Что помогает понять человеку светская этика кратко

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Что такое светская этика? Этика- это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Этика-" — Транскрипт:

1 Что такое светская этика? Этика- это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Этика- это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они поступают так или иначе. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путем она достигается. Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они поступают так или иначе. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путем она достигается. Этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.

2 Культура и мораль Культура включает в себя предметы человеческого труда(материальная культура), а также представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила (духовная культура). Культура включает в себя предметы человеческого труда(материальная культура), а также представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила (духовная культура). Особый вид духовной культуры – мораль- система норм и ценностей, регулирующих поведение людей. Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. В результате появилась потребность поддерживать хорошие поступки и запрещать плохие поступки. Эти знания постепенно перешли в нормы поведения. Особый вид духовной культуры – мораль- система норм и ценностей, регулирующих поведение людей. Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. В результате появилась потребность поддерживать хорошие поступки и запрещать плохие поступки. Эти знания постепенно перешли в нормы поведения.

3 Моральные нормы не имеют документального оформления. Моральные нормы не имеют документального оформления. В обществе есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Это прокуратуры, суды, милиция. Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание. В обществе есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Это прокуратуры, суды, милиция. Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание.

4 Добродетель и порок. Добродетель выражает стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом. Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называются пороками.

5 Моральный выбор человека. Моральный выбор-это выбор между различными способами поведения. Моральный выбор-это выбор между различными способами поведения. Выбор между нравственным и безнравственным поведением. Выбор между нравственным и безнравственным поведением. Поэтому можно сказать, что моральный выбор –это результат стойкости характера. Поэтому можно сказать, что моральный выбор –это результат стойкости характера.

6 Справедливость. Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград, наказаний, доходов. Какими моральными правилами нужно руководствоваться, чтобы справедливо относиться к другим? -Избегать в своих действиях зла (унижение достоинства, обмана и насилия). -Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не людьми, у которых они есть. -Признавать правоту других людей, быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения. -Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех.

7 Нравственный поступок. Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями. Это осознанное действие, с определенной целью. Нравственный поступок имеет особые признаки. 1.Мотив поступка. 2.Цель поступка 3.Средства достижения цели. 4.Само действие. 5.Результат поступка. Это то, ради чего человек действовал.

9 Стыд, вина, извинение. Стыд – это тяжелое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми. Стыд -ответственность за поступок перед другими людьми. Вина –это переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой. Вина ответственность перед собой. Чтобы избавиться от чувства вины, нужно извиниться перед тем человеком, которого вы обидели.

10 Честь и достоинство. Честь – это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация. Достоинство- это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность.

11 Нравственные идеалы. Рыцари-воины, которые несли службу в войсках сеньоров (землевладельцев). Рыцари получали особое рыцарское воспитание, участвовали в турнирах. Джентльмен - считался мужчина благородного происхождения образованный, воспитанный. Джентльмен разбирался в различных вопросах, имел широкий кругозор. Леди - образованная воспитанная женщина, которая следует в жизни строгим нравственным правилам. Сдержанна, добра, приветлива, элегантна. Леди занимались помогали сиротам.

12 Совесть. Совесть-это переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. Совесть заставляет человека размышлять о своих поступках, критически их оценивать.

13 Этикет. Этикет – это правило хорошего поведения. Правил этикета много. А вот основа у всех правил одна - здравый смысл и уважение к другим людям.

14 Семейные праздники. Праздник – это веселье, торжество, которое устраивается по какому- либо поводу. Каждый праздник имеет свой порядок проведения- ритуал. Праздники бывают государственные, общественные, семейные, церковные.

15 Жизнь человека- высшая нравственная ценность. Высшая ценность для человека – это его жизнь. Только живя, человек может радоваться и печалиться, веселиться и грустить, любить и дружить. Жизнь каждого человека –огромная ценность для его близких, родных и друзей. Жизнь каждого человека ценна для общества, о здоровье людей, их жизни в старости заботятся специальные организации.

16 Любовь и уважение к Отечеству. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! А.С.Пушкин. А.С.Пушкин..

17 Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона. Нас всех объединяет любовь- к своей семье, к близким людям, к своей малой и большой Родине, к нашей России. Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона. Нас всех объединяет любовь- к своей семье, к близким людям, к своей малой и большой Родине, к нашей России. Любовь – основа нашей жизни. Каждый человек хочет чтобы его любили.Ценность любви не в том, что любят вас, а в том, что вы способны любить других. Любовь – основа нашей жизни. Каждый человек хочет чтобы его любили.Ценность любви не в том, что любят вас, а в том, что вы способны любить других. Любовь – это служение. Служение проявляется прежде всего в делах на благо людей, на благо нашей Родины. Любовь – это служение. Служение проявляется прежде всего в делах на благо людей, на благо нашей Родины.


Вы живёте среди множества людей, и каждый день вам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для вас лично, но и для окружающих. Например, ваших родителей или одноклассников.

Но как же тяжело иногда сделать правильный выбор!


А как вы думаете, почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? Как наградить человека, сделавшего добро? Как не делать зла? Как сделать жизнь людей лучше?

На все эти и многие другие вопросы помогает ответить такая наука, как этика.

Это наука, которая рассматривает все поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель.

Принято выделять религиозную и светскую этику.

От нарушения этих правил человека прежде всего должна останавливать возможность Божественного наказания за совершённые им плохие поступки.

В отличие от религиозной, светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло. Что только от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим, и что только он сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.

Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок 2. Что такое светская этика

Прверка домашнего задания
Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России.
Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей родине России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?
Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они поступают так или иначе. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путём она достигается.
В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых.

Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?
Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше?
Как наградить человека, сделавшего добро?
Как не делать зла? Как сделать жизнь людей лучше?
На все эти вопросы помогает ответить этика.

Проверьте свои знания.

1.Основателем науки этика был:
а) Аристотель,
б) Аристофан,
в) Рафаэль,
г) Геродот.

Проверьте свои знания.
3. Этика изучает:
а) мораль,
б) нравственность,
в) природу,
г) законы.
4. Этика помогает человеку:
а) самостоятельно совершать поступки,
б) становиться лучше,
в) строить отношения,
г) верны все ответы.

Вставьте пропущенное слово.
5. ___________________ - это наука о поступках и отношениях между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.
6. Мораль и ____________________ означают привычки, обычаи, правила поведения людей с точки зрения представлений о добре и зле.

Проверьте свои знания.
7. Выберите из предложенного списка те вопросы, на которые отвечает светская этика.
А) Как сделать жизнь людей лучше?
Б) Как развивается человек?
В) Как было создано общество?
Г) Какие поступки хорошие?

Проверьте свои знания.
8. Выберите из предложенного списка те правила поведения, которые определяются светской этикой.
А) Правила поведения в общественном транспорте.
Б) Правила поведения в армии.
В) Правила поведения в школе.
Г) Правила поведения в музее.

Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами культура,
моральный,
этический.

Подготовка к беседе с членами семьи
Что ты расскажешь членам своей семьи о том, что такое мораль, нравственность, этика?

Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?

Запишите в тетрадь определения
Культура –уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.
Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.
Мораль (нравственность)– это привычки, обычаи, правила поведения, т.е. нравы.

Самостоятельная творческая работа учащихся.
Задание: подберите синонимы к словами Россия, отечество, патриот, президент духовные ценности.
(В виде таблицы. Работа проводится в группах.)

- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
- Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина.
- О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

Запись в тетрадь терминов и понятий.

Патриот – человек, который любит свою Родину.

Отечество, Родина –страна, в которой родился.

Россия – название нашего государства.

Флаг – символ государственной власти.

2. Расскажи членам своей семьи о том, что такое культура, мораль, нравственность, этика.
Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?

Цель: формирование у обучающихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии этики и нравственности.

Задачи:

Планируемые результаты: учащиеся узнают, что такое этика и кто её основал, познакомятся с видами этики, главными этическими нормами, значением этики в жизни общества и каждого человека.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания.

Виды деятельности: беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, творческая работа с текстом, самостоятельная работа с источником информации.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап. Самоопределение к деятельности

Слайд 1.

- Ребята, как называется модуль, который мы с вами изучаем?

- Как вы думаете, на какие вопросы нам сегодня предстоит ответить?

Слайд 2.

- На сегодняшнем уроке вы узнаете о том, что изучает этика, какие бывают виды этики. Узнаем, кто и для кого основал эту науку. Кроме этого, нам предстоит познакомиться и с другими важными понятиями, без которых изучение нашего предмета невозможно.

II. Информационно-аналитический этап. Работа по теме урока

1. Работа со словарём.

Учащиеся находят в словаре и зачитывают значение данного слова. Слайд 3.

2. Чтение и анализ учебной статьи (с. 6-7).

- Откройте учебник на стр. 6.

- Запишите определение слова в рабочие листы.

- Прочтите в рабочих листах задания 2, 3, 4.

- На какие вопросы нам ещё предстоит найти ответы?

- Дочитайте учебную статью до конца и найдите ответы на данные вопросы.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Читают учебную статью, самостоятельно выписывают ответы на вопросы 2, 3, 4.

III. Физминутка

IV. Работа по теме урока

1. Коллективная работа.

- Кого считают основателем этики? (Аристотеля.)

Слайд 5.

- Действительно эту науку в VI веке до нашей эры основал древнегреческий учёный Аристотель.

Слайд 6.

В Древней Греции было много философов. Были созданы философские школы. Всего в

Древней Греции насчитывалось около 300 философских школ.

Слайд 7.

(Слайд 7. имеет звуковое сопровождение: краткое описание фрески.)

Слайд 8.

Аристотель считал этику частью философии.

Слайд 9.

Все мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Вот об этом нам и расскажет этика. Этика - это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо.

2. Работа с учебником.

- Что изучает этика? (Учащиеся ищут ответ в учебнике на с. 6.)

Слайд 10.

Этика изучает мораль. Слово мораль пришло к нам из Древнего Рима.

Слайд 11.

- Что означает слово мораль? (Ответы детей (по статье): привычки, обычаи, правила поведения.

- Как одним словом можно назвать привычки, обычаи, правила поведения? (Нравы.)

Слайд 12.

Вывод: слова мораль, нравственность, этика – синонимы.

(Дети проверяют свой ответ на вопрос 4.)

- Как вы думаете, чтобы не сделать больно другим людям, не обидеть их ни словом, ни поступком, какими мы должны быть? (Ответы детей.)

- Вежливость и доброжелательность являются первостепенными нравственными нормами.

Слайд 13.

- В каких вопросах помогает нам разобраться этика? (Ответы детей по статье.)

3. Работа в группах.

Слайд 14.

- В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты.

1 гр. – запишет положительные черты человека.

2 гр. – отрицательные черты человека.

4. Проверка работы групп.

Слайд 15.

Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, воруют, грубят, обижают слабых.

Слайд 16.

- Почему же так происходит?

- Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?

- Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?

- Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?

- Как наградить человека, сделавшего добро?

- Как не делать зла?

- Как сделать жизнь людей лучше?

- На все эти вопросы помогает ответить этика.

5. О каких видах этики вы прочли в учебной статье? (Ответы детей. Этика бывает религиозной и светской.) Слайд 17.

- Что она предполагает? (Человек сам может определить, что такое добро и что такое зло; от человека зависит хорошим он станет или плохим; человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.)

Слайд 18.

- Что такое религиозная этика? (Нормы поведения, предписываемые религией.) Запись определения в рабочие листы.

Слайд 19.

- Что такое светская этика? (Нормы поведения, принятые в гражданском обществе.) Запись определения в рабочие листы.

Слайд 20.

- Что общего между религиозной и светской этикой? (И религиозная и светская этика предписывают людям моральные, нравственные нормы поведения.)

Слайд 21.

- Нужна ли нам этика? (Да, нужна.)

- Для чего? (Помогает строить отношения с людьми, самостоятельно совершать добродетельные поступки, помогает нам стать лучше.)

V. Подведение итогов урока

Слайд 22.

- Что такое этика?

- Какая бывает этика?

- Что такое светская этика?

- Что предполагает светская этика?

- Что такое религиозная этика?

- Что такое мораль?

- Назовите синоним слову мораль?

- Кто является основателем этики?
- Что бы ты мог рассказать об этике своей семье, другу?

VI. Рефлексия учебной деятельности

Слайд. 23-24

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам достичь ее?

- Обведите или раскрасьте тот смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке: достижениям на уроке.

VII. Домашнее задание

Читайте также: