Проекты личностного становления кратко

Обновлено: 08.07.2024

В главах 2 и 3 мы обсуждали, как сравнительно устойчивые и свободные черты влияют на наше благополучие. Теперь давайте посмотрим, какое отношение они имеют к планомерной работе над ключевыми проектами.

Я также показал, что для того, чтобы понять жизнь и самих себя, нам нужно выходить за пределы сравнительно устойчивых черт. Необходимо всегда помнить про свободные черты. Мы обсуждали, как ключевые проекты могут требовать от нас нехарактерного поведения: невротичный человек способен на работе быть устойчивым, преподаватель-интроверт во время лекций может казаться экстравертом, а крайне доброжелательный общественный организатор иногда становится очень неприятным и ожесточенным, чтобы побороть социальную несправедливость. Нехарактерное поведение и проявление силы характера посредством свободных черт повышают вероятность успешной реализации ключевого проекта. Свободные черты провоцируют развитие и рост. К примеру, недавнее исследование показало, что, если попросить интровертов вести себя как экстраверты, их настроение поднимется, а уровень благополучия повысится. Таким образом, нехарактерное поведение способно приносить нам пользу. Но надо уметь вовремя остановиться: злоупотребление им может исчерпать наши ресурсы.

В первом случае изменение было навязано извне и сопровождалось недвусмысленной угрозой. Во втором инициатива исходила от автора проекта. Он представлял собой желанный способ самовыражения. Существуют все основания полагать, что добровольные проекты имеют больше шансов на успех, чем навязанные. В пользу этого говорит теория самоопределения – влиятельное учение о личности и мотивации, которое противопоставляет внутренние и автономно регулируемые цели тем, которые регулируются извне. Проекты, основанные на внутренней мотивации, чаще доводятся до конца и вносят в эмоциональное и физическое благополучие больший вклад, чем проекты с внешней мотивацией и контролем. Кажущийся парадокс, согласно которому проекты личностного роста связаны с депрессией и творчеством, разрешается при взгляде на происхождение данных проектов. Когда инициатива по самоизменению исходит лично от вас и ни от кого больше, у проекта появляется больше шансов на то, чтобы стать значимым, управляемым и жизнеспособным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Орден человеков, или Вертикаль личностного роста

Орден человеков, или Вертикаль личностного роста Вертикаль личностного роста привлекает многих. Мне занозу на эту тему посадил Олег Генисаретский, дав формулировку: "Святой — это тот, кто взошел по небесной лествице, но при этом остался живым. " Не могу сказать, что мне

Препятствия на пути личностного роста

Препятствия на пути личностного роста Видимо, невозможность достичь равновесия на другом, новом уровне жизненного пространства может быть препятствием на пути к развитию человека. Когда Левин описывает механизмы регрессии, он касается феноменов, являющихся в той или

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Воля к жизни

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Воля к жизни При изучении статистики возникает вопрос, почему в концентрационных лагерях был большой процент просто умерших людей. В рапортах цифры колеблются от 20 % до 50 % и не дают возможности вывести общее число.Дело в том, что, например, в Бухенвальде

Книга 1: Техники личностного роста САМОТЕРАПИЯ

Книга 1: Техники личностного роста САМОТЕРАПИЯ Мюриэл Шиффман показывает, как встретиться лицом к лицу с собственным прошлым, чтобы жить полноценной жизнью в настоящем. Ее простые техники самотерапии, предназначенные для всех и каждого, представлены в

Книга 2: Техники личностного роста ГЕШТАЛЬТ-САМОТЕРАПИЯ

Глава 2 Целевое и системное самоопределение

Самоопределение

Самоопределение Чтобы эффективно заниматься информационным культуризмом, полезно осознать свои индивидуальные особенности, которые сводятся к доминирующим достоинствам и недостаткам.В связи с этим полезно рассмотреть следующие теории.Теория первая – усиление

2.5.1. Самопредъявление, самораскрытие, самовыражение и самоопределение

2.5.1. Самопредъявление, самораскрытие, самовыражение и самоопределение Самопредъявление – один из механизмов саморегуляции личности и регуляции межличностных отношений, который стал интенсивно исследоваться в работах интеракционистов (Ч. Кули, Дж. Мид). Наиболее

Вариант 12 Запишись на курсы личностного роста!

Вариант 12 Запишись на курсы личностного роста! — Почему женщины так много времени и средств уделяют внешнему виду, а не развитию интеллекта? — Потому что слепых мужчин гораздо меньше, чем глупых. Пока все вокруг суетятся и жалуются на экономический кризис, послушай

49. Я пойду на курсы личностного роста, т. к. мне важно развитие

49. Я пойду на курсы личностного роста, т. к. мне важно развитие Намерение: ты считаешь себя неразвитым? Это не вариант.Переопределение: может, есть небольшой интерес к этому, но это можно отложить.Разделение: уточни стоимость, почитай отзывы, может, и желание

249. Я не пойду на курсы личностного роста, т. к. это для недоразвитых

249. Я не пойду на курсы личностного роста, т. к. это для недоразвитых Намерение: ты думаешь, это не эффективно? Пройди и убедись.Переопределение: да, это для еще не раскрывших свой потенциал, и поэтому…Разделение: на одно занятие сходи. Оценишь.Объединение: контингент

449. Я пойду на курсы личностного роста, т. к. мне важно развитие

449. Я пойду на курсы личностного роста, т. к. мне важно развитие Намерение: ты считаешь себя неразвитым? Это не вариант.Переопределение: может, есть небольшой интерес к этому, но это можно отложить.Разделение: уточни стоимость, почитай отзывы, может, и желание

9. Самоопределение

Естественно-научные знания о человеке, с какой бы точки зрения они ни вводились и сколь бы сложными и синтетическими ни были, не могут заменить педагогических проектов человека.

Механизмы проектирования оказались продуктивными и в сфере воспитания. Феномен коллективного воспитания, развивавшийся в российской педагогике в 20 — 30-е гг. XX в. параллельно с идеями проектирования, фактически явился переносом этих идей на целенаправленное преобразование личности в контексте коллектива. Метод перспективных линий с выстраиванием ближней, средней и дальней перспектив вполне можно расценивать в качестве одной из форм проектирования развития коллектива как совокупного субъекта. Этапы его последовательного развития соотносятся с качественной динамикой системы педагогических требований и функционально-ролевых межличностных отношений.

Проектирование коллективного творческого дела основывается на многократно апробированной методике организации прохождения шести стадий коллективного творчества, каждая из которых требует решения определенной педагогической задачи. Результат ее решения становится предпосылкой перехода к следующей стадии (См.: Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994).

Первая стадия связана с поиском интересного и полезного дела, которое сможет увлечь каждого из членов коллектива радостной перспективой. Необходимым условием успешности решения этой задачи является создание положительного эмоционального фона за счет использования вариативных приемов, среди которых могут быть побуждение, убеждение, стимуляции, заражение. Множественность рекомендуемых приемов обусловлена индивидуальными особенностями каждого из участников коллективного творческого дела.

Вторая стадия предполагает организацию коллективного планирования в условиях дробления структуры на микрогруппы. Это обеспечивает каждому возможность стать причастным к выработке общей перспективы через включение в структуру отношений коллективного творчества.

Четвертая стадия предполагает непосредственно проведение коллективного творческого дела. Центральной задачей при этом является индивидуальное присвоение совместно сформированного опыта заботы и гражданского отношения к окружающей жизни и себе.

Пятая стадия — коллективная рефлексия, закрепляющая индивидуальное отношение к происходящему. Она строится на трех очень простых и понятных каждому типовых вопросах. Два из них обращены в прошлое и носят оценочный характер: что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Последний вопрос ориентирован на перспективу: что хотелось бы предпринять в будущем?

Заключает технологическую цепочку стадия последействия, на которой осуществляются закрепление и обмен полученным опытом (деятельностным, ценностным, эмоциональным) между членами коллектива.

В качестве проектного результата в данном случае выступает не только и не столько коллективное творческое дело, сколько опыт творчества и особый вид отношений, названный И. П. Ивановым заботой. Система коллективных творческих дел ведет к накоплению опыта общей заботы в пространстве жизнедеятельности коллектива.

К разряду проектной деятельности, направленной на личностное становление, относится акмеологическое проектирование, или самопроектирование профессионального (жизненного) пути личности (биографическое проектирование). Этот вид проектирования порожден в образовательной практике последней трети XX в. новым пониманием функциональных систем человека, сопряженным с идеями акмеологии как науки о достижении профессионально-личностных жизненных вершин (Б.Г. Ананьев, Ю.А. Гагин, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова).

В основе акмеологического проектирования лежат принципы физиологии активности, разработанные Н. А. Бернштейном, делающие акцент на определяющей роли внутренней программы (образа, модели потребного будущего) в развитии функциональных систем. Новое концептуальное понимание активности, выводя функциональные системы за рамки индивидности и объединяя человека с другими людьми, актуальной зоной действительности, открывает возможность описать процессы развития и движения образов субъективной реальности к их жизненным вершинам (акмэ).

В качестве примера проиллюстрируем логику осуществления акмеологического проекта, целью которого является становление педагогического мастерства (Региональная акмеологическая служба в системе образования. 1995. - С. 117-128).

На начальном этапе определяется круг лиц, составляющих контекст деятельности педагога (сам учитель, ученик, родитель, акмеолог, другие лица). Предполагается, что процесс вхождения в проектирование сопряжен с первичным осознанием всеми его участниками, взрослыми и детьми, общезначимых целей общения и воспитания и принятием их в качестве императива. В ходе многоплановой рефлексии целей проекта происходит осознание возможных вершин, которых можно достигнуть в педагогическом процессе каждому из его участников в их взаимодействии. Акмеолог оказывает помощь в организации рефлексии и согласовании целей и мотивов самосовершенствования участников проекта (ученика, родителя, учителя).

На этом этапе необходимо выявить значимые характеристики деятельности и личности, которые в дальнейшем имеет смысл подвергнуть системному анализу. Выявление инвариантных характеристик завершается составлением двух аналитических матриц для исследования деятельности и личности. На основе матричных данных составляются акмеологические пары из инвариантных свойств личности и деятельности, которые внутренне связаны и в силу этого способны взаимоусиливаться либо взаимоослабляться. Каждая пара оценивается участником проектирования с точки зрения достижимости цели. Фактически он принимает решение о своей способности работать в проекте с выделенными характеристиками. Здесь активно используются приемы рефлексии с опорой на свой опыт.

Сетевые проекты

Под сетевым проектом в международной практике понимается любой проект, организованный в рамках того или иного сетевого сообщества.

В сетевом режиме все большую популярность приобретают телекоммуникационные образовательные проекты. В последние годы издано довольно много учебно-методической литературы (см. список), где подробно освещены методологические и организационно-методические аспекты работы педагога в режиме телекоммуникационных проектов, в том числе в части, касающейся их технического обеспечения. В рамках данного пособия мы останавливаемся только на некоторых особенностях проектной деятельности педагога, связанных непосредственно с педагогическим контекстом сетевого взаимодействия.

Основу телекоммуникационного проекта составляет совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата (Е.С. Полат). По словам инициаторов и организаторов работы в режиме телекоммуникационных проектов основной целью обучения в них становится развитие самообразовательной активности, которая направлена на освоение нового опыта в условиях сетевого взаимодействия.

Общие требования к такому проекту:

- возможность совместного обсуждения решения общих проблем в реальных условиях;

- использование различных форм информационного поиска;

- активная работа в телекоммуникационных сетях, требующая систематизации и четкости мысли, выражаемой в письменном виде;

- обмен текстовой, цифровой, графической информацией в режиме анализа и синтеза идей;

- возможность сбора и сопоставления данных по регионам (на уровне поиска общих тенденций, организации сравнительного исследования явлений, процессов, проблем, вариантов их решений);

- возможность многократного использования текстовой информации;

- встроенность тематики проектной деятельности в общий контекст воспитания и обучения.

Стандартные этапы организации проектной деятельности в рамках телекоммуникационных проектов дополняются некоторыми специфическими действиями и задачами. При этом происходит значительное увеличение нагрузки на руководителей и координаторов проекта. Это становится заметным уже на предпроектном этапе, где предстоит решить ряд специфических задач. В их круг входит:

- необходимость анонсирования проекта на всем реальном и виртуальном пространстве, где могут обнаружиться потенциальные участники;

- выбор и назначение целесообразного временного промежутка для регистрации и подачи письменных заявок, поскольку будущих проектантов разделяют порой значительные расстояния;

- педагогическое обеспечение гарантий того, что каждый из участников готов к сетевому взаимодействию в мотивационном, техническом и коммуникативном плане (вопрос компьютерной грамотности и социальной, коммуникативной, компетентности);

В рамках телекоммуникационных проектов технология педагогического влияния задана через регламентированную модель организации совместной деятельности. Внешняя объективная структура задания инициирует накопление внутренних субъективных изменений. Обучение осуществляется через приобретение опыта деятельности в сложной информационно-коммуникативной системе разновозрастных отношений, включающей как телекоммуникационный пласт, так и реальное общение в составе группового (коллективного) субъекта.

В этой ситуации многим людям требуются дополнительные внешние стимулы для поддержания общения и продолжения работы, особенно в тех случаях, когда возникают серьезные затруднения. Поэтому педагогам приходится изобретать особые приемы оживления, очеловечивания, окультуривания текстов, которыми обмениваются участники проекта. Для этого вводятся определенные правила коммуникации, формулы общения, запреты на ряд оборотов и слов, система значков, несущих эмоциональную нагрузку, и др.

Приведем пример правил, разработанных в одной из народных школ Швеции, которые предлагает лидер проекта его участникам.

Для того чтобы курс обучения прошел успешно, я надеюсь, что:

1. ваше участие будет способствовать созданию благоприятной учебной атмосферы, где можно будет высказывать свою точку зрения и обмениваться мнениями с другими. Это означает, что вы готовы к работе в отрытом диалоге, частому посещению web-странички с собственными идеями, мнениями, принимаете на себя ответственность за тех, кто участвует в работе вместе с вами;

2. вы систематически будете обнаруживать свое присутствие в сети в соответствии с намеченной частотой посещений. Это предполагает, что вы регулярно появляетесь в виртуальной классной комнате. Например, чтобы рассказать, как идет работа, как продвигается выполнение задания, что происходит с вами вне контекста курсов и др. Как лидер группы я думаю, что целесообразно, если участники заявляют о себе не реже чем раз в три дня. Это очень важно, чтобы продуктивно продолжать работу;

3.вы будете постоянно общаться с лидером курсов и другими участниками нашего проекта, чтобы обсуждать планы и ход совместной деятельности. Молчание губительно для наших курсов. Выходите на контакт со мной, если что-то будет вас беспокоить или возникнут затруднения (учебные, технические, личностные);

4.ваша работа над проектом будет идти в соответствии с установленным временем и рабочим планом. В выполнении индивидуальных заданий в рамках группового проекта будьте особенно внимательны к срокам предъявления результата. Любую дополнительную информацию, которая вам для этого понадобится, вы можете получить от меня в течение 24 часов с момента поступления запроса;

5.вы постоянно будете обдумывать и оценивать свой вклад в выполнение учебных заданий и собственное продвижение в рамках курсов, тем самым принимая на себя ответственность за его успешность.

По мнению опытных лидеров проектов, подлежат регламентации:

-длительность общих каникул, перерывов в совместной работе;

-правила лингвистической дисциплины в коммуникации (недопустимость оскорблений, использования ненормативной лексики, неуважительного обращения друг к другу, резких оценочных суждений и др.);

-диапазон использования программ и форматов, ориентированный на различия в технической готовности и оснащенности участников сетевой работы;

-границы использования паролей доступа к проектным материалам и участникам проекта.

Международные проекты

Еще один из видов проектной деятельности связан с участием педагогов в международных проектах. Пространственная специфика международной проектной деятельности заключается в том, что она осуществляется на территории разных государств и регионов, в сетевом пространстве, пространстве межкультурного и межнационального общения.

Практика показала, что международные проекты являются эффективным средством интернационализации образовательного пространства. Проектирование осуществляется на основе совместного опыта преобразования педагогической действительности в условиях демократизации, гуманизации, гуманитаризации, децентрализации управления образованием, развития форм социального партнерства, инновационного менеджмента.

Можно зафиксировать несколько уровней развития опыта международной проектной деятельности (Подход, предложенный М.Н. Певзнером):

- уровень локальных международных контактов или период первоначального накопления опыта совместной деятельности по отдельным, интересующим организации-партнеров, направлениям деятельности и проблемам;

- уровень научно-педагогической кооперации, основанной на социальном партнерстве и достаточно развитой организационной культуре проекта;

- международное стратегическое партнерство, основанное на долгосрочных программах совместной деятельности.

Таким образом, логика развития проектной деятельности в международном контексте связана с движением:

- от предметно-тематических к междисциплинарным проектам;

- от билингвальных к мультилингвальным, кросскультурным, многонациональным сетевым проектам;

- от учебной к исследовательской и научно-образовательной тематике;

- от поисков разовой грантовой поддержки до построения путей долгосрочного программного сотрудничества на основе специальных соглашений, заключаемых на уровне ведущих учреждений и органов управления.

За десять лет активного участия российских специалистов в международных проектах внутри педагогического сообщества сложилась определенная проектная культура, соответствующая требованиям мировой практики.

Материалы, приведенные в главе, взятые из опыта проектной деятельности, проводившейся в 1992—2004 гг. в регионах России при поддержке Совета Европы, Британского Совета, Шведского института, Фонда Джорджа Сороса, Гуманитарного фонда (РГНФ), а также ряда международных общественных академий и организаций, позволяют сделать некоторые обобщения, касающиеся специфики проектной деятельности в рамках международного сотрудничества.

Особенности совместной работы в проекте российских и зарубежных участников обусловлены тем, что международное проектирование обычно направлено на решение образовательной проблемы, уже нашедшей продуктивное воплощение в культуре других стран, которые в силу этого становятся партнерами. При общей логике организации проектной деятельности ее международный вариант имеет ярко выраженную специфику. Прежде всего, она обусловлена разностью культурных контекстов проектирования. Это порождает некоторые типичные трудности.

Первая из них связана с необходимостью ценностно-смыслового согласования стратегии действий и формированием общего категориально-понятийного аппарата. Без этого невозможно установление ни профессионально-педагогической, ни просто межличностной коммуникации. Помимо того, что для российских специалистов все еще продолжает оставаться большой проблемой общение на иностранном языке, существует лингвистический барьер и разный социально-культурный контекст, затрудняющий понимание специальных терминов и организацию продуктивного диалога.

Неслучайно составной частью некоторых проектов становится подготовка билингвальных словарей или справочников, позволяющих сравнить понятийную систему педагогик разных стран, связанную с разрабатываемой проблемой.

Успешность проекции зарубежного опыта на российскую действительность неизбежно опосредована позицией наших педагогов и администраторов образования. Проектная информация преломляется в их сознании, обусловливаясь сложившимся опытом, системой социально-педагогических отношений и критериев оценки, принятых в отечественном профессиональном сообществе. Объективная необходимость в преобразовании внутренней позиции участников усиливает адаптационную функцию деятельности в рамках международного проектирования. С одной стороны, требуется социально-психологическая адаптация российских участников к подходам, принятым в зарубежной практике. С другой — адаптация позитивного опыта, накопленного в условиях зарубежья, к социокультурной ситуации России. С третьей — адаптация зарубежных партнеров к организационно-коммуникативной системе, на основе которой осуществляются педагогические преобразования в нашей стране. Например, по отзывам западных партнеров, они нередко испытывают трудности в деловом взаимодействии, когда речь заходит о работе с отрицательной информацией (диагностической или экспертной) или возникает необходимость смены партнеров с одной из сторон — участников проекта.

Стратегия проектной деятельности основана в данном случае на интеграции разнородного опыта, что предполагает:

- поисковое изучение проблемы в реальном или виртуальном режиме;

сравнение ситуации в своей стране (регионе) и за рубежом (в другом регионе);

- предварительную экспертную оценку перспектив интеграции;

- выбор объекта проектирования на основе интеграции опыта.

Логика организации международного проекта. На начальном этапе любого международного проекта перед организаторами проекта встают две основные задачи: предоставление участникам предпосылочной (базовой) информации, необходимой для вхождения в международный контекст проектирования, и формирование совокупного субъекта необходимого масштаба и уровня готовности к восприятию иного опыта. Им может стать творческая или пилотная группа, команда, коллектив, специально формируемая социально-образовательная сеть.

Первая задача решается на практике различными путями:

- проведение обучающих семинаров зарубежными носителями опыта;

- посещение страны-партнера для ознакомления на месте с тем, как решается та или иная проблема;

- работа с литературой, где представлен опыт работы, интересный участникам проекта;

- организация тематических встреч и предметных консультаций с зарубежными и отечественными специалистами.

Вторая задача объективно возникает в связи с коллективным характером цели проектной деятельности, которая всегда становится результатом договоренности, согласования между всеми участниками. Многие педагогические проекты так и остались нереализованными из-за невнимания их организаторов к формированию адекватных ситуаций международного взаимодействия информационно-коммуникативных связей и отношений между их участниками. В международных проектах неизбежно возникает проблема согласования смыслов и ценностей, поиск путей продуктивного обучения. Опыт показывает необходимость квалифицированного научного руководства и консультирования проекта с российской стороны.

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .

1. Общий алгоритм педагогического проектирования
(Сергей Яковлевич Батышев) включает …шагов,
первым из которых является….
2. … - это проверка созданной формы проекта
сторонними специалистами, а также людьми,
заинтересованными в его реализации.
3. Ирина Аполлоновна Колесникова выделяет 4
этапа педагогического проектирования: 1)…, 2)…,
3)…, 4)…
4. … – мыслительная деятельность по поиску
оснований для формирования идеального
представления о будущем состоянии объекта
(предмета) и способе его проектирования.
5. Послепроектный этап подразумевает: 1)… и 2)…

2. Ответы

1. 14, анализ объекта проектирования.
2. Экспертная оценка проекта.
3. Предпроектный (предварительный,
стартовый) этап. Этап реализации проекта.
Рефлексивный этап. Послепроектный этап.
4. Концептуализация.
5. Распространение (диссеминация)
результатов и продуктов проектной
деятельности. Выбор вариантов
продолжения проекта

3. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

4. ПЛАН

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Учебные проекты.
Досуговые проекты.
Социально-педагогические проекты.
Проекты личностного становления.
Сетевые проекты.
Международные проекты.
Преимущества и трудности реализации
различных видов проектов.

5. 1. Учебные проекты

• Учебный проект – это организационная
форма работы, ориентированная на изучение
законченной учебной темы или учебного
раздела и составляющая часть стандартного
учебного курса или нескольких курсов.
• Реализуется в ходе совместной деятельности
учащихся, носящей характер партнерства и
направленной на решение проблем,
значимых для участников проекта. Эта
деятельность имеет общую цель и
согласованные способы деятельности

• Для педагога основным содержанием учебного
проектирования является изменение учащегося
(новые знания, умения, навыки, отношения), для
учащихся – самостоятельная реализация
учебного проекта.
• Сфера приложения активности учащихся
контекстно задана предметной областью
(отдельным учебным предметом) или учебной
проблемой, носящей межпредметный характер.
• Для учителя важно соотнести содержание
проектной деятельности учащихся с
содержанием образования на данном этапе
обучения

7. 2. Досуговые проекты

9. 3. Социально-педагогические проекты

• Под социально-педагогическим проектированием
понимается возможность преобразовать
социальные процессы, явления, условия с
помощью педагогических средств.
• Каждый социально-педагогический проект имеет
свою общественную миссию.
• Его цель – инициирование с помощью
педагогически организованных действий
процесса, способного привести к позитивным
изменениям в социальной среде

• Специфический контекст социальнопедагогического проекта формируют отношения
социального партнерства.
• Социальное партнерство – добровольное и
равноправное взаимодействие в проектной
деятельности различных общественных и
государственных сил, людей разных возрастов и
социального статуса.
• Педагогический потенциал проекта направлен
не социализацию его участников, их осознанную
адаптацию к существующим условиям; на
формирование умения продуктивно
взаимодействовать с окружающим социальным
пространством, улучшая его по мере своих сил и
тем самым решая свои проблемы

11. 4. Проекты личностного становления

• Акмеологическое
проектирование (биографическое
проектирование) –
самопроектирование жизненного
(профессионального) пути
личности.
• Этот вид проектирования возник в
последней трети ХХ века.
• В основе лежат принципы
физиологии активности, делающие
акцент на определяющей роли
внутренней программы (образа,
модели потребного будущего) в
развитии функциональных систем
(Николай Александрович
Бернштейн)

13. 5. Сетевые проекты

• Сетевой проект – проект, организованный в
рамках сетевого сообщества.
• Он может осуществляться в социальном
(безмашинном) варианте, с помощью
компьютерных сетей, в смешанном варианте
(сочетание очных сессий и использования
телекоммуникационных связей).
• Такую проектную деятельность характеризует
сочетание скоординированности совместных
действий и их неформального характера;
возможность свободного входа и выхода,
гибкость, демократичность, диалоговость,
толерантность

• В сетевом режиме наиболее
популярны
телекоммуникационные
образовательные проекты.
• Основу телекоммуникационного
проекта составляет совместная
учебно-познавательная, творческая
или игровая деятельность,
организованная на основе
компьютерной телекоммуникации,
имеющая общую цель,
согласованные методы, способы
деятельности, направленные на
достижение общего результата
(Евгения Семеновна Полат).
Полат Евгения
Семеновна
(1937 – 2007),
д.п.н.,
профессор

15. 6. Международные проекты

Уровни международной проектной
деятельности (Михаил Наумович
Певзнер):
• локальных международных контактов
по отдельным, интересующим
организации-партнеров,
направлениям деятельности и
проблемам;
• научно-педагогической кооперации,
основанной на социальном
партнерстве и достаточно развитой
организационной культуре проекта;
• международного стратегического
партнерства, основанного на
долгосрочных программах
совместной деятельности
Певзнер
Михаил
Наумович
(1951 г.р.),
д.п.н.,
профессор

17. 7. Преимущества и трудности реализации различных видов проектов

Вид проекта
Сетевые проекты
Международные
проекты
Сетевые
международные
проекты
Преимущества
Трудности
реализации

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

10. Виды проектов (учебный, досуговый, в системе профессиональной подготовки, социально-педагогический, личностного становления).

Описывая особенности проектов, наиболее часто встречающихся в современной образовательной практике, И. А. Колесникова выделяет:

Учебный проект. Он представляет собой организационную форму работы, ориентированную на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляющую часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.

Такие проекты реализуются в ходе совместной (учебно-познавательной, исследовательской, игровой) деятельности обучающихся, носящей характер партнерства и направленной на решение проблем, значимых для участников проекта. Эта деятельность имеет общую цель и согласованные способы деятельности.

Современный учебный проект сочетает в себе образовательные возможности и исследования, и эксперимента. Основным содержанием учебного проектирования для педагога является изменение учащегося (новые знания, умения, навыки, отношения) на основе проектной деятельности. Учебные проекты используются сегодня практически на всех ступенях непрерывного образования: школьного, вузовского, последипломного, неформального.

Досуговые проекты . Педагогическое проектирование может входить составной частью в систему работы любого специалиста сферы образования, в том числе работающего в сфере досуга.

В самом общем виде оно включает предварительную разработку основных компонентов предстоящей деятельности педагогов и воспитанников, которая может быть встроена в более широкую систему подготовки к организации отдыха, но может стать вполне самостоятельным процессом.

В результате рождаются разные виды проектов. Под каникулярным проектом подразумевается определенный документ, в котором описывается с разной степенью точности и в разных масштабах процедура создания и действия педагогических систем, процессов, ситуаций, развивающихся и функционирующих в каникулярное время. Таким документом может быть программа деятельности загородного лагеря или концепция воспитательной работы школы в каникулярное время, сценарий какой-либо педагогической акции, план работы на смену, положение о детском фестивале и др.

Проекты в системе профессиональной подготовки . Проектирование является обязательной частью профессионального обучения. В качестве его продуктов хорошо известны учебные и технические проекты.

В опыте вузовского обучения проектная деятельность используется в разных направлениях. С одной стороны, традиционно (особенно в технических вузах) дипломное проектирование является обучающей и одновременно контролирующей формой организации подготовки специалиста. Создание курсового или дипломного проекта выступает в качестве результирующего акта, свидетельствующего о способности студента к самостоятельному созданию и публичному предъявлению профессионального продукта.

Целью технического проектирования на этапе профессионального обучения может быть не только создание нового объекта (инновационного продукта), но и придание ему нового, более высокого качества или изменение условий его существования.

Социально-педагогические проекты . Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств.

Каждый социально-педагогический проект имеет свою общественную миссию (назначение). Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде.

Специфический контекст социально-педагогического проекта формируют отношения социального партнерства. Под социальным партнерством в данном случае понимается добровольное и равноправное взаимодействие в проектной деятельности различных общественных и государственных сил, людей разных возрастов и социального статуса.

Педагогический потенциал данного вида проектов направлен на

- социализацию его участников, их осознанную адаптацию к существующим условиям;

-на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, улучшая его по мере своих сил и тем самым решая свои проблемы.

Акмеологическое проектирование (биографическое проектирование) – самопроектирование жизненного (профессионального) пути личности.

В основе лежат принципы физиологии активности, делающие акцент на определяющей роли внутренней программы (образа, модели потребного будущего) в развитии функциональных систем (Николай Александрович Бернштейн)

Смысл и содержание реализации акмеологических проектов в том , что человек, осознавая свои жизненные проблемы, стремится достигнуть желаемых целей через гармонизацию состояния.

10.Осуществите экспертную оценку успешности проекта (на выбор студента).

Примером набора экспертных признаков отбора проектов может быть набор условий, используемых Российской программой экономических исследований:

1. Актуальность темы исследования, четкость постановки задачи.

2. Использование современной научной методологии, проработанность и оригинальность метода исследования.

3. Наличие необходимых данных.

4. Опыт заявителя и его/ее знакомство с научными работами в соответствующей области.

5. Значимость проекта для решения насущных проблем российской экономики.

6. Реалистичность и эффективность плана работы над проектом.

7. Уровень презентации проекта и участие соискателя в работе научного семинара Программы.

8. Содействие профессиональному росту исполнителей.

Пример успешной экспертной оценки проекта

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ:

молодежных проектов в сфере информационных технологий.

Миссия: Формирование в России поколения молодых технологических

предпринимателей в сфере информационных технологий, способных создавать

лидирующие на мировом рынке продукты.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

1) создать уникальную площадку для взаимодействия и профессионального развития

с целью поиска и содействия продвижению IT — разработок на российском и

2) объединение специалистов в профессиональное сообщество с целью повышения

3) повышение престижа профессии разработчика;

4) популяризация IT-сферы среди молодежи.

и окружных IT-школ (форумов) в рамках которых проходит интенсивная

образовательная программа, а завершается мероприятие конкурсом проектов,

победители которого получают по 100 000 рублей на реализацию своего проекта и

получат возможность принять участие во Всероссийском молодежном

Оценка экспертной группы

Востребованность проекта/программы для системы образования Самарской области

Актуальность заявленной темы для образования Самарской области

Новизна (инновационность) проектной идеи
(создание абсолютно нового, неизвестного до настоящего времени продукта, или совершенствование существующей образовательной ситуации, предложение альтернатив развития инновационной идеи и т.п.)

Масштабность инновационного проекта
(уровень и значимость инновационной деятельности для образовательной практики на региональном, (меж)муниципальном уровнях и уровне образовательной организации)

региональный уровень – 3 балла

муниципальный (межмуниципальный) уровень – 2 балла

уровень образовательной организации – 1 балл

Системность инновационного проекта
(фрагментарный или системный характер проекта, то есть рассматривается ли в нем содержание образования или сценарий отдельного урока, разработаны и представлены образовательные технологии или отдельные педагогические действия и т.п.)

Эффективность инновационного проекта
(что произойдет в образовательной практике с введением данного инновационного проекта: улучшение, существенное обогащение образовательной теории или практики, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации)

Транслируемость проектной идеи
(возможно ли тиражирование представленной инновации или идея может существовать (быть реализована) только в конкретных условиях)

Содержательная, организационная и техническая проработанность проекта

Корректность формулировки темы проекта

Полнота инновационного проекта
(должна быть представлена анализом реальной образовательной ситуации; концепцией проекта, включающей проектную идею, описание проблем, постановку цели, формирование задач, содержательную и организационную модели образовательной системы или их фрагменты; может быть представлен план реализации проекта с ресурсным обеспечением; реальность сроков выполнения основных этапов)

Согласованность структурных частей проекта
(взаимосвязь анализа ситуации и описания проблем, которые необходимо разрешить; концепции, цели и задач инновационного проекта; необходимых ресурсов (технологические, организационные, профессиональные, финансовые, материально-технические и т.д.)

Соответствие инициативы нормативным документам РФ, Самарской области; нормам и правилам охраны жизни и здоровья учащихся

Степень встраивания инновационного проекта в нормативно-правовое поле субъекта инновации

Наличие предпосылок для осуществления проекта

Реалистичность инновационного проекта
(соответствие идей, целей и задач проекта и реальной образовательной ситуации, имеющимся ресурсам; наличие анализа ресурсов, необходимых для осуществления инновации)

Реализуемость инновационного проекта
(наличие, вовлеченность и согласованность действий других субъектов образовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации)

Инструментальность (управляемость) проекта
(наличие организационных форм, способов и плана действий по реализации проекта)

Обоснованность устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации (наличие определения критериев и процедур оценки результатов инновации)

Читайте также: