Что такое альтернативная история в литературе кратко

Обновлено: 01.07.2024

Однако, было бы грубейшей ошибкой идентифицировать литературный жанр с массой существующих сегодня теорий альтернативной истории, согласно которым, вся известная человечеству картина прошлого является сфальсифицированной ошибкой.

Особенность жанра альтернативной истории.

Отличительной чертой произведений, написанных в жанре альтернативной истории, является изменение всего хода человеческой истории в глубокой древности. По фабуле, в определенный момент прошлого в связи с определенными причинами – вмешательством инопланетных сил, либо по случайности происходит событие, которое меняет весь ход истории на тысячелетия вперед.

Родственные жанры альтернативной истории.

Родственными жанрами произведений написанных в стиле альтернативной истории, а также их поджанрами принято считать:

  • Альтернативную географию, которая предполагает иное развитие жизни на земле за счет измененной географии;
  • Криптоистория – согласно которой, наше представление о истории древности весьма искажено и ошибочно;
  • Постапокалиптическая история – произведения, написанные в этом жанре, пытаются ответить на вопрос о том, что же будет с Планетой и человечеством после апокалипсиса.

Похожие материалы:

Особенности перевода художественной литературы
Перевод художественной литературы и поэзии – это всегда творчество, индивидуальный подход, глубокое знание стиля переводимого автора и его .

Басня – уникальный жанр литературы
Басня – это короткий рассказ, написанный в стихотворной форме и несущий сатирическую нагрузку с элементами сарказма. Басня – это самый яркий пример .

Роман – интересный стиль литературы
Роман относится к литературному жанру. Чаще всего романы пишутся в прозе. В произведении ведется подробное описание жизни и становлении личности .

Серебряный век русской литературы и его особенности
Серебряный век датируется рубежом двух столетий - 19 и 20. Этот рубеж считается периодом небывалого подъема во всех направлениях искусства. .

Роман

Эпос – популярный литературный жанр

Эпос переводится как слово или повествование. Эпосом именуют несколько произведений одной тематики, которые объединены в одно. Отличным примером стал эпос Гомера. Возникновение и развитие .

Что такое литературные жанры?

Литературными жанрами называется несколько групп произведений литературы, которые объединены несколькими свойствами (формальными и содержательными). История возникновения На стадии фольклора жанр .

Роман – интересный стиль литературы

Роман относится к литературному жанру. Чаще всего романы пишутся в прозе. В произведении ведется подробное описание жизни и становлении личности главных героев в какой-либо момент жизни. .

Альтернати́вная исто́рия (АИ) — жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история в один из своих переломных моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути. Не следует путать данный литературный жанр с альтернативными историческими теориями, которые предлагают считать картину прошлого, изображаемую исторической наукой, частично или целиком ошибочной.

Содержание

Особенности жанра

История жанра





Поджанры и родственные жанры

  • Альтернативная география предполагает иное развитие истории, исходя из допущения, что у Земли другая география.
  • Криптоистория — разновидность альтернативной истории. Криптоистория изображает реальность внешне не отличающейся от обычной истории, но показывающей участие в исторических процессах неких иных сил (пришельцев, магов и т. п.), либо описывает как якобы состоявшиеся события, оставшиеся неизвестными.
  • Постапокалиптика — жанр, посвящённый описанию цивилизаций, переживших тяжёлый катаклизм (ядерную войну, экологическую катастрофу, эпидемию). Близок к жанру антиутопии.
  • Стимпанк — жанр, посвящённый описанию обществ, находящихся на уровне технологий XIX-начала XX века.
  • Дизельпанк — жанр, посвящённый описанию обществ, находящихся на уровне технологий 20-50 годов XX века.

Известные авторы и произведения жанра

Литература

Художественная литература

Премия Sidewise Award for Alternate History(англ.) вручается за лучшее произведение в жанре альтернативной истории.

Документальная литература

Варианты иного исхода исторических событий, выполненные в основном профессиональными историками.

Для начала нужно определиться с терминами. Под этим названием (АИ) подразумевается, как минимум, две вещи:

Как вы видите – опасная омонимия.

Конструктивно это текст, основу которого составляет некий исторический ландшафт разной степени достоверности, на фоне которого начинает действовать чужеродный элемент – гость из будущего или гости. И этот гость – главное фантастическое допущение, все остальные не желательны.

Зачем такие тексты пишут? Что в них привлекает?

Прежде всего их пишут, для того, чтобы познакомить читателя с исторической фактурой прошлого. С разной степенью достоверности. То есть, это один из способов популяризации истории.

Понятное дело, что у многих писателей, работающих в этом жанре, нет профильного исторического образования и времени/квалификации для как можно более достоверной передачи фактуры. Но, справедливости ради, нужно отметить, что у большинства авторов каноничных исторических романов также это образование отсутствовало. И нередко это выливалось в совершенно невероятные апокрифические сказки разной степени бредовости. Но такова жизнь.

Ситуация усугубляется еще и тем, что историческая наука в наши дни динамично развивается, активно вбирая в себя естественнонаучные методы (этот тренд начался с 70-х годов XX века, выводя историю на совершенно новый уровень), нередко сильно корректирующие научную картину, сформированную ранее. Из-за чего, например, работы того же Соловьева с Ключевским на текущий момент хороши уже только для историографических исследований, чтобы понять историю изучения вопроса и то, как думали в те годы.

Другим не менее важным смыслом написания подобных текстов (АИ) является поднятие актуальных ныне остросоциальных вопросов, которые по той или иной причине не поднимаются в современной повестке. Где-то из-за толерантности, где-то из-за цензуры (а она никуда не делась и ныне весьма серьезна), где-то по каким-то иным причинам. То есть, моделируя события в прошлом, авторы, пусть и не всегда, поднимают вопросы наших дней и стараются дать на них ответы. В меру своего понимания, разумеется. Даже если явного обобщения нет и весь текст является приключением, это не исключает проецирования в него современных проблем, в том числе и остросоциальных.

По большому счету АИ с попаданцем – это формат публичной социальной дискуссии – куда и как идти, как решать фундаментальные вопросы и так далее. Авторы предлагают свои модели/идеи. Свое видение проблем и их причинно-следственные цепочки. И так далее. Вынос же моделирования в прошлое (или в другие миры, хотя это и иное направление) – не более чем способ избежать ненужного обострения и личных проекций/ассоциаций. И популярность попаданческой литературы напрямую связана с тем, что в обществе есть запрос на общественную дискуссию и определенный градус неудовольствия как тем, куда мы идем, так и тем, куда мы пришли.

С этим, кстати, связан и другой очень важный момент. АИ в которых главный герой проваливается или у него ничего не получается крайне не популярны. Людям не интересна модель поражения. Людям интересна модель успеха. Кроме того, ассоциировать себя с героем-неудачником мало кому приятно. Из-за чего истории про неудачников в целом не отличаются особенной популярностью.

Есть и еще один момент.

В корне ошибочный, но от того не менее популярный и очень часто вменяемый в вину авторам/читателям направления. Дело в том, что недоброжелатели любят говорить о реваншизме. Что, дескать, это рефлексии по упущенным возможностям. Но, как несложно догадаться, это не более чем недобросовестная риторика.

Все, опять же, просто.

АИ пишутся не только про прошлое своей страны. Но, чем дальше ты удаляешься от точки остросоциального напряжения (наших дней), как территориально, так и исторически, тем сложнее проводить параллели. И людям сложнее ассоциировать себя с жителями тех земель/эпох. Именно поэтому самым острым является XX век, книги по которому вызывают максимум эмоций и дискуссий. Проекты же, посвященные далекой старине, в целом малоинтересны. Исключая, пожалуй, какие-то отдельные яркие маркеры, да и то – в правильной подаче. Слишком уж там все было иное…

Альтернативная история литературы. Часть I

Чему учит история? Как известно, ничему. Чему учит альтернативная история? Альтернативному ничему же. А раз так — рассуждают некоторые, — зачем напрягаться? Безответственные фантасты уже давно делают бизнес на спекулятивном конструировании потенциально возможных миров, возникших, к примеру, после того, как конь Буцефал сбросил седока до положенного историей срока, а конь Боливар, напротив, выдержал двоих. Дешево, прибыльно и не придерешься: дескать, не любо — не слушай, а врать не мешай.

Однако наш земляк доктор Кац, будучи серьезным ученым, чувствует свою высокую ответственность перед широким читателем, а потому предлагает глубокий и строго выверенный прогноз на вчера и позавчера. Случись что не так в истории мировой литературы, она развивалась именно так. Ну или почти так.

каренина

годунов

красные

федорино горе

Читайте также: