Что сближает сказки салтыкова щедрина с народными сказками и в чем отличие кратко
Обновлено: 05.07.2024
Сказки создаются с установкой на фантастику и вымысел: в сказке встречается то, чего в жизни не может быть.
Народная сказка привлекла сатирика формой. Небольшой объем и высокая степень обобщения: сжатость образов, сведенных к нескольким гиперболизированным чертам, представление социальной, а не индивидуальной психологии, дидактизм и мораль, народная проблематика (угнетающие и угнетаемые, понятия о добре и зле, хороших и плохих человеческих качествах).
Таким образом, мы усмотрели соответствия и видоизменения сказочных приемов, образной стилистики, но не можем найти соответствий в композиции, в сюжете: данные элементы сатирик наполняет нужным ему злободневным, социальным содержанием, подчиняет своей идее.
Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований.
Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык.
М. Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.
Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно-тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов и обывателей, показ положения угнетенного народа. В сказках Салтыкова-Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально-исторический, бытовой. Сатирик использует традиционные сказочные формулы, но за типично сказочным началом следует неожиданно уточнение, содержащее конкретно-исторический намек.
Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. Многие сказки написаны в жанре животного эпоса. В сказках практически нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок.
Народные сказки делятся на виды : волшебные, сказки о животных, социально-бытовые.
Сходные и отличительные черты сказок Салтыкова-Щедрина с народными:
так вот Салтыков-Щедрин сумел совместить в одной сказке все эти виды, здесь мы с вами найдем и волшебный сюжет, и действующих лиц в образе животных, и социальные проблемы, волнующие читателя и автора.
Эти сказки не совсем обычны, они предназначались для “детей изрядного возраста”, т. е. для людей уже способных думать и анализировать, которым нужно было открыть глаза на мир и на проблемы, существующие в нем.
Кроме этого, сказки Салтыкова-Щедрина отличаются своей сатирической направленностью.
В народных сказках и сказках Салтыкова - Щедрина сходство в том, что есть вымысел, сказки утверждают в правильных отношениях к миру, есть юмор. Сказки Салтыкова -Щедрина отличатся от народных сказок тем, что в них много аллегорий, часто используется гипербола, много сатиры, гротеска.
В народных сказках и сказках Салтыкова - Щедрина сходство в том, что есть вымысел, сказки утверждают в правильных отношениях к миру, есть юмор. Сказки Салтыкова -Щедрина отличатся от народных сказок тем, что в них много аллегорий, часто используется гипербола, много сатиры, гротеска.
В народных сказках и сказках Салтыкова - Щедрина сходство в том, что есть вымысел, сказки утверждают в правильных отношениях к миру, есть юмор. Сказки Салтыкова -Щедрина отличатся от народных сказок тем, что в них много аллегорий, часто используется гипербола, много сатиры, гротеска.
Чем похожи на фольклорные и чем отличаются от них сказки М.Е. Салтыкова –Щедрина?
Сказки Салтыкова-Щедрина некоторыми чертами похожи на фольклорные, но в то же время отличаются от них. Сходство в том, что и в том, и в другом случае используются фантастические элементы, а отличие в том, что писатель отражает политические и социальные проблемы своего времени, в народном творчестве эти темы не раскрываются.
Главное сходство сказок Салтыкова-Щедри
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay
- 3 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
- 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
- 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
- 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
- 2 из 3 К5 Следование нормам речи
- ИТОГО: 13 из 14
1. Тема сочинения раскрыта с опорой на авторскую позицию, сформулирована собственная точка зрения; выдвинутые тезисы убедительно обоснованы; фактические ошибки и неточности отсутствуют.
2. В ответе используются теоретико-литературные понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют.
3. Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (есть цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, присутствует обращение к микротемам текста и их интерпретация, содержатся разного рода ссылки на изображенное в произведении).
4. Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
5. Допущено 2 речевые ошибки.
3)сходное понимание о добре, зле, жестокости, справедливости.
4)Осуждение героев за неспособность к труду.
5)Героями сказок часто являются животные.
1)Нету разделения героя на положительного и отрицательного, в народных есть.
2)В финале добро побеждает зло ( в народных ), у Щедрина не понять кто добро и зло.
3)У Щедрина в сказках представлен рыбий мир.
4)В своих сказках использует гротеск(заострение недостатка, доведение до абсурда).
Сказки: “Дикий помещик”, “Пропала совесть”, “Карась идеалист”, “Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил”.
Таким образом, сказки Салтыкова-Щедрина, близкие по стилю народным, являются литературными сказками. Фольклорная основа в сочетании с авторской иронией и юмором, за которыми скрываются глубокие размышления о жизни, делают эти произведения интересными и актуальными и для наших современников.
Духовная эволюция Андрея Болконского (изменения в характере и мировоззрении героя, почему, вследствие чего они происходят - по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”).
Герои Л.Н. Толстого очень трудно поддаются однозначному определению. Они не делятся на хороших и плохих, добрых и злых, умных и глупых, они просто живут, ищут, часто ошибаясь в своих поисках.
Князь Андрей Болконский — одна из самых ярких и самых трагических фигур романа “Война и мир”. С первого своего появления на страницах произведения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике.
И в военной службе, и в политической деятельности, и в свете, и, что самое странное, в любви Андрей остается одиноким и непонятым. Замкнутость и скептицизм — вот отличительные черты Андрея даже в его общении с любимыми людьми: отцом, сестрой, Пьером, Наташей. Марья говорит ему: “Ты всем хорош, Аndrе, но в тебе есть какая-то гордость мысли”. Но он далеко не человеконенавистник. Он всей душой желает найти применение своему уму и способностям, “он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим. ” Но его жизнь похожа не на поиски нового, а на бегство от старого. Острый ум подталкивает его к деятельности, но внутреннее ощущение стихии жизни останавливает, указывая на тщетность усилий человека. Начинания Андрея заканчиваются разочарованиями. Его искреннее желание служить родине, делу сталкивается со всеобщим безразличием.
Человек с трезвым и скептическим умом, князь Андрей не мог найти себе места в среде лживого корыстолюбия и льстивого карьеризма, царствовавших в светской и военной жизни. Его патриотизм и ответственность за дело наиболее ярко проявляются на службе у Сперанского и в войне 1812 года: “Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”, им гордились и его любили”. Но постепенно он приходит к выводу, что все его старания — не более чем суета.
Жизненный путь князя Андрея — это история разочарований, но одновременно и история постижения смысла жизни. Болконский постепенно избавляется от иллюзий — стремления к светской славе, военной карьере, к общественно-полезной деятельности. Он в споре с Пьером отрицает возможность преобразования даже в пределах имения. Однако сам реформирует свое хозяйство и отпускает крестьян на волю, что было по тем временам неслыханным новшеством.
Главное в натуре Андрея Болконского — честность и искренность поэтому он боится громких слов и обещаний. Лучше молчать и бездействовать, а если что-то делать, то тоже без лишних слов.
Даже со Сперанским он ведет себя настороженно, хотя в душе приветствует его начинания.
Всякие же разговоры о любви к “ближним” князь считает ханжеством. Любить следует в первую очередь себя и своих родных. А уважая себя и поступая по чести, человек неизбежно будет полезен людям, во всяком случае, не навредит им. Ответственность за других людей Андрей считает непомерным бременем, а принятие за них решений — безответственностью и самовлюбленностью.
Периоды разочарований сменяются у князя Андрея периодами счастья и духовного возрождения. Таким счастливым временем были для него бои при Аустерлице, служба в военной комиссии любовь к Наташе. Но на смену этим счастливым минутам опять приходило внутреннее опустошение и разочарование.
Один из самых важных вопросов, мучивших Андрея Болконского, был вопрос о месте человека в жизни. Он убеждается в том, что все происходит не по велению героев и вождей, а само собой, случайно или по воле рока.
Особенно ярко эта истина открылась ему накануне Бородинского сражения. Честный и откровенный перед собой, Андрей хочет такой же откровенности и ясности в ожидаемых событиях: “Ежели война теперь, так война. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну”. Он достигает ценности жизни отдельного человека, от маршала до солдата.
Ранение и последовавшие после него предсмертные размышления переворачивают сознание Андрея. Для него проясняется то, что он всегда в себе носил, но не выпускал наружу, понимание простоты жизни и любви как главной ценности, которая делает людей людьми. Умирая, он прощает и Наташу, и Анатоля Курагина, и весь мир со всеми его недостатками.
Андрей Болконский прошел путь от честолюбивого эгоизма и гордости до самоотречения. Его жизнь — это эволюция гордыни человеческого разума, сопротивляющегося бессознательной доброте и любви, которые и составляют смысл жизни человека. Одинокий и самолюбивый герой, пусть даже очень умный и во всех отношениях положительный, по мнению Л.Н. Толстого, не может быть полезен этому миру.
Произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина относятся к детской литературе и часто приравниваются к сказкам. Несмотря на многочисленные сходства, разница между ними и фольклорными произведениями весьма существенная. Попробуем разобраться, чем отличается щедринская сказка от народной.
Наибольшее сходство наблюдается между рассказами Салтыкова-Щедрина о животных и анималистическими сказками. Действительно, писатель использует в своих произведениях хорошо известные читателям типажи – трусливый Заяц, хитрая Лиса, жадный Волк и глупый Медведь. Однако, по сравнению с народными образами, они не так однозначны. У Салтыкова-Щедрина Заяц становится не просто трусливым, а осторожным и здравомыслящим, Волк страдает от нищеты, а потому скуп и т.п. Таким образом, в щедринских сказках присутствует злободневный политический акцент и социальная сатира, чего быть не могло в народном фольклоре.
Еще одним важным отличием сказок Салтыкова-Щедрина является наличие авторского юмора и иронии, которые вуалируют философские размышления о жизни, актуальные для читателей того времени.
Читайте также: