Варавва это кто кратко

Обновлено: 02.07.2024

Варавва ( Мф. XXVII, 16 ) – сын Аввы, известный преступник в Иерусалиме, содержавшийся в темнице за возмущение и убийство, во время суда Пилата над Господом Иисусом. В некоторых древних списках и переводах Библии, как, напр., армянском, означенный преступник называется также Иисусом-Вараввою, что принято и Тишендорфом; но едва ли для сего есть достаточное основание.

У римлян был обычай отпускать одного из преступников на иудейский праздник Пасхи, иудеям было дозволено назвать одного из преступников, которого они желали бы освободить на праздник. Очевидно, это делалось из политических целей, дабы расположить иудеев к римскому правительству. Пилат, как видно из Евангелия, желал воспользоваться означенным римским обычаем для освобождения Господа Иисуса Христа, но иудеи настояли на том, чтобы освободить разбойника и убийцу, а Господа Иисуса предать мучительной и позорной смерти на кресте.

По свидетельству историков, подобный же обычай – освобождать одного из преступников в дни Вербной недели, на праздник Пасхи, и именно по народному выбору, существовал в средние века в Венецианской республике.

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Увы, эта версия совершенно несостоятельна. Вар-авва и в самом деле не имя, а прозвище. Во все времена и во всех странах разбойники пользовались кличками, не была исключением и древняя Иудея. А спутать известного узника, да ещё такого, который сидел в темнице со своими сообщниками, при этом обвиняемого в убийстве, со схваченным буквально несколько часов назад Иисусом не могли ни Пилат, ни тем более собравшаяся толпа.

Но в таком случае почему народ просил у римских властей выпустить именно Варраву, а не Иисуса? Богословы предложили следующую версию. Жители Иерусалима не могли знать, что Иисус сам решил пойти на казнь. Он называл себя мессией и творил чудеса, поэтому люди решили: если он в самом деле посланец Господа, то высшие силы освободят его из темницы. А если ангелы его не спасут от позорной казни, стало быть, никакой он не мессия, а очередной шарлатан. Поэтому ученикам Иисуса после того, как их учителя распяли, пришлось скрываться от тех самых людей, которые буквально несколько дней назад пели осанну Христу, въезжающему в город. Народ почувствовал себя обманутым и больше не желал помогать апостолам, которым пришлось немедленно бежать из Иерусалима.

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе .Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте.

Вара́вва — библейский персонаж, преступник, освобождённый Понтием Пилатом по случаю празднования иудейским народом праздника Пасхи.

Содержание

Канонические тексты

Разбойник Варавва упоминается всеми четырьмя евангелистами при описании ими Страстей Христовых, а также в Книге деяний святых апостолов где о нём говорит апостол Пётр (Деян.3:14).

Евангелие Текст
От Матфея
(Мф.27:15-21)
На праздник же [Пасхи] правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.
От Марка
(Мк.15:6-15)
На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. Тогда был в узах [некто], по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. И народ начал кричать и просить [Пилата] о том, что он всегда делал для них. Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. Но первосвященники возбудили народ [просить], чтобы отпустил им лучше Варавву. Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? Они опять закричали: распни Его. Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
От Луки
(Лк.23:17-25)
А ему и нужно было для праздника отпустить им одного [узника]. Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву. Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.
От Иоанна
(Ин.18:39-40)
Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.

Апокрифические тексты

Анализ евангельского рассказа



Варавва был преступником, однако точная сфера его преступной деятельности до сих пор вызывает полемику. Евангелие не говорит прямо кого и за что он убил и какого характера (в отношении кого) смуту он сеял. Поэтому Варавва рассматривается и как бунтарь против Римского правления, и как общеуголовный элемент (убийца и разбойник без политических целей).

Так или иначе, но в итоге он был схвачен римскими оккупационными властями, приговорён к смерти, заключен под стражу и ожидал исполнения приговора, но, к счастью для него, канун казни совпал с иудейским празднованием Песах, где иудейскому народу по сложившейся традиции было дано право освободить от уголовного наказания (смертной казни) одного из приговоренных. Судя по действиям префекта Пилата, он руководствовался благими намерениями и общеуголовным законом, когда позволил осуществить этот плебисцит, ожидая что общественность одумается и попросит за Иисуса Назорея, ведь с таким же успехом он мог силой своих полномочий и не разрешить проведение этого мероприятия, если Варавва действительно представлял собой угрозу для Римской власти в регионе. Но выбор еврейской общественности был однозначно за Вараввой, что и принесло ему свободу.

Дальнейшая жизнь Вараввы не отображена в Евангелиях.

Причины популярности


Что было с разбойником Вараввой в дальнейшем, после крестной казни Иисуса Христа?
История Вараввы доподлинно Церкви не известна. Варавва по имени – это двойник Господень: имя Варавва или Бар-Абба означает "сын отца". Христос есть Сын Отца Небесного, а Варавва – это тоже сын отца, как любой из нас. Это заменительная жертва – казнить должны были его, а вместо него казнили Сына Отца. Сын Божий пострадал вместо сына человеческого. Он был отвратительный человек, так же как стало отвратительным человечество после грехопадения и умножения грехов. И потом, как о человека впоследствии пришедшем в веру или просто благодарно откликнувшемся на Христово воскресение, ничего не известно. Многие фигуранты Евангелия остались в своем закосневшем состоянии. Так и Варавва пропал в анналах истории.

Господь разговаривал с пророками и Авраамом напрямую. Сейчас есть такие люди, с которыми Господь говорит напрямую, как с пророками и Авраамом?
О.Андрей. Всё это есть. Если у вас был опыт молитвы, когда вы молились особенно внимательно и горячо, и вы в этот момент ощутили некую сладость или радость или теплоту. И когда будете молиться в следующий раз, то захотите ощутить то же чувство, чтобы это еще раз повторилось – это очень опасно. Легко впасть в такое желание – ощутить то, что уже ощущали, чтобы это повторилось. Искать надо не то, что уже было, надо искать Бога – Он может явиться человеку по-разному. Господь ищет людей, которые хотят с Ним общаться. Авраам не мог иметь иных способов общения с Богом, кроме как прямое общение, в то время не было богослужений, не было книг. Форма богообщения была самая простая. Но и люди были другими, жили дольше и проще, жизнь была другой, более простой и суровой. И Господь поступал с простыми людьми по-простому.
Сейчас мы стали слабее, сложнее, сама жизнь стала сложнее, скученнее и многолюдней, у нас появились средства богообщения, которых не было раньше – литургия, богослужения, огромное количество духовной литературы, возможность общаться друг с другом о вере. У Авраама не было ни одного собеседника, он не мог ни с кем поговорить о Боге.
Всё, что было у Авраама, есть и у нас, только в разных видах и формах. Есть люди, которые слышать голос Господень. Искать надо не то, чтобы слышать голос Господень, искать надо самого Бога и исполнения воли Его. Господь хочет общаться с нами. Но мы можем быть не готовы общаться с Ним, или не хотим этого общения. Как только появляются люди, способные к богообщению, Господь общается с ними. Это общение не будет широкодоступным предметом для обсуждения, они будут утаены, сохранены и о них будут знать те, кто сможет их понять. Пока мир стоит, такие люди есть.

Расскажите о судьбе святой Вероники и еврея, которого Господь по дороге на Голгофу встретил – Вечного жида? И еще один вопрос – если студенты в художественном отделении делают рисунки натуры, как к этому относиться.
О.Андрей. Вечный жид – это человек, который стоял на улице Иерусалима и видел Господа, идущего под крестной ношей, и когда Он остановился передохнуть, якобы толкнул Его – иди, иди. И согласно апокрифу Христос якобы сказал, я-то пойду, но и ты будешь ходить за мной, пока я не приду обратно. Это романтическая легенда, которая была оформлена в литературные тексты в XIX веке, это апокрифическая вещь, средневековая легенда, народный вид творчества на евангельские темы. Фактически Вечного жида не было. Возможно, был аллегорически использован образ еврейского народа, который в отличие от других исчезающих народов не исчезнет до второго пришествия. Мы должны понимать, что это апокриф, легенда.

Вероника – это та, которая приложила плат к окровавленному лицу Христа. Вероникин плат почитается на Западе. О дальнейшей судьбе Вероники я не знаю.

Что касается рисования с натуры – до XIX века можно было рисовать натуру только одетую или мужскую; женщины-натурщицы появились довольно поздно. Это было предметом большого соблазна, без греха редко обходилось. Насколько это хорошо, не знаю, на мой взгляд, лучше рисовать статуи. Греки создали столько прекрасных гармоничных статуй, красиво сложенных, они совершенны, лучше их рисовать, чем голые телеса современных натурщиков. Но такова жизнь художников.

Существовали ли или существуют сейчас переводы Ветхого Завета септуагинты (на древнегреческий язык)? И еще – расскажите, пожалуйста, о Всеукраинском совете Церквей. Не кажется ли вам, что православные участвуют в сборище нечестивцев, может за это Украина наказывается?
О.Андрей. Переводы Священного Писания конечно есть, с еврейского языка на греческий, с греческого на все остальные. В современном мире многие переводы совершаются с оригинала, с еврейского языка. Знатоков еврейского языка в мире по сравнению с прежними временами больше. Есть довольно большое число авторских и коллективных переводов Священного Писания. И вообще в переводах сейчас нет никакого дефицита – были времена, когда Библия была переведена не полностью, или она была переведена, но ее было не достать, или перевод был очень тяжел (благодаря чему митрополит Филарет Московский и Библейское общество приступили к переводу Библии на современный рисский язык). Сегодня переводов и переводчиков хватает. Лишь бы были люди, которые внимают Слову Божьему. Дефицит есть в этих людях.

Что касается Совета Церквей, то это не главная беда, ввергшая Украину в пучину бед. В любом современном обществе существует мультикультурность и мультиконфессиональность, нет такой страны, где титульная нация была бы единственной. На Украине традиционно было много протестантов, например, в Новороссии, очень много баптистов, еще с царских времен. Есть греко-католики – западный регион, есть римо-католики – центральный регион, Винница, Житомир, их там очень много. Конечно, есть православные, иудеи, мусульмане. Всем надо жить в мире – это факт. Для того чтобы жить в мире, надо встречаться и общаться. Сама идея нормальная. Вопрос не стоит так, что мы должны встречаться для того, чтобы молиться. Цель встреч практичная – увидеть в человеке другой веры человека. Очень легко от религиозного неприятия скатиться до человеческого отторжения, а потом можно и палку в руки брать. Чтобы такие действия предупредить, религиозным и этническим лидерам надо встречаться и общаться. С этой целью и собираются подобные Советы. Сама идея хороша, но дело в том, как ее реализовать. Лидеры могут не иметь авторитета, в таком случае все собрания превращаются в посиделки. Такая бесполезность обидна. Но сама идея диалога между представителями разных этносов и разных религиозных групп очень важна. Необходимо общаться с людьми и в человеке видеть человека.

Они никаким другим богам не молятся, только единому Богу, Творцу небу и земли, Который разводил море перед Израилем, топил фараона, Тому, Кто питал Израиля манной, увел их из Египта, дал им закон, Который зажег множество звезд и всем им дал имена. Этому Богу они молятся. Но они не признали Сына. И впали в то состояние, в котором находятся сейчас.

Многие считают, что иудеи молятся неизвестно кому. Нет, известно кому. Псалом 2 говорит, прославьте Сына, чтобы Он не гневался. Кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его.

Говорят, что евреи распяли Христа. Они за это отвечают. Но это же не весь народ. Была площадь с кричащим народом, но это же, как говорят сейчас, группа активистов, но не весь народ. Почему весь еврейский народ должен отвечать за распятие Иисуса Христа?
О.Андрей. Христос – главная тема еврейской жизни. Вообще, Мессия – главная тема Библии и главная тема еврейской жизни. Всегда евреи становились перед вопросом – это Он или не Он? Верить или не верить? Каждый религиозный еврей становится перед вопросом – Кто это такой? Это Он или не Он? Каждый еврей стоит перед вопросом – как ему относиться к Христу, как относиться к своему еврейству. Обязан ли он быть религиозным? Чтить субботу, обрезываться, пищу перебирать на чистую или нечистую, Тору читать каждый день и т.д. У них возникает вопрос – а кто такой Христос, или он нас обманывает? Для них это очень сложный вопрос.

До скорых встреч. До свидания.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Читайте также: