Как меняются требования к современному профессионалу чему надо учиться уже в школе

Обновлено: 30.06.2024

Рассказываем, каких предметов не хватает в школьной программе, как онлайн-образование поможет традиционному, и даём советы, с чего ребёнку начать обучение важным навыкам.

Школьное образование — важнейший социальный институт, который даёт фундаментальные знания. Сейчас большую роль играют информационные технологии и автоматизация, а это значит, что школы должны адаптироваться к новым реалиям. Мы выяснили, какие предметы стоит ввести в школьную программу, а также спросили у основательницы рекрутингового агентства Pruffi Алёны Владимирской, как должна меняться современная школа.

Сложность заключается в том, что, когда школьник выйдет на рынок труда, его базовое образование сильно устареет. Как и устаревало, например, наше базовое образование во время очередной научно-технической революции, которая наступила в начале XXI века. Прогресс развивается скачками, накапливается критическая база знаний, умений и открытий.

Чему учить

Базовое программирование

Чат-боты, дроны, VR, интернет вещей и другие замечательные технологии не появились бы без программирования. Спрос на программистов на рынке труда велик, многие компании в кризис стараются уходить в интернет и автоматизировать процессы, чтобы идти в ногу со временем.

Текущий школьный курс информатики явно рассчитан не на сегодняшний день. Дети с малых лет знают, как обращаться с компьютером, пользоваться интернетом и совершать другие базовые действия. Нужно привести школьную программу в соответствие и ввести курс базового программирования.

Конечно, не все дети в будущем станут ИТ-специалистами. Но как минимум понимать, как устроены эти процессы, нужно. Многие вузы уже сейчас открывают специальные курсы по программированию для школьников, есть множество обучающих онлайн-программ. Почему бы не ввести этот курс в школы на постоянной основе?

Надо обязательно учить программировать, особенно на начальном уровне, даже если ты девочка-гуманитарий и никогда не будешь программистом и инженером. Это очень систематизирует мышление, даёт понимание системности и структурности, и в мире, в котором мы будем жить, это очень важно.

Что делать

Основы финансовой и правовой грамотности

По мнению экспертов, столь низкий уровень грамотности связан с тем, что и родители не имеют должных навыков управления финансами. По данным опроса, проведённого НАФИ в 2015 году, 34% взрослых россиян оценили свой уровень финансовой грамотности как неудовлетворительный, ещё 46% — как удовлетворительный.

Согласно исследованию Standard & Poor’s, лишь 38% россиян финансово грамотны. Это уровень таких стран, как Зимбабве и Монголия. По этому поводу мы даже сделали тест, который поможет определить ваш уровень финансовой грамотности.

Очевидно, что в школах необходимо внедрять основы финансовой грамотности и объяснять детям, что такое деньги, как ими распоряжаться, что такое депозит и кредит, что такое процентная ставка, курс валют и прочее.

С финансовой грамотностью тесно связана и грамотность правовая. Мало знать названия кодексов и главы конституции. Необходимо учить прикладным вещам, которые пригодятся детям в будущем: составлению договоров и других типовых документов, базовым правилам оформления страховок, кредитов и вкладов.

Правовая и финансовая грамотность, безусловно, тоже важны. Я бы это определила, скорее, как гражданскую сознательность, которая выражена в правовой, финансовой составляющих, толерантности. Это умение жить в разнообразном обществе и не воспринимать это как угрозу и как некую форму насилия. Школа может дать и финансовую, и правовую грамотность, основы толерантности.

Что делать

Умение учиться

Сейчас российское образование много критикуют, однако оно остаётся на высоком уровне. По мнению Алёны Владимирской, российская школа даёт хорошие фундаментальные знания, но плохо учит учиться. Что это значит? Это значит, что в российских школах мало объясняют, как добывать знания, обрабатывать и анализировать информацию. Особенно важно научить детей находить знания в неочевидных источниках.

Главное, чему надо учить школьника, — учиться. На самом деле российское образование даёт очень хорошие фундаментальные знания. И в этом смысле мы действительно впереди планеты всей.

Но, в отличие от европейской и американской школ, мы не учим учиться. Это значит, мы не учим критически смотреть на знание, не учим добывать знания, особенно из неочевидных источников. Умение учиться — это самое важное, потому что сегодняшние школьники будут жить в другом мире, и умение адаптироваться, быстро учиться на основе тех фундаментальных знаний, которые есть, — это очень важно.

Что делать

Навыки презентации

Уметь представлять информацию, продавать себя в широком смысле слова — очень важно. Об этом написано много книг, есть курсы по сторителлингу и оформлению презентаций, множество сервисов, но базовые навыки лучше получить ещё в школе. По мнению Алёны Владимирской, в современном мире это играет определяющую роль.

Школьникам надо давать презентационные навыки. С этим проблемы. Мы не умеем продавать ни себя, ни проекты, мы в ту или иную сторону обязательно врём — либо в плюс, либо в минус. Мы не умеем говорить, аргументировать, спорить качественно, не переходя на личности и оскорбления. Это чрезвычайно важно в мире инноваций, где ценится понятийный аппарат и умение правильно аргументировать.

Что делать

Профориентация

Как определить будущую профессию и специальность школьника? В школах проводят короткие курсы профориентации, но для полной картины этого недостаточно. Зачастую они заточены под профессии прошлого и сегодняшнего дня. Но важно смотреть на перспективу, правильно?

Сейчас вся профориентация нацелена на настоящее и прошлое. То есть, даже если вашего ребёнка профориентируют, то, вероятнее всего, его загонят в те профессии, которых к моменту окончания вуза уже не будет.

Да, юристов старого формата не будет. Точно не будет маркетологов старого формата. И экономистов старого формата не будет. И переводчики в том виде, как сейчас, исчезнут.

Мы сами толкаем наших детей в будущую безработицу. Сами толкаем. Своими руками.

Что делать
  • Если ваш ребёнок по какой-то причине не любит посещать кружки и секции, наша статья поможет разобраться в проблеме.
  • Не обязательно воспитывать ребёнка как будущего предпринимателя, но точно не помешает привить ему некоторые принципы. Они, скорее, про здравый смысл в целом.

Как онлайн-образование может помочь традиционному

Онлайн-образование в тренде. Судите сами: в последние несколько лет запустились и раскрутились такие платформы, как Coursera, TED, Codeacademy и другие. Алёна Владимирская считает, что онлайн-образование сможет если не заменить, то точно помочь традиционному стать лучше и сделает обучение доступнее.

Онлайн не должен быть основной обязательной формой образования. Он не заменит офлайн. Но, конечно, онлайн будет заменять некоторые куски образования. Например, мы сталкиваемся с тем, что у нас в далёких районах дефицит учителей. Учитель преподаёт сразу несколько предметов и учит плохо, из-за этого очень плохой уровень английского языка, математики. Для детей из отдалённых районов важно сделать уроки частично онлайн.

Во-вторых, есть передовые вещи, которым надо обучать. Школьники из далёких регионов, к примеру, вообще не могут изучать робототехнику. Это удел лишь нескольких крупных городов. Чертовски обидно, что талантливые ребята в малых городах фактически должны повторять подвиг Ломоносова. На уровне средней школы это очень странно.

В-третьих, должно быть больше дополнительных предметов. Есть основной каркас, есть дополнительные знания и навыки, которые нужно приобретать. Например, девочка хочет участвовать в мюзиклах, живя в маленьком городе. Или, например, ребёнок хочет заниматься у конкретного преподавателя за рубежом.

Российские онлайн-проекты

Мы выбрали три самых интересных образовательных проекта, которые позволяют освоить профессию, получить дополнительную специализацию, больше узнать о гуманитарных науках и лучше понимать российскую историю и культуру.

Нетология
Arzamas

Arzamas — некоммерческий образовательный проект, посвящённый гуманитарным наукам. Пользователям доступны курсы по литературе, истории, искусству и другим отраслям знания. Среди лекторов 39 преподавателей: архитекторы, искусствоведы, музыканты, историки, социологи.

Открытый университет

Как видите, школа должна не только давать базовые фундаментальные знания, но и учить детей практическим навыкам. Они помогут ребёнку найти своё место в будущем.

Важную роль также играет онлайн-образование, которое дополняет традиционное и помогает изучать дополнительные предметы, расширяя кругозор ребёнка.

Учителя будущего: как меняются роли специалистов образования

С сентября 2021 года в школах России должны появиться учителя-методисты и учителя-наставники — эти изменения планируются в рамках новой системы аттестации преподавателей, разработанной министерством просвещения. Цель нововведений, по словам министра Сергея Кравцова, — повысить престиж профессии, создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и обеспечить высокое качество образовательных результатов.

Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.

Новые роли преподавателей

Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Расскажем о трех ключевых трендах, приводящих к появлению новых ролей преподавателей.

  • Обучение на цифровых платформах — учитель-координатор

По данным Global Market Insights, в 2019 году, еще до пандемии, объем мирового рынка онлайн-обучения достиг $200 млрд, а в ближайшие пять лет рост должен составить не менее 8% в год. Особенно быстро будет развиваться ниша массовых открытых онлайн-курсов (МООК): по оценкам консалтинговой фирмы Mordor Intelligence, на 29% ежегодно.

Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников: как показал опрос McKinsey, представителям поколения Z — старшеклассникам и студентам начальных курсов вузов — комфортнее обучаться удаленно. Хотя классическое школьное образование невозможно сделать дистанционным на 100%, онлайн-формат, как утверждает ЮНЕСКО, помогает решить целый ряд проблем — как минимум, связанных с неравным доступом к образованию в некоторых регионах мира. Правда, и здесь есть свои нюансы.

Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача — сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается ученику, педагог же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.

Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.

  • Смешанное обучение — учитель-наставник

Смешанное обучение, или blending learning (сочетание онлайн и офлайн-форматов) — подход не новый. На Западе он практикуется уже достаточно давно, и даже сами учителя повышают свою квалификацию с помощью омниканальных методов — это подтвердили 62% опрошенных TeachUp.

В России blended learning уверенно отвоевывает свои позиции: уже в следующем учебном году планируется апробация формата в 14 регионах страны в рамках внедрения ЦОС — Цифровой образовательной среды.

Поскольку при смешанной модели ученики также самостоятельно отрабатывают материал, учителю нужно фокусироваться на более глубокой проработке темы, чтобы донести ее до всех студентов. На первый план здесь выходит индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося. Преподаватель выступает в роли компетентного наставника, чья главная задача — понять запросы и особенности ученика, чтобы предложить ему персональную траекторию освоения материала.

  • Фокус на практических навыках — учитель-практик

Если для школы проектное обучение, нацеленное на рынок — скорее вопрос отдаленного будущего, то в университетской среде некоторые вузы уже сейчас становятся трендсеттерами нового подхода. Так, выпускники ряда учебных заведений могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Одним из первых такую практику внедрили РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС, а в будущем году эту инициативу опробуют еще 40 российских вузов. Студенту нужно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио и получить доход, но и принять участие в федеральной программе, нацеленной на развитие предпринимательства в стране.

Разумеется, в практико-ориентированном обучении роль преподавателя меняется: он сам становится практиком. Поэтому вузам, которые будут использовать такой подход, придется более тесно сотрудничать с экспертами в различных индустриях.

Требования к учителю будущего

Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:

Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требуют постоянного обновления и контента, и методик, и технологий. Учителям и преподавателям придется больше самостоятельно анализировать информацию, выбирая самые релевантные данные, чем опираться на готовые методические пособия и учебники.

ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.

  • Организационные навыки и проектное мышление

Фото: Shutterstock

С сентября 2021 года в школах России должны появиться учителя-методисты и учителя-наставники — эти изменения планируются в рамках новой системы аттестации преподавателей, разработанной министерством просвещения. Цель нововведений, по словам министра Сергея Кравцова, — повысить престиж профессии, создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и обеспечить высокое качество образовательных результатов.

Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.

Новые роли преподавателей

Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Расскажем о трех ключевых трендах, приводящих к появлению новых ролей преподавателей.

  • Обучение на цифровых платформах — учитель-координатор

По данным Global Market Insights, в 2019 году, еще до пандемии, объем мирового рынка онлайн-обучения достиг $200 млрд, а в ближайшие пять лет рост должен составить не менее 8% в год. Особенно быстро будет развиваться ниша массовых открытых онлайн-курсов (МООК): по оценкам консалтинговой фирмы Mordor Intelligence, на 29% ежегодно.

Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников: как показал опрос McKinsey, представителям поколения Z — старшеклассникам и студентам начальных курсов вузов — комфортнее обучаться удаленно. Хотя классическое школьное образование невозможно сделать дистанционным на 100%, онлайн-формат, как утверждает ЮНЕСКО, помогает решить целый ряд проблем — как минимум, связанных с неравным доступом к образованию в некоторых регионах мира. Правда, и здесь есть свои нюансы.

Фото:Honey Yanibel Minaya Cruz / Unsplash, Rastislav Bado / Shutterstock

Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача — сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается ученику, педагог же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.

Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.

  • Смешанное обучение — учитель-наставник

Смешанное обучение, или blending learning (сочетание онлайн и офлайн-форматов) — подход не новый. На Западе он практикуется уже достаточно давно, и даже сами учителя повышают свою квалификацию с помощью омниканальных методов — это подтвердили 62% опрошенных TeachUp.

В России blended learning уверенно отвоевывает свои позиции: уже в следующем учебном году планируется апробация формата в 14 регионах страны в рамках внедрения ЦОС — Цифровой образовательной среды.

Поскольку при смешанной модели ученики также самостоятельно отрабатывают материал, учителю нужно фокусироваться на более глубокой проработке темы, чтобы донести ее до всех студентов. На первый план здесь выходит индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося. Преподаватель выступает в роли компетентного наставника, чья главная задача — понять запросы и особенности ученика, чтобы предложить ему персональную траекторию освоения материала.

Фото:Shutterstock

Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:

  • Фокус на практических навыках — учитель-практик

Если для школы проектное обучение, нацеленное на рынок — скорее вопрос отдаленного будущего, то в университетской среде некоторые вузы уже сейчас становятся трендсеттерами нового подхода. Так, выпускники ряда учебных заведений могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Одним из первых такую практику внедрили РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС, а в будущем году эту инициативу опробуют еще 40 российских вузов. Студенту нужно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио и получить доход, но и принять участие в федеральной программе, нацеленной на развитие предпринимательства в стране.

Этот тип преподавателей необходимо по возможности освободить от методической работы, от заполнения документов.

Какие еще роли преподавателя существуют?

Фото:Filip Bunkens / Unsplash

Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.

По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.

Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.

Методист обеспечивает учебными материалами и контентом тех, кто работает в другой функциональной роли. Ему нравится писать программы, учебники, подбирать литературу. Создание курсов, в том числе в онлайне, не вызывает у него сложности и паники. Методисту нравится готовить фонд оценочных средств, и он может помочь с проведением экзамена.

Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.

Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.

У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.

У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.

Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.

Требования к учителю будущего

Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:

Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требуют постоянного обновления и контента, и методик, и технологий. Учителям и преподавателям придется больше самостоятельно анализировать информацию, выбирая самые релевантные данные, чем опираться на готовые методические пособия и учебники.

ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.

Фото:из личного архива

  • Организационные навыки и проектное мышление

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задумываясь о том, каким должен быть современный педагог, я невольно вспоминаю о тех людях, у которых я еще совсем недавно училась сама. Я считаю, что мне очень сильно повезло, потому что в школьные годы наставниками для меня были поистине талантливые учителя, живущие своим делом и по- настоящему любящие тот предмет, который они преподают.

Через несколько лет моя мечта сбылась, хотя и первое образование я получила непедагогическое, а экономическое. Хотя моя душа всегда была где-то в школе!

Наверное, качества хорошего педагога во все времена были и остаются неизменными: это, прежде всего, порядочность, честность, любовь к своему предмету, к детям, и, самое главное, готовность взять на себя огромную ответственность за тех, кому преподаешь.

Личностные качества ребенка, его жизненные принципы и стремления закладываются еще в школе, и успешность работы педагога определяется тем, удалось ли ему своим личным примером зажечь в детях стремление к саморазвитию, пробудить в них требовательность к себе и ответственность перед самим собой.

Приложение №3

Задумываясь о том, каким должен быть современный педагог, я невольно вспоминаю о тех людях, у которых я еще совсем недавно училась сама. Я считаю, что мне очень сильно повезло, потому что в школьные годы наставниками для меня были поистине талантливые учителя, живущие своим делом и по- настоящему любящие тот предмет, который они преподают.

Через несколько лет моя мечта сбылась, хотя и первое образование я получила непедагогическое, а экономическое. Хотя моя душа всегда была где-то в школе!

Наверное, качества хорошего педагога во все времена были и остаются неизменными: это, прежде всего, порядочность, честность, любовь к своему предмету, к детям, и, самое главное, готовность взять на себя огромную ответственность за тех, кому преподаешь.

Личностные качества ребенка, его жизненные принципы и стремления закладываются еще в школе, и успешность работы педагога определяется тем, удалось ли ему своим личным примером зажечь в детях стремление к саморазвитию, пробудить в них требовательность к себе и ответственность перед самим собой.

Образование всегда было источником развития общества. Но и общество оказывает постоянное влияние на образование и его роль. Меняется мир, общество, люди в нем, меняются условия жизни. К сожалению, на сегодняшний день ситуация такова, что зачастую человеку в течение жизни приходится несколько раз менять профессию и постоянно повышать свою квалификацию.

Cовременный педагог - это профессионал своего дела, который умеет переработать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезное, а также преподнести в необычной и эмоционально окрашенной форме своим ученикам. Важными чертами современного педагога дополнительного образования являются постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными электронными технологиями.

И самое главное: современный педагог должен шагать в ногу со временем. Требования, которые предъявляет наше время – это электронно-дидактические пособия, электронные учебники, образовательные программы должны широко использоваться на всех занятия педагогом. Использование современных электронных средств обучения на занятиях активизирует внимание и вызывает интерес к излагаемому материалу.

Cовременный педагог - это не только человек, который обладает большим багажом знаний и постоянно занимается самообразованием, но и тонкий психолог. Педагог обязательно должен владеть детской психологией, понимать психологическое состояние ребенка и вовремя прийти на помощь в трудную минуту. На мой взгляд, современный педагог должен плодотворно работать с родителями, привлекать их к совместному процессу воспитания ребенка, а также активно взаимодействовать с профессиональными психологами.

Я поняла, что особенно важно не только учить, но и самой иметь способность учиться и развиваться. Профессионализм педагога определяется не только его профессиональной пригодностью, но и саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе именно тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Профессионалом в своей области стать, несомненно, трудно, но все же легче, чем стать Личностью для ученика.

Книжные знания и сухая информация – ничто без проявления человеческой души преподавателя. Любая тема занятия все равно преподносится через призму человеческих отношений, законов мироздания, законов гармонии и любви. И самое сложное – это не разработать урок, не провести занятие, не устроить коллоквиум, а расположить детей, мотивировать, настроить на учение, пригласить к сотрудничеству.

Главное для преподавателя – быть cчастливым! Несчастный, утонувший в заботах и депрессии, человек никогда не воспитает счастливого ребенка. Cовременный педагог – человек, способный улыбаться и интересоваться жизнью детей. Профессия учителя стала для меня возможностью самореализация личности, приносит удовлетворение и новую энергию. Личность учителя – важнейшее условие эффективного обучения и воспитания. Как мне кажется, без интереса к личности нет и интереса к предмету, личность сегодня как средство активизации интереса к предмету.

Главные качества педагога – терпение, выдержка и cамообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах обязан сохранить за собой ведущее положение. Повышение голоса, растерянность и беспомощность педагога помогают ему потерять авторитет в глазах детей. Необходимо это помнить и не опускаться до обид на детей. Oчень важно систематически и непременно справедливо оценивать знания, умения, поступки учащихся. Tолько человек уважаемый будет способен оказывать влияние. Учитель сегодня это помощник, советчик и союзник для ребенка.

Исходя из всего этого, я рассматриваю урок как совместный труд детей и педагога. Успех труда определяется теми отношениями, которые сложились между преподавателем и ребенком. Kаждый гражданин учился, учится или будет учиться. Каждому из нас нужен хороший преподаватель. Одни находят его в себе, другие – во внешнем мире. Многие обретают учителя в книгах, музыке, танцах, религии, поэзии. Oдни учатся на своих ошибках, другие – на чужих. Мы взаимодействуем с социумом, с окружающей средой и пытаемся научиться чему-то у них. Одни из нас становится хорошими педагогами, у других этого не получается. Кому-то способность учить дана свыше, а кто-то, даже с заслуженными титулами, званиями и должностью так и не способен научить. Oт того, какой педагог встретится на пути человека, зависит его увлеченность предметом, его мотивация, умение искать и находить новое.

Oдной из главных составляющих положительного эмоционального фона является личность педагога и его стиль общения. Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического стиля руководства. В творческой практической деятельности залогом успеха является процесс сотворчества.

Cовременный педагог выступает для детей в роли соратника, наставника, друга. Cотворчество исключает высокомерный взгляд на ребенка с позиции взрослого опыта. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и создавать необходимые условия для развития творческого потенциала ребенка. Oн должен принимать активное участие в различных конкурсах, мастер-классах, конференциях. Повышать свой профессионализм на курсах повышения квалификации и семинарах.

Cовременный педагог, используя багаж знаний и новые электронные средства обучения, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности на занятиях, более эффективно осуществляет целостный образовательный процесс обучения, воспитания и развития детей в соответствии с их природными задатками, склонностями, способностями и интересами.

Я считаю свою работу очень важной и горжусь своими детьми. В каждом из них заложен большой творческий потенциал, который предстоит мне раскрыть.

Читайте также: