Что можно сделать на улицах городов для того чтобы создать комфортные условия для слепых кратко

Обновлено: 08.07.2024

Принято считать, что до 80 % всей поступающей извне информации мы воспринимаем при помощи глаз. Но есть люди, которые воспринимают окружающий мир совсем иначе — это слабовидящие и незрячие. Без долгой тренировки им сложно самостоятельно ориентироваться в агрессивных условиях городской среды: здесь — опасный перекрёсток, там — внезапные ступеньки, на которых можно поскользнуться. Даже если в суете мы не замечаем слепых на улицах города, то это вовсе не означает, что их настолько мало, чтобы не делать наш город комфортным и для них. В Международный день слепых разбираемся, является ли столица Урала удобным и безопасным городом для этой категории жителей или есть моменты, которые можно и нужно улучшать.

В Свердловской области проживают 7 тысяч инвалидов по зрению, то есть незрячих и слабовидящих людей. ВОЗ определяет слепоту как способность к зрению меньше, чем 3/60 [когда человек с расстояния в 3 метра видит то, что человек со 100%-ым зрением видит с расстояния в 60 метров. — прим. авт.], или же когда поле зрения сужается до 10 градусов. Среднестатистической нормой угла зрения двумя глазами считается 180 градусов. Помимо этих нарушений зрения также выделяют полную слепоту, когда человек полностью теряет зрение, и частичное выпадение поля (или половин полей) зрения. Отдельно выделяют цветовую слепоту — дальтонизм, люди с этой особенностью также считаются инвалидами по зрению.

Неудобные удобства

По нормативным требованиям , в наземном общественном транспорте должны размещаться листы с информацией на шрифте Брайля. По запросу портала IMC пресс-служба администрации Екатеринбурга сообщает, что абсолютно весь автопарк общественного транспорта в нашем городе оборудован такими табличками. Однако законодательством не закреплено, где именно они должны размещаться, поэтому чаще всего эти таблички размещаются без какой-либо логики и удобства. Это значительно затрудняет возможность найти их, если возникает такая необходимость. Есть случаи, когда их закрепляли прямо над выходом из салона. При таком размещении таблички невозможно прочитать. Кроме того, обычно такие листы размещают в файлы или же под стекло. Также вызывает критику и тот факт , что обычно на этих листах отсутствует полезная для незрячих информация: номер маршрута, названия остановок, цена проезда. Вместо этого имеется название транспортной компании и её контакты.

Для безопасности слабовидящих необходимо обозначать контрастным цветом наиболее опасные участки на их пути: стеклянных дверей и ступеней. В Екатеринбурге для этого используют жёлтый, так как этот цвет яркий и обозначает опасность. На всех станциях метрополитена им выкрашены верхние и нижние ступени лестниц, а также края ступеней эскалатора, а на стеклянных частях дверей приклеены жёлтые круги. Однако, как говорят эксперты , не обязательно использовать именно этот цвет. В нормативной базе указано, что цвета должны быть контрастными, то есть светлые оттенки на тёмных, либо тёмные на светлых. Для этого наиболее оптимально подходит сочетание черного и белого цветов.

Хаотично размещенные тактильные таблички и звуковые сигналы светофоров дезориентируют слабовидящих / Иллюстрация Ани Мичуровой для Фонда Ройзмана

Хаотично размещенные тактильные таблички и звуковые сигналы светофоров дезориентируют слабовидящих / Иллюстрация Ани Мичуровой для Фонда Ройзмана

Барьеры на пути

Согласно этому проекту на важные объекты городской инфраструктуры: общественный транспорт и его остановки, входы в метрополитен, вокзалы, аэропорты, наземные и подземные переходы и так далее — помещаются специальные радиоинформаторы. Сигнал, передаваемый с них, можно получить либо через смартфон, либо через специальное абонентское устройство. Слепым сообщается номера маршрутов, основные здания, например, аптеки, и даже способы обхода дорожных работ.

Есть и те проблемы, связанные с транспортом, которые гипотетически могут решить непосредственно транспортные компании. Например, размещение специальных табличек в салоне. Однако на практике перевозчики сталкиваются с определёнными ограничениями. Так, слабовидящим людям гораздо удобнее, когда табличка с номером маршрута размещена в нижнем углу лобового стекла. Однако такое размещение противоречит нормам перевозки пассажиров — подобное размещение таблички считается как ограничение видимости для водителя. Те компании, которые пошли на уступки и разместили таблички внизу лобового стекла, позже получили штрафы.

Екатеринбург станет комфортным тогда, когда станет комфортным для всех / Иллюстрация Ани Мичуровой для Фонда Ройзмана

Екатеринбург станет комфортным тогда, когда станет комфортным для всех / Иллюстрация Ани Мичуровой для Фонда Ройзмана

Екатеринбург на кончиках пальцев

Попытки создать для слепых и слабовидящих горожан Екатеринбурга комфортную среду зачастую малочисленны и не слишком удачны, что подтверждает ситуация даже с общественным транспортом, а ведь город не исчерпывается автобусами да трамваями. Почему так получилось? Почему город за пределами салонов машин так не приспособлен к слепым и слабовидящим людям?

Если мы хотим создать комфортную и безопасную среду для всех жителей нашего города, то необходимо учитывать мнения всех групп его населения. Особенно стоит интересоваться у тех, для кого эти изменения предназначены, — а удобно ли им самим то, как оно сделано. Многие ошибочно полагают, что ориентироваться в пространстве, не видя его — это трудность непосредственно для слепых, и мы, зрячие, никак не можем им в этом помочь. Но нельзя оставлять человека один на один с его проблемами, особенно когда обстоятельства ему неподвластны. Прислушиваясь к потребностям каждого, мы сможем сделать комфортный и безопасный город для всех. Даже в городской агрессивной среде мы должны оставаться человечными и уметь протягивать руку помощи.

Цель нашей компании - производство качественной и недорогой продукции из металла.

Обеспечить комфортную и доступную среду для людей с ограниченными физическими возможностями – одно из главных задач современного общества. На сегодняшний день большее внимание уделяется созданию комфортной среды для людей, передвигающихся на инвалидных креслах. Однако, для людей с инвалидностью по зрению доступная среда также необходима.

Грамотное оснащение мест общественного пользования в соответствии со всеми требованиями и с учетом использования максимального количества оборудования позволит создать безопасную обстановку для слабовидящих граждан.


Оборудование для слепых и слабовидящих

В настоящее время существует множество приспособлений, делающих передвижения слепых и слабовидящих граждан не только комфортными, но и безопасными. Оборудование для инвалидов по зрению различается на два типа, использование которых по отдельности или вместе может существенно снизить риск травм и сделать передвижения по городу комфортными:

Тактильные знаки – это разнообразие указателей и информационных блоков, которые позволяют слабовидящим людям ориентироваться в пространстве. Чаще всего можно встретить являются знаки разметки вблизи пешеходных переходов, входов и выходов из учреждений. Также широко распространены и пиктограммы, позволяющие инвалиду получить помощь в транспорте и местах общественного пользования.

Наименьшее распространение имеют тактильные таблички, информационные стенды и мнемосхемы. Такие указатели устанавливаются в различных учреждениях и применяются для обозначения названия учреждения, расположения входов и выходов. Информационные стенды чаще всего устанавливаются на улицах, где вся информация дополнительно дублируется шрифтом Брайля.

Одним из часто используемого оборудования для создания доступной среды является тактильная плитка. Эти указатели представляют из себя дорожки, выложенные из плитки с ребрами, рисунок которых хорошо ощутим даже через обувь с толстой подошвой. Плитка позволяет указывать верное направление при движении на пешеходных переходах, тротуарах, при входе и выходе из зданий, метро. Тактильная плитка бывает разных типов и указывает на разные действия:


Материал изготовления плитки также различается. Для улицы используются бетонные блоки с различными направляющими линиями. Они меньше подвержены коррозии и хорошо переносят морозы. В зданиях принято использовать контрастную плитку (чаще желтую), изготовленную и полиуретана – такой материал долговечен и имеет низкую стоимость. ПВХ плитка также используется в качестве фиксаторов на подъемниках для инвалидов.

Более доступный вариант, который может легко монтироваться на любой поверхности и не требует детальной планировки во время строительства – направляющие тактильные полосы и тактильные конусы-навигаторы. Стальные или выполненные из полиуретана, они могут использоваться как на улице, так и в здании для указания направления движения или обозначения потенциально опасных зон для слепых и слабовидящих граждан.

Получите бесплатную консультацию

Доступный тротуар для МГН

Для создания правильного проекта доступности необходимо качественно подготовленное техническое задание!

К пешеходным переходам действующим законодательством предъявляются следующие требования. Согласно п.5.1.5 СП 59.13330.2016, на переходе через проезжую часть должны быть установлены бордюрные съезды шириной не менее 1.5 м и с уклоном не более 5%, не выступающие на проезжую часть. При этом перепад высот не должен превышать 1.5 см. Если пешеходный переход регулируемый, светофор следует оборудовать звуковым маяком, дублирующим разрешающий или запрещающий сигнал.

Тактильная плитка - основной уличный тактильный наземный указатель, предназначенный для ориентирования людей, с физическими ограничениями по зрению, на улице. Так же дополнительным средством адаптации для МГН является тактильные наклейки на поручнях, тактильные пиктограммы и световые маяки. Размещение всех указателей производится в соответствии с ГОСТ Р 51671-2000.

В свези с введением нового свода правил СП 59.13330.2016 схема адаптации может не соответствовать нормам. В настоящее время актуальная версия находится в разработке. Приносим свои извинения за доставленные неудобства!

Нажмите на нужный элемент и узнайте как обеспечить его доступность:

Адаптация дорожек и тротуаров

Незрячие
Слабовидщие

Незрячие
Слабовидщие

Незрячие
Слабовидщие

Незрячие
Опорники
Колясочники
Когнитивные отклонения

Слабовидящие
Незрячие

Незрячие
Слабовидящие

Пешеходные пути и остановочные пункты следует оборудовать средствами информирования и ориентирования инвалидов, к которым относятся: тактильные, звуковые и визуальные указатели. Рекомендуется применять стандартизированные средства, поверхности которых не имеют острых краев и скосов.

Специализированные информационные и ориентационные средства помощи для инвалидов проектируют и устанавливают таким образом, чтобы они были доступны и понятны всем категориям маломобильных групп населения.

Доступный тротуар для МГН

Для создания правильного проекта доступности необходимо качественно подготовленное техническое задание!

Тактильные и акустические средства в основном предназначены для слепых людей; средства, использующие контрастное, цветовое и яркостное выделения объектов предназначены в первую очередь для слабовидящих, визуальные средства, располагаемые с учетом высоты уровня глаз, необходимы людям в креслах-колясках и людям низкого роста, в том числе, детям.

В свези с введением нового свода правил СП 59.13330.2016 схема адаптации может не соответствовать нормам. В настоящее время актуальная версия находится в разработке. Приносим свои извинения за доставленные неудобства!

Нажмите на нужный элемент и узнайте как обеспечить его доступность:

Адаптация дорожек и тротуаров

Группы пешеходов

Обустройство пешеходных переходов, независимо от их вида и типа, необходимо осуществлять с учетом обеспечения доступности для трёх укрупненных групп пешеходов.

К первой группе относятся люди, передвигающиеся при помощи вспомогательных опор (кроме опор на колесах), беременные женщины, люди с малолетними детьми, а также не имеющие физических ограничений; для них рекомендуется обустройство границы тротуара или пешеходной дорожки с пешеходным переходом из бортового камня высотой не более 0,04 м.

Ко второй группе относятся пешеходы, передвигающиеся при помощи вспомогательных опор на колесах, в креслах-колясках, с детскими колясками и тележками, для них рекомендуется применение на границе тротуара или пешеходной дорожки с пешеходным переходом пандуса или исполнение всего пешеходного перехода либо его отдельных полос в одном уровне с тротуаром.

Для третьей группы людей с различными заболеваниями по зрению и (или) нарушениями ориентации, координации движений, отклонениями правильного восприятия окружающей их ситуации по причине психических расстройств, а также для пожилых людей рекомендуется обустройство пешеходных переходов, аналогичное для первой группы с дополнительным информационным обеспечением (тактильными указателями, цветовым, световым и контрастным выделением опасных участков, осязательным, в том числе звуковым и тактильным выделением зон повышенной опасности, использованием доступных для восприятия указателей, знаков и символов).

Для смешанного по составу пешеходного потока оборудование пешеходных переходов выполняется с учетом требований, учитывающих особенности каждой отдельной группы.

На основных маршрутах движения пешеходов, относящихся к третьей группе, не рекомендуется организация их движения через нерегулируемые пешеходные переходы, а в условиях интенсивных транспортных потоков - не допускается.

Руководства по адаптации других зон:


Губернатор Андрей Никитин оценил ход строительства Новгородской технической школы



В преддверии 8 марта новгородские женщины рассказали Андрею Никитину о своих проектах и профессиональной деятельности

Читайте также: