Что открыл платон в биологии кратко

Обновлено: 17.05.2024

Философия Платона лежит в основе объективного идеализма. По мнению великого мыслителя, вся философия вмещает в себе принцип трепетного стремления к высшей истине, а не сухое абстрактное знание. Только тот, кто испытал тягу к высочайшему умственному благу, может назвать себя философом и мудрецом.

  • Краткая биография
  • Платоновский мир форм и идей
  • Представление Души у Платона
  • Учение о познании и диалектике
  • Любовь и Красота
  • Государство Платона
  • Место семьи в идеальном Государстве

Краткая биография

Будущий великий философ родился в 428 году до н.э. в Афинах в знатной семье. В юности он заводит дружбу с учеником Гераклита - Кратилом, который заражает Платона своими идеями. Поскольку родственники юноши занимались политикой, то и он хотел себя посвятить этому виду деятельности, но судьба распорядилась иначе.

Рис. 1. Платон - копия бюста работы Силаниона, создана для Платоновой Академии Уже в двадцать лет Платон знакомится с Сократом и становится его учеником. До последних лет жизни учителя он остается верным адептом Сократа и его преданным другом. После смерти учителя и долгих странствий (Платон бежал из Афин и много путешествовал) философ возвращается и открывает школу, где он живет и работает до глубокой старости. Умер великий мыслитель в 347 году до н.э., а эта школа существовала еще на протяжении многих веков.

Важно! Сократ называл свою школу “Академия” - в честь мифического Академа. Считалось, что на месте, где великий мыслитель с учениками построил свою школу, похоронен древнегреческий герой.

Платоновский мир форм и идей

Главное место в своем учении Платон выделяет размышлениям об эйдосах - идеях. Согласно его философии, Вселенная разделена на две части: измерение эйдосов и мир форм (вещей). Идеи являются прообразами всего и лежат в основе всех вещей, которые созданы из бесформенной материи. При этом сама материя не в состоянии что-либо породить без движущей силы эйдосов. Измерение эйдосов находится вне пространства и времени, но имеет четкую иерархию, во главе которой находится идея Блага. Она становится обязательным условием для познаваемости всех остальных эйдосов и играет важную роль в распознавании людьми высших ценностей.

Представление Души у Платона

  • Разумной, находящейся в голове.
  • Волевой, находящейся в груди и состоящей в союзе с разумом.
  • Страстной, расположенной в желудке и служащей низшим инстинктам.

Важно! В каждой нации, согласно Платону, преобладает какая-то одна составляющая Души. У греков - разумная, у северных народов - мужественная, у египтян - тяга к наживе и обману.

Учение о познании и диалектике

Платон считал, что только путем осознанного размышления, применяя философскую диалектику, можно приблизиться к более точному образу объективной реальности. Сама диалектика призвана в помощь человеку для детального анализа, классификации расфокусированных чувственных впечатлений и получения из беспорядочной массы информации одно общее понятие. Общее же понятие она помогает разбить на виды и более мелкие упорядоченные структуры. Согласно философии великого мыслителя, в двух и нескольких разных вещах или понятиях может храниться одна идея, и она реально существует, ведь никто не в состоянии познать несуществующее. Именно измерение осознаваемых идей истинно существует, а мир вещей является его блеклым призраком. Предметы скрывают свою истинную сущность под бесформенной материей, и ни одна вещь неспособна полностью воплотить в себе суть идеи. Сама же идея является истинной сутью вещей.

Любовь и Красота

Платон в своих трудах акцентировал внимание на Красоте и важности ее поисков в окружающем мире и внутри себя. Созерцая и принимая физическую красоту, Душа способна обратить свой взор на красоту искусства и науки. Преодолев этот рубеж, она переходит к положительной оценке добрых нравов и обычаев, что является лучшим способом подняться к миру Высших идей по “золотой лестнице”. Пребывая во власти чувств и страстей, только благодаря красоте человек может вернуться к добродетели, ведь она оживляет воспоминания об идеальном мире, порождая в сердце Любовь. Платон отмечает, чем меньше в любви телесных и грубочувственных влечений, тем больше она ценится. Чем чище и невиннее любовь, тем больше возрастает возможность увидеть духовное Солнце и созерцать истину.

Государство Платона

  • Разумная - к мудрости;
  • Волевая - к смелости и отваге;
  • Чувственная - к воздержанию.

Мудрецы-правители

Они не в способны на безнравственные поступки, обладают высшим знанием и принимают решения по логике мира идей. Правители с малых лет получают философское образование и учатся управлять. Эгоистический интерес искореняется еще в младенчестве, и это распространяется даже на семейные отношения: имущество и жены общие с народом. Правитель контролирует все - от произведений умственного труда, чтобы распространялись только благородные высшие идеи, до личной жизни каждого члена общества.

Защитники-воины

  • Гимнастическое, где они учились подавлять свои страсти, отдавая предпочтение воле и разумному началу;
  • Мусическое, где они тренировались укрощать свою ярость, трансформируя ее в ощущение гармонии с окружающим миром.

Рис. 4. Статуя Платона в Дельфах

Каста трудящихся

Платон называл их еще производителями. Ими являются все остальные люди, они не обладают Душой и живут в мире физических потребностей. Все наработанные ими материальные блага распределялись между всеми членами общества под контролем справедливого правителя.

Важно! Только то Государство может достигнуть Справедливости, в котором четко соблюдаются границы между кастами, где каждое сословие занимается своим делом и не вмешивается в работу людей другого уровня. Покидать свою касту, переходя в другую, можно только после прохождения серьезного испытания.

Место семьи в идеальном Государстве

Стоит отдельно отметить отношение к семье в таком обществе. Нормальная семья, как мы привыкли ее представлять, отсутствовала. Все внутрисемейные отношения регулировались главой Государства. Дети после рождения не остаются в семье, а отдаются в специальные учреждения, где они растут и воспитываются согласно своему сословию. В таком Государстве родители не знают своих детей, а дети - родителей.

Важно! Платон сам жил по законам своего идеального Государства. Истории неизвестны ни его жены, ни его дети.

Согласно учению Платона, материальный мир — совокупность возникающих и преходящих вещей — является несовершенным отражением постигаемых разумом идей, идеальных вечных прообразов предметов, воспринимаемых чувствами. Мир идей, по Платону, есть цель и вместе с тем причина материального мира. Из этих воззрений Платона, составляющих основу его философской системы объективного идеализма, родилось представление о конечных, или целевых причинах, получившее развитие в философии Аристотеля и неоднократно возрождавшееся впоследствии в истории биологии.

Попытку преодолеть платоновский идеализм предпринял Аристотель (384—322 до н. э.). Он утверждал реальность материального мира и «го пребывание в состоянии постоянного движения. Аристотель впервые разработал учение о различных формах движения.

В противовес идеалистической теории Платона, он развил сенсуалистическую теорию познания, согласно которой источником последнего являются ощущения, перерабатываемые затем разумом. В то же время Аристотель не избежал колебаний между материализмом и идеализмом, что отметил В. И. Ленин.

В общебиологических представлениях Аристотеля нашел отражение его философский дуализм. Во всех телах природы Аристотель различал две стороны — материю, обладающую различными возможностями, и форму, под влиянием которой реализуется именно данная возможность материи. По учению Аристотеля, форма является одновременно причиной и целью превращений, через которые проходит материя: форма представляет конечную целедеятельную причину, существующую наряду с зависящими от самой материи механическими причинами явлений, т. е. наряду с природной необходимостью.

В понимании явлений жизни Аристотель также основывался на указанном противопоставлении материи и формы. Зародыш образуется из смешения семени самца с выделениями самки. Последние образуют материю, т. е. возможность возникновения зародыша, но возможность эта может реализоваться лишь при воздействии на материю формы, происходящей из семени самца. В семени, таким образом, заложен принцип развития, который, по Аристотелю, есть не что иное, как душа. Ее влиянием Аристотель объяснял целесообразность строения и жизнедеятельности организмов.

Предел целесообразной деятельности души ставит, однако, материя, которая в силу природной необходимости может иногда осуществлять такие образования, которые противоречат цели,— так Аристотель объяснял возникновение уродств.

По Аристотелю, существуют души трех родов: душа растительная, или питающая, душа чувствующая и, наконец, разум. Растениям свойственна только питающая душа, животным сверх того — чувствующая, человеку кроме двух первых свойствен разум.

о благоприятных и неблагоприятных условиях для жизни.

получили название тканей, и неоднородные, т. е. органы, выполняющие те или иные функции (глаз, рука и т. д.).

В нем рассматриваются ощущения, воспринимаемые органами чувств, умственная деятельность человека, вопрос о взаимоотношении между душой и телом.

В трудах Аристотеля нередко встречаются ссылки на рисунки, однако сами рисунки не сохранились. Ссылаясь на свои рисунки, Аристотель столь ясно описал, например, протоки мочеполовых органов млекопитающих и связанные с ними сосуды, как это можно было сделать только в случае анатомических вскрытий.

Аристотель имел представление о различиях между большими подразделениями животного мира и был знаком с анатомическими, эмбриологическими и физиологическими особенностями такой, например, группы, как млекопитающие. Он знал, что главнейшими признаками, характеризующими млекопитающих, являются наличие у них органов воздушного дыхания — легких и горячей крови; он знал, что они живородящи, питают детенышей молоком и что плод, находящийся в утробе матери, прикреплен к матке посредством пуповины и органа, который впоследствии был назван последом. Аристотель знал также, что ни один из этих

признаков, как при ішло, по нстрочаотся у рыб. Учитывая все эти особенности млекопитающих, Лристотолі. отделил от рыб группу животных, известную ПОД НПІІІІІІПИОМ китон (собственно киты и дельфины), и поместил ее в непосредственном сосодстно с млекопитающими.

Отметив жииорождонио кик признак, отличающий млекопитающих от рыб, Аристотель писал, что существует группа рыб — он назвал ее се- яахе (акулы и скаты),— характеризующаяся способностью ее представителей рождать ж и пых детенышей. Ему было также известно, что у одной формы солахо — акулы Галеос (лат. Galeus) — яйца прикрепляются к: стеико матки с помощью органа, сходного с последом млекопитающих. Это наблюдение Аристотеля долго считалось ошибочным и только в середине XIX в. Иоганн Мюллер подтвердил, что описания Аристотеля: были совершенно правильны.

Формально Аристотель не оставил классификации животных. Однако' в его трудах встречаются в достаточном количестве определения, позволяющие воссоздать ту группировку животных форм, которую с правом можно рассматривать как аристотелеву классификационную схему.

Всех животных Аристотель делил прежде всего на животных с кровью (энай- ма) и без крови (анайма). Первые соответствуют позвоночным, вторые — беспозвоночным современной систематики. Энайма делятся на живородящих (человек, киты и четвероногие) и яйцеродных, или яйцеживородящих (птицы, яйцекладущие четвероногие, змеи и рыбы), а анайма подразделяются на животных с совершенными яйцами (головоногие,, ракообразные), с яйцами особого рода (насекомые, пауки, скорпионы) и на животных, образующихся из генеративной слизи, из почек или возникающих самопроизвольно (моллюски, исключая головоногих, иглокожие и др.). Интересны попытки Аристотеля выделить естественные группы среди живородящих четвероногих (млекопитающих) по наличию раздвоенных копыт и резцов только в нижней челюсти или по признаку однокопытности,' а также установить разделение на хрящевых и прочих (костистых) рыб.

Наряду с народными поверьями и прикладными сведениями о лечебных растениях, о способе их собирания и применения Теофраст сообщил также некоторые данные о строении и размножении растений. Он впервые ввел в употребление



Древнегреческий философ-идеалист, Р. в Афинах. Ученик Сократа.
Философия Платона была выражением идей и образа мыслей, характерных для Афин эпохи упадка (конец V в. до н. э.) . По Платону, идеи — "духовные сущности" — составляют действительный мир, а видимый мир — только внешнее проявление действительного мира. Он, в частности, считал, что надо изучать астрономию точно так же, как математику, — при помощи теорем, не исследуя звездное небо, если мы хотим получить истинное знание астрономии. По Платону, Вселенная — единая, вечная, живая и совершенная сфера, одаренная душой и движением, которое является равномерным вращением вокруг оси. Платон дал также описание движений Солнца, Луны и планет. Все эти идеи изложены в виде аллегорического мифа в его сочинении "Республика" и в диалоге "Тимей". Считают, что в последние годы жизни Платон пришел к мысли о вращении Земли вокруг оси.

Древнегреческий философ-идеалист, Р. в Афинах. Ученик Сократа.
Философия Платона была выражением идей и образа мыслей, характерных для Афин эпохи упадка (конец V в. до н. э.) . По Платону, идеи — "духовные сущности" — составляют действительный мир, а видимый мир — только внешнее проявление действительного мира. Он, в частности, считал, что надо изучать астрономию точно так же, как математику, — при помощи теорем, не исследуя звездное небо, если мы хотим получить истинное знание астрономии. По Платону, Вселенная — единая, вечная, живая и совершенная сфера, одаренная душой и движением, которое является равномерным вращением вокруг оси. Платон дал также описание движений Солнца, Луны и планет. Все эти идеи изложены в виде аллегорического мифа в его сочинении "Республика" и в диалоге "Тимей". Считают, что в последние годы жизни Платон пришел к мысли о вращении Земли вокруг оси.

Платон – древнегреческий философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля. Платон является первым философом, чьи труды сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими, а в полном объеме.

В биографии Платона найдется немало интересных фактов, связанных с его личной жизнью и философскими взглядами.

Итак, перед вами краткая биография Платона.

platon

Биография Платона

Точная дата рождения Платона до сих пор остается неизвестной. Считается, что он появился на свет на рубеже 429 и 427 до н. э. в Афинах, а возможно и на острове Эгине.

Между биографами Платона по-прежнему не утихают споры относительно имени философа. Согласно одному мнению, в действительности его звали Аристоклом, тогда как Платон – его прозвище.

Детство и юность

Платон рос и воспитывался в аристократической семье.

Согласно преданию отец философа, Аристон, происходил из рода Кодра – последнего правителя Аттики. Мать Платона, Периктиона, была потомком знаменитого афинского политика и поэта Солона.

У родителей философа также родилась девочка Потона и 2 мальчика – Главкон и Адимант.

Все четверо детей Аристона и Периктионы получали общее образование. Стоит отметить, что наставником Платона был досократик Кратил, последователь учений Гераклита Эфесского.

В ходе своего обучения, Платон лучше всего усваивал литературу и изобразительное искусство. Позже, он серьезно увлекся борьбой и даже принимал участие в Олимпийских играх.

platon

Отец Платона являлся политическим деятелем, который стремился к благополучию своей страны и ее граждан.

По этой причине Аристон хотел, чтобы его сын стал политиком. Однако Платону не очень нравилась эта идея. Вместо этого, он с большим удовольствием занимался написанием стихов и пьес.

Как-то раз, Платон повстречал зрелого мужчину, с которым у него завязался диалог. Он был настолько впечатлен рассуждением собеседника, что пришел в неописуемый восторг. Этим незнакомцем был Сократ.

Философия и взгляды

Идеи Сократа разительно отличались от взглядов того времени. В его учениях основной акцент делался на познании природы человека.

Платон внимательно слушал речи философа пытаясь, как можно глубже проникнуть в их суть. О своих впечатлениях он неоднократно упоминал в собственных произведениях.

В 399 г. до н.э. Сократа приговорили к смертной казни, обвинив его в не почитании богов и пропаганде новой веры, которая развращала молодежь. Философу позволили произнести защитную речь, перед смертным приговором в виде испития яда.

sokrat-i-platon

Сократ и Платон

Казнь наставника серьезно повлияла на Платона, который возненавидел демократию.

В скором времени мыслитель отправился в путешествие по разным городам и странам. В данный период биографии он успел пообщаться со многими последователями Сократа, включая Эвклида и Феодора.

Кроме этого Платон общался с мистиками и халдеями, которые побудили его увлечься восточной философией.

После долгих путешествий, мужчина приехал в Сицилию. Он совместно с местным военачальником Дионисием Старшим, задался целью основать новое государство, в котором верховная власть должна была принадлежать философам.

Возвратившись в родные Афины, Платон сделал некоторые поправки в отношении создания идеального государственного устройства.

Результатом данных размышлений стало открытие Академии, в которой Платон начал обучать своих последователей. Таким образом было образовано новое религиозно-философское объединение.

Платон давал знания ученикам посредством диалогов, которые по его мнению позволяли человеку лучше всего познать истину.

Преподаватели и ученики Академии жили вместе. Интересен факт, что выходцем Академии был и знаменитый Аристотель.

Идеи и открытия

Философия Платона строится на теории Сократа, согласно которой истинное познание возможно только в отношении не субъективных понятий, которые составляют самостоятельный бестелесный мир, сосуществующий миру чувственному.

platon-i-aristotel

Платон и Аристотель

Бытие – это абсолютные сущности, эйдосы (идеи), на которые не оказывают влияние пространство и время. Эйдосы автономны, а, следовательно, только их можно познать.

С Платоном неоднократно вступал в жаркие споры Диоген Синопский, который являлся последователем школы киников. Впрочем, Диоген спорил и со многими другими мыслителями.

Чтобы ученики своевременно приходили на занятия, Платон изобрел приспособление, на основе водяных часов, которое подавало сигнал в заданное время. Так был придуман первый будильник.

Личная жизнь

Платон пропагандировал отказ от частной собственности. Также, он проповедовал общность жен, мужей и детей.

Вследствие этого, все женщины и дети становились общими. Поэтому нельзя выделить одну жену у Платона, как и нельзя точно определить его биологических детей.

platon

Смерть

Философ умер естественным образом, прожив долгую и насыщенную жизнь. Платон скончался в 348 (или 347) году до н.э., прожив около 80 лет.

Читайте также: