Анализ фронтального логопедического занятия в школе

Обновлено: 02.07.2024

Примерный самоанализ фронтального логопедического занятия по теме "Фразеологизмы".

Важным элементом педагогической деятельности являются анализ и самоанализ своего занятия. Это – одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести.

Оценить 2465 0

САМОАНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Логопедическое занятие, проведенное мною в четвертом классе, было направлено на формирова ние знаний о фразеологизмах и особенностях употребления их в речи.

Коррекционно-образовательные:

Продолжать учить определять лексическое значение фразеологизмов.

Совершенствовать умение отличать фразеологизмы от других речевых единиц.

Обогащать пассивный и активный словарь обучающихся фразеологизмами.

Коррекционно-развивающие:

Развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.

Развивать словесно - логическое мышление.

Развивать слуховое внимание.

Развивать навык правильного подбора фразеологизмов – синонимов к фразеологизмам.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Поставленные тема, задачи занятия, подбор речевого материала соответствовали возрасту обучающихся и тематике рабочей программы. Цель и задачи занятия сформулированы логично и последовательно.

К началу занятия мною были подготовлены оборудование, наглядный и дидактический материал.

Обучение строилось как увлекательная проблемно-игровая деятельность. Путешествуя по станциям, дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

Каждые последующие части занятия были направлены на развитие речевых и неречевых функций. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности. Переход от одной части к другой осуществлялся четко и последовательно.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчи­нены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость. В занятие была также включена физкультминутка, которая отражала тематику занятия. Длительность занятия составила 40 минут.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Занятие было насыщенным, проделан большой объем работы, коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме. Р ефлексия показала, что цель была достигнута.

2. Цель занятия: формирование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

- упражнять детей в образовании относительных прилагательных;

- упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;

- упражнять в правильном употреблении предложно-падежных форм;

- обучать пересказу небольшого текста с опорой на серию сюжетных картин;

- развивать память, мышления, внимания, общую и мелкую моторику.

Для реализации логопед подобрал практически все методы подачи информации детям: наглядные методы, игровые методы, в том числе и подвижные игры, использование театрализованных постановок.

Во время всего занятия логопед особое внимание уделял индивидуальным особенностям детей, по этому принципу и было разработано занятие. При возникновении затруднений он всегда приходил на помощь, при этом, не просто подсказывая правильные ответа, а побуждая ребенка вспоминать, анализировать, видеть.

Занятие проходило в очень интересной для детей форме, игровой, поэтому были созданы все условия для успешного взаимодействия детей в классе. Были случаи взаимопомощи между детьми, что говорит о хорошей психологической обстановке на занятии.

Не смотря на то, что возникали случаи затруднения в ответах детей или в восприятии нового материала, логопед старался помочь всем детям.

Подведение итогов занятия проходило в игровой форме. Дети отвечали на вопросы касаемые темы занятия, рассуждали о его теме. Это позволило лучше закрепить усвоенный материал.

К трудностям можно отнести: одно из заданий, на мой взгляд, было сложным для восприятия его детьми. При выборе упражнений, необходимо учитывать некоторые трудности в восприятии речевого материала детей с ОНР.

Конспект фронтального занятия по подгруппам в группе детей с общим недоразвитием речи (3 уровень) 1 год обучения

1. Закрепить знания детей о разных видах транспорта, о профессиях на транспорте (летчик, моряк, водитель).

2. Обогащать глагольный словарь словами плыли, ехали, летели.

3. Упражнять в ориентировке на плоскости, теле, пространстве с точкой отсчета от себя, формировать навыки употребления понятий: слева, справа.

4. Развивать графические навыки, мелкую моторику пальцев рук.

5. Развивать мышление, внимание, память, воображение.

6. Воспитывать у детей умение работать в коллективе, развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход занятия

Орг. момент: Дети входят в группу и становятся в шеренгу у доски.

Логопед: Сейчас мы с вами отправимся в страну загадок. Послушайте загадку:

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

Логопед: Налево пойдем и отгадку найдем. Проверим, правильно ли мы отгадали загадку.

Дети с логопедом идут налево и находят игрушку поезда.

Логопед: О каком виде транспорта была эта загадка? - Эта загадка о железнодорожном виде транспорта.

Логопед: Что еще может ездить по рельсам? – По рельсам едет трамвай, электричка.

Логопед: Послушайте еще загадку:

Что это за птица - песен не поет,

Гнезда не вьет, людей и груз везет?

Дети с логопедом идут назад и находят игрушку самолета.

Логопед: О каком виде транспорта эта загадка? - Эта загадка о воздушном виде транспорта.

Логопед: На чем еще можно передвигаться по воздуху? - По воздуху летит вертолет, дирижабль, воздушный шар.

Логопед: Я еще приготовила загадку:

Не летает, не жужжит,

жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

два блестящих огонька.

Логопед: Налево пойдем и отгадку найдем. Проверим, правильно ли мы отгадали.

Дети с логопедом идут налево и находят игрушку автомобиля.

Логопед: О каком виде транспорта эта загадка? - Эта загадка о наземном виде транспорта.

Логопед: На чем еще можно передвигаться по земле? – На земле передвигаются на мотоцикле, автобусе.

Логопед: Послушайте еще загадку:

На море, в реках и озерах

я плаваю, Проворный, скорый.

Логопед: Налево пойдем и отгадку найдем, проверим себя.

Дети идут налево и находят игрушку парусника.

Логопед: К какому виду транспорта относится парусник? - Парусник относится к водному виду транспорта.

Логопед: Что еще передвигается по воде? – По воде плывет катер, пароход, корабль.

Логопед: Что мы нашли сначала? - Сначала мы нашли поезд.

Логопед: Какой предмет нашли последним? - Последним мы нашли парусник.

Логопед: Повтори, Оля, все предметы по порядку их нахождения. -Поезд, самолет, машина, парусник. - Молодец!

Логопед: Как все это назвать одним словом? - Это транспорт.

Логопед: Да, сегодня мы будем разговаривать о транспорте.

Логопед: Садитесь на свои места, вас ждет новая загадка. У вас на столах разобранные мягкие пазлы. Соберите пазлы и посмотрите, что у вас получилось.

По мере выполнения логопед подзывает ребенка к отдельному столу.

Логопед: Максим, положи на середину стола картинку с изображением воздушного вида транспорта.

Логопед: Яна, положи картинку с изображением железнодорожного вида транспорта слева от воздушного.

Логопед: Сережа, положи картинку с изображением наземного вида транспорта справа от воздушного вида транспорта.

Логопед: Свою картинку, Аня, положи справа от картинки наземного вида транспорта. Назови, что лежит на столе. - Вертолет, грузовик, поезд, черепаха.

Логопед: Как ты думаешь, Аня, какая картинка лишняя? - Лишняя картинка черепаха. Почему, Анечка? - Потому что эти картинки транспорт, а эта черепаха - животное. - Молодец!

Логопед: На ваших листочках я приготовила еще загадку. Посмотрите внимательно на контуры предметов, найдите транспорт и заштрихуйте его.

Логопед: Что ты заштриховал, Рома? - Я заштриховал самолет.

Логопед: Сколько, Женя, у тебя всего изображено предметов? Назови их. – Всего изображено 4 предмета.

Логопед: У меня новая загадка. На столах у вас стоят конструкторы. Нужно добавить недостающие детали моделям и определить, какое транспортное средство у вас получилось. - Дети собирают из конструктора транспортное средство.

Логопед: Расскажи, что получилось у тебя, Ира? - У меня получился разноцветный самолет. У него есть крылья, хвост, винт, шасси. – Молодец, Ирочка.

Логопед: А кто управляет самолетом? - Управляет самолетом летчик.

Логопед: Что получилось у тебя, Алина? - У меня получился маленький катер. У него есть мотор, флаги, руль. За рулем моряк. - Молодец.

Логопед: Что получилось у тебя, Максим? - У меня получилась гоночная машинка. У нее есть колеса, кабина, руль. Управляет машиной водитель.

Логопед показывает картонные карточки с контурным изображением движений человека, а дети выполняют эти движения. – А теперь физкультминутка!

Физкультминутка

Сели на машину. Налили бензина.

На машине ехали, до реки доехали.

Стоп. Разворот. На реке пароход.

Пароходом плыли, до горы доплыли,

Пароход не везет. Надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у.

Во время физкультминутки дети имитируют движения транспортных средств.

Логопед: Отдохнули? Я вам приготовила путевки для путешествия. Рассмотрите каждый свою путевку и расскажите, на каком виде транспорта вы будете путешествовать и куда отправитесь. – Дети рассказывают.

В конце занятия логопед подводит итог: Дети, о чем мы сегодня говорили? Какие виды транспорта вы запомнили?

Отчет о прохождении практики

Общая информация о практике

В основу анализа состояния здоровья детей положены следующие критерии:

· развитие функциональных систем,

· способность организма к сопротивлению неблагоприятным воздействиям окружающей среды,

· уровень физического развития, его гармоничность.

Для оценки состояния здоровья детей в ДОУ на каждого ребенка составляется индивидуальная карта – паспорт здоровья, куда заносятся данные всех обследований, а также рекомендации специалистов. На основе паспорта составляется сводный “Журнал здоровья”. Это схемы, которые позволяют педагогам иметь четкую картину состояния здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности, своевременно выявлять причину заболевания и устранять ее, планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья, дифференцировать степень нагрузок.

Плановое систематическое обучение двигательным навыкам на занятиях физкультурой, на занятиях ЛФК и совершенствование их через систему индивидуальной работы, через коррекционные подвижные игры помогли поднять уровень двигательных навыков, повысить интерес к физическим упражнениям.

Практика проходила в период с 01.08.2008 г. по 29.08.2008 г.

Объем и содержание работы

Перечень проведенных занятий

Подгрупповые занятия

Фронтальные занятия

Участие в разборе открытых занятий. 17 августа 2008 г. проходило открытое занятие логопеда ДОУ. На нем присутствовали представители Комитета по образованию Советского района, администрация ДОУ №277, логопеды других детских садов города, педагоги и воспитатели.

Оценка умения составлять психолого-педагогическое обоснование. По окончанию практики студент должен уметь грамотно составлять конспекты занятий и проводить их, характеристики на детей, программу коррекционно-педагогической работы с детьми и т.д. Все эти документы необходимо правильно обосновать.

Работа с воспитателями и родителями.

Дата Категории лиц Мероприятие
19.08.2008 г. воспитатели Лекция о новых подходах к обучению детей с ОНР
25.09.2008 г. родители Проведение совместно с логопедом родительского собрания, где приводились рекомендации

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Занятие соответствовало речевым и возрастным особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Прослеживалась подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связью с последующим. Цель и задачи соответствовали содержанию. Учитель - логопед использовала качественные пособия и эстетическое оформление заданий. Основные этапы выдержаны во времени и подчинены реализации дидактических принципов. В процессе занятия соблюдался положительный эмоциональный фон, использовались воспитательные моменты, контроль за речью детей.

Тема занятия соответствовала перспективному плану и программе обучения и воспитания.

Целью занятия являлось составление детьми рассказов о конкретных объектах картины с использованием метафор, представляя их в прошлом, настоящем и будущем времени.

На занятии решались:

1. Образовательные задачи: закрепить знания детей о зиме, ее признаках, зимних развлечениях детей;

2. Развивающие задачи:

  • закреплять умение определять состав картины, моделировать его,
  • устанавливать взаимосвязи между объектами на картине, моделировать их,
  • упражнять в образовании и употреблении относительных и качественных прилагательных,
  • согласовывать их с существительными,
  • создавать образные характеристики объектов путем составления метафор,
  • работать над составлением рассказов о конкретных объектах, представляя их прошлое и будущее,
  • работать над четкостью дикции,
  • интонационной выразительностью речи,
  • развивать внимание, воображение, творческое мышление;

3. Воспитательные задачи: воспитывать умение сопереживать героям картины, понимать их чувства.

Технология построения занятия с точки зрения деятельностного подхода состоит из следующих аспектов.

Занятие проходило в несколько этапов. Положительных психологический настрой был создан в начале занятия, в процессе которого дети приветствовали присутствующих, используя разные формулировки приветствия, что создавало психологическую готовность их заниматься, общаться с педагогом, друг с другом, принять на занятии незнакомых людей.

Вводно–организационный этап содержал загадки зимнего содержания, которые подготовили детей к теме занятия и организовали их произвольное, направленное внимание.

На этапе получения новых знаний дети закрепляли известные им и знакомились с новыми свойствами и качествами предметов, учились их сравнивать, находили похожие, общие признаки. Дети составляли метафоры, используя карточки с изображениями предметов, имеющих общие качества и признаки. Происходило расширение объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов картины, их связях.

Во время динамической паузы мы продолжали работу по упражнению детей в подборе похожих по определенному признаку объектов, связанных с темой занятия: дети двигались и отвечали на вопросы, составляя метафоры. Они упражнялись в умении работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его инструкции.

На этапе практического применения полученных знаний и умений дети составляли рассказ об определенном герое, используя схему рассказа, выполняя определенные инструкции педагога к нему: например, обязательным являлось упомянуть, что было с героем до изображенного на картине, что будет после, а также использование метафор. Дети старались выполнить инструкции, пользовались схемой, формировали навыки самоконтроля при оценке своих рассказов. Они взаимодействовали с другими детьми: помогали, договаривали, дополняли рассказы.

На заключительном этапе занятия прошло обсуждение рассказов, объяснение оценок, данных рассказам в соответствии с выполнением инструкции логопеда. Дети демонстрировали осознание себя как участников творческого процесса, сформированность элементарных навыков самооценки.

Развитию любознательности и активности, заинтересованности и концентрации внимания способствовали яркая и обширная наглядность, сюрпризный момент, встреча с волшебниками, быстрая смена заданий и упражнений, что не давало детям возможности отвлекаться и уставать. Несмотря на насыщенность занятия играми и заданиями, оно продолжалось 30 минут. Использовались здоровьесберегающие методики: смена статичных и динамичных поз, подвижная игра речевого характера, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики.

На занятии соблюдался главный принцип деятельностного подхода – принцип психологической комфортности. В результате цель занятия была достигнута, задачи решены.

Читайте также: