстрациям или аннотации, пользоваться оглавлением и т. п. Все это будет способствовать развитию читательской самостоятельности младших школьников как качества личности.

Реализация государственного стандарта по литературному чтению не вызовет особых трудностей в массовой школе, так как в нем учитывались основные традиционные подходы к содержанию литературного образования младших школьников. Учитель вправе выбрать любую программу обучения, любые учебники и дидактические материалы, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки РФ. Вместе с тем, он должен осуществить определенную подготовительную работу, проанализировав выбранный им УМК с точки зрения соответствия стандарта. Учитель может сам стать автором программы, в этом случае целесообразно познакомиться с Примерной программой по литературному чтению, которая определяет возможные пути раскрытия требований стандарта. Необходимо также ознакомиться с перечнем основного оборудования, дидактических и наглядных средств обучения, использование которых также поможет реализовать государственный стандарт начального образования.

Таким образом, стандарт ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности.

Известно, что в настоящее время отмечается резкое падение интереса к чтению художественной литературы.

- с каждым годом сокращается число детей, выбирающих самостоятельное чтение среди других видов деятельности (телепросмотры, игры на компьютере);

- дети с безразличием относятся к русской классике, произведения классиков литературы XIX-XX вв. почти исчезли из области самостоятельного чтения современного школьника;

- дети безразличны к чтению (заучиванию, исполнению) произведений стихотворного жанра; в зону их интереса попадают в основном тексты низкого уровня, печатающиеся сегодня в малохудожественных журналах, рекламных сборниках и т.п.

Дети сталкиваются с трудностями в процессе чтения, часто они не могут понять смысла печатного слова из-за небогатого словарного запаса, неспособности анализировать и интерпретировать художественный текст. Текст для большинства детей, а иногда и педагогов становится тайной за семью печатями.

Перестав читать книги о своих сверстниках и их проблемах, о животных и дальних странах, настроившись на волну фэнтези, наши дети постепенно утрачивают способность к сопереживанию, к сочувствию, утрачивают привычку к духовной работе.

Кроме того, изобилие массовой, легкой, картиночной литературы и глянцевой журналистики отвлекает читателей от литературы классической. По словам детей, серьезная литература требует больших духовных и временных затрат. К сожалению, практически исчезла культура семейного чтения: большинство родителей мало читают или не читают вообще.

На реализацию главной цели литературного образования в начальной школе направлена ведущая нравственная идея курса литературы: окружающий нас мир наделен тайной и красотой, которая не всегда открывается обычному взгляду; и именно литература (и искусство в целом) обладает способностью и средствами делать явной не замечаемую подчас красоту, открывать в мире и, главное, в человеке, содержащиеся в них глубину и богатство.

Встречи с художественными произведениями способны оставить в душе младшего школьника след на всю жизнь. Благодаря этим встречам начинается приобщение ребенка к высшим понятиям бытия: добро и зло; жизнь и смерть, бессмертие; любовь, смысл жизни. Педагогический опыт показал, что младшие школьники способны на своем уровне воспринимать духовно-нравственные знания, что является одним из путей формирования духовно-нравственного опыта у учащихся. Поэтому обучение и воспитание младших школьников должно быть направлено на то, чтобы разбудить чувства ребенка духовно – нравственным содержанием.

В связи с этим приобретает особое значение отбор произведений и фактов истории литературы, с которыми нужно познакомить ребенка в начальной школе. Именно поэтому одним из первых писателей, с личностью и творчеством, которого целесообразно знакомить детей как можно раньше, является А.С. Пушкин.

Пушкин – самое драгоценное, что есть в России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить спокойно, объективно, без восторга.

Великий и желанный спутник, вечный современник, он идёт с нами от нашего детства и до нашей старости, он всегда около нас. Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви, уважение к труду и людям труда.

Пушкин сегодняшний – современный. Его произведения облагораживают душу, и нашу жизнь. “Пушкин приходит к нам с детства, а мы приходим к нему только с годами”, – писал А.Твардовский. “Он первым приучил русскую публику читать, и в этом состоит его величайшая заслуга” (Н.Добролюбов).[4, с. 99]

Пушкин бездонен, дети, читающие его произведения, меняются в каждом поколении. В Пушкине что-то всегда оставалось неизменным. Пушкин живёт всюду, он соединяет всё. Потому что он всему был родной. И в сказках Пушкина есть это ощущение совместности всех стихий, слияние всех движений в мире.

Пушкин кажется доступным каждому, кто прикоснулся к нему и вобрал в себя хотя бы часть содержания его произведений. Общительность действительно была творческим даром Пушкина. Может быть, поэтому он становится необходимым собеседником для ребёнка и старика, для людей очень разных уровней сознания.

Путь читателя к Пушкину радостен и труден, и хотелось бы, чтобы в общении с поэтом школьник увидел подлинное его лицо.

Движение к Пушкину – естественная потребность современной литературы и современного читателя. Н.В.Гоголь пророчески сказал о Пушкине: “Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет” [9, с. 107]. Эти двести лет уже давно прошли, и тяготение к Пушкину – признак справедливости предвидения. Содержание нашего отношения к его творчеству меняется в разные периоды человеческой жизни и исторической эпохи.

Общение с Пушкиным протекает на разном уровне глубины и напряжённости в зависимости от возраста и культуры читателя.

Научить читать и глубоко понимать пушкинские произведения, в полную меру, оценить талант и особенности поэтического дара А.С.Пушкина - в этом заключается цель эстетического воспитания детей, изучающих его творчество, задача современной школы.

Образовательное и воспитательное значение произведений Пушкина чрезвычайно велико и многообразно: они способствуют развитию идейно-художественных представлений, формируют основы миропонимания и мировоззрения, воспитывают художественный вкус, любовь к родному языку, развивают образное мышление. Значение изучения Пушкина заключается так же и в том, что его произведения способствуют пониманию сущности поэзии вообще, художественной литературы в целом.

Общение с произведениями Пушкина должно приносить учащимся радость, и постоянная забота учителя – расширение круга чтения произведений великого поэта, развитие интереса к ним, стремления к неоднократному переживанию их, прочному запоминанию стихов, заучиванию наизусть. Пушкина читают и изучают в младших и средних классах.[28, с. 102]

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе, литературное образование и литературное развитие младших школьников.

Кожевникова Е.А.

Лесосибирский педагогический интститут-

Филиал Сибирского федерального университета.

Ключевые слова: Литературное чтение, начальная школа, литературное образование, литературное развитие.

Литературное чтение выполняет особенную роль как предмет, он не только урок, но и сильнейшее орудие воспитания и развития ребенка, поэтому данному предмету отводится особое место среди предметов в начальной школе. Литература как предмет несет за собой мощнейший багаж духовных, личностных ценностей. Язык художественного произведения, художественное слово, изобразительно-выразительные средства художественной речи выступают в качестве общекультурной среды для школьников. Вос питывающий потенциал литературы позволяет сформировать у младших школьников базовые нормы гражданской и духовно-нравственной культуры.

На современном этапе существуют два направления процесса обучения чтению: 1) собственно обучение чтению, которое ведется на трех уровнях — формирование и совершенствование навыка чтения, обучение чтению и восприятию художественного текста, формирование читательской самостоятельности; 2) получение ребенком литературного знания, т.е. обеспечение литературного образования и литературного развития детей младшего школьного возраста.

Проблемы литературного образования и литературного развития неотделимы друг от друга. Цель любого образования — развитие личности, поэтому нетрудно понять, что цель литературного образования — литературное развитие ребенка. Для успешной работы с детьми необходимо разобраться в этом процессе, его сути, специфике, условиях.

В.Г. Маранцман утверждает, что литературное развитие с некоторым запозданием реализует опыт общего психического развития ребёнка. Сдвиги в литературном развитии охватывают все стороны читательского восприятия и более всего заметны в области эмоций или при переходе на следующую ступень литературного развития[4]

Литературное развитие сегодня трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный трехсторонний процесс, включающий:

1)формирование читателя (обучение восприятию, осмыслению и интерпретации художе ственного произведения в единстве его формы и содержания, оценке его с эстетических позиций и выражению своей оценки, как в словесной, так и в невербальной форме);

2)развитие литературного творчества школьников, способности адекватно выразить себя в слове;

3)расширение культурного поля ребенка, развитие школьника как носителя и созидателя культуры.

Таким образом мы можем сказать, что литературное чтение как учебный предмет является одним из главных аспектов в обучении на начальном этапе образования. Литературное чтение влияет на всесторонние развитие младшего школьника, обогащает его кругозор, дает возможность к развитию творческих способностей и воображения. Формирует нравственные и моральные установки через прочтение литературных произведений.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

1. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать ( на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Общая характеристика курса

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Навык чтения . На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Более подробно с программой по предмету можно познакомиться, скачав файлы, прикрепленные далее.

4. Характеристика программ и учебных материалов по чтению.

1. ЗАДАЧИ УРОКОВ ЧТЕНИЯ

Чтение относится к письменным формам речевой деятельнос­ти, уроки чтения являются продолжением начатой в период обуче­ния грамоте работы по формированию у учащихся необходимых качеств чтения (правильности, беглости, сознательности, вырази­тельности), типа правильной читательской деятельности и само­стоятельности, а также работы по развитию речи детей: обогаще­нию, уточнению и активизации словаря, выработке умения вос­принимать чужую речь в устной и письменной форме и выражать свои мысли.

Дальнейшее совершенствование умения читать достигается, во-первых, путем совершенствования технической стороны чтения, все большей ее автоматизации, а во-вторых, углублением умения понимать содержание читаемого произведения, постигать его подтекст, смысл. Решающее значение здесь приобретает развитие у детей вос­создающего и творческого воображения, ассоциативности мышле­ния, способности вести внутренний диалог с писателем, живо и ярко воспринимать каждый из созданных им образов, сюжетные ситуации, соотносить образный мир, возникающий в ходе чтения, с собственным опытом, пристально вглядываться в литературных героев, раздумывать над их поступками, рассуждениями, отноше­нием к окружающей жизни. Все это необходимо для того, чтобы ребенок мог научиться лучше разбираться в себе, поставить себя в ситуации, в которых оказались литературные персонажи, понять нравственные ценности, заключенные в художественном произве­дении.

Общеизвестна роль художественной литературы в воспита­нии ребенка. Она является богатейшим источником познания жиз­ни и инструментом воздействия на все стороны человеческой лич­ности. Значимость уроков чтения состоит в том, что на них в ком­плексе решаются образовательные и развивающие задачи. Реализация этих задач на уроках чтения предполагает в равной степени овла­дение учащимися определенным комплексом знаний и умений, фор­мирование у них личностных качеств, необходимых человеку. При этом приобретенные учащимися знания и формируемые у них чув­ства должны осознаваться самими школьниками как необходимые им в жизни.

Современная система обучения чтению предполагает непре­менный переход всех учащихся к самостоятельной деятельности с книгой. В связи с этим обучение чтению заключает в себе важ­ный раздел — внеклассное чтение, целью которого является фор­мирование у младших школьников знания детских книг, изби­рательного интереса к книгам, желания и умения их осознанно выбирать и осмысленно читать. Становление типа правильной са­мостоятельной читательской деятельности должно управляться учителем.

Тип правильной самостоятельной читательской деятельнос­ти — это есть сформированная у читателя способность к целе­направленному осмыслению и освоению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения для выбора с их помощью того, что ему нравится и необходимо, что нет; что интересно, что скуч­но, чего он хочет, но еще не может, а чего не хочет, хотя и может, и т.д. Чтение под наблюдением и контролем со стороны учителя должно привести к самостоятельному детскому чтению, т.е. чтению индивидуальному, без непосредственной посторон­ней помощи, к общению ребенка с доступным миром книг, в процессе которого ребенок и осуществляет осознанный выбор книги и ее прочтение по всем правилам.

1. Задачи уроков чтения.

2. Научные основы методики чтения.

3. Историко-критический обзор методов чтения.

4. Характеристика программ и учебных материалов по чтению.

1. ЗАДАЧИ УРОКОВ ЧТЕНИЯ

Чтение относится к письменным формам речевой деятельнос­ти, уроки чтения являются продолжением начатой в период обуче­ния грамоте работы по формированию у учащихся необходимых качеств чтения (правильности, беглости, сознательности, вырази­тельности), типа правильной читательской деятельности и само­стоятельности, а также работы по развитию речи детей: обогаще­нию, уточнению и активизации словаря, выработке умения вос­принимать чужую речь в устной и письменной форме и выражать свои мысли.




Дальнейшее совершенствование умения читать достигается, во-первых, путем совершенствования технической стороны чтения, все большей ее автоматизации, а во-вторых, углублением умения понимать содержание читаемого произведения, постигать его подтекст, смысл. Решающее значение здесь приобретает развитие у детей вос­создающего и творческого воображения, ассоциативности мышле­ния, способности вести внутренний диалог с писателем, живо и ярко воспринимать каждый из созданных им образов, сюжетные ситуации, соотносить образный мир, возникающий в ходе чтения, с собственным опытом, пристально вглядываться в литературных героев, раздумывать над их поступками, рассуждениями, отноше­нием к окружающей жизни. Все это необходимо для того, чтобы ребенок мог научиться лучше разбираться в себе, поставить себя в ситуации, в которых оказались литературные персонажи, понять нравственные ценности, заключенные в художественном произве­дении.

Общеизвестна роль художественной литературы в воспита­нии ребенка. Она является богатейшим источником познания жиз­ни и инструментом воздействия на все стороны человеческой лич­ности. Значимость уроков чтения состоит в том, что на них в ком­плексе решаются образовательные и развивающие задачи. Реализация этих задач на уроках чтения предполагает в равной степени овла­дение учащимися определенным комплексом знаний и умений, фор­мирование у них личностных качеств, необходимых человеку. При этом приобретенные учащимися знания и формируемые у них чув­ства должны осознаваться самими школьниками как необходимые им в жизни.

Современная система обучения чтению предполагает непре­менный переход всех учащихся к самостоятельной деятельности с книгой. В связи с этим обучение чтению заключает в себе важ­ный раздел — внеклассное чтение, целью которого является фор­мирование у младших школьников знания детских книг, изби­рательного интереса к книгам, желания и умения их осознанно выбирать и осмысленно читать. Становление типа правильной са­мостоятельной читательской деятельности должно управляться учителем.

Тип правильной самостоятельной читательской деятельнос­ти — это есть сформированная у читателя способность к целе­направленному осмыслению и освоению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения для выбора с их помощью того, что ему нравится и необходимо, что нет; что интересно, что скуч­но, чего он хочет, но еще не может, а чего не хочет, хотя и может, и т.д. Чтение под наблюдением и контролем со стороны учителя должно привести к самостоятельному детскому чтению, т.е. чтению индивидуальному, без непосредственной посторон­ней помощи, к общению ребенка с доступным миром книг, в процессе которого ребенок и осуществляет осознанный выбор книги и ее прочтение по всем правилам.

— раскрывает значение родного языка в первоначальном обучении;

— излагает методику организации и проведения первых занятий языком;

— доказывает необходимость наглядного обучения;

— описывает метод первоначального обучения грамоте и элементарному письму;

— излагает методику проведения звуковых упражнений, подготавливающих к чтению;

— описывает метод совместного изучения письма и чтения по азбуке.

«Прежде всего следует заметить, что каждая такая статейка назначается не только для чтения, но составляет предмет для беседы наставника с учениками и что изустная беседа здесь так же важна, как и чтение. Беседа должна разъяснить читаемое; чтение должно закреплять усвоенное в беседе. Но что должно предшествовать — беседа или чтение? Вначале, когда ученик не привык еще справляться с содержанием читаемого, беседа непременно должна предшествовать чтению; впоследствии чтение может предшествовать беседе.

Вопросы должны вполне относиться к содержанию статьи, исчерпывать его, не превышать сил дитяти и соответствовать степени его развития.

В методике 30—50-х годов XX в. сложился определенный подход к анализу текста, который основывался на своеобразии художественного произведения по сравнению с научно-деловой статьей, предполагал поэтапность работы над произведением, отработку навыка чтения, анализ произведения по частям с последующим обобщением, систематическую работу над развитием речи.

В 60—70-е годы были внесены изменения в содержание классного чтения и методы обучения. Была усовершенствована методика анализа художественного произведения: меньше воспроизводящих упражнений, больше творческих, развивающих умение высказывать собственное мнение по поводу прочитанного; работа над произведением в целом, а не над отдельными мелкими частями; предоставление учащимся большей самостоятельности в раскрытии идеи и образов произведения; разнообразие видов заданий при работе с текстом. В это время были определены умения, формируемые у младших школьников в работе с текстом, а также более четко выделены требования к навыкам чтения в 1 — 3 классах.

В 80-е годы усовершенствованы программы по чтению, предназначенные для обучения в трехлетней школе, и созданы программы для обучения в четырехлетней школе. Авторы программ и новых книг для 'чтения В.Г. Горецкий, Л.С. Геллерштейн, Л.Ф. Климанова, Л.К. Пискунова провели строгий отбор произведений, учитывая их познавательную ценность, художественное совершенство, воспитательную значимость, соответствие возрастным особенностям младших школьников, Разработаны методические положения, определяющие подход к анализу художественного произведения. Они сводятся к следующему: 1) анализ содержания произведения и формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения сливаются в единый процесс (задания, направленные на понимание содержания текста, одновременно способствуют совершенствованию навыка чтения;

2) выяснение идейно-тематической основы произведения, его образов, сюжетной линии, композиции и изобразительных средств в максимальной степени служит становлению учащегося как личности, а также обеспечивает развитие речи;

3) опора на жизненный опыт учащихся является основой осоз­нанного восприятия содержания произведения и необходимым условием его правильного анализа;

4) чтение рассматривается как средство активизации познавательной деятельности учащихся и расширения их знаний об окружающей действительности;

5) анализ должен будить мысль, чувства, возбуждать потребность высказаться, соотнести свой жизненный опыт с теми фактами, которые представил автор.

Учебный материал это объекты (факты, явления, процессы), изучая которые каждый ребенок под руководством учителя познает окружающий мир и себя самого, а главное, приобретает жизненно необходимые умения и навыки. В содержании учебного материала должны быть заложены все предусмотренные программой представления, понятия, виды упражнений в деятельности, интерес к которой у детей надо воспитывать. В процессе формирования у учащихся любви к чтению и читательской самостоятельности роль учебных материалов играют художественные произведения и детские книги из доступного младшим школьникам круга чтения.

Читайте также: