Что относится к задачам воспитателя доу в работе с родителями дошкольников с овз

Обновлено: 05.07.2024

ФГОС дошкольного образования закрепляет за воспитателями и другими педагогическими работниками ДОО обязанность сотрудничать с родственниками воспитанников, вовлекать их в образовательную деятельность, повышать их компетентность в деле воспитания детей. Однако мамы, папы, бабушки и дедушки далеко не всегда охотно идут на контакт с педагогами, не вникают в их рекомендации. И особенно ярко эта проблема проявляется, когда речь идет о родителях детей с ОВЗ. Как же воспитателю найти к ним подход и выстроить партнерские отношения, которые пойдут на пользу ребенку?

Сложности, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ в ДОО

Инклюзивное образование – приоритетный путь развития современных дошкольных организаций. Но пока что совместное обучение нормотипичных детей и детей с ОВЗ только внедряется в нашу жизнь. Поэтому малыши с особенностями развития сталкиваются с рядом сложностей, когда идут в детский сад. Они могут быть связаны с отсутствием речи или ее недостаточным развитием, с комплексами и неуверенностью ребенка, со спецификой его личности и темперамента, интеллектуального и физического развития.

Чтобы преодолеть все эти проблемы, необходимо выстроить тесное взаимодействие между семьей ребенка и педагогическим коллективом ДОО.

Основные сложности, которые возникают при общении с родителями детей с ОВЗ

Взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ

Родителей дошкольников, у которых отмечаются различные заболевания или отставание в развитии, делятся на две группы:

  1. Принявшие ситуацию, понимающие особые потребности своего ребенка и стремящиеся адаптировать его к жизни в обществе.
  2. Не признающие наличие у своего ребенка особых потребностей.

У воспитателей чаще возникают проблемы со второй группой родителей. Все попытки педагога обратить внимание на проблемы ребенка либо игнорируются, либо вызывают агрессию. Родители списывают на непрофессионализм педагогов то, что малыш не разговаривает или разговаривает плохо, постоянно кричит, обижает других детей, не может освоить элементарные навыки. Они отказываются обратиться к офтальмологу, логопеду, дефектологу или другому профильному специалисту, задуматься о переводе малыша в коррекционную группу.

Нередко родители принимают за оскорбление даже самые корректные указания на особенности ребенка. В результате вместо выстраивания партнерских отношений с семьей воспитатель получает конфликтную ситуацию.

Как правильно общаться с родителями детей с ОВЗ?

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут занимать по отношению к образовательной организации агрессивную, партнерскую или безучастную позицию. Задача воспитателя – сделать агрессивно настроенных и безучастных мам и пап своими союзниками в воспитании, обучении, адаптации ребенка. Для этого есть несколько способов, например:

  • Рассказывать родителям об успехах их ребенка. Если маме, папе или бабушке каждый вечер говорят только о том, какой их ребенок плохой, как он кричал, дрался, разбрасывал котлеты во время обеда, общение с воспитателем становится для них мучением. Отсюда агрессия или желание поскорее уйти. Если же сначала похвалить ребенка, а только потом аккуратно перейти к разговору о проблемах, конструктивного общения будет гораздо больше – родители перестанут видеть в педагоге врага и начнут прислушиваться к его советам.
  • Посетить семью или пригласить родителей на индивидуальную беседу. Проблемы с развитием и здоровьем ребенка – совсем не то, во что хотелось бы посвящать посторонних. К тому же, когда вокруг разговаривают другие родители и шумят дети, действительно можно что-то не расслышать или упустить. Поэтому гораздо правильнее беседовать об особенностях воспитанников с их семьей с глазу на глаз.
  • Пригласить родителей на индивидуальные и групповые занятия с их ребенком. Многие родители действительно не видят проблем в развитии малыша, потому что не знают, как он выполняет задания и поручения воспитателя, общается с другими детьми, не сравнивают его со сверстниками. В условиях детского сада все особенности будут налицо. А если родители объективно оценивают развитие ребенка, они смогут увидеть методы, которые использует в работе воспитатель, и перенести их в домашнюю обстановку.

Как избегать конфликтов в общении с родителями?

Как было сказано выше, многие родители детей с ОВЗ болезненно воспринимают проблемы своего ребенка. Поэтому воспитателю нужно быть предельно корректным в общении с ними:

Где воспитателю пройти обучение взаимодействию с родителями детей с ОВЗ?

У нас есть сразу несколько программ для воспитателей, работающих или планирующих работать в группах, где есть дети с ОВЗ. Все они разработаны с учетом требований актуальной редакции ФГОС ДОО. Вот только некоторые из них:

    . Этот курс познакомит вас со спецификой дошкольного обучения и воспитания детей с речевыми патологиями, научит грамотно общаться с родителями. . Программа научит работать с детьми с ЗПР, нарушениями интеллекта, зрения, слуха, расстройствами поведения, эмоционально-волевой сферы, ДЦП и другими ОВЗ, давать рекомендации их родителям. . Эта программа похожа на предыдущую, но с более подробным и насыщенным учебным планом. В ней есть отдельная тема по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ, а также практикум по оформлению плана работы с семьями воспитанников.

Перед выбором программы обучения обязательно обратитесь за консультацией к специалистам приемной комиссии – они посоветуют оптимально подходящий для достижения ваших целей курс.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Ильченко Екатерина Валерьевна

МБДОУ " ДС № 336 г. Челябинска "

" Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос.

Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о

помощи им в деле самообразования, вооружении их известным

педминимумом, привлечение их к работе детского сада.

Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие

детского сада и семьи по воспитанию детей. В их содружестве,

в обоюдной заботе и ответственности- огромная сила ".

Н.К. Крупская «Педагогические сочинения "

" Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и

дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и

Семья, безусловно, является основой развития каждого ребенка, самый первый и наиболее мощный действующий фактор, формирующий личность ребенка.

Влияние социума лишь корректирует воспитание. Именно от семьи во многом зависит восприятие ребенком окружающего мира, его ценности, культурное наследие.

Федеральный закон " Об Образовании" гласит, что родители выступают для детей первыми педагогами. В их обязанность входит заложить в ребенке основы физического, интеллектуального, нравственного развития личности. [7]

В соответствии с ФГОС ДО педагогам дошкольного образования и родителям детей необходимо понять главную цель их взаимодействия, которая заключается в регулировании между обеими стронами партнерских отношений, которые позволят объединить общие усилия с целью воспитания детей, активизировать умения родителей в области воспитания. [5]

В соответствии с этим меняется, и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

И.А. Маркарян подчеркивает, что детский сад - первый социальный институт, где начинается педагогическое просвещение родителей и создание образовательного пространства с привлечением семьи как среды развития личности ребенка, что является одним из перспективных направлений развития системы дошкольного образования. [3]

Появление значительного количества детей с ограниченными возможностями здоровья и со спецификой психосоциального статуса " вызывает необходимость выработки всеми субъектами воспитательно - образовательного процесса - педагогами, родителями - новых способов межличностного взаимодействия." [8]

Большую роль может играть формирование субъективного благополучия дошкольника, которое, как пишут А.И. Донцов, Е.Б. Перелыгина, А.М. Рикель, " содержит социально-нормативные установки, ценности, смысловые ориентации, потребности, реализующиеся в соответствии с условиями социализации ". [2]

И.А.Петрова и др. обосновали, что семейное благополучие в большой степени оказывает вличние на развитие ребенка с ОВЗ. [ 4 ]

Как отмечают Т.Н. Винтаева и др., успещному личностному и социальному развитию детей с ОВЗ способствует активное участие в воспитательно - образовательном процессе родителей воспитанников, поэтому " сотрудничество с родителями - важнейшее звено концепции современного образования. невозможно обеспечить становление социально- адаптивной личности ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в достижении этой цели". [1]

Сотрудничество - это общение " на равных ", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

Сотрудничество — это не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние.

К сожалению, необходимо отметить, что часто сами родители детей с ОВЗ имеют различные психологические и личностные проблемы:

- усталость от необходимости тратить силы и средства на взаимодействие с различными специалистами;

- отрицание наличия у ребенка ОВЗ, что " у них дома все хорошо ", а остальное - педагогические проблемы воспитателей, непрофессионализм педагогов.

В связи с этим можно выделить две позиции родителей детей с ограниченными возможностями здоровья по отношению к дошкольному образовательному учреждению:

партнерскую или бузучастную.

Каждое дошкольное учреждение должно самостоятельно решать возникающие проблемы, исходя из педагогического и административного потенциала, желания и возможностей коллектива осуществлять данную деятельность, повышая качества воспитательно- образовательного процесса в работе с детьми с ОВЗ, создавать систему профессионального, компетентного и адекватного взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ.

Очень важно обсуждать с родителями возникающие проблемы и искать совместные пути их решения:

- узнать у родителей особенности характера, интересы и предпочтения ребенка и на этой основе воспитатель может более эффективно строить свою работу с ребенком, что даст возможность вести с родителями конструктивный диалог;

- при взаимодействии с ребенком с ОВЗ опираться на его сильные стороны, сосредоточиться на успехах и достижениях ребенка, поощрять за малейшие успехи.

- активная поддержка родителей ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек, так как любой ребенок воспитывается только в " состоянии успеха ".

При работе с родителями педагогу необходимо:

- установить партнерские отношения:

§ рассказывать родителям об успехах ребенка;

§ посетить семью или пригласить родителей на индивидуальну беседу;

§ пригласить родителей на индивидуальные и групповые занятия с их ребенком где они смогут увидеть методы, которые использует в воспитатель и перенести их в домашнюю обстановку;

- подчеркивать значимость семейного воспитания и усилий родителей по воспитанию ребенка. При этом внимательно выслушивать все жалобы, сомнения, возражения родителей;

- создавать атмосферу общности интересов;

- вести работу по формированию у родителей убеждений:

§ чтобы учить, необходимо многое знать и уметь;

§ верить в свои возможности, никогда не опускать руки;

§ при воспитании ребенка верить в самого себя.

Формируя у родителей данные убеждения необходимо исходить из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться ".

Родители видят личностный смысл, который помогает им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, делают педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной.

Кроме того, коррекция знаний родителей приводит к более адекватной практике воспитания.

Таким образом будет реализовываться один из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ - принцип «Родитель - член команды ".

Воспитатель проявляет заботу о гуманизации и демократизации взаимоотношений с родителями, признает ценность каждого родителя как личности, его право на собственную позицию, а также ошибки.

В работе с родителями детей с ОВЗ необходимо:

- отказываться от формального общения, от монолога в пользу диалога;

- отдавать предпочтение не коллективным, а индивидуальным формам работы (здесь необходимо педагогу владеть наукой и искусством общения. Педагог должен показать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников);

- воздействовать на родителей словом, подкрепленным наглядностью.

Полезно предоставлять родителям самим наблюдать за собственным ребенком, сравнивать его со сверстниками, открывать в нем новые, незнакомые черты.

Родители могут свободно посещать групповое помещение утром или вечером, играть с детьми. Дети, играя с родителями, рассказывают им и обучают их тому, чему сами научились в группе. Они могут загадывать родителям загадки, рассказывать стихи, петь песни.

Это дает возможность заинтересовать родителей, делать их активными участниками образовательного процесса, повысить свой уровень компетенции в вопросах воспитания, помогает преодолевать у родителей психологический стресс, связанный с воспитанием своего ребенка с ОВЗ:

- формировать умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, так как они вольно или невольно «навязывают " своему ребенку свое отношение ко всем важным моментам жизни. Ребенок должен перенимать от родителей позитив, светлую сторону.

"Особые дети" дают шанс проявить лучшие чувства и качества: такие как толерантность, доброта, сочувствие, щедрость, любовь. Родителям необходимо помнить, что их ребенок не хуже и не лучше остальных, просто у него другие возможности.

Успех взаимодействия во многом зависит от взаимных установок семьи детского сада. Родители должны быть уверены в хорошем отношении воспитателя к ребенку, чувствовать компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценить его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость) .

А воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, великодушием и милосердием, умением растить в нем хорошее.

Пугачев А.С. описал принципы такого взаимодействия:

- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- Каждый человек способен чувствовать и думать;

- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- Все люди нуждаются друг в друге;

- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. [6 ]

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия воспитателя дошкольного учреждения и семьи с ребенком с ОВЗ лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольеу они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании детей.

А разнообразные формы работы только помогут сделать это взаимодействие наиболее эффективным и продуктивным, как для воспитателей, так и для родителей детей с ОВЗ. Это даст возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

1. Винтаева Т.Н., Вареницина Г.Г., Тарабыкина А.А. Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социально- адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Поволжский педагогический вестник .2015, № 4.

2. Донцов А.И., Перелыгина Е.Б., Рикель А.М. Объективное и субъективное благополучие: два подхода к исследуемой проблеме // Вопросы психологии. 2016. № 5

3. Маркарян И.А. Взаимодействие детского сада и семьи - приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации // Науковедение. Интернет-журнал. 2014. № 6.

4. Петрова Е.А., Козьяков Р.В., Поташова И.И. Сосременные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья //Сб. материалов Ежегодной международной научно- практической конференции " Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста ". 2016. № 5.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образоваия.

6. Пугачев А.С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. - 2012. № 10

7. Федеральный закон от 29.12.2012 ( ред. от 25.12.2018) № 273 - ФЗ " Об образовании в Российской Федерации ".

8. Шабас С.Г. Профессиональный стандарт как условие психолого - педагогической компетентности педагогов в работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду // Обучение. Воспитание. Развитие : Сб. материалов Всероссийского психологического форума. Сочи : АВК Пресс, 2015.

Автор: Кеба Екатерина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №14 "Дубравушка" комбинированного вида"
Населённый пункт: Мурманская область, г.Оленегорск
Наименование материала: Проектная работа
Тема: "Взаимодействие воспитателя дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья".
Раздел: дошкольное образование

Ведение
…………………………………………………………………..3 Взаимодействие воспитателя дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников с ограниченными возможно стями здоровья………………………………. …………..…………………………….5 1. Взаимодействия педагогиче ского коллектива с с е м ь я м и воспитанников…………………………………………………………………………. 5

2 Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………. 6
Литература
………………………………………………………………..10
Приложение
……………………………………………………………. 11 2

Взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников
Современная наука и практика убедительно доказывают, что семья играет определяющую и уникальную роль в формировании личности ребенка, ее не может заменить ни один из социальных институтов общественного воспитания. В семье происходит первичная социализация, формируются мировоззрение ребенка, его отношение к миру, к другим людям, к себе самому. Родительская забота, безусловная любовь и принятие способствуют становлению у ребенка открытости и доверия к миру, готовности взаимодействовать с другими людьми на принципах взаимоуважения и терпимости; возникновению чувства собственного достоинства и веры в себя. Очень важно, чтобы у родителей была возможность принимать непосредственное участие в образовательном процессе, а при необходимости – обратиться за квалифицированной помощью в освоении способов построения эффективных детско-родительских отношений, коррекции методов воспитания по мере взросления детей.
Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными

возможностями здоровья.
5
Учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, я определила общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач: 1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком; 2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития; 3. Сформировать адекватную самооценку. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Принципы работы с родителями детей с ОВЗ разнообразны, и для меня главное, чтобы они органически и системно осуществлялись на протяжении всего времени работы. (Приложение №2)
Формы организации психолого-педагогической помощи семье.
1. Коллективные формы взаимодействия.  Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.
Задачи:
информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;решение организационных вопросов; информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.  Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости (Приложение №3).  “День открытых дверей”. Проводится администрацией ДОУ
Задача: з
накомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы. 6
 Тематические доклады, плановые консультации, семинары
Задачи:
знакомство и обучение родителей формам оказания психолого- педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии; ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.  Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей (Приложение № 4). 2. Индивидуальные формы работы.  Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями
З а д ач а :
оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.  Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня
Задача:
информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.  Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.
Задачи:
сбор необходимой информации о ребенке и его семье;определение запросов родителей о дополнительном образовании детей; определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей, определение оценки родителями работы ДОУ
.
3. Формы наглядного информационного обеспечения  Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, «Развиваем руку, а значит и речь”, “Игра в развитии ребенка”, “Как выбрать игрушку”)(Приложение № 5).  Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно- образовательной работы (Приложение № 6). 7
 Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями. Проводятся два - три раза в год
Задачи:
создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей; наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях. В работе с родителями детей с ОВЗ я также использую различные приемы (Приложение №7). Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему. Конечно, как и в любом деле, в работе с родителями есть свои риски (Приложение № 8) Так же, я бы хотела отметить изменения, которые могут произойти с самими родителями детей с ОВЗ: стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей; улучшение рефлексии, способности к самонаблюдению, осознание своего поведения; эмоциональная саморегуляция, снижение эмоционального дискомфорта; улучшение рефлексии родителей своих взаимоотношений с ребенком; повышение психологической компетентности родителей; формирование адекватной самооценки и приобретение уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях; коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей; обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях. Изменения, отражающие улучшение взаимоотношений и взаимодействия между родителем и ребенком с ОВЗ: установятся отношения партнерства и сотрудничества, которые проявятся в лучшем понимании друг друга, принятии ребенка таким, какой он есть, меньшей конфликтности, большей открытости. Выработаются навыки адекватного и равноправного общения. В 8
семьях появятся общие интересы и увлечения. У детей и родителей сформируются умения принимать и уважать позицию другого человека, сопереживать и понимать переживания, состояния и интересы друг друга; давать обратную связь; находить возможные пути для решения конфликта. В семье будут использоваться адекватные способы реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях. Повысится ответственность родителей за психоэмоциональное благополучие детей. Повысится у р о ве н ь психологической компетентности родителей в сфере детско - родительских отношений и уверенность родителей в собственных воспитательных возможностях. Родители и дети обучатся приемам саморегуляции. Расширится круг взаимодействия между семьями, имеющими детей с ОВЗ. Изменения в эмоциональной сфере у детей: снижение уровня тревожности и агрессивности; приобретение уверенности в себе, формирование адекватной с амооценки, ком м у н и к а бе л ь н о с т и , доброжелательности, эмпатии; развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях со сверстниками, родителями и педагогами; формирование способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств; профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, дезадаптации в социуме. Сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях. 9
Список литературы.
1.

Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном

ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. –

2.
Беляева М.А., Кузнецова И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Екатеринбург, АМБ, 2011.
3.

Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями

4.
Буковцова, Н.И. Актуальные проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного (инклюзивного) образования [Электронный ресурс] /
docme
.
5.

Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст]

6.
Евгения Набатова, Работа с родителями детей с ОВЗ (Электронный ресурс)/
maam
.
7.
Особенности работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (Электронный ресурс)/
maam
.
8.
Ривина, Е.К. Инклюзивное дошкольное образование : каким оно должно быть? [Текст] / Е.К. Ривина // Современный детский сад. – 2009. – № 1. – С. 49-55.
9.

Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия

детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова //

Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.
10
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Наиболее типичные реакции матерей на поведение ребёнка с задержкой

Предупреждение рисков
Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ. Недостаточная мотивация родителей на долговременное сотрудничество. Отказ от работы в группе. Неадекватные реакции у детей и родителей. Не всегда высокая компетентность воспитателей в процессе построения контакта с родителями. Разработка стратегий и тактики привлечения родителей к участию в мероприятиях детского сада через рекламные буклеты, сайт ДОУ, объявления, памятки. Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые должны привлечь, заинтере совывать и замотивировать родителей. Обучение воспитателей навыкам общения с детьми с ОВЗ, имеющими н а р у ш е н и я п о в е д е н и я , и и х родителями через активные формы. В н и ма н и е к э м о ц и о н а л ь н о м у состоянию всех участников группы, давать возможность отреагировать социально приемлемым способом сильные чувства на площадке или сразу после ее окончания. В р а б от е п р и ме н я т ь т е х н и к и поддержки, понимания и принятия, но не конфронтации, так ка к родители и дети находят ся в не ст аб ильном э м о ц и о н а л ь н о м состоянии. В групповой работе с родителями 18
о б р а щ а т ь в н и м а н и е н а самораскрытие и обмен опытом, так как данное обстоятельство очень важно для снятия эмоционального напряжения, изменения отношения к себе и ребенку. Обязательно проводить совместные занятия родителя с ребенком. Учет возрастных, индивидуальных и психологических о собенно стей участников. 19


Одной из главных задач является обеспечение возможности любой семье, имеющей ребенка с ОВЗ, посещать дошкольное учреждение в шаговой доступности от дома, расширять социальные связи семьи, что в конечном итоге способствует успешной социализации как ребенка с нарушениями, так и его родителей.

Большая работа состоит в расширении родительских возможностей по воспитанию ребенка с ОВЗ и активного включения родителей в социальную жизнь. Грамотное планирование совместных детско-родительских мероприятий позволяет сформировать базовый комплекс мероприятий по развитию социальных и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, интегрированных в среду сверстников.

Задача специалистов заключается в поддержке и обучении родителей, повышении их самооценки и компетентности, уверенности в своих силах и знания. Для накопления теоретических знаний проводятся:

‒ Консультативная помощь по вопросам интеграции и развития детей,

‒ Включение родителей в занятия с ребенком,

‒ Привлечение членов семей к организации праздников, спектаклей для детей и другим формам досуговой деятельности,

Все родители детей с ОВЗ активно вовлекаются в социальную жизнь Детского сада посредством участия в детско-родительских мероприятиях.

При работе с родителями крайне важна именно этапность их включения в процесс коррекционной работы. Начиная с самого простого, при котором педагоги выступают инициаторами взаимодействия и принимают на себя ведущую роль в работе с ребенком, до этапа, когда родители перехватывают инициативу у педагогов и сами являются учителями своего ребенка. Остановимся коротко на основных этапах работы с родителями.

Консультативная помощь

Все родители получают консультации, памятки, рекомендации и психологическую поддержку наших специалистов по вопросам взаимодействия с ребенком.

Первый раз на консультацию приглашается вся семья, где родители знакомятся со специалистами, именно поэтому консультирование осуществляется в семейном формате. Такие встречи позволяют оценить потенциал семьи к работе, ее ресурсы, возможности к участию в различных формах работы. Специалисты выделяют следующие задачи:

‒ Укрепление родительской компетентности;

‒ Сопровождение семьи, эмоциональная поддержка, поиск ресурсов;

‒ Помощь в разрешении трудностей в воспитании и развитии детей с ОВЗ

‒ Информационная поддержка (помощь здесь может оказать лечебно-педагогическая литература, книги и брошюры, описывающие жизненный опыт семей с ребенком, имеющим нарушения, автобиографические книги самих людей с проблемами, информация в области защиты прав детей и т. д.).

Обеспечение полноценного эмоционального и делового взаимодействия со взрослыми и сверстниками позволяет решать практические вопросы социализации дошкольников с ОВЗ в современном обществе. Поэтому крайне важно включать родителей взанятия сребенком.Это могут быть совместные терапевтические игры, занятия по развитию социально-бытовых навыков, занятия с учителем-логопедом, учителем — дефектологом, педагогом — психологом, т. е. все те виды занятий, которые проводятся с ребенком. У детей с ОВЗ даже к концу дошкольного возраста игра не достигает уровня ведущей деятельности без специальной психолого-педагогической коррекции. Содержание игр соответствующих уровню развития ребенка хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игр, в которых принимает участие специалист, ребенок и родители, происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми. Эта форма работы является важной в создании пространства партнерства и доверия между специалистами и семьей. Родители начинают лучше понимать состояние ребенка, его проблемы, цели и задачи работы. Если родители на равных правах со специалистами входят в обучающий процесс, то со временем научиться способствовать развитию ребенка.

Этап родительских групп является сочетанием клубной терапевтической и семинарской форм работы. В такую группу входят все специалисты Детского сада, владеющие разными формами и методами работы, программой развития для детей с ОВЗ, реализуемой в процессе занятий, знающие особенности детей. Наличие специалистов позволяет гибко реагировать на запрос родителей, создает некоторый объем, в котором эти запросы могут быть удовлетворены.

Для многих родителей само участие в группе является терапевтичным. Формат работы дает возможность всем участникам поделиться и обменяться опытом, проблемами и историями хотя бы их частичного преодоления, что часто само по себе важно.

Интересные формы взаимодействия с родителями, благодаря которым решаются множество трудностей социального, соматического и психологического характера— это тренинги. Психологические знания, приобретенные в процессе тренинговой работы, помогают родителям эффективнее взаимодействовать с ребенком, понять его психологические особенности, почувствовать уверенность в своих собственных силах и преодолеть трудности взаимодействия. В процессе таких тренингов родители обучаются предъявлять к ребенку требования, адекватные его возрасту, способностям и состоянию, осваивают новые способы психологического воздействия, приемы игры с ребенком, способствующие максимальному развитию его психики.

Привлечение членов семей корганизации праздников, общесадовским мероприятиям, участиям в совместных театральных постановках для детей и другим формам досуговой деятельности является очень важной и необходимой, если речь идет о процессах нормализации жизни семьи и создании партнерства. Такая форма работы с семьями помогает родителям быть не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками образовательного процесса, равноправно общаться со специалистами и детьми.

Правильно организованная система профессиональной деятельности педагогов, методы воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, специалист, Детский сад, консультативная помощь, привлечение членов семей, работа, развитие детей, социальная жизнь, форма работы.

Читайте также: