Что стало основной причиной расставания темные аллеи кратко
Обновлено: 04.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Фрагмент урока литературы на тему
Клепинина Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
Дата: 12.03.2021 г.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
Содержательные:
Деятельностные:
- обучение навыкам целеполагания;
- развитие исследовательских навыков;
- обучение навыкам групповой работы;
- обучение анализу и синтезу;
- формирование навыков рефлексии;
- обучение высказыванию собственного мнения.
Технологии и методические приёмы : мини-исследование, анализ эпизода рассказа, ИКТ, технология развития критического мышления
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки для групповой работы.
1. Этап. Приветствие, знакомство с учениками (0,5 мин)
Давайте улыбнёмся и с прекрасным настроением начнем наш урок!
2. Этап актуализации и целеполагания (1,5 мин)
- Ребята, какие же цели необходимо поставить нам сегодня на уроке?
На слайде № 4: цели урока добавляют ученики:
в чём состоит загадка любви по Бунину
рассказ (содержание, образы, идея)
собственное мнение по отношению к произведению и его героям.
3 Этап первичного закрепления с проговариванием в устной речи ( мин)
-Ребята, так как дома вы внимательно прочитали текст, сейчас мы должны его проанализировать. Сегодня вы работаете группами:
РАБОТА С ГРУППАМИ
1. Проблемные вопросы:
– Кто является главным героем рассказа? (Он и она, мужчина и женщина, Надежда и Николай).
– Что произошло на постоялом дворе? (Встретились два человека, которые в юности любили друг друга).
– Что стало основной причиной расставания? (социальное положение, она бедна, он богат).
2) Мини-исследование:
Предоставим слово нашим двум группам. Они расскажут о наших героях в пору их юности и нежных отношений, т.е. до момента расставания.
- Найдите в тексте детали портрета Надежды. Зачитайте.
- Найдите в тексте детали портрета Николая. Зачитайте.
– Спасибо за ваши рассказы.(На столах у групп карточки с вопросами).
А теперь перейдём к перекрёстному опросу: группа Надежды задаёт вопрос – группа Николая отвечает, потом группа Николая задаёт вопрос – группа Надежды отвечает. Если посчитаете ответ группы неполным, можно добавить.
1. Как сложилась судьба Надежды после расставания? (Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержать постоялый двор)
2. Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? (Сколько ни проходило времени, она сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, даже руки хотела на себя наложить).
3. Смогли бы вы простить человека, который поступил таким образом с вами?
2. Помнил ли он о своём увлечении молодости? (Он же женат! Он любил жену и, конечно, забыл о Надежде).
3. Что понял герой после разговора с Надеждой? (Он понял, что именно она дала ему лучшие минуты в жизни. Поэтому что-то грустное входит в его душу с этой встречей)
– А теперь, ребята, вопросы к вашим группам. Вы вместе подумаете над вопросом, посоветуйтесь. Сами определите, кто озвучит ваш ответ.
– Скажите, Надежда, почему Вы не остановили своего любимого, ведь Вы любите и будете продолжать любить его?
– Скажите, Николай, почему Вы так быстро уехали, не задержались, не продолжили моменты встречи?
(Она не простила героя, не забыла обиды, но и не разлюбила его. Она живёт воспоминаниями о прошлом.)
(Продлевать минуты встречи всё равно? что продлевать минуты подлого поступка.)
- Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень в рассказе? На какие природные детали обращает внимание писатель?
(Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)
- А как вы можете представить эту осень?
(Осень, которая создает мрачное и печальное настроение).
- А почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе?
(Для героев жизнь как бы уже пройдена, скорее всего большой любви, такой, какой у них была, больше уже не будет. Это закат жизни, закат любви).
- Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? (Солнце, хотя и бледное, и низкое, желто светило на поля)
- О чем это говорит?
(Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе).
- Значит, любовь - это вспышка света в его душе, которая для него зажглась и погасла, а для героини еще светит.
7. Этап включения в систему знаний (1 мин)
-Ребята, а сейчас каждая из групп попробует дать друг другу какой-то мудрый совет, касающийся любви на основе прочитанного произведения. Пожалуйста, подумайте…
– Напоминаю структуру синквейна:
1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объект.
Дети зачитывают синквейны.
4. Как сложилась судьба Надежды после расставания? (Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержать постоялый двор)
5. Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? (Сколько ни проходило времени, она сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, даже руки хотела на себя наложить).
6. Смогли бы вы простить человека, который поступил таким образом с вами?
5. Помнил ли он о своём увлечении молодости? (Он же женат! Он любил жену и, конечно, забыл о Надежде).
6. Что понял герой после разговора с Надеждой? (Он понял, что именно она дала ему лучшие минуты в жизни. Поэтому что-то грустное входит в его душу с этой встречей)
Любовь – это самое светлое чувство, но, к сожалению, оно часто приносит нам страдания. Безответная любовь, разлука влюбленных людей или преграды, мешающие быть вместе. Например, различие в социальном статусе.
Именно эта проблема затрагивается в произведении Бунина И. А. “Темные аллеи”.
Автор раскрывает эту проблему на примере главных героев. В обществе того времени существовало жесткое правило, согласно которому брак между людьми различных сословий невозможен. Любовь между барином Николаем Алексеевичем и крестьянкой Надеждой
Николай Алексеевич оставил Надежду и остался несчастлив в личной жизни. Крестьянка Надежда пронесла свою любовь через всю жизнь и тоже осталась одна. Она не смогла простить его за причиненные страдания, так как он так и остался самым дорогим человеком в ее жизни. Николай Алексеевич обязан был следовать правилам, установленным в обществе, и не рискнул пойти против них.
Ведь если бы он решился жениться на Надежде, то встретил бы непонимание и презрение окружающих. А бедной Надежде более ничего и не оставалось, как смириться со своей судьбой.
Светлые аллеи любви между барином и крестьянкой невозможны были в те времена, но эта проблема уже не личная, а общественная. В наше время союз между людьми из разных слоев уже вполне возможен, так как границы между социальными классами стали менее четкими.
При определенных обстоятельствах барин может стать крестьянином, а крестьянка барыней, от происхождения так много уже не зависит.
В своем произведении Бунин И. А. хотел передать драматичность судеб героев, которые расстались, будучи влюбленными. Любовь в этом мире оказалась особенно хрупкой и обреченной. Однако, любовь героев осветила всю их жизнь и осталась в памяти обоих лучшими мгновениями.
Представлен материал для анализа рассказа. Он поможен ученикам самостоятельно работать над рассказом Бунина.
- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?
- К какому жанру относится это произведение?
- Каков сюжет новеллы?
- Выявим основные темы новеллы (любовь, предательство, расплата).
- Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)
- расскажите о главных героях до момента расставания.
Была чудесная весна
Они на берегу сидели.
Узнав об увлечении своего сына служанкой, господа немедленно отослали его в полк.
- Как сложилась судьба Надежды после расставания?(Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).
- Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? Любит ли она его по сей день?
(Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, несколько раз хотела руки на себя наложить от обиды).
- Смогли бы вы простить человека, который поступит таким образом с вами?
- Почему такая женщина не вышла замуж?
- Как сложилась судьба Николая Алексеевича? (Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).
- Помнил ли он о своей первой любви?(Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).
- Что понял герой после разговора с Надеждой?(Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей. ).
.- Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?
(Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).
4. - Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень в рассказе? На какие природные детали обращает внимание писатель?
(Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)
- А как вы можете представить эту осень? ( создает мрачное и печальное настроение).
- А почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе?(Для героев жизнь как бы уже пройдена . Это закат жизни, закат любви).
5. - Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? (Солнце, хотя и бледное, и низкое, желто светило на поля)
- О чем это говорит? (Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе).
- Значит, любовь - это вспышка света в его душе, которая для него зажглась и погасла, а для героини еще светит.
6. - Обратимся к поэтике названия рассказа. Можно подчеркнуть и метафоричность названия. А смогли бы вы подробнее раскрыть эту метафору?
(Темные аллеи - название рассказа - мыслится как символ. Это не темные, тенистые аллеи, а странные неожиданные лабиринты любви.).
1 Что стало основной причиной расставания главных героев?
2 Как сложилась судьба Надежды после расставания?
3 Почему Надежда не вышла замуж?
4 Как сложилась судьба Николая Алексеевича?
5 Как вы думаете, почему Надежда не остановила Николая Алексеевича, хотя она продолжала его любить?
6 Что понял герой после разговора с Надеждой?
7 Какие пейзажные детали помогают воссоздать ощущение трагичной любви?
8 Смогли бы вы простить человека, который предаст вас? Почему?
Читайте также: