Что пробудило дремавшие душевные силы обломова кратко

Обновлено: 06.07.2024

Он в принципе не видит смысла в том, чтобы встать с дивана. Он не нуждается в развитии. Еще в детстве Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни. Он не нуждался в книгах и любом образовании подобно тому, как в них не нуждались его предки. Жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию.

Но Ольга – не единственная женщина в жизни Обломова. Брак с Агафьей Пшеницыной имел абсолютно иной характер, нежели бурная, яркая, запоминающаяся любовь между Ильей Ильичем и Ольгой. Для героя забота мягкой, тихой, доброй и хозяйственной Агафьи действовала как целебный бальзам, помогающий восстановить душевные силы после трагичного разрыва с Ильинской. Постепенно, сам того не замечая, Обломов полюбил Пшеницыну, а женщина полюбила Илью Ильича. Разница между Ольгой и Агафьей состоит в том, что Агафья приняла Обломовым таким, какой он есть и не пыталась изменить его. Она полюбила его целиком и полностью.

Полезный материал по теме:

Он потомственный дворянин, умный, интеллигентный молодой человек, получивший хорошее образование и мечтавший в юности

Но всем этим положительным чертам характера противопоставлены такие качества, как безволие и лень. Апатия и безволие Обломова зародились в нем еще с детства, причиной тому — особый семейный и деревенский уклад. Жизнь в Обломовке проходила по своим особым законам. В семье Обломовых

был культ еды: всей семьей решали, какие блюда будут на обед или ужин.

После обеда следовал продолжительный сон, когда засыпал весь дом. Так проходили день за днем: сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию.

О его доброй душе и чутком сердце знал только самый близкий друг Андрей Штольц. Обломов стал лежебокой, человеком добрых мыслей, но абсолютно не готовым к их воплощению в жизнь. Любая деятельность для него — это бремя. Ему было даже лень встать с дивана, выйти из собственной комнаты.

Наверное, основной причиной такого перевоплощения главного героя стало его столкновение с суетным, фальшивым миром Петербурга. Он разочаровался во многих жизненных идеалах, и, прежде всего, в государственной службе. По мнению Обломова, вся светская петербургская жизнь — карьеризм, угодничество, сплетни. «Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванье друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг друга, это оглядываенье с ног до головы; послушаешь о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Где же тут человек?

Новому поколению России нужны люди с творческой энергий, стремлением к новому, но с душевной добротой Обломова.

Современники Гончарова утверждали, что черты характера Обломова Гончаров позаимствовал у самого себя. Между автором и героем много общего: их детство прошло в патриархальной глубинке, оба медлительны, ленивы, обладают художественным воображением. Именно Обломов, а не положительный Штольц, является выразителем многих мыслей Гончарова о современном ему обществе.

Читатель знакомится с Обломовым сразу без предысторий в первой главе. Илья Ильич молодой еще человек лет тридцати двух – трех приятной наружности. Основной чертой его является мягкость. Она сквозит во всем: в лице, в движениях, в одежде. Присмотревшись пристальнее, можно сказать, что и душа у него мягкая и добрая. Это во всех отношениях приятный человек.

Илья Ильич снимает квартиру на Гороховой улице. У него несколько комнат, но обитает он только в одной, которая заменила ему спальню, кабинет, гостиную. Точнее сказать, он жил на диване, который стоял в этой комнате. Вставал с него он только в исключительных случаях. Свои ежедневные дела он выполнял лежа. К таковым относились: сон, мечтания, прием редких гостей и ссоры с Захаром, служившие, по-видимому, развлечением и хозяину, и слуге.

Посмотрев со стороны на Обломова, можно решить, что он ленивый человек, лежит весь день и ничего не делает. Илья Ильич мог бы поспорить с этим мнением. Отсутствие физического напряжения с лихвой окупалось умственной и душевной работой. Уже несколько лет ум его занят проектом переустройства наследного имения. Каждый год староста шлет ему письма, побуждая к каким-нибудь действиям, но план Ильи Ильича еще не продуман до конца.

Илья Ильич не любит заниматься делами. Ему хотелось, чтобы все они делались как-нибудь сами собой. Он любит чистоту, пытается заставить Захара навести порядок в комнате. Когда заходит об этом разговор, Захар выдвигает контраргумент и упрекает барина в том, что он всегда сидит дома и не дает возможности убираться. Вот если бы он ушел, тогда бы они с Анисьей навели бы порядок. Захар прекрасно понимает, что выйти из дома для барина смерти подобно. На какое-то время разговоры об этом прекращаются.

Большую часть проблем, возникающих у Обломова, решал его друг Андрей Иванович Штольц. Они дружили много лет, еще со школы. Штольц и тогда решал задачи за избалованного барчука, каким был Илья Ильич. С годами мало что изменилось в Обломове. Он остался тем же барином, не приспособленным к меняющимся условиям жизни. К Андрею он испытывал искренние чувства симпатии и любви. Он был хорошим другом и чистым человеком, умеющим радоваться успехам других людей. И Штольцу было хорошо и спокойно в доме Обломова, где он мог отдохнуть от дел и светской суеты, проводя время в неспешной беседе.

Обломов любит философствовать, размышлять о жизни, о месте человека в ней. На это у него уходит много времени и душевных сил. И в эти моменты, я думаю, автор через героя передает читателям свой взгляд на мир. Илья Ильич радуется, что у него есть возможность побыть наедине с самим собой, у него есть простор воображению и чувствам, он не тратит время на светские мероприятия и карьеру.

Обломов закончил свои дни не совсем так, как ему мечталось, но он достиг покоя и благоденствия. Рядом с ним была женщина, которая принимала его таким, какой он есть, и искренне любила его. У них родился сын Андрюша, продолжив фамилию Обломова. После смерти Ильи Ильича его на воспитание взял Штольц. В этом ребенке продолжилась дружба этих двух по-своему замечательных людей.

У меня по отношению к Обломову сложилось неоднозначное мнение. Мне импонирует его честность, доброта, ум, беззлобность, но я не могу понять и принять его образ жизни. У каждого человека в жизни должно быть любимое занятие, которому он посвящает жизнь. Хорошо, когда это занятие приносит пользу окружающим людям. Стремление Обломова к спокойной беззаботной жизни не имеет практического значения, оно и не вредит никому, кроме него самого. И все же оправдание бездеятельности Обломова можно найти: если человек смог подарить кому-то тепло и частичку своей души, то он прожил жизнь не зря.

1. Каково главное желание Штольца: высмеять или спасти Обломова? Обоснуйте свой ответ, используя эпизоды романа.

2. Мог бы Штольц спасти Обломова?

Задание 8. Ответьте устно на вопросы.

1. Что пробудило дремавшие душевные силы Обломова?

3. Как преобразился Обломов под влиянием Ольги? Опишите его новый облик, одежду, портрет.

4. Что, по-вашему, стало главным препятствием для любви? Были ли у Ольги намерения расстаться с Обломовым? (финал II гл. третьей части).


Задание 9-11 выполняется ПИСЬМЕННО.

Задание 9. Что такое обломовщина и каковы ее основные признаки?

Задание 10. Ознакомьтесь с критическими статьями, представьте и аргументируйте оценку образа Обломова в статьях критиков и заполнить таблицу. Сделайте общий вывод.

Образ Обломова в русской критике


Методическая рекомендация

Эссе- прозаическое сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией.

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Требования, предъявляемые к эссе:

1. Объем эссе не должен превышать 1–2 страниц.

2. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть

ясной и понятной.

3. Необходимо писать коротко и ясно. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

4. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть

логичным, четким по структуре.

5. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

6. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

7. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Структура эссе.

Основная часть — 2-3 абзаца. Выражайтесь понятно. Подкрепляйте основные идеи фактами, размышлениями, идеями, яркими описаниями, цитатами или другой информацией или материалами, которые интригуют и захватывают внимание читателя. Не допускайте тавтологии.

Заключение — один абзац. Продемонстрируйте ваш потенциал в данной области. Покажите ваши взгляды на проблему. Укажите вашу главную мысль.


Приглашаем в библиотеку!

3. Волков С. Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова? //Литература – Первое сентября. 2005. - № 9.


В России, в стране всяческого революционного

и религиозного максимализма, стране самосожжения, стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва ли не единственный после Пушкина, гений меры и, следовательно, гений культуры. Ибо что такое культура, как не измерение, накопление и сохранение ценностей. Д.Мережковский

- Детство И.С. Тургенева.

- Отрочество. Юность. Учеба.

- Тургенев и Белинский.

- Полина Виардо в жизни Тургенева

Задание 2. Составьте хронологическую таблицу жизненного и творческого пути писателя по образцу.

Дата Событие
28.10 (9.11) 1818 г. Родился в г. Орле. Детские годы провёл в имении матери Спасском-Лутовинове.
1827-1829 Учеба в пансионе в Москве; затем домашнее образование


Задание 3. Устно ответьте на вопросы.

1. Каково происхождение рода Тургеневых?

2. Какие впечатления детских лет отразились на будущем творчестве И.С. Тургенева?

3. Чем характеризуется эпоха, в которой жил И.С. Тургенев?

4. Каковы общественно-политические взгляды Тургенева?

5. Какие романы были написаны И.С. Тургеневым? Какова их тематика?

6. В чем своеобразие стихотворений И.С. Тургенева?


Задание 4. Письменно ответьте на вопрос: «Что меня поразило в жизни и творчестве И.С. Тургенева?

Задание 5. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, что послужило основой для создания цикла рассказов и почему главными героями рассказов становятся крестьяне.

Белинский писал в одном из писем, что Тургенев открыл высокие нравственные черты, роднившие крестьян с дворянами.

В рассказах выражено глубокое сочувствие автора-рассказчика к угнетённому крестьянству, которое раскрывается в любовном изображении индивидуальности каждого крестьянина – героя рассказов. Их духовное богатство раскрывается с разных сторон: здесь и хозяйственная сообразительность Хоря, и поиски справедливости Касьяном, и мечтательность тонко чувствующего природу Калиныча, и глубокая человечность долготерпения Лукерьи. Тургенев также показывает разные формы протеста крестьян против крепостного права. Тургенев видел в среде крестьян не только талантливые и свободолюбивые натуры, но и людей с рабской психологией, духовно искалеченных и развращённых.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Автор работы награжден дипломом победителя I степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Приступая к исследованию, мы поставили перед собой следующую цель: выяснить, какие приёмы и средства встречаются в сценах свиданий Ольги Ильинской и Ильи Обломова и какова частотность их употребления.

Основная часть

1. Художественное мастерство И.А. Гончарова в изображении психологического подтекста любовных отношений Обломова и Ольги

История любви Обломова и Ольги рисуется во второй и третьей частях романа и является не только одной их важнейших сюжетных линий романа, но и во всей полноте раскрывает талант Гончарова как мастера изображения нюансов и оттенков психологического и эмоционального переживания героев.

В этой главе мы проанализируем, с помощью каких приемов и средств автору удается столь тонко подмечать тончайшие нюансы любовных переживаний и передавать постоянно меняющиеся, разнообразные чувства героев, создавать столь удивительные по накалу эмоциональных переживаний сцены.

Любовь к Ольге возникает у Обломова на почве его пробуждения и является выражением этого пробуждения, она окружена атмосферой поэтичности, насыщена духовными интересами. Поэтому при изображении чувства Обломова и Ольги преобладает восторженно-романтическое повествование, которое, однако, сочетается с реалистической основой романа, в некоторых эпизодах даже приобретает комический оттенок.

С этим связаны и особенности психологического анализа Гончарова, своеобразие метода воспроизведения им внутреннего мира Обломова. Писатель воспроизводит не душевные процессы, а сложившийся образ мыслей, образ чувствований, в которых он открывает те же характерные черты, которые он обнаружил во всех предметах и мельчайших деталях быта, окружающих героя.

Романтическая тональность необходима автору прежде всего для раскрытия поэзии любви. Ольге присущи спокойная и сдержанная сила, богатство натуры, скрытая страстность, пытливость и сосредоточенность мысли. Всё это придавало одухотворенность ее натуре и требовало романтических красок. Оборотной стороной обломовской апатии является его склонность к мгновенным вспышкам чувства, к восторженности, к упоению и самозабвению в любви.

Если для Ольги любовь и жизнь сливались, она по книге любви училась мудрости жизни и прозревала, вместе с ростом своего чувства делалась взрослее, пытливее, то Обломова любовь убаюкивала. Он засыпал в своей сладостной дремоте, любовь вселяла в него веру в постоянную безоблачность жизни и он невольно уносился в Обломовку. Он хотел бы совершенно отделить любовь от потребностей и обязанностей жизни, от деятельности и борьбы. От соприкосновения любви с жизнью, думал Обломов, чувство теряет свои краски, свою поэзию.

Третья часть романа завершается решительным объяснением с Ольгой, разрывом с нею. Обломов «бог знает, где. бродил, что делал целый день, но домой вернулся поздно ночью. Хозяйка первая услыхала стук в ворота и лай собаки и растолкала от сна Анисью и Захара, сказав, что барин воротился.

Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него — халат!

— Что это? — спросил он только, поглядев на халат.

— Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, — сказал Захар.

В заключительной, четвертой части романа наступил момент разрешения возникшего между героями противоречия. Илья Ильич выработал философию обломовского Платона и ею осветил свой идеал жизни, обретенный им в доме Агафьи Матвеевны. Последняя явилась живым воплощением этого идеала, т. е. покоя. И образ истасканного халата еще раз промелькнул, чтобы подчеркнуть обреченность Обломова, показать, как глубоко и бесповоротно опустился он в своей жизни на Выборгской стороне.

Любовь Обломова к Ольге Ильинской развивается на фоне ликующего лета, цветущего парка, а ее кризис — на фоне осени и зимы. Фазисы поэтической любви как бы сливаются с фазисами в жизни природы.

Оборотной стороной обломовской апатии является его склонность к мгновенным вспышкам чувства, к восторженности, к упоению и самозабвению в любви. В изображении таких порывов Гончаров также воспользовался романтической фразеологией. Но она в концепции всего повествования приобретает здесь иной смысл, оттеняя комизм поведения Обломова, созерцательную пассивность его чувств, т. е. обнаруживает в его характере такие черты, которые были противоположны натуре Ольги и которые властно тянули его в Обломовку.

2. Приемы и средства изображения психологического состояния героев

В данной части работы мы проанализируем ключевые сцены в развитии отношений Обломова и Ольги и выявим ведущие приемы и средства изображения психологического и эмоционального состояния героев в разные моменты их взаимоотношений. Для анализа мы выбрали несколько сцен свиданий Ильи Обломова и Ольги Ильинской, которые, на наш взгляд, являются ключевыми в развитии их отношений и максимально напряженными по и эмоциональному накалу чувств и оттенков психологических переживаний состоянию героев:

Читайте также: