Что сближает разные течения модернизма кратко

Обновлено: 02.07.2024

сказка о потерянном времени.
Пойди туда не знаю куда, принеси, то не знаю что!

АВАНГАРД (франц. avant-garde — передовой отряд)—категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность многообразных новаторских движений и направлений в искусстве 1-й пол. 20 в. В России его впервые употребил (в негативно-ироническом смысле) А. Бенуа для характеристики ряда участников выставки “Союза русских художников” (1910).

Мартин Боруля – головний герой однойменної трагікомедії Івана Карпенка-Карого, заможний хлібороб, який домагається втрачених дворянських прав.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году, но еще ребенком покинул Первопрестольную. Во времена пугачевщины его отец, Андрей Прохорович Крылов, служил комендантом Яицкой крепости. Спасаясь от бунтовщиков, мальчик вместе с матерью выехал в Оренбург, однако город вскоре был осажден. Воспоминания баснописца об этих страшных событиях остались в записках Пушкина:

2. Использует нереалистические образы , нередко – элементы фантастики.

3. Отказывается от линейного повествования и четко выраженного сюжета. Развязка перестает иметь значение.

4. Авторская позиция и авторская оценка героев скрыты. Автор не поучает. Читатель должен сам определить отношение к герою. Значим подтекст.

5. Использует традиционные, широко известные образы мифологии, литературы, переосмысливает, осовременивает культурное наследие. Поднимает проблему традиций и новаторства.

Культурно-исторический процесс в России рубежа 19 – 20 веков

Рубеж 19 – 20 вв. – это радикально новый этап как в мировой, так и в русской культуре. С начала 1890-х гг. до 1917 г. изменились все стороны жизни в России: экономика, политика, наука, техника, культура, искусство. По темпам изменений, глубине перемен, катастрофичности внутренних конфликтов Россия опережала любую страну.

Социально-политическая ситуация

Реформа 1861 г. оказалась неудачной, не решила судьбу крестьянства. Как следствие, в России укоренился марксизм – разновидность социализма, философское, экономическое и политическое учение, основанное К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основа марксизма следующая. В капиталистическом обществе человек отчужден от продуктов собственного труда, лишен возможностей творческого саморазвития и превращен в винтик производственного процесса. Марксизм делает ставку на развитие промышленности и рабочий класс – пролетариат. Этот новый класс должен быть свободен от собственности, объединен общественным трудом в коллективе и готов к организованной борьбе за равенство, свободу и справедливость, к построению коммунистического общества. В новой литературе в связи с этим появляется образ человека бунтующего, бунтарские мотивы – например, в творчестве Горького, в искусстве футуристов.

Участие России в I Мировой войне поставило страну на грань катастрофы, была подорвана экономика страны. В феврале 1917 г. политики-радикалы, противостоящие властям, предприняли чрезвычайные меры, в результате которых Николай II отрекся от престола и было сформировано Временное правительство. Хаос, охвативший страну, привел к захвату власти большевиками. Октябрьская революция завершилась созданием нового, советского правительства – Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В итоге было создано социалистическое государство с новым политическим курсом и идеологическими установками.

Наука и культура

Менялись и условия бытования искусства. Урбанизация (процесс повышения роли городов в развитии общества), увеличение городского населения, изменения в сфере народного просвещения привели к росту зрительской и читательской аудитории. Искусство получило возможность влиять на духовную жизнь страны, быть рупором идей. Культура разделилась на массовую и элитарную.

Изменилась картина художественных направлений и течений; одновременно существовали разные эстетические системы. Самыми крупными литературными направлениями стали реализм и модернизм, но и они были внутренне разнообразны, изменчивы, имели промежуточные формы.

Специфическая примета культуры рубежа веков – синтетизм (взаимодействие разных видов искусства). Расцвет переживает театральное искусство, самое синтетичное по своей природе. Нередки были случаи творческого универсализма: М. А. Кузмин был поэтом и композитором, поэты-футуристы занимались изобразительным искусством. Жанровые обозначения могли заимствоваться из смежных искусств: А. Н. Скрябин свои симфонические произведения называл поэмами, А. Белый свои литературные произведения – симфониями.

История возникновения

До конца XIX века литература строго следовала определенным традициям. Например, она предполагала наличие абсолютной истины (которой автор должен был научить читателя), транслировала устоявшуюся картину мира, и буквально диктовала человеку, как ему следует жить, думать и поступать в условиях определенных исходных данных.

Однако в 1880-ых годах технический и научный прогресс человечества начал стремительно двигаться вперед. Кроме того, изменились и силы на международной арене (что вело сразу к двум Мировым войнам, произошедшим в первой половине XX века). Это привело к трансформации общества. Оно больше не нуждалось в четких указаниях и распределенных ролях: теперь каждый человек хотел думать и строить свою картину мира самостоятельно. Именно это и привело к формированию, а потом распространению в искусстве такого идейного направления, как модернизм.

Основные черты и признаки литературы модернизма

представители модернизма в литературе

Но так или иначе, все эти направления были объединены общими признаками:

отказ от готовых концепций устройства мира;

предложение читателю самостоятельно изучать законы окружающей действительности;

смена линейного повествования обрывочным или раздробленным;

включение в повествование нескольких героев с противоположным взглядом на освещаемые события;

формирование у каждого направления модернизма собственной эстетики;

урбанистическая тема (характерна для позднего модернизма);

глубокое проникновение во внутренний мир героев.

Кроме того, модернизм – это первое литературное направление, взявшее на себя смелость рассуждать о том, что война не нужна обществу. Постепенно эта философия перешла к постмодернизму, более ироничному и бескомпромиссному в своих суждениях.

Направления модернизма

Модернизм в литературе 20 века четко разделился на несколько направлений. Они были объединены новаторскими идеями и нетрадиционным взглядом на мир, однако отличались философией и некоторыми характерными признаками:

Символизм. В этих произведениях был таинственный сюжет и много загадок, а авторы нередко обращались к ассоциациям читателей и намеренно вводили в свое творчество недосказанность.

Акмеизм. Развивался как противоположное символизму направление и обращался к миру исключительно материальному, где не было места нечетким образам и мистике.

Футуризм. В этом направлении больше внимания уже уделялось не сюжету, а самому построению произведения. Авторы нередко придумывали новые слова и выражения, обращались к нестандартным формам написания как поэтических, так и прозаических произведений.

Имажинизм. В этом направлении главным приемом была метафора (скрытое сравнение): авторы намеренно описывали героев, события и предметы с помощью нее, чтобы каждый читатель мог самостоятельно составить в своей голове нужный образ.

Экспрессионизм. В этом направлении центральное место вновь занимает сюжет, но уже не происходящие в его рамках события, а чувства и эмоции героев.

Сюрреализм. Направление, в котором нет ничего определенного. Оно играет на чувствах читателя с помощью обращений к новой несуществующей реальности и к сверхъестественным созданиям и явлениям.

Интересно, что эти направления нередко дистанцировались от просто модернизма. И это только подтверждало справедливость одного из характерных признаков модернизма: все мысли и идеи авторов относительны, поэтому между ними нельзя пролагать четкие границы и вешать на них ярлыки.

Яркие представители в мире

В мировой литературе модернизм начал проявляться в конце XIX века, а расцвет получил в 30-ых годах XX века (в это время в Советском Союзе новая идеология уже задавила это направление в искусстве). К знаменитым представителям модернизма в литературе Европы и США относились:

Модернизм в русской литературе

Когда говорят о русской литературе конца XIX начала XX века, то в первую очередь вспоминают о трёх течениях, которые были самыми яркими: о символизме, акмеизме и футуризме. Объединяет их то, что они относились к модернизму. Модернистские течения возникли как противопоставление традиционному искусству, идеологи этих течений отрицали классическое наследие, противопоставляли свои направления реализму и провозглашали поиски новых способов изображения действительности. В этих поисках каждое из направлений шло своим путём.

Символизм

Символисты считали своей целью искусство интуитивного постижения мирового единства через символы. Само название течения происходит от греческого Symbolon, что переводится как условный знак. Духовная жизнь не может быть осмыслена рациональным путём, только искусство может проникнуть в её сферу. Поэтому символисты понимали творческий процесс как подсознательное, интуитивное проникновение в тайные смыслы, которое под силу только художнику-творцу. И передать эти тайные смыслы можно не прямо, а только с помощью символа, потому что тайна бытия не может быть передана обычным словом.

Акмеизм

Более подробно об акмеизме можете прочитать тут.

Самыми значительными поэтами этого течения были Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Футуризм

Д. Бурлюк

Футуризм, как и другие течения модернизма, был неоднороден и включал в себя несколько группировок, которые вели между собой яростную полемику.

Модернизм в русской литературе дал миру целую плеяду великих поэтов: А. Блока, Н. Гумилёва, А. Ахматову, О. Мандельштама, В. Маяковского, Б. Пастернака.

Читайте также: