Что составляет специфику философской школы санкхья

Обновлено: 07.07.2024

Санкхья – является одной из самых выдающихся и одной из старейших философских школ Индии, дискуссии о которой ведутся до сих пор, так как она одна из немногих индийский школ, которые развивают учение о двух реальностях, что сближает данную позицию со многими западными философскими представлениями. По этой причине особый интерес представляют те научные работы, которые анализируют совместимость взглядов Санкхьи с западными концепциями. Именно этому будет посвящена данная работа.

Проблема: Является ли причинность в школы Санкхьи имманентной или трансцендентной?

Объект исследования: учение школы Санкхьи

Предмет исследования:теория причинности в школе Санкхье.

Цель: Определить, является ли причинность в школе Санкхьи имманентной или трансцендентной.

Задачи:

1) Выявить специфику философии Санкхьи, определяющую контекст учения о причинности.

2) Проанализировать учение о причинности школы Санкхьи в контексте общей специфики школы.

Методология

Методология исследования: Наиболее существенным образом в работе применяются следующие методы:

1) Метод историко-философской реконструкции, который используется для выявления основных позиций.

2) Метод категориального анализа позволяет эксплицировать специфику основных понятий Санкхьи

3) Метод компаративного анализа позволяет осуществить сравнение основных позиций школы Санкхьи с другими школами, что позволит решить основную задачу данной работы.

4) Общенаучные методы анализа и синтеза.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Философия Санкхьи: общая характеристика.

Санкхья имеет очень долгую историю. Ее корни уходят намного глубже, по сравнению с тем, что мы можем видеть в различных писаниях. Одной из ключевых фигур в традиции, является Виджняна Бхикшу – индийский философ-аскет, который предпринял попытку создания философской системы ведантизированной йоги в виде синтеза. Несмотря на свою долгую историю, Санкхья по сути является школой, оставившей за собой одну книгу: самый ранний из сохранившихся законченных текстов, Санкхья-Карика, является бесспорной классикой традиции. Не только ее официальные заявления принимаются всеми последующими представителями, но также ее порядок и аргументы являются окончательными. [2]

Более того, понятия и термины Санкхьи часто появляются в той части Вед, которая известна как Упанишады, особенно в Канхе и Шветашватара. Более старый текст (6 в. до н.э.) Чхандогья-упанишада представляет собой важного предшественника теории гун, хотя терминология иная. А до этого, в гимне Сотворения Аг-Веды мы находим идеи эволюции материального принципа и космического дуализма в сочетании слов, которые впоследствии стали называться гунами.

Согласно индийской традиции, первыми представителями Санкхьи являются Капила и его ученик Асури.[6] Они принадлежат временам античности (а иногда еще ранее) и известны только через древние легенды. Другой предполагаемый древний представитель Санкхьи, Панкасикха, кажется более историческим и, возможно, был автором оригинальной Шанти-тантры. Другими важными фигурами в традиции, часто упоминаемыми и цитируемыми в комментариях, являются Варшаганья и Виндхьявашин, которые, возможно, были старшими современниками Ишваракришны.

В начале нашей эры Санкхья стала представительной философией индуистской мысли в индуистских кругах и это, вероятно, объясняет, почему мы находим ее повсюду - не только в эпосах и Упанишадах, но и в других важных текстах индуистской традиции, таких как дхарманастры (юридические книги), медицинские трактаты (аюрведа) и основные тексты школы медитационной йоги. И на самом деле большая часть философии йоги (сформулированной Патанджали около 300 г. до н.э.) Рассматривается несколькими современными учеными как разновидность санкхьи.[7]

Таким образом, подводя итог этому краткому обзору, мы можем предположить, что Санкхья выросла из спекуляций, основанных на космическом дуализме и интроспективной медитативной практике. Укоренившаяся концепция производительного союза бога неба (бога солнца или бога дождя) и богини земли появляется в Индии, как правило, как соединение духовного, нематериального, неподвижного (представленного как Шива-лингам) и активного, плодовитого, могущественного, но подчиненного материального принципа (шакти или сила, чаще как Кали). Аскетическая и медитативная практика йоги, напротив, направлена ​​на преодоление ограничений естественного тела и достижение совершенной неподвижности ума. Сочетание этих взглядов, возможно, привело к концепции пуруши, неизменной нематериальной сознательной сущности, противопоставленной пракрити, материальному принципу, который производит не только внешний мир и тело, но также изменяющиеся и внешне детерминированные аспекты человеческого разума (например, интеллект, эго, внутренние и внешние органы восприятия).

Теология Шива-Шакти (небо-земля) так и традиция йоги (медитации), похоже, не основаны на Ведах. Неудивительно, что классическая Санкхья независима от ортодоксальных брахманических традиций, включая Веды. Санкхья молчит о Ведах, об их хранителях (брахманах) и, в этом отношении, о всей кастовой системе и о ведических богах, и это немного враждебно по отношению к жертвоприношениям животных, которые характеризовали древнюю ведическую религию. Но все наши ранние источники истории санкхьи относятся к ведической традиции, и поэтому разумно предположить, что мы не видим в них полного развития ее системы, а скорее случайных проблесков развития, поскольку она получила постепенное признание в брахманической традиции. Из некоторых цитат в поздней литературе комментирующих традиции (в первую очередь в Йуктидипика) были собраны различные незначительные вариации и разные мнения, которые указывают на существование многих отраслей школы. Наиболее существенным расхождением, возможно, является развитие теистической школы православной индуистской философии, называемой йогой, которая поглощает основной дуализм санкхьи, но является теистической и, таким образом, рассматривает одну пурушу как особую, называемую Богом Ишвара.[8]

Небезынтересным представляется и вопрос связи Санкхьи и буддизма.

Таким образом, в этой главе мы прошли путь от истории возникновения школы Санкхьи, до раскрытия специфики философии Санкхьи. В следующей главе мы рассмотрим теорию причинности философии Санкхьи, выявив является ли она имманентной или трансцендентной.

Санкхья и йога. Борис Леонидович Смирнов.

Часть I. САНКХЬЯ

Индийская философская традиция учит, что Истина одна, но рассматривать её можно с разных сторон, под разным углом зрения, что и создаёт иллюзию множественности теорий.

ше, нежели ньяя и вайшешика. О слиянии Санкхьи и Йоги уже говорилось, и к этому положению ещё не раз придётся возвращаться. Поэтому трудно сказать с достаточной достоверностью, которая из систем старше, которая моложе, и среди специалистов существуют немалые разногласия по этому вопросу. Однако большинство индийских и европейских исследователей считает, что наиболее древними течениями являются Санкхья и Йога, истоки которых прослеживаются вплоть до древних Упанишад (Чхандогья, Брихадараньяка). Учение только этих двух систем излагают в достаточно развёрнутом виде средние Упанишады (Шветашватара и Майтраяна). О других системах лишь вскользь упоминают некоторые поздние Упанишады. Так, Мандукья-карика[2] (II, 20т о ньяе и мимансе (Атма-упанишада, 2). Согласно индийской традиции, воззрения различных школ излагаются не в историческом порядке, а по их смысловой ценности; изложение идёт от систем менее ценных, по мнению автора, к системам более ценным; разумеется, изложение завершается воззрением самого автора..

Такое искусственное деление на основании одного чисто внешнего признака приводит к тому, что и в той, и в другой группе оказываются системы, весьма несходные по своему внутреннему содержанию, своей сущности.

и; в начале Пранагнихотра уп. сказано, что без Санкхьи и Йоги нет спасенья; Шулика-упанишада и Йога-сутры обосновывают праксис Йоги на теории Санкхьи. Современные исследователи также признают единство Санкхьи и Йоги (ср. Бхагаван Кумара Шастри, L. c. [82], стр. 37), однако такая близость не есть полное неразличимое тождество (Дальман). Несомненно, что Йога хотя и связана с теорией Санкхьи, всё же она, как праксис, принимается и другими философскими системами Индии.

Деятельность органов чувств, любое соприкосновение с проявленным есть источник страдания; горе само по себе есть страдание, а радость, в конце концов, приводит к страданию, хотя бы уже потому, что она не вечна. Поэтому влечение чувств к предметам чувств, отождествление себя с ними, желание насладиться плодами своих дел нужно рассматривать не просто как отсутствие истинного знания (avidya), а как ложное знание, заблуждение (moha).

Различают два источника заблуждения: обман чувств и ложное умозаключение. В индийской философии классический пример заблуждения вследствие обмана чувств таков: утся

САНКХЬЯ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

К особенностям философствования санкхья относятся: специфическая модель дуализма, реализующаяся и в основоположениях ее сотериологии; онтологический конструктивизм; особая трактовка причинности.

1. Лунный свет санкхьи. Ишваракришна, Гаудапада, Вачаспати Мишра, изд. подготовлено В.К.Шохиным. М., 1995;

2. Сутры философии санкхьи. Татва-самаса, Крама-дипика, Санкхья-сутры, Санкхья-сутра-вритти, изд. подготовлено В.К.Шохиным. М., 1997;

3. Garbe R. Die Sāṃkhya-Philosophie. Lpz., 1897;

4. Keith А.В. The Sāṃkhya System. Calcutta, 1924;

5. Jonston E. Early Sāṃkhya. L., 1937;

6. Larson G.J. Classical Sāṃkhya. An Interpretation of its History and Meaning. Delhi, 1979;

7. Shiv Kumar. Sāṃkhya Thought in the Brahmanical Systems of Indian Philosophy. Delhi, 1983;

Содержание

Этимология

Санкхьяик — тот, кто производит исчисление.

Развитие санкхьи

Санкхья в своём развитии прошла четыре периода:

Эпистемология санкхьи

Источником достоверного знания являются три праманы (мера):

  • пратьякша (присутствующий перед глазами) — прямое восприятие смысла;

два вида восприятия:

    • нирвикальпа (принимающий без сомнения) — неопределённое восприятие, простое впечатление, не содержащее знание объекта;
    • савикальпа (с сомнением и изменением) — определённое восприятие, обработанное и дифференцированное впечатление, ведущее к знанию;
    • анумана (вывод) — логический вывод;
    • сабда — устное доказательство.

    Метафизика санкхьи

    Исходный пункт метафизики санкхьи, и особенно ее учения о материи, — учение о наличии следствия в причине; следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит к поиску первопричины, не связанной непременно с богом, и к теории эволюции-инволюции в объяснении мира.

    Онтология

    Десять основных предметов учения Санкхьи

    • Существование Пуруши и Прадханы
    • Единичность Прадханы
    • Объективность Прадханы и её манифестаций
    • Предназначенность Прадханы и её манифестаций
    • Инаковость Пуруши
    • Бездеятельность Пуруши
    • Соединение Прадханы и Пуруши
    • Разъединение Прадханы и Пуруши
    • Множественность Пуруши
    • Особое функционирование тела

    Дуализм санкхьи

    Санкхья, исходя из наличия в познавательной практике человека субъектно-объектных отношений, приходит к выводу о безначальном существовании двух независимых друг от друга реальностей — пуруша и пракрити. Пракрити выступает в роли бессознательного источника мира объектов, а пуруша — необъективируемое сознание, познающее пракрити.

    Пуруша

    Пуруша есть трансцендентальное Я или чистое сознание, это абсолютная, безначальная, неизменная, непознаваемая реальность. Пуруша не только не имеет причину существования, но и не выступает в роли причины чего-либо. В отличие от Адвайта-веданты и Пурва-мимамсы санкхья учит о множественности пуруш.

    Пракрити

      — основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью; — основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием; — основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

    Все физические явления рассматриваются как проявления эволюции Пракрити.

    Развитие пракрити

    Когда гуны находятся в состоянии равновесия (самьявастха), то развитие отсутствует, но под воздействием пуруши происходит нарушение равновесия гун, начинающих образовывать различные комбинации, что порождает мир объектов.

    Первым проявляется махат (Великий), или буддхи, чистая потенция, в котором ещё отсутствуют субъектно-объектные отношения.

    Затем возникает аханкара, или индивидуализация, в ней уже есть различие между субъектом и объектом.

    В зависимости от преобладания одной из трёх гун аханкара бывает трёх видов: вайкарика, или саттвика; тайджаса, или раджаса, бхутада, или тамаса.

    Из саттвики возникает одиннадцать органов: ум (манас), пять органов восприятия (джнянендрия), пять органов действия (кармендрия).

    Из тамаса — пять тонких элементов (танматра).

    Раджаса обеспечивает саттвику и тамасу необходимой энергией для образования своих продуктов.

    Пять органов восприятия: слух, осязание, зрение, вкус, обоняние.

    Пять органов действия: руки, ноги, речь, орган выделения, орган размножения.

    Пять тонких элементов: акаша (эфир), вайю (воздух), теджа (свет), апа (жидкое), притхви (твёрдое).

    См. также

    Литература

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Санкхья" в других словарях:

    САНКХЬЯ — (санскр., букв. число, перечисление, расчёт), одна из шести др. инд. ортодоксальных (брахманских) филос. школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В… … Философская энциклопедия

    САНКХЬЯ — (санскритское), одна из 6 ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Капилой (около 7 в. до нашей эры). Время расцвета (так называемая классическая санкхья) с 3 4 до 8 9 вв. В основе дуалистической концепции… … Современная энциклопедия

    САНКХЬЯ — (санскр.) одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Капилой (ок. 7 в. до н. э.). Время расцвета (т. н. классическая санкхья) с 3 4 до 8 9 вв. В основе дуалистической концепции санкхьи… … Большой Энциклопедический словарь

    Санкхья — (санскр. число, перечисление, расчет), одна из шести древне индийских ортодоксальных (брахманских) философских школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем санкхья основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении… … Религиозные термины

    Санкхья — (санскр. Samkhya относящийся к числу, численный, перечисляющий , затем перечисление, исследование, различение,размышление) древнейшая и главнейшая из шести философских школ древнейИндии, более близкая к школе йога; время и место ее возникновения… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Санкхья — (санскритское), одна из 6 ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Капилой (около 7 в. до нашей эры). Время расцвета (так называемая классическая санкхья) с 3 4 до 8 9 вв. В основе дуалистической концепции… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    санкхья — (санскр.), одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет Вед) систем индийской философии. Основана Капилой (около VII в. до н. э.). Время расцвета (так называемые классические санкхья) с III IV до VIII IX вв. В основе дуалистической… … Энциклопедический словарь

    САНКХЬЯ — одна из ортодокс. школ др. инд. философии. Учение изложено в Санкхья карике и Санкхья сутре. С. считает, что мир имеет 2 первоначала: первомате рию (пракрити), к рой присущи 3 качества саттва (ясность, свет), тамас (тяжесть, инертность), раджас… … Атеистический словарь

    Санкхья — (санскр., буквально число, перечисление, расчёт) одна из шести древнеиндийских ортодоксальных (брахманских) философских школ, признающих авторитет Вед (См. Веды). Вместе с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом … Большая советская энциклопедия

    Космогония как выявление. Чтобы выявиться, пракрити должна подвергнуться влиянию пуруши, который сам, будучи бездеятельным, влияет на пракрити, побуждая её к действию. Союз пуруши и пракрити уподобляется союзу слепого и хромого. В результате влияния пуруши на пракрити из пракрити выявляется, но не возникает, то, что было скрыто в ней изначально. Санкхья учила, что следствие не возникает без причины, а содержится в ней в непроявленной форме. Само выявление происходит постепенно.

    Гуны. Прежде всего выявляются гуны. Гунна – качество, свойство. Когда пракрити была непроявлена, то гуны находились в равновесии, в состоянии пралайя (растворение, исчезновение). Влияние пуруши на пракрити нарушает это равновесие. Гуны трояки. Гуна саттва –нечто лёгкое, светлое, здоровое, ясное и гармоничное. Гуна раджас –страстное качество, причина движения, стремления. Гуна тамас – мрак, темнота, заблуждение, ошибка, бездействие. Нетрудно заметить, что все эти гуны – перенесённые вовне человеческие качества. В зависимости от того, какой гуна преобладает в человеке, люди делятся на три вида. Человек саттвы бесстрастен, ясен, знающ, гармоничен. Плод саттвы – счастье. Люди раджаса предприимчивы и страстны. Плод раджаса – страдание. Люди тамаса темны, апатичны, ленивы и безразличны. Учение о гунах – пример антропоморфизации учения санкхья, что говорит о незрелости учения санкхья.

    Параллельность развития. Дальнейшее выявление происходит как бы в двух направлениях: физическом и психическом. На первой ступени выявляются в физическом аспекте махас – величие, мощь, изобилие, зародыш огромного мира, а в психическом – буддхи – ум, разум. Но при этом самостоятельность махаса скрадывается, в классической санкхье эта линия не находит развития. Дуализм санкхьи непоследователен. Из буддхи выявляется ахамкара (от aham - я), в котором также могут преобладать как саттва, так и тамас. Их ахамкары, в котором преобладает гуна тамас выявляются пять танматр, то есть тонких, невоспринимаемых чувствами сущностей пяти первоэлементов (бхут), из которых далее выявляются пять грубых вещественных сущностей: земля, вода, воздух, огонь, эфир. Из ахамкары же, в котором преобладает саттва, выявляются пять индрий (органов чувств): зрение, слух, обоняние, слух, осязание, и ещё пять органов действий: рот, руки, ноги, орган деторождения и орган выделения, а также ум – манас. В результате получается 25 сущностей: пуруша, пракрити, буддхи, ахамкара, манас, 5 танматр и соответствующих им бхут, а также 5 индрий и 5 органов действия.

    5 танматр 5 индрий

    5 органов действий




    Мнимый дуализм санкхьи. Дуализм классической санкхьи мнимый. Это не дуализм материи и духа. Дух как пуруша остаётся в стороне. Но под его влиянием в первоначально непроявленной пракрити проявляется своего рода отражение пуруши в буддхи, ахамкаре и манасе – это как бы ступени материализации сознания, которым надо противопоставить снятие самосознания и отречение от мира. В этом и состоит, согласно санкхье, мокша.

    Йога

    Йога и дуализм. К санкхье примыкает йога. Как и классическая санкхья, она дуалистична. Она принимает за первоначала пракрити и пурушу.

    Йога как даршана. Йога как даршана направлена на то, чтобы освободить нас от господства над нами нашего тела как проявления пракрити и тем самым от нашей индивидуальности и растворить наш личный страдающий дух как проявление пуруши в самом безличном пуруше путём специальной деятельности, йогической практики.

    Йоги. Йог много. Джняна-йога утверждает, что душа освобождается благодаря знанию. Бхакти-йога связывает освобождение с любовью к богу. Карма-йога говорит об освобождении через отрешённую бескорыстную деятельность.

    Страдание в йоге. Йога насчитывает пять видов страдания:

    1) страдание от незнания, и его последствий;

    3) страдание из-за того, что мы стремимся к телесным, низменным наслаждениям;

    4) страдание из-за того, что мы боимся боли и отвращаемся от её источника;

    5) страдание из-за того, что мы боимся смерти.

    1) яма (узда, препятствие, обуздание) – воздержание от причинения вреда живому, от лжи и неискренности, от воровства, от чувственных наслаждений и страстей, от принятия даров;

    2) нияма (сдерживание, ограничение, необходимость, требование) – приобретение хороших привычек, система очищения тела омовением водой, а души (ума) – размышлениями о боге и положительными эмоциями, среди которых главные – доброжелательство по отношению к людям, дружелюбие. Это также и привыкание к телесным страданиям. В целом нияма – состояние духовной и телесной бодрости;

    3) асана – улучшение состояния тела, а тем самым и души определённым статичными позами (около 80), в которых надо уметь находиться как можно дольше и из которых надо уметь вернуться в нормальное состояние;

    4) пранаяма – регулирование дыхания, точнее сдерживание дыхания, для того, чтобы ум мог сосредоточиться, не отвлекаясь на дыхание.

    Вот и вся хатха-йога. Обычно к ней сводят всю йогу, но это лишь часть, приготовление к истинной йоге. Цель йоги – растворение нашей личности в пуруше, а точнее, в Боге, потому что йога, в отличие от санкхьи, теистична. Поэтому вторая часть восьмеричного пути такова:

    5) пратьяхара – отключение наших чувств от внешних предметов, мы должны ничего не видеть и не слышать;

    Эти пять условий – внешние условия йоги как пути освобождения от себя же, но затем следуют три внутренние ступени:

    6) дхарана (внимание) – дисциплина ума, состоящая в умении сосредоточится на любом предмете;

    7) дхьяна (размышление) – равномерное течение мысли вокруг избранного предмета, на котором сосредоточено внимание;

    8) самадхи (сосредоточение) – конечная ступень в практике йоги, на которой ум-читта настолько поглощён предметом созерцания, что он теряет себя в объекте и не имеет никакого представления о себе. Происходит поглощение ума-читты предметом созерцания;

    Йогины. Говорят, что йогин может приручать диких зверей, доставать любую вещь, знать прошлое, настоящее и будущее, производить сверхъестественные видения, звуки и запахи, видеть сквозь двери, проходить сквозь стены, становиться невидимым, появляться одновременно в разных местах.

    Теистичность йоги. Йога теистична. Бог в йоге – верховное, надындивидуальное, совершенное, вечное, вездесущее, всемогущее и всезнающее существо. ОН поддерживает бытие одной лишь мыслью и желанием. Бог – верховный правитель мироздания. Йога пытается доказать существование Бога, исходя из шрути, из понятия наибольшей величины, из собственной несоединимости пракрити и пуруши, тогда как мироздание создаётся благодаря соединению этих двух самих по себе несоединимых начал, что может сделать только бог.

    Билет №6. Даршаны. Ньяя и Вайшешика.

    Ньяя

    Ньяя и вайшешика. Категории и субстанции. Ранний ньяя в своём учении о мире примыкает к вайшешике. Ньяя принимает все семь категорий и девять видов субстанций вайшешики. Физический мир состоит из телесных прерывных элементов, эфира, пространства и времени.

    Доказательства бытия бога: 1) одной материальной причина недостаточно для объяснения мироздания в целом и процессов, происходящих в нём, - должна быть и разумная причина; 2) бог распоряжается нашей адриштой (это совокупность достоинств и недостатков, накопленных нашими хорошими или дурными деяниями, как в этой жизни, так и в прошлых наших существованиях: добродетель способствует чувству уверенности, безмятежности, тое есть счастью, порок же ввергает нас в состояние подозрительности, отчаяния и тревоги. Будучи неразумным принципом, адришта нуждается в руководстве со стороны бога. Именно он контролирует нашу адришту и даёт нам радости и печали в строгом соответствии с ней, наказывает порок – несчастьем, а добродетель – счастьем); 3) в пользу существования бога говорит авторитет Вед. Между тем, ньяя утверждает что бытие бога не может быть полностью доказано из идеи Бога, оно должно опираться и на непосредственный религиозный опыт, на переживание бога в своей душе.

    Логика. Гносеология. Познание имеет четыре самостоятельных источника: восприятие, вывод сравнение, свидетельство. Восприятие (пратьякша) бывает двух видов – внешнее, чувственное, и внутреннее, восприятие ума. Вывод – умозаключение, силлогизм. Он совершается через признак, средний термин, который связывает большой термин с малым. Ньяя различает три вида умозаключения: 1) от причины к следствию; 2) от следствия к причине; 3) от неизменно сопутствующего к сопутствуемому. Пример пятичленного силлогизма ньяи:

    потому что на горе дым.

    Где дым, там огонь,

    Следовательно, на горе огонь.

    Первые две строчки можно отбросить, так как они излишни, получается трёхчленный силлогизм. Сравнение (упамана) – умозаключение по аналогии, по сходству. Свидетельство (шабда) – знание о невоспринимаемых объектах, которые мы получаем от авторитетных лиц, главным образом, от шрути.

    Космогония как выявление. Чтобы выявиться, пракрити должна подвергнуться влиянию пуруши, который сам, будучи бездеятельным, влияет на пракрити, побуждая её к действию. Союз пуруши и пракрити уподобляется союзу слепого и хромого. В результате влияния пуруши на пракрити из пракрити выявляется, но не возникает, то, что было скрыто в ней изначально. Санкхья учила, что следствие не возникает без причины, а содержится в ней в непроявленной форме. Само выявление происходит постепенно.

    Гуны. Прежде всего выявляются гуны. Гунна – качество, свойство. Когда пракрити была непроявлена, то гуны находились в равновесии, в состоянии пралайя (растворение, исчезновение). Влияние пуруши на пракрити нарушает это равновесие. Гуны трояки. Гуна саттва –нечто лёгкое, светлое, здоровое, ясное и гармоничное. Гуна раджас –страстное качество, причина движения, стремления. Гуна тамас – мрак, темнота, заблуждение, ошибка, бездействие. Нетрудно заметить, что все эти гуны – перенесённые вовне человеческие качества. В зависимости от того, какой гуна преобладает в человеке, люди делятся на три вида. Человек саттвы бесстрастен, ясен, знающ, гармоничен. Плод саттвы – счастье. Люди раджаса предприимчивы и страстны. Плод раджаса – страдание. Люди тамаса темны, апатичны, ленивы и безразличны. Учение о гунах – пример антропоморфизации учения санкхья, что говорит о незрелости учения санкхья.

    Параллельность развития. Дальнейшее выявление происходит как бы в двух направлениях: физическом и психическом. На первой ступени выявляются в физическом аспекте махас – величие, мощь, изобилие, зародыш огромного мира, а в психическом – буддхи – ум, разум. Но при этом самостоятельность махаса скрадывается, в классической санкхье эта линия не находит развития. Дуализм санкхьи непоследователен. Из буддхи выявляется ахамкара (от aham - я), в котором также могут преобладать как саттва, так и тамас. Их ахамкары, в котором преобладает гуна тамас выявляются пять танматр, то есть тонких, невоспринимаемых чувствами сущностей пяти первоэлементов (бхут), из которых далее выявляются пять грубых вещественных сущностей: земля, вода, воздух, огонь, эфир. Из ахамкары же, в котором преобладает саттва, выявляются пять индрий (органов чувств): зрение, слух, обоняние, слух, осязание, и ещё пять органов действий: рот, руки, ноги, орган деторождения и орган выделения, а также ум – манас. В результате получается 25 сущностей: пуруша, пракрити, буддхи, ахамкара, манас, 5 танматр и соответствующих им бхут, а также 5 индрий и 5 органов действия.

    5 танматр 5 индрий

    5 органов действий

    Мнимый дуализм санкхьи. Дуализм классической санкхьи мнимый. Это не дуализм материи и духа. Дух как пуруша остаётся в стороне. Но под его влиянием в первоначально непроявленной пракрити проявляется своего рода отражение пуруши в буддхи, ахамкаре и манасе – это как бы ступени материализации сознания, которым надо противопоставить снятие самосознания и отречение от мира. В этом и состоит, согласно санкхье, мокша.

    Йога

    Йога и дуализм. К санкхье примыкает йога. Как и классическая санкхья, она дуалистична. Она принимает за первоначала пракрити и пурушу.

    Йога как даршана. Йога как даршана направлена на то, чтобы освободить нас от господства над нами нашего тела как проявления пракрити и тем самым от нашей индивидуальности и растворить наш личный страдающий дух как проявление пуруши в самом безличном пуруше путём специальной деятельности, йогической практики.

    Йоги. Йог много. Джняна-йога утверждает, что душа освобождается благодаря знанию. Бхакти-йога связывает освобождение с любовью к богу. Карма-йога говорит об освобождении через отрешённую бескорыстную деятельность.

    Страдание в йоге. Йога насчитывает пять видов страдания:

    1) страдание от незнания, и его последствий;

    3) страдание из-за того, что мы стремимся к телесным, низменным наслаждениям;

    4) страдание из-за того, что мы боимся боли и отвращаемся от её источника;

    5) страдание из-за того, что мы боимся смерти.

    1) яма (узда, препятствие, обуздание) – воздержание от причинения вреда живому, от лжи и неискренности, от воровства, от чувственных наслаждений и страстей, от принятия даров;

    2) нияма (сдерживание, ограничение, необходимость, требование) – приобретение хороших привычек, система очищения тела омовением водой, а души (ума) – размышлениями о боге и положительными эмоциями, среди которых главные – доброжелательство по отношению к людям, дружелюбие. Это также и привыкание к телесным страданиям. В целом нияма – состояние духовной и телесной бодрости;

    3) асана – улучшение состояния тела, а тем самым и души определённым статичными позами (около 80), в которых надо уметь находиться как можно дольше и из которых надо уметь вернуться в нормальное состояние;

    4) пранаяма – регулирование дыхания, точнее сдерживание дыхания, для того, чтобы ум мог сосредоточиться, не отвлекаясь на дыхание.

    Вот и вся хатха-йога. Обычно к ней сводят всю йогу, но это лишь часть, приготовление к истинной йоге. Цель йоги – растворение нашей личности в пуруше, а точнее, в Боге, потому что йога, в отличие от санкхьи, теистична. Поэтому вторая часть восьмеричного пути такова:

    5) пратьяхара – отключение наших чувств от внешних предметов, мы должны ничего не видеть и не слышать;

    Эти пять условий – внешние условия йоги как пути освобождения от себя же, но затем следуют три внутренние ступени:

    6) дхарана (внимание) – дисциплина ума, состоящая в умении сосредоточится на любом предмете;

    7) дхьяна (размышление) – равномерное течение мысли вокруг избранного предмета, на котором сосредоточено внимание;

    8) самадхи (сосредоточение) – конечная ступень в практике йоги, на которой ум-читта настолько поглощён предметом созерцания, что он теряет себя в объекте и не имеет никакого представления о себе. Происходит поглощение ума-читты предметом созерцания;

    Йогины. Говорят, что йогин может приручать диких зверей, доставать любую вещь, знать прошлое, настоящее и будущее, производить сверхъестественные видения, звуки и запахи, видеть сквозь двери, проходить сквозь стены, становиться невидимым, появляться одновременно в разных местах.

    Теистичность йоги. Йога теистична. Бог в йоге – верховное, надындивидуальное, совершенное, вечное, вездесущее, всемогущее и всезнающее существо. ОН поддерживает бытие одной лишь мыслью и желанием. Бог – верховный правитель мироздания. Йога пытается доказать существование Бога, исходя из шрути, из понятия наибольшей величины, из собственной несоединимости пракрити и пуруши, тогда как мироздание создаётся благодаря соединению этих двух самих по себе несоединимых начал, что может сделать только бог.

    Билет №6. Даршаны. Ньяя и Вайшешика.

    Ньяя

    Ньяя и вайшешика. Категории и субстанции. Ранний ньяя в своём учении о мире примыкает к вайшешике. Ньяя принимает все семь категорий и девять видов субстанций вайшешики. Физический мир состоит из телесных прерывных элементов, эфира, пространства и времени.

    Доказательства бытия бога: 1) одной материальной причина недостаточно для объяснения мироздания в целом и процессов, происходящих в нём, - должна быть и разумная причина; 2) бог распоряжается нашей адриштой (это совокупность достоинств и недостатков, накопленных нашими хорошими или дурными деяниями, как в этой жизни, так и в прошлых наших существованиях: добродетель способствует чувству уверенности, безмятежности, тое есть счастью, порок же ввергает нас в состояние подозрительности, отчаяния и тревоги. Будучи неразумным принципом, адришта нуждается в руководстве со стороны бога. Именно он контролирует нашу адришту и даёт нам радости и печали в строгом соответствии с ней, наказывает порок – несчастьем, а добродетель – счастьем); 3) в пользу существования бога говорит авторитет Вед. Между тем, ньяя утверждает что бытие бога не может быть полностью доказано из идеи Бога, оно должно опираться и на непосредственный религиозный опыт, на переживание бога в своей душе.

    Логика. Гносеология. Познание имеет четыре самостоятельных источника: восприятие, вывод сравнение, свидетельство. Восприятие (пратьякша) бывает двух видов – внешнее, чувственное, и внутреннее, восприятие ума. Вывод – умозаключение, силлогизм. Он совершается через признак, средний термин, который связывает большой термин с малым. Ньяя различает три вида умозаключения: 1) от причины к следствию; 2) от следствия к причине; 3) от неизменно сопутствующего к сопутствуемому. Пример пятичленного силлогизма ньяи:

    потому что на горе дым.

    Где дым, там огонь,

    Следовательно, на горе огонь.

    Первые две строчки можно отбросить, так как они излишни, получается трёхчленный силлогизм. Сравнение (упамана) – умозаключение по аналогии, по сходству. Свидетельство (шабда) – знание о невоспринимаемых объектах, которые мы получаем от авторитетных лиц, главным образом, от шрути.

    Читайте также: