Что такое арабеска в исламе кратко

Обновлено: 07.07.2024

Арабеска (итал. arabesco – арабский) – средневековый арабский орнамент комбинированного типа, сочетающий в себе растительные и геометрические мотивы (позднее только растительные). Очень часто в этот декор вплетается текстовая вязь. Особое распространение арабеска получила в эпоху Возрождения. Во времена увлечения античностью начала XIX века ошибочно отождествлялась с гротеской.

Этот тип орнамента отличают, прежде всего, очень высокие эстетические свойства и достаточная сложность композиций. Декор выполняется с использованием повторений, в основе которых лежит строгий математический расчет, одного или нескольких элементов узора. При этом один фрагмент часто вписывается в другой. Такое композиционное решение практически исключает возможность применение фона. С одинаковым успехом арабески могут наноситься как на плоские, так и на выпуклые поверхности. Искусствоведы некоторых европейских стран придают арабеске более узкое значение сугубо растительного орнамента. В данном случае она выступает как антипод мореске (геометрическому орнаменту).

История развития арабески в Европе

арабский орнамент арабески
арабская арабеска орнамент
арабески арабские
цветные арабские узоры
арабески цветные цветочные
персидский орнамент из цветов
цветной персидский узор арабеска
арабеска персидская цветная
турецкие арабески
цветной турецкий узор
турецкий узор арабеска
марокканский угловой узор цветной
марокканская арабеска
арабески марокканский орнамент
арабески линейный узор
арабеска линейный орнамент
арабеска восточный узор
арабеска персидская графическая
персидские арабески графические
арабеска из персии розетка в графическом исполнении
Персидская арабеска цветные орнаменты
персидская арабеска в высоком разрешении
арабески орнаменты из растительных элементов в высоком разрешении
арабески орнаменты из растительных элементов в высоком разрешении
арабески орнаменты из растительных элементов в высоком разрешении
арабески орнаменты из растительных элементов в высоком разрешении

Данный вид орнамента возник на арабском Востоке и получил особое распространение в Византии. В средние века, в эпоху расцвета готики и романского стиля он часто использовался в качестве декора для рукописных книг. В период сильного влияния мавританского искусства на итальянское (XIV – XV вв.) арабеска получила широкое распространение в майолике и орнаментальной гравюре. Особенно примечательными стал декор дворца Нерона Domus Aurea эпохи Ренессанса. На стенах этого здания имелось множество фрагментов росписей, содержащих арабески.

Своей кульминации развитие гротески эпохи Возрождения достигло в мастерских Рафаэля благодаря усилиям его ученика Джованни да Удине, который восстановил древние орнаменты Domus Aurea. Именно в таких мотивах была исполнена лепнина ватиканских лоджий. Арабески да Удине становятся основой ренессанской иероглифики. До XVIII века любые орнаментальные композиции не мыслились неким излишеством или украшательством. Скорее они были укоренены в эстетику ордеров, были частью целого, зачастую символьной.

Арабеска — это орнамент, появившийся в Средние века на территории исламского Востока. В причудливых переплетениях узора гармонично связываются сакральность, математика и искусство. Арабеска, фото которой представлены ниже, украшала практически любые поверхности. Такими узорами покрывали стены и свод мечетей, их выплетали в процессе ткачества ковров, размещали на ювелирных изделиях и керамической посуде. Арабеска, достигнув расцвета на Востоке, покорила и Европу. В эпоху Возрождения знаменитые мастера использовали ее при создании своих шедевров.

Особенности исламского искусства

На Востоке сложились особые условия для развития орнамента. Коран запрещал изображение животных и людей. Пророк Мухаммед подобным законом старался оградить народ от возможности обращения к языческим верованиям. Особенно строго это правило и по сей день соблюдается при украшении культовых предметов и зданий.

арабеска это

Возникновение и развитие арабески стало своеобразным ответом на подобный запрет. Все воображение, весь талант мастеров вылились в создании причудливых узоров, совмещающих растительные элементы, геометрический орнамент и каллиграфию. Последняя, кстати, стала своего рода заменой иконописи. Цитаты из священных текстов, выписанные различными каллиграфическими стилями, украшали книги и стены мечетей. Часто в дополнение к ним рисовались и арабески, своими изгибами и завитками сходные с красивыми и причудливо изогнутыми буквами.

Восточная арабеска как геометрическое искусство

 арабеска фото

Запрет на изображение живых существ привел к тому, что мастера исламского Востока обратились к геометрии. Арабеска — это орнамент, состоящий из повторяющихся элементов, переплетенных между собой и расходящихся в разные стороны. Для него характерен четкий ритм, выверенный с математической точностью. Арабеска стала воплощением геометрии в искусстве.

арабская арабеска

Отдельный элемент представлял собой целый и законченный узор. Каждый следующий изящно переплетался с предыдущим, повторяя его и в то же время создавая нечто новое. Орнамент мог закончиться в любой момент — его целостность от этого не страдала. Это свойство способствовало повсеместному использованию арабесок. Узорами украшали стены, потолки и своды, ткани, ковры, металлические и глиняные изделия.

Особенности

 арабеска орнамент

Арабеска как медитативный образ

восточная арабеска

Арабеска — орнамент ритмичный и завораживающий. При взгляде на повторяющиеся элементы легко утонуть в этом море переплетающихся узоров. И потому арабеска — это прекрасный инструмент для медитации. Она рассеивает особым образом внимание, заставляя забыть о суете внешнего мира и погрузиться в мир внутренний. Орнамент нередко был частью внутреннего убранства мечетей. Здесь его медитативная функция помогала сосредоточиться на молитве, забыв о земных делах.

Арабеска в Европе

В эпоху Возрождения связи Европы с арабским миром значительно усилились. Вместе со многими другими знаниями из мусульманских стран сюда попали и художественные достижения Востока. Арабеска стала элементом изобразительного искусства Европы. Ее использовал в своих творениях Леонардо да Винчи. Мастер посвящал изрядное количество времени прорисовке затейливых узоров.

Орнаменты, похожие на арабески, присутствуют и на картинах Дюрера и Рафаэля. Многие мастера Возрождения и более поздних периодов черпали вдохновение в узорах, покрывавших мусульманские предметы искусства.

Неиссякаемый источник творчества

Арабеска (фото приведены в статье) завораживает и художников современности, и мастеров прошлого века. К ней обращались и модернисты рубежа XIX и XX столетий. Арабесками вдохновлялся Обри Бердслей, живший и творивший в конце позапрошлого века. Геометрия в виде изящных орнаментов была любима и датским художником-графиком М. С. Эсчером.

арабеска в современном искусстве

арабеска неиссякаемый источник вдохновения

Модные сегодня в изобразительном искусстве направления зентангл и дудлинг отдаленно напоминают об испещренных орнаментом арабских мечетях и коврах. Нетрудно в наше время найти и ткани, завораживающие своим рисунком. Причудливое переплетение растительных узоров, подчиненное единому ритму, — не что иное, как все та же арабеска, уходящая корнями в далекое Средневековье. Можно смело говорить, что теперь этот орнамент стал неотъемлемой частью мирового искусства, оставаясь в то же время характерной особенностью культуры мусульманских народов.

Основной формой художественной выразительности в арабской культуре стал орнамент, чрезвычайно развитый в различных формах прикладного искусства и в архитектуре. Это произошло из-за запрета на изображение человека в религии ислама.

Основные виды арабских узоров

Арабские орнаменты могут напоминать персидские, византийские узоры и частично греко-римские. Они бывают двух видов:

арабский орнамент

Очень редко оба мотива употребляются вместе, чаще — раздельно. Представители фауны в орнаментах практически не встречаются. Непрерывные геометрические мотивы использовались для погружения в состояние, напоминающее медитацию. Через их созерцание, человек пытался постигнуть тайны мироздания. Ислими заключал в себе как точные копии различных цветов и плодов, так и стилизацию различных частей растений, изменённых до неузнаваемости. Некоторые части арабского растительного орнамента используются для заполнения фона и некоторых других задач.

Орнамент использовался и для оформления бытовых вещей. Арабская мебель изготавливалась из дерева и тщательно обрабатывалась. Различные части предметов обихода украшались резными орнаментами: самым распространённым из них была стрельчатая арка.

арабские узоры и орнаменты

Принципы создания орнамента

Связь арабских орнаментов и каллиграфии

В качестве диаметра каждого знака используется воображаемый круг, диаметр которого равен алифу. Особое место в культуре Востока занимала каллиграфия. Овладение этой техникой считалось показателем культурного развития личности и её высокой духовности. Каллиграфия была тесно связана с арабскими узорами и орнаментами. Искусство художественного письма чаще всего использовалось для записи изречений из священной книги — Корана.

орнамент в арабском стиле

Особенности орнаментов

Арабский орнамент отличает узорность, особенно распространённая в мусульманском декоративном искусстве Средних веков. Этот стиль главенствовал не только в архитектурных решениях. Он активно использовался в музыкальных произведениях и поэтическом искусстве. Великие мыслители того времени пытались найти связь между явлениями природы, описать их математическими формулами. Восточные философы считали, что в цветочном орнаменте можно выразить человеческие представления о красоте и счастье.

Мотивы и цветовая гамма арабских узоров

Между гирихом и ислими находятся специальные фигуры — медальоны. Это арки и розетки, фигурная кайма, мадохили. В арабском орнаменте используются зооморфные и мифические мотивы, небесные тела, ритуальные сюжеты и сцены из повседневной жизни. Из-за запрета на некоторые виды изображений мотивы с животными часто были стилизованы и практически не содержали живых существ. Цветовая гамма не была единой для всех узоров.

арабский растительный орнамент

Исламское искусство и особенность арабескиВ современном мире интерес к региональным историям искусства формируется с ростом национального самосознания. Начало исламского искусства, по мнению некоторых религиоведов, следует искать во внутреннем измерении мусульманской традиции.

Есть несколько предположений относительно обособленности исламского искусства от разнообразия, представленного европейской культурой. Основным фактором различия этих течений является то, что искусство ислама основывается на аниконизме, то есть враждебном отношении к изобразительному искусству и исключению использования образов пророков, божества и других персонажей.

Объяснения такого явления различны. Самое общее – присутствие изображения не соответствует монотеизму в мусульманских странах. В некоторых хадисах приводятся примеры, где изображение живых существ является претензией на сопоставление себя с Высшей трансцендентной реальностью.

Есть допущение, что отрицательное отношение к искусству основано на восприятии изобразительного искусства как роскоши, свойственной привилегированным классам.

Наряду с этим стоит учесть взаимоотношения ислама с христианством, основанные на религиозном противостоянии. А для ислама иконопочитание является недопустимым.

Несмотря на трудности с развитием изобразительного искусства в мусульманских странах, появление арабески, как типа художественного орнамента, компенсировало запрет на изображение живых существ. Арабеска становится отражением возникшей творческой свободы художника в исламском мире.

Мечеть шейха Лотфуллы (Исфахан)

Изначально в восточной арабеске преобладали растительные орнаменты с изображением природных субъектов: цветы, листья, разнообразные плоды. Позже стали распространяться геометрические элементы, которые в дальнейшем усовершенствовались и перешли в сложную художественную науку. Считается, что не каждый узор можно именовать арабеской.

Мечеть Джамми (Токио)

Казалось бы, причудливые узоры и сочетание геометрических фигур арабески не имеют сами по себе смысла, но они создают взаимосвязь, объединяются в целое, перерастают в объекты и выходят за пределы пространства. Перестают быть украшением и элементом декора, становясь символом равновесия и душевного спокойствия, в котором нуждается человек, посетивший мечеть.

Читайте также: