Что такое априорные формы познания по канту кратко

Обновлено: 04.07.2024

Априорные формы

A priori знания, однако, не зависят от опыта только в отношении формы; их содержание основано на опыте. Субъект, начинающий получать знания, заранее обладает априорными формами знаний, которые придают его знаниям характер необходимости и универсальности. Кант различал априорные формы чувственности (трансцендентные формы чувственности, априорные формы интуиции) — чистую интуицию, с помощью которой разнообразные, отдельные и не всегда однозначные представления обретают универсальный объективный смысл (это пространство и время), и априорные формы рассуждения (трансцендентные формы рассуждения), которые придают согласованность и упорядоченность хаотическому разнообразию чувственных переживаний — это категории (12 из них) и идеи чистого разума (3 из них). О пространстве и времени: все внешние явления мы представляем как существующие в пространстве: пространство — это форма внешнего ощущения; все представления о себе существуют во времени: время — это форма внутреннего ощущения (но косвенно это также и условие внешнего восприятия).

Пространство и время как формы ощущения имеют трансцендентальную идеальность: нет таких объектов, как время и пространство; и эмпирическая реальность: как способ реализации концепций объектов и меня самого. Эти формы, по Канту, могут быть только априори: это абсолютно необходимые формы всех существующих вещей; опыт никогда не может дать общего и необходимого, а только смысл и значение при определенных условиях.

Различие между аналитическим и синтетическим суждениями

Причина сама приписывает категории к многообразному чувственному материалу, уже организованному априорными формами ощущений. Этот синтез обеспечивает возможность естественной науки как науки. Кант насчитывает 12 категорий, разделенных на 4 класса: Категории Количество, Категории Качества, Категории Модальности, Категории Отношений. В этом контексте Кант развивает доктрину апперцепции. Апперцепция — это активная сила, осуществляющая синтез первоначальных восприятий. Она имеет две формы: исходное синтетическое единство апперцепции или трансцендентальное единство самосознания: единство самосознания необходимо для познания; и трансцендентальное единство апперцепции или объективной апперцепции, т.е. оно направлено к объекту, синтезирует отдельные впечатления от объекта в интегральное познание, вводит единство в хаотическую множественность ощущений и создает объект.

Естествознание

Психологически важные положения содержатся в доктрине Канта о трансцендентальных схемах, которая решает вопрос о применении категорий к эмпирической реальности, данной человеку в восприятии. Схемы — это новый элемент сознания, объединяющий гетерогенные когнитивные способности, поэтому Кант также называет схемы чувственными концепциями. Они являются продуктом деятельности воображения. Идеи Канта о схемах подтверждаются эмпирическими исследованиями современной психологии. Таким образом, вербализм, неспособность увидеть реальность, стоящую за вербальной формулировкой правила, закона, преодолевается в преподавательской практике путем обращения к схематическим представлениям.

Главный этический принцип

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Кант полагал, что нашему сознанию присущи априорные (доопытные) формы чувственного созерцания, априорные формы (понятия) рассудка, а также априорные формы связи чувственного многообразия и понятий рассудка. Наряду с эмпирическим (опытным) источником познания мыслитель, таким образом, признавал и априорный (предшествующий опыту).

Доопытные формы чувственного созерцания – это пространство и время. Они, по Канту, отнюдь не формы бытия вещей, а те субъективные формы чувственности человека, которыми он изначально наделен.

Мыслитель писал: “Пространство есть необходимое априорное представление, лежащее в основе всех внешних созерцаний. Никогда нельзя себе представить отсутствие пространства, хотя нетрудно представить отсутствие предметов в нем. Поэтому пространство следует рассматривать как условие возможности явлений, а не как зависящее от них определение; оно есть априорное представление, необходимым образом лежащее в основе внешних явлений".

Аналогичным образом, приписывая времени априорность, Кант подчеркивал: "Время не есть нечто такое, что существовало бы само по себе или было бы присуще вещам как объективное определение и, стало быть, оставалось бы, если отвлечься от всех субъективных условий созерцания вещей". При этом он уточнял: "Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т.е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния".

Априорными формами (понятиями) рассудка Кант считал категории. Мыслитель полагал, что они не являются отражением содержания, найденного в чувственном опыте, и представляют собой формы, под которые рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. По Канту эти формы (категории), которыми наделен рассудок, не развиваются и почти не связаны между собой переходами. Мыслитель выделял 12 категорий, сведенных в четыре группы: количества, качества, отношения и модальности. Он был убежден, словом, в том, что рассудок, упорядочивая восприятия человека, подводит их под эти всеобщие и необходимые формы, чем обусловливается объективность знания.

Априоризм Канта проявился и в том, как он трактовал "механизм" получения знаний. С его точки зрения, их выработка состоит в синтезе ощущений с понятиями рассудка. Причем, разнообразие чувственных созерцаний превращается при помощи априорных форм рассудка в единство. Высшим условием достижения этого единства, по Канту, также служит априорность: наличие в самом самосознании субъекта единства, которое предшествует возможности всякого соединения чувственных созерцаний.

Как видим, Кант, развивая идеи теории познания, исследует познавательные особенности субъекта, а не как было принято до этого, постигаемого объекта. И в данном случае в центре его внимания - акт самосознания субъекта. Причем, единство самосознания состоит в том, что человек не может жить, находясь в противоречии с самим собой.

Мыслитель рассматривал все, находящееся за пределами опыта, в качестве умопостигаемого мира, доступного только разуму. Именно разум руководит деятельностью рассудка, является высшей способностью субъекта.

По Канту, разум опирается на антиномии, т.е. взаимоисключающие друг друга суждения. Иными словами, мы с одинаковым успехом можем доказать прямо противоположные утверждения: об ограниченности и неограниченности мира во времени и пространстве; о том, что все в мире состоит из простого и - что нет ничего простого, всё сложно; о том, что в мире существует свобода и - никакой свободы нет (все совершается по законам природы); о том, что Бог есть безусловная сущность мира и - Бога в мире нет.

Следовательно, утверждал Кант, разум по своей природе противоречив. Вместе с тем философ полагал: эти противоречия основаны на стремлении исходить из ложной мысли о том, что мир как безусловное целое является предметом умозрительного теоретического познания. Все противоречивые суждения о нем, по мысли Канта, отпадают, если учесть, что мир в качестве безусловного целого представляет собой непознаваемую "вещь в себе".

Если мир "вещей в себе" (или точнее, "вещей самих по себе") недоступен ни для чувственности, ни для теоретического разума, науки, то это, как уже отмечалось, не означает, что познающий субъект полностью лишен возможности знать о нем что-либо. Кант рассматривал человека как жителя двух миров: чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого. В первом мире человек подчинен законам природы, а во втором - свободен, т.е. независим от причин чувственно-воспринимаемого мира. Знание о мире свободы (умопостигаемом мире) открывается практическому разуму, движущей силой которого является воля.

С точки зрения Канта, речь должна идти о высшем нравственном законе как категорическом императиве. Философ дает несколько формулировок императива, в основе которых мысль его о всеобщем характере: поступай лишь согласно тому правилу, следуя которому ты можешь вместе с тем (без внутреннего противоречия) хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом. Уточняя свою позицию, Кант привел такую формулировку категорического императива: поступай так, чтобы человечество и в твоем лице, и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобою как цель и никогда только как средство.

Как видим, Кант апеллирует к долгу человека поступать соответствующим образом. Словом, нравственный закон построен не только на естественном человеческом характере. Он основывается и на долге, следование которому вытекает из того, что человек является существом, способным к свободному решению. И этим, по Канту, человек возвышается над природой.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Априори – это знание, присущее человеку в доопытных формах и независимое от его взаимодействия с окружающим миром.

В истории философии априори является достаточно многозначным термином, который по мере развития гносеологии неоднократно менял свое содержание. Впервые о возможности существования доопытного знания высказался Платон в рамках своей теории припоминания. Согласно ей человек получает знания не из наблюдения за окружающим миром, а из своей души, которая является идеальным образованием – идеей и содержит все возможные знания мира, однако забыла их после селения в человеческое тело. Правильно построенные размышления помогают душе припомнить имеющиеся у нее знания.

Сам термин априори был введен Аристотелем. Не разделяя гносеологическую концепцию Платона, он наделил его новым значением, выделяя два вида познания:

  • действия предмета из его причин, т.е. предпосылок, которое и определяется им как априорное;
  • причин предмета из его действий, т.е. последствий, которое обозначается как апостериорное.

Таким образом термин априори привязывается не к внутреннему или внешнему источнику знания, а к его временной расположенности до или после познаваемого события.

Точка зрения Аристотеля остается доминирующей на протяжении всего Средневековья и развивается как в трудах европейских схоластов – Альберта Великого и Фомы Аквинского По данной теме мы уже выполнили реферат Филосовия Фомы Аквинского подробнее , так и арабских мыслителей – Ибн Рушда, Ибн Сина По данной теме мы уже выполнили презентацию Ибн Сина подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

В Новое время гносеологическая проблематика выходит на первое место в с свете полемики рационализма и эмпиризма понятие априори приобретает новый смысл. Лейбниц в своих трудах ассоциирует его с врожденным, доопытным знанием которое дано человеку изначально и независимо от его восприятия окружающего мира. Оно имеет высшие формы и достижимо лишь с помощью умозрительных размышлений, в то время как все опытное знание апостериорно и зависит от самого восприятия реальности.

Теория познания И. Канта

В философии и науке Нового времени довлел механицизм. Благодаря достижениям И. Ньютона, его предшественников и последователей, представление вселенной как совокупности однородных материальных частиц, все возможные формы взаимодействия которых можно просчитать и описать используя законы механики и математическую логику было доминирующим, и принесло значительные плоды – естествознание активно развивалась, а его открытия трансформировались в практические изобретения. Однако уже в восемнадцатом веке стало ясно, что существует ряд фактов и явлений, список которых со временем лишь расширялся, объяснение которых в рамках механицизма было невозможно, хотя к этому предпринимались отчаянные попытки.

Так, например, для объяснения распространения света было придумано особое вещество – эфир, для обоснования теплового излучения – газ теплород, для магнетизма – существование силовых линий магнитного поля. И все же механицизм, а вместе с ним, и эмпирическая позиция в гносеологии уже не могли полностью удовлетворять потребностям философов и повсеместно начались поиски новой системы объясняющей логику и механизмы познания окружающего мира. Одна из таких систем была создана Кантом.

  • мир вещей самих по себе,
  • мир явлений.

Кант отказывает от абсолютизации роли человеческого восприятия и даже опыта в процессе познания. Реальный, действительный мир – это мир вещей самих по себе. Вещи этого мира, включая самого человека, закрыты от их непосредственного восприятия несовершенством и субъективностью органов чувств человека, их сущность остается непознаваемой. Та же часть вещей, которая предстает перед человеком – не более чем явление этих вещей в восприятии познающего. Утверждая существование человека в мире явлений, Кант говорит о том, что наше знание соответствует вещам не потому, что оно объективно, а потому, что наше восприятие вещей подстраивается под наше познание и представление о них.

Похожая аргументация лежит в основе субъективного идеализма, согласно которому каждый человек находится в плену собственных иллюзий и единственным реально существующим объектом в его мире является лишь он сам, а все остальное не более чем порождение его разума. Однако размышления Канта По данной теме мы уже выполнили реферат Этика Канта подробнее уходят значительно глубже. В отличии от субъективных идеалистов он не отрицает познавательного значения опыта, однако дополняет его. Помимо опыта на человеческое познание окружающего мира накладывает свои рамки априорные формы и априорные суждения.

Значение понятия априори в гносеологии Канта

Термин априори в философии Канта вновь меняет свое значение. Он обозначает не врожденное, предельное, а потому истинное знание как у Лейбница По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Жизнь и научная деятельность Лейбница подробнее , а знание всеобщее и необходимое, которое лежит за пределами опыта. Как, например, знание о математических правилах – кем и в каких бы условиях не суммировалось 2+2 решение данного уравнения всегда будет одним и тем же. И все же априорное знание не является знанием как таковым, оно не дано человеку в готовом виде, а задает лишь необходимую форму восприятия и конструирования действительности, конкретное же содержание этой формы заполняется человеком в процессе опытного познания. Т.е. хотя математические правила и даны априорно, наполнение их конкретным содержанием происходит лишь в процессе практического взаимодействия с предметами, или обучения арифметике.

К числу априорных Кант относит знания о всеобщем – т.е. все те законы природы, которые невозможно обосновать на основании индуктивной логики, через суммацию результатов бесконечного числа единичных опытов. Разделяя все суждения на аналитические и синтетические, Кант отмечает, что в аналитическое суждение подчиняется правилу противоречивости – т.е. уже содержит все необходимое знание в себе самом, в то время как синтетическое выходит за изначально обозначенные рамки и создает новое общезначимое знание и имеют исключительно априорную природу.

Этическое учение И. Канта. Категорический императив

Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваютс с позиций категорий добра и зла.

Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.

Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем:

1. поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя;

2. относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;

3. к человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.

Такая трактовка нравственного закона ставит Канта в ряд великих гуманистов.




Этическое учение И. Канта. Категорический императив

Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваютс с позиций категорий добра и зла.

Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.

Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем:

1. поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя;

2. относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;

3. к человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.

Такая трактовка нравственного закона ставит Канта в ряд великих гуманистов.

Читайте также: