Что подразумевает понятие школьная каллиграфия

Обновлено: 01.06.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение. Актуальность проблемы.

Потребность в общении появилась у людей ещё в глубокой древности. Однако речь слышна только на небольшом расстоянии. Вот эту естественную ограниченность звуковой речи с очень далеких времен люди научились преодолевать путем ее записи, графического изображения в различных системах письма.

Письму не помешают ни время, ни расстояние. Письмо – это мост между давно исчезнувшими народами, цивилизациями и нами; между сегодняшним и будущим.

Но искусством письма люди не всегда владели. История письменности — это история эволюции технических навыков, скорости передачи информации

В начале появилось картинное письмо (пиктография): событие изображали в виде рисунка. Затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их название (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспроизводились, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикиян.

Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита 1 .

Мы вступили в информационный век развития человечества, когда одной из значимых ценностей является информация. От гусиных перьев и чернильниц, шариковых авторучек и печатных машинок человечество шагнуло к новым средствам передачи информации. Учащиеся школы постоянно пользуются различной электроникой. Поэтому на подчерк, на его каллиграфию большинство учеников и их родителей не обращают внимание. Это и стало поводом для исследования.

Актуальность выбранной мною темы обусловлена тем, что споры по поводу почерка были всегда. Основные мнения по этому вопросу до сих пор полярны. Учителя уверены, что формирование хорошего почерка ведет за собой хорошее развитие ребенка 2 . Многие современные родители считают, что, напротив, почерк не важен и никакого влияния на развитие не оказывает.

На сегодняшний день существуют работы, посвященные каллиграфии вообще. Однако я решила изучить эту тему на примере учеников нашей школы и в этом заключается новизна моего исследования.

Объект исследования: почерк учеников 6,8,9-х классов.

Предмет исследования: пути совершенствования работы по формированию каллиграфических навыков школьников на современном этапе образования.

Цель работы: обосновать необходимость владения каллиграфическими навыками в современной школе.

Задачи и методы исследования:

- изучить литературу по теме,

- провести наблюдение над почерком учеников школы,

- проанализировать и систематизировать полученные результаты,

- предложить конкретные приемы улучшения почерка.

  • наблюдение,
  • анкетирование,
  • синтез и анализ полученных результатов,
  • эксперимент.

Это необходимо учитывать выпускнику. В противном случае экзаменационная работа экспертом может быть оценена нулем баллов.

Или ученик с отсутствием хороших графических навыков письма не сможет получить хороших результатов, потому что эксперту трудно распознать буквы: О это или А, то есть он прочитал слова иначе, не в пользу ученика. Такая ситуация может плачевно отразиться на выставлении баллов выпускнику 1 .

Результаты исследования могут быть использованы учителями и обучающимися в усовершенствовании своего почерка.

Гипотеза: обучение каллиграфии положительно влияет на здоровье и будущее школьника.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Ключевое понятие каллиграфии.

В настоящее время, в эпоху развития цифровых технологий, когда Интернет представляет собой кладезь различных знаний, развлечений и игр, у детей отсутствует мотивация к тому, чтобы в школе научится красиво и аккуратно писать. Ученик оказывается не заинтересованным каллиграфией, ему она кажется скучным и утомительным делом. Монотонность и однообразие в написании букв, их комбинаций быстро ведет к потере интереса к такому занятию. Зачем тратить время на развитие каллиграфических навыков, если в окружающем мире столько всего интересного?

2.2. История каллиграфии.

В России расцвет каллиграфии был в дореволюционное время. В лицеях, церковно-приходских школах и других образовательных учреждениях каллиграфия была одним из основных предметов. Например, Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю. После революции этот вид искусства фактически исчез из школьной программы. Его заменили чистописанием. А 1968 году и вовсе отказались от металлического пера. Вместо него ввели шариковую ручку. Эти нововведения окончательно разрушили остатки традиций и культуры письма, с трудом сохранившиеся после 1917 года, а также привели современное общество к тотальной дисграфии. Известный эстонский педагог Пауль Лихтейн еще в 1970 году предупреждал о последствиях отказа от каллиграфии и о влиянии ее на культуру всего общества. По его мнению, и в букве и в письме была заложена великая воспитательная сила, приемы письма оттачивались столетиями. И всего несколько десятилетий потребовалось на то, чтобы разрушить накопленный опыт и традиции.

В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент в поисках методик для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.

Теперь многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешевое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.

Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает еще более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией 1 . Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к различению и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью 2 . Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.

Письмо – один из самых сложных видов деятельности человека. И самый развивающий. На кончиках большого, указательного и среднего пальцев рук, которыми мы пользуемся при письме пером, находятся нервные клетки, которые наиболее связаны с мозгом. Активизируя их, мы развиваем наши речь, мышление, внимание, и при этом формируем такие основополагающие черты характера, как терпение, усердие, аккуратность, точность. При письме шариковой ручкой такого не происходит, что подтверждается научными исследованиями зарубежных и отечественных ученых.

Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О ее воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. Изучением влияния каллиграфии на человека занимались Н.Пирогов, Павлов и Бехтерев. Последний, к слову, проводил эксперимент с группой молодых ученых, заставляя их писать поочередно левой и правой рукой, двумя руками сразу.

В итоге, участники эксперимента Бехтерева стали известными специалистами в своих областях. Среди них лингвист Кнозорев, расшифровавший письмена майя, и психолог Выготский.

Сегодня в Москве основан Национальный Союз Каллиграфов и открыт Современный музей каллиграфии.

Такого же мнения придерживается Вера Алексеевна Илюхина, которая создала собственную методику обучения детей каллиграфическому письму. Она учитель начальных классов, ныне директор ГБОУ школы № 2006 г. Москва, кандидат педагогических наук, создала собственную методику обучения детей каллиграфическому письму. В настоящее время сотни учителей принимают ее метод в обучении письму 2 .

Ольга Васильевна Лысенко, педагог- практик г. Павлодар, автор методик интенсивного обучения по технике чтения, математике, каллиграфии, русскому языку.

2.3. Мои исследования.

В ходе исследования я изучила почерки учеников 6,8,9-х классов, всего 98 человек (Приложение 2).

Только 17 % от общего числа участников исследования. имеют читаемый и аккуратный почерк.

Я провела анкетирование учащихся и учителей по следующим вопросам

1. Нравится ли вам собственный почерк?

2. Есть ли у учителей замечания к вашему почерку?

3. Всегда ли вы понимаете, что сами написали?

4. С какими текстами предпочитаете работать: с печатными или рукописными? Почему?

4. Нужно ли ввести в школьное расписание уроки чистописания?

1) почти половина опрошенных учеников во всех классах довольны своим почерком, однако у учителей есть замечания к почерку к бОльшей половине школьников,

2) только 80 % девятиклассников отметили, что не всегда понимают собственный почерк. Видимо , они осознают проблему, т.к им предстоит в конце года сдача экзаменов.

Таким образом, можно сделать вывод: вызывает тревогу нежелание учащихся вводить уроки чистописания – это говорит о том, что работать над собственным почерком они не видят необходимости. Хотя только 40% опрошенных человек на первый вопрос: нравится ли вам собственный почерк? – ответили положительно. Значит, надо говорить о необходимости улучшить почерк, о том, какие последствия может принести работа с неразборчивым почерком.

Также мной было проведено анкетирование учителей по следующим вопросам

Довольны ли вы почерком своих учеников?

Снижаете ли Вы оценку за плохой почерк?

3. Нужно ли ввести в школьное расписание уроки чистописания?

Полученные результаты таковы:

1) 80% учителей не довольны почерком своих учеников,

2) почти 50% учителей снижают оценку за почерк,

3) большинство учителей считают целесообразным введение уроков чистописания в среднем звене. (Приложение 3).

Таким образом, можно сделать вывод, что преподаватели понимают необходимость работы над почерком, считают, что плохой почерк может доставить массу неприятностей учащемуся, повлиять и на снижение оценки.

2.4 Эксперимент.

Обратите внимание на слово …, попробуйте его прочитать.

Обратите внимание на наклоны букв, которые буквально пляшут в разные стороны. Мы пытались прочитать одно слово, а если таких слов много, они составляют предложения, тогда текст превращается в настоящий шифр! Разгадать который смогут немногие! (Приложение 4).

2.5. Советы по улучшению почерка.

Я тоже их тех учеников, которые не имеют каллиграфический почерк. Мама рвала тетради, заставляя меня переписывать все работы. Для меня каллиграфия началась с преодоления обиды и возмущения. Потом каллиграфия стала ежедневным занятием по 15–30 минут. Занимаясь каллиграфией (я не пишу пером, просто шариковой ручкой старательно вывожу буквы), в течение всего времени обучения (5 лет), я заметила, что моя способность концентрироваться на выполнении каллиграфических заданий изменилась в лучшую сторону (Приложение 5).

Во-первых, наш почерк - выражение нашего уважения к родителям, учителям, читающим наши работы в тетрадях.

В-третьих, это может в будущем стать профессией.

Напомню, каллиграфия -- это искусство красивого письма пером, кистью или тушью. От написанных вручную визиток до разработки торговых марок -- везде можно почувствовать художественное видение каллиграфа.

СОВЕТЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЧЕРКА.

Психологи считают, что особенности почерка могут свидетельствовать о характере, о внутреннем состоянии, благополучии или неблагополучии человека. Но учителей , прежде всего русского языка и математики, волнует другое – разборчивость почерка, различение букв а и о, узнаваемость слов и цифр.

Я рекомендую поработать над своим почерком, чтобы он стал читаемым и красивым. Существует много разных методик. Готова предложить несколько советов по улучшению почерка, которые помогают мне: (Приложение 6).

1.Сядьте ровно. Осанка имеет большое значение! Если вы сгорбитесь, через некоторое время спина и шея начнут затекать, будет неудобно писать, вы начнете неправильно держать в руках ручку. На столе должно быть достаточно рабочего пространства. Подберите себе кресло с жёсткой спинкой и постарайтесь сидеть ровно, не поджимая ноги под себя и не заваливаясь на бок. Также полезно сделать несколько упражнений, которые помогут размять пальцы, запястья и плечи.

2.Используйте качественные письменные принадлежности (чем писать, и на чем писать), – это влияет на удобство письма.-

3. Ручку или карандаш следует держать между большим, указательным и (необязательно) средним пальцем. Конец ручки/карандаша должен лежать на ребре ладони или на суставе указательного пальца.

4. Чтобы почерк был ровным, пишите на разлинованной бумаге

5.Буквы должны быть одинакового размера. Это сделает ваш почерк аккуратным и опрятным.

8. Чтобы научиться выводить прописные буквы, начните снизу и выводите линию вверх. Линии должны быть ровными и плавными.

9. Определите, какие символы удаются вам хуже всего, и сконцентрируйтесь на том, чтобы изменить их написание. Выдерживайте одинаковое расстояние между буквами и их высоту. Лучше всего ошибки становятся заметны, когда вы оцените свежим взглядом исписанный разворот тетради. Обратите внимание, не становится ли ваш почерк хуже к концу занятия. Если это так, то это свидетельство усталости, и вам необходимо чаще делать перерывы.

10.Не спешите! Ваш почерк будет улучшаться быстрее и заметнее, если вы будете учиться внимательно и без спешки.

11.Чтобы сделать процесс интереснее, попробуйте написать предложение: “Южно-эфиопский грач увёл за хобот мышь на съезд ящериц”. Напишите это строчными и заглавными буквами. Эта фраза (как и другие панграммы) содержит все буквы алфавита.

12.Старайтесь писать хотя бы один абзац в день. Это поможет вам улучшить ваш почерк.

13.Для вдохновения держите перед глазами несколько страниц, написанных красивым почерком. Это будет для вас образцом.

14. В современной школе уроки чистописания остались в начальных классах. На помощь для работы над почерком и в среднем звене приходят прописи, в которых указаны базовые элементы.

3. Заключение.

На основании вышеизложенного, я пришла к выводу, что учащиеся воспринимают письмо как механическое явление, над которым не нужно работать для его усовершенствования.

Каллиграфия в современном обществе утратила свое былое значение - из обыденной нормы она превратилась в искусство, которым владеет далеко не каждый.

Результаты экспериментальных исследований подтвердили гипотезу: каллиграфическое письмо способно положительно влиять на личность ребенка, так как тесно связано с функционированием мозга и психики. Ученики, которые изучают каллиграфию, быстрее воспринимают информацию, у них очень развита внимательность. А после изучения каллиграфии их наблюдательность становится лучше. Занятия каллиграфией помогают восстановить нормальный дыхательный процесс и способствуют установлению духовного равновесия.

Люди, занимающиеся каллиграфией, могут прожить намного дольше обычного, поскольку умиротворенность, которая требуется при процессе, позволяет избавиться от стрессов.

Я надеюсь, что моя работа послужит тому, что больше людей заинтересуются каллиграфией и смогут развить в себе много замечательных качеств и раскрыть новые таланты. Остается надеяться, что удастся привлечь внимание общества к проблеме и возродить забытую историческую традицию. Ведь, не зная своего прошлого, невозможно построить будущее.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы я вижу в более детальном изучении техники каллиграфии.

Своей работой я хотела привлечь внимание одноклассников к проблеме аккуратного, красивого и правильного письма.

4. Список литературы и использованных источников информации

5. Приложения.

Работы учеников 6 А класса

Советы по работе над почерком

1.Сядьте ровно. Если вы сгорбитесь, через некоторое время спина и шея начнут затекать, будет неудобно писать, вы начнете неправильно держать в руках ручку.

2.Используйте качественные письменные принадлежности – это влияет на удобство письма.

3. Ручку или карандаш держите между большим, указательным и средним пальцем. Конец ручки/карандаша должен лежать на ребре ладони или на суставе указательного пальца. Вы добьетесь лучших результатов, если будете держать ручку/карандаш, отступив 1/3 длины от пишущего края.

4. Пишите на разлинованной бумаге.

5.Буквы должны быть одинакового размера. Это сделает ваш почерк аккуратным и опрятным.

9. Определите, какие символы удаются вам хуже всего, и сконцентрируйтесь на том, чтобы изменить их написание. Выдерживайте одинаковое расстояние между буквами и их высоту.

10.Не спешите!

11.Попробуйте написать предложение: “Южно-эфиопский грач увёл за хобот мышь на съезд ящериц”. Напишите это строчными и заглавными буквами. Эта фраза (панграмма) содержит все буквы алфавита.

12.Старайтесь писать хотя бы один абзац в день.

13.Держите перед глазами несколько страниц, написанных красивым почерком. Это будет для вас образцом.

Почерк — письменное поведение

человека. (И.М. Сеченов)

Чем упорнее Вы шлифуете букву, тем сильнее буква шлифует Вас (Сяо Сянь)

Каллиграфия продлевает жизнь (Юань Пу)

МБОУ СОШ № 37 г. Пенза,

(на примере одной среднестатистической пензенской школы)

Старчикова Кира Александровна,

МБОУ СОШ № 37 г. Пензы

Прописи помогут создать красивый почерк и вырабатывают положительное отношение к учебе.

Под каллиграфией чаще всего рассматривают красивые, чётко выведенные буквы. Фраза, написанная каллиграфическим почерком, разборчива и аккуратна. Обучить школьников правильному написанию всех букв и их соединений стремятся все педагоги. Но какова роль каллиграфии на процесс обучения и грамотность учащихся? Об этом мы поговорим в этой статье.

Определение каллиграфии

Этот термин относится к способности писать четко, красиво и разборчиво от руки, используя существующие шаблоны шрифтов.

Точно определено, что уровень каллиграфических способностей человека непосредственно влияет и на его грамотность.

Способность использовать письменную речь чрезвычайно важна для всех. Разборчивое письмо влияет на то, будут ли мысли, изложенные на бумаге, понятны тому, кому предназначались.

В этом случае письмо становится подлинным средством общения, если оно правильное, понятное, разборчивое.

Какова роль каллиграфии в письменной речи

Это одна из ролей, которую изначально отводят каллиграфическим умениям и навыкам.

Вторая же роль каллиграфии, которая уже напрямую влияет на процесс обучения школьников — это то, что только чётко представленная запись текста поможет педагогу выявить грамматические и орфографические ошибки в работе. Если буквы и соединения хорошо видны, то легко судить о грамотности всего текста. Небрежные же, нечёткие написания могут не выявить отдельные ошибки, и тогда ученик не сможет обратить на них внимание и выучить правила, чтобы уже не допускать ошибок.

Больше всего каллиграфия влияет на письмо школьников на первых этапах их обучения. Потому что правильный почерк формируется в самом начале обучения — в начальной школе. Поэтому важно уделять каллиграфии больше внимания именно в младших классах.

Работа по обучению навыкам каллиграфии детей начинается в первом классе и продолжается в течение всего обучения в начальной школе, то есть выступает основой при закладывании в школьниках способности к правильному и грамотному письму в будущем.

Цели и задачи формирования навыков письма

Цели и задачи этого процесса тесно связаны с формированием правильных и стабильных навыков письма, грамматики и синтаксического письма.

Поэтому на занятиях необходимо тренировать навыки каллиграфического самоконтроля и каллиграфической внимательности, которые неразрывно связаны между собой.

Когда у ребенка слишком крупный почерк, то писать по буквам ему становится сложнее, потому что в этом случае напряженный глаз ребенка почти не охватывает слово и плохо определяет орфографию.

Нечеткое, грязное написание букв искажает структуру слова и вызывает ошибки. Чаще всего такие ошибки, как подстановка или искажение букв, являются следствием их оптического или кинетического сходства.

К чему приводят ошибки каллиграфии?

Ошибки в методологии формирования каллиграфических навыков в первом классе также приводят к стойким речевым дефектам. Поэтому требование непрерывной записи приводит к отсутствию характеристики буквенных элементов.

А упражнения по механическому копированию узоров заставляют появляться двойные буквы.

Определено, что когда скорость письма у ребенка увеличивается, что происходит постепенно с каждым годом обучения, то качество такого письма становится хуже, причем происходит данный процесс индивидуально.

Чтобы почерк был каллиграфически правильным, ученик должно следовать линии письма, выдерживать поля, красную строку, размер букв, их наклон и так далее. То есть каждая буква должна быть выполнена правильно, ровно и аккуратно, что в целом позволит увидеть текст в каллиграфически верном варианте, что требует внимательности.

Плохая каллиграфия — проблемы образования

Каллиграфия, как ни странно, выступает одной из основных проблем в образовании, что подтверждается и школами, учителя которых должны обучать детей данным правилам письма.

Смысл в том, что человек должен писать не только каллиграфически верно, но и быстро, что требует тренировки и подготовки учеников с самого начала, прививая правила письма с детства.

Проблема каллиграфии в исследованиях ученых

Почему вопрос каллиграфии так остро встает? Дело в том, что у детей наблюдаются проблемы с правильным написанием букв, с соблюдением предусмотренных правил. Это видно на практике. Если ребенок сам не способен читать своей почерк, это говорит о небрежности письма так же, как и нечитабельность текста другими людьми, даже если сам пишущий понимает его.

Нередко проблема плохого почерка создает еще одну проблему, а именно возникновение мнение, что ребенок, в принципе, безграмотен, но это не всегда так. Неправильный почерк, его неаккуратность искажает текст, нечитабельность такового приводит к тому, что слова становятся непонятными для восприятия.

Подобные проблемы возникают в большинстве случаев из-за неправильного восприятия буквенной формы. Ребенок тратит мало времени на изображение букв, не может правильно определять их размер, делать соединения между ними и так далее. На это выделяется недостаточно часов в процессе обучения, что и приводит к рассматриваемой проблеме. Эта трудность носит физический характер.

Также определяются трудности психологического характера. Это также нередко влияет на каллиграфию ребенка. Если у него не получается сразу, то в дальнейшем могут проблемы с освоением техники письма.

Поэтому для ребенка нужно определить специальную программу обучения, чтобы он постепенно учился писать сначала элементы букв, потом сами буквы, а после соединять их в слова, о чем говорит один из ученых данной области Е.М. Гурова.

Если делать упражнения своевременно, задавая определенный ритм обучению ребенка, то научить писать и быстро, и красиво детей трудности не составит. Кроме того, важно привить ребенку внимательность, чтобы можно было в итоге схватывать на лету все то, что говорит учитель, а после на автомате правильно это записать.

Приемы обучения каллиграфии

Обучение происходит постепенно. Каждый урок предполагает новые этапы обучения, сначала дети обводят изображения букв и их части, потом пишут их сами, далее должны соединить буквы самостоятельно, а после и слова.

В последствие, дети самостоятельно познаются технику письма, но при условии изначально заложенных им навыков и знаний. При этом не следует забывать о том, что у каждого ребенка присутствуют свои индивидуальные особенности письма, их качество также будет зависеть от изначально полученных умений.

Н.Г. Агаркова предлагает собственную систему, в которой применяются принципы ритмического письма. Подобное письмо становится гораздо понятнее и даже аккуратнее, а ритм написания ускоряет темп, не ставя под угрозу качество письма.

Время особенно важно в процессе обучение, поскольку влияет и на качество письма, и на грамотность. Ритм задается в три этапа.

На первом этапе дети обводят предложенные им шаблоны элементов букв и самих букв, чтобы они могли привыкнуть к их форме и правильному написанию. Сначала это происходит медленно, потом быстрее.

На втором этапе дети должны не обводить буквы, а сразу целые слова, которые имеют схожую структуру и ритмичность, чтобы освоение не вызывало трудностей.

На третьем этапе дети переходят к написанию целых предложений, а после и небольшие тексты, что также тренирует и скорость письма, и его качество, помогая делать буквы одного размера, соблюдать интервалы и так далее.

Чтобы упростить работу с детьми были разработаны различные учебные тетради, где представлен весь перечень упражнений, необходимых для прохождения представленных этапов.

Ребенок запоминает принцип написания букв, повторяя одни те же движения при обводке образцов и дальнейшем самостоятельном их написании. При этом в памяти откладываются закономерности изображения тех или иных букв, которые зачастую схожи по своей структуре и принципу отражения. Это и позволяет доводить навык до автоматизма.

Постепенно происходит логическая группировка буква по характеру и способу их написания, это также отрабатывается постепенно. Четкие изображения букв откладываются в умах детей, что выступает результатом тренировок и работы учителей.

Орфография также играет большую роль. Отсюда возникает необходимость не только наращивать скорость письма, но и тренировать внимательность, способность применять правила орфографии на практике, что также требует автоматизма.

Трудность данного вопроса в том, что ребенок не может одновременно сосредотачиваться на том, чтобы выполнять письмо каллиграфически верно, и при этом помнить об орфографии, правильном написании слов. Именно поэтому каллиграфия должна быть доведена до автоматизма, чтобы ребенок сосредотачивался на правописании, не акцентируя внимания на качестве письма.

Как отрабатывать навыки каллиграфии

Чтобы отработать подобные навыки у ребенка, потребуется также комплексный подход. Метод обучения эффективен в раннем возрасте, примерно, от шести до семи лет, тогда ребенок лучше воспринимает новые знания и навыки. При этом метод обучение не должен влиять на качество письма. Он предполагает изучение визуальных картинок букв и слов, а также моторных картинок таковых. При правильном подходе это даст необходимый эффект.

Визуализация важна, поскольку облегчается восприятие букв и слов в целом, в том числе в вопросе грамотного их написания. Моторные картинки помогают воспринять шаблоны в движении, то есть в процессе записи.

При этом используемые методы основываются на исторических аспектах, на том, что показала практика при обучении детей, соответственно, методика не стоит на месте и с годами, развиваясь, помогает упростить процесс обучение.

Внимательность, грамотность и скорость при написании букв и слов всегда имело особую важность и требуется в совокупности для определения качества письма ребенка.

ВложениеРазмер
statya_kalligrafiya.docx 288.25 КБ

Предварительный просмотр:

Ключевые слова : письмо, каллиграфический навык, каллиграфия, начальная школа, почерк, младший школьник, навык.

В древности такой наукой обладали монахи, которые месяцами, годами переписывали святые тексты. Они сидели в кельях и выводили каждую букву в рукописных книгах. В Японии и Китае, например, каллиграфия считалась одним из красивых видов искусств. Красиво написанный иероглиф свидетельствовал о красоте мысли и духа. По качеству почерка говорили об образовании пишущего, о его характере и нравственных качеств.

В арабских же странах уровень владения каллиграфией был показателем образованности и духовного совершенства человека. Стоит отметить, что непросто было достичь совершенства, поскольку мастера оттачивали годами движения руки, глазомер и чувство прекрасного, что делало их мудрецами [4, с. 34].

Каллиграфия – это искусство красивого письма, умение писать правильным и устойчивым почерком, не нарушая высоты, ширины, угла наклона элементов, букв и соединений букв. Каллиграфическое письмо оказывает положительное влияние на зрительное внимание, скорость пространственного восприятия, абстрактное мышление, повышается кратковременная и образная память. Происходит быстрое восприятие информации человеком, человек становится наблюдательным.

Особое значение для каждого человека является умение пользоваться письменным средством общения. И важно, чтобы оно было четким и по возможности красивым. Речь идет о почерке, об устойчивой манере письма, зафиксированной в рукописи система привычных движений. В ее основе лежит письменно-двигательный навык, который может быть сформирован под влиянием определенных условий: подготовленность руки и глаз в детском возрасте; время обучения; отношение к качеству письма; успешность в овладении навыками чтения и орфографии.

На сегодняшний день актуальной проблемой в начальной школе является формирование навыков каллиграфии у учащихся начальной школы. Это обусловлено недостаточной подготовкой учащихся начальной школы к письму, низким уровнем зрительно-моторных координаций, пространственного восприятия, несовершенством движений руки учащихся, а также недостаточным опытом выполнения заданий графического характера, рисования. Согласно наблюдениям за учащимися начальной школы отмечается неправильная посадка за партой, небрежный почерк, неумение правильно держать карандаш, ручку, а также неумение правильно расположить бумагу. Поскольку процесс формирования почерка – это длительный процесс, то перед педагогом встает задача обучения письму, навыкам каллиграфии учащихся начальной школы.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_53df306e1b7cd/mietody-sposoby-i-priiomy-formirovaniia-kallighrafichieskogho-navyka-u-obuchaiushchikhsia-nachal-nykh-klassov_8.jpg
https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_53df306e1b7cd/mietody-sposoby-i-priiomy-formirovaniia-kallighrafichieskogho-navyka-u-obuchaiushchikhsia-nachal-nykh-klassov_7.jpg
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0af1/00062570-0f434f38/hello_html_m20c5fd53.jpg

Одним из упражнений, способствующим формированию навыка каллиграфии на подготовительном этапе является рисование узоров, меандров. Меандр – это распространенный тип геометрического орнамента, имеющий вид ломаных под прямым углом. Данные упражнения помогают развивать глазомер, аккуратность; формируют навыки свободного движения руки. Дети не только осваивают композиционное построение шрифта, но и вырабатывают определенный ритм, соотносят часть и целое (рис. 2).

https://static.my-shop.ru/product/f2/165/1642830.jpg
http://img1.labirint.ru/books/457491/scrn_big_1.jpg

Важно в начальной школе чередовать письмо прямых линий с плавными, округлыми (рис. 3). Такое письмо прямых и наклонных линий ставит целью закрепление умения детей проведения прямых и овальных линий определенной высоты, выработку правильного наклона при письме; тренировка глазомера, аккуратности ведения линии с отрывом и без него; дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев руки, кисти, координация их во время письма [3].

http://refs.in.ua/chislo-i-cifra-geometrichnij-material/5197_html_m609a56a.jpg
https://znaika.ru/uploads/synopsis_content/d6673f175df990fb43348a478fec90f4cab0257412ed0ea0eca0ce/image003.jpg

Так, Н.Г. Агаркова предлагает свою систему, в которой использует принципы ритмизированного написания. В результате письмо становится четким и плавным. А ритмичность во время написания букв ускоряет темп, но никак не влияет на качество письма. Письмо по Н.Г. Агарковой вводится в три этапа:

  1. Дети обводят буквы на специально заготовленных образцах под кальку. Упражнение выполняется под счет.
  2. Дети при помощи кальки обводят слова, которые объединены в группы. В каждой группе находятся слова, имеющие схожие ритмические структуры и подобные ударения.
  3. Дети уже начинают обводить целые предложения при помощи кальки. Постепенно вводятся стихи и небольшие тексты [1].

Обучение каллиграфии, по мнению Н.Г. Агарковой, основывается на следующих принципах:

  • буквы необходимо изучать поэлементно (перед начертанием буквы, важно сформировать зрительный буквенный образ в памяти ребенка. Ребенок должен понимать, из каких элементов состоит буква. Затем задействуются двигательные элементы);
  • важно добиться стабильного одновариантного написания буквы (достигается за счет соблюдения закономерностей правильного движения рук в ходе ее написания. Представляет собой круговые движения, которые замкнуты и направлены внутрь к плечу. В результате рука совершает одни и те же движения);
  • буквенные знаки необходимо логически группировать (после изучения каждой буквы важно сформировать образ этой буквы. Это позволит избежать ошибок при письме) [1].

Важно отметить, что систематическая работа с детьми позволит сформировать навыки каллиграфии и на ранних этапах предупредить ошибки в письме. Для этого педагогу важно учитывать психофизиологические особенности младших школьников; гигиенические условия; специфику учебного материала и дидактических задач урока; знать пути повышения эффективности учебных упражнений; знать технику работы над усвоением графического навыка.

  1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников / Н.Г. Агаркова. – М.: Начальная школа, 2013. – 195 с.
  2. Желтовская Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников /Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова. – М.: Просвещение, 2010. – С.20-23.
  3. Потапова Е.Н. Обучение письму младших школьников / Е.Н. Потапова. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.
  4. Серебренникова Ю.А. Теория и практика обучения каллиграфии / Ю.А. Серебренникова // Начальная школа. – 2013. – № 1. – С. 34 – 36.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проблема развития коммуникативных умений в теории и практике обучения

На сегодняшний день стандартная школа направлена на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями, во-вторых, подготовить к жизни, сформировав важнейшие.


Дошкольный возраст – это сензивный период для формирования фонематического восприятия детей, развитие всех сторон речи, расширение и обогащение детских представлений о разнообразии окружающего мира.


Теория и практика развивающего обучения

Одним из средств формирования музыкально-творческих способностей детей может быть музыкально-игровая драматизация. Она может использоваться при условии достаточно развитого восприятия музыки и наличия.


теория и практика обучения дошкольников певческой деятельности

методический материал по обучению пения дошкольников.

Дошкольное детство – уникальный период для усвоения родного языка и развития ребенка. Полноценное речевое развитие детей является условием их воспитания и обучения. Огромная роль речевого развит.


Язык и речь традиционно рассматриваются в философии, психологии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития ребенка, как основа его социального развития. Являя.


"Технологии обучения диалогу детей в теории и практике"

А.Г.Арушанова исследуя своеобразие детского диалога, отмечает, что овладение диалогом – больше чем овладение просто композиционной формой речи. Это, прежде всего формирование диалогической позиц.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Какова роль каллиграфии в процессе обучения? Об этом мы поговорим в этой статье.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Под каллиграфией чаще всего рассматривают красивые, чётко выведенные буквы. Фраза, написанная каллиграфическим почерком, разборчива и аккуратна. Обучить школьников правильному написанию всех букв и их соединений стремятся все педагоги. Но какова роль каллиграфии в процессе обучения? Об этом мы поговорим в этой статье.

Определение каллиграфии

Этот термин относится к способности писать четко, красиво и разборчиво от руки, используя существующие шаблоны шрифтов.

Точно определено, что уровень каллиграфических способностей человека непосредственно влияет и на его грамотность.

Способность использовать письменную речь чрезвычайно важна для всех. Разборчивое письмо влияет на то, будут ли мысли, изложенные на бумаге, понятны тому, кому предназначались.

В этом случае письмо становится подлинным средством общения, если оно правильное, понятное, разборчивое.

Какова роль каллиграфии в письменной речи

Это одна из ролей, которую изначально отводят каллиграфическим умениям и навыкам.

Вторая же роль каллиграфии, которая уже напрямую влияет на процесс обучения школьников — это то, что только чётко представленная запись текста поможет педагогу выявить грамматические и орфографические ошибки в работе. Если буквы и соединения хорошо видны, то легко судить о грамотности всего текста. Небрежные же, нечёткие написания могут не выявить отдельные ошибки, и тогда ученик не сможет обратить на них внимание и выучить правила, чтобы уже не допускать ошибок.

Больше всего каллиграфия влияет на письмо школьников на первых этапах их обучения. Потому что правильный почерк формируется в самом начале обучения — в начальной школе. Поэтому важно уделять каллиграфии больше внимания именно в младших классах.

Работа по обучению навыкам каллиграфии детей начинается в первом классе и продолжается в течение всего обучения в начальной школе, то есть выступает основой при закладывании в школьниках способности к правильному и грамотному письму в будущем.

Цели и задачи формирования навыков письма

Цели и задачи этого процесса тесно связаны с формированием правильных и стабильных навыков письма, грамматики и синтаксического письма.

Поэтому на занятиях необходимо тренировать навыки каллиграфического самоконтроля и каллиграфической внимательности, которые неразрывно связаны между собой.

Когда у ребенка слишком крупный почерк, то писать по буквам ему становится сложнее, потому что в этом случае напряженный глаз ребенка почти не охватывает слово и плохо определяет орфографию.

Нечеткое, грязное написание букв искажает структуру слова и вызывает ошибки. Чаще всего такие ошибки, как подстановка или искажение букв, являются следствием их оптического или кинетического сходства.

К чему приводят ошибки каллиграфии?

Ошибки в методологии формирования каллиграфических навыков в первом классе также приводят к стойким речевым дефектам. Поэтому требование непрерывной записи приводит к отсутствию характеристики буквенных элементов.

А упражнения по механическому копированию узоров заставляют появляться двойные буквы.

Определено, что когда скорость письма у ребенка увеличивается, что происходит постепенно с каждым годом обучения, то качество такого письма становится хуже, причем происходит данный процесс индивидуально.

Чтобы почерк был каллиграфически правильным, ученик должно следовать линии письма, выдерживать поля, красную строку, размер букв, их наклон и так далее. То есть каждая буква должна быть выполнена правильно, ровно и аккуратно, что в целом позволит увидеть текст в каллиграфически верном варианте, что требует внимательности.

Плохая каллиграфия — проблемы образования

Каллиграфия, как ни странно, выступает одной из основных проблем в образовании, что подтверждается и школами, учителя которых должны обучать детей данным правилам письма.

Смысл в том, что человек должен писать не только каллиграфически верно, но и быстро, что требует тренировки и подготовки учеников с самого начала, прививая правила письма с детства.

Проблема каллиграфии в исследованиях ученых

Почему вопрос каллиграфии так остро встает? Дело в том, что у детей наблюдаются проблемы с правильным написанием букв, с соблюдением предусмотренных правил. Это видно на практике. Если ребенок сам не способен читать своей почерк, это говорит о небрежности письма так же, как и нечитабельность текста другими людьми, даже если сам пишущий понимает его.

Нередко проблема плохого почерка создает еще одну проблему, а именно возникновение мнение, что ребенок, в принципе, безграмотен, но это не всегда так. Неправильный почерк, его неаккуратность искажает текст, нечитабельность такового приводит к тому, что слова становятся непонятными для восприятия.

Подобные проблемы возникают в большинстве случаев из-за неправильного восприятия буквенной формы. Ребенок тратит мало времени на изображение букв, не может правильно определять их размер, делать соединения между ними и так далее. На это выделяется недостаточно часов в процессе обучения, что и приводит к рассматриваемой проблеме. Эта трудность носит физический характер.

Также определяются трудности психологического характера. Это также нередко влияет на каллиграфию ребенка. Если у него не получается сразу, то в дальнейшем могут проблемы с освоением техники письма.

Поэтому для ребенка нужно определить специальную программу обучения, чтобы он постепенно учился писать сначала элементы букв, потом сами буквы, а после соединять их в слова, о чем говорит один из ученых данной области Е.М. Гурова.

Если делать упражнения своевременно, задавая определенный ритм обучению ребенка, то научить писать и быстро, и красиво детей трудности не составит. Кроме того, важно привить ребенку внимательность, чтобы можно было в итоге схватывать на лету все то, что говорит учитель, а после на автомате правильно это записать.

Приемы обучения каллиграфии

Обучение происходит постепенно. Каждый урок предполагает новые этапы обучения, сначала дети обводят изображения букв и их части, потом пишут их сами, далее должны соединить буквы самостоятельно, а после и слова.

В последствие, дети самостоятельно познаются технику письма, но при условии изначально заложенных им навыков и знаний. При этом не следует забывать о том, что у каждого ребенка присутствуют свои индивидуальные особенности письма, их качество также будет зависеть от изначально полученных умений.

Н.Г. Агаркова предлагает собственную систему, в которой применяются принципы ритмического письма. Подобное письмо становится гораздо понятнее и даже аккуратнее, а ритм написания ускоряет темп, не ставя под угрозу качество письма.

Время особенно важно в процессе обучение, поскольку влияет и на качество письма, и на грамотность. Ритм задается в три этапа.

На первом этапе дети обводят предложенные им шаблоны элементов букв и самих букв, чтобы они могли привыкнуть к их форме и правильному написанию. Сначала это происходит медленно, потом быстрее.

На втором этапе дети должны не обводить буквы, а сразу целые слова, которые имеют схожую структуру и ритмичность, чтобы освоение не вызывало трудностей.

На третьем этапе дети переходят к написанию целых предложений, а после и небольшие тексты, что также тренирует и скорость письма, и его качество, помогая делать буквы одного размера, соблюдать интервалы и так далее.

Чтобы упростить работу с детьми были разработаны различные учебные тетради, где представлен весь перечень упражнений, необходимых для прохождения представленных этапов.

Ребенок запоминает принцип написания букв, повторяя одни те же движения при обводке образцов и дальнейшем самостоятельном их написании. При этом в памяти откладываются закономерности изображения тех или иных букв, которые зачастую схожи по своей структуре и принципу отражения. Это и позволяет доводить навык до автоматизма.

Постепенно происходит логическая группировка буква по характеру и способу их написания, это также отрабатывается постепенно. Четкие изображения букв откладываются в умах детей, что выступает результатом тренировок и работы учителей.

Орфография также играет большую роль. Отсюда возникает необходимость не только наращивать скорость письма, но и тренировать внимательность, способность применять правила орфографии на практике, что также требует автоматизма.

Трудность данного вопроса в том, что ребенок не может одновременно сосредотачиваться на том, чтобы выполнять письмо каллиграфически верно, и при этом помнить об орфографии, правильном написании слов. Именно поэтому каллиграфия должна быть доведена до автоматизма, чтобы ребенок сосредотачивался на правописании, не акцентируя внимания на качестве письма.

Как отрабатывать навыки каллиграфии

Чтобы отработать подобные навыки у ребенка, потребуется также комплексный подход. Метод обучения эффективен в раннем возрасте, примерно, от шести до семи лет, тогда ребенок лучше воспринимает новые знания и навыки. При этом метод обучение не должен влиять на качество письма. Он предполагает изучение визуальных картинок букв и слов, а также моторных картинок таковых. При правильном подходе это даст необходимый эффект.

Визуализация важна, поскольку облегчается восприятие букв и слов в целом, в том числе в вопросе грамотного их написания. Моторные картинки помогают воспринять шаблоны в движении, то есть в процессе записи.

При этом используемые методы основываются на исторических аспектах, на том, что показала практика при обучении детей, соответственно, методика не стоит на месте и с годами, развиваясь, помогает упростить процесс обучение.

Внимательность, грамотность и скорость при написании букв и слов всегда имело особую важность и требуется в совокупности для определения качества письма ребенка.

Читайте также: