Что такое анализ эпизода в литературе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сочинение — анализ эпизода.

Эпизод - это часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью.

Сочинение, содержащее анализ эпизода, схематически можно представить следующим образом:

Вариант 1.

I. Вступление.

Место эпизода в произведении, характер изображённого события, действующие лица.

Тезис-предположение о роли эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения.

Основная часть. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.

1. Краткая характеристика персонажей и события на момент начала действия эпизода.

2. Участие персонажей в изображенном событии (2-3 момента в развитии действия).

3.Характеристика персонажей, их поведения и переживаний в момент кульминации и развязки действия.

Вывод о выявленных чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей.

Заключение о роли эпизода как этапа развития конфликта, важного для понимания идейного смысла произведения.

Вариант 2.

О каком эпизоде идёт речь, где и когда он происходит?

Какие события предшествуют в тексте данному эпизоду?

Какие действующие лица заняты в этом эпизоде? Какую роль играет эпизод в раскрытии характеров героев?

Пересказ эпизода. Художественные особенности.

Какие события следуют после этого эпизода?

Какое место занимает этот эпизод в структуре произведения в целом?

Вариант 3.

1. Сведения об авторе и произведении, из которого взят эпизод:

б) общая тема произведения;

в) своеобразие стиля автора (дать дополнительно: сочетание эпического, лирического и драматического).

Какое место занимает в произведении:

а) экспозиция, финал, кульминация;

б) что предшествует данному эпизоду, его эмоциональный фон. (Важен не сюжет, а эмоциональное состояние героя).

Каковы темы и сюжет эпизода:

а) как бы вы озаглавили эпизод? Выбирая заглавие, выйти на основную мысль эпизода;

б) какое событие изображено в эпизоде? (Встреча, прощание, знакомство, острые столкновения, решающий поворот в судьбе героя).

в) как эпизод раскрывает характер?

а) общий план эпизода;

б) какое событие развивается в данном эпизоде, умение видеть сцены в эпизоде;

в) какое время охватывает эпизод.

5. Лирический, драматический, познавательный – какой характер данного эпизода?

6. Детали описания места действия.

а) изменяется ли место действия (локально или масштабно)?

б) Время и пространство в эпизоде.

а) от чьего лица ведётся повествование;

б) какое место в нём занимает рассуждение;

в) описание, интерьер, пейзаж, внутренний монолог, диалог.

Всё это дать в последовательности.

Ниже приводятся пример, содержащий цепочку заданий, которые помогут обучающимся выработать общие подходы к анализу эпизода, научат их обращать внимание на художественные детали, при помощи которых писатель достигает полноты изображаемой картины, определять значение эпизода для характеристики персонажей произведения, раскрытия его идейного смысла.

Какой фазе развития основного конфликта романа соответствует эпизод дуэли между Базаровым н Павлом Петровичем? В какой из глав романа она изображена?

Как ведут себя персонажи в сцене вызова? Какая художественная деталь использована в ней и с какой художественной целью? Какие особенности характера и позиции каждого персонажа отражены в их диалоге? Какова интонация авторских комментариев?

В соответствии с литературной традицией накануне дуэли герой обычно, подводя итоги прожитой жизни, размышлял, взвешивал. Приведите примеры, подтверждающие это. Соответствует ли поведение Базарова, характер его размышления этой традиции? Аргументируйте свои выводы.

С чего начинает автор описание утра поединка? В чём контраст между пейзажной зарисовкой, появлением мужика с лошадьми и предстоящим событием?

Отметьте приёмы, с помощью которых автор придаёт иронический оттенок процедуре подготовки к дуэли.

Обмениваясь репликами, участники дуэли произносят фразы на иностранных языках. Как это их характеризует?

Психологическое состояние кого из героев изображает автор более подробно? Почему? Каков характер переживаний героя?

Каково психологическое состояние героев после дуэли во время ожидания дрожек? Почему из авторского комментария исчезает ирония? Какую роль в композиционном оформлении эпизода дуэли играет второе появление мужика с лошадьми?

Тургенев опять отступает от принятого в русской литературе изображения дуэли. Участники дуэли традиционно подводили итоги своей жизни (Онегин, Печорин). Для Базарова же временем осмысления прожитой жизни станет предсмертная болезнь, а не дуэль.

Сцену дуэли обрамляет появление мужика с лошадью, важное не только в композиционном, но и в идейном смысле, оно подчёркивает контраст между народом и обоими героями.

Вопросы для обучения учащихся рецензии на сочинение – анализ эпизода:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде полного плана1.

Определить границы эпизода2, дать ему название.

Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить: кто они?

каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания: автора;

персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

Охарактеризовать героев - участников эпизода: их отношение к событию;

к вопросу (проблеме);

кратко проанализировать речь участников диалога;

сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Анализ эпизода

1. Что описывается, что происходит в данном эпизоде.

2. Главные участники эпизода (какие герои учавствуют в данном эпизоде).

2. Как этот эпизод помогает раскрыть характеры героев, что нового мы узнаем о героях из данного эпизода:

• из поступков героев;

• из речи персонажей (их интонация, слова, котроые они употребляют и др.);

• из описания героев (их жестов, мимики, одежды, взглядов и т.д.).

3. Роль данного эпизода в произведении (как он помогает осветить проблемы, затронутые в произведении; раскрыть его идею).

4. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора; персонажей, особенно если это эпизод-диалог. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

Охарактеризовать героев - участников эпизода:

их отношение к событию;

к вопросу (проблеме);

друг к другу;

кратко проанализировать речь участников диалога;

сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

План анализа эпизода

Место и роль эпизода в композиции произведении.

4. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).

5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:

Прочитайте фрагмент романа ….. Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.

КЛИШЕ – анализ эпизода

Поднятые в произведении…..(название, ФИО автора) проблемы (какие?), как мне кажется, отражаются через поступки героев… (кратко - о происходящих событиях, характерах героев…)

Композиция эпизода (романа, повести) линейная, все события происходят друг за другом, (КАК?) насыщая информацией читателя о том, …(как двигается? о чем думает? какие поступки совершает? почему? герой, герои – назвать их). (НО композиция может быть нарушена: вначале изображаются события, которые предшествуют настоящему времени, потом….).

Именно через сюжет эпизода я понимаю основную идею писателя: (показать безнравственные поступки, одиночество, отгороженность от жизни, которые приводят к…) АРГУМЕНТ (цитата или анализ поступка). По моему мнению, только любовь, дружба, умение постоять за себя….свою родину, борьба за свободу… создают человека.

Роль этого эпизода в том, что ….самым интересным для читателей является знакомство с героями: именно в их поступках определяется развитие личности (кого?), показывается ее сила и слабость. Думаю, только человек способен созидать, разрушать, любить и ненавидеть, иметь друзей и чувствовать себя одиноким, изгоем, быть творцом будущего своей семьи и отечества. Вот эта палитра чувств (эмоций) более всего привлекает меня в этом отрывке.

В характере (кого?) меня привлекает то, что (герой) наделен чувством сострадания, способен помочь…. выстоять в невероятных условиях. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО из текста.

Автор виртуозно использует средства создания образов – портрет, интерьер, деталь, приемы психологического анализа - детально описывает не столько портрет (цитата)…. сколько показывает стремление жить, веру в лучшее, его отношение к (долгу и чести - пример). Этот человек мне интересен тем, что ему можно подражать в том, как он добивается своей цели, как относится к своим друзьям и врагам, как умеет жить, отдавая частичку себя людям. Такая деталь, как… ДОК-ВО показывает нам, что автор (скептически, с порицанием, с добротой ….)относится к своему герою.

Художественное своеобразие объективировано: мы видим повседневное изображение жизни персонажей, их характеров, деталей, помогающих понять нравственные основы героев. Речь (пояснить, чья) является средством взаимодействия автора, героев, рассказчика: используется экспрессивная лексика (….), характеризующая чувства и передающая эмоции.

СВЯЗЬ с вопросом: смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.

Свое отношение к художественному произведению и творчеству автора.

Эпизод – это законченный, но не изолированный отрывок из текста, и наша задача – через эпизод увидеть и замысел, и тему, и идею, и позицию автора, его жизненную концепцию.

Анализ эпизода – это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения.

Анализ эпизода предполагает внимание к деталям, авторским ремаркам, осмысление их роли, значения для образа в целом, в то же время анализ предполагает и обобщения, выводы, сделанные на основе наблюдений.

Вы должны:

– охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (это – экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)

– охарактеризовать героев – участников эпизода;

их отношение к событию;

к вопросу (проблеме);

– кратко проанализировать речь участников диалога;

– сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);

– выявить особенности поведения персонажей; проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков;

– проследить логику развития авторской мысли;

– отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу;

– сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.

– показать роль этого эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами;

Читайте также: