Что такое бибоп кратко

Обновлено: 05.07.2024

Бибоп или боп является жанром из джаза , который появился в 1940 - х и 1950 . Его влияние распространяется практически на все стили джаза. Первые записи датируются 1945 годом. Темы бибопа сначала проигрываются перед написанием. Это революционное течение исходит от ассоциации афроамериканских музыкантов, которые после выполнения своих договорных обязательств в больших оркестрах хотели освободиться, освободившись от дисциплины биг-бэндов . Эти поиски свободы приводят к уменьшению формаций, оставляя больше свободы в интерпретации и больше возможностей для импровизации соло. Первые впечатления от бибопа стали результатом сеансов с Телониусом Монком , Чарли Паркером , Диззи Гиллеспи и Чарли Кристианом .

Бибоп стенды самых ранних форм джаза, стиль , известный как Mainstream , с темпом часто быстрым, динамичными формулировки и гармонические сетки очень предусмотренных (изменение Аккордов всех мер или часто несколько раз измерения - см антропологии от Чарли Паркера ), и того факт , что он не обязательно имеет отношение к танцам. Однако с ним ассоциируется танец: см. Бибоп . Стиль бибоп требует технического владения инструментом, а также хорошего слуха и глубокого знания гармонии, чтобы оставить место для импровизации, что является основной характеристикой стиля. Музыканты бибопа без колебаний нарушают законы или, скорее, общепринятую эстетику гармонии или мелодии , исследуя новые горизонты. Более того, этот стиль изо всех сил пытался быть принят ностальгирующими по эпохе свинга . Луи Армстронг сказал об этой музыке: «Это странные аккорды, которые ничего не значат. Мы не помним мелодии и не можем танцевать под них. "

Возникновение этого нового направления джаза вызвало споры во Франции: придерживаясь узкого и расистского определения жанра, влиятельный джазовый критик Хьюг Панасси категорически отверг бибоп, который он считал отличным от джаза. Противоречие зашло так далеко, что вызвало раскол в Hot Club de France , где Шарль Делоне защищал бибоп.

Резюме

Терминология

История


Майлз Дэвис (фортепиано), Ховард МакГи (труба) и Брик Флигл (гитарист) в сентябре 1947 года (четвертый не идентифицирован).

В 1939 году запись души и тела от Coleman Hawkins является важным прецедентом для бибопа. Желание саксофониста оставить, хотя бы на короткое время, обычную логику темы и его отрывки в двойном ритме явно знаменуют собой поворотный момент по сравнению с существующим джазом. Запись была очень популярна, но в целом Хокинс стал источником вдохновения для поколения молодых музыкантов, особенно для Чарли Паркера , также саксофониста, из Канзас-Сити .

В 1940-х годах новое поколение джазменов сформировало новый стиль, который отличался от свинга 1930-х годов и крупных музыкальных ансамблей. Такие повстанцы, как Диззи Гиллеспи , Чарли Паркер , Бад Пауэлл и Телониус Монк, находятся под влиянием предыдущих поколений и, в первую очередь, авантюрных припевов Арта Татума , Эрла Хайнса , Коулмана Хокинса , Лестера Янга и Роя Элдриджа . Гиллеспи и Паркер оба вышли из тренировок Эрла Хайнса в Чикаго, где они работали с некоторыми громкими именами до-бопа, такими как, конечно, Эрл Хайнс, а также Джек Тигарден и Джей МакШанн . Во время своего пребывания в кабине Каллоуэй оркестра , Dizzy Gillespie тренировался с басистом Милт Хинтон и разработали некоторые основные элементы гармонии и ритмические новшества , которые сделали бы бибоп. Чарли Паркер действует таким же образом с басистом Джином Рэми, затем в формировании МакШанна. Эти два предшественника того, что вскоре станет бибопом (хотя Паркер никогда не использует этот термин, обнаружив, что музыка теряет смысл), начинают исследовать ранее нетронутое ритмическое и гармоническое пространство. Революция, в конечном счете, в основном ритмична с введением сложных синкопов, очень быстрых темпов и все более бинарной фразировки. Гармония обогащена, в частности, заменой аккордов и использованием измененных аккордов. Однако на практике импровизации остаются очень близкими к основным нотам аккорда (тоника, третья, пятая, седьмая и девятая, плюс проходные ноты), более того, наиболее часто используемыми гармоническими последовательностями остаются анатоль и II-VI . Многие темы бибопа используют гармонические сетки джазовых стандартов пре-бибопа.

The Minton's Playhouse в Нью-Йорке служит лабораторией для зарождения бибопа, хотя некоторые пробовали использовать боп-фразировку в припеве в оркестре Бенни Гудмана . Чарли Кристиан , среди прочего, начинает акцентировать внимание на низких долях (удары два и четыре для четырехбитного такта ), играть нестандартно и завершать свои музыкальные фразы, как правило, на второй половине четвертой доли. Кроме того, он экспериментирует с асимметричной фразировкой, которая станет основным элементом хорус-бопа. Свинговая фраза состоит из двух или четырех тактов и строго соответствует гармонической каденции на этих тактах. В бопе фразы не имеют определенного количества тактов и могут очень хорошо перекрывать несколько ритмов, которые связаны и останавливаются во время каденции. Точно так же специалисты по бибопу предвидят гармонию последующих тактов или битов. Это ожидание может быть диссонансным и производит сильное впечатление внезапного рывка вперед. Все эти ритмические нововведения создают впечатление, что импровизатор свободно идет над гармониями, составляющими произведение, а не привязан к ним безвозвратно, как в эпоху свинга.

Партия ударных сильно эмансипировалась в эпоху бопа. Барабанщик эпохи свинга использует басовый барабан для обозначения ударов такта (обычно четырех ударов). Барабанщик будет использовать большой барабан, чтобы отметить или подчеркнуть акценты мелодии, при этом сохранение темпа теперь возложено на хай-хет. Кроме того, барабанщики бопа отзываются о импровизирующем инструменталисте. Барабанщики представлены Максом Роучем , Шэдоу Уилсоном , Филли Джо Джонс , Роем ​​Хейнсом и Кенни Кларком . Эта модификация использования большого барабана значительно меняет важность басовой партии, обычно обеспечиваемой контрабасистом . Бас не только обеспечивает гармоническую основу, но также играет роль в темпе и общем аспекте пьесы, особенно через ходячий бас . Шагающими бас состоит из играет четверть ноты за такт в мере, а также, возможно, несколько подхода заметок. Басист становится неотъемлемым элементом небольших ансамблей.

Примерно в 1950 году нахлынула вторая волна бопперов, особенно представленная Клиффордом Брауном , Сонни Ститтом и Фэтсом Наварро . Они смягчают ритмическую эксцентричность первых бопперов, строят их предложения в основном из восьмых нот и акцентируют некоторые из них, чтобы придать ритмическое разнообразие.

Характеристики

Бибоп радикально отличается от предшествовавшей ему эпохи свинга . Это изменение музыкального стиля задумано создателями бопа как реакция на стиль свинг. Bop может характеризоваться быстрым темпом, polyrhythmics , в политональности асимметричной фразировки, виртуозные и сложные мелодиями ( Донна Ли и Подтверждение о Чарли Паркере , к примеру). Зрители в то время привыкли к упорядоченным мелодиям, созданным для танцев, например, из оркестров Бенни Гудмана и Гленна Миллера . Боп-музыка сначала звучит как беспорядок, музыка кажется гораздо более резкой, быстрой, фрагментарной. Однако для музыкантов и любителей джаза бибоп представляет собой новую перспективу, волнующую, красивую, манящую в такой артистической форме, как джаз.

Импровизация становится главной целью произведения. В бопе нет особой аранжировки, раскрывающей тему в начале и в конце песни. Тема часто исполняется в унисон, например, трубой и саксофоном, или обеими руками пианиста в случае трио. Промежуточные решетки полностью созданы музыкантами из импровизации. Единственная связь, которая объединяет их в настоящее время, - это гармонии, на которых основана песня. Во время импровизации солист спонтанно играет мелодию, иногда он обращается к мелодии темы или другим известным мелодиям, а также может заимствовать отдельные риффы . Сопровождающие его музыканты создают припев, реагируют ритмично, а иногда и гармонично. В бопе аккомпаниаторы обычно представляют собой ритм-секцию, состоящую из ударных, контрабаса и фортепиано.

Основные гармонии происходят из блюза, в частности, I-IV-V (последовательность, уже используемая в классической музыке), к которой добавляется последовательность II-VI, а затем классические ритмы меняются I-VI-II-V. Также часто встречаются отрывки на параллельный минорный аккорд, например, C7, переходящая в C-минор 7. Боп-музыканты также усложняли гармонии пьесы, заменяя определенные аккорды или добавляя аккорды, эволюция все еще далека от эволюции мелодии. Наиболее часто используемые боп-музыкантами замены - это тритоновая замена , добавление уменьшенного и / или увеличенного девятого и увеличенного одиннадцатого .

Инструменты


Типичная форма бопа включает саксофон , трубу , контрабас , ударные и фортепиано . Этот тренинг популяризировали Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи в 1940-х годах , в начале эры бопа. Гитара электрический или акустические иногда добавляет к обучению, даже тромбон или скрипка может быть привита, но возможности относительно редки. Мы также упомянем кларнетиста Бадди ДеФранко , вибрафониста Терри Гиббса и аккордеониста Томми Гумина, которые знали, как адаптировать бибоп к своему инструменту.

Хотя бибоп - это только одна часть джаза, его продолжают играть в наши дни по всему миру. Импровизация со времен этой революции радикально изменилась. Умение импровизировать на быстрых и гармонично сложных последовательностях теперь является фундаментальным элементом любого музыкального обучения джазу.

Расширения

К середине -1950s , Майлз Дэвис и Джон Колтрейн , среди многих других, начали исследовать пределы стандартного бибопа словаря. Первые музыкальные стили, возникшие из бибопа, - это хард-боп , крутой джаз , джаз западного побережья , модальный джаз и, наконец, фри-джаз . Хотя бибоп был изобретен в Соединенных Штатах , он пользовался огромным успехом во всем мире [исх. необходимо] , особенно во Франции , Японии и Дании .

В качестве альтернативы боперы предложили намеренно усложненный язык импровизации, быстрые темпы, разрушение устоявшихся функциональных связей музыкантов ансамбля. Бибоповый ансамбль обычно включал в себя ритм-секцию и два — три духовых инструмента. Темой для импровизации часто служила мелодия, имеющая традиционное происхождение, однако видоизмененная в такой степени, что ей присваивалось новое название. Впрочем, сами музыканты были нередко авторами оригинальных тем. После проведения темы в унисон духовыми инструментами следовала последовательная импровизация участников ансамбля. В финале композиции вновь появлялось унисонное проведение темы.

Додо Мармароса (ф-но), Арвин Гэррисон (гитара), Вик Макмиллан (контрабас), Рой Портер (барабаны). Запись сделана в Лос-Анджелесе.

Шествие бопа было стремительным, и у него возникла широкая и стабильная аудитория. Так же, как в иных случаях, появление новой музыки сопровождается модой с соответствующей атрибутикой — темные очки Монка, бородка Гиллеспи, черные береты и внешняя невозмутимость.
Не все музыканты нового стиля оказывались в его стандартном русле. В качестве примера можно вспомнить одного из ветеранов и даже родоначальников бопа, пианиста Телониуса Монка, который обладал совершенно индивидуальными, не вписывающимися в рамки классики бопа стилевыми особенностями. Считается, что эти особенности связаны с влиянием Арта Тейтума; правда, Монк, в отличие от Тейтума, крайне редко демонстрировал исполнительскую технику. Его исполнительская манера непредсказуема, лаконична, он предпочитал диссонансы и очень тщательно выстраивал минимальную форму. Он не сразу был воспринят публикой и коллегами, однако его музыка сыграла существенную роль в становлении более поздних стилей — от кула до модального джаза.

Джордж Тэйтт — труба, Сахиб Шихаб — альт-саксофон, Телониус Монк — ф-но, Боб Пэйдж — контрабас, Арт Блэйки — барабаны
Редкий для эры бибопа пример: в присутствии двух духовых инструментов первый голос темы играет фортепиано. — Ред.

Во всей истории джаза постоянно происходила смена этапов, которые в своих выразительных средствах тяготели к более горячей (hot) или более прохладной (cool) стороне джаза. Боповый взрыв к концу 40-х годов сменяется новым периодом, который даже по названию точно соответствовал принятой смене декораций. В сущности, стиль кул (прохладный) только формально соответствовал охлаждению музыкальной энергетики. На самом деле изменение активных выразительных средств перевело эту энергетику в новые формы, она перешла из состояния внешних эффектов в сущностные, глубинные составляющие. В бибопе форма музицирования основывалась на сольных импровизациях, осуществляемых в более сложных ритмо-гармонических условиях. Новое поколение музыкантов конца 40-х годов заинтересовал иной подход, основанный на единстве сложных аранжировок и возможной коллективной импровизации на их основе.

Ранний кул

СЛУШАТЬ: Lennie Tristano Sextet — Marionette (1949)
Ленни Тристано — ф-но, Ли Конитц — альт-саксофон, Уорн Марш — тенор-саксофон, Билли Боуэр — гитара, Арнольд Фишкин — контрабас, Дензил Бест — барабаны

В 50-е годы составы стиля кул постепенно уменьшились до квартетов и квинтетов и распределились в направлении ярко выраженных индивидуальных стилей. В них продолжала оставаться значительной роль аранжировщика, совершенствовались гармонические средства, стала широко использоваться полифония. Свинг, как исполнительское качество, выражался в особой легкости импровизации, свободе музицирования. Особое внимание уделялось легкому, безостановочному движению. Звучание инструментов характеризовалось чистым звуком без использования вибрации. Для кула характерен яркий тематизм, использование редких ладов. Ведущими музыкантами кула стали (кроме участников оркестра Майлса Дэйвиса) саксофонисты Пол Дезмонд (Paul Desmond), Стен Гетц (Stan Getz), трубачи Чет Бэйкер (Chet Baker), Шорти Роджерс (Shorty Rodgers), тромбонист Боб Брукмайер (Bob Brookmeyer), пианисты Ленни Тристано, Дэйв Брубек (Dave Brubeck), ударники Джо Морелло (Joe Morello), Шелли Манн (Shelly Manne).

West Coast

СЛУШАТЬ: Gerry Mulligan & Chet Baker — Festive Minor (1957)

Новое название музыкального стиля, принято считать, появилось благодаря Диззи Гиллеспи, который напевал мелодии блюзовыми квинтами - интервалами, характерными для бопа. По звучанию они были схожи с восклицанием Hey! Ba-Ba-Re-Bop


Бибоп

Предпосылки появления

Unheard Bird Чарли Паркера.

Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи считаются отцами-основателями бибопа

Популярность традиционного джаза привела к чрезмерному распространению музыкальных коллективов среднего профессионализма, исполняющих джаз исключительно в целях заработка, без творческого стремления, применяя в своей практике музыкальные стандарты и шаблоны.

Такая тенденция была крайне неприятна музыкантам, которые во главу своей работы ставили творческий процесс, стремление к созданию нового, а не топтание на месте.

Основой бибопа стали быстрые и сложные импровизации

Новое название музыкального стиля, как принято считать, появилось благодаря Диззи Гиллеспи, который напевал мелодии блюзовыми квинтами – интервалами, характерными для бопа. По звучанию они были схожи с восклицанием Hey! Ba-Ba-Re-Bop.

Слишком быстро для танцев

Бибоп

Телониус Монк, Говард МакГи, Рой Элдридж, Тедди Хилл, 1947 год

Стараниями именитых нью-йоркских музыкантов Телониуса Монка, Макса Роуча, Диззи Гиллеспи, Бада Пауэлла и Чарли Паркера миру был представлен новый стиль в джазовой музыке – бибоп.

Основанный на глубокой импровизации музыкальных гармоний и синкопированном ритме, нередко взвинченный ритмически на максимальные скорости звучания.

Такой подход шокировал простого слушателя. На первых порах публико весьма не лестно отзывалась о таком новшестве, характеризуя его резким и слишком быстрым, уводя любимую музыку из привычного танцевального ритма.

Слушайте Bebop — Charlie Parker на Яндекс.Музыке

Музыкальная общественность также с настороженностью восприняла новое течение. Но вскоре она изменила свое мнение и оценила витиеватость импровизаций и проявившиеся новые творческие горизонты.

Основой нового стиля послужили быстрые и сложные импровизации на основе гармоний, что в корне отличала его от традиционного джазового взгляда, основанного на монументальности мелодии.

Из масс в элиту

Бибоп

Концерт Телониуса Монка

Сложность постоянной импровизации, вложенной в не менее сложный ритмический рисунок, огородила новый стиль от наплыва непрофессионалов и привнесло раздолье для творчества и развития узкому кругу виртуозов.

Практика показала, что бибоп идеально подходит для небольших коллективов: квартета или квинтета. Это позволило музыкантам выступать малыми составами, что было намного экономичнее по тем временам.

Из больших залов музыканты переместились в малые, атмосферные бары и небольшие музыкальные салоны, где могли собираться дружные компании исключительно ценителей сложных импровизаций и прогрессивного творчества, обрели популярность. Распространение бибопа привело к трансформации джаза в сугубо интеллектуальное течение.


Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова вестернизация (существительное):

Синонимы к слову «бибоп»

Предложения со словом «бибоп»

  • На раннем этапе он, виртуозный джазовый пианист, был среди тех, чьё творчество маркировало переход от биг-бэнда эпохи свинга к небольшим джазовым составам 1940-х и 1950-х, из которых позже выйдет стиль бибоп.

Бибоп, би-боп, боп (англ. bebop) — джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов XX века и характеризуемый быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на обыгрывании гармонии, а не мелодии. Бибоп сделал революцию в джазе, боперы создавали новые представления о том, что такое музыка. Основоположниками бибопа стали: саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч. Этап бибопа стал значительным смещением акцента в джазе.

Дополнительно

Предложения со словом «бибоп»

На раннем этапе он, виртуозный джазовый пианист, был среди тех, чьё творчество маркировало переход от биг-бэнда эпохи свинга к небольшим джазовым составам 1940-х и 1950-х, из которых позже выйдет стиль бибоп.

Заметил это только владелец вечернего клуба, который предложил ему приберечь ниггерский бибоп для бригады уборщиков.

Читайте также: