Что понимается под оптимизацией здоровьесберегающей деятельности школы

Обновлено: 05.07.2024

. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.

Децим Юний Ювенал

Всем известно, что здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Но как не странно школьная среда препятствует укреплению здоровья. Раннее начало обучения, детский организм ещё не успел адаптироваться к большой нагрузке, использование педагогических инноваций влекут несоответствие нагрузки возможностям детского организма и приводят к напряжению.

Однако следует заметить, что сегодня образовательная система направлена на сохранение здоровья школьников. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение. А без здоровья это невозможно. Именно поэтому в настоящее время реализуются здоровьесберегающие технологии в школе.

Какова же роль педагога?

Учитель может сделать для здоровья ученика даже больше, чем кажется. Он не должен выполнять функции медицинского работника, просто должн работать так, чтобы обучение не вредило школьникам. В жизни учащихся учитель занимает одно из главных мест, для них он несет все важное и новое, в том числе является примером в вопросах здоровьесбережения.

Педагог должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему обеспечивать положительные педагогические результаты.

К таким качествам относятся следующие:

-способность к развитию и формированию личностных креативных черт;

- высокий уровень коммуникативной, профессионально-этической и рефлексивной культуры;

- знание функционирования психических состояний, процессов, свойств личности, творческого совершенствования человека;

- умение прогнозировать итоги собственной деятельности; способность к формированию индивидуального педагогического стиля;

- знание основ моделирования и проектирования здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

С внедрением ФГОС здоровьесберегающие образовательные технологии становятся одним из приоритетных направлений.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения:

-средства двигательной направленности;

- оздоровительные силы природы;

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий :

1. Отсутствие назидательности и авторитарности

2. Элементы индивидуализации обучения

3. Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников

4. Интерес к учебе, желание идти на занятия

5. Наличие физкультминуток

6. Наличие гигиенического контроля.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Каждый пятый школьник оканчивает школу с хроническим заболеванием или даже инвалидностью, По данным медиков ухудшение состояния здоровья происходит в 7 лет, в 10 лет и в период с 12 до 17 лет. Имеется гипотеза, что отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего учебных перегрузок в начальной школе составляет порядка 12%, а в старших классах несколько больше 20 %. В школу поступают примерно 70% здоровых детей, а среди выпускников таковыми оказываются только 10%. Наблюдается постепенное ухудшение зрения с 5-8 класса. Изменение зрения у этой группы детей составляет 6%.Значительные нарушения зрения наблюдаются у учеников с 9-го по 11-ый класс и составляет 12%.

Чтобы эффективно внедрить идеи здорового образа жизни в практику учителя, необходимо решить три проблемы:

- изменить отношение педагога к ученикам – он должен принимать их такими, какими они являются.

- изменить мировоззрение учителя, его отношение к собственному жизненному опыту. Педагог должен научиться осознавать свои переживания и чувства с позиции здоровьесбережения.

- изменить отношение учителя к учебному процессу – требуется не только достигать дидактических целей, но и развивать школьников с максимально сохраненным здоровьем.

Все формы здоровьесберегающих технологий в школе связаны в единую систему и основаны на стремлении самих учителей к совершенствованию. Реализация этой задачи - сохранения у педагогов и учащихся здоровья, значит можно говорить о том, что осуществление учебно-образовательного процесса ведется в соответствии с ЗОТ.

Цели, преследуемые в процессе реализации ЗОТ.

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС направлены на достижение следующих целей:

- разработать и реализовать представления о сущности здоровья;

-сформировать мотивацию к коррекции образа жизни человека для укрепления здоровья; приобрести компетентность в вопросах физкультурно-оздоровительной сферы;

-разработать и построить мониторинговые и диагностические модели прогнозирования и оценки уровня здоровья;

-познать индивидуальные особенности организма;

-уметь использовать ЗОТ в самостоятельных занятиях; создать условия для повышения уровня овладения теоретическими и практическими знаниями в области здоровьесберегающего сопровождения, охраны детства;

-внедрить здоровьесберегающие педагогические технологии в школе;

-сформировать умения адаптировать некоторые ЗОТ к конкретной детской аудитории и условиям своего предмета.

Использование здоровьесберегающих технологий в школе началось сравнительно недавно, до этого в педагогическом лексиконе существовало понятие санитарно-гигиенических мероприятий. Многие до сих пор отождествляют между собой два этих термина, однако это примитивный взгляд на содержание работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, которая должна проводиться в образовательном учреждении.

Дети в школе должны получать знания, которые в дальнейшей жизни будут ими востребованы. А достижение этой цели невозможно без здоровьесберегающей педагогики, представляющей собой совокупность методов и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья учителей и учеников. Владея педагогическими знаниями и тесно взаимодействуя со школьниками, их родителями, медицинскими работниками и коллегами, учитель планирует свою деятельность с учетом приоритетов укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему. Одной-единственной уникальной технологии здоровья не существует. Здоровьесбережение выступает в качестве одной из задач определенного процесса образования. Такой процесс может иметь медико-гигиеническую направленность (тесный контакт педагога, медработника и ученика, физкультурно-оздоровительную (в приоритете физкультурные занятия, экологическую (формирование гармоничных отношений с природой) и др. Лишь благодаря комплексному подходу к обучению можно решить задачи оздоровления учеников.

Здоровьесберегающие технологии в школе классифицируются не только по подходам к охране здоровья, но и в зависимости от характера действия. Так, выделяют защитно-профилактические, стимулирующие, информационно-обучающие, компенсаторно-нейтрализующие и другие технологии.

Функции ЗОТ имеют ряд функций:

Формирующая. Реализуется на основе социальных и биологических закономерностей становления личности. Индивидуальные психические и физические свойства человека предопределяются наследственными качествами.

Рефлексивная. Состоит в переосмыслении прошлого личностного опыта, в приумножении и сохранении здоровья, что дает возможность соизмерить достигнутые результаты с имеющимися перспективами.

Диагностическая. Состоит в мониторинге развития школьников на базе прогностического контроля, за счет чего удается соизмерить направленность действий и усилия учителя в соответствии с возможностями ребенка, данными ему от природы. Здоровьесберегающие технологии в школе обеспечивают индивидуальное прохождение учебного маршрута каждым ребенком, инструментально выверенный анализ факторов и предпосылок перспективного развития образовательного процесса.

Информативно-коммуникативная. ЗОТ обеспечивают трансляцию опыта формирования бережного отношения к собственному здоровью.

Интегративная. Здоровьесберегающие технологии в школе объединяют различные системы воспитания и научные концепции, народный опыт, направляя их по пути приумножения здоровья подрастающего поколения.

Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.

За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и практический опыт по обеспечению здоровья школьников в образовательном процессе на уроке.

Современный здоровьесберегающий урок любого учителя-предметника разнообразен.

Урок - главное место реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Включение в урок специальных методических приёмов и средств обеспечивает выполнение этой задачи не требует больших материальных и временных затрат. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т. д.

Каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок?

Прежде всего, здоровьесберегающий урок должен :

- воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни,

-учить их ощущать радость от каждого прожитого дня,

-показывать им, что жизнь - это прекрасно,

-вызывать у них позитивную самооценку.

1. Выполнение требований СанПиН.

2. Соблюдение этапов урока,

3. Использование методов групповой работы.

4. Использование интерактивных методов.

Это урок, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия :

-оптимальная плотность урока,

-индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени,

-чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно, творческие задания и т. п. ,

-оздоровительные моменты на уроке : физкультминутки, динамические паузы,

минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Структура современного здоровьесберегающего урока :

У каждого учителя свои методы, приемы.

Проверка домашнего задания (построена как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).

Вводная часть урока организуется как актуализация знаний по теме урока.

Основная часть формулирует новые представления (это наиболее информативная часть урока).

Заключительная часть используется для закрепления.

Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока - это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.

Короткую жизнь мы не получаем, а делаем ее такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться. Гиппократ.

В своей деятельности использую следующие здоровьесберегающие технологии в соответствии с особенностями каждого возраста на основе личностно-ориентированного подхода к детям. Так как мои уроки, это уроки связанные с физической нагрузкой учащихся, то в процессе работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм. В конце же уроков использую метод релаксации для снятия физической и эмоциональной усталости учащихся.

Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, напрягите все мышцы тела. Застыньте в этой позе на несколько секунд. Наклонитесь вперед и руки в стороны, чтобы они болтались. Станьте мягкими и подвижными. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Повторить несколько раз.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. Теперь — с верхней части ног и ступней.

Релаксация проводится не только стоя, но сидя и лёжа ….

Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что:

Результаты от внедрения в обучение здоровьесберегающей технологии, это:

-снижение показателей заболеваемости учащихся, улучшение психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.

Не только учителям становится легче и интереснее работать, но и детям, т. к. исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для творчества.

Все здоровьесберегающие технологии, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Здоровьесберегающие технологии Слайд 1 – Тема: Здоровьесберегающие технологии. Слайд 2 Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто. Сократ. Самое ценное, что есть у человека.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной.

В качестве приоритетов российской образовательной политики на современном этапе выдвинуты всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, физическом развитии и воспитании детей, обеспечение образовательных условий, способствующих развитию и сохранению физического, психического и нравственного здоровья нации. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Среди причин, способствующих ухудшению здоровья учащихся мы, можем выделить:

резкое снижение жизненного уровня в стране в сочетании с социальной нестабильностью;

обострение экологических проблем;

интенсификация учебного процесса;

несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;

недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья;

массовое распространение среди подростков вредных привычек;

отсутствие системы в работе по формированию здорового образа жизни.

Необходимость организации системы здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении заключается, прежде всего, в том, что она ориентирована на решение проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный полезный эффект не только в оздоровлении учащихся и учителей, но и реализации основной цели - повышении качества образования.

Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на выполнение гигиенических рекомендаций по оптимизации условий обучения и образа жизни детей и подростков. Это, в первую очередь, использование управляемых факторов, не требующих дополнительных финансовых затрат:

использование эффективных методов обучения;

реальная разгрузка содержания общего образования;

повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;

улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников в каждом образовательном учреждении формируется в зависимости от актуальных задач, условий, потребностей и возможностей данного учреждения, выявленных в ходе анализа этой деятельности по 10 основным параметрам:

1. Материально-технические условия:

соответствие здания и оборудования требованиям, включая классные помещения, рекреации, туалеты, школьную мебель и т. д.;

требования к освещенности классных помещений;

организация занятий (в одну/две смены);

спортивный зал (спортивный инвентарь), спортивная площадка;

соответствие школьного здания и школьной территории требованиям техники безопасности.

2. Кадровое обеспечение:

Врач, медсестра, психолог, логопед, стоматолог.

3. Медицинское обслуживание:

картотека детей, подлежащих диспансерному наблюдению; профилактика острых заболеваний; профилактика близорукости; коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата;

4. Двигательная активность и физическое развитие детей:

спортивные секции (охват учащихся);

• занятия лечебной физкультурой для детей, освобожденных от основного урока физкультуры по медицинским показателям;

• массовые физкультурно-спортивные мероприятия.

5. Организация питания:

приготовление горячей пищи;

сезонная дотация витаминов (пищевые добавки, регулярно свежие овощи и др.).

6. Учебные нагрузки:

продолжительность учебной недели;

дозировка домашних заданий.

7. Обучение здоровому образу жизни:

Беседы, факультативы для девочек, мальчиков по вопросам гигиены, профилактики наркомании, табакокурения, алкоголизма или другим актуальным проблемам.

8. Превентивные меры:

запрет употребления спиртных напитков и курения;

запрет употребления и распространения наркотических веществ;

контроль пропусков уроков;

наличие учащихся, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних;

9. Педагогический коллектив:

профилактические осмотры (1 раз в год);

участие в оздоровительных, профилактических мероприятиях.

10. Взаимоотношения с родителями:

беседы, родительские собрания, направленные на содействие укреплению здоровья;

участие в оздоровительных, профилактических мероприятиях;

Приоритетными направлениями здоровьесберегаюшей деятельности образовательных учреждений являются:

Учебно-воспитательная работа:

соблюдение режима учебных занятий и самостоятельной работы учащихся разных возрастных групп;

организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки для учащихся первых классов с целью облегчения адаптации к новым условиям;

составление расписания в соответствии с гигиеническими требованиями;

строгое регламентирование количества и длительности факультативных занятий для детей, желающих углубить свои знания по отдельным предметам;

создание условий для развития индивидуальных способностей и отдыха по интересам;

контроль над правильностью использования технических средств обучения;

организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием на открытом воздухе;

организация перемен, создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастных групп.

Диагностическая работа:

осуществление медико-педагогического мониторинга учащихся (плановое проведение медосмотров для выявления отклонений в самочувствии и здоровья учащихся с целью дальнейшей корректировки и предупреждения обострений);

• выяснение роли природно-климатических, биологических
(наследственных) и социально-экономических условий и факторов в
процессе формирования личностных качеств и здоровья учащихся;

• создание "паспорта здоровья" учащегося с целью определения условий для оптимальной работоспособности и жизнедеятельности;

осуществление контроля соблюдения норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой);

проведение оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп;

анализ результатов медицинских исследований и ознакомление всего педагогического коллектива с конечными результатами медицинских осмотров и профилактических мероприятий.

Профилактическая и коррекционная работа:

формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов;

мониторинг санитарного состояния учебного помещения (отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация);

контроль над техническим состоянием электрооборудования, соблюдением правил его эксплуатации;

контроль состояния рабочей мебели (ученические столы, стулья, классные доски, шкафы), а также соответствием ее возрастным характеристикам;

контроль над недопустимостью использования вредных для здоровья строительных материалов и красок в процессе ремонта классных комнат и всего помещения школы;

оснащение, необходимым сантехническим оборудованием туалетов, учитывая разность возрастного контингента учащихся;

оснащение медицинского и стоматологического кабинетов оборудованием, лекарственными препаратами и дезинфицирующими средствами;

контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильное сочетание продуктов),

Опытно-экспериментальная и научно-методическая работа:

повышение грамотности учителей, формирование их готовности к работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся;

скорейшее внедрение результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику образовательного процесса;

научное исследование уже имеющихся авторских учебных программ и пособий с целью внедрения оптимальных для школы программ в образовательный процесс;

контроль над недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов;

разработка новых авторских программ, методик и методов для учащихся младших, средних и старших классов; экспериментальное внедрение и анализ полученных результатов;

проведение экспертизы всех используемых в образовательном процессе программ, методов воспитания и обучения, оздоровительных мероприятий с целью изучения влияния на самочувствие и здоровье учащихся;

Информационно-просветительская работа:

использование наглядной агитации (выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах) и воспитание учащихся личным примером (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек);

осуществление профориентации школьников с учетом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика.

Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.
“Что ты делаешь?” – спросил мудрец.
“Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб.
“Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, – посоветовал мудрец.
“Не мешай, мне некогда, мне работать надо”, – ответил упрямый лесоруб.

Ситуация, представленная в данной метафоре, хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Зачастую, проводя до тысячи уроков за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба.
Причины такого положения дел в противоречиях современной системы образования.

  • целями, стоящими перед системой образования, направленными на развитие личности и конечным результатом, акцентированным на знания, умения и навыки;
  • направленность на сохранение здоровья участников образовательного процесса и его интенсификация;
  • высокими требованиями, предъявляемыми государством к педагогу, и низким статусом учителя в обществе;
  • необходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;
  • организацией методической работы в школе, направленной на рост специально – предметной компетентности, и необходимостью повышения психолого-педагогической компетентности;
  • слабостью дидактико-технического оснащения и современными требованиями к качеству образования;
  • достаточно жесткой организацией учебного процесса и психофизиологическими ресурсами учащихся.

Как разрешить данную проблему?

На данный момент видится только одно: какие бы методы учитель не применял и сколько бы не принуждал к учению, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.


В практике существует множество определений понятия "здоровье". Мы в своей деятельности руководствуемся определением данного понятия, предложенным ВОЗ: " Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".


Соматический компонент включает в себя генотип, обмен веществ, уровень физического развития, тип конституции, функционирование систем организма.
Индивидуально-психический компонент включает в себя эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности, доминантность полушария, темперамент и другие свойства психики.
Социально-личностный компонент включает в себя социально обусловленные свойства психики человека, обеспечивающие выполнение различных социальных ролей, социальную адаптацию (целевые установки, актуальные потребности, уровень и степень притязаний.
Духовно-нравственный компонент ученые не обозначают как личностный, так как духовное состояние человека выходит за рамки личности.

Проблематизируя смыслы, связанные со здоровьем ребенка, здоровьесберегающим обучением, мы считаем, что школа не должна брать на себя медицинские функции и обязанности.
Среди показателей психического здоровья выделяют основные и дополнительные.

  • Чувство тревоги, безотчетного страха.
  • Чувство раздражения, гнева и враждебности.
  • Состояние депрессии.
  • Чувство вины.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей.

  • создать каждому ученику необходимые и достаточные условия личностного развития;
  • предоставить учащимся многообразные знания и виды деятельности для опробывания своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей;
  • перейти от пассивных форм обучения к деятельному с вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
  • формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном мире.

Поэтому необходима комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.
Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе.

  • Описание здоровьесберегающей деятельности.
  • Анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье.
  • Оценка эффективности использования здоровьесберегающих педагогических технологий.
  • Создание и распространение эффективных моделей здоровья.
  • Оценка адаптационных возможностей детского организма и физического состояния.

Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости.
С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг должен осуществляться по следующим показателям:

1. Мониторинг здоровья учащихся и его влияния на успеваемость:

1) состояние здоровья школьников;
2) пропуски уроков по болезни;
3) уровень тревожности;
4) охват горячим питанием;
5) занятия в спортивных секциях;
6) уровень адаптации и мотивации учащихся;
7) результаты обученности.

2. Мониторинг здоровья педагогов и его влияние на результаты деятельности:

1) состояние здоровья педагогов;
2) применение новых технологий;
3) диагностика затруднений;
4) уровень невротизации.

Принципы здоровьесберегающей деятельности:

1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
2. Принцип ненанесения вреда
3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом
4. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания
5. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся
6. Принцип отсроченного результата
7. Принцип активной обратной связи

  • образовательный процесс в школе организован с учетом возрастных и психологических особенностей личности,
  • предоставлены возможности для развития и самореализации,
  • включает в себя наряду с педагогической медико-профилактическую деятельность,
  • охватывает деятельностью всех участников образовательного процесса и представителей заинтересованных ведомств,
  • УВП организован с учетом рационального распределения рабочего времени.

Программа работы по сохранению здоровья состоит из пяти блоков-направлений.

  • Создание комплексных условий для развития ребенка и сохранение его здоровья

Достаточно благоприятная социальная среда позволяет детям посещать во вторую половину дня секции волейбола, футбола, плавания, тренажерный зал спортивного комплекса. Большой популярностью у наших детей пользуются танцевальные кружки, кружки вокала и хорового пения при Доме культуры. Тесная связь со спортивным комплексом и Домом культуры позволяет не только решить проблему занятости детей, но и бороться с недостатком двигательной активности.


  • Состояние и содержание здания и помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
  • Организация качественного горячего питания

Школьная столовая обеспечивает всех учащихся полноценным горячим питанием в соответствии с режимом работы школы. Организация двухсменного качественного горячего питания (завтрак, обед) не только благоприятно влияет на состояние здоровья учащихся, но и позволяет без ущерба для здоровья школьников проводить различные виды деятельности во вторую половину дня (посещение ГПД, занятия в кружках, секциях, клубах по интересам).

Динамика охвата горячим питанием (за три года):


– психолого-логопедическая служба

– социально-правовая служба

Среди причин, негативно влияющих на здоровье подрастающего поколения, специалисты выделяют социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить должный уход за детьми. В нашей шкале данная проблема не является остро стоящей, так как на территории поселка находится Сахалинская ГРЭС, стабильно работающее предприятие, на котором работает большинство родителей наших учащихся.

Изменения социальной карты школы за три года:


2. Рациональная организация учебного процесса.

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся
  • Использование при составлении расписание новой шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой возрастной группы
  • Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии)
  • Безотметочное обучение, при котором фиксация результатов обучение в первых классах ведется в Листах индивидуальных достижений учащихся, что позволяет создать систему портфолио.
  • Подвижный способ обучения со сменой динамических поз.
  • Переход к предпрофильной подготовке и профильному обучению как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности

Предпрофильная подготовка в 9 классах должна осуществляться на основе запросов учащихся с учетом кадрового потенциала школы. Проведенная в ходе работы диагностика позволит определить интересы и склонности учащихся, послужит базой для перехода к профильному обучению, как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья:

  • Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
  • Проведение прививок.
  • Наличие в школе медицинского кабинета для оказания каждодневной помощи и школьникам и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация ароматерапии, массажа.
  • Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости.
  • Создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей.
  • Обустройство пришкольной территории.
  • Аэрофитомодуль: зеленые растения в классах.
  • Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Стимулирующие

  • Физические нагрузки.
  • Обучение психологическим приемам борьбы с унынием, плохим настроением.
  • Проведение тематических классных часов.
  • Лекции медицинского персонала школы в Дни здоровья.
  • Оформление тематических стендов на тему здоровья.
  • снизить острую заболеваемость
  • сохранить более высокие адаптационные возможности в конце учебного года
  • снизить количество случаев повышенной и высокой невротизации
  • повысить учебную успеваемость

Школа работает в одну учебную смену по календарному плану, состоящему из шести учебных периодов. Длительность одного периода от 5 до 6 учебных недель.
Промежуточная аттестация во 2 – 9 классах проходит три раза в год: после четных учебных периодов.
Результаты анкетирования родителей и учащихся показали, что большинство участников образовательного процесса удовлетворены переходом к новому календарному плану.
Результатом перехода к данному календарному плану явилось снижение заболеваемости детей в школе, и как результат – повышение результатов обучения.
Создание здоровьесберегающей среды в школе позволит каждому ребенку получать полноценное образование с учетом его склонностей и возможностей.
В сравнении с 2005-06 учебным годом снизилось количество уроков, пропущенных по болезни.


3. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Реализация этого блока предполагает работу по рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и повышает адаптивные возможности детского организма.


  • Комплекс утренней гимнастики
  • Подвижные игры на перемене, благодаря которым можно снять статическую нагрузку и корректировать личностные качества детей
  • Физкультминутки и динамические паузы на уроке, позволяющие поддержать работоспособность школьников, снять утомление с конкретных физиологических систем
  • Комплекс упражнений для профилактики близорукости и снятия зрительного утомления
  • Уроки здоровья
  • Спортивные соревнования
  • Занятия в спортивных секциях
  • Занятия в системе ДО
  • Занятия танцами и пением
  • Туристический кружок

Учащиеся имеют возможность посещать спортивные секции в школе и спортивном комплексе.

Школьные факторы, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. Стрессовая педагогическая тактика, интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 21.09.2018
Размер файла 21,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тюменский государственный университет

Перспективы развития здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях

Малярчук Н.Н.

В России сохраняется в течение последнего десятка лет устойчивая тенденция снижения основных показателей здоровья детей, подростков и молодежи. Нет сомнения в том, что серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья подрастающего поколения оказывают социальные проблемы и экологическое неблагополучие страны. Не отрицается и роль генетической отягощенности. И все же специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны с некомфортными условиями процесса обучения. Понятие комфортных условий учебно-воспитательного процесса означает, прежде всего, создание в школе педагогических условий, максимально эффективно обеспечивающих как развитие умственных, индивидуальных качеств личности ребенка, так и его телесное, душевное и духовное здоровье.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили проранжировать те школьные факторы, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, по значимости и силе влияния. К их числу относятся: стрессовая педагогическая тактика, интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы), низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей. здоровье стрессовый педагогический школьник

Развитие здоровьесберегающих процессов в российском образовании, на наш взгляд, в последнее десятилетие можно рассматривать с позиций следующих стадий: инноватики, вынужденной необходимости, осознанной здоровьесберегающей деятельности.

Поскольку в 90-е годы в связи с процессами демократизации и гласности общественной жизни стали широко известны данные о выраженном негативном влиянии обучения на психосоматическое состояние школьников, обозначился социальный заказ на формирование здоровья учащихся в системе образования. Либерализация системы образования создала предпосылки для возникновения инновационного опыта по сбережению и развитию здоровья учащихся. Этому процессу способствовало развитие педагогической валеологии, предмет которой - обучение детей и подростков здоровому образу жизни. Появились научные школы по валеологии (Зайцев, 1998; Колбанов, 1992; Татарникова, 1995), экспериментальные площадки, в которых началось обучение учащихся ценностному отношению к здоровью, здоровьесберегательной жизнедеятельности.

В частности, в концепции Г.К. Зайцева важное значение для понимания методологии формирования здоровья школьников имеет идея П.В. Симонова о том, что в структуре потребностей ребенка всегда выделяется доминирующая потребность, от удовлетворения которой зависит дальнейшее гармоничное развитие его личности. Поэтому вся деятельность ребенка неосознанно направляется на удовлетворение доминирующей потребности. В этой связи Г.К. Зайцев считает, что на занятиях по формированию здорового образа жизни необходимо создавать рефлексивную среду, которая позволяет ученикам вести свободный поиск решений проблем, связанных с пониманием сущности здоровья, и на этой основе корректировать собственный образ жизни. В результате у школьников формируются мотивационно-смысловые основы ЗОЖ и вырабатывается индивидуальный способ адекватного для здоровья поведения.

Аспекты духовного здоровья с позиций философского подхода разрабатывает Н.Е. Щуркова. В ее работах в качестве цели педагогической деятельности по формированию ЗОЖ понимается развитие у воспитанников ценностного отношения к человеческой жизни и представления о достойной человека системе взаимодействия с природой и социальной действительностью, а также обучение учащихся технологиям такого взаимодействия (Щуркова, 1998).

В целом этой инновационной здоровьесберегающей образовательной стратегии присущи следующие признаки:

* организация здравосозидающей деятельности идет за счет актуализации личностного роста школьника - развития его рефлексивных способностей, ценностного смысла жизнедеятельности, умений принимать ответственные решения;

* внимание уделяется личному опыту ребенка в здравосозидающей деятельности;

* акцент ставится на согласование формируемых у школьников мотивов здравосозидающей деятельности с актуальными потребностями возраста;

* происходит включение учащихся в деятельность по просвещению и оздоровлению социального окружения;

* ориентация образовательного процесса на изменение поведения школьников;

* преемственность педагогических методов на различных этапах возрастного развития.

Но, в общем, анализ методических подходов, форм и методов организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательных учреждениях в 97 регионах России свидетельствует о том, что акцент работы в этом направлении делается на медицинскую диагностику, оздоровительные физиотерапевтические и другие лечебные мероприятия и обычно модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей состоит из рациональной организации учебного процесса, при этом остается неиспользованным здоровьесберегающий и здоровьеформирующий потенциал воспитательной системы образовательного учреждения.

В современных условиях миссия сбережения здоровья учащихся ложится непосильным грузом на плечи энергетически истощенного, находящегося в состоянии эмоционального выгорания российского учителя. Кроме того, педагоги как профессионалы не владеют культурой здоровья. Это проявляется в: недостаточной осознанности учительством ценности здоровья учащихся; низкой мотивации педагогического корпуса по отношению к здоровьесберегающей профессиональной деятельности; несформированности личностных ценностно-ориентированных установок учителей на индивидуальное здоровье и здоровый образ жизни; недооценке ими роли профессионального здоровья в эффективности педагогической деятельности.

В настоящее время начата работа по созданию системы психологического сопровождения педагогов как эмоционально выгорающих профессионалов (Митина, 2005), однако, на наш взгляд, не уделяется должного внимания проблеме ресурсного обеспечения здоровьесберегающей и здоровье-формирующей профессиональной деятельности педагогов.

Под ресурсным обеспечением данной деятельности мы понимаем активизирование индивидуальных ресурсов педагога в условиях создания в образовательном учреждении ресурсной среды. Под ресурсами понимаются как внутренние, так и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости человека в стрессогенных ситуациях. Внутренние переменные включают индивидуальные ресурсы педагога (физические, психологические, инструментальные, материальные), внешние же связаны с поддержкой здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учителя микросоциальным и макросоциальным окружением (Никифоров, 2006).

В качестве физических ресурсов рассматривается состояние телесного здоровья и отношение к нему как к ценности. Определяемые когнитивными, психомоторными, эмоциональными, волевыми и другими возможностями человека психологические ресурсы позволяют обеспечить решение проблемы контроля педагогом своего эмоционального состояния. Они включают личностные и профессиональные ресурсы.

В частности, в качестве личностных ресурсов учителя немаловажную роль играют: вера в разных ее формах и проявлениях; понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования; наличие смысла жизни, установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью; оптимистическое отношение к жизненной ситуации в целом; доминирование позитивных эмоций; сила Я-концепции, самоконтроль, самооценка, уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим, принятие других такими, какие они есть; поведенческая активность; эффективная волевая регуляция; использование эффективных способов преодоления трудностей; переживание успешности самореализации; устойчивые, удовлетворяющие индивида межличностные роли; удовлетворяющий статус в социуме и профессиональной группе. Необходимый уровень знаний, навыков, умений для решения задач в трудных школьных ситуациях составляет профессиональные ресурсы педагога.

Конкретные формы адаптивных процессов в стрессовых ситуациях, зависящие от психологической компетентности педагога, уровня его психологической грамотности и культуры, социального опыта определяют инструментальные ресурсы. Например, к ним относятся: способность контролировать ситуацию; использование конкретных методов или способов достижения желаемых целей (в частности, через способность, успешность, мастерство в профессии); способность к адаптации, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации, информационная и деятельностная активность по преобразованию ситуации взаимодействия личности и стресс-ситуации; способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации.

Материальные ресурсы педагога включают достаточный уровень материального дохода и материальных условий, позволяющих ему обеспечивать безопасность жизни, восстанавливать первичные физиологические потребности. К этим ресурсам относятся: стабильность оплаты труда, ее достаточный уровень для достойного жизнеобеспечения, а не только для простого выживания, хорошие санитарно-гигиенические факторы труда и жизнедеятельности в быту и др.

В качестве ведущего ресурса в осуществлении здоровьесберегающей деятельности педагогом мы рассматриваем поддержку социальной среды, которая способствует самореализации, поддерживает адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма педагога.

Социальная поддержка педагогов может быть: институционной, исходящей от государственных структур (повышение заработной платы, социального статуса, предоставление возможности повысить квалификацию, получить жилье или ссуды на строительства жилья и др.); корпоративной, связанной с профессионально-трудовой структурой (административные поощрения, предоставление профсоюзной поддержки -- защиты интересов педагогов перед администрацией, предоставление путевок на санитарно-курортное лечение, организация чествования юбиляров, ветеранов и др.); межличностной, исходящей от отдельных людей (семьи, друзей, знакомых).

Отношение ко всем вышеуказанным ресурсам, расстановка приоритетов в их использовании будет зависеть от ценностно-смысловых ориентаций личности педагога, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей активности в педагогической деятельности, состояния телесной, душевной и духовной составляющей индивидуального здоровья педагога, уровня его методологической культуры в вопросах сохранения, развития и формирования здоровья учащихся.

На этапе осознанной здоровьесберегающей деятельности находятся те школы, которые в 90-х годах начинали заниматься здоровьесберегающей деятельностью как инновационным процессом. Для этого процесса, имеющего особенности, связанные с характеристиками каждой конкретной школы, типичны общие черты динамики здоровьеорганизующей воспитательной системы. Так, руководствуясь опытом работы с инновационными площадками по здоровьесбережению в городе Тюмени (МОУ № 57, 22, 23, 50) и Тюменской области (начальная школа пос. Горноправдинска Ханты-Мансийского района), мы выделяем следующие этапы развития данной системы в образовательном учреждении: начальный, концептуальноорганизационный, исследовательский, эволюционный.

Таким образом, в начале 90-х годов в период развития инновационных процессов в образовании, сохранение и восстановление здоровья учащихся рассматривалось в русле нововведений, которыми занимались отдельные школы, работающие как экспериментальные площадки. В современных условиях все образовательные учреждения вынуждены заниматься здоровьесбережением, но для этого со стороны властных структур не созданы условия. На наш взгляд, для формирования этапа осознанной здоровьесберегающей деятельности педагогу необходима социальная (институционная, корпоративная, межличностная) поддержка здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности при активизации внутренних ресурсов педагогов.

Список использованной литературы

1. Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования. Дис… докт. пед.н. СПб. 1998 - 409 с.

2. Комаров Ю.М. К вопросу о национальной медико-демографической программе. / Здоровье нации - основа процветания России. Материалы II Всероссийского форума г. Москва, 2006. - С.11.

3. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. СПб. 1992 - 51 с.

4. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагогов. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2005. - 368 с.

5. Письмо Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ № 15-52-522/15-01-21 от 24 июля 2003 г.

6. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Питер, 2006. - С.565-566.

7. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. СПб.: Петроградский и К, 1995.- 352 с.

8. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 250 с.

Подобные документы

Школьные болезни. Интенсификация учебного процесса. Сколько весит ранец? Как питается школьник? Санитарно-гигиенические условия обучения. Методы борьбы со школьными болезнями. Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

контрольная работа [22,4 K], добавлен 08.02.2005

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника. Специфика урока иностранного языка на начальном этапе обучения. Совершенствование учебного процесса на начальном этапе обучения иностранному языку с помощью новых образовательных технологий.

курсовая работа [109,4 K], добавлен 26.08.2011

Общая характеристика интерактивного обучения. Основные формы интерактивного обучения. Проблема активизации учения школьников. Адаптация учебного материала к учебным возможностям школьников. Особенности применения технологий интерактивного обучения.

контрольная работа [29,8 K], добавлен 02.08.2015

Факторы, влияющие на здоровье. Снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления. Физическая активность учащихся, профилактика. Охрана и укрепление психического здоровья учащихся. Мониторинг сберегающих здоровье технологий.

доклад [30,9 K], добавлен 21.04.2010

Внешняя сторона организации учебного процесса. Групповые, индивидуальные, классные, внеклассные, коллективные, аудиторные, фронтальные, внеаудиторные, парные, школьные, внешкольные формы обучения. Основные этапы учебного процесса, нестандартные уроки.

презентация [138,4 K], добавлен 25.08.2013

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе. Их особенности на уроках химии как фактор повышения мотивации обучения учащихся. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

дипломная работа [72,2 K], добавлен 05.08.2013

Психолого-педагогическая характеристика, особенности приема, обучения и трудового воспитания умственно отсталых школьников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Коррекционная роль трудового воспитания в условиях специальной школы.

Читайте также: