Мультфильмы как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Чернякова Наталья Александровна

Населенный пункт: ХМАО-Югра, Тюменская область, г. Сургут

В современной жизни, вся окружающая ребенка среда, в связи с занятостью родителей наполнена мультфильмами. Мультфильмы, а соответственно и их герои практически живут в ребёнке, определяя его развитие.

Младший школьный возраст у детей с особыми образовательными потребностями (легкой степени умственной отсталости) характеризуется наибольшим количеством сенситивных периодов для развития личности ребенка не только интеллектуально, но и эмоционально. Именно заложенный в этом возрасте фундамент, будет способствовать формированию у ребёнка базовых представлений, о ценностях, нормах, о мире и отношению к нему.

Познание мира в детском возрасте происходит через подражание, ребёнок - это отражатель и подражатель, который копирует картинку (поступки взрослых к примеру). Можно сказать, что детство основано на копировании мира, в том числе поведения. Психика ребёнка устроена так, что, подражая поведению, ребёнок не понимает смыслового значения происходящего.

Известно, что наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им занимательные истории, показывали театральные сценки. Прежние бабушки и дедушки не спешили наказывать провинившихся детей. Они рассказывали историю, из которой становился ясным смысл поступка.

С современным техническим развитием и занятостью родителей, сказку заменили мультфильмы, которые активно воздействуют в большей степени на аудиальную и визуальную сигнальные системы ребёнка. Герои современных мультфильмов, в некоторой степени нарушают естественный ход развития – подрывают авторитет взрослого.

Смотря мультфильм, ребенок идентифицирует себя с героем, не понимая смыслового значения его поступков. Однотипные, зачастую грубые и жесткие мультфильмы, формируют у ребёнка не только агрессивное поведение, но и представляют собой некий стереотип, с которого конкретно можно списать модель поведения. Герой для ребенка это - ОБЪЕКТ, С КОТОРОГО НУЖНО КОПИРОВАТЬ опредёлённый набор поведенческих качеств.

Примеров подобных мультфильмов много, и представляете, ребёнок живёт в этом мире, настолько долго, что ему хватает времени перекопировать данную модель поведения, модель в которой нет места добру, искренности, милосердию, сопереживанию. А потом в этом мире, возможно, не будет места нравственности вообще.

В настоящее время, общество предъявляет требование к личности ребёнка и взрослого, как духовно и нравственно развитой.

Рождаясь, по своей сущности, ребёнок несёт в себе добро как нравственную категорию, его поведение не несёт в себе отрицательного, негативного, он чист нравственно, а каким он станет, когда начнёт говорить, то есть проявлять себя активно в социуме, зависит от его воспитания.

Духовно-нравственное воспитание затрагивает весь спектр отношений ребёнка к себе, семье, друзьям и.т.д. Обеспечивает устойчивое и гармоническое развитие личности ребенка, воспитывает и развивает в нем справедливость, искренность, ответственность, милосердие, и другие качества, способные придать смысл делам ребёнка в дальнейшем.

Если углубиться более подробно в теорию, то духовно-нравственное воспитание способствует формированию у детей мировоззрения основанного на ценностях традиционной и общенациональной культуры. Наличие или отсутствие нравственных качеств, является ключевым звеном в процессе принятия решения, касающегося духовно-нравственного поведения человека,

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы воспитать ребенка нравственно, нужно его приучать, окружать нравственными поступками, примерами.

Мультфильм очень близок к сказке, как и сказка, он может учить мудрости, давать наказ, иметь скрытый смысл.

Наполнив среду ребёнка мультфильмами, с положительными примерами поведения в различных ситуациях, стимулами, которые будут способствовать развитию нравственных категорий (забота, доброта, справедливость). Дав ребёнку героя – живого, похожего на него, мы получим нравственную личность, стремящуюся делать добро или, хотя бы, не совершать деструктивные поступки.

То есть, следует наполнить детскую среду мультфильмами специально подобранными с этой целью.

Вариант воспитания нравственных качеств детей с ОВЗ (легкая степень умственной отсталости) через мультфильм

Работа в данном направлении осуществляется в два этапа:

который позволит ребёнку разгрузиться от воздействия мультфильмов культивирующих бой, агрессию по отношению к другим людям.

2. Основная работа:

Принципы работы с мультфильмом:

1.Мультфильм и его сюжет обсуждаются.

2.Создается рисунок по мотиву мультфильма (часто, для детей с особенностями развития это сделать сложно, важно любое проявление творчества в рисунке, а не точность передачи образа или героя)

4. Проигрывание эпизода мультфильма. Некоторые ситуации

в мультфильме, могут быть близки ребёнку. Он может на них эмоционально реагировать, тем самым ему вовремя можно помочь, опираясь на терапевтический эффект мультфильма.

5. Использование мультфильма, как нравоучения с наглядной ситуацией.

6. Использование мультфильма как макета нравственного поведения, который ребёнок в силу возраста может успешно скопировать, и применять в жизни.

Пример работы с мультфильмом, для формирования нравственного поведения детей

1.Обсуждается сюжет увиденного:

2.Проигрывание с детьми эпизодов мультфильма:

На следующем занятии с детьми обязательно нужно проговорить, как они подарили рисунок маме, что она сказала и.т.д.

1. Обсуждается сюжет увиденного:

Чувства детей обсуждаются.

2. Создание образа.

Последующие занятия проводятся по такой же схеме.

Следует отметить, что на одном занятии можно просмотреть сюжетно несколько мультфильмов по одной тематике. Количество мультфильмов зависит от того, какой объём работы последует после просмотра.

В период работы с детьми по формированию нравственного поведения следует проводить работу с родителями в виде консультаций или семинаров - практикумов, на которых родителям предлагается ознакомиться с проблемой влияния зарубежных мультфильмов на духовное развитие детей. Родителям можно предложить список мультфильмов, способствующих нравственному развитию ребёнка, и следует рекомендовать ограничение в просмотре агрессивных без сюжетных мультфильмов.

1.Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997– 17с.

2.Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. — М.: Просвещение, 1980. — 207 с.

3.Возрастная психология: хрестоматия/ под ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов М.: Академия,1999.-615с.

5.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. -М.: Просвещение,1995.-112с

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2009. - 24 с.

7. Непомнящая. Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет/ Науч исслед институт общей и пед психологии. – М.: Просвещение,1992.-212с.

8. Школьный психолог // Научно методический журнал. Коррекционные занятия для детей с задержкой в развитии. №5/2000.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель-логопед МБОУ Выездновская СШ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ.

Аннотация: В статье рассмотрены возможности использования отечественных мультфильмов как средства развития речи и духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Ключевые слова : развитие речи, коррекция, речевые нарушения, духовно-нравственное воспитание, эстетическое воспитание, логопедическое занятие, речь, мультипликация, мультфильм.

На современном этапе развития общества проблемы нравственности и речевой культуры выдвигаются на первый план. За последние годы наблюдается рост количества детей с нарушениями речи. На момент поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, уметь различать их, называть количество звуков в слове и место каждого звука. Будущий первоклассник должен иметь словарный запас, достаточный для изложения собственных мыслей и для понимания речи других людей, сформированный грамматический строй, позволяющий правильно конструировать и использовать в речи разные грамматические и синтаксические конструкции. Также к школьному возрасту ребенок должен владеть как диалогической, так и монологической формами речи. При отсутствии специалистов-логопедов в большинстве детских садов сельской местности большое количество детей с нарушениями речи не получает коррекционной логопедической помощи и приходит в первый класс общеобразовательной школы с букетом речевых нарушений.

Кроме этого для успешного взаимодействия в новом школьном коллективе ребенок должен быть ответственным, дисциплинированным, добрым, аккуратным, честным, терпеливым, уметь сотрудничать, верить в себя, уважать старших, любить свою Родину, уметь учитывать и уважать чужую позицию. Все эти нравственные качества, которыми обладает далеко не каждый ребенок, необходимы школьнику для согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями других людей.

Соответственно можно сделать вывод, что коррекция речевых нарушений и духовно-нравственное воспитание младших школьников являются одними из важнейших задач как общей, так и коррекционной педагогики. Более того, дети с нарушениями речи, в силу своих психо - физиологических особенностей, нуждаются в более внимательном отношении и требуют постоянного поиска инновационных подходов, методов и средств обучения. Для того, чтобы ребенок с общим недоразвитием речи мог с интересом и увлечением работать на занятии, проявляя при этом речевую активность, необходима постоянная смена видов деятельности, использование наглядности и игровых моментов.

Одним из эффективных средств развития речи и духовно-нравственного воспитания младших школьников, на наш взгляд, является мультипликация. Она объединяет в себе живопись, литературу, графику, музыку, элементы театра и танца, что очень благотворно влияет на развитие воображения ребенка, его памяти, мыслительной и речевой активности, а также на раскрытие творческого потенциала. Понятный детскому восприятию и русскому менталитету сюжет, выразительность образов, красивая и правильная речь героев, высокохудожественное музыкальное сопровождение заставляют маленького зрителя сопереживать героям мультфильма и вызывают сильную эмоциональную реакцию, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную и речевую активность детей, обогащает их чувственную основу и нравственный потенциал.

Качественные и умные мультфильмы способны донести до ребенка высшие нравственные ценности, привить интерес к получению новых знаний, к чтению художественной литературы. О бсуждение просмотренных мультфильмов активизирует словарь ребенка, разговорную речь, формирует социально активную личность, способную понимать общечеловеческие ценности.

Существует большое количество добрых советских мультфильмов, которые можно и нужно показывать детям. Но сегодня лучшие образцы отечественной мультипликации зачастую остаются за чертой внимания детей и родителей. Заполонившая экраны телевизоров западная мультипликация в большинстве своем некачественна, не учитывает возможностей и потребностей ребенка. К сожалению, не всегда учитывают особенности детского восприятия и многие современные российские мультипликаторы. В результате этого с экранов телевизоров льется огромный поток разрушающих мультфильмов, наполненных жестокостью и дурным вкусом. В них часто можно увидеть проявление агрессии: драки, погони, истерики, убийства, месть и др. Ребенок ассоциирует себя с главными героями таких мультфильмов, восхищаясь их всемогуществом и порождая тем самым всплеск агрессии и эмоциональное опустошение.

Большую ценность, на наш взгляд, представляют собой советские мультфильмы. Сюжеты их просты и понятны, проблемы, поднятые в них, знакомы детям. Они по своим развивающим и воспитательным возможностям очень близки сказке.

Отдельно хочется сказать о представлении женских образов в современной мультипликации. Все чаще перед детьми предстает такая героиня мультфильма, отличительными качествами которой являются агрессивность (в том числе и словесная), цинизм, холодность, развязность. Она наделяется взрослым физиологизмом и совершенно лишается романтики.

Совершенно по-иному представлены женские образы в старых отечественных мультфильмах. Основными качествами женщин там являются нежность, любовь, целомудрие, уступчивость, терпение, застенчивость, скромность и, обязательно, любовь к детям. Именно такой пример для подражания должны видеть маленькие девочки, реализующие его потом в играх и в реальном общении.

В советских мультфильмах отражается нормальная для ребёнка картина мира. В ней заключена, в сущности, православная основа, потому что зло не вечно, а вечно – добро. Существующий отрицательный персонаж, как правило, легко перевоспитывается под воздействием дружбы, любви или сочувствия. Очень важно еще и то, что в советских мультфильмах злой и отрицательный персонаж подается в юмористической форме, что уравновешивает его негативную сущность.

Сделаем некоторые выводы о преи муществах советской мультипликации:

- картинка не слишком динамична – внимание акцентируется на главных деталях;

- яркие, колоритные образы – эталоны нравственного поведения и примеры для подражания;

- озвучивание уникальными голосами – эталон оформления речевого высказывания;

- сюжеты, близкие русскому менталитету – отказ от чего-то или риск ради кого-то;

- каждый мультфильм – это маленькая история, в которой затрагивается какая-то нравственная или этическая проблема, решение которой пропагандирует отзывчивость, дружелюбие, бескорыстность, добро, заботу и любовь ко всему окружающему миру, формируя тем самым мировоззрение ребенка.

Таким образом, советские мультфильмы можно использовать при проведении логопедических занятий, одновременно решая при этом вопросы духовно-нравственного воспитания. Подбирая тему мультфильма к лексической теме логопедического занятия, в структуру занятия включаются и задания на развитие лексико-грамматических языковых категорий и связного высказывания. Время для просмотра мультфильма логопед может выделить как непосредственно на занятии, так и в группе продленного дня, предварительно оговорив это с воспитателем.

После просмотра мультфильма можно предложить следующие виды работы:

Иллюстрирование - рисование понравившегося героя или момента.

“ Путаница” - восстановление последовательности событий и составление рассказов по серии фрагментов мультфильма, с последующим проигрыванием;

“ Калейдоскоп кадров” – составление новой истории на основе фрагментов разных мультфильмов;

“ Дублер” - использование схемы-сюжета популярного мультфильма для создания новой истории;

“ Режиссер” – а) изменение деталей, эпизодов мультфильмов;

б) придумывание продолжения мультфильма по его началу;

в) придумывание продолжения мультфильма по начальному и конечному фрагменту мультфильма;

“ Реклама” - придумывание рекламного текста и его озвучивание;

“ Оживление мультфильма” – озвучивание, репетиция, проигрывание мультфильма.

Несмотря на то, что мультфильмы предназначены для развития ребенка, его воспитания и обучения, просмотр мультфильмов является одним из любимых детских занятий.

Таким образом, можно сделать вывод, что добрые советские мультфильмы являются эффективным средством духовно-нравственного воспитания и развития (коррекции) речи детей младшего школьного возраста. Главное условие успешности – системность и позитивная эмоциональная атмосфера занятий, способствующая стимулированию детей к коммуникативному взаимодействию.

E. I. Grishina, The speech therapist MIDDLE school Vyezdnaja

DEVELOPMENT of SPEECH And SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION of JUNIOR SCHOOLCHILDREN by FACILITIES of MAKING of animated cartoon.

Annotation: possibilities of the use of the home animated cartoons as facilities of development of speech and spiritually-moral education of junior schoolchildren are considered In the article.
Keywords: development of speech, correction, speech violations, spiritually-moral education, aesthetic education, speech therapy employment, speech, making of animated cartoon, animated cartoon.

3. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 с.

В статье говорится о возможности активно применять мультфильмы как во внеурочной деятельности, так и продуктивно использовать их на разных этапах урока, с целью привлечения внимания, повышения познавательного интереса детей, а также для формирования универсальных учебных действий

Содержимое разработки

Мультфильм, как средство нравственного воспитания в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС

Цель: формирование у детей основ нравственного воспитания, межпредметных умений, которые необходимы учащимся при изучении любого предмета.

Многие психологи утверждают о пользе мультфильмов для детей. Но очень важно, чтобы все мультфильмы были добрыми и несли положительную смысловую нагрузку, тогда у ребёнка сложится понимание добра и зла, плохого и хорошего. Экран телевизора оказывает на них достаточно большое влияние, потому, что своё детское восприятие о мире вокруг, о действующих в нём законах, ребенок берёт и с экрана телевизора. Наши дети, доказано и медициной и психологией, ярче и сильнее впитывают и воспринимают всё то, что видят их глаза на экранах. Детский, несформировавшийся и не стойкий маленький разум и психика воспринимает всё, что увидит ребёнок, как непреложную правду и истину. Именно этот факт позволяет активно применять мультфильмы в педагогической практике, как во внеурочной, так и в урочной деятельности.

Поучительные мультфильмы бывают разными, и герои, соответственно, тоже: хорошими и плохими, радостными и грустными, которые своим примером показывают, как себя вести, что делать в разных ситуациях, а это именно то, что в педагогике называется нравственным воспитанием. И в воспитательной работе с младшими школьниками именно мультфильмы становятся тем педагогическим материалом, который позволяет обсуждать всевозможные нравственные проблемы.

В воспитательной работе с учениками 1 класса были использованы следующие мультфильмы:

Важным моментом является и то, что эти мультики яркие и эмоциональные, а не серые и пассивные. После просмотра возникает потребность общения, обсуждения, и тогда, на мой взгляд, определяются жизненные ценности, формируется мировоззрение в игровой форме, ненавязчиво. Своей демонстрацией эти мультфильмы дают пример для подражания – так надо делать, а так неправильно.

Они и об окружающем мире рассказывают ребенку, и объяснят такие понятия, как сострадание, вежливость, дружба. Мультфильмы помогают научить ребенка дружить, помогать, вовремя ложиться спать и даже рассказывают, почему нужно чистить зубы. Детям интересно посмотреть, как герои находят выход из той или иной ситуации, как они идут к своей цели и что из этого получается. Именно такие мультфильмы были использованы в организации учебных модульных занятий:

Квазиисследования – являются тоже частью воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. И в этом направлении организации деятельности детей мультфильмы являются отличным средством, позволяющим увлечь ребят.

Мультфильмы стали вспомогательным средством и для организации учебной деятельности, когда информация доносится до детей не только от учителя или из учебной литературы, но и при помощи игр и мультфильмов, которые являются окружением из жизни ребенка младшего школьного возраста.

Для проведения уроков в 1 классе были использованы следующие мультфильмы:

Уроки письма. Прописи "Мои волшебные пальчики" Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина

Подготовка к написанию наклонных линий с закруглением внизу

Закрепление. Составление рассказа по картинке в прописи.

Письмо прямых наклонных линий

Орг. момент. Определение темы урока.

Уроки окружающего мира. Окружающий мир. Я и мир вокруг. Учебник. Авторы: Вахрушев А. А. / Бурский О. В. / Родыгина О.А.

Орг. момент. Определение темы урока.

Закрепление: За что решил отомстить кот Леопольд мышатам?

Закрепление: как изученные свойства воды проявляются в природе?

Человек – разумное существо

Закрепление: Что отличало Маугли от животных?

Отчего и почему?

Закрепление: Установить связь между весенними явлениями и природой.

Таким образом, мультфильм является одним из средств воспитания и обучения ребенка. Ведь часто именно события и герои мультфильма влияют на воображение и мышление малыша, формируют его мировоззрение.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Пример готовой дипломной работы по предмету: Социальная психология

Оглавление

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМОВ 9

1.1. Сущность и содержание нравственного воспитания 9

1.2. Особенности освоения нравственных ценностей младшими школьниками 14

1.3 Основные средства формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 19

1.4. Мультфильмы, их роль в нравственном воспитании младших школьников 23

1.5. Выводы первой главы 27

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30

2.2 Задачи исследования 30

2.2 Методы исследования 30

2.3. Организация исследования 33

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РОЛИ МУЛЬТФИЛЬМОВ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 35

3.1 Уровень нравственных знаний школьников 35

3.2. Роль мультфильмов в формировании нравственности 38

3.3.Общие выводы эмпирического исследования 47

3.5. Описание результатов эмпирического исследования (сравнения с результатами Щукиной) 50

3.6. Практические рекомендации 51

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

Список мультфильмов 67

Выдержка из текста

Несмотря на возможность мультипликации в нравственном воспитании детей, педагоги начальной школы в своей педагогической деятельности по воспитанию нравственности у младших школьников недостаточно используют развивающий потенциал мультфильмов. Что, видимо, связано с недостаточным обоснованием эффективности мультипликации в развитии и формировании нравственных качеств у детей.

Гипотеза исследования: предполагаем, что мультфильмы играют значимую роль в нравственном воспитании детей, а значит, могут быть эффективным средством формирования нравственных качеств у младших школьников.

Теоретическая основа. Исследуемая проблема нашла отражение в работах таких авторов как: А. М. Архангельский, Н. К. Крупская, М. Б. Немецкий, И. Ф. Харламов и других, в них выявляется сущность понятий теории нравственного воспитания, указаны способы дальнейшего содержания, развития принципов, методов и форм нравственного воспитания.

Актуальность исследования: обусловлена тем, что перед образовательными учреждениями стоит важнейшая задача повышения качества работы, возрастает ответственность школы за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Поэтому работа с дезадаптированными учащимися должна проводиться каждым педагогом в отдельности, учитывая психолого – педагогические причины дезадаптации младших школьников.Цель исследования: исследование игры как средства коррекции дезадаптации детей младшего школьного возраста.

Кроме того, само по себе духовно-нравственное образование требуется от учителя начальных классов определенного уровня знаний, квалификации и умений. Большинство учителей младших классов получали свое образование еще в годы, когда ни о каком духовно-нравственном образование речи не шло. Курсы повышения квалификации, организуемые для учителей, не позволяют в короткие сроки обучить необходимое количество педагогов.

Знакомство с сущностью искусства не делает субъекта мгновенно духовно обогащенным или эстетически совершенным, но опыт эстетического переживания запомнится надолгое время, и личности всегда хочется снова почувствовать знакомые эмоции, которые были испытаны от знакомства с прекрасным.

Младший школьный возраст — особый период в жизни ребенка. С приходом ребенка в школу происходит перестройка всей системы отношений ребенка к действительности. У ребенка 7-летнего возраста возникает осознание возможности собственных действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г С Возрастная психология / Г С Абрамова — М: Академ, проект, 2001 — 704 с.

3. Алешина И. Н., Андреева А. А., Тычинина Ю. Н. Об особенностях восприятия дошкольниками российских мультфильмов //Вестник КРСУ. – 2013. – Т. 13. – №. 3. – С. 73-77.

4. Антилогова Л. Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности //Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Кемерово: Кузбассвузиздат. – 2003. – №. 2. – С. 13-17.

5. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учебное пособие / Ю.К. Бабанский. – 2-е издание, дополненное и переработанное. – Москва: Просвещение, 1988. – 479 с.

6. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика — 2005 — № 2 — С. 67-68.

7. Богданова О.С. Этические беседы с школьниками/О.С.Богданова. – Москва, 2007.-310 с.

8. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. — М.: Просвещение, 1975. – С.104.

9. Бозорова Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе [Текст]

10. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. М. 1978. — С. 66.

11. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1977. – 379 с.

12. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка /Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с.

13. Гликман И. З. Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие дл студ. высш. учеб. заведений. – М.: изд. – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. — 176 с.

14. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие М.: Гардарики, 2004.- 480 с.

15. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под.ред. А. В. Петровского. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 439 с.

16. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос. акад. Образования. М.: Просвещение, 2009. — 75 с.

18. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании — 2003 — № 3 — С. 9-12

20. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания/И. А. Каиров. – Москва, 2006.- 201 с.

21. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/ И.А. Каиров. — Москва, 2005.-213с.

22. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников/А.А. Калюжный. – Москва, 2008. — 205с.

23. Капинос В. И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка / Под.ред. Т. А. Ладыженской . – 2-е изд. – М.: ВАКО, — 2005. – 597 с.

24. Конохова Е. С. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ //Педагогическое образование в России. – 2014. – №. 3.

25. Корепанова М. В., Куниченко О. В. Использование воспитательного потенциала мультфильмов в социально личностном развитии старших дошкольников //Начальная школа плюс до и после. – 2013. – №. 12. – С. 27-31.

26. Кузнецова, Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника /Л.В.Кузнецова. – Москва, 2008.- 241с.

27. Куломзина С. С. Христианское воспитание детей в современном мире. М., 2004.

28. КУНИЧЕНКО О. В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – №. 7.

29. Лещенко Н. В. Особенности нравственного развития младших школьников //Интеграция образования. – 2007. – №. 3-4.

30. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. – 282 с.

32. Мухина В С Возрастная психология Феноменология развития / В С Мухина — М, 2007. — 640 с.

33. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, А. Н. Российская; Российский фонд культуры;

34. Подласый И.П. Педагогика:

35. Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 317с.

37. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А.З. Рахимов. — СПб., 2008. – 169 с.

38. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного развития школьников. — М.: Просвещение, 1981.

39. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 184 с.

41. САНДАБКИНА Т. Б. ФОРМИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ДУХОВНЫЙ МИР ШКОЛЬНИКА //Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – №. 1.1.

42. Сенько В.Г. Воспитание у младших школьников норм поведения/ В.Г. Сенько. – Минск, 2006. — 190с.

43. Соколова И.И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника // Начальная школа. — 2007. — № 6. — С. 82— 83.

44. Судьина С. Б. Сетевая поддержка становления нравственных ценностей младшего школьника //Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – №. 1 (37).

46. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника/Н.М. Трофимова. – СПб., 2007. – 266 с.

47. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников /Глазов. гос. пед. ин-т. — Глазов, 2003. — 212 с.

48. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2. — М., 1985. — С.34.

49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.:Просвещение,2010. – 31 с.

50. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей/И.Ф. Харламов. – Москва, 2003.- 415 с.

51. Шегаева А. В. Способы формирования нравственных качеств у младших школьников/ А. В. Шегаева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.).

— Пермь: Меркурий, 2014. — С. 144-145.

52. Шилин А.Л. Воспитание нравственности школьников на основе различных методологических подходов//Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 2 (104).

53. Шилова М.И. Учителю о воспитании школьников. М., 1990, С. 14-35.

54. Шитякова, Н. П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования [Текст].

– Челябинск: Изд-во ЧГПУ. – 2004. – 158 с.

55. Шитякова, Н. П. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников [Текст]

/ Сост. Н. П. Шитякова, И. В. Гильгенберг. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. – 79 с.

57. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности /М.Г.Яновская. – СПб., — 2003.- 413 с.

Читайте также: