Что стало основной причиной расставания темные аллеи кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Фрагмент урока литературы на тему

Клепинина Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы

Дата: 12.03.2021 г.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

Содержательные:

Деятельностные:

  • обучение навыкам целеполагания;
  • развитие исследовательских навыков;
  • обучение навыкам групповой работы;
  • обучение анализу и синтезу;
  • формирование навыков рефлексии;
  • обучение высказыванию собственного мнения.

Технологии и методические приёмы : мини-исследование, анализ эпизода рассказа, ИКТ, технология развития критического мышления

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки для групповой работы.

1. Этап. Приветствие, знакомство с учениками (0,5 мин)

Давайте улыбнёмся и с прекрасным настроением начнем наш урок!

2. Этап актуализации и целеполагания (1,5 мин)

- Ребята, какие же цели необходимо поставить нам сегодня на уроке?

На слайде № 4: цели урока добавляют ученики:

в чём состоит загадка любви по Бунину

рассказ (содержание, образы, идея)

собственное мнение по отношению к произведению и его героям.

3 Этап первичного закрепления с проговариванием в устной речи ( мин)

-Ребята, так как дома вы внимательно прочитали текст, сейчас мы должны его проанализировать. Сегодня вы работаете группами:

РАБОТА С ГРУППАМИ

1. Проблемные вопросы:

– Кто является главным героем рассказа? (Он и она, мужчина и женщина, Надежда и Николай).

– Что произошло на постоялом дворе? (Встретились два человека, которые в юности любили друг друга).

– Что стало основной причиной расставания? (социальное положение, она бедна, он богат).

2) Мини-исследование:

Предоставим слово нашим двум группам. Они расскажут о наших героях в пору их юности и нежных отношений, т.е. до момента расставания.

- Найдите в тексте детали портрета Надежды. Зачитайте.

- Найдите в тексте детали портрета Николая. Зачитайте.

– Спасибо за ваши рассказы.(На столах у групп карточки с вопросами).

А теперь перейдём к перекрёстному опросу: группа Надежды задаёт вопрос – группа Николая отвечает, потом группа Николая задаёт вопрос – группа Надежды отвечает. Если посчитаете ответ группы неполным, можно добавить.

1. Как сложилась судьба Надежды после расставания? (Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержать постоялый двор)

2. Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? (Сколько ни проходило времени, она сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, даже руки хотела на себя наложить).

3. Смогли бы вы простить человека, который поступил таким образом с вами?

2. Помнил ли он о своём увлечении молодости? (Он же женат! Он любил жену и, конечно, забыл о Надежде).

3. Что понял герой после разговора с Надеждой? (Он понял, что именно она дала ему лучшие минуты в жизни. Поэтому что-то грустное входит в его душу с этой встречей)

– А теперь, ребята, вопросы к вашим группам. Вы вместе подумаете над вопросом, посоветуйтесь. Сами определите, кто озвучит ваш ответ.

– Скажите, Надежда, почему Вы не остановили своего любимого, ведь Вы любите и будете продолжать любить его?

– Скажите, Николай, почему Вы так быстро уехали, не задержались, не продолжили моменты встречи?

(Она не простила героя, не забыла обиды, но и не разлюбила его. Она живёт воспоминаниями о прошлом.)

(Продлевать минуты встречи всё равно? что продлевать минуты подлого поступка.)

- Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень в рассказе? На какие природные детали обращает внимание писатель?

(Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)

- А как вы можете представить эту осень?

(Осень, которая создает мрачное и печальное настроение).

- А почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе?

(Для героев жизнь как бы уже пройдена, скорее всего большой любви, такой, какой у них была, больше уже не будет. Это закат жизни, закат любви).

- Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? (Солнце, хотя и бледное, и низкое, желто светило на поля)

- О чем это говорит?

(Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе).

- Значит, любовь - это вспышка света в его душе, которая для него зажглась и погасла, а для героини еще светит.

7. Этап включения в систему знаний (1 мин)

-Ребята, а сейчас каждая из групп попробует дать друг другу какой-то мудрый совет, касающийся любви на основе прочитанного произведения. Пожалуйста, подумайте…

– Напоминаю структуру синквейна:

1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.

2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.

3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объект.

Дети зачитывают синквейны.

4. Как сложилась судьба Надежды после расставания? (Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержать постоялый двор)

5. Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? (Сколько ни проходило времени, она сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, даже руки хотела на себя наложить).

6. Смогли бы вы простить человека, который поступил таким образом с вами?

5. Помнил ли он о своём увлечении молодости? (Он же женат! Он любил жену и, конечно, забыл о Надежде).

6. Что понял герой после разговора с Надеждой? (Он понял, что именно она дала ему лучшие минуты в жизни. Поэтому что-то грустное входит в его душу с этой встречей)

Любовь – это самое светлое чувство, но, к сожалению, оно часто приносит нам страдания. Безответная любовь, разлука влюбленных людей или преграды, мешающие быть вместе. Например, различие в социальном статусе.

Именно эта проблема затрагивается в произведении Бунина И. А. “Темные аллеи”.
Автор раскрывает эту проблему на примере главных героев. В обществе того времени существовало жесткое правило, согласно которому брак между людьми различных сословий невозможен. Любовь между барином Николаем Алексеевичем и крестьянкой Надеждой

Николай Алексеевич оставил Надежду и остался несчастлив в личной жизни. Крестьянка Надежда пронесла свою любовь через всю жизнь и тоже осталась одна. Она не смогла простить его за причиненные страдания, так как он так и остался самым дорогим человеком в ее жизни. Николай Алексеевич обязан был следовать правилам, установленным в обществе, и не рискнул пойти против них.

Ведь если бы он решился жениться на Надежде, то встретил бы непонимание и презрение окружающих. А бедной Надежде более ничего и не оставалось, как смириться со своей судьбой.

Светлые аллеи любви между барином и крестьянкой невозможны были в те времена, но эта проблема уже не личная, а общественная. В наше время союз между людьми из разных слоев уже вполне возможен, так как границы между социальными классами стали менее четкими.

При определенных обстоятельствах барин может стать крестьянином, а крестьянка барыней, от происхождения так много уже не зависит.
В своем произведении Бунин И. А. хотел передать драматичность судеб героев, которые расстались, будучи влюбленными. Любовь в этом мире оказалась особенно хрупкой и обреченной. Однако, любовь героев осветила всю их жизнь и осталась в памяти обоих лучшими мгновениями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен материал для анализа рассказа. Он поможен ученикам самостоятельно работать над рассказом Бунина.

- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?
- К какому жанру относится это произведение?
- Каков сюжет новеллы?

- Выявим основные темы новеллы (любовь, предательство, расплата).

- Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

- расскажите о главных героях до момента расставания.

Была чудесная весна

Они на берегу сидели.

Узнав об увлечении своего сына служанкой, господа немедленно отослали его в полк.

- Как сложилась судьба Надежды после расставания?(Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).

- Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? Любит ли она его по сей день?

(Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, несколько раз хотела руки на себя наложить от обиды).

- Смогли бы вы простить человека, который поступит таким образом с вами?

- Почему такая женщина не вышла замуж?

- Как сложилась судьба Николая Алексеевича? (Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).

- Помнил ли он о своей первой любви?(Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).

- Что понял герой после разговора с Надеждой?(Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей. ).

.- Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?

(Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).

4. - Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень в рассказе? На какие природные детали обращает внимание писатель?

(Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)

- А как вы можете представить эту осень? ( создает мрачное и печальное настроение).

- А почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе?(Для героев жизнь как бы уже пройдена . Это закат жизни, закат любви).

5. - Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? (Солнце, хотя и бледное, и низкое, желто светило на поля)

- О чем это говорит? (Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе).

- Значит, любовь - это вспышка света в его душе, которая для него зажглась и погасла, а для героини еще светит.

6. - Обратимся к поэтике названия рассказа. Можно подчеркнуть и метафоричность названия. А смогли бы вы подробнее раскрыть эту метафору?

(Темные аллеи - название рассказа - мыслится как символ. Это не темные, тенистые аллеи, а странные неожиданные лабиринты любви.).

1 Что стало основной причиной расставания главных героев?
2 Как сложилась судьба Надежды после расставания?
3 Почему Надежда не вышла замуж?
4 Как сложилась судьба Николая Алексеевича?
5 Как вы думаете, почему Надежда не остановила Николая Алексеевича, хотя она продолжала его любить?
6 Что понял герой после разговора с Надеждой?
7 Какие пейзажные детали помогают воссоздать ощущение трагичной любви?
8 Смогли бы вы простить человека, который предаст вас? Почему?

Читайте также: