Что такое арт педагогика в доу по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Арт-педагогика в групповой работе с дошкольниками

В условиях развития телекоммуникаций и интернет сетей остро встает вопрос о формировании гармоничной личности ребенка. Информативная и визуальная перегруженность дошкольника отражается на его психологическом и физиологическом здоровье. Особенно актуальна эта проблема для жителей мегаполисов. Все чаще родители обращаются к психологам с такими проблемами у детей как: гиперактивность, социальная дезадоптация, психологические проблемы, речевые нарушения. В отличие от детей с медицинским диагнозом, эти дети физиологически здоровы, но нуждаются в коррекции эмоционально-личностной сферы. Таких детей с каждым годом все больше и больше. На помощь педагогам и родителям может прийти арт-педагогика.

Арт-педагогика (по определению Е.А.Медведевой) – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).

Сущность арт-педагогики состоит в гармонизации личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность.

Арт-педагогика включает в себя следующие виды деятельности: рисование, лепка, аппликация.

При поступлении в детский сад педагог интересуется, чем любит заниматься ребёнок, во что играть. Некоторые родители указывают рисование, лепку. В детском саду проходят планомерные занятия. Результаты предоставляются родителям на обозрение на стенде "Наше творчество" и "Лесенке поделок". В индивидуальной работе с детьми можно предложить разобрать крупу-гречку отделить от риса, фасоль - чёрную от белой, составить композицию на бумаге из природного материала, собрать браслетик из пуговок и т.д., помять пластилин, покатать его ладошками по кругу, между ладошек и сделать поделку. Желательно сделать пальчиковую гимнастику. В интернете можно найти на любую тему по возрасту. Таким образом, развиваются мышцы руки.

Очень важно понимать, что рука развивает мозг!

Это мотивация для родителей. Для ребёнка важна заинтересованность деятельностью, а также, чтобы его работа представляла практическую пользу, например, рисунок или аппликация в рамке украшают детскую комнату, скульптура из пластилина встречает в коридоре или на детском столике. Тогда ваш ребёнок будет стремиться к данной работе.

Никогда не говорите сыну иди дочке, что нарисовано плохо!

На данном этапе мы обучаем навыкам, которые постепенно перейдут в умения. Представляю вашему вниманию некоторые работы, выполненные на занятии.

Сегодня в условиях развитого информационного общества особенно актуальным вопросом становится вопрос о защите и сохранении эмоционального здоровья ребенка. Для того, чтобы сохранить такое здоровье, особую заботу необходимо применять к внутреннему миру дошкольника. Для достижения этой цели, воспитатель дошкольного учреждения выбирает для себя наиболее подходящие технологии, одна из которых арт — педагогические технологии.

Сущность арт-педагогики состоит во взаимодействии педагогики и искусства и направлено на обучение, развитие и воспитание средствами искусства, формировании основ художественной культуры и овладении детьми практическими умениями в различных видах художественной деятельности.

Арт-педагогика — это инновационное явление в педагогике, имеющее практико-ориентированное направление, где личностное развитие ребенка, его воспитание и обучение реализуется средствами искусства. Методы и приемы арт-педагогики обращают внимание на чувства ребёнка, помогают ему выразить и познать себя, получить опыт общения и работы в коллективе, развивают его коммуникативность, творческое воображение, позволяют снять эмоциональное напряжение. Для достижения поставленной цели — сохранение эмоционального здоровья ребенка, реализуется принцип самовыражения и спонтанности — один из принципов арт-педагогических технологий. Принцип самовыражения и спонтанности заключается в том, что ребенок, выполняя ряд предлагаемых педагогом заданий выражает себя, а его творческая деятельность приобретает спонтанный характер. На протяжении выполнения заданий ребенок дает выход своим эмоциям, снимает эмоциональное напряжение, абстрагируется от отрицательных мыслей, осваивает новые для себя способы самовыражения и самопознания.

Ожидаемый результатом — положительное эмоциональное состояние, гармония с собой и с окружающим миром, укрепление веры в себя, развитие воображения. Например, вовлечение ребенка в процесс рисования или совместной изобразительной деятельности помогает приобрести целый комплекс навыков и умений, которые способствуют достижению эмоционального благополучия ребенка: взаимодействие с другими детьми и преподавателем, вовлеченность в групповую деятельность, поддержка и доверие. Таким образом, будет реализовываться гармонизация развития ребенка, снятие стрессового напряжения. К дидактическим принципам арт-педагогических технологий относятся :

– Принцип гуманизации, который провозглашает человека как высшую ценность, несмотря на способности ребенка как интеллектуальные, так и художественные.

– Принцип творчества заключается в задействовании зрения, обоняния, слуха, эмоции, а также интуиции и воображения. Важным условием получения уникального результата является импровизация, позволяющая выразить собственное творчество ребенка.

– Принцип рефлективности осуществляется в умении ребенка анализировать процесс достижения результата и сам результат и преодолевать проблемные ситуации и конфликты. На занятиях, где используются методы арт-педагогических технологий, творческой деятельности присущ спонтанный характер, что отличает ее от процесса обучения изобразительному искусству по четко выстроенному образовательному плану. В ходе занятий у ребенка формируется эмоциональное, эстетическое и нравственное отношение к реальности. Работа с детьми строится и в группе, и индивидуально. Отличие групповых занятий от индивидуальных состоит в цели, процедуре, приемам работы. Например, занятия, задача которых снять эмоциональное напряжение, преодолеть негативизм, проходят индивидуально, в то время как групповые позволяют добиться других задач: удовлетворить потребность в общении и взаимодействии с детьми, научиться отстаивать свое мнение и учитывать чужое, проявлять активность и, наоборот, сдерживаться. Важно, что на занятиях используется не только привычный набор изобразительных средств и материалов: гуашь, акварель, цветные, простые карандаши, пластилин, цветная бумага и т. д., но и, в большей степени, нетрадиционные материалы и способы их использования, которые позволяют ребенку включиться в процесс с большим интересом. Существуют некоторые условия выбора техники и приемов работы, от которых зависит успешность достижения поставленных задач арт-педагогического процесса. – техники и приемы подбираются по принципу эффективности и простоты; – у ребенка не должно возникать затруднений при выполнении задания в предлагаемой технике; – любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку. Арт-педагогические технологии предполагают создание безопасных условий, которые способствуют самовыражению и спонтанной активности. Процесс выполнения задания — создания изображения должен быть интересным, а результат привлекательным для ребенка. И первое, и второе в равной мере важны для ребенка, и это является характерной особенностью детского рисования. Выбранная техника, обладающая данной чертой, не будет противоречить потребностям и возможностям дошкольного возраста. Как уже говорилось выше, способы и техники рисования должны быть нетрадиционными. Во-первых, такие изобразительные техники будут новыми для ребенка, а значит смогут мотивировать деятельность и удержать внимание. Во-вторых, важно, что ребенок получит для себя необычный опыт и в процессе получения этого опыта снизится контроль сознания и ослабеют защитные механизмы. В результате в готовом продукте, мы сможем наблюдать больше свободы самовыражения, а, следовательно, и неосознанной информации.

В работе с детьми используются следующие изобразительные техники : 1. Кляксография

2. Граттаж (воскография)

5. Рисование нитью (ниткография)

1. Кляксография — это рисование пятнами. Суть данной нетрадиционной техники заключается в том, чтобы разглядеть в кляксе какой-то образ и дополнить его деталями. Таким образом, ребёнку не требуется для рисования особых навыков — нужно только включить фантазию. Первый шаг в кляксографии — это идея. Именно воображение юного художника сделает кляксу доброй или злой, милой или страшной. Например, одно и то же чёрное пятно можно превратить в милого спящего котёнка, дорисовав ему усики, лапки и хвостик, или же во взъерошенную любопытную ворону. Ручеёк краски от кляксы иногда убегает в угол листа — изображение получается похожим на жирафа с длинной шеей. Если же струйка пойдёт вниз, то на картинке вырисовывается длинноногий страус. Немного поработав кисточкой, можно создать диковинное сказочное существо, которое никто никогда не видел, и наделить его своим неповторимым характером.

2. Граттаж (воскография) – это способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Это техника рисования, безусловно, будет интересна ребятам любого возраста. Но практиковать её всё же стоит со средней группы, поскольку такое рисование требует определённых усилий и развитости мелкой моторики рук.

Пожалуй, невозможно найти такого ребёнка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликация).

Это техника вполне доступна дошколятам при правильном подходе пластилинография как средство творческих способностей детей может стать серьёзной поддержкой семейного воспитания.

4. Монотипия — это уникальная техника печатания, которая сумела объединить в себе качества живописи, эстампа и рисунка. Её суть заключается в нанесении красок на ровную поверхность и дальнейшем оттиске рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность. Картины всегда получаются разными, в дальнейшем их можно оставить такими, как есть, или дорисовать всевозможные фрагменты, получая законченную работу.

Этот вид искусства без особого труда могут освоить дети младшего дошкольного возраста. С ними можно рисовать различных бабочек, цветов и т. д. Очень интересные результаты получаются при использовании фактурных поверхностей, а отпечаток лучше делать на гладкой бумаге.

5. Ниткография (рисование нитью) – рисование нитками, это нетрадиционная техника. С её помощью можно создавать неповторимые поделки. Которым не будет конкуренции, так как все будет зависеть только от фантазии. В детских садах такую технику используют на занятиях рисования. Рисование нитками помогает детям не только развивать образное мышление, иметь творческий подход к каким-то нетрадиционным ситуациям. Такое искусство требует и усидчивости, помогает юным художникам научиться управлять своими пальчиками.

6. Отпечатка. Данная техника знакома многим.

А) Можно отпечатать лист, используя любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Б) Отпечатка яблоком. Необходимо придать ей нужную форму, подобрать цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

В) Можно рисовать пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Как правило, задания выполняются индивидуально. Но также существуют задания, где необходимо создать коллективную работу, и такие задания доставляют дошкольникам особое удовольствие. Большое значение имеет внешний вид коллективной работы — зримый образ. Коллективное изображение всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. Каждый может видеть в ней что-то свое, давать ему свое название. Однако чувство причастности создает ощущения единства с группой, право на пребывание в ней здесь и сейчас. Конечно, необходимо учитывать готовность детей к той или иной форме совместной деятельности. Для того чтобы и процесс, и результат детской коллективной деятельности были успешными, следует начинать с более простой совместно-индивидуальной формы работы, постепенно переходя к более сложным. В результате такой деятельности у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленные. Изотерапия, помогает создать положительно-эмоциональный настрой среди дошкольников. Так, применение арт-педагогических технологий, в свою очередь — эффективный способ профилактики и корректировки эмоционального здоровья дошкольников.

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Игровые технологии в ДОУ. Педагогические игры по виду деятельности Педагогические игры по виду деятельности"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. " В. А. Сухомлинский Игра - одна.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Ермолаева Анастасия Борисовна

ГБОУ Школа №2103

Статья на тему:

В образовательных учреждениях из всего многообразия стран мира в настоящее время все более активно применяется такой здоровье сберегающий инновационный подход, как психотерапия, посредством искусства.

В системе различных форм психотерапии искусством арт-педагогика рассматривается как совокупность целого ряда психологических методов воздей­ствия, которые применимы в рамках изобразительной деятельности.

Кроме того, имеются также многочисленные подтверждения эффек­тивности использования техники в школах. Представленная техника выступает как средство не только коррекции и оздоровления, но и развития. Вместе с тем, с детско-подростковой арт-педагогикой связано множество пробелов в общеме­тодологическом и практическом плане, требующих своего решения.

Актуальность настоящей статьи связана с тем, что выполненные в нашей стране единичные научные работы по арт-педагогике в детско-подростковом возрасте посвящены главным образом исследова­нию возможностей применения различных форм творческого самовы­ражения учащихся с целью их воспитания, образования и развития. При этом перспективы использования арт-педагогики в качестве лечебного, психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического средства на данный момент практически не изучены и не раскрыты.

В отличие от так называемой арт-терапии на занятиях с применением технологий арт-педагогики, используется в качестве основного метода метод позволяющий показывать взрослым те или иные манеры действий с конкретным материалом или совместные действия ребёнка и взрослого. При этом педагогу удается не только учить как действовать, но и увлекать за собой, предлагая ребёнку далее поимпровизировать самому. Важно отметить, что педагогом стимулируется творческая активность ребёнка (метод стимуляции) на эмоциональном и вербальном уровнях [3].

На данном этапе, по мнению автора настоящей статьи, необходимо рассмотреть основные виды деятельности в арт-педагогике с целью расширения понимания ее возможностей.

1.Изо-деятельность:

1.Лепка

Пластичные материалы, используемые в арт-педагогике:

Глина. Очень часто глина рекомендуется в качестве основного пластичного материала для проведения занятий с обучающимися. Во-первых, глина является природным продуктом, а значит сама по себе благодаря своим естественным свойствам несёт терапевтический эффект воздействия. Во-вторых, глина обладает пластичностью и податливостью, что очень важно при работе с детьми-дошкольниками, так как развивается мелкая моторика, а соответственно и речь ребенка. В-третьих, для глины характерна возможность отсрочить действия с изделием. (например, раскрашивание производится после высыхания). Тем не менее, у глины существуют определенные недостатки: однообразие цвета, требуется специальная обработка, грязь (сильно сушит и пачкает руки), необходимость последующего обжига изделия, а значит, требуется обжиговая печь. Как показывает практика, некоторые дети отказываются работать с данным материалом из-за возможности запачкаться, а также из-за отсутствия определенного эстетического вида. Предлагаемые виды работы с глиной и пластилином: создание объектов и форм. Для пластилина отдельно рисование.

Тесто. Не достаточное внимание, по мнению автора настоящей статьи, уделено в исследованиях такому пластичному материалу как тесто. В работе можно использовать как солёное, так и обычное тесто. В качестве положительных свойств следует выделить пластичность, экологичность и мягкость. Как показывает практика, обучающиеся с огромным удовольствием осуществляют свою творческую деятельность. Тесто является податливым материалом, и подходит даже для трёхлетних малышей со слабо развитой кистевой мускулатурой свободно играют и манипулируют, создавая новые формы. К ряду недостатков материала, можно отнести его однотонность. В свою очередь, автором подчеркивается, что с целью окрашивания можно добавить пищевые красители или выкрасить тесто после запекания. К числу предлагаемых видов работы с тестом возможно использовать технологию манипулирования, создание объектов и форм, создание объектов с использованием природного или подручного материалов, раскрашивание теста в запеченном виде.

Воск. Для художественного воска характерны следующие свойства: чистота и пластичность при использовании (не маркость), приятность на ощупь (не сушит руки), возможность выбора цветов. К недостаткам, по нашему мнению, следует отнести: необходимость предварительного небольшого разогрева (руками), а также достаточно значительная стоимость.

Предлагаемые виды работы с воском: создание форм и объектов (в том числе с использованием различных формочек), создание объектов с использованием природного или подручного материала ( украшение и изготовление праздничных свечей)

Воск экологичнее относительно пластилина, а также обладает ещё возможностью изготовить социально-значимую вещь – свечу.

Существует несколько техник рисования в арт-педагогике:

- рисование на мокрой бумаге;

- рисование на стекле;

- рисование природными материалами;

-рисование предметами окружающего пространства;

- техника медитативного рисунка - мандала(магический круг);

Не менее важным в рассматриваемом вопросе является ручной художественный труд ( бросовый и природный материал).

Автором подчеркивается, что существует несколько видов ручного художественного труда:

-построение объёмных моделей из подручного материала.

Ведущая роль в создании моделей объемного типа принадлежит непосредственно педагогу или воспитателю.

Не менее важным аспектов в рассматриваемом вопросе является аппликация, к их числу относятся следующие виды работы с бумагой:

-Манипулирование с бумагой;

-Создание плоскостных картин;

Автором подчеркивается, что в младшем дошкольном возрасте эффективно использовать простейшие модели с последующей дорисовкой, которые выполняются по показу педагога. Диапазон возможностей детей старшего дошкольного возраста при работе с техникой оригами в значительной мере расширяется.

Не менее важна для развития детей музыкальная деятельность.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

К основным видам музыкальной деятельности относятся следующие:

Восприятие (слушание) музыки.

Из опыта работы можно предложить включать данный вид музыкальной деятельности в интегрированные арт-педагогичекие занятия: использование записи звуков природы, классических произведений как музыкальных иллюстраций к изобразительной или художественно-речевой деятельности, музыка может стать сигналом к началу занятия [1].

Пение. Пение – наиболее близко и доступно детям.

Движения под музыку. Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они применяются в коррекционной работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем успешнее осуществляется развитие ребенка, его речевой функции, произвольности деятельности, моторики, формирования пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкальных способностей.

Игра на музыкальных инструментах

Актуальным направлением, по нашему мнению, является театрализованная и художественно-речевая деятельность

Психогимнастика – как метод практической психо-профилактики и психо-коррекции (по Чистяковой)

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания дошкольников средствами движения, музыки и слова. В нашей практика хорошо зарекомендовали себя: пальчиковая гимнастика и двигательные игры с музыкальным и художественным сопровождением.

Придумывание, дописывание, переписывание сказок.

Особо эффективной сказкотерапия оказывается при работе с детьми, особенно дошкольного и младшего школьного возраста.

Особое значение, по нашему мнению, в развитии ребенка занимает игра. Именно с помощью игры ребенок познает окружающую его действительность.

1. Игры с песком

Игры с песком очень нравятся детям дошкольного возраста, они очень эффективны и динамичны.

Работу с песком организуют в трёх видах:

Действия с неоформленным материалом – песком, водой

Действия с предметами и песком

Построение песочного мира сказки, истории (сюжетная игра)

2. Игры с водой

Вода, как и песок способна впитывать негативную энергию и положительно воздействовать на психику ребёнка. Игры с водой завораживают малыша и дают возможность эмоционально разрядиться и получить новый опыт.

Игры с цветом – можно отнести к экспериментальной деятельности дошкольников.

Игры с предметами и водой носят развивающий и образовательный характер.

3. Игры на предметной основе:

Педагогические условия эффективного использования артпедагогики в воспитательном процессе.

– Создание арт-педагогической среды - стимулирующая проявление разных видов художественно-творческой активности ребёнка, включает в себя художественно-познавательные источники информации, дидактические материалы для проведения совместных арт-педагогических игр, оборудование, стимулирующее детей к коллективной творческой деятельности; наглядные материалы, выступающие в качестве визуальных побудителей творчества.

– Наличие высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в арт-педагогике или молодых специалистов со специальным образованием и стремящихся к творческому самовыражению в профессии

– Разработанная методология и арт-педагогические технологии;

– Правильно подобранные методы и средства арт-педагогического воздействия с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей детей в группе;

– Материально-техническое обеспечение арт-педагогического процесса: наличие помещения в соответствии с нормами СанПиНа, оборудование, мебель

Таким образом, пришло время переосмыслить методы и формы приобщения дошкольников к искусству и преобразовать традиционную практику организации данной работы в дошкольных учреждениях. Особое внимание необходимо уделять раскрытию творческого потенциала ребёнка, поощрению его самовыражения при помощи художественной деятельности, формированию его как гармоничной личности.

Краткий обзор арт-терапевтических и арт-педагогических технологий, применяемых при работе с детьми показал, что не все они являются эффективными и востребованными в работе с дошкольниками в условиях малых групп.

Наиболее эффективными, с нашей точки зрения, являются следующие:

изодеятельность: лепка (тесто, воск, пластилин), рисование (рисование на стекле, рисование природными материалами, техника монотипии, штриховка, марание, рисование по замыслу и на предложенную тему), ручной художественный труд (создание поделок, построение объёмных моделей из подручного материала), аппликация (создание плоскостных картин, оригами); музыкальная деятельность (слушанье музыки, пение, танцевально-двигательная активность); художественно-речевую и театрализованная деятельность (психогимнастика, логоритмика, придумывание и дописывание сказок, драматизации); игровая деятельность (игры с песком и водой, сюжетно-ролевые и дидактические игры).

Опыт работы подсказывает, что наиболее эффективным является применение не отдельных элементов и технологий, а интегрированные занятия, сочетающие в себе различные техники и методы арт-педагогики.

Осуществленный анализ арт-педагогики в понятийном поле педагогических и арт-терапевтических категорий, позволил нам произвести дифференцирование данной области научного знания от близких и в чем-то смежных феноменов педагогической теории и практики, что создает возможность определения тех феноменологических характеристик артпедагогики на современном этапе ее развития, которые активизируют механизмы личностного развития и определяют специфику ее педагогического потенциала.

Таким образом, под арт-педагогикой нами понимается интегративная область современного гуманитарного знания о закономерностях, принципах и механизмах использования педагогического потенциала разных видов искусства и пробуждаемых ими форм художественной активности личности в целях оптимального профессионально-педагогического решения задач ее воспитания, обучения и развития (не преследуя при этом специальных целей серьезного художественного образования).




29 июня, 2015 admin


В инклюзивном образовании арттерапию следует рассматривать как синтез искусства, медицины и психологии. В данном случае осуществляется коррекция нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Поэтому, если педагог работает с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, он обязательно должен тесно взаимодействовать со специалистами – психологом, дефектологом, логопедом и др.

Более того, психолог (дефектолог, логопед и др.), который использует в работе с детьми арттерапевтические методики, должен иметь специальную подготовку в самых разных областях знаний — это медицина, психология, педагогика; иметь навыки практической работы в области психодиагностики, психологической коррекции, психотерапии.
Много ли в детских садах таких специалистов?

Если же педагог работает в группе общеразвивающей направленности, то, в данном случае, следует говорить об артпедагогике.
Артпедагогика (художественная педагогика) — это синтез двух областей научного знания — искусства и педагогики. В рамках артпедагогики рассматриваются вопросы художественного развития детей и вопросы формирования основ художественной культуры посредством искусства и художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованно-игровой).
Целью артпедагогики является социальная адаптация личности ребенка средствами искусства.

Таким образом, не нужно гоняться за красивым названием для своей методической темы (темы по самообразованию). Главное, чтобы эта тема была методически грамотно сформулирована , а педагог, в рамках своей компетентности, успешно ее реализовал.

Читайте также: