Проект деревья нашего участка в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Создание условий для формирования у детей ценностного отношения к деревьям.

Задачи:

  1. Развивать у детей потребность в приобретении новых знаний о природных объектах.
  2. Углублять и систематизировать знания о деревьях: особенностях их строения, произрастания, видах деревьев на территории детского сада.
  3. Формировать у детей познавательные умения:

- сравнивать и анализировать;

- отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (музыкальной, художественной, игровой).

4. Формировать осознанное бережное отношение к природе родного края, желание ее беречь и охранять.

Участники проекта: дети воспитатели и родители средней группы.

Тип проекта : информационно-познавательный , кратковременный ( 7 дней)

Организация проекта.

I этап:

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Проблема исследования:

Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателями и детьми, чтения литературы и экскурсий): Деревья – важный компонент природы, необходимый и полезный для человека. На территории детского сада много деревьев разных пород. Для того чтобы они хорошо себя чувствовали, приносили пользу и радовали нас своей красотой, надо их охранять и ухаживать за ними, а так же приобрести знания о деревьях: их строении, особенностях произрастания, разнообразии пород, а так же познакомиться с образом деревьев в произведениях искусства, литературе и народном творчестве.

В соответствие с проблемой и гипотезой исследования дети вместе с воспита­телями поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

1.Познакомиться с внешним видом дерева, особенностями сезонных изменений (листьями и кроной, корой и стволом, корнями).

2. Изучить особенности основных пород деревьев в ближайшем окружении ребенка.

3. Выяснить значение деревьев в жизни человека.

4.Приобщиться к художественному образу деревьев в произведениях художников, поэтов, писателей и устном народном творчестве.

Результаты исследования:

II этап.

Организация исследования в рамках проекта

Сбор, анализ и систематизация информации о внешнем виде деревьев, их строении, сезонных изменениях, разновидностях и значении в жизни жителей людей:

- подбор загадок, стихов, пословиц, песен о деревьях (совместная работа детей и воспитателя);

- моделирование очертаний разных деревьев, с отражением особенностей каждого дерева: тополя, березы, ели, сосны, вяза

- экскурсия по территории ДОУ: изучение особенностей разных пород деревьев;

2. Творческая познавательная деятельность детей:

Ill этап.

Презентация результатов исследовательской деятельности:

Участники : воспитатели, дети дошкольной группы№4 (возраст 5-7 лет) и родители.

Длительность: краткосрочный с 24.07.17 – 28.07.17.

Галкина Екатерина Юрьевна

1. Тип проекта, время работы над поставленной темой

2. Состав участников

4. Цели и задачи

5. Ожидаемый результат

6. Поэтапная совместная деятельность для решения задач

7. Диагностика: Критерии диагностики

8. Планируемые работы детьми и родителями по проекту

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Проблема: полная или недостаточная осведомленность дошкольников о деревьях родного края.

Цели проекта :

• научить детей быть исследователями, первооткрывателями;

• сформировать у них элементарные знания о природе и основы экологической культуры;

• воспитать бережное, уважительное отношение к природе, умение видеть красоту в окружающем мире.

• расширить знания детей о деревьях, растущих в Подмосковье и на участке нашего ДОУ : различать и называть их, знать строение, цветы и плоды, различать дерево и куст;

• объяснить правила безопасного поведения на улицах и в парках города;

• сформировать желание улучшать экологическую обстановку, украшать участок, ухаживать за деревьями (не ломать, но можно правильно обрезать; белить стволы, зимой утеплять снегом);

• учить пользоваться простейшей схемой (план участка, условными обозначениями (деревья и кусты,

• выяснить, каких деревьев нет или недостаточно на нашем участке, чтобы осенью или весной посадить их;

• собрать гербарий листьев, плодов и семян деревьев;

• создать экологический паспорт всей территории ДОУ (каждая группа обследует определенный выделенный квадрат);

• продолжать сотрудничество с родителями по реализации задач образовательной программы ДОУ.

Дети: формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.

Родители: повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор экологических знаний родителей.

• Паспорт деревьев.

• Дидактические игры про деревья.

• Подборка стихов и загадок про деревья.

• Выставка паспортов деревьев.

Этапы проекта

Подготовительный этап проекта

Организация аблюдений с детьми за деревьями на прогулках (постоянно).

Выучить стихи о деревьях (понедельник-четверг)

Уровень знаний о деревьях выяснить в ходе бесед (понедельник)

Фиксация высказываний детей (понедельник)

Основной этап проекта

Беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, чтение художественных произведений и заучивание коротких стихов.

Основной формой работы является исследовательская деятельность на территории ДОУ: выяснить, какие деревья растут на определенном участке, посчитать, сколько их, нанести на карту их схематическое изображение (с помощью условных знаков, собрать листья и плоды (по возможности) каждого дерева, засушить их.

Работа с родителями: создать паспорт дерева (фото, рисунки, описание, особенности породы и конкретного дерева, интересные факты, художественные произведения о дереве).

Заключительный этап проекта

• Выставка паспортов деревьев.

• Фотоотчет о проекте

Перспективный план работы с детьми дошкольной группы №4 (возраст 6-7лет)

Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами

Понедельник 24. о7.17 - Наблюдение за деревьями на прогулке. Создание гербария.

-Заучивание стихотворений о деревьях.

-Диагностика детей

25.07.17 - Наблюдение за деревьями на прогулке. Создание гербария.

-Загадки про деревья

-Заучивание стихотворений о деревьях

26.07.17 - Наблюдение за деревьями на прогулке. Создание гербария.

-Заучивание стихотворений о деревьях.

27.07.17 - Наблюдение за деревьями на прогулке. Создание гербария.

-Заучивание стихотворений о деревьях.

28.07.17 - Наблюдение за деревьями на прогулке.

-Повторение стихотворений о деревьях

В целом мы считаем, что проект реализован, все поставленные задачи выполнены. Дети и родители активно приняли участие в реализации проекта. Делились интересными фактами, которые узнали при оформлении паспорта. Активно участвовали дети в квест-игре, справлялись с заданиями.

На закрепленном участке растет 30 лиственных деревьев (осины, липы, рябины, березы, яблони, ясень, каштан, а также 1 хвойное (лиственница). В процессе изучения участка пришли к выводу, что не хватает хвойных деревьев (сосна и ель). Свободное место есть где ранее был огород.

Критерии диагностического обследования

1. Какие деревья и кустарники есть на нашем участке? (на закрепленном квадрате)

2. Все ли названия деревьев дети знают?

3. Сколько видов деревьев на участке?

4. Сколько лиственных, сколько хвойных, сколько их всего?

5. Строение дерева,

6. Отличие дерева от куста.

7. Цветут ли деревья? Что бывает потом?

8. Что такое гербарий?

9. Что можно определить по кольцам на стволе дерева (возраст)

Ребенок знает и называет деревья, виды, отличие дерева от кустарника. Знает строение дерева. Имеет представления о гербарии.

Средний уровень – 4-7 баллов.

Ребенок испытывает трудности, отвечает с помощью воспитателя.

Ниже среднего уровня – 1-3 баллов.

Ребенок не испытывает интереса, не участвует в беседах. Затрудняется отвечать.

выводы: На конец проекта дети хорошо усвоили полученные знания. Дети узнают деревья, различают дерево и кустарники. Различают виды деревьев, их отличия. У некоторых детей вызвало затруднение – назвать название деревьев, хотя при назывании воспитателем дерева, находят его среди остальных.

Цели: учить соотносить строение дерева со строением тела человека; развивать двигательные способности, моторику разных частей тела, координацию движений; формировать интерес к растительному миру; воспитывать дисциплинированность.

Материал: картинки с изображением деревьев.

1 Педагог загадывает загадки о деревьях : березе, дубе, тополе. Дети должны отгадать и найти среди других на картинках.

Актуальность:Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Цель проекта: формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей среднего дошкольного возраста; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи проекта:

1. Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.

2. Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.

3. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.

4. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.

5. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный (2 недели).

Предполагаемый результат:

Дети: формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.

Родители: повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор экологических знаний родителей.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические:

- рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,

- чтение художественной литературы,

- заучивание стихов, пословиц,

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап:

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта;

–подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.

II. Основной этап:

1. Беседы с детьми:

2. Ознакомление детей с художественной литературой:

Рассматривание деревьев на участке.

6. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:

7. Непосредственно образовательная деятельность:

Цель: уточнить представления о деревьях; формировать положительное отношение к растительному миру природы; воспитывать эстетическое восприятие; учить видеть прекрасное и любоваться красотой разных деревьев.

8. Дидактические игры:

10. Работа с родителями:

III. Заключительный этап

План работы над проектом

I этап.

1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2. Подбор методической литературы для реализации проекта.

3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, песен и музыкальных произведений; дидактических игр, разработка бесед.

1. Разработка рекомендаций для родителей.

2. Подбор репродукций художественных картин на данную тематику.

3. Организация развивающей среды в группе.

II этап.

2. Чтение и обсуждение литературных произведений:

2. Чтение и обсуждение литературных произведений:

III этап.

Теоретическая значимость проекта: систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений у детей о деревьях (особенности строения, произрастания).

Практическая значимость проекта: формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения, развитие творческих способностей детей.

Познавательная значимость проекта: формирование познавательных интересов: наблюдать, экспериментировать, анализировать, сравнивать; формирование осознанно-правильного отношения к природе: желания ухаживать беречь и любоваться красотой деревьев.

Перспектива:

В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной посадка молодых саженцев деревьев на территории детского сада совместно с родителями и уход за ними.

Список использованных источников

1. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.:ЦГЛ, 2004.

2. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.

4. Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2001.

5. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981.

6. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997.

7. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.

9. Листок на ладони: метод. Пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников/ сост. В. А. Степанова, И. А. Королева. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Разноцветный мир

Электронный методический центр "Разноцветный мир" приглашает к сотрудничеству всех творческих людей. На сайте под вашим именем могут быть размещены авторские сценарии, песни, минусовки, образовательные проекты, фильмы, мультфильмы, стихи по темам - всё это бесплатный ресурс для обмена организаторам, педагогам, клубным работникам, а также площадка для самовыражения. Обращайтесь к админу сайта жмите сюда

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители

Направление проекта: познавательно – исследовательский, краткосрочный

Направления проекта, близкие к теме: социализация, коммуникация, художественное творчество, речевое развитие

Целевая аудитория: ориентирован на возраст 5 – 6 лет

Цель проекта: изучение жизни деревьев их взаимосвязи в природе , а так же природно – охранная деятельность.

Образовательные:
• Изучать взаимодействие дерева с окружающим миром
• Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года
• Формировать экологически грамотное и безопасное для природы и здоровья человека поведение

Развивающие:
• Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать

Этапы работы над проектом:

1 этап. Подготовительный. Продолжительность 1 неделя.

2 этап. Основной. Продолжительность 1 неделя

3 этап. Заключительный. Продолжительность 3 дня

Содержание:
1. Паспорт проекта
2. Этапы работы над проектом
3. Описание продукта

Ход наблюдения:
1. Как зовут тебя дерево? (Обнять, погладить кору. Послушать, что дерево ответит.)
2. У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? (Рассмотреть и ответить.)
3. Для чего людям нужны ноги и руки? Дереву листья, ствол, кора.
4. У детей есть знакомые: друзья, соседи. А у дерева?
5. Кто бегает, растет рядом с ним, прилетает к нему?
6. Наблюдение за окружением дерева. Порассуждать, нравятся ли дереву его соседи? Почему?

Программное содержание: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Словарная работа: на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, березовая роща, осиновая роща,

Предварительная работа: беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний сад, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание грамзаписи.

-А это что за дерево?

-Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев. Какие они? (Дети - это большие, напоминающие звезду листья, летом зеленые, а осенью . )
-Какого цвета бывают кленовые листья осенью?(Дети -желтые, красные)
-А если лист двух цветов, то какой он может быть? (Дети - желто-красный,
желто-зеленый лист)
-А теперь к какому дереву мы подошли?

Выходит четвёртый ребенок:
Стоят дома высокие, Этажи несчетные, Шпили колючие, Под тучами могучими.
- А что говорят в народе о сосне?

( Дети: Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна ,размножается шишками.)
-Молодцы! Очень много рассказали о сосне. - А сейчас, давайте соберем красивый букет из
осенних листьев. (Дети собирают листья)
-Как много красивых листьев собрали!
-А теперь украсим осенними листьями нашу тропинку. (Орнаментом)
-Какая красивая тропинка получил ась !
-Вам нравится ребята? (ответы детей)
-Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (воспитатель показывает на березку)

Пятый ребенок:
В белых платьицах подружки Из русской выросли земли. На лесной стоят опушке, Листья в косы заплели.
(С.А. Васильева)

-Какого цвета листья на березе? (Дети: золотисто-желтые)
-у какого дерева раньше других меняется окраска листьев?
(Дети: у березы)

-у каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? ( Дети: у березы)
-Какое значение имеет - листопад?
( Дети: приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)

-А сейчас, отгадайте загадки:
3. В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад)
4. Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
5. Падают с ветки
Золотые монетки. (Листочки)

-Если в роще растут березы, как называется эта роща? (Дети: березовая роща.)
-А если в роще, растут дубы? (Дети: дубовая роща)
-Какие еще бывают рощи? (Осиновая роща, липовая роща)

Предложить детям подойти к своему любимому дереву, обнять его, еще раз рассмотреть его.

Читайте также: