Что не рассматривается учеными как вид изобразительной деятельности в доу

Обновлено: 01.07.2024

4 Варианту, ответа: а) рисование; б) лепка; в) аппликация; г) конструирование; д) ручной труд. 14. Средством художественной выразительности в предметной лепке является. а) пластичность, передача формы и движения; б) величина; в) акцентирование на отдельных признаках предмета; г) композиция; д) части предмета. 15. Структура, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит весь его смысл, это. а) ритм; б) колорит; в) рисунок; г) композиция; д) палитра. 16. Дети первой младшей группы передают в рисунках изображения предметов: а) треугольной формы; б) прямоугольной формы; в) округлой формы; г) руглой формы; д) квадратной формы. 17. В какой группе учат приклеивать детали к основной форме? а) второй младшей; б) средней; в) подготовительной; г) старшей; д) первой младшей. 18. Создавать общие сюжетные композиции из природного материала дети начинают в группе. а) подготовительной; б) средней; в) старшей; г) первой младшей; д) второй младшей. 19. Дети средней группы составляют узоры по мотивам росписи. а) хохломской; б) городецкой; в) гжельской; г) дымковской; д) в средней группе эти росписи не используют.

5 20. К какому разделу программы относится задача обучения детей выполнению элементов декоративной росписи (завиток, цветок, ягода, листок)? а) составление узоров; б) изображение предмета; в) передача связного содержания; г) ознакомление с материалом; д) техника изображения. 21. Какая техника не используется в аппликации? а) приклеивание деталей к основе; б) пришивание; в) наклеивание; г) сминание; д) рисование по мокрому. 22. Интегрированные занятия по изобразительной деятельности направлены на. а) ознакомление с новым материалом; б) повторение; в) закрепление; г) предоставление детям большей самостоятельности в выборе техник и материалов; д) диагностику ручной умелости. 23. Какое занятие самое продолжительное по времени проведения? а) комплексное; б) интегрированное; в) комбинированное; г) по ознакомлению с новым материалом; д) индивидуальное. 24. Какая деятельность не относится к формам организации работы по развитию художественного творчества с детьми в группе ДОУ? а) фронтальная; б) подгрупповая; в) индивидуальная; г) совместная; д) дифференцированная. 25. В содержание предметно-развивающей среды для изобразительной деятельности воспитанников входит. а) оборудование и мебель группы; б) наличие актового зала; в) наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, качество, внешний вид; г) количество игрушек в группе; д) разнообразие детской литературы. Тест 2 1. Теория и методика развития детского изобразительного творчества посвящена проблемам: а) физического воспитания ребенка;

12 в) клетка; г) завиток; д) стилизованная ромашка. 17. Учить детей рисовать элементы узора по мотива родных игрушек, ритмично располагать элементы узора работа. а) по передаче связного содержания; б) по обучению изображению предмета; в) по обучению составлению узора; г) по ознакомлению с материалом; д) над техникой изображения. 18. Какая педагогическая задача не решается на занятиях по приобщению детей к аппликации в младшей группе ДОУ? Варианты, ответа: а) учить действиям с бумагой, помочь увидеть в ней материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества (мягкая, плотная, мнется, рвется); б) развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность создавать вместе с ним элементарные художественные поделки; в) развивать интерес, эмоциональное положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять; г) формировать умение составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагать их в определенном порядке на картонной или тканевой основе разной формы; д) развивать эстетическое восприятие и чувства, умение узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться вслед за взрослыми. 19. Какой метод представляет собой целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем? а) наблюдение; б) словесный метод; в) практический; г) исследовательский; д) обследование. 20. Какое занятие не проводится с детьми младших групп ДОУ? а) комплексное; б) индивидуальное; в) по ознакомлению с новым материалом; г) по закреплению пройденного материала; д) под групповое. 21. При использовании метода наблюдения в изобразительной деятельности педагог не всегда может учитывать. а) цели и задачи его проведения; б) количество детей в группе; в) эмоциональность детского восприятия; г) активность детей; д) возрастные особенности детей. 22. Какой прием не применяется при использовании словесного метода обучения детей изобразительной деятельности? а) пояснение; б) показ способов изображения;

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

1. Целью обучения изобразительной деятельности детей является…

а) формирование знаний;

б) формирование навыков;

в) формирование умений;

г) содействие развитию творческой личности;

д) подготовка к школе.

2. Какой прием обучения используется на I этапе работы с детьми?

а) прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником;

б) вопросы конкретного характера, направленные на формирование эмоционально-личностного отношения к картине

в) прием сравнения;

г) рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личнное отношение педагога к картине;

д) поиск композиционных и колористических вариантов решения

3.Выразительным средством в изобразительной деятельности является…

в) передача пространственных отношений;

г) активизация волевых усилий;

д) степень грамотности изображения.

4.Какое произведение написано В. В. Васнецовым?

5.Определите показатели, характерные для детского восприятия в доизобразительном периоде;

в) расчлененность;

г) аналитичность;

6.Какие изобразительные движения осваивает ребенок в течение 2 года жизни?

а) основные формообразующие движения;

б) не осваивает никакие движения;

в) разнообразные рисовальные движения орудийного характера;

г) вариативное использование формообразующих движений;

д) все ответы неверны.

7.Какие качества характеризуют детские работы в изобразительном периоде?

а) выразительность образов;

б) высокая степень грамотности;

в) глубина мысли;

г) широта общения;

д) увлеченность, захваченность деятельностью.

8. Что можно отнести к одному из этапов

творческого акта в изобразительной деятельности?

а) подбор материала для художественной деятельности детей;

б) создание условий для изобразительной деятельности;

в) исполнение замысла;

г) осознание необходимости создания произведения;

д) увлеченность, захваченность деятельностью

9. Наблюдение в изобразительной деятельности является.
а) способом обучения детей изобразительным навыкам и умениям;

б) задачей обучения;

в) наглядным методом;

г) видом деятельности;

д) приемом обучения изобразительных умений и навыков.

10. Что не рассматривается учёными как вид изобразительной деятельности?

а) рисование;

в) аппликация;

г) конструирование;

а) пластичность, передача формы и движения;

в) акцентирование на отдельных признаках предмета;

д) части предмета.

12. Структура, взаимосвязь важнейших элементов худо­жественного произведения, от которой зависит весь его смысл, — это…

г) композиция;

13. Дети первой младшей группы передают в рисунках изображения предметов:

а) треугольной формы;

б) прямоугольной формы;

в) округлой формы;

г) любой формы;

д) квадратной формы.

14. В какой группе учат приклеивать детали к основной форме?

а) второй младшей;

в) подготовительной;

д) первой младшей.

15. Создавать общие сюжетные композиции из природного материала дети начинают в группе …

г) первой младшей;

д) второй младшей.

16. Дети средней группы составляют узоры по мотивам росписи…

г) дымковской;

д) в средней группе эти росписи не используют.

17. Какая техника не используется в аппликации?

Варианты ответа:

д) рисование по мокрому.

18. Интегрированные занятия по изобразительной деятель­ности направлены на…

а) ознакомление с новым материалом;

г) предоставление детям большей самостоятельности в
выборе техник и материалов;

д) диагностику ручной умелости.

19. Какая деятельность не относится к формам организации работы по развитию художественного творчества с детьми в группе ДОУ?

20. В содержание предметно-развивающей среды для изоб-

а) оборудование и мебель группы;

б) наличие актового зала;

в) наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, качество, внешний вид;

г) количество игрушек в группе;

д) разнообразие детской литературы.

Номер задания в тесте

Вариант ответа

Номер задания в тесте

Вариант ответа

Теория и методика детского изобразительного творчества

Транскрипт

5 обучать студентов методам и приемам развития детского изобразительного творчества в условиях дошкольных учреждений. 3. Содержание дисциплины Предмет и задачи теории и методики развития детского изобразительного творчества. Методика руководства изобразительной деятельностью детей как педагогическая дисциплина. Связь методики изодеятельности с эстетикой, психологией, анатомией и физиологией, гигиеной, педиатрией, детской литературой и другими методиками. Основы организации образовательновоспитательной работы с дошкольниками на занятии по изодеятельности. Методы изучения курса, его задачи. Основные направления в развитии методики изобразительной деятельности в начале столетия. Изучение детского творчества в период с 30-х по 40-е годы. Работы Е.А. Флериной о детском творчестве. Развитие методики в годы. Основные направления исследований Н.П. Сакулиной, В.Г. Нечаевой, В.Б. Косминской, З.В. Лиштван, Л.А. Раевой, Е.И. Васильевой. Искусствоведческие и психолого-педагогические основы теории и методики развития детского изобразительного творчества. Понятие культура. Художественная культура часть эстетической культуры. Особенности изобразительного искусства. Функции. Художественный образ: особенности, черты. Средства выразительности. Сущность понятия искусство. Функции искусства Основные искусствоведческие понятия. Происхождение искусства Художественно-эстетическая развивающая среда и ребенок. Особенности взаимосвязь видов изобразительного искусства с видами детской изобразительной деятельности. Изобразительное искусство — составная часть образовательного пространства в ДОУ. Структура изобразительной деятельности. Сенсорно изобразительные, изобразительные и художественно творческие способности. Возрастные этапы и уровни развития детского творчества. Методологические основы и научные принципы построения содержания художественного образования дошкольников. Ребенок объект, субъект художественно-творческого процесса ДОУ. Предмет, цель, задачи, содержание художественного воспитания, развития, образования дошкольников. Отечественные и зарубежные системы, концепции, технологии и программы по развитию детского изобразительного творчества. Произведения искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественно-творческой деятельности. Восприятие произведений изобразительного.жанры живописи. Разновидности скульптуры, архитектуры графики. Произведения изобразительного искусства как фактор развития личности ребенка. Произведения искусства как основа самостоятельной художественно- 5

6 творческой деятельности. Восприятие детьми произведений искусства, формирование эстетического отношения к ним. Значение восприятия для изобразительной деятельности детей. Особенности развития эстетического восприятия у детей. Методика развития эстетического восприятия у детей в процессе наблюдения окружающего. Специфика художественно-образного отражения действительности в искусстве. Средства выразительности в изобразительном искусстве. Возможности воспитательного воздействия искусства на людей. Задачи ознакомления с произведениями изобразительного искусства. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства. Взаимосвязь задач эстетического и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Характеристика доизобразительного и изобразительного периодов. Художественно эстетическое сознание, восприятие и его компоненты. Цель, задачи и особенности ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства. Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста, ее особенности и организация в ДОУ. Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников. Основные виды изодеятельности: рисование лепка аппликация конструирование, ручной художественный труд. Функции изодеятельности: познавательная коммуникативная воспитательная общеразвивающая компенсаторная, креативная. Развитие детского изобразительного творчества в конструировании, лепке, аппликации, рисовании, художественном труде. Развитие детского творчества в лепке. Понятие, значение, задачи. Сенсорные основы лепки. Виды, темы, взаимосвязь с рисованием. Особенности методики. Развитие детского творчества в конструировании. Использование натуры и требование к ее отбору. Специфика конструирования в ДОУ. Его значение в воспитании и развитии творчества детей д/в. Методика проведения занятий и методы развивающего обучения. Художественный труд, его особенности и методика проведения. Особенности проявления творчества в предметном рисовании. Задачи и методика руководства. Специфика сюжетного рисования детей дошкольного возраста. Понятие. Значение. Взаимосвязь с предметным рисованием. Изобразительно выразительные средства. Задачи и методика обучения сюжетной композиции в детском саду. Развитие творчества в рисовании детей старшего дошкольного возраста. Своеобразие изобразительного творчества детей 5-7 лет. Рисование с натуры. Принципы отбора содержания. Предварительная работа. Методика. Особенности декоративного рисования в ДОУ. Развитие детского творчества в аппликации. Понятие, значение, задачи, виды, тематика и содержание занятий. 6

10 2. Жанры живописи. 3. Разновидности скульптуры, архитектуры графики. 4. Произведения изобразительного искусства как фактор развития личности ребенка. 5. Произведения искусства как основа самостоятельной художественнотворческой деятельности. Тема: Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников. 1. Виды изобразительной деятельности 2. Задачи всестороннего развития. 3. Взаимосвязь занятий рисованием лепкой аппликацией с различными видами деятельности дошкольников. Тема: Методика обучения рисованию детей в разных возрастных группах детского сада. 1. Основные сведения о технике рисования дошкольников. 2. Освоение дошкольниками формообразующих движений в рисовании 3. Знания, умения, навыки, необходимые для изображения предмета, для передачи цвета, сюжета в детском рисунке. 4. Развитие детского изобразительного творчества в рисовании. 5. Методы и приемы обучения рисованию детей. 6. Формы и средства обучения рисованию детей. 7. Методика обучения предметному рисованию в разных возрастных группах. 8. Методика обучения сюжетному рисованию в разных возрастных группах. 9. Средства обучения предметному и сюжетному рисованию. 10. Методика обучения декоративному рисованию. Тема: Методика обучения детей лепке в разных возрастных группах детского сада. Развитие детского изобразительного творчества в лепке. 1. Основные сведения о лепке как виде изобразительной деятельности. 2. Организация и методика проведения занятий 3. Программа обучения лепке в разных возрастных группах. Тема: Методика обучения детей аппликации в разных возрастных группах детского сада. Развитие детского изобразительного творчества в аппликации. 1. Аппликация как вид изобразительного искусства. 2. Прохождение программы по аппликации. 3. Предметная аппликация в творческой деятельности дошкольников. 4. Декоративная аппликация в разных возрастных группах. 10

11 5. Сюжетная аппликация. 6. Методы и приемы обучения. Тема: Методика обучения конструированию в разных возрастных группах детского сада. Развитие детского изобразительного творчества в конструировании. 1. Роль конструирования в развитии и воспитании детей. 2. Виды конструктивного материала. 3. Конструирование из природного материала. 4. Конструирование из бумаги. 5. Конструирование из строительного материала. Тема: Развитие творческих способностей ребенка. Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей. 1. Развитие творческих способностей ребѐнка. 2. Задачи методической работы по руководству развитием детского художественного творчества ее содержание. 3. Особенности организации индивидуального и дифференцированного подхода. 4. Индивидуальная работа с одаренными дошкольниками. Тема: Преемственность в развитии творчества у дошкольников и младших школьников. 1. Диагностика творческих изобразительных способностей дошкольников и младших школьников. 2. Методическая работа по преемственности творчества у дошкольников и младших школьников. 3. Современные исследования в области преемственности творчества. Тема: Особенности методических систем развития детского изобразительного творчества в России и за рубежом. 1. Система развития детского творчества в России 2. Изобразительное творчество Германии. 3. Творческая деятельность в Америке. 4. Сравнительная характеристика подходов к изобразительному творчеству в различных странах. Тема: Современные программы развития изобразительного творчества детей. 11

14 нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, отражает невозможность или отсутствие совершеннства. Споры о прекрасном у философов Древней Греции. Гармония, симметрия в окружающем мире воспринимаются как прекрасное. Гармония (с греч. означ. связь, стройность) представление о целостности и совершенной организации эстетичсекого объекта. Симметрия соразмеренность частей художественного целого как в отношении друг с другом, так и в соответствии с целым. Выразительность в искусстве свойство художественного отражения в образной, наглядно, яркой форме раскрывать сущность изображаемых явлений и характеров, передавать отношение художника к материалу творчества, его переживания, чувства, оценки. Глубина художественной выразительности обусловлена способностью автора сделать доступными для чувственного восприятия наиболее характерные признаки отображаемого явления, привести их в связь с эстетическими потребностями, своим личным мироощущением. Объективной основой выразительности в искусстве является верность художественного отражения. Выразительность является проявлением активности художника, его заинтересованного отношения к жизни, оригинальной художественной интерпретацией. Мера есть результат выявления в процессе освоения человеком мира внутренних возможностей предмета так или иначе служить человеку, соответствовать его потребностям. Мера плоскость пересечения природных особенностей предмета и исторически обусловленных общественных потребностей человека. Литература: 1. Борев Ю Эстетика — М Эстетика. Словарь. М Задание 3. Проанализировать серию репродукций произведений живописи по следующему плану: а) вид и жанр произведения изобразительного искусства; б) сюжет произведения; в) выразительные средства. Задание 4. Зарисовки образцов народно-прикладного творчества: гжельская роспись; дымковская игрушка; хохломская роспись; жостовская роспись; городецкая роспись. Задание 5. Проанализировать серию произведений декоративноприкладного искусства по следующему плану: а) вид и жанр произведения; б) сюжет произведения; в) выразительные средства. 14

17 9. Приобщение к выдающимся произведениям мировой культуры. 10. Предварительный многовариативный показ. Например, разнообразие цветовых решений. Задание 19. Разработка коллективной творческой работы в подгруппе. Учитывать условия развития творчества, особенности коллективной работы в подгруппе, этапы занятия в ДОУ. Задание 20 и 21. Анализ и оценка по баллам творческих работ. Рисунки оцените по четырех бальной шкале /0,1,2,3,балла/. На 3 балла оценивается рисунок, который является оригинальным, неповторимым, своеобразным. Изображенный предмет является результатом творческого воображения. выходящий за пределы данной формы. 2 балла присваивается рисунку с изображением ребко встречающегося предмета или части, элемента предмета, которые при поверхностном восприятии не видны. рисунки своеобразны, примерно 3% детей рисуют аналогичное, но каждый по-своему. Наблюдается нетипичное сочетание типичных форм. 1 балл присваивается рисунку, на котором изображен предмет часто встречающийся в реальной действительности ребенка, дополненный элементами, отображающими индивидуальное восприятие этого предмета. предмет не выходит за пределы данной формы. 0 баллов ставится если на рисунке изображены самые распространенные предметы, их поверхностные признаки. Воображение при этом оказывается не задействованным. Заданный шаблон формы предмета подтверждается и занимает центральное положение в рисунке. Задание 22 23, 26, 29. Рисование зданий основывать на методике В.А.Силивон. 28, 30. Таблица основных технических приемов. Технический прием Содержание изодеятельности Вид изодеятельности Пример Задание 31. Основные пластические формы по возрастной динамике рисовать, проработав литературу: 1 Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. — М., Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — М Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Комаровой Т. С. — М., Слепить образец одной из пластических форм для каждой возрастной группы в соответствии с программной тематикой. Задание 34. Привести примеры игровых методов по определенной тематике. Проработать теоретический материал по игровой деятельности в системе обучению изобразительной деятельности. Литература: Г.Г.Григорьева Развитие дошкольника в изобразительной 17

Развитие изобразительных способностей детей. Роль обучения в этом процессе.

Творчество в любом проявлении необходимо для развития ребенка. Изобразительная деятельность в этом вопросе отличается многогранностью. С ее помощью формируются творческие способности, воспитывается нравственность, прививается привычка к труду, улучшается работа психических функций.

Как развивается изобразительная деятельность в дошкольном возрасте

Первые попытки творческих изображений ребенок предпринимает в рисовании. Познавательный интерес подталкивает к тому, чтобы малыш взял карандаш или фломастер и поводил им по листу бумаги. С первых каракулей начинается развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте и в дальнейшем проходит несколько этапов или стадий.

karakuli

Поначалу изображение более эмоционально, чем графично, отличается субъектностью. Взрослым распознать замысел довольно сложно, а малыш в разный период времени может менять название своей картины. Солнышко превращается в апельсин, простые зигзаги становятся забором.

В рисунках старших дошкольников замысел вполне узнаваем. Более того, в этом возрасте дети прилагают особенные усилия для придания сходства изображаемого предмета с реальным. Важный момент – в 6-7 лет дошкольник не готов пока рисовать с натуры. Все изображения отличаются своеобразием, сделаны по памяти на основе собственных представлений детей. Актуализация своего опыта помогает ребенку найти идеи, как изобразить задуманное.

Изобразительная деятельность дошкольника характеризуется следующими особенностями:

  • В младшем возрасте ребенок сначала рисует или лепит фигурку, потом изучает получившееся и дает название своему произведению. Малыши пока не готовы работать по изначальной задумке.
  • Более старшие дети берут в руки пластилин или карандаши с намерением создать нечто определенное. Учитывая, что навык пока находится в стадии развития, полученная картинка может быть весьма далека от задумки.
  • В процессе работы идеи по изображению могут меняться. Уже занимаясь, малыш может понять, что вместо мамы получается дерево, а вместо кошки – зайчик. Тогда он легко меняет изначальную идею.
  • Готовая работа в силу недостаточной проработанности зачастую требует дополнения комментариями. Ребенок обязательно рассказывает о рисунке или слепленной фигуре, поясняет назначение отдельных элементов.
  • Развиваются технические навыки рисования – владение карандашом, мелком, соответствующий нажим и пр.

Изобразительное творчество — это продуктивная деятельность дошкольников, поэтому особенно важна для их развития. Обычная игра заканчивается, когда ребенку наскучивает занятие. Занимаясь любым видом изобразительного искусства, он видит результат своих действий, что мотивирует на продолжение упражнений.

Виды изобразительной деятельности

Детские психологи выделяют три вида изобразительной деятельности, которые максимально эффективно способствуют развитию творчества дошкольников: рисование, аппликация, лепка. Важно не сосредотачиваться на одной разновидности, а заниматься с дошкольником по всем трем направлениям.

Рисование

В дошкольном возрасте трудно встретить малыша, который не приходил бы в восторг при возможности порисовать, поэтому рисование как вид изобразительного творчества – основа развития художественных умений. Полезно использовать все возможные инструменты: карандаши, мелки, разные виды красок.

izobr-deyat

В интервале от 3 до 7 лет дошкольник проходит несколько этапов обучения рисованию. Лучше всего начинать с карандашей. Важно обучать ребенка сначала рисовать контуры задуманного предмета.

Начиная с простых геометрических фигур, в дальнейшем можно перейти к графическому построению более сложных форм. Их соединяют, добавляют детали, постепенно проявляется задуманное изображение. Вторым этапом идет раскрашивание, готовые линии облегчают задачу, задавая четкие границы.

Упражнения с использованием гуаши и акварели помогают ребенку освоить рисование по другому принципу. Сначала изображаются просто цветовые пятна, малыш осознает, что своими руками может изобразить небо голубым, лес зеленым, море синим.

Использование красок значительно сложнее с технической точки зрения, поэтому первые занятия с ребенком лучше посвятить смешению разных красок, акцентировать внимание на оттенках. Для дальнейшего развития творческих способностей у детей дошкольного возраста важно обращать их внимание, на какие признаки ориентироваться, чтобы получился нужный цвет.

Уголь, цветные мелки стоит использовать для обучения детей старшего дошкольного возраста, когда освоены первичные навыки. Применение этих инструментов помогает ребенку формировать умение передачи формы объекта и понимание, как с помощью штриховки части предмета изображаются выпукло.

Лепка

Лепка – это, прежде всего, создание объемной фигуры, что помогает развить пространственное мышление. Для дошкольников основные материалы и оборудование – пластилин, глина, стеки.

lepka

Следует заметить, что, несмотря на разнообразие и многоцветность пластилиновых брусков, наиболее выразительным средством является глина. Она пластична, к тому же ее можно засушить, поставить изделие на полку – малыш долго сможет видеть результат собственного труда.

Аппликация

Аппликация – особенный вид изобразительной деятельности дошкольника, развивающий художественный вкус и интеллектуальные способности, требующий усиленной мыслительной работы. Наличие готового трафарета несколько облегчает создание конечной картины, но фигуры, которые необходимо вырезать, отличаются сложными формами. Аппликация включает много деталей, которые не всегда обладают выраженными признаками, помогающими распознать нужное местоположение.

Например, при создании изображения клоуна может быть множество деталей его костюма, которые по отдельности кажутся просто полукругами, квадратами неправильной формы. В процессе подбора места для наклеивания, ребенок обучается пониманию величин и правильности расположения элементов относительно центра.

В наборах для аппликаций часто задействуется множество оттенков, особенно если он рассчитан на старших дошкольников. Развивается зрительное восприятие, способность понимать и различать цвета.

Если аппликация выполняется без использования готовой схемы, то появляется огромный простор для воображения. Дошкольник, используя цветную бумагу и природные материалы, учится комбинировать их, видеть гармоничные и неподходящие сочетания. Все это формирует эстетические суждения и художественный вкус.

Дополнительный бонус аппликации – формирование мелкой моторики. Приходится нанизывать бусинки, вырезать строго по линиям фигуры, аккуратно приклеивать мелкие детали.

Формирование интереса у дошкольников к изобразительной деятельности

Каждый ребенок – уже личность. Разница характеров и предпочтений влечет за собой индивидуальный выбор любимых занятий малышом.

Занятие творчеством

Может возникнуть проблема формирования интереса к творческим занятиям.

Влечение к изобразительной деятельности может угаснуть, особенно если ребенку кажется, что у него ничего не получается.

Однако, возродить интерес можно, используя дополнительные методы обучения дошкольников рисованию.

Как игровые приемы способствуют творчеству

  • Игрушки проголодались, их нужно накормить (вылепить фрукты и овощи);
  • На улице сильный ветер, а у кукол нету домика;
  • Кукла хочет новый красивый наряд, но ведь портные сначала делают эскизы;
  • В неравном бою супергерой сломал свое оружие, важно ему помочь;
  • Нужно сделать базу-укрытие от нападения инопланетян;
  • Машенька так занята работой, что не успевает украсить комнаты дома.

Подобные игровые приемы способствует возрождению привлекательности рисования и лепки и устойчивому закреплению интереса к изображаемому, потому что у ребенка появляются мотивы, зачем он этим занимается.

Использование нетрадиционных арт-техник

Полезно прибегать к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности: новое кажется ребенку чудом. Карандаши можно заменить свечой – очень необычный инструмент. Монотипия – почти волшебство: нарисованная половинка бабочки на сгибе листа вдруг превращается в целую благодаря отпечатку.

art-metod

Использование пятна туши и древесной ветки помогает создать кусты и деревья. Использование пищевой пленки и создание печати с ребристых обоев добавляет новых впечатлений. Аналогичный эффект имеет создание фактурного изображения предмета при помощи смешивания мыла с водой и краской.

Добиться нежных оттенков можно, если наносить акварельные краски на влажный ватман, а рисование по ткани открывает новые границы возможностей живописи. Рисование пальцами или ладошкой отлично мотивирует, когда необходимо привлечь к занятию младших дошкольников. Использование нетрадиционных приемов и методов изображения пробуждает интерес даже в том случае, когда ребенок избегает творческих занятий.

Всестороннее влияние изобразительной деятельности на развитие детей

Любой вид изобразительной деятельности положительно влияет на развитие восприятия, пространственного мышления, художественного вкуса дошкольника. На основе перечисленного формируются способности к творчеству. Поэтому изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей считается одной из самых результативных.

Изобразительное искусство способствует развитию творческого потенциала благодаря обучению видеть прекрасное, умению самостоятельно создавать красивые объекты. Улучшается эстетическое и зрительное восприятие.

Рисование является синтетической деятельностью, способствующей развитию пространственных представлений и мышления дошкольника. Ребенок учится соотносить размеры и формы реальных предметов и создавать их проекции на листе. Рисование опирается не только и не столько на восприятие, как на мыслительные операции, требуя анализа и выявления характерных признаков того объекта, который послужит моделью изображения.

Лепка и аппликация, как уже было замечено, развивает мелкую моторику и умелость рук. Создание творческих изделий невозможно без предварительного продумывания хотя бы нескольких шагов, поэтому у детей формируются навыки планирования.

В процессе изобразительной деятельности закладываются навыки самоконтроля. Рисуя или изготавливая модель из пластилина, дошкольник постоянно сверяет свой результат с тем, как он представляет образ. Это существенное достижение становления личности и непременное качество в организации самостоятельной деятельности в дальнейшем.

1.Педагогическое мастерство – это:
А) Высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
2.Педагогический мониторинг – это:
А) Постоянное отслеживание состояния педагогической системы принятия управленческих решений, её функционирование и развитие.
3. К индивидуальным формам методической работы относятся:
В) Наставничество.
4.Какой из документов определяет специфику организации учебно – воспитательного процесса в конкретном ДОУ с учётом стандарта дошкольного образования:
А) Образовательная программа.
5. Председатель Совета педагогов:
Б). Избирается Советом педагогов.
6.Важная функция управления, которая обеспечивает систематическую рациональную и эффективную работу всех подразделений ДОУ:
А) Планирование.
7. Организационно – юридический документ, регламентирующий одну из сторон деятельности учреждения:
В) Положение (локальный акт).
8.Последовательность выполнения действий – это:
Б) Алгоритм.
9. Заседания Совета педагогов правомочны, если на них присутствуют:
А) Половина его членов.
10. Как называется вид контроля, предполагающий изучение системы работы воспитателя в пределах определенной темы, предусмотренной программой?
В) Тематический.
11. Педагогическую диагностику с детьми целесообразно проводить:
Б) Два раза в год.
12.Календарный вид планирования:
В) Определяет порядок работы с детьми в течение дня.
13. ДОУ с этнокультурным компонентом образования – это учреждение, которое реализует образовательную программу дошкольного уровня обучения в пределах стандарта и обеспечивает изучение:
Б) Национального языка, культуры, традиций народа.
14. Форма методической работы, для которой характерны групповые занятия по определенному плану с целью повышения теоретического уровня педагогов – это:
А) Семинар.
15.Какие технологии можно отнести к инновационным для ДОУ:
А) Проблемное обучение.
В) Развивающее обучение.
16. Режим жизнедеятельности ДОУ, предполагающий качественно новое состояние всех элементов и системы в целом называется:
А) Режим развития.
17.Качество дошкольного образования – это:
А) …такая организация педагогического процесса в ДОУ, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка возрастает в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

3.4. Теория и методика развития речи детей

12. Что не относится к задачам обучения детей иностранному языку? Варианты ответа:
г) формировать навыки и умения в вычислениях и измерениях;
13. В чем заключается суть планирования работы по развитию речи?
б) в проектировании становления и развития речи детей прогнозировании динамики педагогического воздействия на речь и его результативности;

3.5. Методика развития детского изобразительного творчества
1. Определите показатели, характерные для детского восприятия в доизобразительном периоде:
д) нецеленаправленность.
2. Целью обучения изобразительной деятельности детей является.
г) содействие развитию творческой личности;
3. Какой прием обучения используется на I этапе работы с детьми?
г) рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личностное отношение педагога к картине;

4. Какие изобразительные движения осваивает ребенок в течение второго года жизни?
в) разнообразные рисовальные движения орудийного характера;
5. Какие качества характеризуют детские работы в изобразительном периоде?
в) глубина мысли;
6. Что не рассматривается учеными как вид изобразительной деятельности?
а) рисование;
7. К какому разделу программы относится задача обучения детей выполнению элементов декоративной росписи (за-1 виток, цветок, ягода, листок)?
а) составление узоров;.
8. Какая техника не используется в аппликации?
д) рисование по мокрому.
9. Интегрированные занятия по изобразительной деятельности направлены на.
г) предоставление детям большей самостоятельности в выборе техник и материалов;

11. С какой возрастной группы ДОУ начинают приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала с использованием клея и пластилина?
а) средней;
12. В каком возрасте становится возможным участие детей в таких видах ручного художественного труда, как лоскутное шитье, плетение, ткачество, вышивание?
г) старшем дошкольном;
13. Наличие регуляции рисовальных движений у ребенка не определяется по.
в) оригинальности изображения;

13. К разнообразным типам физкультурных занятий относятся занятия:
а) смешанного типа, спортивные, сюжетные, игровые, на тренажерах, ритмическая гимнастика, по интересам, контрольно-проверочное и др.;

11. Кем разработан метод и методика социометрии?
а) Дж. Морено;
12. Причиной эмоционального неблагополучия ребенка группе сверстников, которую можно выявить в процесс хронометрированных наблюдений, является .
б) отсутствие потребности в общении, неумение общаться и играть со сверстниками;
13. Что является показателем задержки личностного социального развития старшего дошкольника?
а) неумение общаться;
14. Оценка уровня сформированности культуры поведения у ребенка дошкольного возраста предполагает.
г) формирование социальных потребностей и усвоение всех компонентов культурного общения со взрослыми и сверстниками;

15. При диагностике готовности ребенка к общению в школе внимание обращается на.
г) способность общаться в условиях школьных взаимоотношений;
16. Какому возрасту соответствует внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми, которую учитывают современные программы?
Варианты ответа:
г) от 3-4 лет до 5 лет;

17. Какова роль сюжетно-ролевой игры в социально-психологическом развитии дошкольника?
а) игра формирует начальные формы самоконтроля, самооценки, организованности, межличностных отношений детей;
18. Знания возрастных психологических особенностей социального развития детей помогают педагогу-воспитателю:
Варианты ответа:
а) диагностировать уровень социального развития;
б) адекватно оценивать поведение детей в группе сверстников;
в) организовывать коллективную работу;
г) разрабатывать методические рекомендации для родителей;
д) все ответы верны.
19. Одна из причин возникновения нарушений социальных контактов у детей — это.
Варианты ответа:
а) депривация;
б) врожденные физические дефекты;
в) отсутствие положительного опыта общения в семье;
г) недостаток внимания и любви со стороны взрослых;
д) все ответы верны.

Читайте также: