Что может сделать школа и как чтобы препятствовать виктимизации

Обновлено: 02.07.2024

Самый уязвимый возраст, когда дети попадают в различные трудные жизненные ситуации – подростковый. Это тот возраст, когда при отсутствии значительного жизненного опыта подросток должен решать самые различные задачи: освобождение от опеки взрослых, взаимоотношения с лицами другого пола, сверстниками, к определённому времени возникает проблема выбора профессии. Именно в этот период наиболее активно формируется личность.

Важнейшим аспектом повышенной виктимности подростков является негативное воздействие взрослых на их психику, телевидения, групп сверстников, формирующих у них антиобщественную установку личности. Результаты такого негативного воздействия нередко приводят подростка к совершению асоциальных поступков, а также могут поставить его в положение жертвы.

Установлено, что жертвами преступлений чаще становятся люди молодые, не обладающие опытом жизни, некомпетентные в вопросах причин и условий совершения преступлений, пренебрегающие предупреждениями, плохо разбирающиеся в людях, неосторожные, неосмотрительные, рискованные, азартные и др.

Фактором виктимизации человека любого возраста, может стать семья. Склонность к асоциальному образу жизни, противоправному или саморазрушительному поведению может передаваться по наследств. На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой неблагоприятных условий социализации, зависит от личностных характеристик, которые могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таковым характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии, саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д. [6, с.55] Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточное умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Все это в подростковом возрасте повышает риск стать жертвой неблагоприятных условий социализации. Для того чтобы приостановить рост жертв неблагоприятных условий социализации необходима виктимологическая профилактика населения, в особенности подростков.

Основные составляющие виктимности подростков:

1. Возрастные особенности психического и психосексуального развития подросткового возраста в виде становления платонического, эротического или сексуального либидо в сочетании с излишней доверчивостью, недостаточной критичностью.

2. Такие индивидуально-психологические особенности личности, как неадекватная самооценка, высокие показатели по уровню тревожности, эмоциональная неустойчивость, высокая степень нервно-психической напряженности.

3. В структуре личности: социальная робость, низкая способность к интеграции поведения и высокая степень конформности.

5. Низкий уровень сексуальной просвещенности.

6. Нервно-психические расстройства (олигофрения, расстройства личности – психопатии, последствия органического поражения головного мозга и пр.).

7. Безнадзорность, заброшенность и эмоциональное отвержение, недостаточный уход и недостаток эмоционального тепла, а также отставание в психофизическом развитии, легкая внушаемость, неспособность оценить степень опасности и сопротивляться насилию.

8. Условия жестокого обращения в семье, враждебное восприятие мира, готовность быть жертвами насилия со стороны сильных и самим проявлять его в отношении слабых.

Подписаться на рассылку портала, чтобы узнавать о появлении новых статей одним из первых.

Кликните на изображение конверта.

Фурманов И. А., доктор психологических наук, профессор

Янчук В. А., доктор психологических наук, профессор

Аладьин А. А., кандидат психологических наук, доцент

Мицкевич Ж. И., кандидат педагогических наук, доцент

Виктимизация школьников, как социальная и психологическая проблема, остается до сих пол мало разработанной. В статье излагаются материалы фрагмента Общенационального исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь. Отмечается, что по оценке большинства опрошенных школьников, учащихся интернатных учреждений, выпускников интернатных учреждений, воспитанников специальных учреждений не подвергались психологическому и физическому насилию со стороны окружающих в учебных и воспитательных учреждениях. Большинство учителей также отметили, что при общении и взаимодействии с детьми они никогда не использовали психологическое, физическое насилие, а для их дисциплинирования в основном используют ненасильственные методы. Вместе с тем исследование выявило, что школе имеют место случаи использования учащимися и педагогами психологического, физического насилия в отношении детей.

Ключевые слова: виктимизация, психологическое, физическое и сексуальное насилие

Виктимизация ребенка – это процесс функционального воздействия насильственных отношений на ребенка, в результате чего ребенок превращается в жертву насилия, то есть приобретает виктимные физические, психологические и социальные черты и признаки. Обычно виктимизацию определяют как действия, предпринятые одним человеком или несколькими людьми с намерением воздействовать, дискриминировать, нанести физический ущерб или причинить психологическую боль другому человеку [1] [2] . В качестве виктимизирующих воздействий часто рассматриваются физическое, психологическое и сексуальная насилие в отношении детей.

Эмоциональное или психологическое насилие – преднамеренные деструктивные действия или значительный ущерб детским способностям, включающие наказание за чрезмерную эмоциональную привязанность ребенка к родителю или взрослому, за самоуважительное отношение к себе и потребности, необходимые для установления нормальных социальных взаимоотношений. Паттерн психологического насилия характеризуется террором и запугиванием ребенка; принуждением делать что-либо; помещением или угрозами поместить ребенка в опасные для жизни условия; отказом замечать присутствие ребенка, признавать его значимость и достоинство; коммуникацией с целью демонстрации его бесполезности; обесцениванием его мыслей, чувств и поступков; оскорблениями, издевательствами, обращением только по кличке, передразниванием, инфантилизацией; физическим заточением; запретами на нормальные контакты с другими детьми или взрослыми, ограничением свободы ребенка; развращением; эмоциональной холодностью. От кого бы ни исходило психологически жестокое обращение с ребенком – от родителей, учителей, братьев, сестер или сверстников, – в нем всегда присутствует злоупотребление силой или властью над уязвимыми в этом отношении детьми.

Сексуальное насилие или оскорбление квалифицируется в тех случаях, когда по отношению к ребенку были предприняты следующие действия:

  • сексуальный контакт между взрослым и сексуально незрелым ребенком с целью получения взрослым сексуального удовольствия;
  • использование силы, угроз или обмана с целью вовлечения ребенка в сексуальную активность;
  • сексуальный контакт, при котором ребенок не способен контролировать свои взаимоотношения со взрослыми в силу возрастных и физических особенностей.

В целом сексуальное насилие – любой половой контакт с ребенком или использование ребенка для получения полового удовольствия. Это может включать демонстрацию ребенку интимных частей тела или обращение к ребенку с просьбой обнажиться, ласка гениталий или просьба ребенка о петтинге, оральный секс или попытки введения во влагалище или задний проход, пальцев, предметов или члена (хотя эти попытки не реализуются до конца) [3] .

В белорусском образовательном пространстве проблеме виктимизации школьников не уделялось должного внимания. В связи с чем не было проведено ни одного научного исследования, направленного на решение задач установления степени распространенности различных видов насилия в отношении детей в школе и иных детских учреждениях, обеспечивающих содержание и воспитание детей, а также определения возрастной и половой динамики виктимизации детей со стороны других школьников и педагогов.

В связи со сложившейся ситуацией под эгидой ЮНИСЕФ и активном содействии со стороны Министерства образования Республики Беларусь было проведено Общенациональное исследование по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь.

Выборка респондентов формировалась по нескольким основаниям.

По возрастному принципу:

  • Дети в возрасте 10–17 лет – учащиеся 5, 7, 9, 11 классов общеобразовательных школ, лицеев/гимназий и интернатных учреждений.
  • Юноши и девушки в возрасте 16–18 лет – выпускники интернатных учреждений и детских домов.
  • Юноши и девушки в возрасте 12–17 лет, находящиеся в специальных учреждений.
  • Взрослые, выполняющие образовательную и воспитательную функции.

По статусному принципу:

  • Школьники, лицеисты/гимназисты, учащиеся интернатных и закрытых учреждений, студенты.
  • Учителя общеобразовательных школ, лицеев/гимназий, интернатных и закрытых учреждений.

По территориальному признаку:

  • Минск.
  • Областные центры (Могилев, Гродно, Брест, Витебск, Гомель).
  • Районные центры с населением 100000–200000 человек (Борисов, Мозырь, Барановичи, Полоцк, Бобруйск).

По количественному признаку:

  • 4924 детей (по категориям: общеобразовательная школа, лицей/гимназия).
  • 544 детей (по категории: учащиеся интернатных учреждений).
  • 97 детей (по категории: учащиеся закрытых учреждений).
  • 95 выпускников интернатных учреждений (по категориям: учащиеся профтехучилищ, колледжей, студенты).
  • 972 учителя школ и лицеев/(гимназий), педагогов социальных, психологов школ, интернатных и закрытых учреждений.

По оценке большинства опрошенных (в среднем 60–70%) школьников, учащихся интернатных учреждений, выпускников интернатных учреждений, воспитанников специальных учреждений не подвергались психологическому и физическому насилию со стороны окружающих в учебных и воспитательных учреждениях. Большинство учителей также отметили, что при общении и взаимодействии с детьми они никогда не использовали психологическое, физическое насилие, а для их дисциплинирования в основном используют ненасильственные методы. Вместе с тем исследование выявило, что школе имеют место случаи использования учащимися и педагогами психологического, физического насилия в отношении детей (Рисунок 1 и 2).

Рисунок 1 – Сравнительный анализ распространенности психологического насилия в школе

Рисунок 2 – Сравнительный анализ распространенности физического насилия в школе

Большинство респондентов всех целевых групп отметили, что не сталкивались или не располагали информацией о случаях сексуальных действий в отношении детей и подростков. Однако, когда такие инциденты случались (Рисунок 3), – дети становились жертвой таких форм сексуального насилия, как предложения посмотреть или показать фотографии, журналы или фильмы с людьми, занимающимися сексом; предложения заняться сексом; прикосновения к интимным местам; принуждение смотреть на интимные места других людей или желанием посмотреть на их собственные; принуждение к половым отношениям; попытками вступить в половые отношения; половым актом; насильственными поцелуями. Дети и подростки чаще всего становились жертвами сексуального насилия со стороны одноклассников/сверстников, старшеклассников и взрослых. Мальчики чаще становились жертвами сексуального насилия со стороны членов семьи, одноклассников и учителей, а девочки со стороны старшеклассников и других взрослых.

Рисунок 3 – Сравнительный анализ источников сексуального насилия в школе

В заключение следует отметить, что виктимизация детей имеет серьезные психологические последствия [5] [6] [7] . Так, например, установлена взаимосвязь между виктимизацией со стороны сверстников и детским одиночеством, агрессией, дефицитом социальных навыков и импульсивностью [8] . Большинство хронически виктимизируемых детей характеризуется покорным или пассивным социальным поведением. Обнаружено также, что виктимизируемые дети часто при агрессии в их сторону открыто демонстрируют реакции дистресса, тревоги и депрессии. Все это ставит перед школьной психологической службой совершенно конкретные задачи по выявлению случаев виктимизации детей, защите их прав, профилактике школьного насилия.

Учителя не всегда выбирают действенные методы борьбы со школьной агрессией. Порой они прибегают к жестким и бессистемным методам, которые лишь усиливают буллинг. Согласно экспертизе Лаборатории профилактики асоциального поведения НИУ ВШЭ, для решения этой проблемы нужен комплексный подход: программы профилактики агрессии на уровне образовательной политики и — как следствие — улучшение психологического климата в школах, формирование доверия между педагогами и детьми. Учителя должны помогать подросткам решать конфликты и своим примером показывать альтернативы агрессивному поведению. Артур Реан и Мария Новикова рассказали, как действенно бороться с буллингом.

Методы, которые не работают

Школьная травля, или буллинг — это повторяющаяся ситуация, в которой один ученик (или группа) намеренно причиняет вред другому, кто в чем-то слабее их.

Такое поведение часто связано с сильными негативными чувствами — гневом, страхом, фрустрацией и с желанием повысить свой статус среди сверстников. Типы буллинга разнообразны: драки, оскорбления, бойкоты, киберагрессия (в соцсетях) и пр.

Метаанализ показал, что в традиционный буллинг в мире вовлечены 35% школьников (в качестве как инициаторов, так и жертв) и 15% — в киберагрессию.

Для снижения этих цифр критически важна реакция взрослых на подростковую агрессию. Ответные действия учителей часто способны предотвратить травлю. Однако исследователи выявили горький парадокс.

Запрещенные приемы: прессинг, унижения, запугивания

Между тем, силовые методы неприемлемы: они закрепляют жестокость. Невмешательство в подростковый конфликт — тоже не вариант.

Артур Реан и Мария Новикова поясняют, почему стратегии подавления неприменимы:

Булли (агрессор) так и не осознает, какой вред нанес жертве и что она действительно страдает.

Результаты дисциплинарных мер обычно кратковременны. Агрессор нередко переходит на скрытые формы травли, которые могут быть даже более разрушительны. Ведь взрослые о них вообще не узнают и точно не помогут жертве.

Подросткам важно ощущать самостоятельность, компетентность и принадлежность к коллективу.

Травмы от бездействия

Российские педагоги, по данным исследований, имеют довольно точные представления о подростковом буллинге. Но на практике часто действуют бессистемно либо занимают позицию наблюдателя. Невмешательство педагогов также характерно для школ США и Австралии. Большинство американских семей сталкиваются с отпором со стороны школьной администрации, когда требуют принять меры против травли. Им советуют просто перевести ребенка в другую школу.

Невмешательство в подростковый конфликт ведет к опасным последствиям. Жертва убеждается в своей беззащитности. Падает ее самооценка, растет риск депрессии и суицида. По сути, это травма на всю жизнь. А агрессор, чувствуя безнаказанность, привыкает и дальше действовать силой.

Эффективно снижают буллинг лишь системные действия на разных уровнях, подчеркивают исследователи.

На уровне страны — программы предотвращения травли.

В школах в целом — создание безопасного и дружественного к детям психологического климата. Это такая экосистема, в которой между педагогами и учениками, а также внутри класса есть доверие, а школьники чувствуют принадлежность к коллективу. Это помогает и в социализации, и учебе.

В межличностных взаимоотношениях между отдельными членами коллектива.

Программы борьбы с буллингом

Метаанализ исследований продемонстрировал, что в тех странах, где распространены программы предотвращения травли (США, Великобритания, страны Скандинавии), показатели буллинга на 20% ниже, чем в остальных.

Первая мощная программа против травли — Olweus Bullying Prevention Program (OBPP) — была реализована в 1983–1985 годах. Она развивается и сейчас. В нее входит набор стратегий для работы на нескольких уровнях: школы, класса, отдельных учеников. В OBPP четко артикулируется неприемлемость травли со стороны взрослых и меры по защите потенциальных жертв. Другая всемирно известная программа против травли (KiVa) была разработана в Финляндии и сейчас используется во многих странах мира.

Впрочем, существование таких инициатив не всегда гарантирует долгосрочный эффект.

Улучшение школьного климата

Стратегия действий на уровне школ предполагает два момента. Это принятие четких, справедливых и единых для всех правил поведения, а также формирование доверия между педагогами и детьми.

Согласно исследованиям, в коллективах, в которых осуждалась агрессия, ее проявлений действительно становилось меньше. Издевательства просто не воспринимались как способ решения проблем, и обидчики не могли навязать свой стиль общения всем.

Не менее важно выстроить конструктивные отношения между педагогами и детьми.

Доверие между взрослым и ребенком в школе снижает риски виктимизации.

Школьники должны быть уверены в том, что в случае проблем могут попросить помощи у взрослых.

Травли меньше в коллективах, в которых учителя и другие сотрудники гарантированно вмешиваются в конфликты школьников.

Но беда в том, что жертвы не всегда обращаются за помощью. Детей, которые долго подвергаются нападкам и молчат об этом, значимо больше, чем тех, кто, сообщив о буллинге, смог вырваться из этого круга. Нужно много работать с ребятами, подвергшимися виктимизации.

Помощь жертвам травли

Одними советами о том, что надо уметь за себя постоять (а это тоже распространенная, хотя неэффективная учительская стратегия), не обойтись. Жертве нужна поддержка взрослых. Но даже сама просьба о помощи может быть для подростка стрессом.

Решая, стоит ли обратиться к учителю, ребенок оценивает возможные негативные последствия этого. В исследовании о британских школьниках выяснилось, что подростки избегают обращаться к педагогу прежде всего по трем причинам: неодобрение одноклассников (75,5%), переживание собственной слабости (64,2%) и желание самостоятельного решить проблему (58,8%). То есть поиск помощи может ассоциироваться со снижением статуса и потерей самоуважения.

Именно поэтому критически важна реакция взрослых на первое упоминание ребенка о пережитом издевательстве. Любое несерьезное отношение к такому разговору может привести к замалчиванию проблемы: подросток будет переживать травму в одиночестве. Риски виктимизации выше у тех ребят, у кого не сложились хорошие отношения с родителями и учителями.

Поддержка друзей

Круг друзей — неплохая защита. Поддержка со стороны сверстников снижает агрессию в адрес учеников с высокими рисками виктимизации.

Воспитание булли

Эксперты назвали главные векторы работы с агрессором.

Во-первых, до него нужно донести всю серьезность вреда, который он наносит своими действиями, дать понять, что чувствует объект его насмешек и издевательств.

Артур Реан, профессор, руководитель Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ

Мария Новикова, научный сотрудник Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ

Эта проблема знакома всем учителям. И с каждым годом становится все острее. От этой ситуации страдают все: ученики класса, учителя, родители. Почему таких детей становится все больше? Какие есть способы решения этой проблемы? Как вести себя учителю?


Ситуация появления в классе неуправляемого и даже агрессивного ученика – настолько болезненная, что подчас вынуждает родителей остальных учеников идти на крайние меры. Например, в Туле около 20 учеников одного класса перешли на домашнее обучение, а в Москве родители устроили забастовку и оставили своих детей дома на несколько дней.

Среди пользователей Педсовета много опытных, высокопрофессиональных педагогов, которые могут дать квалифицированный совет практически в любой ситуации. Мы просим вас в комментариях поделиться своими рекомендациями, как поступать учителю, в классе которого есть неуправляемый ученик.

Пока же мы поговорили с детским психологом Татьяной Марковной Ильиной об этой ситуации.

- Татьяна Марковна, верно ли утверждение, что неуправляемые агрессивные дети в школьных коллективах стали появляться только в последние годы, раньше эта проблема не была настолько острой?

- Да, это так. В советские годы в школах уделялось повышенное внимание дисциплине и послушанию, с первого класса детей приучали неукоснительно выполнять все требования администрации и учителя. Поэтому внутренняя агрессия, которая была в некоторых детях, находила выход, как правило, вне школьных стен. Часты были драки, вплоть до стенка на стенку. В последние годы гуманизация школьного образования привела к тому, что правила поведения в школах стали не такие жесткие, отношение к детям изменилось. Многим детям это пошло на пользу, но зато дети с внутренней агрессией стали выплескивать ее на уроках и на переменах.

- А в чем причина такого поведения некоторых детей? Мы часто читаем учительские рассказы о том, что какой-то ребенок изо дня в день срывает уроки, не выполняет заданий, не слышит учителя, пристает к другим детям. Почему это происходит?

- Причина чаще всего психологическая. Современные дети, как и взрослые, живут в стрессогенной обстановке, в состоянии повышенной нервозности. Агрессия – это вид защиты от стресса, способ снять внутреннее напряжение. Конечно, не надо забывать и о неврологических проблемах, которые тоже могут быть причиной такого поведения. В более редких случаях встречаются и психиатрические отклонения.

- И что делать? Как системно можно решить эту проблему?

- У меня нет готового решения, в эффективности которого я уверена, но считаю, что грамотная психологическая диагностика при поступлении в школу необходима всем детям. Психолог может увидеть детей, которым нужна консультация невролога или психиатра, он может дать рекомендации родителям показать ребенка психолого-медико-педагогической комиссии… В любом случае, учителю, в класс которого пришли незнакомые ему дети, помогут в работе результаты такой диагностики и рекомендации психолога о том, как работать с тем или иным ребенком.

- Но сейчас этого нет. И вряд ли появится в ближайшем будущем. А что сегодня делать учителю, в классе которого есть такой ученик или ученики?

- Решить эту проблему учитель в одиночку не сможет. Здесь необходимо сотрудничество учителя, администрации и родителей. В моей практике встречались дети с такими проблемами, параллельно работе с ребенком я рекомендовала родителям какое-то время походить с ребенком в школу, посидеть рядом с ним на уроках. Во-первых, это помогало родителям увидеть своего ребенка в непривычной им, школьной обстановке, во-вторых, помогало учителю проводить уроки, не отвлекаясь на урезонивание неуправляемого ребенка (этим занимался родитель), а в третьих, это приучало ребенка вести себя спокойнее, усваивать правила поведения на уроке и на перемене.

Это мнение психолога. А что скажут учителя?

Советы педагогов:

Анна Назаретян: "Давайте начнём с того, что дети с агрессивным поведением как правило сами по себе такими не становятся. Скорее всего это проблемы сна или восприимчивости к раздражителям. В наше время усугубляемые постоянным включением в сеть. С родителями таких детей тяжело, так как как правило их мнение - это расхожее мнение большинства, удобное им для переваривания. Они или обвинят школу и учителя в непрофессионализме или действительно скажут, что и сами не знают что делать. Поэтому работу с такой семьёй надо проводить с того, что убедить их, что вы полностью на стороне их ребёнка, а потом начинать задавать вопросы. Люди будут рады показать свою эрудицию. Начните с простого, сколько надо часов сна человеку, знакомы ли они с фазами сна и бодроствования. Пусть сами расскажут как и сколько спит их ребёнок. Ну и все в таком роде. Относительно самого ребёнка, то такие дети должны чувствовать защиту, а защиту они могут почувствовать только прочувствовав силу учителя. Это и есть профессиональная подготовка. Учитель, увы, морально должен быть всегда готов к встрече с таким ребёнком и его выходкам. Отпор учителя всегда должен быть, он хозяин в классе. В классе с таким ребёнком не место демократии в нашем однобоком понимании. Любое, самое малозаметное замешательство хуже простого спокойного молчания. Покажите ребёнку что вы осмысливаете его поступок, а затем ясно и точно охарактеризуйте его как неприемлемый. Не угрожайте, тем более если не сможете выполнить свою угрозу. Но у вас в руках такое оружие, как предмет. Дайте задание и поставьте объективную оценку. Включение в работу и требование её выполнения - мощный инструмент. Но не перегибайте. У ребёнка должен быть шанс справится на удовлетворительно. Получая одну и ту же предсказуемую реакцию, ребёнок вскоре прекратит провокации на уроке. Давайте точные и развернутые характеристики, почему и за что была выставлена оценка по предмету".

Фатима Кудзиева: " Выход один-на правовой основе заставить родителей следить за ментальным здоровьем своего ребенка. "

Диляра Казыханова: "В школах должна быть служба профилактики, например психолог +социальный педагог, которые бы занимались постоянно с такими детьми, а сейчас всё скинули на учителя, и он один должен разорваться. Разве нельзя оптимизировать систему образования так, чтобы было больше людей непосредственно работающих с детьми, а не с документами. Сократить те же отделы образования и т. п".

Читайте также: