Какие потребности личности удовлетворяет религия кратко

Обновлено: 05.07.2024

По мнению большинства историков и религиоведов, первые верования появились практически в то же время, когда возник первобытно-общинный строй, так как уже первые люди обожествляли силы природы, некоторых животных, а также имели примитивный погребальный культ. Несмотря на то, что историки до сих пор не пришли к определенному выводу о причинах возникновения религии, все ученые придерживаются единого мнения по поводу того, зачем людям нужна вера в высшие силы и какие функции религия выполняет в обществе.

Основные функции религии

Религия существует практически столько же, сколько существует человеческое обществоТак как религия является неотъемлемой частью человеческого общества, несомненно, она выполняет ряд важных функций и влияет как на процессы, происходящие в социуме, так и на мировоззрение и жизнь каждого отдельного члена общества. И вопреки распространенному мнению, что религия оказывает влияние исключительно на жизнь верующих людей и не влияет на часть социума, придерживающуюся атеистического мировоззрения, это не так: мораль и порядки, установленные практически в любом гражданском обществе, имеют истоки в религиозных верованиях, а появление многих традиций и правил, которые известны каждому с раннего детства, также было обусловлено верованиями.

Функции религии за сотни веков практически не изменились, несмотря на то, что сейчас большинство государств считаются светскими и формально религия не имеет влияния на жизнь гражданского общества. В наше время, как и задолго до рождения и Иисуса Христа, и Пророка Магомеда, во времена существования Древнего Египетского царства, роль религии в жизни общества сводится к 5 основным функциям религии:
1. Регулятивная.
Религия устанавливает моральные нормы и правила поведения для верующих. Начиная с древних времен, когда цари определили, что могут влиять на народ жрецов, сильные мира сего стали использовать религию как один из высокодейственных методов регулирования общественных процессов и формирования нужного мировоззрения у подданных. Каждое религиозное верование содержит в себе свод норм и правил, которых должны придерживаться все адепты религии. Можно с уверенностью сказать, что религия во многом определяет точку зрения верующих касательно большинства важных аспектов жизни и таким образом регулирует поведение людей.

2. Коммуникативная. Религия объединяет всех верующих в одну группу, внутри которой, как правило, налажены достаточно тесные социальные и коммуникативные связи. Верующие общаются между собой на богослужениях, между ними часто устанавливаются близкие и доверительные отношения, поэтому принадлежность к какой-либо религиозной группе зачастую дает человеку возможность удовлетворить свои коммуникативные потребности. Другим аспектом коммуникативной функции религии является общение человека с Богом через молитву (медитацию, чтение мантр и т.д.).

3. Интегративная. Данную функцию религии можно назвать продолжением коммуникативной функции, так как религия помогает каждому верующему интегрироваться в общество, стать его частью. Роль религии в жизни общества достаточно полно изучил историк Э.Дюркгейм, который занимался исследованиями жизни и верований аборигенов Австралии, и именно он определил зависимость между принадлежностью личности к религиозной группе и интеграции в общественную жизнь через участие в религиозных культах.

4. Компенсаторная.
Вера дает человеку надежду и утешение. Эту функцию религии также называют утешительной, так как верующие люди в сложных жизненных ситуациях черпают утешение и надежду на лучшее в своей вере. Однако нельзя сказать, что компенсаторная функция религии охватывает только людей, пребывающих в депрессии и переживающих сложный жизненный период, ведь для многих верующих именно их вера и служение Богу является смыслом жизни.

5. Воспитательная. Религия и вера формируют жизненные ценности каждого верующего, устанавливают для него моральные нормы и запреты. Особенно ярко воспитательная функция религии проявляется в тех случаях, когда к вере обращаются люди, совершавшие преступления или страдающие от пагубных зависимостей, ведь случаи, когда бывшие алкоголики, наркоманы и асоциальные личности под влиянием веры преображаются в добропорядочных граждан.

Роль религии в жизни человека

Религия удовлетворяет духовные потребности человекаИща ответ на вопрос, почему люди верят в Бога, невозможно не обратить внимания на роль религии в жизни человека, так как именно вера в высшие силы часто дает людям недостающее душевное тепло, надежду на лучшее и смысл в жизни. В каждого человека есть не только физиологические и социальные, но и духовные потребности, такие как самореализация, поиск своего места в жизни и поиск смысла жизни, и именно вера в существование высших сил и ангелов-хранителей часто помогает людям найти способы удовлетворения своих духовных потребностей.

РЕЛИГИЯ формируется и современном МИРЕ, эта потребность -
является необходимым составным элементом общественной ЖИЗНИ ,
в том числе ДУХОВНОЙ Культуры общества .

Она выполняет в обществе ряд важных -- социокультурных функций.

Одной из таких функций у РЕЛИГии . является МИРОВОЗзренческая.. . и СМЫСЛОполагающая потребность.

РЕЛИГИЯ -- существует много веков, также долго, как существует человечество.
За это время оно выработало множество разновидностей религии Своеобразные религии существовали в Древнем Мире у египтян и греков, вавилонян и евреев.

В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые
религии :
Христианство, ислам, буддизм.. .

Помимо них продолжают существовать национальные РЕЛИГИИ -- (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др. )

В РЕЛИГИИ как форме ДУХОВНОГО освоения МИРА -- осуществляется мысленное ПРЕобразование МИРА, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты МИРОвоззрения, определяющие отношение человека к МИРУ и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Религиозный ответ на этот вопрос обусловливает превращение РЕЛИГИИ в базовую
основу не отдельных ценностей, норм и образцов поведения, а всего социокультурного порядка.

Основная функция РЕЛИГИИ -- состоит в придании нормам, ценностям и образцам овладения характера абсолютного, неизменного, независящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов
и т. д. , укоренение человеческой культуры в трансцендентное.

Эта функция реализуется через формирование духовной жизни человека. ДУХОВНОСТЬ -- это область связи человека с Абсолютом, с Бытием как таковым.
Эту связь оформляет РЕЛИГИЯ.

Она имеет вселенское космическое измерение Возникновение и функционирование религии -- это ответ человека на потребность в равновесии
и гармонии с миром.

Религия формирует у человека чувство независимости и уверенности в себе.
Верующий человек . через свою ВЕРУ в БОГА преодолевает чувство беспомощности и неуверенности по отношению к природе и социуму.

С позиций религиозной ДУХовности утверждается -- что силы, управляющие миром, не могут полностью детерминировать человека, напротив, человек может стать свободным
от принудительного воздействия сил природы и социума.
В нем заложено трансцендентное начало по отношению к этим силам, которое позволяет человеку освобождаться от тирании всех этих безличных или надличностных сил.

Таким образом --РЕЛИГИЯ утверждает приоритет ДУХовности над социальными, эстетическими и иными ценностными ориентациями и регуляторами, противопоставляя
их МИРской, социальной ориентации ценности, ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБВИ.

XIX век прошёл под знаком знания; под ним пока проходит и XX столетие. К знанию все устремились; им все заняты; от него ждут избавлений от всех бед и несчастий жизни; с ним хотят подойти и им объяснить все обстоятельства и явления жизни. И знание как будто обещает человеку искомое им счастье.

Оно достигло высокого развития, расширилось во все области, коснулось всех сторон и явлений бытия. Оно рассмотрело всю землю во всех её, кажется, и тёмных уголках; осветило и недра её, дав их историю. Оно проникло и в высь поднебесную, изучив законы движения и строение светил небесных. Царство минералов, мир растительный и животный, даже сам человек распознаны, изучены, в разных ступенях их бытия и поставлены на своё место в разного рода классификациях.

В результате этого всего человек ветру повелевает, светом пользуется, теплом управляет; пар обратил в коня, электричество призвал лечить свои недуги, воздух поставил на службу себе. Давно ли он научился владеть паровозом, а уж и путешествие по воздуху переходит из области мечты в действительность. Кажется, каждый день несёт человеку всё новое и новое завоевание, каждый год манит его обещанием – поставить его превыше всего, соделать его действительным царем вселенной, дать ему в руки тот рычаг, которым он будет вращать землёю по своему хозяйскому желанию, добывать из неё всё по своему господскому хотению, получать от неё нужное по капризу сердца своего.

Параллельное им развитие тяжести и скуки жизни

Перспективы так заманчивы, а действительность. так тяжела и непривлекательна, даже печальна. Всё человек познал, а голодает он больше, чем голодал дикарь. Всем владеет, а никак не может не только от старых болезней избавиться, но и новых избежать. И живёт, и умирает он теперь не более счастливым, чем прежде. Человечество выродилось, слышится ныне постоянно; нет уж теперь тех великанов и богатырей, о которых рассказывают даже наши предки. Процент больных и немощных, слабых и одержимых всякими недугами все увеличивается из года в год.

Не более счастлив человек и в области духовной своей жизни. Как будто бы чем более прогрессирует он в области открытий и изобретений, тем всё менее и менее духовно чувствует себя удовлетворённым он. Всюду тоска, всюду скука и разочарованность, всюду томление духа. Человек как будто куда-то идёт и на пути падает; куда-то устремляется всем существом своим и с разбитыми мечтами погружается всё глубже в прежней грязи. И невольно начинают думать некоторые, что каждое наступательное движение человека вперёд по пути завоеваний природы есть шаг назад от уже владеемого им счастья. Отсюда ужасное развитие пессимизма, недовольства жизнью и, как следствие этого, поражающее и все увеличивающееся количество самоубийств. Отовсюду слышится одно: жить так, как живет большинство, невыносимо тяжело; в жизни, каковой она теперь сложилась, нет отдыха и счастья.

Отсюда-то, из живого сознания разлада между ожиданиями и действительностью, пессимистический тон нашей русской литературы, особенно конца прошлого столетия, её грусть и недовольство земным. Отсюда также примечательное в произведениях Толстого и особенно Тургенева и Л. Андреева сосредоточение мысли на смерти.

Отчуждённость от веры религиозной как причина этому разладу

Где же причина такого нерадостного и далёкого от ощущения счастья настроения нашего времени при столь блестящих открытиях и изобретениях? Что особенно примечательно, нужный ответ для нас дают люди науки.

Сознание потребности в последней у современных писателей

И блаженна Соня в этой её вере. Только вера одна её, в её наличном душевном состоянии, способна поддержать, укрепить и жизнь заставить снова полюбить, несмотря на испытанные ею уже сильные разочарования.

Если Чехов только под конец своей жизни дошёл до сознания, что в вере у человека – якорь спасения, если М. Горький этого коснулся в ранних своих произведениях лишь отчасти, то современная, новейшая беллетристика в громадной своей части, констатирует тот факт, что вопросами веры наши современники заняты серьёзно, к ним обратились своим сердцем и вниманием и что в разрешении их они полагают великий смысл, настоятельную нужду 5 .

У публицистов и философов

Достаточно указать на В.С. Соловьева, князей Трубецких, Николая и Евгения, на Новгородцева, Лосского, Булгакова, Лопатина, Бердяева, Мережковского, Аскольдова, А. Введенского и многих других, чтобы их именами в заключение охарактеризовать направление современной нашей философии. Всё оно развивается в направлении к примирению с верой, к соглашению последней с разумом, к выявлению её жизненного значения, к показанию и обоснованию бессмыслицы жизни без неё.

Религиозные искания во Франции

И в какой сильной степени развиваются там мистицизм и суеверия?! В Париже имеются громадные магазины, специально торгующие книгами и манускриптами по тайным наукам (магии, чародейству, демонологии, астрологии, алхимии, герметизму, каббале, магнетизму, спиритизму, мистицизму, теософии), имеются специальные издания, каждую неделю выходят новые каталоги. Здесь имеются также общества, преследующие какие-то оккультические цели. Чем вызвано всё это? Очевидно, всё той же духовной потребностью или вернее – неумением удовлетворить эту потребность, которая побуждает людей к религии.

В современную эпоху внимание, уделяемое гуманистским ценностям и экзистенционализму, создало предпосылки разностороннего изучения ожиданий человек от религии.


В современную эпоху внимание, уделяемое гуманистским ценностям и экзистенционализму, создало предпосылки разностороннего изучения ожиданий человек от религии. То, чего мы ждем от религии и ответы на какие вопросы можем найти в ней - это постоянная тема дискуссий человека на протяжении его жизни. Исламские источники, прежде всего Коран, дали некоторые ответы на эти вопросы.

Коран подчеркивает то обстоятельство, что не все ожидания человека обязательно справедливы и уместны. В этой связи в коранических аятах приводится ряд требований язычников и последователей различных религий. Например, язычники ожидали того, чтобы Пророк был избран из богатых и известных слоев общества или из ангелов. Поэтому с удивлением говорили: Что это за посланник?

Он принимает пищу и ходит по базарам. Почему не был к нему ниспослан ангел, который увещевал бы вместе с ним? (Сура Различение, аят 7).Коран указывает на множество неуместных ожиданий израильтян. Например, они требовали от Мусы (библейского Моисея) показать им Аллаха. Вспомните, как вы воззвали: О Муса! Мы не станем верить тебе, пока не увидим Аллаха воочию. (Сура Корова, аят 55). В общественной жизни израильтяне также не соглашались с любым божественным указом, возвещаемым со стороны Мусы.

Они ожидали совпадения божественных указов с их интересами и требованиями. Подобного рода неуместные требования наблюдаются и в современном человеческом обществе. То есть те, кто не знакомы с подлинным значением религии и видят в ней противоречие своим личным или коллективным интересам, несправедливо требовательны к ней и говорят, что, принимая во внимание условия современной эпохи, религия не отвечает потребностям человеческого общества и ее принципы принадлежат прошлому. Например, религия подчеркивает равенство людей и убеждена, что поскольку люди имеют равное происхождение, ни один из них не превосходит другого, в каком бы положении он ни находился.

Однако те, чье стремление господствовать поднимает их против человечества, не верят в этот религиозный принцип, ибо согласие с равенством людей означает отрицание их чувства превосходства.В противовес этому заслуживают внимания справедливые ожидания человека от религии. Однако логичное понимание человеком религии означает то, что она помогает ему избрать правильный образ религиозной, политической, культурной, экономической и социальной жизни. Религия ценит такой справедливый подход и предлагает полезные инструкции для возвышения и обретения счастья человека.

Священный Коран в некоторых аятах повествует о справедливых и уместных ожиданиях человека и в 4 аяте суры Трапеза указывает в частности: Они будут спрашивать тебя о том, что им дозволено. Отвечай: Вам дозволена прекрасная пища. В 15 аяте суры Ал-Ахкаф читаем: .Господи! Внуши мне чувство благодарности за милость, которую ты оказал мне и моим родителям: (внуши, чтобы я творил добро, угодное Тебе. Распространи же ради меня доброе дело на моих потомков..Человек всегда требовал предоставления власти достойным.

Он многое выстрадал из-за своевольных правителей. И теперь мы являемся свидетелями того, как гнет, несправедливость и агрессии вывели из строя жизнь народов мира. Коран указывает и эту потребность человека и отмечает, что израильтяне просят своего посланника во имя спасения от деспотов назначить для них правителя и опекуна. И Аллах внимает их просьбе.В этой связи исламское учение призывает человека не подчиняться гнету и не угнетать других, заботиться о судьбе общества, чтобы, не дай Бог, власть им не попала в руки недостойных.

Они пытались уберечься от влияния грязной культуры еретиков и безбожников. В 10 аяте суры Пещера читаем по этому поводу: Господи наш! Даруй нам Твою милость и веди нас в нашем деле прямым путем. В ответ на их просьбу Всевышний вселил в них силу и мощь и направил их на верный путь.***Божественные религии, особенно ислам, наставляют человека на правильный путь, спасают его от невежества, суеверий и несправедливости. Религия является источником цивилизаций и культур. В настоящее время люди, ставшие жертвой машинной жизни, войн, беспорядков и волнений, могут под сенью религии обрести покой и безопасность. Разумеется, сегодня люди пришли к тому выводу, что они сами являются источников большинства проблем и кризисов.

Немецкий философ Фридрих Ницше считает современную цивилизацию бездушной в силу ее безбожности и устами сумасшедшего говорит, что он средь бела дня бежит по базару и кричит, что ищет Бога и в ответ тем, кто спрашивает:

Они убеждены, что, обращаясь к религии, человек, с одной стороны, страхует себя перед беспорядками, стихийными бедствиями и судьбой, а с другой, вера оберегает его душевный покой от пороков, порожденных цивилизацией и жизнью. Карл Юнг убежден, что религия дарит человеку покой, придает смысл его жизни и учит его преодолевать трудности.Уильям Джеймс говорит: В религии человек находит особое спокойствие и жизнерадостность, которые рассеивают невзгоды жизни. Мораль не способна как религия придать человеку силы для преодоления трудностей. Социолог Макс Вебер убежден, что религия дает человеку ясную картину о мире. Он говорит: Человек ждет ответа на такие загадочные явления, как смерть, сон и стихийные бедствия, тогда как религия разъясняет эти удивительные факты.

Фактически, основная задача религии заключается в наставлении человека в области различных вопросов жизни. Вопреки распространенному убеждению, религия не противоречит разуму и, наоборот, считает размышление и рассуждение необходимостью для правильного движения по жизни. Религия отвечает разумным и законным потребностям человека и представляет ясную картину жизни и бытия. В целом можно сказать, что важным достижением религии является отдаление от пороков и нечистот, обеспечение здоровой и счастливой жизни, создание справедливого и уравновешенного общества.

Читайте также: