Что проверяет счетная палата в школьных библиотеках

Обновлено: 02.07.2024

Подскажите у кого были проверки Счетной палаты. Что проверяют? и сколько эта проверка может длиться? Вроде сказали будут проверять 2 года. Поделитесь опытом.

я же не прошу открывать государственную тайну. А всего лишь прошу чтобы рассказали как проходят проверки у других.

если я ничего не путаю, то счетная палата проверяет только целевые программы, федеральные проекты, в общем что-то конкретно, на что выделяются средства отдельно.
у моих соседей по зданию была проверка счетной палаты, проверяли использование средств только на определенный объект.

У нас счетная палата ЕЖЕГОДНО запрашивает документы на проверку по целевому финансированию - программа по компьютеризации в образовании и т.п. программы. Мы даже документы дублируем в отдельную папку.

если я ничего не путаю, то счетная палата проверяет только целевые программы, федеральные проекты, в общем что-то конкретно, на что выделяются средства отдельно.

Но однажды СП Москвы проверяла просто хоз.деятельность за 3 года - всю. Сидели месяц. Свою текущую работу делали по ночам. Жуть!!

У нас счетная палата ЕЖЕГОДНО запрашивает документы на проверку по целевому финансированию - программа по компьютеризации в образовании и т.п. программы. Мы даже документы дублируем в отдельную папку.

Думаю было бы очень правильно если бы контролирующие органы возмещали расходы по копированию испрашиваемых документов причем по регламентированному тарифу за лист позволяющему еще и персоналу за дурную работу доплатить.

Какая бы резко по стране возникла экономия бумаги и рабочего времени.

Но однажды СП Москвы проверяла просто хоз.деятельность за 3 года - всю. Сидели месяц. Свою текущую работу делали по ночам. Жуть!!

Зачем за всех говоришь. Мы например так совсем не думаем. :Просто хочется знать побольше, чтобы не было не приятных сюрпризов. . Хочется просто морально настроиться.

Зачем за всех говоришь. Мы например так совсем не думаем. :Просто хочется знать побольше, чтобы не было не приятных сюрпризов. . Хочется просто морально настроиться.

Ну прочтите Закон о Счетной палате, ст. 287 Уголовного кодекса. Проверки долгие и упорные - 3-6 месяцев. Проверяют как Урфин Джус и его деревянные солдаты. Деревяннее некуда. Пишут акт - "война и мир" отдыхает, листов на 500 полной ахинеи.

П. С. Впрочем я их из зависти обскобляю.

Забыл добавить - приоритет отдается федеральным органам исполнительной власти и федеральным агентствам, целевым программам и т. д. Впрочем, вы же главу не назвали.

Коллегия Счетной палаты рассмотрела результаты аудита использования средств Государственного бюджета Украины, выделенных Министерству культуры и туризма Украины на библиотечное дело в 2005-2006 годах и I полугодии 2007 года, и пришла к выводу, что действующий в министерстве порядок использования средств государственного бюджета является неэффективным и не способствует сохранению и развитию библиотечной сферы. Ошибочность отдельных управленческих решений ответственных лиц министерства приводит к нарушениям законодательства при выполнении бюджетных программ и несоблюдению задекларированных принципов функционирования библиотечной сферы.

Библиотечная сфера, являющаяся наиболее разветвленной и важной составляющей культурного, информационного и образовательного пространства страны, нуждается в принятии профильным министерством своевременных эффективных управленческих решений, а их отсутствие привело ее к плачевному состоянию и развитию стойких негативных процессов. Сеть библиотек в течение 2002-2006 годов сократилась на 515 единиц и на 01.01.2007 составила 19,7 тыс. учреждений. Количество пользователей услугами постоянно уменьшается. Большинство помещений находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, а стандарты хранения фондов, в том числе редчайших и ценных изданий, не выполняются.

Негативной является и динамика пополнения библиотечных фондов - списание превышает поступление в 1,3 раза, что за последние 5 лет привело к уменьшению фондов на 9 миллионов экземпляров. В то же время около 80 процентов фондов социально-политической тематики прошлого столетия не пользуются спросом, что, фактически, превратило государственные библиотеки в архивы по хранению этих фондов.

Министерство не владеет полной информацией о выполнении задач, определенных общегосударственными программы в этой сфере, и не отчитывается о ходе их реализации перед Кабинетом Министров Украины. Необходимый контроль за деятельностью библиотек, находящихся в государственной и коммунальной собственности, также не осуществляется.

В результате недостаточного финансирования Минфином и собственной пассивности Министерство культуры и туризма на протяжении 15-ти лет не смогло создать государственный реестр редчайших и ценных изданий, хотя он является составляющей Государственного реестра национального культурного достояния Украины. Отбор редчайших старинных и ценных изданий не был осуществлен, а инвентаризации библиотечных фондов практически не проводятся. Как следствие, не обеспечивается надлежащий контроль за сохранением особо ценной части библиотечных фондов.

Вследствие недостатка средств и самоустранения Министерства культуры и туризма от проблем этой сферы, связанных с сохранением и возобновлением библиотечных фондов, укреплением материально-технической базы библиотек, техническим переоснащением, не было обеспечено надлежащее хранение накопленной годами информации. Так, из-за несоблюдения стандартов хранения библиотечных фондов в Государственной исторической библиотеке Украины было повреждено 24,7 тыс. документов на сумму 229,7 тыс. гривен, что является убытками для государства.

Системные нарушения нормативно-правовых актов Министерством культуры и туризма и Министерством финансов Украины, отсутствие эффективных управленческих решений относительно обеспечения реализации государственной политики в библиотечной сфере, а также несовершенный внутренний контроль привели к планированию расходов в 2005-2006 годах с бюджетными правонарушениями на сумму более 42 миллионов гривен и использованию более 16 миллионов гривен средств государственного бюджета с нарушениями действующего законодательства и неэффективно.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности школы обычно вызывает бурный интерес не только со стороны администрации и сотрудников образовательного учреждения, но и со стороны общественности, в том числе родителей учеников. Разбираемся, как проходит мероприятие и как школе к нему подготовиться.

Порядок проведения финансовой проверки в школе

О том, какие бывают проверки, мы уже рассказывали здесь . Сегодня остановимся на финансовом мониторинге.

Первым делом стоит сказать, что организаций, уполномоченных контролировать финансово-хозяйственную деятельность (ФХД) образовательного учреждения, существует несколько:

  • Федеральное казначейство РФ;
  • Счетная палата РФ;
  • финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований;
  • региональные органы образования;
  • в крайнем случае – прокуратура, управление по борьбе с экономическими преступлениями, контрольно-ревизионное управление и другие.

С одной стороны, каждое из них выполняет свою функцию. С другой стороны, служебные обязанности некоторых из них пересекаются, что вполне ожидаемо. Поэтому часто бывает так, что сотрудники контролирующих ведомств плотно общаются между собой, чтобы не дублировать работу друг друга и не надоедать поднадзорным организациям одними и теми же вопросами.

Проверки могут быть разнородными по сути. Они отличаются:

а) по срокам проведения:

  • плановые – проводятся не один раз в три года (как это обычно бывает), а один раз в два года (в соответствии с 944-м постановлением российского правительства от 23 ноября 2009 года об утверждении перечня видов деятельности, в отношении которых требуется особая периодичность плановых проверок. Сады и школы в этом списке);
  • внеплановые – могут быть вызваны чьей-то жалобой либо желанием ревизоров проверить, исправила ли школа ошибки, на которые ей было указано во время предыдущей проверки.

б) по месту проведения:

  • выездные, или инспекционные – проходят непосредственно в школе;
  • камеральные – ревизоры изучают документы образовательного учреждения у себя в офисе.

В любом случае мониторинг не может продолжаться больше двадцати рабочих дней. Уведомление о грядущей плановой ревизии школа должна получить как минимум за три рабочих дня, о внеплановой – за 24 часа либо вообще без предупреждения, если есть информация о причинении вреда людям, природе, объектам культурного наследия.

Список организаций, которым предстоит в этом году проверка, размещается в открытом доступе на сайте контролирующих органов не позднее 31 декабря прошедшего года. Также эту информацию можно найти на официальном сайте Генеральной прокуратуры России, введя в поисковой строке название школы либо ее ИНН.

Перед началом мониторинга проверяющие должны предъявить школьной администрации служебные удостоверения и прочую документацию, в том числе план-задание проверки с подписью руководителя.

В свою очередь ревизоры имеют полное право:

  • запрашивать любую информацию о ФХД, все необходимые материалы и документы (в том числе внутришкольные нормативные акты, распорядительные, бухгалтерские, финансовые бумаги) и проводить их экспертизу;
  • наблюдать за деятельностью учебного заведения;
  • осматривать здание школы и прилегающую территорию;
  • проводить опрос сотрудников и учеников школы;
  • требовать в ходе проверки письменные объяснения у работников образовательной организации.

В то же время контролеры не могут:

  • устраивать проверку в отсутствие администрации образовательного учреждения;
  • запрашивать документы, не имеющие отношения к предмету мониторинга;
  • изымать оригиналы документов.

По итогам составляют акт проверки финансово-хозяйственной деятельности школы. В этом документе отражают:

  • полное наименование образовательного учреждения, его ИНН;
  • информацию о проверяющей организации;
  • дату начала и окончания мониторинга;
  • обнаруженные нарушения и их суть;
  • предписания об их устранении с указанием сроков и конкретных действий;
  • препятствия, чинимые администрацией школы (если они имели место), в том числе непредоставление документов и прочей информации;
  • итоги мониторинга.

Если ни одного нарушения обнаружено не было, акт все равно составляется. Документ оформляют в двух экземплярах: по одному для администрации школы и для проверяющей организации. На втором из них обязательно должна стоять подпись директора школы. Если он не согласен с какими-либо фактами в итоговом акте, следует тут же письменно отметить это, аргументировав свою позицию копиями соответствующих документов. Иначе потом, в процессе судебного разбирательства, доказать ошибку проверяющих будет сложнее.

Важный момент: акты проверки финансовой деятельности школы после каждого мониторинга должны оперативно размещаться на сайте образовательного учреждения для свободного ознакомления.

Что проверяют

В ходе проверки финансовой деятельности школы основное внимание уделяется:

  • прозрачности ведения бюджета;
  • законности приобретения материальной базы, в том числе принятия спонсорской помощи (как ее правильно оформить, мы рассказывали здесь );
  • обоснованности и экономическому смыслу бухгалтерских операций;
  • качеству выполнения государственного задания, в том числе информации о количестве учеников (подробно о подушевом финансировании читайте в этой статье );
  • соответствию предоставленных отчетов реальному положению вещей;
  • проверке подлинности всех выполненных работ и проведенных сделок (бывает, что ревизоры сталкиваются со случаями, когда школьная администрация заключает и оплачивает контракт на стрижку и полив газонов в зимнее время);
  • сверке записей о банковских операциях и информации, полученной непосредственно от банка;
  • системе хозяйственного учета и информации о хозяйственных процедурах.

Также в процессе мониторинга ревизоры контролируют:

  • организацию питания учеников и сотрудников;
  • проведение текущего ремонта;
  • материально-техническое оснащение и финансовую обеспеченность школы;
  • фактическое наличие и состояние муниципального имущества, которым управляет образовательное учреждение;
  • соответствие внутришкольной правовой документации требованиям законодательства и порядок ее соблюдения.

Перечень документов

Какие документы к прибытию проверяющих потребуются от бухгалтерии и администрации? Вот список, и он немаленький:

а) для проверки ФХД:

  • устав;
  • лицензия;
  • свидетельство об аккредитации;
  • коллективный договор;
  • отчет об исполнении бюджета;
  • должностные инструкции сотрудников;

б) для проверки сметы:

  • договора о хоздеятельности;
  • акты сверки с поставщиками;
  • смета расходов за отчетный период с полной расшифровкой и объяснением причин ее корректировки;
  • дебиторская и кредиторская задолженности за проверяемый отрезок времени;

в) для проверки кассовых операций:

  • журналы регистрации приходных и расходных ордеров, а также депонированных средств;
  • акты инвентаризации кассы, ее лимит;
  • приказ о назначении кассира, его должностная инструкция;

г) для проверки начисления заработной платы:

  • списки сотрудников с учетом совместительства;
  • штатное расписание и тарификация;
  • приказы об аттестации сотрудников;
  • табели и графики учета рабочего времени;
  • протоколы совещаний по назначению стимулирующих выплат (подробно об этом мы рассказывали здесь );
  • приказы по личному составу.

д) для проверки материального обеспечения детей-льготников:

  • списки льготников;
  • личные дела льготников и подтверждающие документы, в том числе справки из органов соцзащиты;

е) для проверки питания:

  • акты проверки столовой;
  • меню на десять дней;
  • контракты с поставщиками;
  • оборотная ведомость продуктов;
  • приказы о назначении материально ответственных лиц;
  • документы об инвентаризации;

ж) для проверки основных средств, в том числе материальных :

  • оборотная ведомость забалансовых счетов;
  • описи инвентаря;
  • приказы о назначении материально ответственных лиц.

Ответы на основные вопросы

1. Ясно, что в случае обнаружения проблем отвечать будет директор образовательного учреждения. Даже если сам он, что называется, ни сном ни духом. Как директору обезопасить себя?

2. В ходе мониторинга комиссия обнаружила административное нарушение и выписала штраф. Кто будет его оплачивать?

Все зависит от того, кого или что оштрафовала комиссия. Если юридическое лицо, то есть школу, то денежную компенсацию выплачивает само образовательное учреждение из своего бюджета. Если же санкции наложены на физическое лицо (директора, бухгалтера, кого-то из педагогов и т. д.), то человек оплачивает штраф за счет своих личных средств.

3. Где выявляется наибольшее количество нарушений при проведении мониторинга ФХД?

Служба финансового контроля органа управления предупреждает, что чаще всего проблемы возникают при проверке:

А значит, именно на эти пункты следует обратить особое внимание школьной администрации. Ответственным за организацию ВФК (внутреннего финансового контроля) является директор школы.

4. Кто может быть членом комиссии ВФК?

Обычно в нее входят:

  • контрактный управляющий или зам по управлению ресурсами;
  • бухгалтер или кадровик;
  • кто-либо материально ответственный (завхоз, лаборант);
  • заместитель по учебно-воспитательной работе или кто-то из педагогов;
  • кто-либо из управляющего совета школы или из первичного профсоюза.

Важно: члены комиссии не имеют права мониторить свою собственную деятельность. В то же время каждый объект должны контролировать как минимум два члена комиссии ВФК.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Государственная публичная научно-техническая библиотека

Книги в сырости

Государственная публичная научно-техническая библиотека хранит 5,6 млн книг на сумму 126,5 млн руб. в неприспособленных помещениях, в которых они могут быть испорчены, выяснила Счетная палата. Непригодные помещения крупнейшей научно-технической библиотеки России — это примерно 83% всех ее хранилищ, следует из отчета ведомства.

Помимо этого палата выяснила, что Минобрнауки и библиотека нарушили требования к формированию, утверждению и финансовому обеспечению государственного задания. Общая сумма нарушений составляет 143 млн руб., из которых риск причинения ущерба федеральному бюджету — 59,7 млн руб.

Среди нарушений, выявленных палатой, также названы необоснованное уменьшение объема финансового обеспечения выполнения госзадания для библиотеки, необоснованное завышение ​затрат на выполнение работ не менее чем на 54,2 млн руб., оплата за счет субсидии работ, которые не были установлены заданием, — 79,8 млн руб.

В частности, Минобрнауки не вернуло субсидии в размере 5,5 млн руб. за невыполненное задание, потому что не контролировало его выполнение, а библиотека завысила стоимость его завершения, считают аудиторы. Кроме того, библиотека не обеспечила открытость и доступность информации о своей деятельности.

На субсидию на покупку лицензионного доступа к международным индексам научного цитирования, входящим в базу данных Web of Science, библиотека купила доступ к еще девяти международным базам данных научных электронных ресурсов. Оплата этих лицензионных соглашений была предусмотрена государственным контрактом, на выполнение которого библиотека тоже получила деньги.

Пропавшая карта для Минобрнауки

РБК направил запрос в Министерство науки и высшего образования (в 2018 году правительство разделило Минобрнауки на два ведомства: Министерство просвещения, которое занимается школьным образованием, и Министерство науки и высшего образования).

Жалобы библиотекарей

В прошлом году Счетная палата также выявила нарушения в работе Минобрнауки и направила обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой провести проверку. Аудиторы сочли, что бюджетная отчетность ведомства недостоверна, оно некорректно распределило субсидии между регионами на сумму 2,4 млрд руб. и неправомерно истратило 2,2 млрд руб. В 2017 году аудиторы передали в Генпрокуратуру, Следственный комитет, МВД и ФСБ 135 материалов контрольной деятельности.​

Читайте также: