Что произошло с физическим воспитанием в эпоху возрождения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Введение
Эпоха Возрождения имеет мировое значение в культуры Европы. Пришедшая на смену Средним векам она оказала значительное влияние на развитие всех сфер жизни человека. Расцвет культуры, развитие науки – вот, пожалуй, наиболее известные последствия данной эпохи.Однако помимо живописи, архитектуры, научных достижений данная эпоха так же повлияла на развитие спорта и физической культуры. В данном докладе я рассмотрю важные, на мой взгляд, изменения, произошедшие в физической культуре человека эпохи Возрождения.
Необходимо отметить, что отличительной чертой эпохи Возрождения являлся светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то естьинтерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Несомненно именно гуманизм повлиял на возникшие среди мыслителей данной эпохи идеи.

1. Характеристика эпохи Возрождения

Зарождение в недрах феодализма новых капиталистических отношений способствовало бурному развитию производства, торговли, росту городов. В это время совершались великие географические открытия, образовывались централизованные государства. Развитие производства вызвало мощный подъем всех отраслей наук, особенно естественных и педагогических, что повлекло за собой изменения в системе воспитания подрастающего поколения феодалов и буржуазии эпоха Возрождения ознаменована борьбой со схоластикой в области воспитания и образования. Нарождавшаяся буржуазия не могла довольствоваться богословской философией и церковной куль турой, не хотела примириться с проповедями аскетизма и презри тельным отношением к физическому развитию. Она создавала свою идеологию, свою систему воспитания, свою культуру.

Развитие науки дало в руки ученых много новых научных фактов. Так, итальянский ученый, инженер, живописец и поэт Леонардо да Винчи (1452—1519) изучил пропорции тела человека и механику его движений. В своих научных мыслях он предвосхитил создание лета тельных аппаратов, велосипеда, акваланга.

Англичанин Уильям Гарвей (1578—1657) открыл законы кровообращения и положил начало изучению физиологии человека. Голландец Андреа Везалий (1514-1564) исследовал анатомическое строение человеческого тела.

Гуманизм зародился в Италии, а затем распространился во Франции, Англии, Чехии и некоторых других странах.

В школе, где учились дети герцога и его приближенных, Витторино да Фельтре применял новые методы воспитания, основанные на принципах гуманистической педагогики. Большое значение здесь придавалось сочетанию умственного, эстетического и физического воспитания. Ученики занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. Эти занятия были направлены на развитие гибкости, ловкости, красоты и изящества движений. Педагогическая деятельность Витторино да Фельтре содействовала распростране­нию идей физического воспитания в последующие году.

Иероним Меркуриалис (1530—1606) — представитель позднего итальянского гуманизма, доктор философии и медицины, автор шести книг об искусстве гимнастики. В первых трех книгах он описал историю гимнастики, а три последующие посвятил анализу физических упражнений с точки зрения охранительной медицины.




Ценные идеи о физическом воспитании молодого поколения выказывали ранние социалисты-утописты.

Однако в эпоху Возрождения практика развития физической культуры и спорта намного отставала от передовой педагогической теории. Социально-экономические и культурные условия жизни в городах и сельской местности того времени ограничивали возможности развития физического воспитания и спорта. Во многом этому мешала и религия. Но в XVI в. в странах Европы, вступивших на путь капиталистического развития, произошла реформа церкви, так называемая Реформация, в результате которой в них было принято новое направление христианской веры — протестантство. Отношения некоторых церковников к физическому воспитанию изменилось. Реформаторы церкви Мартин Лютер (Германия), Ульрих Цвингли (Швейцария) и их последователи считали физическое воспитание нужным делом, так как оно укрепляло физические силы человека и отвлекало молодых от дурных привычек. Они приспосабливали свое учение к нуждам и потребностям нарождавшейся буржуазии. Католическая церковь с помощью монашеского ордена иезуитов (основан в 1540 г.) стремилась готовить сильных духом и телом своих защитников. В школах иезуитов (в Германии, Польше, Литве) поощрялось физическое воспитание, сопровождаемое внедрением в души учащихся иезуитской морали, по которой цель оправдывает любые средства (бесцеремонность, шпионаж, доносы, обман и др.). Иезуитам не удалось широко распространить свою идеологию. Впоследствии служители культа (католики, протестанты и др.) стали более широко использовать физическое воспитание и спорт в целях оказания своего влияния на молодежь.

Зарождение в недрах феодализма новых капиталистических отношений способствовало бурному развитию производства, торговли, росту городов. В это время совершались великие географические открытия, образовывались централизованные государства. Развитие производства вызвало мощный подъем всех отраслей наук, особенно естественных и педагогических, что повлекло за собой изменения в системе воспитания подрастающего поколения феодалов и буржуазии эпоха Возрождения ознаменована борьбой со схоластикой в области воспитания и образования. Нарождавшаяся буржуазия не могла довольствоваться богословской философией и церковной куль турой, не хотела примириться с проповедями аскетизма и презри тельным отношением к физическому развитию. Она создавала свою идеологию, свою систему воспитания, свою культуру.

Развитие науки дало в руки ученых много новых научных фактов. Так, итальянский ученый, инженер, живописец и поэт Леонардо да Винчи (1452—1519) изучил пропорции тела человека и механику его движений. В своих научных мыслях он предвосхитил создание лета тельных аппаратов, велосипеда, акваланга.

Англичанин Уильям Гарвей (1578—1657) открыл законы кровообращения и положил начало изучению физиологии человека. Голландец Андреа Везалий (1514-1564) исследовал анатомическое строение человеческого тела.

Гуманизм зародился в Италии, а затем распространился во Франции, Англии, Чехии и некоторых других странах.

В школе, где учились дети герцога и его приближенных, Витторино да Фельтре применял новые методы воспитания, основанные на принципах гуманистической педагогики. Большое значение здесь придавалось сочетанию умственного, эстетического и физического воспитания. Ученики занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. Эти занятия были направлены на развитие гибкости, ловкости, красоты и изящества движений. Педагогическая деятельность Витторино да Фельтре содействовала распростране­нию идей физического воспитания в последующие году.

Иероним Меркуриалис (1530—1606) — представитель позднего итальянского гуманизма, доктор философии и медицины, автор шести книг об искусстве гимнастики. В первых трех книгах он описал историю гимнастики, а три последующие посвятил анализу физических упражнений с точки зрения охранительной медицины.

Ценные идеи о физическом воспитании молодого поколения выказывали ранние социалисты-утописты.

Однако в эпоху Возрождения практика развития физической культуры и спорта намного отставала от передовой педагогической теории. Социально-экономические и культурные условия жизни в городах и сельской местности того времени ограничивали возможности развития физического воспитания и спорта. Во многом этому мешала и религия. Но в XVI в. в странах Европы, вступивших на путь капиталистического развития, произошла реформа церкви, так называемая Реформация, в результате которой в них было принято новое направление христианской веры — протестантство. Отношения некоторых церковников к физическому воспитанию изменилось. Реформаторы церкви Мартин Лютер (Германия), Ульрих Цвингли (Швейцария) и их последователи считали физическое воспитание нужным делом, так как оно укрепляло физические силы человека и отвлекало молодых от дурных привычек. Они приспосабливали свое учение к нуждам и потребностям нарождавшейся буржуазии. Католическая церковь с помощью монашеского ордена иезуитов (основан в 1540 г.) стремилась готовить сильных духом и телом своих защитников. В школах иезуитов (в Германии, Польше, Литве) поощрялось физическое воспитание, сопровождаемое внедрением в души учащихся иезуитской морали, по которой цель оправдывает любые средства (бесцеремонность, шпионаж, доносы, обман и др.). Иезуитам не удалось широко распространить свою идеологию. Впоследствии служители культа (католики, протестанты и др.) стали более широко использовать физическое воспитание и спорт в целях оказания своего влияния на молодежь.

1 ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

В первой половине XV в. гуманизм получил широкое распространение в среде городских интеллектуалов, университетских преподавателей, образованных аристократов. Возрождение античности определяет стиль жизни и творчества ученых-гуманистов. Вырабатывается концепция гражданского гуманизма, связанная не с происхождением, а с воспитанием человека, с развитием его личных качеств и добродетелей.

Следует отметить, что на образ жизни и мироощущение людей данной эпохи значительное влияние оказывали новые открытия науки и техники: использование паруса и компаса в кораблевождении, книгопечатание, изобретение огне­стрельного оружия, производство стекла и пр.

В связи с использованием в военной практике легковооруженных пехотинцев снизилось военное значение рыцарства, что привело к ослаблению роли физического воспитания. На рыцарских турнирах физическая подготовка не играла доминирующей роли. Рыцарское звание передается по наследству и становится привилегией закрытого дворянского сообщества, что также уменьшает распространение рыцарства.

Время от времени в некоторых городах Центральной и Восточной Европы (Кельне, Брюсселе, Граце) рыцарские турниры еще проводятся, но на них уже не допускаются, даже в качестве зрителей, жители деревень, а позднее и горожане. Изменяются правила турниров с целью сделать поединки более мягкими, безопасными и не требующими больших физических усилий. С городских площадей или окраин городов турниры переместились в дворянские парки и усадьбы, становясь частью развлечения дворянского сословия. Таким образом, военно-физический характер рыцарской системы воспитания трансформировался в формальный дворянский этикет, потеряв свое значение для развития физической культуры [1].

Итальянское Возрождение. Искусство Итальянского Возрождения характеризуется возвращением к культу красоты человеческого тела, показываемого скульпторами, художниками, поэтами. Предметом восхищения становятся мастера фехтования, в честь лучших из них устанавливаются скульптуры во многих итальянских городах.

Умение хорошо владеть мечом и кинжалом являлось необходимым атрибутом жизни многих сословий жителей итальянских городов. Это привело к необходимости практического совершенствования в фехтовании, а также к разработке его теоретических основ. В течение XVI в. в ряде итальянских городов была создана единая система подготовки мастеров фехтования. Написаны пособия, раскрывающие техническую, тактическую и психологическую стороны подготовки фехтовальщика. Известный мастер того периода Ахилле Мароццо считается отцом итальянского фехтования. В течение 1536-1616 гг. он написал пять книг с многочисленными иллюстрациями, в которых обобщает все виды фехтования, существовавшие в Италии, описывает позиции в ходе поединков, советует психологически настраиваться на поединок. Это произведение Мароццо пять раз переиздавалось и длительное время занимало видное место среди специальной литературы.

В середине XVI в. вышла книга Камилло Агриппы из Милана, посвященная искусству фехтования. Строитель и математик по профессии, Агриппа вычленяет оптимальные направления ударов с исходных позиций и вырабатывает точные способы защиты, закладывает научные основы этого вида единоборств.

Физическая культура итальянского Возрождения включала танцы, игры в мяч и различные формы состязаний, в которых принимали участие многие горожане. Устраняются религиозная обрядность в упражнениях, более гуманным становится отношение к побежденным - их не лишают орудий поединка. Вместе с тем существует и некоторая условность в сословном этикете занятий конным спортом, греблей, фехтованием.

Его последователи Фабрицио Карозо да Сермонета и Чезата Негри в XVI в. описали десятки основных прыжков и поворотов на основе математических расчетов. Таким образом, танец из неуправляемой стихии становится выверенной и точной дисциплиной.

В Венеции по праздникам устраивались парады и регаты различных категорий судов. Праздничные шествия в городах организовывались с участием специальных режиссеров торжеств.

Вместе с тем на физическую культуру итальянских городов большое влияние оказывало социально-политическое положение. Утрата независимости в XVII в. городов Италии привела к упадку физической культуры. Фехтовальные и танцевальные мастера разъехались по дворам монархов Европы. Спортивная сторона состязаний заменялась массовыми театрализованными представлениями в Цеховой день - основной городской праздник XV в.

Северное Возрождение - французское, германское, английское - не было столь категорично к идеалам Средневековья, как итальянское. Здесь рыцарские турниры постепенно заменялись их более мягкими аналогами. Городские жители часто устраивали пародии на рыцарские турниры.

Цеха фехтовальщиков получали право преподавать свое искусство по всей стране. Лишь избранные цеха поставляли специалистов для императорских и княжеских дворов. Другие фехтовальщики разъезжали по городам, за деньги показывая свое мастерство на праздниках.

В Англии изменения произошли также и со стрельбой из лука. Потеряв свое значение как средства воинской подготовки, стрельба из лука стала чисто состязательным занятием.

В 1583 г. королевой Елизаветой учреждены постоянные состязания для лондонцев по стрельбе из лука, в которых принимали участие не менее тысячи человек из аристократов, богатых торговцев и других почетных горожан.

Стрелковые праздники были любимым развлечением жителей европейских городов в этот период. Организовывали их стрелковые общества, пришедшие на смену цеховым объединениям. Первые упоминания о состязании по стрельбе из лука относятся к 1387 г., когда жители Магдебурга пригласили к себе на праздник представителей других городов, с которыми состояли в хороших отношениях.

XV-XVI вв. считаются расцветом стрелковых праздников в Германии. Соревнования проводились по стрельбе как из лука или арбалета, так и из ружей. Мишенями для стрельбы служили фигурки птиц: деревянные, серебряные и даже позо-лоченые. В середине XVI в. распространилась стрельба в подвижную мишень.

Во второй половине XVI в. стрелковые праздники становятся привилегией высших кругов общества. Они проводились в течение продолжительного времени - обычно от двух до пяти недель. Поэтому интерес к стрелковым праздникам в XVII в. постепенно падал, что в конечном итоге привело к их отмиранию.

В Голландии любимым развлечением были коньки. Ими увлекались все, от священника до ремесленника. В зимнее время коньки служили средством передвижения от одного населенного пункта до другого по многочисленным речкам и озерам. Исторические памятники показывают, что в Голландии дополнительно к катанию на льду впервые появились мяч и кегли.

Конный спорт наибольшее развитие получил в Англии. При самых известных конезаводах строились площадки для состязаний лошадей. Английские породистые скакуны славились на всю Европу [2].

2 ИДЕИ ГУМАНИСТОВ М. МОНТЕНЯ, Ф. РАБЛЕ, И. МЕРКУРИАЛИСА О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.

В средневековой Европе, за исключением рыцарских крепостей, только в швейцарских кантонах, у гуситов, а также в цеховых и корпоративных школах вольных городов уделялось внимание физической подготовке молодежи. Но и она в основном состояла из проводившихся от случая к случаю военизированных испытаний и игр. В подавляющем большинстве школ считали, исходя из догмы первородного греха, что в этих испытаниях и играх заключено "дело дьявола", детское легкомыслие, раздражение взрослых и зло. В конечном счете, желание и эмоции детей противопоставили их жизненным потребностям. До тех пор пока над педагогикой безраздельно господствовали идеи аскетизма средних веков, это противоречие проявлялось только в жизни детей или их взаимоотношениях с педагогами, а для подавления детской тяги к играм и движению достаточно было телесных наказаний.

Однако в эпоху Возрождения все это приобрело общественное звучание. Под влиянием Великих географических открытий, возникновения новых идей на историческую сцену выступил идеал формирования всесторонне развитой личности, которое самые прогрессивные представители той эпохи не мыслили вне борьбы за ослабление цеховых, сословных и церковных пут. Новые методы ведения войны требовали и солдат нового типа, более стойких и маневренных. Поражение тактики рыцарских сражений означало одновременно и крах идеала рыцарского воспитания. Врачи обнаружили, что свободно двигающийся человек здоровее прикованного к своему стулу ремесленника или монаха, переписывающего кодексы. Выдающаяся просветительская роль в этом плане выпала на долю итальянского врача Иеронима Меркуриалиса, писавшего во введении к своему главному труду об искусстве гимнастики: ". более всего ошибаются те, кто утверждает, будто физические упражнения не способствуют поддержанию здоровья. В отличие от них правильно и разумно вели себя Гиппократ, Платон, Гален и Авиценна, оставившие потомкам учение, согласно которому самый эффективный способ сохранить здоровье - правильное питание и соответствующие физические упражнения".

Упомянутые выше обстоятельства позволили организованной системе физической подготовки вновь завоевать право гражданства в педагогике. Видимо, нельзя считать случайным и тот факт, что впервые вопрос об этом был поднят педагогами-гуманистами, врачами и священниками итальянских городов.

Во Франции Ф. Рабле и М. Монтень проповедовали физическое воспитание в единстве с нравственным воспитанием и умственным образованием. Основной идеей гуманистов эпохи Возрождения было использование физического воспитания не только для развития физических сил и военной подготовки, но и для укрепления здоровья.

Их принципы и цели отличались друг от друга, по крайней мере, настолько же, как их происхождение и профессии. Однако их влияние и роль во многом совпадали [1]:

а) они отвергали отношение к телу как к тюрьме души;

б) в их теории воспитания наряду с бегом, фехтованием, верховой ездой, борьбой, метанием копья, плаванием и пешими походами определенная роль отводилась также различным играм, среди которых были лапта, кегли и т. д. На уроках танцев они стремились привить ученикам навыки приятных движений и чувство непринужденности;

в) они воскресили и распространяли опыт методики физического воспитания древности;

г) под влиянием их деятельности в педагогике вновь получили права гражданства эстетический идеал гармонически развитого человека и роль физического воспитания как средства охраны здоровья;

д) они пришли к пониманию необходимости использовать в физической подготовке силы и средства вольной природы, не только пользы плавания и пеших походов для физической закалки, но и удовольствия, которое доставляют эти занятия благодаря эстетическим впечатлениям;

е) они признали взаимосвязь между физическими и духовными усилиями человека;

ж) по примеру древних, они отводили воспитательную роль детским играм и выступали за предоставление простора свободным проявлениям личности ребенка. Они впервые обратили внимание на особенности различных возрастов в жизни человека, а также не в последнюю очередь на необходимость своевременно компенсировать вредное влияние на здоровье некоторых профессий, занимаясь с молодежью различными подвижными играми еще в период ее учебы.

Однако, несмотря на всю великолепную интуицию, они могли оказать благодаря своим принципам лишь частичное влияние на практику воспитания, прежде всего в отношении формирования правил жизни. В большинстве же учебных заведений по-прежнему господствовали концепции церковных кругов, выступавших против физической культуры. Их успеху в значительной мере препятствовало то, что со своими идеями культа человека эпохи Возрождения они опередили свое время. Они отдавали предпочтение воспитанию в семье по сравнению со школьным воспитанием. В большинстве своем они не были педагогами-практиками и сами придерживались таких взглядов на гуманизм, которые были характерны для аристократии или городской верхушки.

Во многих отношениях они не могли порвать со средневековым образом мышления. Например, они подразделяли игры на достойные и не достойные свободных граждан, исходя не из действия этих игр, а из традиций. Они пренебрежительно относились к физической культуре среди женщин. Большинство из них считали грехом состязания между детьми [5].

М. Монтень и Ф. Рабле выступали за утверждение походов как средства воспитания. Они внесли особый вклад в обоснование значимости походов и путешествий в воспитании молодежи, считали многодневные пешие походы ценным средством формирования у молодых людей физических, нравственных и морально-волевых качеств. В книге итальянского профессора медицины И. Меркуриалиса "Виды физических упражнений" (1569 г.) значительное место отведено упражнениям, направленным на формирование умений и навыков в передвижении и ориентировании на местности.

Таким образом, М. Монтень, Ф. Рабле и И. Меркуриалис были активными сторонниками использования пешеходных и конных экскурсий в целях образования и физического воспитания учащихся [5].

Их непосредственное влияние на педагогическую практику того времени было крайне незначительным. И все же их историческая роль в дальнейшем развитии физической культуры огромна. Они создали принципиальные условия для того, чтобы движение, игра, состязание вновь заняли подобающее им место в педагогике.

Мишель Монтень (1533 - 1592) - выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения, один из представителей философского скептицизма, проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его от многих условий. Как и все гуманисты, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям.

Воспитание по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств.

Произведение Монтеня “Опыты” состоит из трех книг, разделенных на главы. Свои передовые и пронизанные глубокой гуманностью взгляды на воспитание Монтень изложил в особой главе “О воспитании детей”, которая находится в первой книге “Опытов”.

3 РАЗВИТИЕ ЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: Л. ДА ВИНЧИ, А. ВЕЗАЛИЙ, У. ГАРВЕЙ.

Естественно-научными основами физической культуры при организации процесса физического воспитания человека в обществе является комплекс медико-биологических наук, таких, как анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др. При изучении органов и морфофункциональных систем организма человека исходят из принципа целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой. Деятельность всех органов человеческого организма тесно связана между собой и является слаженной единой, саморегулирующейся и саморазвивающейся биологической системой, функциональная деятельность которой обуславливается взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на различные воздействия окружающей среды. Эти воздействия могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья.

Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов и функциональных систем организма, особенностей протекания сложных процессов его жизнедеятельности невозможно должным образом организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки [4].

Анатомы эпохи Возрождения разрушили схоластическую анатомию Галена и построили фундамент научной анатомии, они добились разрешения на проведение вскрытий. Были созданы анатомические театры для проведения публичных вскрытий. Зачинателем этого титанического труда явился Леонардо да Винчи, основоположником – Андрей Везалий и Уильям Гарвей.

Леонардо да Винчи (1452-1519), заинтересовавшись анатомией как художник, в дальнейшем увлекся ею как наукой, одним из первых стал вскрывать трупы людей для исследования строения человеческого тела. Леонардо впервые правильно изобразил различные органы человеческого тела, внес крупный вклад в развитие анатомии человека и животных, а также явился основоположником пластической анатомии. Творчество Леонардо да Винчи, как полагают, повлияло на труды Андрея Везалия. В старейшем университете Венеции, основанном в 1422 г., образовалась первая медицинская школа эпохи капитализма (Падуанская школа) и был построен (в 1490 г.) первый в Европе анатомический театр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студентов. – 5-е изд. испр. и доп. — Москва: Академия, 2008 – 320 с.

2. Григоревич В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта: Учебное пособие / В.В. Григоревич; М-во образования ГрГУ. — Гродно: ГрГУ, 2005 – 303 с.

3. Столбов В.В. История физической культуры и спорта / В.В. Столбов, Л.А. Финогенов, Н.Ю. Мельникова. — Москва, 2000.

4. Кайонова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие / Э.Б. Кайонова. — М., 2009. – 208 с.

5. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта (пер. с венг) / под общ. ред. В.В. Столбова. — Москва: Радуга 1982. – 398 с.

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Цель моей работы - привить читателю интерес к данной теме в надежде заинтересовать. В ходе выполнения работы мною просмотрены ряд литографий ведущих специалистов в данной области, а так же энциклопедические издания, словари, книги, периодические издания, использованы интернет-сайты. Работа включает несколько разделов, каждый из которых посвящен определенной теме физического воспитания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Физическая культура эпохи Возрождения. ……………………. 5
1.1.Появление общественно-экономических предпосылок на развитие физического воспитания в эпоху Возрождения…………………………… 5
1.2.Влияние идейных течений: гуманизма и Реформации на физическую культуру эпохи Возрождения……………………………………………….. 6
Глава 2. Начало физического воспитания в учебных заведениях……… 8
2.1. Появление гуманистических идей эпохи Возрождения…………… 8
2.2. Прогрессивные идеи физического воспитания педагогов-гуманистов…10
Глава 3. Гуманисты и социалисты-утописты о физическом воспитании……12
3.1. Принципы и педагогические взгляды гуманистов и социалистов- утопистов…………………………………………… 12
3.2. Влияние и роль представителей западноевропейского Возрождения
на развитие педагогических идей физического воспитания………………… 15
3.3. Я.А. Коменский о рациональной системе физических упражнений для повседневной жизни и военной подготовки. ………………………………… 19
Заключение……………………………………………………………………. 21
Список использованной литературы………………………………………… 23

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

Во многих отношениях они не могли порвать со средневековым образом мышления. Например, они подразделяли игры на достойные и не достойные свободных граждан, исходя не из действия этих игр, а из традиций. Они пренебрежительно относились к физической культуре среди женщин. Большинство из них считали грехом состязания между детьми. Они считали, что благодаря сформировавшимся "прогрессивным личностям" можно разрешить и общественные проблемы.[7, стр.44]

Из вышеизложенного можно сделать выводы, что прогрессивные идеи передовых представителей эпохи Возрождения, по сути дела, не оказали существенного влияния на практику физического воспитания того времени,

поскольку они, во-первых, значительно опережали то время; во-вторых, в большинстве учебных заведений по-прежнему господствовали концепции

церковных кругов, выступавших против физического воспитания. И хотя непосредственное влияние прогрессивных идей представителей эпохи

Возрождения на педагогическую практику того времени было крайне незначительным, постепенно создавались принципиальные предпосылки для дальнейшего развития процесса физического воспитания.

3.3. Я.А. Коменский о рациональной системе физических упражнений для повседневной жизни и военной подготовки.

С именем чешского педагога Я.А. Коменского связывают становление современной педагогики как науки. В работе "Великая дидактика" он пишет, что правильно выбранные и дозированные движения сохраняют здоровье, помогают переносить усталость, связанную с умственной деятельностью. [4,стр.416] В связи с введением в школах расписания уроков, Коменский предложил, чтобы длительные перемены и часть послеобеденного времени использовались педагогами для занятий физическими упражнениями. Он еще не говорит о специальных уроках физического воспитания, но оно органично включается в режим школьного дня. Помимо поисков возможности занять учеников полезной деятельностью, Коменский ищет пути к более рациональной системе физических упражнений для повседневной жизни и военной подготовки. Он рекомендовал широко использовать принцип наглядности: ". Сначала показывать физические упражнения, чтобы их могли выполнить без всякой опасности для жизни".[4, стр. 420] В педагогике Коменского роль физических упражнений не ограничивается собственно двигательной подготовкой, он предполагает их влияние на духовное и этическое воспитание, указывает на те достоинства, которыми обладают детские состязания: ". Побеждай в игре храбростью, а не обманом. с кем бы

и в каком возбужденном состоянии ты ни боролся, старайся, чтобы игра до конца не превращалась в издевательство или в драку".[4, стр. 431] Положение о соблюдении правильного чередования труда и отдыха в школе, о воспитывающем принципе занятий физическими упражнениями способствовало созданию современного физического воспитания в школе. В одном из наиболее известных трудов "Мир чувственных вещей в картинках" есть такие разделы, как "Плавание", "Фехтование", "Игры с мячом", "Бег наперегонки", "Детские игры".

Таким образом, в целом пионеры физического воспитания эпохи Возрождения своей деятельностью создали предпосылки для того, чтобы элементы физической культуры вошли в содержание педагогики и в этом состоит их значительная историческая роль в дальнейшем развитии физического воспитания.

Читайте также: