Что такое багет для картин кратко

Обновлено: 02.07.2024

В сегодняшней публикации речь пойдет о том, как выигрышно оформить картину при помощи багета, и я постараюсь максимально подробно осветить этот вопрос!

Багет — это планка, предназначенная для изготовления рам для картин, рисунков, фотографий, гравюр. Багеты бывают разными: резными, декорированными, крашеными; деревянными, пластиковыми, алюминиевыми.

Мы уже говорили о том, как правильно подобрать и повесить картины , руководствуясь основными правилами размещения их в интерьере. При этом оформление картины тоже играет немаловажную роль.

Проблема правильного оформления картины, причем как своей, так и приобретенной у художника, возникает чаще, чем кажется. Казалось бы, чего сложного? Отправляешься в ближайшую багетную мастерскую и подбираешь понравившуюся рамку. Но не все так просто.

Можно ли обойтись вообще без рамы?

Можно, если используется так называемая художественная натяжка, при которой холст с живописью крепится степлером на подрамник таким образом, что картина продолжается на торцах этого подрамника.

Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 1

Многие удовлетворяются именно этим способом и вешают данное произведение на стену вообще без оформления. Оно больше подходит для современного интерьера в стиле минимализм.

Но только правильное оформление может выгодно подчеркнуть достоинства картины. Именно правильный подбор рамы способен преобразить самый простой пейзаж, цветной бумажный постер, фотографию или карандашный рисунок, превратив его в эксклюзивное украшение интерьера!

Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 2
Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 3
Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 4

При верном выборе багета изображение будто оживает, начинает играть новыми красками, а из гармонии картины и рамы рождается законченное произведение искусства.

А вот неправильная рама или отвлекает внимание от содержимого, или слишком упрощает его, убивая все очарование. Нюансов действительно очень много! Важно учитывать и цветовую гамму, и фактуру, и направленность стиля.

Тонкости багетного оформления

На своем творческом пути в области багетного оформления картин я, как и любой мастер, училась и на своих, и на чужих ошибках. Порой было очень непросто, но в итоге у меня получилось определить для себя ряд правил, которыми я с удовольствием поделюсь с вами.

  • В первую очередь: нужно подобрать раму, которая подходила бы к картине. К картине, а не к мебели, цвету обоев или штор! Конечно, есть исключения — например, дорогие дизайнерские интерьеры, где даже неправильная вазочка портит впечатление от интерьера. В этом случае при выборе багета за советом лучше обратиться к своему дизайнеру.

Тут рама замечательно подходит и к картине, и к интерьеру:

Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 5

  • Рама — это одежда для картины. Оформление не должно выступать на передний план. Хотя есть и некоторые исключения, чаще всего это касается небольших картин и фотографий

Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 6

  • Главное — гармония. Нежную акварель не раскроет строгая алюминиевая рама, зато она отлично подчеркнет контрастную черно-белую фотографию. А изящные резные рамки из светлого дерева никак не составят с такой фотографией удачный дуэт, но идеально подчеркнут воздушность акварельного рисунка.

Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 8

Вот наглядный пример на основе двух работ:

Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 9

Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 10

Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 12

Основные параметры выбора багета

Стиль багета

Любое оформление картин в первую очередь должно стремиться к цельности композиции, состоящей из изображения и рамы. Идеально, если фактура багета соответствует стилю картины: может, даже повторяет характер мазков краски или орнамент, используемый в картине. Простому — простое, сложному — сложное. Не будет смотреться современная абстракция в пышной золоченой раме.

Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 14

Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 16

Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 17

Цвет багета

Цвет багета должен дополнять и оттенять изображение, быть на тон темнее или светлее его основного цвета. Основной нюанс: к картинам в холодных красках нужно подобрать раму холодного цвета и наоборот. Исключение — натуральное дерево, оно подходит к любым оттенкам.

Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 19

Если вы не можете среди готовых вариантов найти раму, подходящую по вкусу или финансовым возможностям, можно покрасить раму самому. Тогда более подходящую по цвету именно под данную конкретную картину раму будет найти очень сложно!

Ширина багета

Чем больше картина, тем шире должна быть рама для нее. Она выгодно подчеркнет значимость картины. Такие композиции принято размещать на видном месте и делать их центральным элементом интерьера.

Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 21

Широкими багетами оформляют и небольшие изображения: так, чтобы общая площадь рамы была больше площади картины. Это выглядит весьма эффектно, но подобное оформление картин потребует такой же стилистики и для всех остальных изображений в комнате.

Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 22

Часто подбор рамы для небольших картин заканчивается выбором тонкого багета. Он особенно хорош для групп изображений, смотрится современно и изящно.

Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 23

Глубина багета

Для картин с подрамником предназначены глубокие багеты. Также глубокий багет является классическим решением и придает солидности картине.

Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 24

Достоинства и недостатки разных типов багетов

Деревянная багетная рама — это неустаревающая классика.

Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 25
Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 26

Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 27
Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 28
Оформление картин и не только как выбрать подходящий багет?, фото № 29

Достоинства деревянного багета:

  • Экологичность.
  • Прочность (особенно актуально в случае оформления картин под стекло).
  • Универсальность (подходит практически ко всему: и к фотографиям, и к живописи, и к гравюрам).
  • Долговечность.
  • Актуальность (натуральные материалы всегда в моде).

Недостатки:

  • Требовательность к показателям влажности и температуры в помещении.
  • Тяжесть — широкий деревянный багет потребует усиленного крепления.

Другой вариант — пластиковый багет. Его популярность обусловлена низкой ценой и хорошими практическими характеристиками.

Достоинства:

  • Пластик влагостоек
  • Не боится перепадов температуры
  • конструкции из пластика легкие и поэтому не нуждаются в усиленном креплении.

Недостатки:

  • Узкие пластиковые рамы хрупки и могут сломаться от тяжести конструкции (особенно со стеклом), поэтому приходится выбирать более широкие рамы
  • Многие виды пластика токсичны и под воздействием окружающей среды (например, в солнечных помещениях) выделяют в атмосферу вредные вещества.

В заключение

В этот раз я не стала затрагивать тему о нюансах выбора паспарту, которое необходимо при оформлении живописи на бумаге, вышивки и фоторабот, так как публикация и так получилась слишком длинная.

Но если вам интересен этот вопрос, я могу подробно рассказать вам о нем в следующий раз. Жду ваших комментариев и пожеланий!

В публикации в качестве примеров использованы фотографии взятые с просторов интернета.

Багет - это плавный переход от картины к интерьеру, где ведущая роль за картиной. Это элемент дополнения художественного произведения, эффектный переход от нашей трехмерности к двухмерности воображаемого мира, акцентирующая внимание на работе буферная зона. Какое только не дают ему определение профессионалы! А ведь все это и вправду является прямым отражением поразительного воздействия багета на зрителя. Именно поэтому так важно серьезно подойти к вопросу выбора багетной рамки. Какой она должна быть? Попробуем рассмотреть данный вопрос более детально.

Структура напечатанной репродукции в багете

Вообще, достаточно продолжительное время выбору багета для оформления картин, плакатов, постеров или напечатанной фотографии уделялось слишком мало внимания. Однако с течением времени произошла переоценка ценностей, и багетная рамка, как одна из главных составляющих эффектного оформления картины и интерьерного пространства, обрела новую жизнь. Дизайнеры, предпочитающие организацию помещения с расстановкой акцентов на картинах, поняли, насколько важно грамотно подобрать багет. Нередко сами по себе представляющие высокую художественную ценность, багетные рамки являются не только изысканным оформлением картины, но и эффектным элементом любого интерьера.

Из какого материала выбрать багет?

Одними из наиболее востребованных сегодня багетов для оформления графики, напечатанной фотографии, плакатов, постеров и, возможно, акварели являются алюминиевые рамки. Имеющие классический, строгий профиль, нередко лишенный декоративных элементов и лепнины, они представляют собой легковесную конструкцию, способную длительное время выдерживать большие нагрузки и активно противостоять деформации. В совокупности с матовым или глянцевым покрытием эта технология продолжает набирать популярность

Багет из полистирола с расстояния часто не отличить от багетной рамки из дерева. А все потому что при его изготовлении используются те же самые декоративные элементы. Спрос на такой багет обусловлен привлекательной низкой ценой. Но при этом в него не рекомендуется оформлять картины и фотографии большого формата или работы, находящиеся под воздействием солнца, так как полистирол подвержен деформации и не подлежит восстановлению.

Багет из полистирола

Багет в профиль?

Плоский профиль – это модель с отсутствием или небольшим перепадом высот, а также почти или совсем без рельефа. Зачастую он находит свое применение при оформлении современны художественных работ и фотографий.

Классический профиль – модель, узнаваемая по характерной высокой наружной кромке, визуально ниспадающей к нижней. С таким багетом взгляд зрителя притягивается непосредственно к картине. Подходящий для оформления пространственных изображений, он является инструментом усиления эффекта перспективы.

Обратный профиль – это прямая противоположность профилю классического типа. Характеризующийся увеличением толщины от наружной рамки к внутренней, он словно подаёт картину зрителю. Обратный профиль отлично подходит для обрамления различных декоративных работ и зеркал.

На основе вышеперечисленных видов профилей появились и появляются еще новые, но главных три.

Секреты выбора стиля

Если брать за основу стиль интерьерного решения, то здесь все багеты условно можно разделить на традиционные и современные. Первый тип представлен классическими золочёнными, серебряными или деревянными (цвета грецкий орех, красное дерево) рамами, идеально вписывающимися в интерьеры таких стилей, как классика, скандинавский или модерн.

Стиль модерн, арт-нуво

Картина в багете в интерьере шале

Какой ширины выбрать багет?

Немаловажное значение при выборе багетной рамки играет ее размер. Если речь идеи об оформлении большого изображения, специалисты советуют отдать предпочтение багету широкого формата. С маленьким изображением все с точностью да наоборот – гармоничнее будет смотреться тонкое, изысканное обрамление. Не уничтожающее художественные произведения скромных размеров, оно является идеальным решением для формирования на стене оригинальных картинных групп.

Однако это не говорит о том, что путь для экспериментов здесь заказан. Создайте ощущение роскоши посредством выбора широкой багетной рамки для маленькой работы или придайте картине более современный вид путем приобретения тонкого багета, и любое произведение искусства обретет новые, ранее скрытые от восприятия черты.

Багеты в разных стилях

Глубина, орнамент и цветовой акцент багета

Обычно подрамник под холст около 2 см, поэтому обратите внимание на глубину рамы. Подрамник не будет виден, если багет будет глубиной больше, чем его ширина.

Если есть такая возможность, то подберите багетную рамку с орнаментом и фактурой, которые будут дополнять или даже где-то повторять элементы картины.

Напоследок хотелось бы поговорить о грамотном подборе цвета для багетной рамки. Здесь выбор осуществляется по принципу лояльности с общим фоном интерьерного решения. И рассматривается в данном случае не отдельные цвета помещения, а общая цветовая композиция. Так, интерьер, оформленный в светлых тонах, будет более выигрышно дополнять багет цвета красное дерево или грецкий орех. Что касается холодных оттенков дизайнерского решения, то здесь мы советуем сделать акцент на багетной рамке с ярко выраженной позолотой или модели, выполненной из естественного дерева.

Светлый багет – идеальное дополнение к картине светлых оттенков, темный – шикарный вариант изящного, классического оформления (также может быть использован как тонкое, ненавязчивое обрамление светлых печатных изданий). А если рассматривать выбор багетной рамки с точки зрения стиля художественного произведения, то светлые изделия подойдут для более классических, эпохальных работ, а темные станут стильным вариантом для произведений современности. Главное, оградить себя от покупки багета в тон стен или паспарту!

Багет для картин – что это такое, история возникновения, характеристики разных материалов

Многие произведения изобразительного искусства считаются незаконченными без соответствующей рамы. Правильно подобранный багет для картин не только дополнит полотно, но и станет частью интерьера помещения. В настоящее время выбор форм и материалов настолько велик, что каждый сможет подобрать подходящий вариант.

Что такое багет для картин?

Изначально оформлению придавали мало значения и просто крепили к полотну имеющиеся рейки для картины, однако с течением времени произошла переоценка ценностей и багетная рамка стала одной из основных составляющих эффектного оформления интерьера. Дизайнеры поняли насколько важно грамотно подобрать изделие, особенно если оно само представляет высокую художественную ценность.

История багета для картин

Следующая находка датируется эпохой Средневековья, когда прообразом стали декоративные бордюры в книгах, с их помощью отделяли текст от остального содержания. С началом 11 века началось время готики – золотой период, когда все богатые люди старались по максимуму украсить свой интерьер блестящим металлом. Тогда все произведения искусства обрамлялись деревянными изделиями с искусной резьбой и покрытием из драгоценных металлов. Особой популярностью пользовался золотой багет для картин. Большое количество экземпляров сохранилось до нашего времени во французском Лувре и испанском Прадо.

золотой багет для картин

Из чего делают багет для картин?

Изначально для производства обрамления полотен за неимением другого материала использовали только дерево. Помимо этого в настоящее время рама-багет для картины может быть сделана из:

  1. Алюминия – прочность и легкость придания формы.
  2. Пластмассы – большой выбор расцветок.
  3. Зеркала – зеркальный багет для картины расширит помещение.
  4. Пенопласта – низкая цена и легкость установки.
  5. Лепнины – возможность создания оригинального узора.

Деревянный багет для картин

Представляет собой стандарт, подходящий для любой картины или фотографии. Правильно подобранный багет для картин из дерева выступает эффектным обрамлением, и при этом должен подчеркивать полотно. Дерево натуральных пород наделено уникальным рисунком, а своеобразная текстура создает условия для изготовления изделия любой сложности. Подобную основу можно оставлять в натуральном виде или покрывать шпоном. Багет для картин создается из следующих пород:

  • орешника;
  • сосны;
  • дубовых прутьев;
  • березы;
  • ольхового материала;
  • махагони;
  • венгеля.

Вогнутый профиль деревянного багета для картин подчеркивает глубину изображения. Часто подобное обрамление можно встретить при декорировании вышивки и зеркал. Массивный деревянный багет указывает на солидность обладателя, его можно использовать при оформлении офисов, залов совещаний и других помещений. Дополнительно можно использовать разные элементы декора.

деревянный багет для картин

Металлический багет для картин

Алюминиевые рамки в последнее время стали одними из самых востребованных изделий для оформления графики, фотографий, плакатов, постеров и даже акварели. Классический профиль без декоративных элементов и лепнины представляет собой легковесную конструкцию, которая может долгое время выдерживать большие нагрузки и при этом противостоять деформации. Алюминиевый багет для картин покрытый матовым или глянцевым лаком набирает большую популярность в интерьерах хай-тек, поп-арт, авангард и при декорировании офисных помещений.

В последнее время часто встречается багет для картин с подсветкой. Такие рамки имеют следующие достоинства:

Пластмассовый багет для картин

Данный вид обрамления появился сравнительно недавно, однако благодаря доступности и отличному внешнему виду уже сумел завоевать популярность. Правильно окрашенное изделие почти неотличимо от деревянного, однако для солидных произведений искусства оно все же не подойдет. В продаже можно найти узкий или широкий багет для картин, однако из-за его хрупкости рекомендуется использовать его только там, где контакт с ним будет минимальным. К преимуществам данного вида можно отнести:

Багет из пенопласта для картин

Данный материал самый популярный на сегодняшний день благодаря небольшой стоимости и простоте установки. Пенопластовый багет для картины наделен небольшим весом, однако не стоит забывать, что прочность у него тоже маленькая. Большой спрос обусловлен привлекательно низкой ценой. Однако в такой багет не рекомендуется оформлять картины и фотографии большого размера. Пенопластовый багет для картин имеет следующие достоинства:

Виды багета для картин

Прямой багет

Классика, которая никогда не выходит из моды. Форма имеет перепады по высоте от толстого внешнего края к тонкому внутреннему. Данная структура помогает взгляду зрителя концентрироваться на холсте, расположенному внутри, таким образом создавая некий эффект оконной рамы вокруг изображения. Багет для картин белый или любого другого цвета наделен самым широким спектром вариантов отделки.

Дорогой резной багет такого вида, покрытый лаком и мореной, передает структуру дерева. Позолоченные рамы подчеркнут классический сюжет, стилизованный под старину. Изготовить такой багет для картины лучше, если она выполнена в стиле канонической живописи, которая с легкостью впишется в оформление конференц-залов, деловых кабинетов и даже помещений для кофе-брейка.

прямой багет для картин

Обратный багет

обратный багет для картин

Плоский багет

Самая простая конструкция, имеющая края одинаковой высоты без перепадов по толщине и выраженного рельефа поверхности. В отличие от предыдущих вариантов, плоская рама для картин не забирает на себя внимания, позволяя зрителю наслаждаться изображением. Его используют для подчеркивания современного стиля интерьера. Полезным качеством данных изделий является возможность накладывания одного вида на другой, в итоге получая двойной багет для картин. В раму подобного вида можно оформить современную живопись, абстракцию и другие произведения в ярких и контрастных оттенках.

прямой багет для картин

Как выбрать багет для картин?

Чтобы обрамление изображения было гармоничным, необходимо учитывать ряд особенностей таких изделий. Многих людей, не разбирающихся в тонкостях, интересует, как подобрать багет для картины. Чтобы сделать правильный выбор, нужно учесть основные принципы:

  1. Размер. Для небольших картин подходят широкие багеты, однако важно, чтобы они не забирали на себя больше внимания, чем изображение внутри.
  2. Тон. В цветовой гамме картины определяется основной тон: теплый или холодный. Багет для картин должен быть такого же цвета. Помимо этого можно подчеркнуть главный элемент на изображении.
  3. Цвет. Рама должна быть на полтона темнее или светлее основного цвета картины. Для изображения нетрадиционного стиля можно использовать контрасты.
  4. Материал. Для оформления большинства картин используют дерево, однако, это поверхностные рекомендации.
  5. Паспарту. Важный элемент для правильного оформления изображения, который создает необходимый баланс между рамой, картиной и стеной.

Багет для картин – размеры

Принимая решение облагородить полотно или фотографию рамой, нужно знать, как ее правильно подобрать. Для этого важно рассчитать нужное количество материала:

  1. Длина багета для прямоугольного полотна рассчитывается следующим образом: 2 длины полотна + 2 ширины полотна + толщина багета, умноженная на 8.
  2. Овальный багет для картин подбирается следующим образом: длина рассчитывается от суммы полуосей.
  3. Для определения длины багета для квадратного полотна нужно сторону умножить на четыре.

Как сделать багет для картины своими руками?

Самостоятельное изготовление рамы – дело простое. Для этого нужно приобрести выбранный материал и, создав правильные углы, склеить их между собой. Изготовление багета для картин своими руками не займет много времени, если есть опыт работы с выбранным материалом. Необходимо иметь следующий инструмент:

  • ножовку;
  • стусло;
  • карандаш;
  • рулетку;
  • наждачку;
  • клей;
  • кисти.

Процесс состоит из таких этапов:

  1. Снимают размеры с полотна.
  2. С помощью инструментов вырезают заготовки. Зачищают края наждачкой.
  3. Соединяют части между собой с помощью клея и фиксируют углы струбциной.
  4. В случае появления зазоров их удаляют, используя стружку, смешанную с клеем. Полученную пасту втирают в щель и дают время высохнуть. В завершении покрывают все акрилом в общем оттенке.

Как покрасить багет для картины своими руками?

Не всегда можно быстро найти изделия желаемого оттенка. Для того чтобы не тратить время на поиски, можно приобрести белый багет и затонировать его. Сделать это можно разными способами, с помощью экспериментов и импровизации легко придумать разные методы. Часто рамка для картины окрашивается несколькими способами:

  1. Бронзовый порошок. Проводят покрытие алкидным лаком, потом краской выбранного оттенка и пока она полностью не высохла, наносят пудру. Чтобы поверхность не осыпалась, ее сверху покрывают дополнительным слоем лака.
  2. Бронзовая краска. Ее можно приобрести в готовом виде или сделать, смешав пудру, алкидный лак и олифу. Состав наносят на поверхность и дают время подсохнуть.
  3. Имитация дерева. Процесс состоит из следующих действий: грунтовка поверхности, разведение в лаке красящего пигмента и нанесение состава на раму с помощью жесткой кисти. Данное оформление багета для картины требует одинаковых движений кистью, от этого напрямую будет зависеть конечный результат.
  4. Покрытие фольгой. На раму наносят клей или лак и прикладывают блестящую пленку. Полученную поверхность тонируют полупрозрачной краской.

Как состарить багет для картины?

Внешний вид предметов, находящихся в помещении, должны сочетаться друг с другом, создавая гармоничный интерьер. Для того чтобы не тратить деньги на изготовление нового багета для картин, можно состарить имеющийся в наличии. Чаще подобные манипуляции проводят с деревянной рамой. Для работы нужно иметь:

  • акриловую краску коричневого и белого цвета;
  • акриловый кракелюрный лак;
  • кисточку.

Процесс состаривания багета для картин состоит из нескольких этапов:

  1. Нанесение краски основного оттенка. Коричневый цвет настолько насыщенный, что хватит одного слоя. Оставляют на пару часов до полного высыхания.
  2. Проводят обработку багета кратерным лаком. Один слой создаст мелкие трещины, а несколько – большие. Дают изделию время просохнуть.
  3. В завершении все покрывают белой краской. Благодаря качествам лака она, высыхая, будет трескаться. Движения должны быть четкими и не повторяться на одном месте.

Массажная накидка на кресло оказывает благотворное действие на перенапряженные мышцы спины и плеч. Под влиянием роликов или вибрации восстанавливается движение крови и лимфы, исчезает чувство скованности и усталость, повышается работоспособность.

Стабилизированные цветы – это живые растения, способные сохранять свою внешнюю красоту несколько лет. Любителям флористики интересно будет узнать, чем их обрабатывают для придания неувядаемости, как правильно хранить и ухаживать за такими букетами.

Роутер для дома является очень удобным устройством, одновременно раздающим интернет на несколько гаджетов. Существуют различные модификации девайсов, отличающиеся параметрами подключения, передачи и шифрования данных.

Сифон для газирования воды позволяет дома создавать шипучие напитки и коктейли из разных ингредиентов. Существует несколько разновидностей прибора, при использовании которых важно соблюдать технику безопасности и правила эксплуатации девайса.

Сложно представить, но первые багеты-бордюры появились в средневековых книгах! Багетный орнамент отделял текст от графики и упорядочивал структуру страницы. Рождение багета уже в том виде, который мы знаем, произошло в эпоху Возрождения с распространением картин, написанных маслом на холсте. Причем багет выполнял защитную функцию живописи.

В современном понимании багет — это деревянная рейка с вырезанным профилем. Основными видами багета стали классический (преимущественно деревянные багеты, но могут быть и пластиковые) и багет простого профиля (дерево, пластик или металл).

В данной статье мы разберем историю багета с эпохи Возрождения до нашего времени.

Рамы эпохи Возрождения

Для большинства видов искусства, не исключая декоративно-прикладного, эпоха Возрождения была периодом расцвета. Шедевры живописи и скульптуры, созданные в этот период, не могли не повлиять на предметы прикладного искусства. Праздничность утвари, мебели, одежды, живопись в декоре интерьеров - все это характерно для Высокого Возрождения.

Развитие рамы связано с появлением станковой картины. Пути развития станковой живописи были сложными. Яркой вехой в истории живописи стал переход от средних веков к Ренессансу. Примерно в XIV столетии рождается картина, а вместе с ней появляется и рама, одетая в кружево готической декорации. В эпоху Ренессанса появляются рамы для картин с профилем багета похожим на короб.

В эпоху Возрождения возникает и развивается живопись по холсту. Именно в это время появился классический багет. Живопись по холсту необходимо было "защищать". Это уже не просто декоративное оформление краев изображения, но и защита картины, а также акцентирование внимания на внутреннем содержании. Подобно постаменту скульптуры рама выделяет картину над действительностью. Это происходит благодаря тому, что рельефный профиль рамы скошен внутрь к плоскости картины, тем самым создавая впечатление глубины и усиливая её иллюзорность.

С развитием перспективы в живописи и усилением правдоподобности в передаче красками действительности, у рам для картин появились сложные и тонкие профилировки - как бы целый ряд небольших ступенек, нисходящих к изображению. Такие рамы помогали зрителям погружаться в мир изображенного, усиливали впечатление глубины и перспективы картины.

Картинная рама выполняла две основные функции: защитную и декоративную. Начиная с XVI века техника изготовления багетов активно развивается, соответствуя архитектурным стилям эпохи.

Рамы эпохи Барокко

В XVI в. на смену эпохе Возрождения пришел вычурный маньеризм, которому была суждена недолгая жизнь. А его динамичный преемник - стиль барокко - господствовал в искусстве на протяжении 17 и части 18 столетия. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд.

Для стиля барокко характерны: стремление к величию и пышности; богатство и роскошь интерьеров, широкое использование живописи, зеркал и скульптуры; обилие кривых, пластичных линий и поверхностей; контрастность, напряжённость, иллюзорность, динамичность образов; в мебели – сложные позолоченные резные элементы, мягкие сидения; цвета – белый, бирюзовый, золото.

Роскошь королевской жизни, так же, как и театральная пышность церквей того столетия нашли отражение в отделке рам Барокко. В эпоху Барокко преобладает золоченая рама, украшенная растительным орнаментом, изображениями фруктов, цветов и раковин.

В эпоху Барокко рамы приобрели дополнения в виде резных картушей из закручивающихся листьев, волют и пальметт, размещавшихся по углам и часто в середине рамы.

Воображаемые линии, образованные компоновкой орнамента, часто использовались художниками для подчеркивания смыслового центра картины.

Стиль этих рам с богатыми скульптурными формами был продиктован необходимостью вписаться в блеск интерьера Барокко. В искусстве Барокко, когда усилилось зрелищное, театрализованное восприятие живописи, рамы мягко, но решительно выделяли картину из окружения.

Рамы эпохи Рококо

Стиль Рококо, расцветший во Франции в эпоху правления Людовика XV, с одной стороны, продолжал традиции Барокко, с другой - противоречил им и от них отталкивался. И для Рококо, и для Барокко характерны сложные, ассиметричные композиции, любовь к декоративности, к "чувственному излому". Но несколько тяжеловесной барочной пышности художники Рококо противопоставили изящную интимность.

В эпоху Рококо происходит взлет в искусстве изготовления рам, когда потребовалось все мастерство резчиков рам.

В эпоху Рококо орнамент рамы становится более филигранными, рамы принимают легкую изящную форму.

Резчики рамы, позолотчики, которые использовали все возможности различных оттенков золота на разных грунтах, создавали потрясающие произведения багетного искусства.

Позолоченные трофеи и символы монархов и полководцев, атрибуты художников, аристократии - все это находит отражение в изготовлении рам эпохи Рококо.

В стиле Рококо, где особенно ценилась декоративность общего ансамбля, включая и представленную в нем живопись, рамы стали окрашивать в разные тона в зависимости от колорита убранства помещения, в котором находились картины.

Рамы Золотого века Голландской живописи

Начнем с живописи. Голландскую картину легко узнать по внешнему виду. Она небольшого размера и отличается мощными строгими красками. Нет на свете картины, более насыщенной, именно голландцы включают столь большое содержание в столь маленькое пространство. Вот почему все принимает здесь точную, сжатую и уплотненную форму. Любая голландская картина является вогнутой, она состоит из кривых, описанных вокруг одной точки, являющейся воплощением замысла картины и теней, расположенных вокруг главного светового пятна. Прочная основа, убегающий верх и округлённые углы, стремящиеся к центру, - всё это вырисовывается, окрашивается и освещается по кругу. В результате картина приобретает глубину, а изображенные на ней предметы отдаляются от глаза зрителя. Зрителя как бы ведут от первого плана к последнему, от рамы - к горизонту.

Во времена стиля барокко, в XVII веке, и стиля рококо, в XVIII столетии, в Италии, Испании и Франции для картин употреблялись исключительно золоченые рамы с обильной, тяжелой, нередко впадавшей в крайнюю вычурность резьбой, тогда как в Голландии и Германии продолжали быть в ходу излюбленные там еще с конца XV столетия черные или темные рамы без всяких украшений, обведенные лишь тонкой золоченой полоской по внутреннему краю. Темные (черные, коричневые) рамы с простыми профилями, были естественны для темных и теплых по тону картин.

В Великобритании, рамы более простой формы с черной или позолоченной отделкой хорошо смотрелись на фоне гобеленов, выделанной кожи, шкур или деревянной обшивки. А также при развеске в группе.

В XVII веке Голландия этот тип рамы развила до совершенства при помощи использования панциря черепахи, черного дерева и другой дорогостоящей древесины из голландских колоний.

Черное дерево было особенно популярно, дополняя портреты появившейся аристократии и буржуазии в их серьезных черно-белых костюмах, и выдвигая на первый план бледные голландские пейзажи в хорошо освещенных интерьерах.

В Германии, Австрии, Италии и Испании эти деревянные отделки приняли большую декоративность за счет использования сложных просечек в виде морской ряби, волны, или текстуры переплетений ткани, а также фанеровки шпоном.

Такие рамы заменяли сияние золота, использую эффект свечения от преломления света на их граненых, черных полированных поверхностях на живопись. Образцы подобных рам из черного дерева, инкрустированных панцирем черепахи, мы находим в современных фламандских интерьерах, а в немецких кабинетах - украшенных слоновой костью и белым золотом.

Старинные рамы, иногда удивительно изящные с замечательно мастерской резьбой, можно увидеть во многих картинных галереях при картинах, для которых они были некогда сделаны.

Рамы в стиле Модерн

Модерн – это стиль в европейском и американском искусстве конца 19—начала 20 вв. Одним из основных выразительных средств в искусстве модерна был орнамент криволинейных очертаний, часто пронизанный экспрессивным ритмом и подчинявший себе композиционную структуру произведения. Для живописи модерна характерно сочетание декоративной условности орнаментальных ковровых фонов и натуралистической осязательности отдельных деталей или фигур, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей, тонко нюансированной монохромии.

Читайте также: